Неправильное употребление имени числительного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Предложение с ошибкой Исправленное
Трое спортсменок выступили очень удачно. ТРИ СПОРТСМЕНКИ  выступили очень удачно.
Солдаты провели в степи без еды и воды четыре суток. Солдаты провели в степи без еды и воды ЧЕТВЕРО суток.

 

Задание 9. Правописание корней. Чередование гласных в корн е: -бир-а -бер-, -мир-а - мер-, -тир-а -тер-, - пир-а -пер-, -дир-а - дер-, -кас-а -кос-, -лаг- -лож-, -скак- -скоч-, -раст- -ращ- -рос-, -ровн- -равн-, -мок- -мак-, -зар- -зор-, -гар- -гор-, -плав- -плов-, -клон- -клан-, -твор- -твар-, -жиг-а- -жег-, -стил-а- -стел- начинать – начать, вспоминать – вспомнить, понять-понимать, обнять-обнимать. Непроверяемые гласные в корне (словарные слова). Проверяемые гласные в корне (вожатый – водит). Задание 10. Правописание приставок. -при- (приближение прибежать, присоединение приклеить, неполнота действия приоткрыть, близость приморский) -пре- (пере- преграда-перегородить, преступление – переступить; очень- пребольшой) преследовать, презирать (плохо относиться), призирать (присматривать), дом призрения, презрительный. После приставок на согласный вместо И пишется Ы, кроме МЕЖ- СВЕРХ- КОНТР- ПОСТ- СУПЕР- ДЕЗ-    безЫнтересный, НО постИндустриальный. ИЗЫМАТь, но ВЗИМАТЬ В приставках без- бес- раз- рас- из- ис- чрез- черес- воз- вос- вз- вс- роз- рос- низ- нис- перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется З, перед глухими согласными (п, ф, к, х, т, ш, с, щ, ц, ч) пишется С (бездеятельный., бесполезный, низвергнуть, ниспадать). Есть приставки над- под- пред- к- с- от-. Нет приставок нат- пот- прет- од- з- . В слове «несдержанный» две приставки: не- с-. Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи. 1. Чередуются с суффиксами -у- -ю- суффиксы -ова-   -ева-: я рисУю-рисОВАть я воЮю-воЕВАть. Не чередуются с суффиксами -у- -ю- суффиксы -ыва- -ива- : я рассеИВАю – рассеИВАть. 2. Суффикс -ив- имеет на себе ударение: красИВый, правдИВый (искл .: милостИВый и юродИВый); в безударном положении пишется -ев-: боЕВой, сиренЕВый. В слове преодолевать два суффикса –Е- (преодолЕть) и –ВА- . 3. В суффиксах -лив- и -чив- пишется и: заботливый, заносчивый. 4. Суффиксы  -ов-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных деловой, красноватый, даровитый; суффиксы -ев-, -еват-, -евит- - после мягких согласных, после шипящих и ц:  вечевой, синеватый, глянцевитый. 5. –ЧАТ- решето-решетЧАТый, расплывЧАТый. 6. Суффикс  -к-пишется 1) в качественных прил. (низкий, дерзкий) 2) в относительных прил. на -к, -ч, -ц (немецкий). Суффикс -ск- пишется в относительных прил. (городской). Запомните: выгореть-гореть, таять, сеять, веять, чуять, лаять, маяться, отчаяться, клеить, мелет-молоть-молотьба. Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Глаголы I спряжения имеют окончание 1 лицо ед. число –у –ю    борюсь 2 лицо ед число - ешь     борешься 3 лицо ед. число -ет        борется 1 лицо мн. число -ем         боремся 2 лицо мн.число -ете       боретесь 3 лицо мн. число -ут -ют  борются все глаголы на –еть   все глаголы на –ать все глаголы на –ыть, -оть -уть –ять искл. брить, стелить Глаголы II спряжения имеют окончание 1 лицо ед. число –у –ю построю 2 лицо ед число - ишь построишь 3 лицо ед. число -ит  построит 1 лицо мн. число -им  построим 2 лицо мн.число -ите построите 3 лицо мн. число -ат -ят построят искл . смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть искл. дышать, держать, гнать, слышать   все глаголы на -ить
Действительные и страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы -ущ- -ющ- -ем- -ом- борющийся исполняемый Действительные и страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2 спряжения, имеют суффиксы –ащ- -ящ- -им- строящийся видимый

Запомнить слово  движИМый.

