Кафедра « Информатика, математика и общегуманитарные науки »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Липецкий филиал

 

 

Кафедра « Информатика, математика и общегуманитарные науки »

Башаримов Ю.П.

Философия

Методические рекомендации

по подготовке эссе

 

направление подготовки: 38.03.01 - Экономика, профиль: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 38.03.05 – Бизнес-информатика, профиль: «ИТ – менеджмент в бизнесе»; 38.03.02 – Менеджмент, профиль: «Финансовый менеджмент»

 (программа подготовки бакалавров)

 

Липецк 2017

 



Философское эссе

Что такое философское эссе?

Само понятие эссе означает особый литературный жанр относительно небольшого объема и свободной формы. Слово образовано от французского essai – попытка, проба, очерк. Как форма философского текста эссе получило широкое распространение в ХХ веке, хотя родоначальником этого стиля считается Мишель Монтень, собравший в своих «Опытах» (1580), небольшие очерки на самые разные темы, от частных и политических, до философских.

Философское эссе содержит собственные размышления автора над обозначенной в названии проблемой. В нем автор объясняет свое видение существа проблемы, высказывает и аргументирует собственные позиции по аспектам данной проблемы.

Обращаясь к написанию философского эссе, студент должен быть готов продемонстрировать не только собственную трактовку проблемы, что для эссе является непременным условием, но и определенное знакомство с разработкой этой проблемы в литературе, знание соответствующего теме категориального аппарата, умение последовательно и аргументировано излагать свои мысли. Целью эссе является демонстрация способности размышлять над сложной философской проблемой, и выражать свои мысли в приемлемой для читателя форме.

Можно сказать, что философское эссе, кем бы ни был его автор, необходимо является философствованием, то есть, по определению Хайдеггера, – мышлением в предельных вбирающих понятиях, спрашиванием, которое вкаждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о главном. Другими словами, приступая к написанию эссе, его автор как бы соотносит тему своего размышления с человеком и миром вообще, как если бы от решения и раскрытия этого частного вопроса зависело очень многое.

 

Чем эссе отличается от реферата?

Эссе представляет собой более свободную форму написания философской работы, нежели реферат. В отличие от реферата, автор эссе не претендует на исчерпывающую или общепринятую трактовку темы. Напротив, он стремится показать собственное понимание сути проблемы, аргументировать свою позицию, убедить в ее правильности читателя. Однако выбирая такую форму работы, ее автор не может забывать, что эссе всегда остается лишь одной из многих «попыток» решить ту или иную проблему, поэтому не может и не должен претендовать на «истину в конечной инстанции».

Написание эссе это одновременно и более легкая, и более сложная работа, нежели подготовка реферата. Более легкая, поскольку от автора эссе не требуется такая глубокая проработка темы, как от автора реферата, не требуется знакомства с большим объемом литературы. Форма эссе позволяет обойтись без сносок и оформления ссылок, что так же облегчает работу по грамотному оформлению текста.

Однако эссе это и более сложная работа. Она предполагает умение и желание мыслить, формировать собственную позицию по достаточно сложному вопросу, аргументировать ее. Кроме того, для написания эссе требуются некоторые литературные способности, по крайней мере, способности четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме.

Требования к содержанию эссе.

Несмотря на то, что выше эссе было определено как свободное размышление на заданную тему, оно необходимо должно соответствовать нескольким требованиям, для того чтобы являться собственно философским эссе.

Во-первых, эссе это всегда изложение собственного видения темы, поэтому основная его часть должна состоять из размышлений самого автора, а не быть заимствована из литературы.

Во-вторых, эссе это именно размышление, то есть высказывание некой идеи и ее аргументация, доказательства, пояснения. Недопустимо включать в эссе голословные (то есть ничем не подкрепленные) утверждения, тезисы без доказательств.

Аргументация эссе не обязательно носит логическую форму. Очень часто авторы таких произведений, желая объяснить свою мысль, прибегают к примерам из личной жизни, литературы, или даже целиком, вымышленным ситуациям. Главное здесь, что бы мысль автора была понятна, а его объяснение вызывало доверие.

В-третьих, эссе это именно литературная форма, поэтому стиль и образы играют в нем не последнюю роль.

 

Форма эссе.

Эссе пишется в прозе. Но, в отличие от реферата, может содержать сколько угодно эпиграфов, стихотворных или иных вставок.

