Специальности 2-24 01 02 «Правоведение»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

       

 

     Составлены на основании типовой учебной программы по дисциплине «Уголовное право», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14. 08. 2009г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования РД РБ 02100.039-2004 специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Методическое пособие составлено на основе типовой учебной программы по дисциплине «Уголовное право», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14. 08. 2009г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования РД РБ 02100.039-2004 специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

     Целью контрольной работы является изучение курса и овладение учащимися знанием признаков составов преступления, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь, умениями правильно квалифицировать содеянное по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь, навыками правильно толковать и

 применять уголовно-правовые нормы, умениями самостоятельно работать с нормативными материалами.

 

 

2

 

Учащийся должен знать на уровне представления:

- знание признаков составов преступления, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь;

- умениями правильно квалифицировать содеянное по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь;

- навыками правильно толковать и применять уголовно-правовые нормы;

- умениями самостоятельно работать с нормативными материалами.

- правильно квалифицировать содеянное по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

Учащийся должен знать на уровне понимания:

- признаки основного состава преступления;

- квалифицирующие признаки;

- произвести отграничение указанного состава от смежных составов и иных правонарушений.

- понятие соучастия в преступлении, виды соучастников и формы соучастия;

- понятие и виды множественности преступлений;

- понятие и признаки наказания, систему и виды наказаний;

- особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет;

- признаки отдельных составов преступлений, предусмотренных Особенной   частью уголовного закона.

 

Учащийся должен уметь:

- выявлять объект преступления, определять предмет преступления или потерпевшего в тех случаях, когда они обязаны;

- анализировать признаки объективной стороны состава преступления, который предполагает обязательную характеристику (материальный, формальный, усеченный);

 - определять момент окончания преступления;

- анализировать признаки субъективной стороны состава преступления: формы и виды вины, а так же мотив и цели совершения преступления, когда таковые являются обязательными;

 - оперировать уголовно - правовыми категориями;

 - анализировать информацию о совершенном общественно опасном деянии, давать ему уголовно - правовую оценку, разграничивать преступление и иные виды правонарушений;

- анализировать и правильно применять нормы, регулирующие уголовно-правовые отношения;

 - устанавливать основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.

     При подготовке к занятиям учащемуся необходимо изучить вопросы к теме и теоретический материал к каждой теме. При изучении теоретического материала обязательно использование Уголовного кодекса Республики Беларусь, для уяснения смысла уголовного закона.

 

 

3

 

    Вопросы для самоконтроля позволяют учащемуся самостоятельно проверять знания и применять их при решении практических ситуаций.

    Домашняя контрольная работа представляет самостоятельно выполненную учащимися письменную работу, которая определяет степень

овладения им теоретических знаний в области Уголовного права и его способность к применению полученных знаний для решения как типовых, так и

проблемных практических ситуаций.

   При выполнении домашней контрольной работы, кроме материала, представленного в данном методическом пособии необходимо использовать дополнительную литературу.

   Приводя в работе высказывания отдельных авторов, необходимо указать фамилию и инициалы автора, точное наименование используемого источника, место издания, наименование издательства и год издания.

   Не допускается сплошное переписывание используемых источников.

   В процессе изучения теоретического материала учащиеся выполняют домашнюю контрольную работу, объем которой должен составлять 10-12

листов ученической тетради.

   Контрольная работа выполняется в установленный учебным графиком срок и должна быть написана от руки, грамотно, разборчиво, без сокращения слов.

   Страницы тетради следует нумеровать, оставлять поля для возможных замечаний преподавателя.

   Решение практических ситуаций должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование и аргументы, из которых оно следует.

  Практическую ситуацию можно считать решенной только в том случае, когда предложенное решение обоснованно и аргументировано приведенными надлежащими нормами уголовного права.

  Причем аргументация решения должна быть подробной и основательной: со ссылкой на соответствующие статьи УК Республики Беларусь.

  В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата и личная подпись.

  Необходимо оставить 1 страницу для рецензии преподавателя.

  Учащиеся, получившие домашнюю контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций преподавателя доработать отдельные вопросы.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера книжки успеваемости.