В суффиксах глаголов прошедшего времени, действительных и страдательных причастий прошедшего времени, деепричастий сохраняется буква, которая была в неопределенной форме (инфинитиве): видЕть – видЕл- видЕвший - увидЕнный-увидЕв, слышАть- слышАл-слышАвший-услышАв.

В причастиях, отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ать -ять, пишется –Ан –Ян: услышАть-услышАнный, посеЯть-посеЯнный.

В причастиях, отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -Ить -Еть, пишется –Ен(Енн): увидЕть-увидЕнный, построИть-построЕнный. Запомните Ин(Инн) не бывает.  РазмешАть-размешАнный, замесИть тесто-замешЕнный. После шипящих пишется -ЁНН- решЁННый (-ОНН- не пишется).

Задание 13. Правописание НЕ и НИ. НЕ пишется раздельно: 1. Со словами всех частей речи, если в предложении есть противопоставление с союзом а. 2.С именами существительными, если нельзя подобрать синоним без НЕ. Это не книга. 3. С именами прилагательными, наречиями на -О –Е, если есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, никогда не, совсем не= отнюдь не (вовсе не холодно, вовсе не холодный). 4.С отрицательными местоимениями, если есть предлог (не к кому обратиться). 5. С краткими причастиями, глаголами, деепричастиями (не прочитана, не читал, не прочитав). 6. С полными причастиями, если есть зависимое слово (кроме наречия степени) Ещё не прочитанная книга. НЕ пишется слитно: 1. Со словами всех частей речи, если слово без НЕ не употребляется. 2. С именами существительными, прилагательными, наречиями на –О –Е, если слово можно заменить синонимом без НЕ: нежаркий=прохладный. 3. С отрицательными местоимениями и наречиями (под ударением): некого, некогда. 4. С полными причастиями, при которых нет зависимого слова: непрочитанная книга. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях и наречиях без ударения: никого, никогда. НИ пишется раздельно в отрицательных местоимениях, если есть предлог: ни у кого не узнал. НИ облачка (родительный падеж), куда бы ни, как ни, где ни (усиление утверждения), ни-ни (союз) , ни свет ни заря, ни на минуту, НЕ раз (много раз), НИ разу (никогда), Не один=много, НИ один=никто. НЕ мог НЕ выполнить=выполнил. НЕ то-НЕ то (не то снег, не то дождь). Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. 1. Пишется раздельно: в течение, в продолжение, в заключение, в отличие, как только, только бы, иметь в виду, в виде, как бы, как будто, где бы, то есть, тут же, там же, тот же, к тому же, то же самое, та же, те же, где же, за счёт, бок о бок, с течением, не так ли, не правда ли, всё же, надо ли, вряд ли, потому что, всё равно, так как, не только, при этом, во что бы то ни стало, как бы то ни было. 2. Пишется слитно: сгоряча, зачастую, впереди, позади, спереди, сзади, справа, слева, направо, попросту, налево, вправо, влево, наконец, вскоре, несмотря на, несмотря на то что, подолгу, повсеместно, причём, итак (вывод), итого (итог), вследствие (предлог), впоследствии (наречие), попозже, откуда, напротив, налегке, полегче, повсюду, попусту, неужели, впервые, ввиду непогоды, вдвое, надвое, вдогонку, впросак, вровень. 3. Пишется через дефис: кое-как, как-то, как-нибудь, как-либо, скажи-ка, во-первых, по-русски, точь-в-точь, давным-давно, всё-таки. 4. Различать: Я тоже буду участвовать. Я смотрел то же, что и вчера. – Я смотрел то самое, что и вчера (ЖЕ можно опустить). Я также согласен. Небо хмурилось так же, как и вчера. – Небо хмурилось так, как и вчера (ЖЕ можно опустить). Я тренируюсь, чтобы выступить хорошо. Что бы ни случилось, я помогу. – Что ни случилось бы…(БЫ можно опустить или переставить). Одеться (как?) по-зимнему. Идти по зимнему лесу (по лесу). Выполнить сначала трудное задание. - С начала урока. Поэтому я пришёл.- Мы шли по этому берегу (по берегу). На встречу с другом. - Навстречу другу (к другу). - Двигаться навстречу (наречие). Положить деньги на счёт. – Узнать насчёт отпуска. Во время отпуска – прийти вовремя. Смотреть вверх – в верх дома. Маленький, зато удаленький (зато=но). – Я взялся за то дело, которое мне поручили. Не ныряй вглубь – в глубь степи. Затем=потом – за тем поворотом. Притом – при том учреждении (при учреждении). Оттого что – от того здания. Вначале – в начале сентября. Тотчас – в тот час. 5. Пол-Тамбова (перед большой буквой), пол-лимона (перед –л-), пол-арбуза (перед гласной), полгорода (перед согласной).   