Курсовая работа (КР) является одним из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы обучающегося. Выполнение КР предусмотрено учебным планом подготовки юристов по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и является обязательным для всех обучающихся. Написание обучающимися курсовых работ способствует более углубленному изучению предмета и служит проверкой глубины и прочности знаний.
Выполнение КР рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение и в объеме, предусмотренном учебным планом для очной (заочной) формы обучения.
Выполнение обучающимся КР осуществляется на заключительном этапе изучения дисциплины.
Форма выполнения КР, периодичность и система оценок определяется колледжем самостоятельно по каждой специальности.
В ходе выполнения КР осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций согласно видам профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО.
Выполнение студентом КР по дисциплине проводится с целью:
Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным дисциплинам и междисциплинарным курсам.
Углубления профессиональных компетенций в соответствии с заданной темой.
Формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов.
Формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию.
Развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся.
КР - это содержательное, самостоятельное, выполненное под руководством преподавателя исследование. КР имеет теоретическую составляющую анализа актуальных вопросов, проблем, а также содержит анализ практического опыта в рамках дисциплины.
Целями выполнения КР для обучающегося являются:
овладение начальными навыками исследовательской деятельности;
формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;
развитие навыков анализа изученного материала;
повышение самооценки интеллектуального труда;
умение письменно излагать свои мысли, правильно оформить работу.
Курсовая работа - итоговый результат изучения дисциплины. Обучающийся должен раскрыть содержание избранной темы, продемонстрировать свободное владение научным аппаратом дисциплины.
При написании работы необходим творческий подход, студент обязан уметь формулировать собственные выводы на основе изученной литературы. Теоретические положения работы необходимо подкреплять конкретными примерами и фактами.
Задачи, которые ставятся непосредственно перед обучающимися по КР, включают:
- изучение литературы, справочных и научных источников, нормативных правовых актов по теме исследования;
- самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме, выдвигающихся отечественными и зарубежными специалистами;
- определение объекта и предмета исследования по курсовой работе;
- обобщение предварительно полученных выводов в целях дальнейшей их разработки в дипломной работе.
Написание КР позволяет студенту сформировать и продемонстрировать такие компетенции как:
- знание терминологического аппарата базовых дисциплин;
- определение основных тенденций развития в области исследуемой проблемы;
- выявление связи теоретических основ и прикладного исследования;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение формулировать выводы на основе самостоятельно проведенного исследования;
- свободно владеть нормами и средствами работы с полученной информацией;
- умение отстаивать свою точку зрения на публичной защите;
- владение техникой ведения дискуссии;
- умение выдвигать обоснованные аргументы;
- знание и соблюдение этических норм как общечеловеческих, так и своей сферы деятельности.
Написание всех КР, предусмотренных учебным планом, является необходимым этапом, предшествующим написанию и защите выпускных квалификационных работ.
Таким образом, в КР:
- должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы;
- обоснована их актуальность;
- изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования;
- она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний;
- содержит выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и, таким образом, носит целостный и завершенный характер.
Выполнение КР включает ряд этапов:
1) выбор темы и изучение литературы;
2) разработка рабочего плана и основных вопросов;
3) сбор, анализ и обобщение материалов по теме;
4) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
5) оформление курсовой работы;
6) оценка курсовой работы руководителем;
7) защита курсовой работы.
Выбор темы исследования
Тематика КР разрабатывается преподавателями отделения и утверждается на заседании П(Ц)К в рамках требований ФГОС СПО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Обучающемуся предоставляется право выбора темы КР. Обучающийся может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Выполнение КР по одной теме группой обучающихся допускается в исключительных случаях по разрешению заместителя директора колледжа по учебной работе.
КР выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя гуманитарно-экономического отделения. Студент вместе с руководителем КР составляет план ее выполнения, обсуждает с ним структуру и график выполнения заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т.п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет предварительную оценку законченной работе.
Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, полная самостоятельность предоставляется студенту. Единственное обязательное условие - это соответствие темы курсовой работы требованию ФГОС СПО к содержанию дисциплины.
В одних случаях побудительным мотивом является стремление получить ответ на вопросы, возникшие у студента при изучении дисциплины, в других - желание исследовать малоизученную проблему и т.д. Вне зависимости от подхода к выбору темы, главное, чтобы она вызывала интерес у обучающихся.