 

 

4

2. Примерный тематический план дисциплины

 

Раздел, тема

Количество часов

Время на самостоятельную работу уч-ся

(часов)

 

Всего                 

В том числе

 

 

Для днев. формы Для заочн. формы На установочные занятия На обзорные занятия На лаборат.,практич.
1.Погашение и снятие судимости. 2.Принудительные меры безопасности и лечения. 3.Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет. 4.Понятие и система особенной части уголовного права. Понятие квалификации преступлений. 5.Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления. 6.Преступления против жизни и здоровья. 7.Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы. 8.Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних. 9.Преступления против личной свободы, чести и достоинства. 10.Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. 11.Преступления против собственности. 12.Преступления против порядка осуществления экономической деятельности. 13.Преступления против экологической безопасности и природной среды. 14.Преступления против общественной безопасности. 15.Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. 16.Преступления против здоровья населения. 17.Преступления против общественного порядка и общественной нравственности. 18. Преступления против информационной безопасности. 19.Преступления против                              государства. 20. Преступления против порядка управления. 21.Преступления против правосудия. 22.Преступления против интересов службы. 23.Преступления против порядка исполнения воинской обязанности. Итого по дисциплине: 3 3   4     1     1     8   4     2     1   2     8 5     3   4   3   4   4     1   3   4   4 5   3   80   2     4     2     2     4     4     1 8   2     2     2     2     2     2     12         2     2     2     6 3 3   2     1     1     4   4   1     8 5     3   3   4   4     1   3   4     5   3   62  

5

3. Методические рекомендации по изучению разделов, тем

Варианты заданий к домашней контрольной работе

 

Вариант 1

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте понятие телесных повреждений. Охарактеризуйте виды телесных повреждений. Проведите отграничение тяжкого телесного повреждения повлекшего смерть от убийства.

2. Дайте анализ состава преступления «Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия» (ст.295 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. К Лупачу вечером зашел его знакомый Михневич и попросил спрятать чемодан, в котором находилась одеж­да убитой им Галенской. Узнав о том, что находится в чемодане и, расспросив Михневича о совершенном пре­ступлении, Лупач отказался спрятать чемодан, однако по просьбе Михневича пообещал никому об услышанном не говорить.

Имеется ли в данном случае прикосновенность к преступлению?

Если имеется, определите ее вид.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 2

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Убийство».

Перечислите квалифицирующие признаки убийства. Определите виды убийств при смягчающих обстоятельствах.

2. Дайте анализ состава преступления «Бандитизм» (ст.286 УК). Назовите отличие бандитизма от незаконного вооруженного формирования.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Чухов, работая шофером совхоза «Заря», посадил в машину 14-летнюю Катю Н. и поехал с ней в лес, где вступил с ней в поло­вую связь. На допросе у следователя Катя Н. заявила, что о половой жизни ей было известно. С Чуховым она познакомилась два месяца назад, они несколько раз встречались, и он обещал на ней жениться после достижения ею совершеннолетия.

Имеется ли в действиях Чухова состав преступления?

Вариант 3

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Истязание».

2. Дайте анализ состава преступления «Терроризм» (ст.289 УК). Назовите отличие от терроризма от террористического акта.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

9

3. Черняков(15 лет) совместно с Гереевым (16 лет) вечером взяли покататься не принадлежавшую им автомашину «Жигули». Несколько часов покатались, а потом по предложению Гереева столкнули автомобиль в овраг и подожгли.

Имеется ли в данном случае множественность преступлений?

Если имеется, определите ее вид.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 4

Ответьте на следующие вопросы:

1. Назовите виды преступлений против половой свободы и

половой неприкосновенности. Дайте анализ состава преступления «Изнасилование». Определите квалифицирующие признаки «Изнасилования».

2. Дайте анализ состава преступления «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» (ст.328 УК).

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Вахидов работал в школе. Он неоднократно приглашал к себе домой учащихся 9-11 классов, устраивал для них вечера «половой разрядки»: демонстрировал им откровенно порнографические фильмы, а затем предлагал позировать ему. Снимал танцующих обнаженных мальчиков и девочек на видеокамеру. По словам Вахидова, все участники «вечеров разрядки» приходили к нему добровольно, ни в какие половые отношения с ним и между собой не вступали.

Квалифицируйте содеянное Вахидовым.

Вариант 5

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Насильственные действия сексуального характера» (ст. 167 УК).

2.  Дайте анализ состава преступления «Нарушение правил дорожного

движения или эксплуатации транспортных средств» (ст.317 УК).  

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3.  Калистратов с друзьями находился в кафе, затем вышел на улицу вместе с С. Когда С. на некоторое время осталась одна, к ней подошел нетрезвый Кулик и обнял ее, пытаясь поцеловать. Увидев это, Калистратов отстранил Кулика одной рукой от С., а другой рукой нанес ему боксерский удар в лицо. От этого удара Кулик, потеряв сознание, упал на обочину дороги и вскоре скончался. Как установила судебно-медицинская экспертиза, смерть наступила в результате закрытой травмы головы. Данная травма относится к тяжким телесным повреждениям по признаку опасности для жизни в момент ее нанесения.

Калистратов был осужден за убийство из хулиганских побужде­ний (п. 13 ч. 2 ст. 139 УК).

Обоснован ли приговор суда? 

Вариант 6

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Оставление в опасности» (ст. 159 УК).

