РАЗМАХИВАНИЯ : ВЕРХОМ НА ТИГРЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Брусья — универсальный снаряд, дающий возможность блеснуть и махами, и силой. Но все же маховые движения основа мастерства и здесь, и не случайно размахивания в упоре — одно из первых важней­ших маховых движений на этом снаряде.

Однако мах маху рознь.

На рис. 53-а на с. 144 показаны «школярские» размахивания, с которых начинают дети, чтобы усвоить простейшие навыки работы в упоре и скоординировать действия руками и ногами. С физической точки зрения, такие махи особенны тем, что ОЦТ тела практически стоит на месте, над кистями, и тело статически уравновешено. Это состояние сравнимо, например, с сохранением обычной стойки на ногах: вы можете стоять, не перемещаясь на опоре, но имеете воз­можность совершать движения руками, туловищем, покачиваться всем телом и т. д. Чтобы подобное равновесие сохранялось на брусь­ях, плечевой пояс и ноги должны, на фоне махов в упоре, совершать согласованные, но разнонаправленные движения: мах вперед — пле­чи назад, мах назад — плечи вперед. Овладение этой координацией дает новичку чувство ритма, ощущение соответствия действий, по­казывает принципиальную зависимость перемещений одних звень­ев тела от движений других. Достаточно гимнасту сбиться и, напри­мер, подать на махе назад в том же направлении плечи, как ритм ло­мается, и возможно падение на руки.

Итак, овладение простейшими махами дает некоторую пользу, но можно ли полагаться на такие размахивания как на базовые? Ни в коем случае! «Школярские» размахивания нужны только для перво­начального ознакомления с этим классом движений, после чего не­обходимо сразу же идти дальше. Но куда?

На фиг. б— более широкий, развитой мах в обоих направлениях. Амплитуда движения увеличилась, тело стало подниматься выше го­ризонтали, и практическое значение таких махов возросло. Впрочем, разнонаправленная координация движений сохранилась и здесь: по-


143


БРУСЬЯ                                                                                                          ___

прежнему маху ногами в одну сторону соответствует компенсаторное смещение плечевого пояса и рук в другую сторону. Однако появляет­ся и важное «но»: в преобладающей части маха каждого направления положение тела уже не соответствует условиям сохранения стати­ ческого равновесия. О ЦТ тела не остается на одном месте, а совершает колебательные движения в переднезаднем направлении, и если бы гимнаст захотел (даже обладая значительной силой) задержаться, на­пример, в положении типа горизонтального, но не уравновешенного, упора, у него ничего бы не получилось, его обязательно опрокинуло бы силой тяжести.

Плохо это или хорошо? Отвечаем: замечательно!





144


Замечательно потому, что гимнаст получает возможность исполь­зовать вращательный эффект силы тяжести (произведение «Рг» на рис. 53) для разгона махов. Нужно только верно скоординировать все действия, чтобы при движении вниз точно возвращаться в устойчи-




Дата: 2018-12-21, просмотров: 224.