ВВЕДЕНИЕ
Защита выпускной квалификационной работы бакалавра является заключительным этапом итоговой государственной аттестации выпускника. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы высшего профессионального образования, разработанной в университете.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) в соответствии с образовательной программой выполняется в виде бакалаврской работы и представляет собой самостоятельное, логически завершенное, прикладное исследование, которое должно показать степень готовности студента к аналитической и исследовательской деятельности после завершения обучения в университете.
Настоящие методические указания предназначены для студентов кафедры промышленной теплоэнергетики, обучающихся по программе бакалавриата в очной и заочной формах по направлению 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника».
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Общие положения
Выполнение студентом ВКР без руководителя не допускается. Руководитель консультирует студента и контролирует ход подготовки ВКР.
Предварительное задание на выпускную квалификационную работу выдается студенту в начале 7-го или 9-го семестров соответственно для дневной и заочной форм обучения.
В течение первой недели после утверждения темы студент с помощью руководителя разрабатывает план и график выполнения работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы по сбору материалов, изучению источников и литературы, написанию отдельных разделов. График выполнения работы утверждается руководителем.
Консультации нормоконтролера по соответствию ВКР стандартам ЮУрГУ проводятся регулярно в течение всего срока написания работы.
Пояснительная записка ВКР считается законченной, если в ней полностью разработаны все разделы, предусмотренные заданием, и по ним получены положительные заключения консультанта по экономико-управленческой части и руководителя работы.
Кроме пояснительной записки к докладу на защите ВКР должны быть подготовлены графические документы (чертежи и плакат).
Нормоконтроль
На заключительном этапе оформления выпускной работы производится её нормоконтроль на соответствие требованиям стандарта ЮУрГУ. Если работа не отвечает требованиям стандарта, она возвращается на доработку и студент к защите не допускается.
Готовая работа должна быть сброшюрована, подписана автором, консультантом, руководителем, нормоконтролёром и заведующим кафедрой в сроки, соответствующие календарному плану.
Обязательным условием допуска к защите является наличие отзыва руководителя ВКР и рецензии стороннего специалиста.
Студент с готовой и полностью оформленной выпускной работой проходит публичную защиту на кафедре, представляя ее государственной экзаменационной комиссии.
Последовательность подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР) к защите по требованиям нормоконтроля:
Этап 1. Лекция по нормоконтролю
Участие студента в обучающем семинаре-лекции по содержанию требований к нормоконтролю ВКР.
Этап 2. Представление студентом материалов ВКР нормоконтролеру по мере готовности глав ВКР и в соответствии с утвержденным на кафедре промышленной теплоэнергетики графиком работы выпускников для конкретной группы.
График размещен на доске объявлений кафедры промышленной теплоэнергетики.
Этап 3. Оформление материалов в соответствии со стандартом ЮУрГУ (СТО ЮУрГУ 04 - 2008), руководствуясь настоящими методическими указаниями для студентов направления бакалавриата 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника».
Внимание! Формулировка темы ВКР на титульном листе должна полностью совпадать с тематикой работ, утвержденной Приказом ректора ЮУрГУ и быть одинакова на титульном листе ВКР, в задании на работу, в аннотации, в отзыве руководителя ВКР, в рецензии на работу.
Приказ ректора ЮУрГУ с темами ВКР размещен на доске объявлений кафедры промышленной теплоэнергетики.
Этап 4. Очередность проставления подписей и дат на материалах выпускной квалификационной работы (в материалы включаются пояснительная записка, графические материалы – чертежи и плакат к докладу, отзыв руководителя, рецензия на работу) осуществляется в строго определенной последовательности указания дат:
• самая ранняя дата – студент выпускник;
· вторая дата – консультант по разделу Экономика и управление;
· третья дата – руководитель ВКР;
· четвертая дата – нормоконтролер;
· пятая дата – заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики;
· шестая дата – рецензент.
Важно! Дата подписи рецензента на титульном листе и в рецензии должна быть не менее, чем за 2 недели до даты защиты ВКР.
Внимание! Размещение на титульном листе ВКР должностей и фамилий указанных выше лиц определяется стандартом ЮУрГУ.
Этап 5. Проверка работы на плагиат по установленным критериям новизны
Проверку осуществляет руководитель ВКР в системе «Антиплагиат». Автор работы (студент) проводит предварительную проверку и несет ответственность за соответствие работы требованиям новизны.
Этап 6. Оформление отзыва руководителя работы с его подписью
Отзыв составляется и подписывается руководителем выпускной квалификационной работы. Отзыв должен содержать качественную характеристику работы студента в процессе выполнения ВКР, соответствие работы требованиям государственного образовательного стандарта, оценку степени готовности автора к защите своей работы в следующей структуре:
1) характеристика работы студента в период подготовки ВКР;
2) отмеченные достоинства;
3) отмеченные недостатки;
4) какой оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») заслуживает ВКР.
Отзыв зачитывается в процессе защиты дипломного проекта.
В соответствии с требованиями стандарта ЮУрГУ отзыв на ВКР выполняется на одном листе с обеих сторон. В отзыве обязательно указывать полностью фамилию, имя, отчество руководителя ВКР, место его работы, должность, ученую степень, ученое звание.
Форма отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу приведена в ПРИЛОЖЕНИИ М.
Этап 7. Завершающий нормоконтроль
Для прохождения нормоконтроля студент должен представить:
– полностью готовый окончательный вариант пояснительной записки (она должна быть сброшюрована и подписана студентом, консультантом по экономико-управленческой части, руководителем ВКР);
– отзыв руководителя с подписью (не подшивается в ВКР, а прилагается в отдельном файле);
– графические материалы (не менее 5 листов чертежей и 1лист плаката по экономико-управленческой части ВКР, подписанные студентом, консультантом и руководителем);
– электронную копию текста ВКР и презентационных материалов на любом носителе с указанием ФИО студента, группы, темы работы (в отдельном файле).
На работах студентов, успешно прошедших нормоконтроль, ставится подпись нормоконтролера.
Студенты, чьи работы не отвечают требованиям стандарта ЮУрГУ (СТО ЮУрГУ 04-2008), должны исправить все замечания нормоконтролера в пояснительной записке (также внести изменения в электронный вариант ВКР и демонстрационные материалы) и вновь сдать работы на проверку нормоконтролеру.
Этап 8. Допуск к предварительной защите
После прохождения нормоконтроля все материалы, подготовленные студентом к защите, сдаются на кафедру промышленной теплоэнергетики для утверждения заведующим кафедрой. Заведующий кафедрой подписывает титульный лист выпускной квалификационной работы и визирует графические материалы.
Этап 9. Получение внешней рецензии
Рецензентом может быть руководитель предприятия (подразделения), специалист подразделения теплоэнергетического профиля, либо преподаватель (профессор, доцент) родственной кафедры ЮУрГУ энергетической направленности обучения (либо стороннего ВУЗа).
В рецензии дается оценка содержательной части ВКР бакалавра: ее соответствие заданию, современному уровню развития теплоэнергетики, степень использования опыта и достижений передовых предприятий и организаций отрасли, оценивается полнота информационных источников.
Отдельно оценивается оригинальность решений, качество и тщательность выполнения работы, отмечаются выявленные ошибки в работе, если таковые имеются. В рецензии желательно указывать спорные и недостаточно обоснованные решения, по которым возможны и другие варианты. Эти решения обсуждаются на заседании ГАК при защите ВКР бакалавра и способствуют выявлению уровня квалификации студента, его готовности к самостоятельной практической деятельности.