 

10

 

2.  Назовите виды преступлений против общественного порядка и обществен

ной нравственности. Дайте анализ состава преступления «Хулиганство». Раскройте виды хулиганства.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Павлов изготовил из меди «золотые» украшения, а затем сбыл их на рынке Авилову под видом золотых.

Являются ли уголовно наказуемыми деяния Павлова и Авилова?

Вариант 7

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Похищение человека» (ст. 182 УК). Назовите отличия похищение человека от захвата заложника (ст. 291 УК).

2. Дайте анализ состава преступления «Измена государству» (ст.356 УК). Назовите отличие измена государству от шпионажа (ст. 358 УК).

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Лапочкин, работавший егерем заповедника, без ли­цензии произвел отстрел двух диких кабанов. В это вре­мя охота на кабанов была разрешена.

Дайте юридическую оценку действиям Лапочкина.

Вариант 8

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Клевета» (ст. 188 УК). Назовите отличие клеветы от оскорбления (ст. 189 УК).

2.  Дайте анализ состава преступления «Сопротивление работнику милиции или иному лицу, охраняющим общественный порядок» (ст.363 УК).

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Сапожкин, Распович, Фирсов, гуляя поздно вечером в парке, пристали к 15-летним Лариной и Важновой, нанесли им удары по лицу и совершили в отношении них циничные действия, притрагиваясь к половым органам потерпевших.

Квалифицируйте действия Сапожкина, Расповича, Фирсова.

                                            Вариант 9

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста».

2.  Дайте анализ состава преступления «Убийство работника милиции» (ст.362 УК). Назовите случаи, когда убийство работника милиции квалифицируется как «Убийство» по ст.139 УК.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. К Наумову зашел друг Осипенко и рассказал, что его (т.е. Осипенко) разыскивает милиция за совершенные им хулиганские действия. Наумов дал Осипенко свои вещи, чтобы тот переоделся, и отвез его на машине на дачу. Дайте правовую оценку действий Наумова.

11

 

Вариант 10

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Развратные действия» (ст.169). Назовите виды преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности.

2.  Дайте анализ состава преступления «Массовые беспорядки».

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Аничук, Силин и Махненко, будучи в нетрезвом состоянии, в парке им. A.M. Горького в присутствии отдыхающих нецензурно выражались и громко пели непристойные песни.

Имеется ли в действиях указанных лиц состав преступления?

                                                Вариант 11

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Угроза убийством причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имуществом».

2.  Дайте анализ состава преступления «Заведомо ложный донос» (ст.400 УК). Назовите отличие от заведомо ложного показания.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Смолич изготовил охотничье ружье и купил патроны к нему. Ружье висело на стене, а патроны лежали в ящике письменного сто­ла. Воспользовавшись этим, четырнадцатилетний сын Смолича взял ружье, зарядил его и нечаянно причинил тяжкие телесные повреждения однокласснику.

Квалифицируйте деяния отца и сына.

Изменится ли квалификация деяний указанных в задаче лиц, если охотничье ружье было приобретено Смоличем на законных основаниях?

Вариант 12

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Кража» (ст.205 УК). Назовите отличие кражи от грабежа.

2.  Дайте анализ состава преступления «Укрывательство преступлений» (ст.405 УК) и «Недонесение о преступлении» (ст.406 УК). Определите особенности субъектного состава.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Водитель автоколонны Рябченко, желая отомстить ушедшей от него и подавшей на развод жене, утром подкараулил ее на автомобиле и сбил, причинив тяжкие телесные повреждения. Пытаясь скрыться, Рябченко превысил скорость и столкнулся с другим автомобилем, водителю которого было причинено менее тяжкое телесное повреждение.

Квалифицируйте действия Рябченко.

Вариант 13

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Грабеж» (ст.206 УК). Назовите отличие грабежа с применением насилия от разбоя.

 

12

 

2.  Дайте анализ состава преступления «Незаконное

пересечение Государственной границы РБ».

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Паркуян признан виновным в том, что, управляя автомашиной «Жигули» в нетрезвом состоянии, допустил грубое нарушение ПДД, в результате чего сбил трех пешеходов, которые шли по обочине дороги. С места происшествия Паркуян скрылся. От полученных повреждений потерпевшие скончались.

Квалифицируйте содеянное Паркуяном.

Вариант 14

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Разбой» (ст.207 УК). Назовите квалифицирующие признаки «разбоя».

2. Дайте анализ состава преступления «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» (ст.424 УК). Назовите отличие от превышения власти или служебных полномочий.

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Петров на вечеринке предложил присутствующим испробовать имеющееся у него наркотическое средство. Однако желающих не оказалось.

Вариант: желающим оказался Сидоров.

Дайте юридическую оценку действий Петрова.

Вариант 15

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Вымогательство» (ст. 208 УК).

2.  Дайте анализ состава преступления «Укрывательство преступлений» (ст.405 УК).

Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Председатель колхоза Макорецкий ехал на автомобиле УАЗ-469 с установленной скоростью (60 км/ч). За его спиной в ма­шине сидел пьяный пастух Жевник, которого Макорецкий вез для медицинского освидетельствования. Жевник ругался, высказывал угрозы, утверждал, что он не пьян. Вдруг Макорецкий в зеркале заднего вида увидел, что Жевник замахивается на него ножом. Резко затормозив, Макорецкий бросил руль и схватил Жевника за руку. Неуправляемый автомобиль выкатился на полосу встречного движения и столкнулся с ехав­шим мотоциклистом, который получил тяжкое телесное поврежде­ние.

Решите вопрос об уголовной ответственности.

Вариант 16

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Мошенничество» (ст.209 УК).

2.  Дайте анализ состава преступления «Недонесение о преступлении» (ст.406 УК). Определите особенности субъектного состава.

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

13

 

3. 6 ноября Саликов во дворе дома из хулиганских побуждений в упор выстрелил в Плехова из обреза, убив его. 7 ноября в 6 часов утра во время задержания Саликов направил обрез на работника милиции Сантова, но выстрелить не успел, поскольку был обезоружен.

Дайте юридическую оценку поведению Саликова.

Вариант 17

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег и ценных бумаг» (ст.221 УК). Отграничьте от мошенничества.  

2. Дайте анализ состава преступления «Привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного»

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Асхаков, находясь на рынке, предложил Княжину купить у него таблетки общим весом 20 г с надписью «Кодеин». После покупки «товара» Асхаков и Кряжин были задержаны. Проверкой установлено, что изъятые у Асхакова таблетки лишь внешне напо­минают таблетки кодеина. На самом деле это было снотворное.

Дайте правовую оценку поведению Асхакова и Княжина.

Вариант 18

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Хищение путем присвоения, растраты, злоупотребления служебными полномочиями».

2. Дайте анализ состава преступления «Захват заложника». Отграничьте от похищения человека.

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, Мазурик и Бондар­чук решили продолжить «банкет». Они подошли к стоявшей на дороге автомашине ЗИЛ-130, вытащили из кабины и избили водителя Фуцура, отняли у него кошелек, в котором находилось 20 000 рублей, спортивную сумку и скрылись. Позже было установлено, что водителю было причинено тяжкое телесное повреждение.

Позже они обнаружили в сумке водительское удостоверение и зачетную книжку потерпевшего, а также товарно-транспортную накладную.

Дайте правовую оценку содеянному.

                                        Вариант 19

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Угон транспортного средства» (ст.214 УК).

2. Дайте анализ состава преступления «Служебная халатность» (ст.428 УК). Назовите отличие служебной халатности от бездействия должностного лица (ст.425 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

14

 

3. На железнодорожном вокзале бомж Ревенко похитил до­рожную сумку с вещами. Дома, разбирая вещи, находя­щиеся в сумке, Ревенко обнаружил в ней диплом о выс­шем образовании и трудовую книжку Иванова Петра Александровича.

Дайте юридическую оценку действий бомжа Ревенко.

Можно ли Ревенко привлечь к ответственности в соответствии со ст.378 УК?

Вариант 20

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления».

2. Дайте анализ состава преступления «Получение взятки». Определите предмет взятки. Определите, что признается посредничеством во взяточничестве.

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Главный ветеринарный врач колхоза Палевский, в нарушение действующей инструкции, не проводил пла­нового поголовного обследования животных. Это приве­ло к массовому заражению скота. Зная об этом, Палев­ский не принял необходимых мер к нераспространению заболеваний среди животных. В целях сокрытия допу­щенных нарушений Палевский составил два фиктивных акта о якобы произведенных обследованиях скота.

Дайте юридическую оценку деяний Палевского.

Вариант 21

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение».

2.  Дайте анализ состава преступления «Дача взятки».

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Учащиеся 7-го класса Баранов и Алехин разбили витрину универмага и попытались похитить видеомаг­нитофон, но были задержаны. В процессе расследова­ния было установлено, что им предложил совершить это преступление старший брат Баранова, работавший в универмаге.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 22

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями».

2. Дайте анализ состава преступления «Заведомо ложное сообщение об опасности».

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3.  Шарафов и Погоев похитили Колю Сидорова, 11 лет, и вывезли его в лес, где спрятали в заранее оборудованном бункере. Родителям было послано письмо с требованием выплаты 100 млн. руб. В письме было указано место, где должны быть оставлены деньги, и срок их предоставления. В противном случае

 

15

 

они угрожали расправой над мальчиком. На одиннадцатые сутки мальчик гвоздем сумел открыть запор на двери и убежал. Преступники были задержаны через месяц после побега.

Квалифицируйте действия Шарафова и Погоева.

Вариант 23

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией».

2. Дайте анализ состава преступления «Террористический акт» (ст.359). Определите отличия от терроризма.