Эссеистическому стилю свойственны образность и эмоциональность. Может отсутствовать сквозная логика изложения – то есть текст может состоять из ряда фрагментов, непосредственно не продолжающих друг друга, но связанных воедино какой-то ассоциацией, образом, сюжетом, героем. Многие эссе строятся на парадоксальных, взаимоисключающих утверждениях, которые диалектически соединяются автором лишь в конце. Нередко эссе придается разговорная интонация, или форма обращения к некому лицу.

 

Требования к оформлению эссе.

Титульный лист эссе  содержит указание темы, автора, факультета, курса, специальности, группы.

Форма эссе не предполагает деления текста на главы и параграфы, не требуется ему, соответственно, и оглавления.

Сноски и список литературы оформляется аналогично реферату.

 

Подготовительный этап.

Прежде чем принять решение о написании в качестве самостоятельной работы философского эссе настоятельно рекомендуем познакомиться с тем, что это такое, и трезво оценить свои возможности работать в данном жанре. Для этого необходимо прочитать хотя бы несколько философских текстов этого жанра. В качестве таких образцов можно обратиться кработам А. Камю, , М. Хайдеггера.

 

1. Выбор темы.

1.1. Ознакомьтесь со всем списком предлагаемых тем эссе.

1.2. Выберите несколько тем, которые кажутся вам интересными.

1.3. Подумайте, что бы вы могли и хотели сказать другим по каждой из этих тем.

1.4. Определите, какая из выбранных тем вам более всего знакома.

1.5. Учитывая личный интерес, и собственную осведомленность, остановите свой выбор на одной теме.

1.6. Подтвердите у преподавателя возможность работы над данной темой, при необходимости скорректируйте с ним тему эссе.

2. Формулирование собственной позиции.

2.1. Для удобства работы над текстом эссе советуем делать все рекомендуемые далее записи на левой половине листа, оставляя правую свободной.

2.2. Попробуйте сформулировать и записать в трех-четырех предложениях, что вы можете сказать по теме эссе. Как вам кажется, что в ней самое главное.

2.3. Напишите почему, данная тема волнует вас.

2.4. Развейте мысль каждого предложения. Аргументируйте ее. Запишите отдельными абзацами получившиеся тезисы.

3. Работа с литературой

3.1. В учебной и справочной литературе ознакомьтесь с распространенной трактовкой выбранной вами темы, обращая внимание на имена философов (именно философов, а не авторов учебников или монографий), и названия их работ по данной теме.

3.2. Выпишите названия заинтересовавших вас работ.

3.3. Ознакомьтесь с выбранными работами по теме. И сделайте их конспекты.

3.4. В отличие от работы с литературой при подготовке реферата, работая над эссе, вам следует обращать внимание не только на то, что говорится в книге, но и на то, как это согласуется с вашей позицией.

3.5. Сделайте дополнительные записи на полях ваших конспектов, указывая, согласны ли вы с мыслью автора, чем ее можете дополнить,или что на нее возразить.

4. Разработка аргументации.

4.1. Уточните свое понимание существа проблемы, над которой вы работаете. Запишите, что, на ваш взгляд, является в ней самым главным, какие вопросы входят в эту проблему.

4.2. Обдумайте и запишите, в одном двух предложениях, свое понимание каждого из этих вопросов.

4.3. Перечитайте свои записи и подумайте, почему вы придерживаетесь именно таких взглядов. Для каждого из записанных тезисов подберите объяснения, аргументы, поясняющие и доказывающие его.

4.4. Кратко запишите свою аргументацию. Хорошо, если в разработке аргументов вы будите опираться на прочитанную по теме литературу.

5. Обдумывание формы эссе.

5.1. Перечитайте, разработанные вами тезисы, и постарайтесь придумать для них выигрышную форму подачи. Тот сквозной образ, идею, стиль, который придаст вашему тексту форму эссе.

5.2. Попробуйте несколько вариантов: рассказ, связанный с событиями личной жизни, спор или диалог нескольких лиц, размышление вслух, монолог какого-то литературного персонажа, эпистолярная форма (письма).

5.3. Добавьте к записям параграфов 2 и 4 найденные вами образы, сюжеты и т.д., запишите их в правой половине листа, напротив соответствующих им тезисов.

6. Написание текста эссе.

6.1. Если вы этого еще не сделали, прочитайте любое философское эссе.