Структуру рецензии можно представить в следующем виде:
- актуальность темы дипломного проекта;
- соответствие содержания работы проектному заданию;
- логичность и последовательность изложения материала;
- полнота раскрытия темы, достижения цели и решения поставленных задач;
- достоверность фактического материала, обоснованность выводов, практическая значимость рекомендаций, практическое освоение, внедрение результатов;
- конкретные замечания по содержанию, выводам, оформлению работы;
- вывод о соответствии дипломного проекта квалификационным требованиям;
- оценка работы («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).
Рецензия должна быть оформлена в соответствии со стандартом ЮУрГУ
– на одном листе с обеих сторон, подписана рецензентом и заверена печатью предприятия, организации или факультета – места работы рецензента. В рецензии обязательно указывать полностью фамилию, имя, отчество рецензента, место его работы и должность, ученую степень (при наличии).
В рецензии обязательно должны быть даны замечания по ВКР студента, на которые студент должен ответить на защите. Замечание должно быть сделано по содержанию работы (не по её оформлению) и может быть следующим: например, в разделе 2 недостаточно полно представлен обзор литературных источников по проблеме …; или: в разделе 9 при сравнении вариантов технических решений не соблюдены все условия сопоставимости...
Внимание! Рецензии без замечаний рецензента приниматься не будут.
В рецензии обязательно должна быть проставлена оценка рецензентом ВКР студента (прописью: либо «отлично», либо «хорошо», либо «удовлетворительно»), подпись рецензента, печать организации.
Рецензия не подшивается в пояснительную записку ВКР, а представляется к защите вместе с отзывом руководителя в отдельном файле и зачитывается на защите.
Кроме рецензии, представленной на отдельном листе, студент должен получить подпись рецензента на титульном листе ВКР, заверенную печатью организации.
Форма рецензии на выпускную квалификационную работу приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Н.
Этап 10. Подготовка доклада к защите ВКР
Для успешного выступления на защите ВКР студенту рекомендуется тщательно подготовить текст доклада. Продолжительность доклада не должна превышать 5–7 минут.
Во время доклада на защите ВКР пользоваться текстом доклада не рекомендуется. Поэтому при его подготовке нужно дома несколько раз повторить доклад без обращения к тексту.
Этап 11. Предварительная защита
Предварительная защита ВКР проводится на кафедре по графику в установленные сроки (за 10–15 дней до защиты). После предварительной защиты принимается окончательное решение о допуске студента к защите ВКР перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
Этап 12. Защита ВКР
Защита выпускной квалификационной работы проводится по расписанию работы ГЭК.
ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1 Общие требования
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть написана научно- литературным стилем и хорошо отредактирована. Опечатки, небрежности оформления, отклонение от стандарта, а также наличие ошибок (орфографических и стилевых) являются основанием для снижения оценки.
Ниже приведены наиболее важные требования по оформлению ВКР в соответствии с действующим СТО ЮУрГУ 04-2008 [1].
2.2 Структурные элементы выпускной квалификационной работы (ВКР) и требования к их содержанию
Законченная выпускная квалификационная работа (ВКР) должна содержать:
– пояснительную записку (80–100 листов формата А4) и приложения к пояснительной записке, которые в объём пояснительной записки не входят, но сшиваются одной брошюрой;
– графические материалы (чертежи – 5 листов, плакат – 1лист).
Пояснительная записка к ВКР состоит из следующих элементов, располагаемых в определенном порядке:
– титульный лист;
– задание на работу;
– аннотация;
– оглавление;
– введение;
– основная часть (разделы, подразделы);
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (при необходимости).
Графические материалы:
– не менее 5-ти листов чертежей;
– 1 плакат по разделу ВКР Экономика и управление.
Краткое описание содержания элементов и частей выпускной квалификационной работы соответствует требованиям стандарта ЮУрГУ [1].
Титульный лист является первым листом ВКР и оформляется по установленной форме, приведенной в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Титульный лист содержит следующие основные реквизиты:
– наименование вышестоящей организации – Министерство образования и науки Российской Федерации;
– наименование организации – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет);
– наименование института – Политехнический институт;
– наименование факультета – Энергетический факультет (или Заочный);
– наименование кафедры – кафедра промышленной теплоэнергетики;
– гриф утверждения для выпускной квалификационной работы, состоящий из слов «ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ», подписи заведующего выпускающей кафедры (с расшифровкой названия кафедры, И.О. Ф.) и даты;
– гриф проверки для выпускной квалификационной работы, состоящий из слов «РАБОТА ПРОВЕРЕНА», подписи рецензента (с расшифровкой должности, места работы, И.О. Ф.), даты и печати организации;
– наименование темы выпускной квалификационной работы без кавычек строчными буквами с первой прописной (заглавной) буквы;
– далее печатается: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА;
– обозначение выпускной квалификационной работы, состоящее из аббревиатуры университета (ЮУрГУ), номера направления (шесть цифр), года работы (четыре цифры), последние три цифры номера студенческого удостоверения, порядковый номер студента в приказе Ректора на дипломное проектирование и аббревиатуры ПЗ ВКР;
– сведения о руководителе ВКР, состоящее из слов: Руководитель работы, должность, И.О.Ф.;
– сведения о консультанте по разделу, состоящее из слов: Консультант по разделу «Экономика и управление», должность, И.О. Ф.;
– сведения о нормоконтролере, состоящее из слов: Нормоконтролер, должность, И.О.Ф.;
– сведения об авторе работы (проекта), состоящее из слов: Автор работы, студент группы, номер группы, И.О.Ф.;
– после слов «Руководитель работы», «Консультант по разделу», «Нормоконтролер», «Автор работы» свободное поле для личной подписи с указанием справа И.О. Ф., далее – поле даты подписания, располагающееся ниже инициалов и фамилии;
– город и год выполнения работы в одной строке.
Задание на выпускную квалификационную работу. Форма задания на ВКР приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Аннотация выпускной работы должна содержать следующие сведения, характеризующие объем и структуру работы:
– фамилию и инициалы автора;
– название работы;
– количество страниц, рисунков, таблиц, использованных литературных источников, количество приложений;
– краткую характеристику темы работы;
– проблемы объекта;
– цели и задачи работы;
– результаты работы.
Рекомендуемый объем текста аннотации до 500 печатных знаков (объём 0,5–0,7 страницы) и размещается на листе с большим штампом. Пример оформления аннотации приведён в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Оглавление выпускной работы включает введение, названия всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список использованных источников информации, приложения (с указанием их номеров и заголовков).
От конца текста до номера страницы дается отточие.
Шрифт в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста ПЗ (прописными буквами печатаются: введение, заголовки разделов, заключение, библиографический список, приложения; строчными с первой прописной буквы печатаются заголовки подразделов и заголовки приложений). Пример оформления оглавления приведён в ПРИЛОЖЕНИИ Г.
Введение. Во введении должна быть раскрыта актуальность темы выпускной работы, определена цель и задачи работы, объект и предмет работы, показаны результаты и возможности применения результатов работы по ее разделам.
Рекомендуемый объем текста введения 1–2 страницы текста. Пример оформления введения приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Д.
Основная часть. Содержание основной части определяется задачами работы, приведенными во введении, специальными методическими указаниями и руководителем работы.
Заключение. Содержит кратко, но аргументировано изложенные основные выводы, полученные в теоретической и практической частях работы, а также оценку степени выполнения поставленных задач и достижения цели ВКР.
Библиографический список. Содержит сведения об источниках (нормативно-технических, литературных, электронных и др.), использованных при написании ВКР. Пример оформления приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Л.
