Раздел 1 Общая теория государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы права

 

Программа, методические указания и задания по выполнению

домашней контрольной работы

для учащихся заочной формы обучения по специальностям:

2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования»

2-37 01 05 «Городской электрический транспорт»

2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

 

 

Автор                                                                                                              И.Н. Ламкина

 

Рецензент                                                                                    В.В. Побегайло

 

 

 
Задания и методические указания рассмотрены и рекомендованы для внедрения в учебный процесс на: – заседании комиссии социально-гуманитарных дисциплин Протокол №__ от _________ 2009 г. Председатель комиссии _______________ Н.В. Кособрюхова – заседании методической экспертной комиссии Протокол №__ от _________ 2009 г.  

 


2009

Содержание

3
                                                                                                                                Стр.

5
1. Пояснительная записка                                                                                          

6
2. Примерный тематический план                                                                           

14
3. Программа и содержание предмета                                                                         

33
4. Задания для домашней контрольной работы                                                      

35
5. Таблица вариантов                                                                                                    

6. Литература                                                                                                            

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы разработаны на основе Типовой учебной программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 11.05.2006 г.

Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регуляцию социальных отношений в масштабах всего общества.

Право признано обеспечить стабильное существование конституционного строя, защиту фундаментальных демократических ценностей. Реализация правовых норм способствует гармонизации отношений индивида и общества. Дисциплина «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи.

Программа дисциплины «Основы права» рассчитана на 40 часов и состоит из трех разделов:

1. Общая теория государства и права.

2. Права человека – высшая ценность общества.

3. Основные отрасли права.

Первый раздел программы включает рассмотрение основ общественной теории государства и права, сущности и функции государства, его роли в регулировании общественных отношений, системы права в Республике Беларусь. Изучение учебного материала второго раздела необходимо осуществлять на базе знаний учащихся, полученных при изучении других социально-гуманитарных предметов. Изучение третьего раздела программы предполагает ознакомление учащихся с деятельностью системы права в нашей Республике, усвоение основных положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского, Трудового, Уголовного кодексов и других нормативных правовых актов.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

– понятие и функции государства;

– понятие и основные черты социального правового государства;

– понятие и источники права;

– основы конституционного строя и содержание Конституции Республики Беларусь;

– права и обязанности гражданина Республики Беларусь;

– основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь.

Учащиеся должны уметь:

– использовать полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

– находить правовые пути разрешения конфликтных ситуаций.

Изучение дисциплины завершается итоговой письменной классной контрольной работой, которая позволяет учащимся обобщить и закрепить полученные ранее знания.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ “ОСНОВЫ ПРАВА”

 

Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

самостоятельное изучение обзорные лекции практические  занятия
Раздел I Общая теория государства и права 2      
Тема 1 Понятие общей теории государства и права, ее значение для изучения отраслевых                     юридических дисциплин     1  
Тема 2 Система права и система законодательства   1    
Раздел II Права человека – высшая       ценность общества 2      
Тема 1 Основные международные документы в области прав   1    
Тема 2 Основные права, свободы и           обязанности человека в Республике                  Беларусь     1  
Раздел III Основные отрасли права 36      
Тема 1 Основы конституционного права   2 2  
Тема 2 Основы административного права   4 1  
Тема 3 Основы гражданского права   3 1  
Тема 4 Основы трудового права   2 2  
Практическое занятие №1      Рабочее время       2
Практическое занятие №2    Время отдыха. Трудовые и социальные отпуска       2
Тема 5 Основы жилищного права   2    
Тема 6 Основы семейного права   2 2  
Тема 7 Основы экологического права   2    
Тема 8 Основы уголовного права   3    
Тема 9 Основы международного права   4    
Итоговая проверочная классная контрольная работа        
Итого 40 26 10 4

Методические указания по изучению дисциплины

 «Основы права»

 



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Каждый учащийся выполняет вариант контрольной работы согласно двух последних цифр присвоенного ему шифра. Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии с вариантом, самостоятельная замена одного          варианта другим недопустима. Работу выполнять с полями для замечаний           преподавателя. Обязательно выписывать условия заданий и вопросы,                   поставленные в контрольной работе. Ответы на вопросы должны быть                        содержательными и полными. Работы выполняются чернилами (пастой). В конце контрольной       работы необходимо указать используемую литературу, поставить дату выполнения и свою подпись. В конце работы следует оставить одну- две страницы для рецензии. Работы, не удовлетворяющие указанным требованиям, рецензироваться не будут. В случае затруднений при выполнении контрольной работы следует пользоваться консультацией преподавателей.

 

Теоретические вопросы по курсу изучения дисциплины «Основы права»

 

1. Понятие и функции государства.

2. Понятие, характеристика и основные черты социального правого государства.

3. Форма государства.

4. Объекты, субъекты административно-правовых отношений.

5. Понятие, сущность и социальное назначение права.

6. Соотношение системы права и системы законодательства.

7. Понятие административного правонарушения (административного проступка) и его признаки.

