Разработка базисной сетки чертежа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При построении конструкции выполняют определенную последовательность действий, каждое из которых записывают соответствующей строкой алгоритма. Последовательность строк формирует маршрут по созданию конструкции изделия. Рекомендована следующая схема построения алгоритма:

· Задают размер рисунка.

· Строят базисную сетку.

· Строят базовую конструкцию.

· Разрабатывают модельную конструкцию.

· Формируют на чертеже детали изделия – оператором «Деталь».

· Проектируют припуски на швы - оператором «Шов».

· Определяют надсечки на контурах деталей.

· Задают направление долевой линии детали – оператором «Долевая».

· Задают точку совмещения деталей разных размеров и ростов по схеме градации – оператором «Базовая точка».

· Отмечают особые конструктивные точки в детали – оператором «Накол» Задают класс лекал, определяющий принадлежность детали к виду материала (верх, подкладка, прокладка и т.п.) – оператором «Класс».

· Проводят проектирование лекал на все рекомендуемые размерные и ростовые варианты в меню «Модель», используя команду «Создать модель».

 

После того, как введена исходная информация (загружены размерные признаки типовой или конкретной фигуры и внесены величины прибавок), приступают к разработке алгоритма построения базовой конструкции заданного изделия.

Алгоритм представляет собой набор команд, записанных в последовательности их выполнения. Каждая команда записывается строкой, имеет порядковый номер, название и указания по ее содержательной стороне.

Название команд принято именовать операторами. Оператор «Точка» позволяет генерировать точки на чертеже конструкции, оператор «Линия» - отрезки линий. Символы в содержательной части команды называют операндами, они указывают правила выполнения оператора. Количество и типы операндов могут быть различными. Операнды отделяются друг от друга пробелами.

Содержательную часть команды формируют по определенным правилам, записывают на специализированном языке, заложенном в систему ее разработчиками. Запись предусматривает командную форму однозначного определения условий выполнения команды (оператора).

Символ "$" в начале строки означает, что строка содержит комментарий. Такая строка предназначена только для пользователя, при выполнении алгоритма система ее генерирует.

Каждый объект имеет имя, которое используется для его идентификации. Используются следующие объекты:

Координатные оси – относительно этих осей осуществляется расположение геометрических объектов при построении чертежа конструкции.

Лист – лист, на котором производится построение. В одном алгоритме можно использовать несколько листов для различных построений. Для листа необходимо задать его линейные размеры, ширину и высоту.

Точка - точки задаются на конкретном листе. Каждая точка имеет две координаты X и Y.

Линия – каждая линия имеет тип: прямые, дуги окружностей, конические сечения и сплайны.

Сплайн – это плавная линия, проходящая через несколько точек. Форма сплайна совпадает с формой упругой линейки, зафиксированной в нескольких точках. Сплайн может изгибаться в различных направлениях.

Каждая линия имеет направление – от первой точки к последней (эти точки задаются при создании этих линий). Как правило, все линии рисуются сплошными, однако каждой линии можно приписать стиль, т.е. способ рисования линии – пунктиром, штрихом и т.п.

Деталь – объект, на основе которого формируется лекало при создании модели. Деталь имеет замкнутый контур, направленный по часовой стрелке, и долевые линии (от одной до трех). Если долевая не задана явно, то считается, что долевая направлена вдоль оси ОY. Деталь, как и кривая, создается на существующих линиях, кривых и точках. Поэтому все объекты, из которых создана деталь, нельзя перемещать и удалять.

 

Разработка алгоритма построения конструкции всегда начинается с оператора «Лист», то есть создания нового рисунка (нового листа чертежа).

Оператор «Лист» имеет формат:

 

Лист ИМЯ ШИРИНА ВЫСОТА

ИМЯ           – имя нового рисунка;

ШИРИНА   – размер рисунка по горизонтали в десятых долях

              сантиметра;

ВЫСОТА      – размер рисунка по вертикали в десятых долях сантиметра.

 

Например: Лист БК брюк 120.0 120.0

 

В результате выполнения данного оператора в окне чертежа появляются линии, ограничивающие область построений.

После того, как выбран какой-либо оператор и записан в соответствующую строку, в нижней строке окна алгоритма появляется краткая подсказка с перечнем операндов, которые необходимо ввести.

Подробную информацию об операторе и его операндах можно получить, если, установив курсор на этот оператор, нажать клавишу F1.