6.2. Перечитайте записи получившиеся у вас в результате работы. Выделите в них три части – введение, основную часть, заключение.

6.3. Напишите введение, поясняя в нем тему эссе, свое понимание этой темы и ее аспектов.

6.4. Напишите основную часть, выделив в ней свои главные позиции в понимании изучаемого вопроса и аргументы, поясняющие и подтверждающие эти позиции.

6.5. Оформите сноски. (Подробнее о сносках и их оформлении, смотрите соответствующий раздел методических рекомендаций к написанию реферата).

6.6. Напишите заключение, в котором подведите итог своим размышлениям над темой. Стараясь не повторять предыдущий текст.

6.7. Отдохните, не обращайтесь к тексту эссе несколько дней.

6.8. Перечитайте получившийся текст, внося правку.

6.9. Подготовьте чистовой вариант текста эссе.

7. Сдайте эссе преподавателю лично или в указанную аудиторию и ждите результата.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ

Философия бытия (онтология)

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Философский смысл проблемы бытия.

3. Основные формы и диалектика бытия.

4. Бытие бога: попытки доказательства и их критика.

5. Проблема материи в современном материализме и естествознании.

6. Современная наука о системной организации материи.

7. Эволюция Вселенной в свете современных естественно-научных преставлений и их

философская интерпретация.

8. Понятие движения в истории философии и науки.

9. Современная наука о структуре материального мира.

10. Философские аспекты теории относительности.

11. Специфика пространственно-временных характеристик в различных типах

материальных систем.

12. Проблема бесконечности мира.

13. Современные представления о сущности и происхождении сознания.

14. Сознание и мозг в свете современных данных науки.

15. Мозг и машина.

16. Философский смысл проблемы искусственного интеллекта.

17. Проблема сознания в религиозной философии.

18. Проблема бессознательного в свете современных данных науки.

19. Парапсихология: «за» и «против».

20. Психофизическая саморегуляция и проблема сознания.

21. Человеческое сознание и космос.

22. Проблема сознания, души, духа в истории философии.

23. Материалистическая диалектика — методология современного научного познания.

24. Развитие: единство преемственности и обновления.

25. Проблема связи и развития в истории философии.

26. Принцип системности в материалистической диалектике и в частных науках.

27. Проблема противоречивости движения.

28. Социальные противоречия, особенности в формах проявления и разрешения.

29. Концепция причинности в философии и науке.

30. Детерминизм как философская концепция.

Социальная философия

1. Социальная философия, её предмет.

2. Основные функции социальной философии и их взаимоотношение.

3. Основные исторические этапы развития и направления социальной философии.

4. Проблема гармонии социальной жизни в истории философии.

5. Познание природы и познание общества: сходство и различия.

6. Философские проблемы взаимоотношения природы и общества.

7. Естественная и искусственная природа, их специфика и взаимосвязь.

8. Единство и соподчиненность природы и общества.

9. Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.

10. Основные этапы эволюции философских представлений о взаимосвязи

общества, человека и природы.

11. Современная экологическая ситуация и пути решения её проблем.

12. Идея ноосферы: П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский.

13. Экологические проблемы в современной России.

14. Концепция устойчивого развития России (социально-философский аспект).

15. Современные представления о системности в обществе.

16. Экономическая жизнь общества: сущность и основные компоненты.

17. Экономическое сознание: сущность и структура.

18. Макс Вебер и Карл Маркс о развитии общества: сопоставительный анализ.

19. Место и роль государства в политической системе общества.

20. Политическое сознание: структура, уровни и виды.

21. Основные разновидности современной политической идеологии.

22. Политика и идеология: взаимовлияние и различия.

23. Сущность и основные функции права.

24. Правовое государство: идея и реальность в современной России.

25. Духовное производство, его сущность и основные виды.

26. Есть ли прогресс в искусстве?

27. Современные теории социальной структуры общества.

28. Анархизм и тоталитаризм: сущность и теоретические источники.

29. Искусство и политика.

30. Идея совершенного государства в истории философии и современность.

31. Проблема социального равенства в истории философии.

32. Авторитаризм: его проявления, экзистенциальные и социальные истоки.

33. Государство для человека или человек для государства?

34. Метафизические истоки бунта (Альбер Камю).

35. Революция: разрушение или созидание?

36. Идея ненасилия в истории философии.