8. Понятие и сущность административной ответственности.

9. Основание возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.

10. Понятие трудовых споров и причины их возникновения. Порядок их рассмотрения.

11. Рабочее время.

12. Время отдыха.

13. Трудовые и социальные отпуска.

14. Понятие, принципы и система гражданского права.

15. Роль Конституции для правовой системы.

16. Трудовая дисциплина.

17. Понятие, объекты и субъекты права собственности.

18. Сроки и исковая давность в гражданском праве.

19. Источники гражданского права.

20. Дисциплинарная ответственность.

21. Трудовой договор.

22. Предмет экологического права. Экологические правоотношения.

23. Ответственность за нарушение экологического законодательства.

24. Понятие семейного права. Источники семейного права.

25. Общие положения обязательного права.

26. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

27. Основание и порядок заключения брака.

28. Понятие, задачи, принципы уголовного права.

29. Необходимая оборона.

30. Понятие уголовной ответственности.

31. Наказание и иные меры уголовной ответственности.

32. Взаимоотношения родителей и детей. Усыновление (удочерение).

33. Алиментные обязательства.

34. Договор найма жилого помещения.

35. Соучастие в преступлении.

36. Брачный договор – институт семейного права.

37. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

38. Понятие, сущность и функции современного международного права.

39. Субъекты и источники международного права.

40. Понятие и задачи международного частного права.

41. Система и источники международного частного права.

42. Понятие и признаки преступления.

43. Охрана труда.

44. Понятие и источники трудового права.

45. Понятие и виды сделок.

46. Представительство и доверенность.

47. Понятие, предмет, источники конституционного права.

48. Основные международные документы в области прав человека.

49. Гражданство Республики Беларусь.

50. Конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

 

Практические задания

 

Задача 1

По распоряжению заведующего филиалом ПТУ №8 были допущены к работе Шилова - в качестве преподавателя и Жиганова - в качестве мастера производствен­ного обучения. Директор училища отказал в приеме на работу этих лиц, признав, что по своей подготовке они не соответствуют требованиям, предъявляемым для ра­боты в училище. Шилова и Жиганова обратились в суд с иском о заключении тру­дового договора.

Какое решение вынесет суд?

 

Задача 2

Павлов работал на заводе в должности инженера. Приказом по заводу он уволен с работы за прогул по п. 5 ст. 42 ТК. Считая увольнение незаконным, так как в день увольнения он находился на больничном по поводу получения черепно-моз­говой травмы, Павлов обратился в суд и попросил восстановить его на прежней ра­боте. При рассмотрении дела было установлено, что истец дейст­вительно был уво­лен в период временной нетрудоспособности.

Каков порядок увольнения работников по инициативе нанимателя?

Допущено ли нарушение закона при увольнении Павлова?

Какое решение должен принять суд?

 

Задача 3

Сергей Савинов и Ирина Авдеева подали заявление в органы ЗАГС о реги­страции брака. Ирина выразила желание оставить после регистрации брака свою де­вичью фамилию. Сергей возражал, утверждая, что муж и жена должны носить одну фамилию.

Кто прав в споре?

Можно ли изменить фамилию при замужестве?

Могут ли быть у мужа и жены разные фамилии?

Какие органы производят изменение фамилии?

 

Задача 4

Осипова и Савельев обратились в органы ЗАГС с заявлением о регистрации брака. После заполнения документов выяснилось, что Савельев страдает психическим заболева­нием.

Может ли ЗАГС зарегистрировать такой брак?

 

Задача 5

Иванцов на ребенка от первого брака выплачивает по решению суда али­менты в размере 25% заработка. Во втором браке у него также имеется ребенок. Вто­рая жена Иванцова предъявила к нему иск о взыскании алиментов, указав в заявле­нии, что муж зло­употребляет спиртными напитками, деньги пропивает и не оказы­вает материальной по­мощи на содержание ребенка.

Какое решение примет суд по данному делу?

В каком размере могут быть взысканы алименты на ребенка от вто­рого брака?

 

Задача 6

При расторжении брака между супругами Савушкиными возник спор о раз­деле имущества. В период брака жена не работала, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитывала детей. Савушкин занимался предпринимательством и имел значительные доходы, на которые и было приобретено основное имущество супру­гов. Савушкин возра­жал против раздела имущества, заявляя о том, что жена не вкла­дывала средства в его при­обретение.

Как будет решен спор об имуществе?

Задача 7

Решив устранить конкурента по бизнесу Пронина, Тылин отправился к нему в офис и передал секретарю посылку для него. Через некоторое время секретарь пе­редала посылку. Когда Пронин стал раскрывать пакет, раздался взрыв. Пронин по­гиб на месте, а секретарь была тяжело ранена. По данному факту было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования Тылин был аре­стован.

Дайте анализ ситуации.

 

Задача 8

Директор государственного заповедника составил протокол о загрязне­нии и засорении реки Ислочь промышленными отходами, которые сбрасывает птицефаб­рика.

Имеет ли в данном случае административное правонарушение?