 

Для построения базисной сетки чертежа, как правило, используются следующие операторы:

 

Точка                     - поставить точку по координатам

Точка на линии     - поставить точку в линию

Отрезок                    - провести отрезок через две точки

Отложить            -поставить точку в заданном направлении

Отложить по линии- поставить точку на линию в заданном

                                  направлении

Вертикаль                 - провести вертикальную линию

Горизонталь        - провести горизонтальную линию

Параллель к линии -провести линию, параллельную существующей

                                и ограничить ее двумя другими линиями

Перпендикуляр     - восстановить перпендикуляр

Пересечение         - найти точку пересечения двух линий

Продлить            - продлить линию

Ограничить линию - ограничить линию двумя точками

 

Значения координат независимо от способа их ввода всегда связаны с какой-либо системой координат.

В подсистеме «Конструирование и моделирование» существует две системы координат:

- мировая;

- локальная.

В мировой системе координатные оси OX и OY располагаются следующим образом:

- начало координат расположено в левом нижнем углу;

-ось OX направлена слева направо;

-ось OY направлена снизу вверх.

Локальную систему выбирает пользователь при построении различных объектов. Начало координат, направление осей и угол между ними задает сам пользователь в списке операндов выбранного оператора (например, операндом БАЗА в операторе «Точка» задается точка начала локальной системы координат).

Координаты X и Y точки задаются с учетом направления координатных осей. Координаты X и Y могут быть заданы как числовым значением в сантиметрах, так и в виде формул с использованием величин размерных признаков и прибавок.

 

Оператор «Точка» имеет формат:

 

Точка ТОЧКА X Y БАЗА

Оператор ставит новую точку на чертеже

 

ТОЧКА - имя новой точки

X        - смещение по горизонтали новой точки относительно базовой

Y       - смещение по вертикали новой точки относительно базовой

БАЗА -  необязательно, имя базовой точки, относительно которой задается

            смещение, если БАЗА не задана, то базовым считается левый

            нижний угол рисунка.

 

Отложить - оператор позволяет отложить от существующей точки новую точку вверх, вниз, вправо, влево, под заданным углом на определенное расстояние, до пересечения с линией, до проекции другой точки и соединить новую и старую точку отрезком. Этот оператор заменяет: 1)функционально — операторы «Вертикаль», «Горизонталь», «Наклонная»; в 99% случаев - «Точка» и «Точка под углом»; 2)в алгоритме — минимум три оператора (например, операторы «Вертикаль», «Пересечение», «Ограничить линию» или «Горизонталь», «Точка на линии», «Ограничить линию» и т.п.). При этом направление откладывания задается щелчком мыши — пользователю не надо задумываться, где ставить минус, где плюс, где скобки, где без скобок и т.п.

Имеется настройка «Мастер «Отложить» завершать линией». Если этот флажок установлен, то в операторах «Отложить», «Биссектриса», «Перпендикуляр» последним операндом автоматически задается отрезок, соединяющий старую и новую точки, иначе линия не добавляется.

 

Построение линий базисной сетки также  можно осуществить операторами:

 

Отрезок – имеет следующий формат:

 

Отрезок ЛИНИЯ ТОЧКА1 ТОЧКА2

Оператор проводит новую прямую линию с именем ЛИНИЯ через точки ТОЧКА1 и ТОЧКА2.

 

ЛИНИЯ       – имя новой прямой линии;

ТОЧКА1      – имя точки, начало новой линии;

ТОЧКА2      – имя точки, конец новой линии.

 

Например: Отрезок л11_21 т11 т21

 

Оператор "Параллель к линии" позволяет проводить линию, параллельную заданной на определенном расстоянии, новая линия продлевается до пересечения с двумя ограничивающими линиями, в местах пересечений ставятся новые точки. В алгоритме этот оператор заменяет сразу 6 операторов (оператор «Параллель», 2 оператора «Продлить», 2 оператора «Пересечение» и оператор «Ограничить линию»).

 

Оператор "Перпендикуляр" позволяет поставить новую точку от существующей точки в направлении перпендикуляра к заданной линии на определенное расстояние, до пересечения с другой линией, до проекции другой точки и соединить новую точку с исходной отрезком. Этот оператор заменяет: 1)функционально — операторы «Перпендикуляр» и «Проекция»; 2) в алгоритме — минимум три оператора (например, операторы «ПерпендикулярУст», «Пересечение», «Ограничить линию» или «ПерпендикулярУст», «Точка на линии», «Ограничить линию» и т. п.). При этом направление откладывания задается щелчком мыши.

 

Если искомая точка располагается на пересечении двух линий, используют оператор «Пересечение», имеющий следующий формат:

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 238.