Употребление порядковых числительных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К порядковым числительным добавляются падежные окончания. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз, например: ученики 1 и 2-го классов. К порядковым числительным, записанным римскими цифрами, падежные окончания не ставятся.

Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся, например: Гл. 3, на рис. 4, в Приложении 1, в Таблице 5.

Иллюстрации

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует, и слово «рис.» под ней писать не нужно.

Иллюстрация должна иметь название (заголовок), которое помещают над ней. Заголовок иллюстрации должен точно отражать представленное в ней содержание. Если приведенные данные охватывают определенный период времени, в заголовке следует указать его хронологические рамки. Сокращения в заголовках иллюстраций не допускаются. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Фотографии и рисунки независимо от способа изготовления тоже считаются иллюстрациями и оформляются соответственно (слово «рис.», номер и название). Если не представляется возможным внедрить их в текст с помощью текстового процессора, то они должны быть наклеены на стандартные листы (А4).

Сокращения

Общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний в русском языке установлены ГОСТ 7.12–93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». Сокращению подлежат различные части речи. Для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение независимо от рода, числа, падежа и времени.

При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: рисунок— рис.; институт— ин-т. Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений (век— в., год— г.) и отдельных слов, приведенных в специальном разделе стандарта.

Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в стандарте. Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на образованные от них прилагательные, глаголы и страдательные причастия, например: доработка, доработал, доработанный — дораб.

Прилагательные и причастия, оканчивающиеся на: -авский; -ельский; -кий; - адский; -енный; -ний; -ажный; -енский; -ный; -азский; -ентальный; -ованный; - айский; -ерский; -овский; -альный; -еский; -одский; -альский; -иальный; -ольский;

-анный; -ийский; -орский; -анский; -инский; -ский; -арский; -ионный; -ской; - атский; -ирский; -ческий; -ейский; -ительный; -ельный; -ический— сокращают отсечением этой части слова.

 

Прилагательные, оканчивающиеся на -графический, -логический, -омический, сокращают отсечением следующих частей слова: -афический, -огический, - омический, например: географический— геогр.; биологический— биол.; астрономический— астрон.

Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например: крайний— крайн.; ученый— учен.

Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то слово при сокращении должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например: польский— пол.; сельский— сел.

Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из согласных, например: классический— клас.; металлический— метал.

Если слово можно сократить отсечением различного количества букв, при его сокращении следует опускать их максимальное количество, например: фундаментальный— фундаментал.; фундамент.; фундам.; следует сократить: фундам.

Если при наиболее кратком варианте сокращения возникает затруднение в понимании текста, следует применять более полную форму сокращения, например: комический— комич.; статический— статич.

Прилагательные и причастия в краткой форме сокращают так же, как и в полной форме, например: изданный, издан, издано— изд.

Слова, отличающиеся только приставками, сокращают одинаково, например: автор— авт.; народный— нар.; соавтор— соавт.; международный— междунар. При сокращении сложных слов и словосочетаний учитывается следующее:

• в сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющие сложное слово, например: микрофиша— мфиша; видеофонограмма— видеофоногр.; диафильм— дф.;

• в сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, и сокращение также записывают через дефис, например: профессионально-технический— проф.-техн.;

• в словосочетании сокращают каждое слово, например: географическая карта— геогр. к.;

Прописные и строчные буквы, а также точки применяются в сокращениях в соответствии с правилами грамматики русского языка.

Сокращение обозначается точкой. Точку не ставят, если сокращение образовано стяжением и сокращенная форма оканчивается на ту же букву, что и полное слово, например: издательство— изд-во.

Сокращение слова или словосочетания не допускается, если при расшифровке сокращения возможно различное понимание текста библиографической записи. Общепринятые аббревиатуры (акронимные сокращения) допускается включать в текст без расшифровки, например: РФ; США; ООН. Аббревиатуры, не имеющие общеизвестного значения, при первом

упоминании предваряются полной формой, например: развивающее обучение (РО), повышение квалификации (ПК),

система дистанционного образования (СДО), система повышения квалификации в форме дистанционного образования (СПКДО), учебно-методический комплект (УМК) и т.д. При последующем употреблении они могут уже не расшифровываться.

Приложение 1

Вверху указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по литературе).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс.

Еще ниже — ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

 

При оценке реферата учитывают:

 • полноту и логическую стройность изложения;

 • обоснованность тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;

• точность определения философских понятий, категорий, принципов и законов;

 • степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом; • связь рассматриваемых положений с жизнью;

 • возможность использования результатов реферата в дальнейшей исследовательской деятельности (для участия в студенческой научной конференции, для подготовки статьи и т.д.).

Реферат не получит положительной оценки, если:

• теоретические положения изложены поверхностно;

• творческая работа с литературой подменена списыванием текстов из монографий, статей и т.д.;

• материал механически переписан из учебников, учебных пособий;

• реферат полностью скопирован из Интернета или из другого источника;

• использована явно устаревшая литература;

• реферат переполнен цитатами, изложением чужих точек зрения, трудно определить, что же в реферате авторское;

• реферат оформлен небрежно, проигнорированы требования, предъявляемые к подобного вида работам.

Реферат студенты сдают на кафедру философии до начала экзаменационной сессии, чтобы преподаватель имел возможность его проверить и дать оценку. Содержание реферата и критические замечания преподавателя могут быть предметом обсуждения во время сдачи экзамена. Незачтённый реферат студенты дорабатывают с учётом замечаний преподавателя и повторно сдают на проверку. Преподаватель на экзамене может уточнить самостоятельность выполнения работы через дополнительные вопросы. Работу над рефератом преподаватель учитывает при проставлении экзаменационной оценки.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.