Приложения к пояснительной записке. В приложении помещаются материалы, использование которых в тексте работы неудобно из-за того, что они занимают большой объем (схемы, таблицы, алгоритмы и пр.), а также вспомогательные материалы и промежуточные расчеты. Таблицы, данные которых являются основным материалом для раскрытия темы выпускной работы, помещаются в тексте в соответствии с логикой изложения и должны быть тщательно проанализированы в основной части работы.
Текст пояснительной записки
Текст пояснительной записки ВКР выполняют с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297 мм).
Текст печатают в рамке, размер которой: левое поле – 20 мм, остальные поля – по 5 мм, высота штампа на всех листахпояснительной записки, кроме листа с аннотацией – 15 мм.
Параметры размещения материала записки (текст, рисунки, таблицы) на странице: верхнее поле 20 мм, нижнее поле – 30 мм, левое поле – 25 мм, правое поле – 10 мм. Таблицы большого формата могут быть напечатаны на листах формата А3 альбомной ориентации с соблюдением требований к выполнению рамок и размещению материала записки.
Во избежание трудностей последующего форматирования параметры страниц рукописи необходимо задавать до начала набора текста.
Основной текст пояснительной записки должен быть набран в редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Текст печатают строками равной ширины, должен быть предусмотрен автоматический перенос слов. В тексте не допускаются висячие строки, то есть неполные строки в начале страницы или начальная строка абзаца внизу страницы.
Первая строка абзаца начинается с абзацного отступа, который называют «красной строкой». Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 мм.
При подготовке документа не следует использовать разрывы строк, более одного пробела между словами подряд, явную расстановку переносов с помощью дефисов и т.п.
Текстовую часть пояснительной записки следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты, которые нумеруют арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию 1, 2, 3 и т.д. в пределах всей пояснительной записки. Подразделы должны иметь свою нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные между собой точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. Номер пункта включает номер раздела, номер подраздела и порядковый номер пункта, разделенных между собой точкой, например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.
Разделы, подразделы, пункты должны иметь заголовки, которые точно и кратко отражают их содержание. Все заголовки печатают с абзацного отступа. Заголовки разделов печатают прописными буквами, а заголовки подразделов и пунктов – строчными, начиная с заглавной буквы. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. В конце заголовка точка не ставится. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке.
Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста. Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно размещаться не менее трех строк текста.
Между любым заголовком и текстом или между двумя заголовками должна располагаться пустая строка.
Каждый раздел текстового документа следует начинать (печатать) с новой страницы.
Разделам «ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.
Внутри подразделов и пунктов могут быть приведены перечисления. Запись при этом производится с абзацного отступа. Для обозначения перечислений допускается использовать маркеры, тире, строчные буквы русского алфавита (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которых ставится круглая скобка; арабские цифры, после которых ставится круглая скобка.
Применяемые термины, определения должны быть едиными, соответствовать
установленным стандартам или, при их отсутствии, являться общепринятыми в технической литературе.
Иллюстрации
Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы и др.) в пояснительной записке называют рисунками.
Рисунки должны быть четкими, допускаются цветные рисунки.
Рисунок должен быть размещен на одной странице (разделение рисунка на разные страницы не допускается).
Название рисунка должно состоять из его номера и названия. Все рисунки нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах одного раздела. Номер рисунка состоит из порядкового номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. При небольшом числе рисунков допускается сквозная нумерация рисунков в пределах всей пояснительной записки.
Подрисуночная подпись состоит из слова «Рисунок», номера и наименования рисунка. Например:
Рисунок 1.1 – Принципиальная тепловая схема турбины Т-250/300-240
Рисунки, располагаемые в Приложениях, обозначают буквой, соответствующей обозначению приложения, и через точку арабской цифрой, соответствующей номеру рисунка в данном приложении. Например: Рисунок А.1 – Схема БРОУ ЧЗЭМ
Подрисуночную подпись следует печатать строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать под рисунком посередине страницы. Номер и наименование рисунка разделяют с помощью тире, в конце подрисуночной подписи точку не ставят, переносы слов в подрисуночной подписи не допускаются.
Наименование рисунка должно отражать содержание рисунка, быть точным и кратким.
Все обозначения, имеющиеся на рисунке, должны быть расшифрованы либо в тексте работы, либо в подписи к нему.
Подрисуночная подпись может иметь пояснительный текст к рисунку, в котором, например, дают расшифровку элементов схемы или чертежа. Пояснительные данные располагают непрерывным текстом после наименования рисунка и двоеточия, после каждого пояснения ставится точка с запятой, номер элемента и поясняющий текст разделяют с помощью тире, после последнего пояснения точка не ставится.
На все рисунки в тексте пояснительной записки должны быть приведены ссылки. Первая ссылка имеет вид: … (рисунок 1.1)… или можно написать: …на рисунке 1.1 показано…
Все последующие ссылки на этот рисунок должны иметь вид: (см. рисунок 1.1). При ссылках на рисунки следует писать слово «рисунок» полностью, например, …в соответствии с рисунком 1.1.
Рисунок следует располагать посередине страницы непосредственно после текста, в котором он упоминается впервые, или при недостатке места в конце страницы – на следующей странице, но не далее.
Рисунок с подрисуночной подписью отделяют от последующего текста одной пустой строкой.
При выполнении графиков на осях указывают их наименование и единицы измерения.
Если рисунок в работе единственный, то он обозначается так: Рисунок 1 – …
Рисунки альбомного формата вместе с подрисуночной подписью разрешается поворачивать относительно основного положения в тексте на 90° против часовой стрелки, размещая их на странице книжного формата.
Пример оформления рисунка приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Е.
Таблицы
Цифровой материал пояснительной записки оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства анализа представляемых данных.
На все таблицы в тексте пояснительной записки должны быть даны ссылки. Ссылки оформляются либо в круглых скобках: (таблица 1.1), либо упоминаются в тексте работы, например: … в таблице 1.1 приведены результаты….
Все последующие ссылки на эту таблицу должны иметь вид: (см. таблицу 1.1).
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые и не далее следующей страницы.
Заголовок таблицы состоит из слова «Таблица», номера таблицы и ее названия. Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах одного раздела. Слово «Таблица» и ее номер печатают слева над таблицей: Таблица 1.1
Название должно отражать содержание таблицы, быть точным и кратким. Номер и название таблицы разделяют с помощью тире, в конце заголовка таблицы точку не ставят, переносы слов в заголовке таблицы не допускаются. Заголовок таблицы следует печатать строчными буквами (кроме первой заглавной). Например:
Таблица 1.1 – Основные технические характеристики БРОУ
Таблицы следует располагать на всю ширину страницы, либо посередине страницы. Заголовок таблицы помещают непосредственно над таблицей (оставив одну пустую строку), совмещая начало заголовка и его продолжение (если оно есть) с левой стороной таблицы.
При переносе части таблицы на следующую страницу заголовок над ней не помещают, а пишут «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы, например:
Продолжение таблицы 1.1
Если продолжение таблицы занимает более двух страниц, то на последней странице следует писать:
Окончание таблицы 1.1
Графу «№ п/п» в таблицу не включают. Если необходима нумерация показателей (или других данных) порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием и после порядкового номера ставится точка.
Таблицы слева, справа и снизу должны быть ограничены линиями. Разделение заголовков и подзаголовков боковика и граф диагональными линиями не допускается.
Обозначения колонок таблицы номерами используются в том случае, если таблица располагается на двух и более страницах.
Числовые значения величин в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк – тире.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте, например, 13 пт или 12 пт.