Если у обучающихся возникает затруднение при выборе темы, они могут обратиться за помощью к преподавателям отделения. Название КР, разделов и подразделов не должны совпадать. Название работы не должно быть слишком громоздким.
При выборе темы студентам рекомендуется исходить из следующих критериев:
Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет более глубоко разобраться в наиболее трудных вопросах курса, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.
Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес обучающихся и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы.
Курсовая работа впоследствии может быть основой теоретической части выпускной квалификационной работы. Поэтому следует учесть такую возможность при выборе темы КР. Выполнение выпускной квалификационной работы на основе курсовой работы является оптимальным вариантом во всех отношениях.
Ориентация на профессиональную деятельность.
Наличие источников и литературы. До окончательного выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества нормативных правовых источников и литературы по данной проблеме.
К другим критериям можно отнести актуальность темы (практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.
Желательно, чтобы курсовая работа отражала специфику будущей профессиональной деятельности и имела общую сквозную тематику вплоть до выпускной квалификационной работы.
Требования, предъявляемые к написанию курсовой работы
Составление структуры КР - важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки курсовой работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в содержание.
Материал КР располагается в следующем порядке:
Титульный лист (Приложение А).
СОДЕРЖАНИЕ (Приложение Б).
ВВЕДЕНИЕ
Основная часть КР, состоящая из 2-3 глав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (Приложение Д)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Введение должно быть кратким (2-3 страницы). В некоторых случаях Введение рекомендуется писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть исследования в процессе изучения претерпевает значительные изменения.
Во введении отражается основная характеристика КР по следующим направлениям:
– обоснование актуальности избранной темы;
– цели и задачи исследования;
– описание объекта и предмета исследования;
– выбор методов исследования;
– общий анализ источников и литературы;
– описание экспериментальной базы;
– указание авторской новизны и творческой самостоятельности.
Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Предполагает указание причин, которые обусловили необходимость данного изучения.
Из чего следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики.
Первое связано с недостаточной изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.
Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обосновывается привлечением статистической, нормативной информации, мнения специалистов, законодательных актов. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что …».
Цели и задачи исследования - это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования, некоторый образ будущего (например, изучение научной литературы по выбранной теме; овладение специфическими методами исследования; систематизация знаний по какой-либо научной проблематике и т.д.).
Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель курсовой работы - …» или «Целью данной работы является (определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, выявление, анализ,) …
В соответствии с целью исследования, логически определяются задачи работы (должно быть не менее четырех задач). Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы.
Рекомендуется формулировать задачи с глаголов в форме перечисления:
- «изучить…»,
- «выявить…»,
- «проанализировать…»,
- «разработать..»,
- «описать…» и т.п.
Объект и предмет исследования. При проведении исследовательской работы объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное.
Объект исследования - это то, что непосредственно изучается в ходе КР, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, и избранное для изучения в целом.
Предмет - это то, что находится в границах объекта, он вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование.
Например, объектом являются общественные отношения в сфере пенсионного обеспечения, а предметом исследования – нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации. Именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы.
Степень научной разработанности темы исследования - это общий анализ источников и литературы. Обзор литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знания тех подходов, которые были предложены различными авторами по данной проблеме. Требования к обзору литературы предполагают не только цитирование источников или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, т.е. соответствие выбранной теме, целям и задачам исследования.
Определение теоретических основ и методов исследования. В зависимости от масштабов исследования уместно разграничить методы исследования на общелогические, общенаучные и частнонаучные.
Авторская научная новизна. В КР необходимо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающее данное утверждение.
Что может составить новизну курсового исследования?
1 изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт;
2 изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;
3 переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;
4 изучение известных в науке явлений и процессов более совершенными методами;
5 сопоставление, сравнительный анализ протекания процессов и явлений;
6 измененные условий протекания изучаемых процессов;
7 уточнение категориального аппарата дисциплины, определение типологии, признаков, специфики изучаемого явления.
Практическая значимость исследования может заключаться в возможности:
– решения на их основе той или иной практической задачи.
Основная часть курсовой работы должна включать не менее 2 разделов: теоретического и практического, разделенных на подразделы. Общее количество подразделов, как в теоретическом, так и в практическом разделах должно быть не менее трех и не более пяти.
Каждое заглавие раздела или подраздела должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждом разделе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в подразделах - отдельные части вопроса.
