Автоматизированная банковская система (АБС) – это форма организационного управления банком на базе широкого применения новых информационных технологий.
Работа банков в огромной степени зависит от состояния экономики страны в целом. Относительная стабилизация отечественной экономики в 2003 году обеспечила рост большинства российских банков, обострение конкуренции между ними. Характерными особенностями современного рынка банковских услуг являются все большая универсализация банков, борьба за клиентов. Продолжается продвижение крупнейших банков в регионы. В целях повышения эффективности работы банки вынуждены инвестировать значительные средства в IT-технологии.
К современным АБС предъявляются очень строгие требования, не только со стороны банков – пользователей, но и со стороны государственных и контролирующих органов.
Основные требования, предъявляемые к современным АБС можно разделить на четыре части:
· основные требования;
· требования к АБС как программному средству – системотехнические требования;
· специальные требования, отражающие специфику банковской деятельности, банковских операций и технологий их выполнения;
· показатели качества, характеризующие процесс разработки АБС.
Мы рассмотрим только требования к АБС как к продукту, к ним относятся:
· функциональная полнота;
· комплексный подход;
· масштабируемость системы;
· настраиваемость системы;
· централизованное управление системой;
· единая база данных, обеспечивающая многопользовательскую работу;
· работа в режиме реального времени;
· безопасность и надежность работы.
Автоматизированную банковскую систему в соответствии с функциональным назначением принято разделять на три подсистемы:
Front-office (верхний уровень) – подсистема, обеспечивающая взаимодействие банка с внешним миром. В подсистеме осуществляется ввод первичной информации, взаимодействие банка с клиентами, другими банками, биржами, ЦБ.
Back-office (средний уровень) – подсистему, обеспечивающую общебанковскую и общехозяйственную деятельность. К подсистеме относится работа с кредитами и т.д.
Accounting (нижний уровень) – подсистему, обеспечивающую своевременное и корректное отражение деятельности банка в рамках существующих процедур бухгалтерского учёта.
В самостоятельную группу – Analysis – выделены операции реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка.
В подсистему Front-office может входить автоматизированная система (АС) «Клиент-Банк» предназначенная для организации электронного документооборота между банком и клиентами (организациями, имеющими счет в банке). Система состоит из двух частей – клиентской и банковской.
Основные функции АБС:
1. Автоматизация ежедневных банковских операций, ведение бухучета и составление сводных отчетов.
2. Система коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями.
3. Аналитические системы, предназначенные для анализа деятельности банка и выбора оптимального в данной ситуации решения.
4. Автоматизация различных операций (кредитные карточки, банкоматы).
5. Системы межбанковских расчетов.
6. Системы автоматизации работы на РЦБ.
На рынке АБС присутствует около 20-ти фирм-разработчиков АБС, создающих разнообразные программные продукты.
Одной из основных функций банковской системы является обеспечение непрерывных платежей между предприятиями.
В настоящее время межбанковские расчеты осуществляются через следующие платежные системы:
· платежную систему Банка России (78,1% от общего объема платежей и 71,9% от общего количества платежей);
· платежные системы кредитных организаций по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях (9,3 и 3,2% соответственно);
· внутрибанковские платежные системы для расчетов между филиалами одного банка (11,8 и 24,3%);
· платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций (0,8 и 0,6%).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.