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа. Таблицы альбомного формата вместе с заголовком таблицы разрешается поворачивать относительно основного положения в тексте на 90° против часовой стрелки, размещая их на странице книжного формата.
Большие таблицы следует выполнять на листах формата А3, стараясь не разрывать таблицу по её ширине.
Примеры оформления таблиц приведены в ПРИЛОЖЕНИИ Ж.
Формулы
Формулы в тексте пояснительной записки рекомендуется набирать с помощью встроенного в Word редактора формул «Microsoft Equation 3.0».
Кликнув на область расположения нижеприводимой формулы(1) вы увидите встроенный математический редактор.
(1)
Вставка формул как графических изображений или фотографий не допускается.
На рисунке 1 представлено диалоговое окно Размеры. Все размеры нужно увеличить на «2», исключение составляет «Крупный символ» (оставить 18 пт).
Стиль математический. В формулах, таблицах, на рисунках и подрисуночных подписях размер и начертание математических символов должны совпадать с размером и начертанием этих же символов внутри основного текста.
Рисунок 1 – Диалоговое окно Размеры
Формулы следует выделять из текста в середину отдельной строки. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».
Буквы в формулах набирают курсивом. Обозначения физических и математических величин в формуле набирают прямым шрифтом. Если индекс состоит из сокращений двух и более слов, после каждого сокращения, кроме последнего, ставится точка.
Единицы измерения (например: руб.; Ом; балл и т.д.) набирают прямым шрифтом и отделяют от цифрового значения одним пробелом.
Пояснения символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Для этого после формулы ставится запятая, а первая строка пояснения начинается соответственно со слова «где» без отступа от левого края и без двоеточия после него. Значение каждого символа и числового коэффициента следует писать с новой строки, в «столбик», с абзацного отступа, с точкой запятой между ними, последнее пояснение заканчивается точкой.
Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, например: (1.1).
Если формула представляет собой систему уравнений, то номер помещается напротив середины группы формул.
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например: формула (А.1.1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках, например: ...в формуле (1.1) или ... в формуле (А.1.1).
Библиографические ссылки
На все источники, приведенные в библиографическом списке, в тексте пояснительной записки ВКР должны быть сделаны ссылки – порядковый номер источника в библиографическом списке заключают в квадратные скобки. Если в одной ссылке необходимо указать несколько источников, то их номера указываются в одних скобках в порядке возрастания через запятую, например, [6, 11] или тире (если интервал источников), например, [3–5]. Если ссылка дается на цитату из источника, то необходимо указать и номер страницы: [3, c.16] или [5, с. 145–146].
Приложения
Таблицы, графики, рисунки, программы и другие документы или тексты вспомогательного характера допускается давать в виде приложений к пояснительной записке ВКР. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих её страницах. Рамки на листах приложений нет.
Оформление приложений начинают с общего заголовка «ПРИЛОЖЕНИЯ», напечатанного прописными буквами наверху посередине первой страницы. Строкой ниже посередине страницы располагают обозначение конкретного приложения «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ещё строкой ниже тематический заголовок приложения, которое печатают строчными буквами, начиная с заглавной. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Между заголовком и текстом выполняют пробел в виде пустой строки.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Если в документе одно приложение, оно обозначается так: ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Рисунки и таблицы в приложениях нумеруют в пределах каждого приложения, например: Рисунок А.1; Таблица Д.2.
В тексте выпускной работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: (ПРИЛОЖЕНИЕ А) или … в формуле (А.1.1).
В оглавлении ВКР следует перечислить все приложения с указанием их номеров и заголовков. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Нумерация страниц ВКР и приложений, входящих в состав этой работы, должна быть сквозная.
Переносы
В работе рекомендуется автоматическая расстановка переносов в словах. Не допускается разделение переносами сокращений и аббревиатур, набираемых прописными буквами (например, ЧТЗ), прописными с отдельными строчными (например, ЮУрГУ) и с цифрами (например, ФА1000).
При переносах нельзя отрывать фамилии от инициалов и инициалы друг от друга. Перенос с разрывом фамилии допускается.
Не допускается размещение в разных строках чисел и их размерностей (например, 25 кг), знаков номера и параграфа и относящихся к ним чисел (например, № 25).
Кавычки
При наборе кавычек не следует использовать знаки минут (') и секунд ("). Следует использовать кавычки типа «...».
Знаки препинания
Точка никогда не ставится в конце заголовков разделов и подразделов. Точки не используются в заголовках таблиц, в конце подписей под рисунками.
Точка не ставится в сокращениях названий единиц систем мер и весов (например: кг, км, см, мм, млн, млрд).
Но точка ставится после сокращений: руб., тыс. руб., коп., долл., г. (год), куб.м (кубический метр), экз.(экземпляр).
Запятая ставится при отделении десятичной дроби от целого в дробном числе. Дробные числа должны записываться как 3,25; 100,5; но никак не 3.25; 100.5.
Пробел никогда не ставится перед знаками препинания (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки, многоточие и т.д.), а только после них.
При использовании в тексте кавычек и скобок знак препинания в конце ставится только один раз. Если скобки (кавычки) стоят в середине предложения, то знаки препинания ставятся вне скобок (кавычек). Если скобка (кавычка) заканчивает предложение, то точка ставится сразу за ней.
Дефис и тире
Дефис, имеющийся на клавиатуре, используется только в сложных словах типа: все-таки, мало-помалу, Олимпиада-2014, и не отбивается пробелами. Этот же знак используется как знак переноса.
Тире в тексте работы всегда должно быть заключено в пробелы с обеих сторон. Для обозначения перечислений внутри параграфов тире ставится с абзацного отступа.
Тире используется и при указании границ диапазона, например: 15–20; ХХ–ХI вв. В этом случае тире, как и дефис, пробелами не отбивается.
Тире используется также в качестве знака «минус» в арифметических выражениях.
Интервалы значений
Для обозначения интервала значений ставят многоточие, тире или предлог от перед первым числом и до – перед вторым. Например: на расстоянии 15...25 мм; длиной 5–10 м; температура от –5 до +10 °С.
Для обозначения дат и интервалов страниц используется только тире. Например: в 1981–1985 гг.; с. 134–142 и т. д.
Цитаты
Цитата должна быть заключена в кавычки. После кавычек ставится квадратная скобка с указанием источника (обязательно указать номер страницы).
Пробелы
Фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом (Ctrl + Shift + «пробел»), а между инициалами пробелы не ставятся. Такое же правило набора используется в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.», «т. е.».
Цифры в записи длинных чисел (более четырех цифр) типа 10 000 000 разделяются в тексте неразрывными пробелами.
Пробел не ставится после открывающей и перед закрывающей кавычкой или скобкой. С неразрывными пробелами набираются ссылки на рисунки и таблицы (рис. 1, табл. 2).
Единицы измерения отделяются от цифры неразрывным пробелом (50 %; 23 100 руб.; 20 °С, но 20°).
Даты
Элементы даты пишут арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. Например: 01.09.2015.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 СТО ЮУрГУ 04-2008 Стандарт организации. Курсовое и дипломное проектирование. Общие требования к содержанию и оформлению / составители: Т.И. Парубочая, Н.В. Сырейщикова, В.И. Гузеев, Л.В. Винокурова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 56 с.
2 ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: Библиографическая запись. Библиографическое описание / Общие требования и правила составления. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 166 с.
3 ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: Отчёт о научно-исследовательской работе / Структура и правила оформления. – М.: Стандартиздат, 2008. – 18 с.
4 ГОСТ Р 7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу: Диссертация и автореферат диссертации / Структура и правила оформления. – М.: Стандартинформ, 2012. – 16 с.