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Рыбкиной в целях завершения срочной работы пришлось задержаться на службе. Она, передав ключ от своей квартиры сотруднице Осокиной, попросила ее, чтобы та покормила 6-летнего ребенка. Злоупотребив доверием, Осокина положила себе в сумку антикварную статуэтку из квартиры Рыбкиной. При этом она не обратила внимания на то, что рядом стоял сын Рыбкиной и наблюдал за ней. Когда Рыбкина вернулась домой, сын сказал ей, что чужая тетя забрала статуэтку.

Квалифицируйте действия Осокиной.

Вариант: Изменится ли правовая оценка деяния Осокиной, если она после совершения хищения, раскаявшись в содеянном, явилась с повинной в органы милиции и, извинившись перед Рыбкиной, возвратила ей статуэтку?

Вариант 24

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Контрабанда».

2. Дайте анализ состава преступления «Насилие либо угроза применением насилия в отношении работника милиции» (ст.364 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Шахов, Попов и Ткач, грузчики хлебозавода, рабо­тали на разгрузке муки из вагонов. По договоренности между собой они взяли из вагона пять мешков муки и спрятали ее в строящемся на территории завода элева­торе. Похищенные мешки были обнаружены охраной завода и сданы на склад.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 25

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Уклонение от уплаты таможенных платежей».

2.  Дайте анализ состава преступления «Хищение личных документов» (ст.378). Отграничьте от кражи (ст.205 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Черняков совместно с несовершеннолетними Гереевым (16 лет) и Ткачевым (13 лет) вечером угнали со двора автомашину «Жигули», принадлежащую Сомову. Покатавшись на машине, они похитили из нее приемник и подожгли.

 

16

 

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 26

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Уклонение от уплаты налогов».

2. Дайте анализ состава преступления «Принуждение к даче показаний» (ст.394 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Цаплин признан виновным в том, что он, находясь в нетрезвом состоянии, затеял ссору, перешедшую в драку, во время которой ударил Коровина кулаком по лицу. Коровин упал, ударился затылком об асфальт и от полученных при падении телесных повреждений через три дня скончался. Удар кулаком по лицу не причинил Коровину телесных повреждений, но в результате его он потерял равновесие и упал.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 27

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Незаконная предпринимательская деятельность» (ст.233 УК).

2. Дайте анализ состава преступления «Хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» (ст.327 УК). Назовите отличия хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от кражи (ст. 205 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Между Беляевым и Долговым возникла ссора по поводу отказа последнего уплатить картежный долг. После долгих разбирательств, уходя,

Долгов с силой оттолкнул Беляева, который ударился головой о стенку сарая и через несколько часов скончался от сотрясения мозга.

Квалифицируйте действия Долгова.

Вариант 28

Ответьте на следующие вопросы:

1.  Дайте анализ состава преступления «Незаконная охота». Определите случаи, когда охота признается незаконной.

2.  Дайте анализ состава преступления «Фальсификация доказательств» (ст.395 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. После многочисленных семейных скандалов Терникова задумала убить мужа. Она договорилась с Шаловым, ниг­де не работавшим и злоупотребляющим спиртными напит­ками, пообещав ему за содействие вознаграждение. Вече­ром она привела Шалова к себе домой, напоила его вином, а затем Шалов топором, переданным ему Терниковой, убил ее спящего мужа.

Квалифицируйте действия указанных лиц.

Вариант 29

Ответьте на следующие вопросы:

17

1. Дайте анализ состава преступления «Уклонение родителей от содержания детей».

2. Дайте анализ состава преступления «Незаконная порубка деревьев и кустарников» (ст. 277 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Галоян и Кротов, вооружившись кастетами, совершили нападение на водители такси. Галоян нанес потерпевшему удары кастетом в голову, а Кротов в это время завладел выручкой, полученной водителем за смену, а затем скрылись.

Имеется ли в действиях Галояна и Кротова состав преступления?

Вариант 30

Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте анализ состава преступления «Умышленное уничтожение или повреждение имущества».

2.  Дайте анализ состава преступления «Самовольное присвоение звания или власти должностного лица» (ст.382 УК).

Решите  и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:

3. Мамедов систематически пьянствовал и устраивал дома скандалы. Однажды в пьяном виде Мамедов затеял ссору с женой, и на почве отказа жены раздеть его ударом ножа в область сердца убил ее.

Какое преступление совершил Мамедов?

К какой категории преступлений относится преступление, совершенное Мамедовым?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

      1.  Дайте определение понятию «уголовный закон». Назовите структуру уголовного закона. Охарактеризуйте диспозицию и санкцию.

2. Охарактеризуйте действие уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.

3. Дайте определение понятию «преступление». Назовите признаки преступления. Охарактеризуйте категории преступлений по степени тяжести.

