XVII век стал переломным в развитии европейской истории. Происходит становление капитализма, означавшее радикальные изменения не только в области экономики, политики, социальных отношениях (революции в Нидерландах, Англии), но и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания явилась наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Ее стремительное развитие в XVII в. по праву называют эпохой научной революции. Это завершение разработки гелиоцентрической картины мира, начатой Н. Коперником, формулировка законов движения планет И. Кеплером, закладка основ классической физики и экспериментального естествознания Г. Галилеем, открытие атмосферного давления Э. Торричелли и др. Достигнутые научные результаты получили завершение в работах И.Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. Тем самым было завершено создание классической механики. В результате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.
Если суммарно наметить черты философии Нового времени, то среди них прежде всего выделяются: возрождение идеалов и принципов древнегреческого мышления и культуры на основе христианско-религиозной духовности Средневековья; гуманизм как совокупность новых ценностных ориентации, связанных с пробуждением интереса к личности; рациональный синтез знаний как результат не столько божественных способностей, сколько творческих усилий человека (истина создается человеком, а не Богом); формирование новой картины мира с опорой на научную рациональность; стремление гармонизировать отношения души и тела; разработка новой методологии познания. Нельзя забывать о том, что успехи не только философии, но и науки Нового времени стали возможными в значительной мере в результате радикальных (преобразований социальной, политической и экономической жизни людей.
Проблемы познания, вставшие перед наукой Нового времени, Глубоко коренились в природе человеческих способностей. Опытные процедуры (наблюдение и эксперимент) тесно связывались с возможностями органов чувств. Понятие опыта стало ключом к научному познанию. С опытом сопоставлялась теория. Элементы теоретического знания в науке: гипотеза, объяснение, доказательство и т.п. — являлись продуктом разума и его способностей к рассуждению. Кроме того, данные чувственного опыта нуждались в рациональной обработке и обобщении. Таким образом, характер соотношения опыта и теории в научном познании в значительной мере был обусловлен тем, что следует считать источником знания: или знания происходят из чувственного опыта, или источник знания кроется в способностях разума.
Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии — потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм
МЕХАНИЦИЗМ.
Одно из основных учений – имеющее первостепенное значение само по себе и на которое в той или иной мере опираются все остальные учения, получило название “механицизм”. Суть его можно сформулировать так: физический мир представляет собой гигантский механизм, части которого взаимодействуют между собой. Механизм действует без сбоев и ошибок, о чем свидетельствуют движение планет, регулярность чередования приливов и отливов, предсказуемость солнечных и лунных затмений. Части гигантского механизма – это непрерывно движущаяся материя. Движение обусловлено действием сил.
В основе механицизма лежит понятие материи как некоторой телесной вещественной субстанции. Убеждение в том, что материя составляет основу всего сущего, восходит к древним грекам. Выдающиеся греческие философы наблюдали окружающий мир и, несмотря на свои весьма ограниченные возможности, всеми доступными им средствами исследовали природу. При этом они с готовностью переходили от немногочисленных наблюдений к широким философским обобщениям. Так, Левкипп и Демокрит выдвинули идею о том, что мир состоит из неразрушимых и неделимых атомов, существующих в пустоте. Аристотель строил материю из ”четырех элементов” – земли, воды, воздуха и огня, но не из настоящих земли, воды, воздуха и огня, а из четырех сущностей, наделенных теми качествами, которые мы воспринимаем посредством наших органов чувств в четырех реальных аналогах этих “элементов”.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 345.