Эффект новизны появившегося в свое время «перелета Ткачева» обусловливался, по крайней мере, двумя факторами. Первый из них тот, что до «ткачевского» перелеты махом вперед были, в сущности, неизвестны. Другой заключался в том, что это было упражнение с «контртемпом», с переменой начального направления вращения тела, что — применительно к махам вперед — также практически не использовалось, если не считать простых соскоков махом вперед и соскоков дугой. Однако, помимо этой специфики, обсуждаемое упражнение имеет ряд других особенностей, иногда затрудняющих как его понимание, так и реальное исполнение.
Нарис. 28яас. 104 показан традиционный «ткачевский» в том его виде, в каком это упражнение вошло в широкую практику. Отвлекаясь до поры от технической конкретики, вспомним самые принципиальные моменты, связанные с этим упражнением и выглядящие как противоречия.
1. Движение построено по схеме «вращение — контрвращение». Это означает, что чем сильнее будет исходное вращение назад на опоре (к.к. 1—7), тем труднее будет гимнасту получить последующее контрвращение вперед (к.к. 10—14). Это первое противоречие.
2. Таким образом, гимнаст должен стремиться всемерно «поощрять» контрвращение, так как именно от него зависит прежде всего успех исполнения упражнения — наличие достаточного вращения вперед в полете, возможность меньше сгибаться в безопорном положении, раньше дохватиться и др. Если же, пытаясь облегчить реше-
102
103
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
ние этой задачи, ослабить бросок ногами (к.к. 4—7), то работать на контртемпе будет, действительно, легче, но... чем слабее бросок, тем более вялым, при прочих равных условиях, будет и контртемп, так как биомеханически он оказывается хуже подготовленным. Это — второе противоречие.
3. Кроме того, что бросковое движение естественным образом подготавливает действия контртемпа, оно совершенно необходимо и как средство подъема, ведь гимнаст должен быстрым движением «выбросить» свое тело вверх-назад через перекладину (к.к. 6—10). Но чем активнее и выше подъем, чем позднее гимнаст теряет связь с опорой, тем больше тело успевает повернуться назади тем больше и быстрее придется гимнасту поворачиваться затем в обратном направлении — вперед. Таким образом, бросок одновременно и нужен и — «вреден». Это — третье противоречие.
Мы могли бы добавить к этому перечню и другие «неувязки» в структуре и технике данного движения (например, широкий спад, как и бросок, помогает подъему, но препятствует контрвращению), но ограничимся сказанным.
Как же лучше преодолевать упомянутые трудности? Нет ли возможности разом снять их?
104
К сожалению, радикальных средств преодоления всех этих «за» и «против» только одной техникой движения (о которой мы еще будем говорить в следующих сюжетах) у нас нет, поскольку они заложены в
____________________ 42. « Т к а ч е в с к и й » : п роблема спада
принципиальной структуре упражнения, в его типологии, от которой и зависят особенности элемента, его своеобразие и, если угодно, привлекательность.
Главное же направление совершенствования этого движения связано с его общей мощностью. В принципе, какими активными ни были бы спад и бросковое движение ногами (к.к. 1— 7), они не создадут гимнасту неприятностей, если контрдействия (к.к. 7—10) будут носить еще более мощный, «перекрывающий» характер. Правда, это легче сказать, чем сделать... Но, безусловно, у большинства гимнастов есть неиспользованные ресурсы повышения мощности движений типа «ткачевского». Они связаны с наращиванием скоростно-силовых возможностей спортсмена при исполнении тесно связанных действий в «броске» (к.к. 4—7)я «подрыве» (к.к. 7—10).
Но простого увеличения мощности (что само по себе нелегко) недостаточно: действия должны сохранять высокую скоординирован-ность, точность, а это обычно удается тем хуже, чем выше скорость движения. Поэтому процесс наращивания энергетики движения должен идти параллельно с совершенствованием его техники.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.