5 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 25.03.2003 г., № 1155.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Форма титульного листа
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Пример оформления задания
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Политехнический институт
Энергетический факультет
Кафедра промышленной теплоэнергетики
Направление подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
промышленной теплоэнергетики
__________________ К.В. Осинцев
«____» ___________ 2016 г.
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу студента
Петрова Сергея Ивановича
Группа П-ХХХ
1. Тема выпускной квалификационной работы бакалавра: например, Реконструкция действующей ТЭЦ на АО «Златоустовский машиностроительный завод» мощностью 13,5 МВт
( ВНИМАНИЕ! название темы должно строго соответствовать приказу Ректора)
утверждена приказом по университету от «_____» _____________2017 г. № _____________
2. Срок сдачи студентом законченной работы ______________ 2017 г.
3. Исходные данные к работе: например: Технологическая схема производства электроэнергии ТЭЦ; компоновка оборудования котлотурбинного цеха; режимы и параметры работы энергооборудования котла БКЗ-210-140Ф и вспомогательного оборудования КТЦ; характеристика топлива-майкубенский бурый уголь и _т.п._____________________________________________________________________________
4. Содержание расчетно-пояснительной записки (должно соответствовать Оглавлению)
Аннотация
Введение
1 Обоснование и актуальность (в соответствии с темой ВКР, в том числе в этом разделе может быть дана характеристика предприятия и оборудования).
2 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
3 Сравнение отечественных и зарубежных передовых технологий и решений
4 специальная часть (в соответствии с темой перечислить все подразделы и пункты).
Например, по теме РЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ТЭЦ: Расчет схемы (при необходимости). Выбор основного и вспомогательного оборудования (при необходимости). Тепловой, гидравлический, аэродинамический, прочностной, компоновочный и т.д. расчеты тепловых нагрузок (при необходимости). Тепловой расчет основного оборудования (котел, турбина). Расчет тепловой вспомогательного оборудования (горелка, теплообменник и т.д.)
5 Энергосбережение
(если есть, перечислить все подразделы и пункты).
6 вопросы экологии
(если есть, перечислить все подразделы и пункты).
7 Автоматизация
(если есть, перечислить все подразделы и пункты).
8 безопасность жизнедеятельности
(если есть, перечислить все подразделы и пункты).
9 экономика И УПРАВЛЕНИЕ
- смета капитальных и текущих затрат по объекту;
- калькуляция себестоимости единиц объемов производимой продукции;
- в случае проектирования вновь сооружаемого или расширяемого объекта - сравнение вариантов проектных решений и выбор лучшего по приведенным затратам;
- в случае реконструкции объекта - расчет срока окупаемости;
- SWOT-анализ вариантов проектных решений;
- планирование целей предприятия и проекта в пирамиде целеполагания и дереве целей; - анализ поля сил К.Левина;
- график Ганта).
заключение
библиографический список
5. Перечень графического материала
(Количество листов и формат обязательно согласовывается с руководителем ВКР!!!)
Например:
1 Генеральный план предприятия – 1 лист формата А1
2 План цеха или котельной – 1 лист формата А1
3 Продольный и поперечный разрезы основного оборудования – 1 лист формата А1
4 Тепловая схема – 1 лист формата А1
5 Продольный и поперечный разрезы вспомогательного оборудования –1 лист формата А1
6 Функциональная схема автоматики основного оборудования –1 лист формата А1
7 Плакат по разделу Экономика и управление – 1 лист формата А1
ВНИМАНИЕ! Плакат по разделу ВКР Экономика и управление выполняется без рамки, штамп размещают (наклеивают) на обратной стороне листа.
6. Консультанты по работе, с указанием относящихся к ним разделов работы
Раздел
| Консультант | Подпись, дата | |
задание выдал (консультант) | задание принял (студент) | ||
Экономика и управление | Р.А. Алабугина |
7. Дата выдачи задания ____________________________________________________________
(указывают дату 7-го семестра дневные студенты, дату 9-го семестра - заочные)
Руководитель работы____________________________________________________ И.И. Иванов
Задание принял к исполнению____________________________________________ С.И. Петров
К А Л Е Н Д А Р Н Ы Й П Л А Н
(в графе «Срок выполнения этапов работы» даты выполнения заполняются студентом самостоятельно)
Наименование этапов выпускной квалификационной работы бакалавра | Срок выполнения этапов работы | Отметка о выполнении руководителя |
Аннотация. Введение | ||
1 Обоснование темы и ее актуальность | ||
2 Обзор литературных источников | ||
3 Сравнение отечественных и зарубежных передовых технологий и решений | ||
4 Специальная часть (основное содержание темы ВКР) | ||
5 Энергосбережение | ||
6 Вопросы экологии | ||
7 Автоматизация | ||
8 Безопасность жизнедеятельности | ||
9 Экономика и управление | ||
Заключение | ||
Библиографический список | ||
Графическая часть | ||
Оформление пояснительной записки |
Заведующий кафедрой __________________________________________ К.В. Осинцев
Руководитель работы____________________________________________ И. И. Иванов
Студент _______________________________________________________ С.И. Петров
ВНИМАНИЕ!!!
Задание на выпускную квалификационную работу студента печатать только с одной стороны листа!
Таким образом, задание располагается на нескольких страницах (3-4страницах), но считается в пояснительной записке, как одна страница.
Пример 1
Расчет теплоперепадов представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Определение теплоперепада ступеней
Показатель | Номер ступени | Диаметр ступени | Предварительный теплоперепад | Окончательный теплоперепад |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продолжение таблицы 1.1
Показатель | Номер ступени | Диаметр ступени | Предварительный теплоперепад | Окончательный теплоперепад |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Или
Продолжение таблицы 1.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Окончание таблицы 1.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Пример 2
В таблице 8.2 представлены технические характеристики существующей и приобретаемой турбины.
Таблица 8.2 - Технические характеристики существующей и приобретаемой турбины
Технические показатели по турбоагрегатам | Ед.изм. | Р-25-90 | Т-50/60 | Отклонение |
1. Установленная мощность | МВт | 25 | 50 | 25 |
2. ……… |
|
|
|
|
3. …… |
|
|
|
|
Пример 3
Таблица 9.3 – SWOT-анализ ……….
S: | W: |
O: | Т: |
Пример оформления параграфа и таблицы в Пояснительной Записке ВКР
Расчет подогревателя сетевой воды (ПСВ)
Интервал между заголовком параграфа и текстом – Одна пустая строка
Пар от РОУ подводится к сетевым подогревателям (2 шт.) со встроенным охладителем конденсата. Тепловая мощность бойлерной установки (БУ) состоящей из вновь устанавливаемых сетевых подогревателей составляет 100-105 Гкал/ч.
Для работы в пусковых режимах для подогревателей сетевых предусмотрена система удаления паровоздушной смеси с помощью пускового водо-водяного эжектора, в номинальном режиме работы паровоздушная смесь отводится вместе с конденсатом пара.
Характеристики ПСВ приведены в таблице 4.6.
