Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Конвертируемость валюты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платёжном обороте.

Национальная валюта - денежная единица данной страны, используемая в международных расчётах с другими странами.

Национальная валютная система – это часть денежной системы страны, в которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляются международный платёжный оборот.

Мировая валютная система – форма организации валютных отношений, сложившихся на основе развития мирового рынка, закреплённая межгосударственными соглашениями.

 

Международный валютный фонд – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

Основные цели:

- содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и устранения валютных ограничений;

- предоставление государством – членам кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Валютный рынок – это система социально-экономических и организационных отношений по купле-продаже иностранной валюты.

Валютный курс – цена денежной единицы данной национальной валюты, выражается в денежных единицах валюты другой страны.

 

Виды валютных курсов:

 

- система жёсткофиксированных валютных курсов.

 

- система гибких или плавающих валютных курсов.

 

Действия правительства на  регулирование валютного курса могут быть:

Прямые – это политика учётной ставки и валютная интервенция.

Косвенные – инструменты денежно–кредитной и финансовой политики Центробанка.

Номинальный валютный курс - цена одной валюты в единицах другой. Реальный валютный курс– относительная цена товаров, произведенных в двух странах.

Валютная интервенция – воздействие на курс национальной валюты путём купли/продажи иностранной валюты.

Продажа иностранной валюты способствует снижению обменного курса, покупка – повышению.

Меры правительства по регулированию валютного курса побуждает его проводить девальвацию или ревальвацию.

Девальвация направлена на снижение обесценивание и снижение курса своей национальной валюты.

Ревальвация направлена на повышение и укрепление курса национальной валюты.

Конвертируемость (обратимость) – это определенный валютно-финансовый режим, который позволяет в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валюты. Конвертируемость означает, что национальная валюта в той или иной мере выполняет функцию мировых денег.

По степени конвертируемости валюты бывают:

 

- свободно конвертируемые;

 

- частично конвертируемая валюта;

 

- абсолютно неконвертируемая валюта.

 

 

8. Налоги и их виды.

Налог – обязательный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи домохозяйств и фирм государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий (например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т. д.).

Налоги появились одновременно с возникновением государства и составляют основной источник государственных доходов.

 

Налоги классифицируются по следующим основаниям.

 

1. По методу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

 

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщика (физических или юридических лиц).

К прямым налогам в России относятся:

 

· подоходный налог (13 %),

 

· налог на прибыль организаций (20 %),

 

· налог на добычу полезных ископаемых,

 

· транспортный налог,

 

· налог на имущество организаций и физических лиц.

 

Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщиком (кто уплачивает налог) и налогоносителем (кто выплачивает налог государству) выступает один и тот же агент.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг, включаются в цену продукции и оплачивается ее потребителями.

 

Косвенные налоги:

 

· акцизы на отдельные виды товаров (сигареты, алкоголь, нефтепродукты, автомобили)

 

· налог на добавленную стоимость (НДС)

 

· таможенные пошлины.

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщиком и налогоносителем являются разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при его покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся и странах с переходной экономикой, – наоборот, 2/3 косвенные налоги, поскольку их легче собирать и объем налоговых поступлений зависит от цен, а не от доходов. По этой же причине государству в период инфляции выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги.

По характеру налоговых ставок налоги делятся на: прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Прогрессивные налоги – это налоги, ставки которых возрастают по мере роста величины объекта налогообложения. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, поскольку более богатые граждане платят в виде налогов большую часть своих доходов, чем менее обеспеченные.

Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых являются неизменными вне зависимости от величины объекта налогообложения. Примером пропорционального налога (или налога «с плоской шкалой») в современной России является налог на прибыль организаций.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере роста величины объекта налогообложения. Использование регрессивной системы налогообложения преследует, в первую очередь, цели вывода «из тени» доходов состоятельных граждан.

3. По уровню налоговой системы выделяют налоги федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:

 

1. налог на добавленную стоимость

 

2. акцизы

 

3. налог на доходы физических лиц

 

4. налог на прибыль организаций

 

5. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

6. водный налог

 

7. налог на добычу полезных ископаемых

 

8. государственная пошлина

 

Региональные налоги вводятся субъектами РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам в настоящее время относятся три налога:

 

· налог на имущество организаций

 

· транспортный налог.

 

· налог на игорный бизнес

Под местными налогами понимаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих местных образований.

К местным налогам относят:

 

1. земельный налог

 

2. налог на имущество физических лиц.

 

4. по субъекту уплаты известны налоги с юридических лиц, физических лиц, тех и других.

 

5. по объекту налогообложения различают налоги на прибыль, доходы, имущество и др.

 

Функции налогов:

 

1. фискальная – финансирование государственных расходов;

 

2. социальная – поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах; для чего государство использует прогрессивное налогообложение, освобождение от некоторых налогов отдельных категорий населения; льготное налогообложение социально значимых товаров и услуг и, напротив, повышенное налогообложение предметов роскоши;

3. регулирующая – сглаживание циклических колебаний и стимулирование экономического роста;

4. распределительная – распределение аккумулированных средств между экономическими агентами: государством, отраслями экономики, регионами, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами

5. контрольная – налоговая система позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.