4. Дайте определение понятию «состав преступления». Охарактеризуйте элементы состава преступления.

5. Дайте определение понятию «объект преступления». Охарактеризуйте виды объектов преступления. Определите, чем отличается предмет преступления от объекта преступления.

6. Дайте определение понятию «объективная сторона преступления». Раскройте признаки объективной стороны преступления.

 7. Дайте определение понятию «субъективная сторона преступления». Охарактеризуйте признаки субъективной стороны преступления.

8. Дайте определение понятию «субъект преступления», «специальный субъект». Охарактеризуйте его признаки.

 

 

18

 

9.  Дайте определение понятию «невменяемость», «уменьшенная вменяемость». Охарактеризуйте совершение преступления в состоянии аффекта.

10.   Дайте определение понятию «стадии совершения преступления». Назовите виды стадий совершения преступления.

11.   Раскройте сущность понятия «приготовление к преступлению» и «покушение на преступление». Определите, как наступает ответственность на данных стадиях преступления.

12.   Дайте определение понятию «добровольный отказ от преступления». Определите отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния.

     13.    Дайте определение понятию «соучастие». Охарактеризуйте формы соучастия.

     14. Охарактеризуйте виды соучастников и их ответственность за совершенное преступление.

15.  Дайте определение понятию «преступная организация». Назовите признаки преступной организации. Определите отличия: а) преступной организации от банды; б) преступной организации от организованной группы.

16.  Дайте определение понятию «прикосновенность к преступлению». Охарактеризуйте виды прикосновенности к преступлению.

17.  Дайте определение понятию «множественность преступлений». Охарактеризуйте виды множественности преступлений.

18.  Дайте определение понятию «обстоятельства, исключающие преступность деяния». Охаракте­ризуйте их виды и особенности уголовной ответственности.

19.  Дайте определение понятию «необходимая оборона» и «крайняя необходимость». Охарактеризуйте условия их правомерности и превышения пределов. 

20.  Дайте определение понятию «уголовная ответственность». Определите отличия уголовной ответственности от иных видов юридической ответственности. Определите цели уголовной ответственности.

21.  Раскройте виды освобождения от уголовной ответственности и наказания.

22.  Раскройте освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Назовите преступления, при совершении которых сроки давности не применяются.

23.  Дайте понятие системы наказаний по уголовному праву. Раскройте классификацию уголовных наказаний (ст. 48 УК).

24.  Охарактеризуйте такие виды основных наказаний как общественные работы, исправительные работы. Определите, к каким лицам они не применяются.

25.  Охарактеризуйте такие виды основных наказаний, как арест и лишение свободы. Определите, к каким лицам они не применяются.

26.  Охарактеризуйте такие виды основных наказаний, как пожизненное заключение и смертная казнь. Укажите категории лиц, к которым не могут применяться данные виды наказания.

 

19

 

27.   Дайте определение понятию «осуждение с условным неприменением наказания». Определите условия осуждения с условным неприменением наказания и лиц, к которым осуждение с условным неприменением наказания не может применяться. Определите основания отмены испытания. Перечислите обязанности, возложенные на осужденного в течение испытательного срока.

28.   Дайте определение понятию «осуждение с отсрочкой исполнения наказания». Укажите условия применения отсрочки наказания. Определите решение суда по истечении срока отсрочки. Перечислите обязанности, возложенные на осужденного в течение испытательного срока.

30.  Дайте понятие судимости. Охарактеризуйте погашение и снятие судимости. Определите правовые последствия погашения и снятия судимости. Определите, по истечении какого срока, судимость погашается и снимается.

31.  Назовите виды телесных повреждений. Охарактеризуйте виды телесных повреждений: а) опасных для жизни; б) неопасных для жизни. Проведите отграничение тяжкого телесного повреждения повлекшего смерть от убийства.

32.   Дайте анализ состава преступления «Убийство» (ст. 139 УК). Назовите квалифицирующие признаки убийства. Определите виды убийств при смягчающих обстоятельствах.

33.   Дайте анализ состава преступления «Изнасилование» (ст. 166 УК). Определите квалифицирующие признаки «Изнасилования». Назовите виды преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности.

34. Дайте анализ состава преступления «Насильственные действия сексуального характера» (ст. 167 УК) и «Развратные действия» (ст. 169 УК).

35. Дайте анализ состава преступления «Похищение человека» (ст. 182 УК). Назовите отличия «Похищение человека» от «Незаконного лишения свободы» (ст. 183 УК).

36. Дайте анализ состава преступления «Клевета» (ст. 188 УК). Назовите отличительные признаки «Клеветы» от «Оскорбления».

37. Дайте анализ состава преступления «Кража» (ст. 205 УК). Назовите отличие «Кражи» от «Грабежа».

38. Дайте анализ состава преступления «Грабеж» (ст. 206 УК). Назовите отличительные признаки «Грабежа» от «Разбоя».