К какой ответственности могут быть привлечены лица, виновные в за­гряз­нении?

Задача 9

Федюнин, решив совершить кражу, проник в квартиру Бочкиных. В это время неожиданно вернулась хозяйка и увидела Федюнина, который складывал вещи в сумку. Федюнин сильно ударил Бочкину, которая от удара потеряла сознание. Испу­гавшись содеянного, Федюнин стал оказывать помощь постра­давшей и вызвал ско­рую помощь. Когда приехала милиция, Федюнин сознался в содеянном и раскаялся.

Имеется ли в действиях Федюнина состав преступления?

Есть ли в данном случае смягчающие обстоятельства?

Задача 10

В семье Сторожевых двое несовершеннолетних детей (10 и 12 лет), Сто­ро­жевы злоупотребляют спиртными напитками, воспитанием детей не занима­ются, периодически избивают детей за то, что те отказываются попрошайни­чать.

Какие меры можно принять к Сторожевым?

Как защитить интересы детей?

В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав?

 

Задача 11

Моисеев, работая инженером на химическом производстве, признан не­тру­до­способным в результате профессионального заболевания. Медико-реаби­литаци­он­ная экспертная комиссия признала Моисеева инвалидом II группы.

Задача. Моисеев обратился с вопросом о назначении пенсии по инвалидности. Адми­нистрация предприятия отказала ему в оформлении документов, ссылаясь на то, что он не достиг пенсионного возраста.

Правильно ли поступила администрация?

 

Задача 12

Привалова работала в организации по трудовому договору, заключен­ному на неопределенный срок. Наниматель предложил заключить с ней кон­тракт, ссылаясь

на положения Декрета Президента республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29. Привалова отказалась от заключения контракта.

Вправе ли наниматель обязать работника, работающего по трудовому до­говору на неопределенный срок, заключить контракт?

Каковы права нанимателя в случае отказа работника от заключения кон­тракта?

Задача 13

13-летняя Ольга получила в наследство от бабушки дом в деревне Гриб­ное. Родители Ольги, являясь её законными представителями, решили продать дом и об­ратились к нотариусу. Нотариус отказался удостоверить сделку купли-продажи дома, ссылаясь на то, что её законные представители не вправе совер­шать от ее имени действия, которые ухудшают положение несовершеннолет­ней.

Правильно ли поступим нотариус?

 

Задача 14

Иванцов, Кукин, Сетин и Орлов (в возрасте 10-12 лет) развели в лесу костер и, уходя, не погасили его. В результате этого возник пожар, уничтожив­ший часть лесного массива, причинив ущерб лесхозу. Лесхоз предъявил к ро­дителям Иван­цова, Кукина, Сетина и Орлова иск о возмещении ущерба.

Подлежит ли иск удовлетворению?

 

Задача 15

Работник милиции в отношении продавца универсама Волковой соста­вил протокол о нарушении правил торговли, выразившихся в том, что она про­дала спиртные напитки несовершеннолетнему Соколову. В объяснении Вол­кова не при­знала свою вину в совершении административного проступка, ука­зав, что по внеш­нему виду Соколов выглядит вполне взрослым и на вид ему можно дать около 20 лет.

Можно ли привлечь Волкову к административной ответственности за со­вершен­ное ею действие?

Каким нормативным правовым актом регулируется порядок продажи спиртных напитков?

 

Задача 16

13-летний Воронов, играя вблизи железнодорожных путей, бросил ка­мень в проходящий поезд. В результате этого было разбито стекло вагона и на­ходящемуся в вагоне пассажиру причинены телесные повреждения.

Может ли быть Воронов привлечен к административной ответственности?

С какого возраста лицо может быть привлечено к административной от­ветст­венности?

 

Задача 17

При приеме на работу Иванова на должность участкового врача поли­клиники наниматель потребовал от него следующие документы: паспорт, тру­довую книжку, диплом об окончании медицинского университета, справку с места жительства, дек­ларацию о доходах, характеристику с прежнего места ра­боты.

Правомерны ли требования нанимателя? Ответ обоснуйте ссылкой на нормы закона.

 

Задача 18

Член садового товарищества Негодин срубил в лесу, прилегающем к землям садоводческого товарищества, для личного хозяйства две сосны и пы­тался перепра­вить древесину в свое хозяйство, но был задержан.

Определите ответственность за совершение нарушения лесного зако­нода­тельства.

 

Задача 19

Учащиеся девятого класса Пёрышкин и Тельцов во время перемены в школе подрались.

Могут ли Пёрышкин и Тельцов быть привлечены к уголовной ответст­венно­сти?

Какие меры воспитательного воздействия могут быть применены к ним?

Задача 20

Несовершеннолетние Муха и Петров забрались в сад Иванова и похи­тили корзину груш, за что были осуждены. В кассационной жалобе адвокат осужденных просил прекратить дело ввиду малозначительности деяния и, учи­тывая их раскаяния в содеянном, вынести оправдательный приговор.