Задание 15. Правописание Н и НН в различных частях речи. В отыменных именах прилагательных: Н –ан- -ян- -ин- кожаный, полотняный, пчелиный (исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый); НН –онн- -енн- экскурсионный, соломенный (искл. ветреный); НН – одна в корне, одна в суффиксе весенний, осенний. В отглагольных прилагательных и причастиях: Н  1) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если нет приставки (кроме НЕ) или зависимого слова (вязаный, некрашеный), 2) в кратких причастиях (прочитана, покрашена); НН 1) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть приставки (кроме НЕ) или зависимое слово (вязанный спицами, связанный), 2) в полных причастиях и отглагольных прилагательных, если есть –ова- -ева- (асфальтированный, балованный); 3) в полных причастиях, если они образованы от бесприставочного глагола совершенного вида (решённый от решить что сделать?, купленный, данный). В наречиях и кратких прилагательных пишется столько Н , сколько было Н в полных прилагательных, от которых они образованы (девочка воспитанная – девочка вежлива, воспитанна; как? уверенно – уверенный, важно- важный). Задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. 1. В простом предложении (с одной грамматической основой) запятая не ставится. Небо горело огнями в бездонной синеве ( ) и казалось чужим и  далёким. Запятая не ставится. Это простое предложение с однородными сказуемыми. 2. В сложносочиненном предложении перед союзом И запятая ставится. Всё внизу уже тонуло в сумерках (, ) и только верх кургана освещался красными лучами солнца. Две грамматические основы. Запятая ставится. 3. В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если есть общий второстепенный член. В саду раздавались голоса и слышался смех. В саду – общий второстепенный член, относится к первому и второму предложениям. 4. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и...и, да... да, ни... ни, или... или, ли... ли, либо... либо, то... то и др., например: Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу, и полотняный поселок из палаток, и самих людей. Темнота раннего зимнего утра скрывала площадку на берегу, и полотняный поселок из палаток, и самих людей. 5. Если однородные члены соединены парными союзами как... так и, не так... как, не только... но и, не столько... сколько, насколько...настолько, хотя и... но, если не... то и т.п., то запятая ставится только перед второй частью союза, например: Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых примирить вас с приятелем вашим. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг. 6. Запятая не ставится между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), разделительными союзами или, либо. 7. Запятая не ставится внутри выражений фразеологического характера, например: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад. Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). 1) […cущ., | прич.оборот |, …]. 2) […|прич.оборот | cущ. …]. 3) […личное мест.., | прич.оборот |, …]. 4) […|прич.оборот |, личное мест. …]. Обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, если стоят после определяемого существительного.  Обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, стоящие перед и после личного местоимения. Обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение.  Обособляются всегда обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом. Топонимические словари (1), содержащие информацию о географических названиях, (2) дают много ценного для историков языка, (3) помогая им находить корни давно утраченных живой речью (4) слов. В данном предложении два причастных оборота:  1) содержащие информацию о географических названиях (определяемое слово «словари» стоит впереди), этот оборот выделяется запятыми с двух сторон; 2) давно утраченных живой речью (определяемое слово «слов» стоит после оборота), этот оборот не выделяется запятыми. 3) Деепричастный оборот помогая им находить корни давно утраченных живой речью слов выделяется запятой. Не обособляются определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными, и приложения, стоящие перед определяемым существительным. Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводными конструкциями, обращениями). Вводные слова и конструкции (бесспорно, конечно, может быть, к сожалению, к счастью, по-моему, говорят, разумеется, кажется, как известно, можно сказать, видимо, по мнению автора, во-первых, одним словом, однако (если нельзя заменить союзом НО), впрочем, например, и т.п.) не являются членами предложения и выделяются запятыми с двух сторон.  НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными словами КАК БУДТО, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК, ВСЁ-ТАКИ, ОСОБЕННО, СОВЕРШЕННО, ОДНАКО=НО, МЕЖДУ ТЕМ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Следует различать: Кажется, будет дождь. КАЖЕТСЯ вводное слово. Небо кажется серым. Слово «кажется» является сказуемым. Пушкин с его (1) совершенно (2) безупречным чувством прекрасного и удивительно ясным мышлением счёл нужным чётко определить своё отношение ко «вкусу». Чувство соразмерности и сообразности – вот в чём (3), по мнению великого поэта, (4) состоит истинный вкус.              Ответ 3,4 Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилета. ОБРАЩЕНИЕ. Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 1. Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидные вёсла (3) которой (4) берут начало от папирусных лодок. 