Названия разделов и подразделов не должны совпадать между собой и не должны совпадать с темой КР, но при этом должны быть с ней связаны содержательно. Названия разделов и подразделов должны представлять законченные словосочетания. Объем каждого подраздела должен составлять примерно 5-6 страниц печатного текста.
В теоретическом разделе основной части КР рассматривается история изучаемых вопросов, излагаются имеющиеся в литературе способы их решения, излагаются теоретические аспекты темы, рассматриваются дискуссионные вопросы.
Если исследование связано с вопросами, требующими анализа нормативных документов, то он должен быть представлен в подразделе 1.1 первой главы. В подразделах 1.2-1.5 дается анализ библиографических источников, на которые опирается студент в ходе исследования. Если в ходе анализа приводятся фрагменты из указанных в списке литературы библиографических источников, они оформляются как цитаты. Сноска дается после цитаты в квадратных скобках с указанием порядкового номера библиографического источника из приведенного в конце исследования списка использованной литературы и указания страницы в этом источнике, на которой расположен данный фрагмент. Например, [2; 4] – данная сноска указывает на второй в списке библиографический источник, на страницу 4 в этом источнике, на которой расположен фрагмент, процитированный в КР. Сноски внизу страницы, в конце разделов и подразделов или всего текста КР не допускаются.
В практическом разделе основной части КР описываются проведенные студентом наблюдения и эксперименты, исследования и их методика, дается анализ полученных результатов, выводы.
Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Каждый из разделов КР должен заканчиваться краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему разделу КР. Формулирование в конце каждого вопроса краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения.
При написании КР часто употребляются следующие стандартные выражения:
В этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, названной…) работе (статье…) автор (ученый, исследователь, зарубежный, известный, знаменитый…) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает, обращает, заостряет, акцентирует, сосредотачивает внимание, касается, останавливается, убедительно показывает, аргументировано обосновывает, детально анализирует, справедливо отмечает …) ряд (несколько) важных (следующих, определенных, волнующих, основных, существенных, главных, интересных, спорных) вопросов (проблем).
Дается анализ (оценка, обобщение)…, представлена точка зрения…, может быть использована…,представляет интерес…, выявляются особенности, подробно исследуются формы (методы), выявляются сущность (особенности), подчеркивается (указывается, отмечается)…, трудно не согласится с тем, что…, необходимо отметить ряд спорных моментов…
Исключительно важное значение имеет…, дает общую характеристику…, указывается на необходимость…, развивает идею…, мы хотим остановиться на…, в заключении можно сказать…, итак, как видно из…, на основании анализа… можно сделать вывод.
Одной из актуальных проблем (задач, особенностей, направлений, характеристик) является…, в настоящее время актуальность приобретает…, в описываемом исследовании нас интересовали…, такой подход обусловлен…, анализ позволяет утверждать…
Заключение (1-2 страницы) представляет собой изложение результатов КР. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами КР, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.
В данном разделе сообщается, что цели, задачи, которые ставились во введении, выполнены, а выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение. Кроме того, кратко сообщается о полученных результатах и формулируются соответствующие выводы о научной и прикладной значимости рассмотренных вопросов и методов их решения.
В конце КР в определенной последовательности составляется список использованной литературы. Он представляет собой перечень всех нормативных правовых актов, статей, книг и других источников, использованных при выполнении курсовой работы. Данный раздел является самостоятельной частью КР. Он не должен содержать много наименований, но обязательно те, на которые делались ссылки и которые действительно использовались при написании КР.
Список литературы делится на три раздела. Первый представляют официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т.д.), второй - все источники информации, которые использовались при написании КР, третий – интернет ресурсы.
Все библиографические источники (2 и 3 разделы) должны располагаться по алфавиту, включая те из них, в которых описание составлено на название, а не на автора (сборники, антологии, хрестоматии или книги, написанные авторскими коллективами составом более трех человек). Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводят с обязательным указанием источника публикации. В конце библиографического списка приводят описания источников на иностранных языках.
Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется в соответствии с действующими ГОСТами.
В КР может быть приложение, где размещаются необходимые нормативные документы, графический материал (таблицы, схемы, диаграммы и др.), не вошедшие в основной текст. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы) и каждому приложению присваивается буквенный номер. Объем приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц КР. Однако рекомендуется делать не более 10 приложений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 212.