39. Дайте анализ состава преступления «Разбой» (ст. 207 УК). Назовите квалифицирующие признаки «Разбоя».

40. Дайте анализ состава преступления «Вымогательство» (ст. 208 УК).

41. Дайте анализ состава преступления «Мошенничество» (ст. 209 УК).

42. Дайте анализ состава преступления «Недобросовестная охрана имущества» (ст.220 УК). 

43. Дайте анализ состава преступления «Изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег и ценных бумаг» (ст. 221 УК). Отграничьте «Изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег и ценных бумаг» от «Мошенничества».  

44. Дайте анализ состава преступления «Обман потребителей» (ст. 257 УК).  

 

20

 

45. Дайте анализ состава преступления «Незаконная предпринимательская деятельность» (ст. 233 УК).

46. Дайте анализ состава преступления «Незаконная охота». Определите случаи, когда охота признается незаконной.

47. Дайте анализ состава преступления «Терроризм» (ст. 289 УК). Назовите отличительные признаки «Терроризма» от «Террористического акта».

48. Дайте анализ состава преступления «Бандитизм» (ст. 286 УК). Назовите отличительные признаки «Бандитизма» от «Незаконного вооруженного формирования».

49. Дайте анализ состава преступления «Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия» (ст. 295 УК).

50. Дайте анализ состава преступления «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» (ст. 317 УК).

51. Дайте анализ состава преступления «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» (ст. 328 УК).

52. Назовите виды преступлений против общественного порядка и общественной нравственности. Дайте анализ состава преступления «Хулиганство». Раскройте виды хулиганства.

53. Дайте анализ состава преступления «Измена государству» (ст. 356 УК). Назовите отличительные признаки «Измена государству» от «Шпионажа».

54. Дайте анализ состава преступления «Сопротивление работнику милиции или иному лицу, охраняющим общественный порядок» (ст. 363 УК).

55. Дайте анализ состава преступления «Убийство работника милиции» (ст. 362 УК). Назовите случаи, когда «Убийство работника милиции» квалифицируется как «Убийство» по ст. 139 УК.

56. Дайте анализ состава преступления «Заведомо ложный донос» (ст. 400 УК). Назовите отличительные признаки «Заведомо ложный донос» от «Заведомо ложного показания».

57. Дайте анализ состава преступления «Укрывательство преступлений» (ст. 405 УК) и «Недонесение о преступлении» (ст. 406 УК). Определите особенности субъективного состава.

58. Дайте анализ состава преступления «Злоупотребление властью или            служебными полномочиями» (ст. 424 УК). Назовите отличительные признаки «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» от «Превышения власти или служебных полномочий».

59. Дайте анализ состава преступления «Служебная халатность» (ст. 428 УК). Назовите отличительные признаки «Служебной халатности» от «Бездействия должностного лица».

60. Дайте анализ состава преступления «Получение взятки» (ст.430 УК). Определите предмет взятки. Определите, что признается посредничеством во взяточничестве.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть/ Под общ. ред. А.И.Лукашова. Мн.,2009.

 

21

 

2. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учебное пособие / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода и др.; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. – Мн.: Новое знание, 2002.

3. Саркисова,Э.А. Уголовное право. Общая часть..- Мн.: Тесей, 2005.- 590 с.

4. А.А.Примаченок. Особенная часть.- Мн.,2007.

5. Бабий Н. А. Уголовное право Общая часть: учебное пособие /Н. А. Бабий под общ. Ред. В.В. Марчука Минск: Тесей, 2002

 

Преподаватель                                                                      Л.Д. Малиновская

 

 

Рассмотрено на заседании ЦК №2

юридических дисциплин

Протокол №___ от «__»________201

Председатель ЦК______ З .А. Кадушкевич

 

специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

       

 

     Составлены на основании типовой учебной программы по дисциплине «Уголовное право», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14. 08. 2009г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования РД РБ 02100.039-2004 специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Методическое пособие составлено на основе типовой учебной программы по дисциплине «Уголовное право», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 14. 08. 2009г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования РД РБ 02100.039-2004 специальности 2-24 01 02 «Правоведение».

     Целью контрольной работы является изучение курса и овладение учащимися знанием признаков составов преступления, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь, умениями правильно квалифицировать содеянное по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь, навыками правильно толковать и

 применять уголовно-правовые нормы, умениями самостоятельно работать с нормативными материалами.

 

 

2

 

Учащийся должен знать на уровне представления:

- знание признаков составов преступления, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Республики Беларусь;

- умениями правильно квалифицировать содеянное по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь;

- навыками правильно толковать и применять уголовно-правовые нормы;

- умениями самостоятельно работать с нормативными материалами.