1-ое предложение: Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью 2-ое предложение: серповидные вёсла (3) которой (4) берут начало от папирусных лодок. Запятая ставится на месте цифры 2 2. Жимолость (1) плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами (4) отличается высокой зимостойкостью. 1-ое предложение: Жимолость отличается высокой зимостойкостью. 2-ое предложение: плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами.                            Запятая ставится на месте цифр 1,4. Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. I . Было довольно темно (1) и (2) когда он прикатил в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он приедет. Ответ: 1,2.3,4 1.Было довольно темно. 2. И Машенька уже не надеялась. 3. Когда он прикатил в дачный городок. 4. Что он приедет. II . Он весь дрожал (1) и (2) чтобы согреться (3) начал махать руками (4) как будто призывал кого-то.  Ответ 2, 3, 4. 1. Он весь дрожал (1) и начал махать руками. 2. Чтобы согреться. 3. Как будто призывал кого-то. III . Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над простором Волги. Ответ : 1, 2, 4. 1. Резвый ветер с моря надул паруса. 2. И громкая песня разлилась над простором Волги. 3. Когда солнце взошло. 4. и (КОГДА) городские стены остались за кормою последнего струга. Однородное подчинение придаточных. IV . В тот день мы завтракали втроём (1)  и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра сказала (4) что десерт невкусный. Ответ: 1, 2, 3, 4. V . В тот день мы завтракали втроём (1)  и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) ТО сестра сказала (4) что десерт невкусный. Ответ: 1, 3, 4. Задание 21. Пунктуационный анализ. 1. Запятая: 1) для выделения (обособления)  определений, обстоятельств,обращений, уточнений, междометий, вводных слов и т. д.; 2) для разделения частей сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения; 3) между прямой речью и косвенной; 4) при перечислении однородных членов. 2. Точка с запятой: 1) в бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые); 2) в сложносочинённом предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые; 3) между сильно распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые; 4) между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами. 3. Многоточие: 1) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи; 2) в начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени; 3) для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой; 4) в начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста. 4. Двоеточие:  1) в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения; 2) этот знак помогает оформить та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь; 3) после обобщающего слова при однородных членах. 5.Тире: 1) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки; 2) в неполном предложении на месте пропущенных членов предложения и их частей; 3) перед обобщающим словом в предложении с однородными членами; 4) после перечисления, если им предложение не заканчивается; 5) для обозначения прямой речи; 6) в бессоюзных сложных предложениях со значением противопоставления, времени, условия, следствия; 7) в сложных предложениях, если передается быстрая смена событий или их внезапность. Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. 1. Прочитайте текст. 2. Прочитайте варианты ответов. Каждый вариант ответа проверьте по тексту. Задание 23. Функционально-смысловые типы речи. 1. Рассуждение. Тезис, аргументы, вывод. Размышления. (5)Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной – войны да восстания рабов? (6)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7)Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение? 2. Повествование. Последовательность событий. (Прозвенел звонок. Учитель вошёл в класс. Начался урок.) Преобладают глаголы. (5)И вдруг тонкой острой ноткой донёсся вой. (6)Он шёл с другого конца парохода, с носа. (7)Ещё нотка, ещё… (8)И я узнал голосок Марса. (9)Старичок передёрнулся и поглядел на меня, точно я был причиной воя. 3. Описание. Портрет. Интерьер. Пейзаж. Преобладают прилагательные. (4)Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых… При выполнении заданий «Предложение 5 объясняет высказанное в предложении 4 суждение» внимательно прочитайте указанные предложения. Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Добро – зло. Архаизмы – устарелые для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало – зеркало, позор - зрелище. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух, качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. Неологизм – слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук.  Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Растратить, расточить книжн., растранжирить прост.  Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставит на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря, в первую очередь, на самом деле и т.д. Задание 25. Средства связи предложений в тексте. (9)Безыскусственность жизни, простота отношений! (10)Сюда надо бежать от праздности (10, с помощью наречия).   (22)Пограничники стали дозорными большой войны. (23)Их выстрелы слышали не только в окрестных сёлах. (23 связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения).   (24)История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25)Этот смельчак был ещё и трус. (25 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстного синонима).   (12)Словами убеждать бесполезно. (13)Лучше всего убеждать и вдохновлять удаётся силой собственного примера. (13 связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного антонима)   –(3)Нет, ну это каким же чудовищем нужно быть, чтобы вот так видеть, как родные с голоду пухнут, и беречь это элитное зерно! (4)Оно что, дороже человеческой жизни?! (4 соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения).   (19)Штрафы, и крупные штрафы, за хамское отношение к природе надо брать. (20)Но одновременно с этим надо усилить пропаганду в защиту природы, вести её не только пафосно. (20 соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и лексического повтора).   Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности. ТРОПЫ 1. Метафора – употребление слова в переносном значении. Нос корабля, ножка стола, град пуль, закат пылает, льется речь. Метафора развёрнутая строится на нескольких ассоциациях по сходству и включает несколько слов (два, три, четыре). 2. Метонuмия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. А) связь между предметом и материалом, из которого сделан предмет. Не то на серебре – на золоте едал. Б) связь между содержимым и содержащим. Я три тарелки съел!  В) связь между действием и орудием действия. Перо его местию дышит. Г) связь между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. Д) связь между местом и людьми, находящимися в этом месте. Учитель вошёл в класс, и класс замер. 3. Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного. О чём ты воешь, ветр ночной. 4. Синeкдоха – частный случай метонимии: Начальство недовольно (вместо начальник); Все флаги в гости будут к нам (в значении корабли) 5.Сравнение – оборот речи, который заключается в том, один предмет уподобляется другому на основании каких-то общих признаков. Сравнение можно показать по-разному: а) творительным падежом: И сияет роса на траве серебром. Б) сравнительной степенью прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури…в) сравнительным оборотом с союзами: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка. Г) с помощью слов подобный, похожий: Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. 6. Эпитет – необычное красочное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпитетом может быть не только прилагательное, но и существительное-приложение (весёлый ветер, чёрная тоска, седая старина, мороз-воевода). 7.Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении (море по колено, слезы текут ручьем). 8. Литόта – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 9. Перифраза (перифраз) –описательный оборот речи, применяемый для замены слова (лев – царь зверей). 10. Аллегόрия – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ (хитрость – лиса, коварство – змея, жадность – волк). 11. Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. Откуда, умная, бредешь ты, голова? 12. Пафос –  способ выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. 13. Сарка́зм — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии. ФИГУРЫ РЕЧИ (ПРИЁМЫ) 1. Анaфора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. 2. Антитеза – противоречие, противопоставление. Ты богат, я очень беден. 3.Градация – расположение слов в предложении в порядке возрастающего или убывающего значения. Прошептал, проговорил, прокричал. 4. Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, чтобы усилить выразительность речи Рассказ он написал замечательный. 5. Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение находящихся рядом предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. 6. Эпuфора – стилистическая фигура, противоположная анафоре и заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения).  Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно я титулярный советник? 7. Риторический вопрос – стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится для привлечения внимания читателя или слушателя к предмету речи. На кого не действует новизна? 8. Риторическое восклицание – стилистическая фигура, которая представляет собой восклицательное предложение, содержащее особую эмоциональность, приподнятость, сильные чувства. И каких только чудес на свете не бывает! 9. Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата, сколько для того, чтобы выразить отношение к предмету речи, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Мечты! Мечты! Где ваша сладость? 10. Парцелляция – такое членение предложений, при котором содержание высказывания содержится не в одном, а в двух или нескольких предложениях. Он равнодушно вошёл в аудиторию. Постоял. Подумал. Сел. (Ср. Он равнодушно вошёл в аудиторию, постоял, подумал и сел.) 11.