Интервал между текстом и заголовком таблицы – Одна пустая строка
Таблица 4.6 – Характеристики ПСВ
Интервал между заголовком таблицы и таблицей – Одна пустая строка
Параметр | Трубное пространство | Межтрубное пространство |
1. Рабочее давление, МПа (кгс/см2) абс. | 1,8 (18,0) | 0,78 (8,0) |
2. Расчётное давление, МПа (кгс/см2) | 2,0 (20,0) | 1,0 (10,0) |
3. Температура рабочей среды, °С вход/выход | 70/130 | 250/94 |
4. Температура расчётная стенки, °С | 130 | 250 |
5. Состав рабочей среды | сетевая вода | пар-конденсат |
6. Эффективная поверхность теплообмена, м2 | 340,6 | |
7. Расход, т/час | 1750 | 171,7 |
8. Потери давления кПа (кгс/см2) | 51,7 (0,53) | 30,2 (0,31) |
9. Тепловая нагрузка, МВт (Гкал/час) | 104,96 | |
10.Количество подогревателей | 2 шт. |
Интервал между таблицей и заголовком подпараграфа – Одна пустая строка
4.3.1 ……………………………………
Интервал между заголовком подпараграфа и текстом – Одна пустая строка
…………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
После заголовка в конце страницы должно быть не менее 3-х строк текста!
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Примеры оформления формул
Пример 1
Сила тока определяется по формуле (1.1):
I=U/R, (1.1)
где I – сила тока, А;
U – напряжение, В;
R – сопротивление, Ом.
Пример 2
Выходная площадь сопловой решётки, (4.59):
, (4.59)
где µ – коэффициент расхода (зависит от относительной высоты лопатки и
угла поворота ),
.
Пример 3
В проектной калькуляции себестоимости тепловой энергии статьи с условно–постоянными расходами определяются по формуле (9.3):
, (9.3)
где Ci.b.– затраты i - статьи РПП базовой калькуляции, руб./т;
dус.пер – доля условно-переменных затрат;
dус.пост – доля условно-постоянных затрат;
g – индекс роста объема производства.
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Примеры описания литературных источников в библиографическом списке
Книги одного автора
Григорьев, В.И. Справочник энергетика/ В.И. Григорьев. – М.: Изд-во Колосс, 2006. – 205 с.
Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2002. – 400 с.
Книги двух авторов
Липатников, Г.А. Автоматическое регулирование объектов теплоэнергетики / Г.А. Липатников, М.С. Гузеев. – М.: Изд-во Высшая школа, 2007. – 310 с.
Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
Книги трёх авторов
Бакланова, Н.Н. Новое водоподготовительное оборудование для промышленной энергетики и систем теплоснабжения: Номенклатурный каталог 04-04/ Н.Н. Бакланова, А.В. Васичкина, Г.Р. Сергеева. – М.: Изд-во Инпромкаталог, 2006. – 412 с.
Батыршин, И.З. Теория и практика нечётких гибридных систем / И.З. Батыршин, А.А. Недосекин, А.А. Стецко. – М.: Физматлит, 2007. – 208 с.
Книги четырёх авторов
Дубровский, В.Ж. Динамика корпоративного развития / В.Ж. Дубровский, О.А. Романова, А.И. Татаркин, И.Н. Ткаченко. – Москва: Наука, 2004. – 502 с.
Книги пяти и более авторов
Крючков, И.П. Короткие замыкания и выбор электрооборудования: учебное пособие для вузов / И.П. Крючков, В.А. Старшинов, Ю.П. Гусев и др.; под ред. И.П. Крючкова, В.А. Старшинова. – М.: Издательский дом МЭИ, 2012. – 568 с.
Описание учебных пособий
Алабугин, А.А. Экономико-управленческая часть дипломного проекта: учебное пособие / А.А. Алабугин, Р.А. Алабугина. – Челябинск.: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 46 с.
Описание стандартов
ГОСТ 7.0.53–2007. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. – Введ. 2008–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2008. – 7 с.
Описание многотомного издания
Пенежина, Е.В. Английский язык: учебное пособие по практике перевода / Е.В. Пенежина; под ред. Е.Н. Ярославовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – Ч. I. – 60 с.
Описание электронного источника
Мирощенков, А.И. Анализ деформаций станины токарного станка с компьютерным управлением / А.И. Мирощенков, П.Г. Мазеин // Известия ЧНЦ УрО РАН. – http://www/sci.urc.ac.ru/news/2003_2/. – C. 67–71.
Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. – http://www.iia-ru.ru/goods/index.html#top
Корпоративная культура: актуальные проблемы современной практики [Электронный ресурс]. – URL: www.4p.ru
Рейтинг крупнейших компаний России 2012 по объему реализации продукции / Рейтинговое агентство «Эксперт». – http://expert.ru/ratings/expert400-2012/
The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum – Geneva, Switzerland, 2011. – http://reports.weforum.org/global-competitiveness-2011-2012/
Характеристика котлов-утилизаторов. – URL.: www. sciteclibrary . ru .
www.dis.ru
http:masters.donntu.edu.ua
http:www.iispb.ru/2005/ins_inn_material/baza_4/methodical_&_manuals_1_1.pdf
http://www.fasie.ru
http://cfin.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
5 мм. |
|
5 мм. |
ПРИЛОЖЕНИЕ М
Форма отзыва руководителя выпускной квалификационной работы
ВНИМАНИЕ! Отзыв печатать на одном листе с обеих сторон!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ .…………………….. 1.1 Общие положения .………………………………………………………… 1.2 Нормоконтроль …… ………………………………………………………. 1.3 Оценка выпускной квалификационной работы …..……………………… ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ……………………………………….. 2.1 Общие требования ………………………………………………………… 2.2 Структурные элементы работы и требования к их содержанию ………… 2.3 Текст пояснительной записки ……………………………………………... 2.4 Нумерация страниц ………………………………………………………… 2.5 Иллюстрации ………………………………………………………………. 2.6 Таблицы ……………………………………………………………………. 2.7 Формулы …………………………………………………………………… 2.8 Библиографический список ..……………………………………………… 2.9 Библиографические ссылки ……………………………………………….. 2.10 Приложения ………………………………………………………………. 2.11 Особенности набора текстового материала …………………………….. БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма титульного листа ……………………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример оформления задания ………..…………………. ПРИЛОЖЕНИЕ В. Пример оформления аннотации….…………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Пример оформления оглавления……………………….. ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Пример оформления введения ………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Пример оформления иллюстраций .…………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Примеры оформления таблиц …………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ И. Пример оформления формул …………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ К. Примеры описания литературных источников в библиографическом списке………….………………... ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Пример оформления библиографического списка ……. ПРИЛОЖЕНИЕ М. Форма отзыва руководителя выпускной квалификационной работы …………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ Н. Форма рецензии ……….………………………………... | 3 4 4 6 9 10 10 10 12 13 13 14 15 17 18 18 19 22 23 23 24 27 28 30 31 32 35 36 38 39 41 |
[1] Перечень показателей может быть изменен в соответствии с требованиями к содержанию, объему и структуре ВКР (п. 3.2 утвержденной программы ГИА по ФГОС ВО (3.4 по ФГОС ВПО)).
[2] Указывается оценка выпускной квалификационной работы и рекомендации о присвоении выпускнику соответствующей квалификации.
ВВЕДЕНИЕ
Защита выпускной квалификационной работы бакалавра является заключительным этапом итоговой государственной аттестации выпускника. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программы высшего профессионального образования, разработанной в университете.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) в соответствии с образовательной программой выполняется в виде бакалаврской работы и представляет собой самостоятельное, логически завершенное, прикладное исследование, которое должно показать степень готовности студента к аналитической и исследовательской деятельности после завершения обучения в университете.
Настоящие методические указания предназначены для студентов кафедры промышленной теплоэнергетики, обучающихся по программе бакалавриата в очной и заочной формах по направлению 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника».
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Общие положения
Выполнение студентом ВКР без руководителя не допускается. Руководитель консультирует студента и контролирует ход подготовки ВКР.
Предварительное задание на выпускную квалификационную работу выдается студенту в начале 7-го или 9-го семестров соответственно для дневной и заочной форм обучения.
