К порядковым числительным добавляются падежные окончания. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз, например: ученики 1 и 2-го классов. К порядковым числительным, записанным римскими цифрами, падежные окончания не ставятся.
Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся, например: Гл. 3, на рис. 4, в Приложении 1, в Таблице 5.
Иллюстрации
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует, и слово «рис.» под ней писать не нужно.
Иллюстрация должна иметь название (заголовок), которое помещают над ней. Заголовок иллюстрации должен точно отражать представленное в ней содержание. Если приведенные данные охватывают определенный период времени, в заголовке следует указать его хронологические рамки. Сокращения в заголовках иллюстраций не допускаются. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).
Фотографии и рисунки независимо от способа изготовления тоже считаются иллюстрациями и оформляются соответственно (слово «рис.», номер и название). Если не представляется возможным внедрить их в текст с помощью текстового процессора, то они должны быть наклеены на стандартные листы (А4).
Сокращения
Общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний в русском языке установлены ГОСТ 7.12–93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». Сокращению подлежат различные части речи. Для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение независимо от рода, числа, падежа и времени.
При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: рисунок— рис.; институт— ин-т. Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений (век— в., год— г.) и отдельных слов, приведенных в специальном разделе стандарта.
Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в стандарте. Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на образованные от них прилагательные, глаголы и страдательные причастия, например: доработка, доработал, доработанный — дораб.
Прилагательные и причастия, оканчивающиеся на: -авский; -ельский; -кий; - адский; -енный; -ний; -ажный; -енский; -ный; -азский; -ентальный; -ованный; - айский; -ерский; -овский; -альный; -еский; -одский; -альский; -иальный; -ольский;
-анный; -ийский; -орский; -анский; -инский; -ский; -арский; -ионный; -ской; - атский; -ирский; -ческий; -ейский; -ительный; -ельный; -ический— сокращают отсечением этой части слова.
Прилагательные, оканчивающиеся на -графический, -логический, -омический, сокращают отсечением следующих частей слова: -афический, -огический, - омический, например: географический— геогр.; биологический— биол.; астрономический— астрон.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например: крайний— крайн.; ученый— учен.
Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то слово при сокращении должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например: польский— пол.; сельский— сел.
Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из согласных, например: классический— клас.; металлический— метал.
Если слово можно сократить отсечением различного количества букв, при его сокращении следует опускать их максимальное количество, например: фундаментальный— фундаментал.; фундамент.; фундам.; следует сократить: фундам.
Если при наиболее кратком варианте сокращения возникает затруднение в понимании текста, следует применять более полную форму сокращения, например: комический— комич.; статический— статич.
Прилагательные и причастия в краткой форме сокращают так же, как и в полной форме, например: изданный, издан, издано— изд.
Слова, отличающиеся только приставками, сокращают одинаково, например: автор— авт.; народный— нар.; соавтор— соавт.; международный— междунар. При сокращении сложных слов и словосочетаний учитывается следующее:
• в сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющие сложное слово, например: микрофиша— мфиша; видеофонограмма— видеофоногр.; диафильм— дф.;
• в сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, и сокращение также записывают через дефис, например: профессионально-технический— проф.-техн.;
• в словосочетании сокращают каждое слово, например: географическая карта— геогр. к.;
Прописные и строчные буквы, а также точки применяются в сокращениях в соответствии с правилами грамматики русского языка.
Сокращение обозначается точкой. Точку не ставят, если сокращение образовано стяжением и сокращенная форма оканчивается на ту же букву, что и полное слово, например: издательство— изд-во.
Сокращение слова или словосочетания не допускается, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста библиографической записи. Общепринятые аббревиатуры (акронимные сокращения) допускается включать в текст без расшифровки, например: РФ; США; ООН. Аббревиатуры, не имеющие общеизвестного значения, при первом
упоминании предваряются полной формой, например: развивающее обучение (РО), повышение квалификации (ПК),
система дистанционного образования (СДО), система повышения квалификации в форме дистанционного образования (СПКДО), учебно-методический комплект (УМК) и т.д. При последующем употреблении они могут уже не расшифровываться.
Приложение 1
Вверху указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по литературе).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс.
Еще ниже — ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
При оценке реферата учитывают:
• полноту и логическую стройность изложения;
• обоснованность тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;
• точность определения философских понятий, категорий, принципов и законов;
• степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом; • связь рассматриваемых положений с жизнью;
• возможность использования результатов реферата в дальнейшей исследовательской деятельности (для участия в студенческой научной конференции, для подготовки статьи и т.д.).
Реферат не получит положительной оценки, если:
• теоретические положения изложены поверхностно;
• творческая работа с литературой подменена списыванием текстов из монографий, статей и т.д.;
• материал механически переписан из учебников, учебных пособий;
• реферат полностью скопирован из Интернета или из другого источника;
• использована явно устаревшая литература;
• реферат переполнен цитатами, изложением чужих точек зрения, трудно определить, что же в реферате авторское;
• реферат оформлен небрежно, проигнорированы требования, предъявляемые к подобного вида работам.
Реферат студенты сдают на кафедру философии до начала экзаменационной сессии, чтобы преподаватель имел возможность его проверить и дать оценку. Содержание реферата и критические замечания преподавателя могут быть предметом обсуждения во время сдачи экзамена. Незачтённый реферат студенты дорабатывают с учётом замечаний преподавателя и повторно сдают на проверку. Преподаватель на экзамене может уточнить самостоятельность выполнения работы через дополнительные вопросы. Работу над рефератом преподаватель учитывает при проставлении экзаменационной оценки.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.