Оксюморо н – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, седая юность, ненавидящая любовь, сияет ночь, бедный богач. 12. Аллитерaция – намеренное повторение одинаковых согласных звуков с целью создания определенного образа. Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам. (Г.Державин. Водопад.) Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин). 13. Ассонaнс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков для усиления выразительности поэтической речи.   Забил заряд я в пушку туго и думал:  Угощу я друга! 14. Лексический повтор – намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Восклицательные предложения, вопросительные предложения, однородные члены предложения, вводные конструкции, неполные предложения, цитирование, вопросно-ответная форма, диалог, риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения, односоставные предложения. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 1. Авторские новообразования– слова, придуманные автором с целью создания яркого, необычного, запоминающегося образа. Летят вдали красивые осенебри, но если упадут, их человолки загрызут… (Вознесенский). 2. Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Используются в публицистике как средство выразительности для создания контраста. Добро – зло. 3. Контекстуальные антонимы. Слова, которые вступают в антонимические отношения только в условиях определённого контекста. За пределами контекста антонимами они не являются. Речи словно мёд, а дела как полынь. 4. Архаизмы – устарелые для определённой эпохи слова или выражения, вышедшие из употребления. Живот – жизнь, лицедей – актер, зерцало – зеркало, позор - зрелище. 5. Диалектизмы – слова, находящиеся за пределами литературного языка и употребляющиеся только в определённой местности. Кочет – петух, качка – утка, гутарить – говорить, гарбуз – тыква. 6.  Индивидуально-авторское образование – слово, которого нет в толковом словаре, оно существует только в авторском контексте, однако о значении его можно догадаться, так как оно образовано с помощью известных морфем, т.е. суффиксов, приставок, корней. 7. Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех предметов, которые они называли. Боярин, опричник, камзол, городовой, коллективизация. 8. Книжная лексика. Слова, употребляющиеся в научной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Воззрение, фактор, гипотеза, прерогатива, констатировать, утратить. 9. Многозначное слово – слово, имеющее два или несколько значений, связанных между собой. Серп луны – жнут серпами. Кисть руки – кисть винограда, малярная кисть. 10. Неологизм – слово или оборот речи, созданный для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия. Компьютеризация, пиар, визажист, тинейджер, ноутбук. 11. Омонимы – слова, относящиеся к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Ключ – для замка, ключ – родник; искупать вину, искупать в ванне. 12. Оценочная лексика: Экспрессивная лексика. Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку обозначаемого явления. Экспрессивная лексика может выражать ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность, возмущение… Краешек, глупышка, рифмоплёт, балбес, трепач. Эмоциональная лексика. Слова, выражающие душевные переживания, настроения, чувства. Мерзавец, миленький, духотища, браво. Фамильярная лексика. Лексика, свойственная разговорной речи и имеющая слишком непринуждённый, бесцеремонный характер. Врать, трепаться, старушенция, 13. Просторечная лексика – грубые слова, употребляющиеся преимущественно в повседневной разговорной речи и характеризующиеся оттенками вульгарности, презрения, насмешки, неодобрения и т.д. Дылда, жрать, дрыхнуть, башка, втемяшиться, вылуплять зенки 14. Профессионализм – слово или выражение, свойственное речи той или иной профессиональной группы. Склянка – «полчаса» - из речи моряков, выдать на гора – «поднять из шахты на поверхность» - из речи шахтёров. 15. Разговорная лексика – слова, характеризующиеся непринуждённостью, простотой, фамильярностью и употребляющиеся преимущественно в устной речи. Зазнайка, раздевалка, уплетать, болтать, зачётка, неотложка. 16. Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской, иногда и тем и другим. Горячий, жаркий, жгучий, знойный, обжигающий, палящий. Растратить, расточить книжн., растранжирить прост. 17. Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. Префикс, позитрон, дуэт, аккумулятор. 18.Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание. Бить баклуши, держать камень за пазухой, щекотливый вопрос, поставить  на карту, одержать победу, потерпеть поражение, изо дня в день, ни свет ни заря и т.п. 19. Лексический повтор – намеренное повторение в тексте какого-либо слова, на которое следует обратить особое внимание.  

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.