Тема 5.2. Финансовая устойчивость предприятия.  Леверидж
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Студент должен знать:

-виды рычага.

Рычаг (леверидж) – это показатель, характеризующий взаимосвязь структуры затрат, структуры капитала и финансового результата.

Существует три вида рычага:

· операционный;

· финансовый;

· сопряженный.

Операционный ( производственный) рычаг (ОР) – это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации:

ОР =

 =

 

Операционный рычаг показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема реализации на 1 %.

Эффект операционного рычага сводится к тому, что любое изменение выручки от реализации (за счет изменения объема) приводит к еще более сильному изменению прибыли.

Действие данного эффекта связано с непропорциональным влиянием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.

Сила воздействия операционного рычага показывает степень предпринимательского риска ,т.е. риск о потере прибыли, связанного с колебаниями объема реализации. Чем больше эффект операционного рычага, т.е.чем больше доля постоянных затрат, тем более предпринимательский риск.

Финансовый рычаг – это показатель потенциальной возможности изменения прибыли, за счет изменения соотношения заемных и собственных средств. Эффект финансового рычага характеризует степень финансового риска, т.е.вероятность потери прибыли и снижения рентабельности в связи с чрезмерными объемами заемного капитала.

Первый метод расчета эффекта финансового рычага ( ЭФР1) связывает объем и стоимость заемных средств с уровнем рентабельности собственного капитала:

ЭФР1=(1-СНП)х(ЭР-СРСП)х(ЗК/СК),

где :

СНП - ставка налога на прибыль;

ЭР – экономическая рентабельность (рентабельность активов);

СРСП – средняя расчетная ставка процента;

ЗК – заемный капитал;

СК – собственный капитал.

Этот показатель отражает возможное изменение (увеличение или уменьшение) рентабельности собственных средств, связанное с использованием заемных средств, с учетом платности последних:

§ если СРСП < ЭР, то у предприятия, использующего заемные средства, рентабельность собственных средств возрастает на величину ЭФР1;

§ если СРСП < ЭР, то рентабельность собственных средств у предприятия берущего кредит по данной ставке, будет ниже, чем у предприятия, которое этого не делает, на величину ЭФР1.

При втором методе расчета эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль на акцию при изменении прибыли (до уплаты процентов и налогов) на 1 %,т.е. он показывает возможность увеличения рентабельности собственных средств и собственной прибыли на акцию за счет использования кредита:

Чем дороже обходятся заемные средства предприятию, тем больше ЭФР11, а следовательно, и финансовый риск особенно это опасно при снижении прибыли.

Сопряженный рычаг характеризует совокупное влияние предпринимательского и финансового рисков и показывает, на сколько процентов изменится чистая прибыль при изменении объема реализации на 1 %:

 

 

Для финансовой устойчивости предприятия:

· найти оптимальное соотношение между постоянными и переменными затратами в структуре себестоимости продукции;

· выбрать рациональную структуру капитала с точки зрения соотношения собственных и заемных средств.

Раздел 6.Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Тема 6.1.Планирование и прогнозирование деятельности предприятий

Студент должен знать:

-   сущность внутрифирменного планирования;

-   структуру бизнес-плана;

        Уметь:

-  рассчитывать основные показатели бизнес-плана.

Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того на сколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития т.е. прогнозирование.

В условиях рынка формирования предприятиями производственных программ осуществляется на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе и на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения.

Таким образом, эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики становится возможной лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

План развития предприятий включает следующие разделы:

- план производства промышленной продукции (производственная программа);

- план развития науки и техники;

- план повышения экономической эффективности производства;

- план капитальных вложений и капитального строительства;

- план материально-технического обеспечения;

- план по труду и кадрам;

- план по издержкам производства и реализации продукции;

- финансовый план;

- план социального развития предприятий и объединений;

- план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Центральный раздел план развития предприятия – план производства продукции (производственная программа), в котором устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

Важная часть плана развития предприятия – план развития науки и техники. Главное его значение – ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, усвоение производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии механизации и автоматизации производственных процессов научной организации труда.

Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваемая производством впервые в стране; уровень механизации и автоматизации труда; рост производительности труда и снижение себестоимости товарной продукции в планируемом периоде за счет мероприятий, повышающих технический уровень производства и др.

Важно планирование развития предприятия является разработка плана повышения экономической эффективности производства, в котором даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда основных и оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов. В числе этих показателей: общая рентабельность; затраты на 1 руб. товарной (валовой) продукции; темпы роста производительности труда, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств; показатели капиталоемкости и материалоемкости.

План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, техническое перевооружение действующего производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.

Основные показатели плана капитального строительства: ввод в действие основных средств и производственных мощностей; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет технического перевооружения и осуществления организационно-технических мероприятий.

План материально-технического обеспечения состоит из системы материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов продукции, планов их реализации. План материально-технического обеспечения разрабатывается с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии.

При разработке плана по труду и кадрам главная задача – предусмотреть систематическое повышение производительности труда, как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала. Другим важным показателем данного раздела является фонд заработной платы.

Все разделы плана предприятия тесно взаимосвязаны.

Обобщающим разделом плана, в котором находит отражение результаты предыдущих разделов, является план по издержкам производства и реализации продукции. При разработке этого раздела ставится задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных , трудовых и финансовых ресурсов.

В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; задание по прибыли, кредитный план.

В плане социального развития коллективов предприятий предусматривается усиление воздействия социальных мероприятий на развитие производства и повышение его эффективности.

План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен предусматривать широкое внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, развитие комбинированных производств, обеспечивающих полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающих или существенно снижающих вредное воздействие на окружающую среду.

Бизнес - план

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план.

Традиционно он служил инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы не утратив своего традиционного назначения разрабатываются практически всеми грядущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы компаний.

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.

Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия. В этом ног коренное отличие от технико-экономического обоснования в котором существует достаточно жесткая увязка с определенной технологией, присутствует конкретная проектно-сметная документация и т.п. Бизнес-план – это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная стратегия, формулы распределения прибыли, схемы работы с поставщиками с субподрядчиками и т.п.), может стать предметом обсуждения , дальнейшего анализа.

Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может быть партнер, инвестор, вышестоящее руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

Содержание бизнес - плана

Стандартный бизнес-план имеет определенную структура, последовательность разделов. Бизнес-план включает следующие содержательные блоки.

Резюме – краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается , какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить.

Общая часть, в которой обеспечиваются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана. Главное назначение этой части бизнес-плана – продемонстрировать адресату бизнес-плана, что именно данная фирма (структурное подразделение), люди, ее возглавляющие, по своим знаниям, опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им (и почему) можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства.

План маркетинга  показывает результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивает профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка. Здесь находят отражения результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана.

Оперативные планы – это планы создания и развития производства товаров и услуг, являющихся предметом бизнес-плана. В них описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей, организации каналов сбыта, формы и бюджет рекламы, сети и снабжения, состав и численность необходимой рабочей силы и т.п.

Другие планы, входящие в состав бизнес-плана, - это план капитальных вложений (подробно расписанный по видам затрат), план исследований и разработок технической доработки продукции и услуг , модернизации технологии производства.

Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.

Финансовый раздел бизнес-плана обязательно включает три основных документа ( план доходов и расходов, план движения денежных средств и расчетный баланс), а также предварительное замечание – своего рода комментарий по финансовым условиям бизнеса ( порядок расчетов с поставщиками и потребителями, сроки возврата кредитов и процента по ним, методы определения себестоимости продукции и т.п.).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 211.