Прокуратура РФ. Ее место в системе государственных органов РФ

ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение. Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих наряду с другими функциями прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующим на территории РФ.

Данная система органов имеет конституционную основу деятельности и формирования. Так, п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» гласит: Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Прокуратура РФ – федеральный орган; ни в одну из ветвей государственной власти не входит. При этом распространяет свою деятельность на территорию субъектов РФ и в целом на территорию РФ, действует от имени государства, осуществляя полномочия как представитель государства.

Прокуратура играет особую роль в государственном аппарате РФ. Компетенция прокуратуры распространяется на различные органы государственной власти, осуществляющие правоприменение. Кроме того, данная компетенция распространяется и на органы местного самоуправления.

Прокурорской деятельности присущи следующие признаки:

1. Прокурорский надзор – форма государственного надзора, осуществляемого от имени государства, за исполнением законов.

2. Прокурор при осуществлении надзора оценивает любую деятельность с позиции закона, с точки зрения реализации воли законодателя.

3. Прокуроры наделены специфическими полномочиями, которые носят государственно-властный характер. Требования прокурора как представителя государства подлежат безусловному исполнению в установленные сроки.

2) Принципы организации деятельности прокуратуры. Направления прокурорской деятельности.

Принципы организации и деятельности прокуратуры – основополагающие руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ним требования, реализуемые в процессе организации и осуществления главной функции прокуратуры – прокурорского надзора.

Основные принципы прокурорского надзора закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 4). Законодательное закрепление принципов

определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность их соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.

52 .Принципы организации деятельности прокуратуры:

1. Принцип централизации означает, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали. Данный принцип характеризуется следующими положениями:

Назначение строго по вертикали.

Предоставление нижестоящими прокурорами вышестоящим прокурорам отчетов о деятельности прокуратуры и другой информации по требованию вышестоящих прокуроров.

Приказы, указания, распоряжения и инструкции Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми работниками органов прокуратуры.

Ответственность вышестоящих прокуроров за правильную организацию работы всех подчиненных прокуроров.

Прокурор любого звена прокурорской системы может быть заменен вышестоящим прокурором.

Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение некоторых своих обязанностей.

Каждый прокурор сохраняет самостоятельности в принятии решений и несет за них персональную ответственность.

2. Принцип единства выражается в:

Единообразных формах организации деятельности всех органов прокуратуры.

Единстве целей и общих задач осуществления надзора в государстве, а также полномочий прокурора по выявлению правонарушений и реагированию на них.

Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.

· Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований закона и устранение нарушений.

· Единоличное разрешение прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором.

3. Принцип законности означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в рамках закона, соблюдая законные права и интересы физических и юридических лиц. Осуществляя надзор, прокуроры могут действовать только в пределах определенных законом полномочий.

4. Принцип независимости: сущность данного принципа в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Принцип независимости обеспечивается организационным построением прокуратуры, порядком назначения прокуроров, а также установленной законом системой подчиненности и подотчетности. Гарантией соблюдения данного принципа является ст. 5 ФЗ «О прокуратуре РФ», закрепившая недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора; воздействие в какой-либо форме федеральных органов

власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом административную или уголовную ответственность.

5. Принцип гласности: Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне. Принцип гласности проявляется в:

· Ежегодных докладах Генерального прокурора РФ Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчетах о проделанной работе по их укреплению.

· Наличии специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со СМИ.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 36.