В течение первой недели после утверждения темы студент с помощью руководителя разрабатывает план и график выполнения работы с указанием очередности и сроков отдельных этапов работы по сбору материалов, изучению источников и литературы, написанию отдельных разделов. График выполнения работы утверждается руководителем.
Консультации нормоконтролера по соответствию ВКР стандартам ЮУрГУ проводятся регулярно в течение всего срока написания работы.
Пояснительная записка ВКР считается законченной, если в ней полностью разработаны все разделы, предусмотренные заданием, и по ним получены положительные заключения консультанта по экономико-управленческой части и руководителя работы.
Кроме пояснительной записки к докладу на защите ВКР должны быть подготовлены графические документы (чертежи и плакат).
Нормоконтроль
На заключительном этапе оформления выпускной работы производится её нормоконтроль на соответствие требованиям стандарта ЮУрГУ. Если работа не отвечает требованиям стандарта, она возвращается на доработку и студент к защите не допускается.
Готовая работа должна быть сброшюрована, подписана автором, консультантом, руководителем, нормоконтролёром и заведующим кафедрой в сроки, соответствующие календарному плану.
Обязательным условием допуска к защите является наличие отзыва руководителя ВКР и рецензии стороннего специалиста.
Студент с готовой и полностью оформленной выпускной работой проходит публичную защиту на кафедре, представляя ее государственной экзаменационной комиссии.
Последовательность подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР) к защите по требованиям нормоконтроля:
Этап 1. Лекция по нормоконтролю
Участие студента в обучающем семинаре-лекции по содержанию требований к нормоконтролю ВКР.
Этап 2. Представление студентом материалов ВКР нормоконтролеру по мере готовности глав ВКР и в соответствии с утвержденным на кафедре промышленной теплоэнергетики графиком работы выпускников для конкретной группы.
График размещен на доске объявлений кафедры промышленной теплоэнергетики.
Этап 3. Оформление материалов в соответствии со стандартом ЮУрГУ (СТО ЮУрГУ 04 - 2008), руководствуясь настоящими методическими указаниями для студентов направления бакалавриата 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника».
Внимание! Формулировка темы ВКР на титульном листе должна полностью совпадать с тематикой работ, утвержденной Приказом ректора ЮУрГУ и быть одинакова на титульном листе ВКР, в задании на работу, в аннотации, в отзыве руководителя ВКР, в рецензии на работу.
Приказ ректора ЮУрГУ с темами ВКР размещен на доске объявлений кафедры промышленной теплоэнергетики.
Этап 4. Очередность проставления подписей и дат на материалах выпускной квалификационной работы (в материалы включаются пояснительная записка, графические материалы – чертежи и плакат к докладу, отзыв руководителя, рецензия на работу) осуществляется в строго определенной последовательности указания дат:
• самая ранняя дата – студент выпускник;
· вторая дата – консультант по разделу Экономика и управление;
· третья дата – руководитель ВКР;
· четвертая дата – нормоконтролер;
· пятая дата – заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики;
· шестая дата – рецензент.
Важно! Дата подписи рецензента на титульном листе и в рецензии должна быть не менее, чем за 2 недели до даты защиты ВКР.
Внимание! Размещение на титульном листе ВКР должностей и фамилий указанных выше лиц определяется стандартом ЮУрГУ.
Этап 5. Проверка работы на плагиат по установленным критериям новизны
Проверку осуществляет руководитель ВКР в системе «Антиплагиат». Автор работы (студент) проводит предварительную проверку и несет ответственность за соответствие работы требованиям новизны.
Этап 6. Оформление отзыва руководителя работы с его подписью
Отзыв составляется и подписывается руководителем выпускной квалификационной работы. Отзыв должен содержать качественную характеристику работы студента в процессе выполнения ВКР, соответствие работы требованиям государственного образовательного стандарта, оценку степени готовности автора к защите своей работы в следующей структуре:
1) характеристика работы студента в период подготовки ВКР;
2) отмеченные достоинства;
3) отмеченные недостатки;
4) какой оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») заслуживает ВКР.
Отзыв зачитывается в процессе защиты дипломного проекта.
В соответствии с требованиями стандарта ЮУрГУ отзыв на ВКР выполняется на одном листе с обеих сторон. В отзыве обязательно указывать полностью фамилию, имя, отчество руководителя ВКР, место его работы, должность, ученую степень, ученое звание.
Форма отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу приведена в ПРИЛОЖЕНИИ М.
Этап 7. Завершающий нормоконтроль
Для прохождения нормоконтроля студент должен представить:
– полностью готовый окончательный вариант пояснительной записки (она должна быть сброшюрована и подписана студентом, консультантом по экономико-управленческой части, руководителем ВКР);
– отзыв руководителя с подписью (не подшивается в ВКР, а прилагается в отдельном файле);
– графические материалы (не менее 5 листов чертежей и 1лист плаката по экономико-управленческой части ВКР, подписанные студентом, консультантом и руководителем);
– электронную копию текста ВКР и презентационных материалов на любом носителе с указанием ФИО студента, группы, темы работы (в отдельном файле).
На работах студентов, успешно прошедших нормоконтроль, ставится подпись нормоконтролера.
Студенты, чьи работы не отвечают требованиям стандарта ЮУрГУ (СТО ЮУрГУ 04-2008), должны исправить все замечания нормоконтролера в пояснительной записке (также внести изменения в электронный вариант ВКР и демонстрационные материалы) и вновь сдать работы на проверку нормоконтролеру.
Этап 8. Допуск к предварительной защите
После прохождения нормоконтроля все материалы, подготовленные студентом к защите, сдаются на кафедру промышленной теплоэнергетики для утверждения заведующим кафедрой. Заведующий кафедрой подписывает титульный лист выпускной квалификационной работы и визирует графические материалы.
Этап 9. Получение внешней рецензии
Рецензентом может быть руководитель предприятия (подразделения), специалист подразделения теплоэнергетического профиля, либо преподаватель (профессор, доцент) родственной кафедры ЮУрГУ энергетической направленности обучения (либо стороннего ВУЗа).
В рецензии дается оценка содержательной части ВКР бакалавра: ее соответствие заданию, современному уровню развития теплоэнергетики, степень использования опыта и достижений передовых предприятий и организаций отрасли, оценивается полнота информационных источников.
Отдельно оценивается оригинальность решений, качество и тщательность выполнения работы, отмечаются выявленные ошибки в работе, если таковые имеются. В рецензии желательно указывать спорные и недостаточно обоснованные решения, по которым возможны и другие варианты. Эти решения обсуждаются на заседании ГАК при защите ВКР бакалавра и способствуют выявлению уровня квалификации студента, его готовности к самостоятельной практической деятельности.
Структуру рецензии можно представить в следующем виде:
- актуальность темы дипломного проекта;
- соответствие содержания работы проектному заданию;
- логичность и последовательность изложения материала;
- полнота раскрытия темы, достижения цели и решения поставленных задач;
- достоверность фактического материала, обоснованность выводов, практическая значимость рекомендаций, практическое освоение, внедрение результатов;
- конкретные замечания по содержанию, выводам, оформлению работы;
- вывод о соответствии дипломного проекта квалификационным требованиям;
- оценка работы («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).
Рецензия должна быть оформлена в соответствии со стандартом ЮУрГУ
– на одном листе с обеих сторон, подписана рецензентом и заверена печатью предприятия, организации или факультета – места работы рецензента. В рецензии обязательно указывать полностью фамилию, имя, отчество рецензента, место его работы и должность, ученую степень (при наличии).