Имеются ли основания для вынесения оправдательного приговора?

Задача 21

Страдающий психическим заболеванием Кротов ударил прохожего Боб­кова, причинив ему тяжкие телесные повреждения. По заключению судебно-психиатри­ческой экспертизы Кротов был признан невменяемым.

Являются ли действия Кротова общественно опасными и противоправными?

Подлежит ли Кротов Уголовной ответственности?

 

Задача 22

Петров приглашен в порядке перевода на работу на Минский трактор­ный завод на должность инженера по материально-техническому снабжению. После увольнения с прежней работы по п. 4 ст. 35 Трудового кодекса Петров явился в отдел кадров МТЗ для оформления приема на работу. Начальник от­дела кадров сообщил ему, что в настоящее время они не могут его принять, так как работник, на чье место был приглашен Петров, отозвал свое заявление об увольнении и продолжает работать.

В какой орган вправе обратиться Петров?

Каким лицам запрещено отказывать в приеме на работу?

Как должен быть разрешен возникший вопрос?

 

Задача 23

Доцент БГУ Гордеева была принята на работу по совместительству в не­государственное учебное заведение - институт правоведения на 0,5 ставки должности доцента кафедры иностранного языка. С 5 июня по месту основной работы ей предоставлен трудовой отпуск продолжительностью 48 календарных дней. Гордеева потребовала предоставления ей оплачиваемого трудового от­пуска в это же время и в институте правоведения. Ректор института правоведе­ния отказал ей, пояснив, что у института нет средств на оплату отпуска и, кроме того, совместители имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск лишь по месту основной работы.

В какой орган вправе обратиться Гордеева за разрешением трудового спора?

Как должен быть решен в данном случае трудовой спор?

 

Задача 24

Петров, имеющий водительское удостоверение на пра­во управления ав­томашинами всех типов и марок, был принят на работу в автокомбинат водите­лем и за ним была закреплена автомашина «волга». В связи с производствен­ными причинами Петрову была поручена работа на авто­машине «МАЗ». Счи­тая это переводом, Петров отказался работать на грузовой автомашине, моти­вируя тем, что на­ниматель произвел перевод на другую работу без его согла­сия.

Правомерен ли отказ Петрова?

В данном случае имеет место перевод или перемещение?

 

Задача 25

Привалова работала в организации по трудовому дого­вору, заключен­ному на неопределенный срок. Наниматель предложил заключить с ней кон­тракт, ссылаясь на положе­ния Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29. Привалова отказалась от заключения кон­тракта.

Вправе ли наниматель обязать работника, работающего по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, заключить контракт?

Каковы права нанимателя в случае отказа работника от заключения контракта?

 

 

Задача 26

Федорович работала молокосборщицей совхоза-ком­бината «Ударный». Приказом директора она переведена рабочей в полеводческую бригаду за неис­полнение обязан­ностей по сбору молока. Федорович обратилась в суд с ис­ком о восстановлении на прежнее место работы, мотиви­ровав свои требования тем, что для выполнения обязанно­стей по сбору молока от населения нанимателем не были созданы надлежащие условия – не был предоставлен транспорт для перевозки молока.

Какое решение примет суд?

Возможен ли перевод на другую работу за неисполнение или ненадле­жащее исполнение трудовых обязанностей?

 

Задача 27

Приказом по заводу уволены несколько работников со следующими формулировками:

• уволен в связи с переводом к другому нанимателю;

• уволен в связи с неудовлетворительным результатом испытания;

• уволен в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;

• уволен в связи с нарушением установленных правил приема на работу;

• уволен в связи с несоответствием занимаемой долж­ности вследствие со­стояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы.

Приведите ссылку на соответствующую статью Трудо­вого кодекса по каждому случаю увольнения.

В каких из перечисленных случаях работник имеет право на выходное пособие и в каком размере?

 

Задача 28

В связи с обоснованными производственными причи­нами подготови­тельный цех завода должен перейти на трехсменную работу, хотя до настоя­щего времени работни­ки работали по двухсменному режиму. Об изменении су­щественных условий труда работники предупреждены на­нимателем в установ­ленный срок. Петрова отказалась ра­ботать при таких условиях труда, мотиви­руя невозможнос­тью работать в ночную смену в связи необходимостью ухо­да за больным членом семьи. Сохранить прежние условия труда наниматель не имел возможности и уволил Петрову по п. 5 ст. 35 ТК.

Обоснованно ли увольнение Петровой?

 

Задача 29

Уборщица гастронома Якушева была задержана при выходе из магазина с товарами, имевшимися в торговом зале гастронома, не оплаченными кассо­выми чеками. Ру­ководством магазина был составлен акт о попытке совер­шить хищение, и материал был направлен в правоохрани­тельные органы. Якушева за указанный случай уволена с работы по п. 2 ст. 47 ТК за совершение действий, влекущих утрату доверия.

Правильно ли установлено основание увольнения Якушевой?

Кто может быть уволен по п. 2 ст. 47 ТК?

