Загадка, составленная по методу противоречий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, на­чиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей сло­вами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их дейст­вия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделя­ется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

Мы предлагаем некоторые способы обучения детей составлению зага­док. Начинаем с самого простого, например, с перечисления частей пред­мета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всад­ник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выу­чить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображе­нием стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле. Дети самостоятельно могут придумать загадки по картинкам, на кото­рых изображены Змей Горыныч, лиса с уткой в зубах, птица на корове, носороге, муха на арбузе (6 ног, 1 голова, 2 пуза). Интересную загадку можно придумать по картинке, изображающей человека, который сидит за столом на стуле и ест курицу и т. д. В таких загадках можно учить детей образовывать сложные прилагательные: «восьминогий охотится за шестиногими». (Паук — за мухами.)

Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдуще­му, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предвари­тельно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение анто­нимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из пар­ных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жест­кий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод помо­жет ему при изучении законов окружающего мира.

Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно нау­читься находить противоречия в предметах и явлениях. Диалектика учит нас, что в основе любого развития лежит противоречие. В каждом предмете, в каждом процессе заключены противоположности. Внутренние противоре­чия являются причиной «самодвижения», «саморазвития». Именно внутрен­ние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Над разрешением противоречий человечество бьется с самого момента своего зарождения. Они его будут сопровождать и в буду­щем. Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребен­ку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Детей этому логи­ческому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо нау­чить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обо­гатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может про­водиться в разных играх и на занятиях. На занятиях по математике дети со­поставляют предметы и явления по количественным, временным, простран­ственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свой­ствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — просто­душный). Можно с детьми придумать такую загадку:

Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смыс­ле этого слова. Творчество ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере творчества, активного сотрудничества детей с педаго­гом и друг с другом можно растить свободную личность. Не управлять, а направлять развитие без подавления, совершенствуя способности детей в игре, — именно эти принципы составляют суть личностно-ориентированной педагогики.

Используемые ресурсы:

http://logoped.name/2012/04/обучение-детей-составлению-загадок/.

htm://doshvozrast.ru/metodich/konsultac

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 493.