В рецензии обязательно должны быть даны замечания по ВКР студента, на которые студент должен ответить на защите. Замечание должно быть сделано по содержанию работы (не по её оформлению) и может быть следующим: например, в разделе 2 недостаточно полно представлен обзор литературных источников по проблеме …; или: в разделе 9 при сравнении вариантов технических решений не соблюдены все условия сопоставимости...
Внимание! Рецензии без замечаний рецензента приниматься не будут.
В рецензии обязательно должна быть проставлена оценка рецензентом ВКР студента (прописью: либо «отлично», либо «хорошо», либо «удовлетворительно»), подпись рецензента, печать организации.
Рецензия не подшивается в пояснительную записку ВКР, а представляется к защите вместе с отзывом руководителя в отдельном файле и зачитывается на защите.
Кроме рецензии, представленной на отдельном листе, студент должен получить подпись рецензента на титульном листе ВКР, заверенную печатью организации.
Форма рецензии на выпускную квалификационную работу приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Н.
Этап 10. Подготовка доклада к защите ВКР
Для успешного выступления на защите ВКР студенту рекомендуется тщательно подготовить текст доклада. Продолжительность доклада не должна превышать 5–7 минут.
Во время доклада на защите ВКР пользоваться текстом доклада не рекомендуется. Поэтому при его подготовке нужно дома несколько раз повторить доклад без обращения к тексту.
Этап 11. Предварительная защита
Предварительная защита ВКР проводится на кафедре по графику в установленные сроки (за 10–15 дней до защиты). После предварительной защиты принимается окончательное решение о допуске студента к защите ВКР перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).
Этап 12. Защита ВКР
Защита выпускной квалификационной работы проводится по расписанию работы ГЭК.
Оценка выпускной квалификационной работы
При выставлении оценки учитывается качество выполненной работы, умение отвечать на вопросы, общая профессиональная подготовка студента, презентация работы, оформление пояснительной записки и графических материалов в соответствии с требованиями стандарта ЮУрГУ, соблюдение студентом установленных сроков выполнения работы.
ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.1 Общие требования
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна быть написана научно- литературным стилем и хорошо отредактирована. Опечатки, небрежности оформления, отклонение от стандарта, а также наличие ошибок (орфографических и стилевых) являются основанием для снижения оценки.
Ниже приведены наиболее важные требования по оформлению ВКР в соответствии с действующим СТО ЮУрГУ 04-2008 [1].
2.2 Структурные элементы выпускной квалификационной работы (ВКР) и требования к их содержанию
Законченная выпускная квалификационная работа (ВКР) должна содержать:
– пояснительную записку (80–100 листов формата А4) и приложения к пояснительной записке, которые в объём пояснительной записки не входят, но сшиваются одной брошюрой;
– графические материалы (чертежи – 5 листов, плакат – 1лист).
Пояснительная записка к ВКР состоит из следующих элементов, располагаемых в определенном порядке:
– титульный лист;
– задание на работу;
– аннотация;
– оглавление;
– введение;
– основная часть (разделы, подразделы);
– заключение;
– библиографический список;
– приложения (при необходимости).
Графические материалы:
– не менее 5-ти листов чертежей;
– 1 плакат по разделу ВКР Экономика и управление.
Краткое описание содержания элементов и частей выпускной квалификационной работы соответствует требованиям стандарта ЮУрГУ [1].
Титульный лист является первым листом ВКР и оформляется по установленной форме, приведенной в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Титульный лист содержит следующие основные реквизиты:
– наименование вышестоящей организации – Министерство образования и науки Российской Федерации;
– наименование организации – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет);
– наименование института – Политехнический институт;
– наименование факультета – Энергетический факультет (или Заочный);
– наименование кафедры – кафедра промышленной теплоэнергетики;
– гриф утверждения для выпускной квалификационной работы, состоящий из слов «ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ», подписи заведующего выпускающей кафедры (с расшифровкой названия кафедры, И.О. Ф.) и даты;
– гриф проверки для выпускной квалификационной работы, состоящий из слов «РАБОТА ПРОВЕРЕНА», подписи рецензента (с расшифровкой должности, места работы, И.О. Ф.), даты и печати организации;
– наименование темы выпускной квалификационной работы без кавычек строчными буквами с первой прописной (заглавной) буквы;
– далее печатается: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА;
– обозначение выпускной квалификационной работы, состоящее из аббревиатуры университета (ЮУрГУ), номера направления (шесть цифр), года работы (четыре цифры), последние три цифры номера студенческого удостоверения, порядковый номер студента в приказе Ректора на дипломное проектирование и аббревиатуры ПЗ ВКР;
– сведения о руководителе ВКР, состоящее из слов: Руководитель работы, должность, И.О.Ф.;
– сведения о консультанте по разделу, состоящее из слов: Консультант по разделу «Экономика и управление», должность, И.О. Ф.;
– сведения о нормоконтролере, состоящее из слов: Нормоконтролер, должность, И.О.Ф.;
– сведения об авторе работы (проекта), состоящее из слов: Автор работы, студент группы, номер группы, И.О.Ф.;
– после слов «Руководитель работы», «Консультант по разделу», «Нормоконтролер», «Автор работы» свободное поле для личной подписи с указанием справа И.О. Ф., далее – поле даты подписания, располагающееся ниже инициалов и фамилии;
– город и год выполнения работы в одной строке.
Задание на выпускную квалификационную работу. Форма задания на ВКР приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Аннотация выпускной работы должна содержать следующие сведения, характеризующие объем и структуру работы:
– фамилию и инициалы автора;
– название работы;
– количество страниц, рисунков, таблиц, использованных литературных источников, количество приложений;
– краткую характеристику темы работы;
– проблемы объекта;
– цели и задачи работы;
– результаты работы.
Рекомендуемый объем текста аннотации до 500 печатных знаков (объём 0,5–0,7 страницы) и размещается на листе с большим штампом. Пример оформления аннотации приведён в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Оглавление выпускной работы включает введение, названия всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список использованных источников информации, приложения (с указанием их номеров и заголовков).
От конца текста до номера страницы дается отточие.
Шрифт в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста ПЗ (прописными буквами печатаются: введение, заголовки разделов, заключение, библиографический список, приложения; строчными с первой прописной буквы печатаются заголовки подразделов и заголовки приложений). Пример оформления оглавления приведён в ПРИЛОЖЕНИИ Г.
Введение. Во введении должна быть раскрыта актуальность темы выпускной работы, определена цель и задачи работы, объект и предмет работы, показаны результаты и возможности применения результатов работы по ее разделам.
Рекомендуемый объем текста введения 1–2 страницы текста. Пример оформления введения приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Д.
Основная часть. Содержание основной части определяется задачами работы, приведенными во введении, специальными методическими указаниями и руководителем работы.
Заключение. Содержит кратко, но аргументировано изложенные основные выводы, полученные в теоретической и практической частях работы, а также оценку степени выполнения поставленных задач и достижения цели ВКР.
Библиографический список. Содержит сведения об источниках (нормативно-технических, литературных, электронных и др.), использованных при написании ВКР. Пример оформления приведен в ПРИЛОЖЕНИИ Л.
Приложения к пояснительной записке. В приложении помещаются материалы, использование которых в тексте работы неудобно из-за того, что они занимают большой объем (схемы, таблицы, алгоритмы и пр.), а также вспомогательные материалы и промежуточные расчеты. Таблицы, данные которых являются основным материалом для раскрытия темы выпускной работы, помещаются в тексте в соответствии с логикой изложения и должны быть тщательно проанализированы в основной части работы.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 919.