 

Задача 30

Павлов работал на заводе в должности инженера. При­казом по заводу он уволен с работы за прогул по п. 5 ст. 42 ТК. Считая увольнение незаконным, гак как в день увольнения он находился на больничном по поводу полученной черепно-мозговой травмы, Павлов обратился в суд и просил восстановить его на прежней работе. При рассмотрении дела было установлено, что истец дейст­вительно был уволен в период временной нетрудоспособности.

Каков порядок увольнения работников по инициативе на­нимателя?

Допущено ли нарушение закона при увольнении Павлова?

Какое решение должен принять суд по данному делу?

Задача 31

Фролов был принят на работу бухгалтером с двухмесяч­ным сроком предварительного испытания. За три дня до окончания срока испытания нани­матель предложил про­длить испытательный срок до трех месяцев. Фролов со­гла­сился. Через 20 дней Фролов был уволен как не выдержав­ший испытание. Полагая, что у нанимателя не было осно­ваний для его увольнения, Фролов об­ратился в суд с иском о восстановлении на работе.

Разрешите трудовой спор.

Задача 32

20 ноября Петровский был принят на работу в школу № 7 оператором отопительной установки на сезон. 15 апреля он был уволен в связи с оконча­нием отопительного сезона. При увольнении Петровский потребовал вы­платы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск.

Законны ли требования Петровского?

Какие работы относятся к сезонным?

 

Задача 33

При утверждении правил внутреннего трудового распорядка Академии управления было предложено в перечень мер дисциплинарных взысканий включить: замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев, штраф до 50 тыс. руб. для лиц, появившихся на работе в не­трезвом состоянии, увольнение.

Правомерно ли такое предложение ?

Как разрабатываются и утверждаются Правила внутреннего трудо­вого распорядка?

 

Задача 34

В организацию пришло сообщение из отдела внутрен­них дел о том, что работник этой организации Петров в ве­чернее время находился в обществен­ном месте в нетрезвом состоянии, выражался нецензурно, допускал оскорби­тель­ное приставание к прохожим. На основании этого сообще­ния руководитель объявил Петрову выговор. Не соглаша­ясь с наложенным дисциплинарным взы­сканием, Петров решил его обжаловать.

В какой орган по рассмотрению трудовых споров должен обратиться Петров и в какой срок?

Правомерно ли наложено на Петрова дисциплинарное взыскание?

 

 

Задача 35

В связи с необходимостью в срок сдать возведенный жилой дом начальник строительного управления приказал (устно) плиточникам 4-го разряда Петрову и Сидорову на три дня перейти в звено по благоустройству территории. За отказ приступить к этой работе Петрову был объявлен выговор. Когда же он и после выговора отказался выходить на новую работу, то был уволен по п. 4 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь - за систематическое неисполнение трудовых обязанностей. Считая увольнение незаконным, обратился в суд с иском о восстановлении на работе.

Как решить дело?

 

Задача 36

Стропальщик механического завода Глыбин 12 декабря отсутствовал на работе без уважительных причин. Приказом директора завода: 1) он депремирован на 100% по итогам работы за декабрь месяц за совершенный прогул 12 декабря; 2) ему уменьшен отпуск на один день; 3) отпуск перенесен с июня на ноябрь месяц по согласованию с профсоюзом. Глыбин обратился в комиссию по трудовым спо­рам о признании приказа недействительным, пояснив, что за один дисциплинарный проступок можно применить только одно дисциплинар­ное взыскание.

Прав ли стропальщик Глыбин?

Какое решение должна вынести комиссия по трудовым спорам?

 

Задача 37

Продавец магазина Кельманова 15 ноября опоздала на работу на 15 ми­нут без уважительных причин. Директор, получив письменное объяснение, из­дал приказ об объявлении ей выговора. 30 ноября Кельманова обратилась в ко­миссию по трудовым спорам о признании приказа директора недействитель­ным в связи с тем, что этим приказом она в течение 5 дней не была ознаком­лена. Комиссия по трудовым спорам 10 декабря признала приказ недействи­тельным. 11 декабря директор магазина издал новый при­каз об объявлении вы­говора продавцу магазина Кельмановой за опоздание на работу 15 ноября и в тот же день озна­комил ее с приказом.

Правомерны ли действия директора?

 

Задача 38

В обеденный перерыв газосварщики Долгалев и Щукин зашли в кафе, где распили бутылку водки на двоих. После этого Долгалев пошел домой, а Щукин возвратился на работу. Мастер предприятия обнаружил, что Щукин находится на работе в нетрезвом состоянии. Через три дня после дачи письменных объяснений Долга

лев и Щукин были уволены с работы по п. 7 ст. 42 Трудового кодекса Респуб­лики Беларусь.

Законно ли увольнение с работы Долгалева и Щукина по п. 7ст. 42 Тру­дового кодекса Республики Беларусь?

Применимы ли в данном случае другие основания для увольнения как меры дисциплинарного взыскания?