- правильно квалифицировать содеянное по соответствующим статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

Учащийся должен знать на уровне понимания:

- признаки основного состава преступления;

- квалифицирующие признаки;

- произвести отграничение указанного состава от смежных составов и иных правонарушений.

- понятие соучастия в преступлении, виды соучастников и формы соучастия;

- понятие и виды множественности преступлений;

- понятие и признаки наказания, систему и виды наказаний;

- особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет;

- признаки отдельных составов преступлений, предусмотренных Особенной   частью уголовного закона.

 

Учащийся должен уметь:

- выявлять объект преступления, определять предмет преступления или потерпевшего в тех случаях, когда они обязаны;

- анализировать признаки объективной стороны состава преступления, который предполагает обязательную характеристику (материальный, формальный, усеченный);

 - определять момент окончания преступления;

- анализировать признаки субъективной стороны состава преступления: формы и виды вины, а так же мотив и цели совершения преступления, когда таковые являются обязательными;

 - оперировать уголовно - правовыми категориями;

 - анализировать информацию о совершенном общественно опасном деянии, давать ему уголовно - правовую оценку, разграничивать преступление и иные виды правонарушений;

- анализировать и правильно применять нормы, регулирующие уголовно-правовые отношения;

 - устанавливать основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности или наказания.

     При подготовке к занятиям учащемуся необходимо изучить вопросы к теме и теоретический материал к каждой теме. При изучении теоретического материала обязательно использование Уголовного кодекса Республики Беларусь, для уяснения смысла уголовного закона.

 

 

3

 

    Вопросы для самоконтроля позволяют учащемуся самостоятельно проверять знания и применять их при решении практических ситуаций.

    Домашняя контрольная работа представляет самостоятельно выполненную учащимися письменную работу, которая определяет степень

овладения им теоретических знаний в области Уголовного права и его способность к применению полученных знаний для решения как типовых, так и

проблемных практических ситуаций.

   При выполнении домашней контрольной работы, кроме материала, представленного в данном методическом пособии необходимо использовать дополнительную литературу.

   Приводя в работе высказывания отдельных авторов, необходимо указать фамилию и инициалы автора, точное наименование используемого источника, место издания, наименование издательства и год издания.

   Не допускается сплошное переписывание используемых источников.

   В процессе изучения теоретического материала учащиеся выполняют домашнюю контрольную работу, объем которой должен составлять 10-12

листов ученической тетради.

   Контрольная работа выполняется в установленный учебным графиком срок и должна быть написана от руки, грамотно, разборчиво, без сокращения слов.

   Страницы тетради следует нумеровать, оставлять поля для возможных замечаний преподавателя.

   Решение практических ситуаций должно быть мотивированным, то есть содержать обоснование и аргументы, из которых оно следует.

  Практическую ситуацию можно считать решенной только в том случае, когда предложенное решение обоснованно и аргументировано приведенными надлежащими нормами уголовного права.

  Причем аргументация решения должна быть подробной и основательной: со ссылкой на соответствующие статьи УК Республики Беларусь.

  В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата и личная подпись.

  Необходимо оставить 1 страницу для рецензии преподавателя.

  Учащиеся, получившие домашнюю контрольную работу после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций преподавателя доработать отдельные вопросы.

Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера книжки успеваемости.

 

 

4

2. Примерный тематический план дисциплины

 

Раздел, тема

Количество часов

Время на самостоятельную работу уч-ся

(часов)

 

Всего                 

В том числе

 

 

Для днев. формы Для заочн. формы На установочные занятия На обзорные занятия На лаборат.,практич.
1.Погашение и снятие судимости. 2.Принудительные меры безопасности и лечения. 3.Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет. 4.Понятие и система особенной части уголовного права. Понятие квалификации преступлений. 5.Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления. 6.Преступления против жизни и здоровья. 7.Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы. 8.Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних. 9.Преступления против личной свободы, чести и достоинства. 10.Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. 11.Преступления против собственности. 12.Преступления против порядка осуществления экономической деятельности. 13.Преступления против экологической безопасности и природной среды. 14.Преступления против общественной безопасности. 15.Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. 16.Преступления против здоровья населения. 17.Преступления против общественного порядка и общественной нравственности. 18. Преступления против информационной безопасности. 19.Преступления против                              государства. 20. Преступления против порядка управления. 21.Преступления против правосудия. 22.Преступления против интересов службы. 23.Преступления против порядка исполнения воинской обязанности. Итого по дисциплине: 3 3   4     1     1     8   4     2     1   2     8 5     3   4   3   4   4     1   3   4   4 5   3   80   2     4     2     2     4     4     1 8   2     2     2     2     2     2     12         2     2     2     6 3 3   2     1     1     4   4   1     8 5     3   3   4   4     1   3   4     5   3   62  

5

3. Методические рекомендации по изучению разделов, тем

Дата: 2018-12-21, просмотров: 527.