Принципы управления - это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
К основным принципам управления относятся следующие:
1) принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, т.е. оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений,
2) принцип единоначалия - у каждого подчиненного должен быть только один непосредственный начальник и весь персонал организации подчиняется первому руководителю, который несет персональную ответственность за работу организации,
3) принцип научной обоснованности, т.е. управленческие действия должны осуществляться на базе научных методов и подходов,
4) принцип плановости - установление основных направлений, задач, развития организации в перспективе,
5) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Каждый сотрудник в организации наделяется конкретными обязанностями и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач,
6) принцип мотивации, т.е. чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, тем эффективнее работа организации,
7) принцип демократизации управления - привлечение к управлению организацией всех сотрудников.
Основные инструменты управления
За всю свою историю человечество выработало 3 принципиально различных инструмента управления, то есть, воздействия на людей:
1) иерархия - такая организация управления, при которой основным средством воздействия является отношение власти и подчинения,
2) культура - вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе,
3) рынок - т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле - продаже продукции и услуг, на отношении к собственности и равновесии интересов покупателя и продавца.
Вывод: в реально существующих экономических организациях все эти 3 инструмента всегда сосуществуют, и облик организации зависит от того, к какому из этих инструментов отдается приоритет.
Методы управления
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управленческий объект для достижения целей, поставленных организацией.
Существует множество различных методов управления, но все их можно разделить на 3 большие группы:
1)Организационно – административный - он опирается на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность (приказ, распоряжение, контроль за действиями, указание).
2) Экономические, которые в последнее время выходят на 1 план и предполагают реализацию экономических интересов сотрудников и их материальное стимулирование (премии, доплаты и кредитование)
3) Социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах (индивидуальный подход, убеждения, критика и самокритика).
Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности менеджера на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85%-от умения работать с людьми.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит содержание процесса управления?
2. Какова сущность цикла менеджмента?
3. Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?
4. В чем заключается взаимосвязь отдельных функций управленческого цикла?
5. В чем особенности реализации функции планирования в плановой и рыночной экономиках?
6. Назовите основные задачи организации производства.
7. Каковы причины низкой мотивации труда персонала?
8. Укажите основные направления контроля за производством.
Тема №3: Организация. Признаки, структура, законы организации.
План лекции:
1. Понятие организации и организационной структуры
2. Признаки организации
3. Характеристики организации.
4. Законы организации.
5. Виды организации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 404.