 

Задача 39

Зайцев обратился в комиссию по трудовым спорам с за­явлением об от­мене дисциплинарного взыскания, объяв­ленного ему за опоздание на работу. В заявлении Зайцев ссылался на то, что опоздание произошло в связи с авари­ей на транспорте. При принятии решения двое членов КТС от профсоюза и один член КТС от нанимателя пред­ложили отменить дисциплинарное взыскание, а один член КТС возражал против этого.

Как принимается решение КТС?

Будет ли принято решение в данном случае?

 

Задача 40

Горов обратился в суд с заявлением о взыскании зара­ботной платы. Су­дья отказал в приеме заявления, указав в определении, что истцом не соблюден предварительный внесудебный порядок разрешения данного спора в КТС. Го­ров не согласился с таким решением суда и в частной жалобе указал, что в ор­ганизации, где он работает, КТС не создана, кроме того, он не является членом профсоюза и вправе по своему выбору обратиться в КТС или суд.

Какое решение примет суд кассационной инстанции?

Какие трудовые споры рассматриваются непосредствен­но судом?

 

Задача 41

В феврале при увольнении в связи с уходом на пенсию старшему про­давцу Михайловой не была выплачена пре­мия. В апреле того же года Михай­лова обратилась в КТС с заявлением о взыскании недополученной премии. КТС от­казала в принятии заявления, ссылаясь на то, что Михай­лова не является чле­ном трудового коллектива магазина, а поэтому КТС не вправе рассматривать ее заявление.

В какой орган и в какой срок Михайлова может обжало­вать действия КТС?

Как следует разрешить данный спор?

 

 

Задача 42

12 сентября Игнатова принята на работу экономистом на завод медпре­паратов. В письменном трудовом договоре ей был установлен 8-часовой рабо­чий день. 20 февраля она обратилась к нанимателю установить для нее 4-часо­вой рабочий день, поскольку она вынуждена осуществлять уход за больной ма­терью, проживающей с ней в одной квартире. Наниматель, ссылаясь на необхо­димость пребывания Игнатовой на работе по условиям работы в течение 8-ча­сового рабочего дня, отказал в ее просьбе, предложив уволиться по собствен­ному желанию.

С просьбой об установлении какого вида рабочего времени обратилась Игна­това?

Каковы основания и порядок его установления?

Законны ли действия нанимателя?

 

Задача 43

Кремневу, водителю легкового автомобиля Белорусского государствен­ного университета, установили ненормированный рабочий день. Он обратился к нанимателю о повышенной оплате за работу сверх установленного рабочего времени.

Правомерны ли требования Кремнева?

Каковы основания и порядок установления ненормированного рабочего дня?

Как компенсируется работа за сверх установленную продолжительность ра­бочего времени при ненормированном, рабочем дне?

 

Задача 44

Котова работает в шахтоуправлении бухгалтером. Шахта большая, ра­боты очень много. В бухгалтерии из-за текучести кадров хронически не хватает счетных работников. Главный бухгалтер заставляет Котову часто оставаться после работы, разъясняя, что у нее ненормированный рабочий день.

Правомерны ли требования главного бухгалтера?

Что представляет собой ненормированный рабочий день?

Задача 45

Приказом директора банно-прачечного комбината по согласованию с профсоюзом приемщики заказов в прачечных и банщики были переведены на особый режим, при котором продолжительность их рабочей смены делилась на две части и соответственно устанавливалась необходимость двух выходов на работу в течение смены - утром и вечером. Часть работников обратилась в Ми­нистерство труда и социальной защиты населения об отмене приказа.

Обоснованны ли требования работников?

Возможен ли такой режим работы?

Каковы условия его ведения?

 

Задача 46

Между бригадиром и членами бригады строительной организации сло­жилась спорная ситуация. Рабочая смена начинается в 7 часов 30 минут, а бри­гадир требует явку в 7 часов 15 минут, для того чтобы рабочие успели пере­одеться до начала рабочего дня.

Разрешите спор.

 

Задача 47

Председатель профсоюзного комитета ткацкой фабрики от имени трудо­вого коллектива обратился к директору с просьбой установить начало работы в 9 часов (в настоящее время работа на фабрике начинается в 8 часов). Директор отказался обсуждать этот вопрос, ответив, что горисполком, все равно не раз­решит.

Правомерен ли отказ нанимателя?

Как устанавливается начало работы в организациях?

 

Задача 48

Василькова обратилась в комиссию по трудовым спорам с просьбой пе­ресмотреть оплату ее труда. В заявлении она указала, что имеет ребенка в воз­расте 4 лет. Директор разрешил ей на один час уходить раньше с работы, чтобы забирать ребенка из детского сада. За этот час стали производить вычитания из оклада. Для убедительности Василькова привела пример, что 17-летний Жгу­тов, который работает курьером, тоже уходит на час раньше, но ему это время директор оплачивает,

Какое решение вынесет комиссия по трудовым спорам?

 

Задача 49

В коллективном договоре сахарного завода содержится условие, со­гласно которому лица, опаздывающие на работу или совершающие прогулы, могут привлекаться к сверхурочной работе без дополнительной оплаты.