37. Теория «социальной мобильности» Питирима Сорокина и современность.

38. Современные представления о революции и её роли в истории.

39. Народ как социальная целостность: реальность или миф?

40. Проблема общественного прогресса в истории философии.

41. Смысл и направленность истории в христианской философии.

42. Прогресс всемирной истории в концепции Н.Я. Данилевского.

43. Освальд Шпенглер о культуре и цивилизации.

44. Понятие цивилизации в философии и исторической науке.

45. С. Хантингтон о конфликте цивилизаций.

46. Современные концепции о направленности человеческой истории.

47. Существуют ли смысл и цель истории?

48. Современные теории модернизма.

49. Карл Ясперс о смысле истории.

50. Арнольд Тойнби о стадиях развития цивилизации.

51. Культура и цивилизация.

52. Роль традиции и новации в становлении и развитии культуры.

53. Россия в диалоге культур Востока и Запада.

54. Личность и культура.

55. Феномен культуры: проблемы определения.

56. Элитарная и массовая культура.

Философская антропология

1. Философская антропология, ее предмет

2. Основные понятия философской антропологии.

3. Основные этапы развития философской антропологии.

4. Происхождение человека, его специфика в ряду других существ.

5. Философские учения о природе человека

6. Человек как высшая ценность бытия.

7. Антропологический период развития античной философии. Софисты и Сократ.

8. Учение о бессмертии души в философии Платона.

9. Аристотелевское понимание человека.

10. Учение о человеке как микрокосмосе в философии Николая Кузанского.

11. Натуралистический подход к исследованию человека в философии Нового

времени.

12. Человек – машина, человек – растение в философии Ламетри.

13. Антропология Г.В.Ф. Гегеля.

14. К. Маркс о сущности человека.

15. М. Шелер о положении человека в космосе.

16. Иррациональный подход к человеку в творчестве представителей психоанализа.

17. Проблема человека в русской религиозной философии начала ХХ века.

18. Человек в философии русского космизма.

19. Современные представления о сущности человека.

20. Биологическое и социальное в человеке.

21. Танатология: сущность и основные проблемы.

22. Проблема конечности человеческого бытия.

23. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории человеческой мысли.

24. Историческое и экзистенциальное в человеке.

25. Индивидуальные и общественные интересы, их взаимодействие.

26. Свобода как основная ценность человека.

Липецкий филиал

 

 

Кафедра « Информатика, математика и общегуманитарные науки »

Башаримов Ю.П.

Философия

Методические рекомендации

по подготовке эссе

 

направление подготовки: 38.03.01 - Экономика, профиль: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 38.03.05 – Бизнес-информатика, профиль: «ИТ – менеджмент в бизнесе»; 38.03.02 – Менеджмент, профиль: «Финансовый менеджмент»

 (программа подготовки бакалавров)

 

Липецк 2017

 



Философское эссе

Что такое философское эссе?

Само понятие эссе означает особый литературный жанр относительно небольшого объема и свободной формы. Слово образовано от французского essai – попытка, проба, очерк. Как форма философского текста эссе получило широкое распространение в ХХ веке, хотя родоначальником этого стиля считается Мишель Монтень, собравший в своих «Опытах» (1580), небольшие очерки на самые разные темы, от частных и политических, до философских.

Философское эссе содержит собственные размышления автора над обозначенной в названии проблемой. В нем автор объясняет свое видение существа проблемы, высказывает и аргументирует собственные позиции по аспектам данной проблемы.

Обращаясь к написанию философского эссе, студент должен быть готов продемонстрировать не только собственную трактовку проблемы, что для эссе является непременным условием, но и определенное знакомство с разработкой этой проблемы в литературе, знание соответствующего теме категориального аппарата, умение последовательно и аргументировано излагать свои мысли. Целью эссе является демонстрация способности размышлять над сложной философской проблемой, и выражать свои мысли в приемлемой для читателя форме.

Можно сказать, что философское эссе, кем бы ни был его автор, необходимо является философствованием, то есть, по определению Хайдеггера, – мышлением в предельных вбирающих понятиях, спрашиванием, которое вкаждом вопросе, а не только в конечном итоге спрашивает о главном. Другими словами, приступая к написанию эссе, его автор как бы соотносит тему своего размышления с человеком и миром вообще, как если бы от решения и раскрытия этого частного вопроса зависело очень многое.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.