Язык как культурная форма. Функции языка. Обыденный и искусственный языки. Язык и речь. Дискурс и его функции. Текст. Современные концепции природы языка. Дискурс как повествование. Повествование и его отнесенность к жизненному миру. Понимание, интерпретация и порождение смысла. Феномен интертекстуальности.
Миф и религия. Особенности и экзистенциальные основания мифологического сознания. Миф как антропоморфное видение мира. Миф и архаическое сознание. Социальная мифология. Миф в жизни художественного сознания. Религия как социокультурный феномен и ее экзистенциальные основы. Вера в непостижимое. Язык религии. Символическое воображение и религия.
Мораль и этика, их экзистенциальные основы и взаимосвязь. Я и другой как основа морали. Этика как поиск блага. Нравственность и жизненный мир. Нормативность морального сознания. Мораль и право. Мораль и политика. Практический разум: взаимосвязь целерационального действия, этики и морали.
Искусство и эстетическое сознание. Специфика эстетического отношения к миру. Эстетическое и художественное. Искусство как воспроизведение уникального в свете экзистенциальных проблем личности. Виды искусств. Идея и тема произведения. Специфика их композиционного воплощения в различных видах искусств. Укорененность произведения в жизненном мире и проблема его понимания и интерпретации. Интертекстуальность в искусстве. Функции искусства.
Наука как особая сфера познания, социальный институт и феномен культуры. Особенности языка науки. Функции науки. Научная проблема и гипотеза. Взаимосвязь эмпирического и теоретического в науке. Научная теория и ее функции. Культурная обусловленность научного знания. Взаимосвязь научной картины мира с культурой эпохи. Нормы и идеалы научного знания. Философия и наука.
История как способ человеческого существования, процесс и повествование. История как искусство и наука. Диалогическая природа истории. Логика вопроса и ответа. Априорное воображение в создании исторического дискурса. Историческая проблема. Исторический источник и реконструкция. Исторический факт. Многообразие жанров исторического исследования. Теоретическая интерпретация, ее специфика и функции в истории. Культурная обусловленность исторического дискурса.
Философия как теоретический мировоззренческий метадискурс. Его особенности и отличие от иных форм мировоззрения. Теоретическая и практическая философия. Проблематика философии и ее особенности как метакультурной рефлексии. Отличие философского дискурса от научного . Сплав знания и экзистенциального опыта в философской рефлексии. Формирование и трансляция философских идей. Их связь с коллективным прак-сисом. Классический и неклассический философский дискурс. Функции философии и ее роль в современном мире.
12. Культурная типология: стадиальный подход и локальные цивилизации.
Стадиальный и локально-цивилизационный подходы как две стратегии построения культурной типологии. Варианты двух подходов к историко-культурному процессу в прошлом и настоящем. Идеальная типология и анализ моделей культурного развития. Взаимодополнительность стадиального и локально-цивилизационного подходов. Универсалии культуры как базисные характеристики свойственного ей способа мировидения. Тип культуры и присущие ему универсалии. Тип культуры и иерархия дискурсивных форм. Элитарная и массовая культура. Элита и масса в истории цивилизаций. Проблема типологии локальных цивилизаций.
Культура и власть.
Феномены власти и культуры как предмет философской рефлексии прошлого и настоящего. Властная функция культуры. Стереотипы восприятия мира как инструмент власти. Схемы мировосприятия. Категориальные рамки интерпретации мира и их властные возможности. Властные возможности знаково-символических и ценностно-нормативных систем. Власть культуры и технологии деятельности. Канонический дискурс культуры и феномен цензурирования человеческого опыта. Феномен культурного авторитета. Культурный диалог и полифония властных импульсов. Парадиг-мальное и маргинальное в культуре. Феномен компромисса.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 244.