Является ли законным такое условие коллективного договора?

 

Задача 50

Группа работников швейной фабрики обратилась в инспекцию по труду с жалобой на неправомерные действия директора, который приказом от 9 ок­тября 2001г. ввел новый график сменности. При этом не согласовал его с дей­ствующим на предприятии профсоюзом, не получил согласия работников на предложенный график, не предусмотрел сверхурочные часы в графике работ (сменности).

Какой ответ должна дать инспекция по труду? Аргументируйте его.

ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ

№ вари­анта Теоретические вопросы Практическое задание № вари­анта Теоретические вопросы Практическое задание
1 1, 45 1 39 13,44 22
2 5, 34 5 40 15, 34 39
3 6, 50 10 41 26, 50 44
4 20, 48 15 42 20, 48 49
5 13, 37 20 43 13, 37 1
6 21, 47 25 44 1, 41 10
7 3, 44 30 45 18, 33 20
8 5, 41 35 46 14, 27 30
9 7, 39 40 47 1, 45 40
10 9, 36 45 48 5, 34 50
11 11, 34 50 49 6, 50 5
12 13, 32 2 50 20, 48 15
13 15, 29 7 51 13, 37 25
14 4, 43 12 52 20, 50 35
15 6, 40 17 53 33, 1 45
16 8, 38 22 54 21, 45 11
17 10, 35 27 55 32, 3 21
18 12, 33 32 56 22, 49 31
19 14, 31 37 57 31, 6 41
20 16, 28 42 58 23, 40 12
21 18, 26 47 59 30, 11 22
22 33, 1 3 60 24, 39 32
23 21, 45 8 61 29, 8 42
24 32, 3 13 62 25, 46 1
25 8, 48 18 63 28, 2 9
26 25, 50 23 64 8, 39 17
27 33, 1 28 65 27, 5 26
28 21, 45 33 66 19, 36 35
29 10, 38 38 67 1, 24 44
30 13, 46 43 68 13, 32 50
31 19, 41 48 69 15, 29 19
32 10, 38 4 70 4, 43 29
33 13, 46 9 71 6, 40 39
34 19, 41 14 72 8, 38 49
35 4, 32 19 73 1, 32 4
36 9, 37 24 74 6, 18 14
37 17, 49 29 75 4, 44 24
38 10, 45 34 76 12, 36 43
№ вари­анта Теоретические вопросы Практическое задание № вари­анта Теоретические вопросы Практическое задание
77 13, 29 34 89 33, 49 1
78 24, 47 44 90 24, 39 44
79 5, 36 1 91 5, 31 32
80 26, 40 5 92 16, 41 23
81 8, 49 10 93 7, 36 12
82 10, 38 15 94 18, 30 25
83 13, 46 20 95 29, 48 45
84 19, 41 25 96 2, 26 39
85 1, 50 30 97 10, 33 11
86 12, 45 35 98 21, 39 41
87 23, 38 40 99 4, 28 33
88 4, 27 45 100 17, 44 22

 



ЛИТЕРАТУРА

1. Основы права: учеб. / под ред. Г.Б. Шишко. 2-е изд. Минск, 2005.

2. Основы права: учеб. пособие / под ред. ВА. Витушко, ВТ. Тихини, Г.Б. Шишко. Минск, 2002.

3. Экологическое право : учеб. пособие / С А. Балашен-ко, Д.М. Демичев. Минск, 2002.

4. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека : учеб. пособие / С А. Балашенко, Т.И. Макарова. Минск, 1999.

5. Судоустройство в Республике Беларусь / В.Н. Бибило. Минск, 2000.

6. Избирательная система. Референдум. Органы госу­дарствен­ной власти Республики Беларусь : комментарий Конституции / ГА. Василевич. Минск, 2006.

7. Административное право и государственное управле­ние в Рес­публике Беларусь / А.Н. Крамник. Минск, 2001.

8. Лукашов, АЛ Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнитель­ный ана­лиз и комментарий / А.И Лукашов, ЭА. Саркисова. Минск, 2000.

9. Тихиня, В.Г. Международное частное право / В.Г. Тихиня. Минск, 2001.

10. Тихомиров, Ю.Л. Публичное право / ЮА. Тихомиров. М., 2004.

11. Функ, Я. Брачный договор / Я. Функ. Минск, 2001.

12. Шишко, Г.Б. Трудовая дисциплина / Г.Б. Шишко. Минск, 2002.

Нормативные правовые акты

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп.).

2. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Бе­ларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 (в ред. от 02.11.2005 г.).

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (с изм. и доп.).

4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респуб­лики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-3 (с изм. и доп.).

5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 декабря 1984 г. (с изм. и доп.).

6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-3 (в ред. от 08.05.2002 г.).

7. Жилищный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-3.

8. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3. (в ред. от 26.01.2008 г.)

9. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Рес­публики Беларусь от 20 февраля 1991 г. № 617-ХИ (в ред. от 16.05. 2001 г.).

10. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 1 авгу­ста 2002 г. № 136-3.

11. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь от 9 ян­варя 2002 г. № 90-3 (с изм. и доп.).

12. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. (в ред. от 17.07.2002 г.).

13. Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 но­ября 1989 г.

14. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

 

Основы права

 

Программа, методические указания и задания по выполнению

домашней контрольной работы

для учащихся заочной формы обучения по специальностям:

2-36 03 31 «Монтаж и эксплуатация электрооборудования»

2-37 01 05 «Городской электрический транспорт»

2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления»

 

 

Автор                                                                                                              И.Н. Ламкина

 

Рецензент                                                                                    В.В. Побегайло

 

 

 
Задания и методические указания рассмотрены и рекомендованы для внедрения в учебный процесс на: – заседании комиссии социально-гуманитарных дисциплин Протокол №__ от _________ 2009 г. Председатель комиссии _______________ Н.В. Кособрюхова – заседании методической экспертной комиссии Протокол №__ от _________ 2009 г.  

 


2009

Содержание

3
                                                                                                                                Стр.

5
1. Пояснительная записка                                                                                          

6
2. Примерный тематический план                                                                           

14
3. Программа и содержание предмета                                                                         

33
4. Задания для домашней контрольной работы                                                      

35
5. Таблица вариантов                                                                                                    

6. Литература                                                                                                            

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы разработаны на основе Типовой учебной программы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 11.05.2006 г.

Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регуляцию социальных отношений в масштабах всего общества.

Право признано обеспечить стабильное существование конституционного строя, защиту фундаментальных демократических ценностей. Реализация правовых норм способствует гармонизации отношений индивида и общества. Дисциплина «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи.

Программа дисциплины «Основы права» рассчитана на 40 часов и состоит из трех разделов:

1. Общая теория государства и права.

2. Права человека – высшая ценность общества.

3. Основные отрасли права.

Первый раздел программы включает рассмотрение основ общественной теории государства и права, сущности и функции государства, его роли в регулировании общественных отношений, системы права в Республике Беларусь. Изучение учебного материала второго раздела необходимо осуществлять на базе знаний учащихся, полученных при изучении других социально-гуманитарных предметов. Изучение третьего раздела программы предполагает ознакомление учащихся с деятельностью системы права в нашей Республике, усвоение основных положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского, Трудового, Уголовного кодексов и других нормативных правовых актов.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

– понятие и функции государства;

– понятие и основные черты социального правового государства;

– понятие и источники права;

– основы конституционного строя и содержание Конституции Республики Беларусь;

– права и обязанности гражданина Республики Беларусь;

– основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь.

Учащиеся должны уметь:

– использовать полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

– находить правовые пути разрешения конфликтных ситуаций.

Изучение дисциплины завершается итоговой письменной классной контрольной работой, которая позволяет учащимся обобщить и закрепить полученные ранее знания.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ “ОСНОВЫ ПРАВА”

 

Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

самостоятельное изучение обзорные лекции практические  занятия
Раздел I Общая теория государства и права 2      
Тема 1 Понятие общей теории государства и права, ее значение для изучения отраслевых                     юридических дисциплин     1  
Тема 2 Система права и система законодательства   1    
Раздел II Права человека – высшая       ценность общества 2      
Тема 1 Основные международные документы в области прав   1    
Тема 2 Основные права, свободы и           обязанности человека в Республике                  Беларусь     1  
Раздел III Основные отрасли права 36      
Тема 1 Основы конституционного права   2 2  
Тема 2 Основы административного права   4 1  
Тема 3 Основы гражданского права   3 1  
Тема 4 Основы трудового права   2 2  
Практическое занятие №1      Рабочее время       2
Практическое занятие №2    Время отдыха. Трудовые и социальные отпуска       2
Тема 5 Основы жилищного права   2    
Тема 6 Основы семейного права   2 2  
Тема 7 Основы экологического права   2    
Тема 8 Основы уголовного права   3    
Тема 9 Основы международного права   4    
Итоговая проверочная классная контрольная работа        
Итого 40 26 10 4

Методические указания по изучению дисциплины

 «Основы права»

 



Раздел 1 Общая теория государства и права

Тема 1.1 Понятие общей теории государства и права, ее значение для изучения отраслевых юридических дисциплин

Предмет и методология общей теории государства и права. Понятие, соци­альное назначение и форма государства. Правовое государство. Понятие, сущность и социальное назначение права. Реализация права.

Методические указания

При изучении данной темы следует изучить понятия: государство, право, за­кон, правовое государство. Проанализировать принципиальные отли­чия права от морали. Равенство всех перед законом. Приоритет прав личности перед правами го­сударства.

Контрольные вопросы

1. Что такое государство?

2. Какие функции выполняет государство?

3. Что такое право?

4. Какие функции выполняет право?

5. Какие черты характеризуют правовое государство?

6. Каковы основные принципы правового государства?

 



Дата: 2018-09-13, просмотров: 927.