Глава 1. Теоретические аспекты составления проекта бренда ремесленных изделий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Составление проекта бренда

 валяных изделий из овечьей шерсти

«ТЁПЛЫЙ КАМЕШЕК (ЛЯММИН КИВЮТ)»

Слушателя дополнительной профессиональной образовательной программы

«Менеджмент в области декоративно- прикладного искусства»

Пепоевой Людмилы Валерьевны

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ   _________________________                   (подпись) «___»_________________2018 г.  
Руководитель:

Петрозаводск, 2018

 

Содержание

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты составления проекта бренда ремесленных изделий

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть

 

2.1 Описание линейки продукции

2.2 Ценообразование

2.3 Дизайн

2.4 PR

 

Заключение

 

Список источников по теме

 

Приложения

Введение

Введение – это часть дипломной работы, в которой обосновывается выбор темы, ее актуальность, новизна, теоретическое и практическое значение, цель, задачи, объект и предмет исследования.

Карелия – край лесов и озёр, край величественной природы. Издавна люди восхищались этой природой, умели ценить её дары. В любых своих делах они брали с неё пример. Вещи, которые делали в старину, выходили крепкие, красивые и полезные. Крепкие, чтобы помогать человеку в разных делах. Служить им нужно было много лет. Полезные,  потому что не было у человека в старину времени на пустые занятия. А красивые потому, что делали их с душой, с добрыми мыслями, с радостью.

  Этим трем принципам я следую в своем творчестве. Творчество всегда присутствовало в моей жизни. Я экспериментировала с различными материалами. Искала «свой» материал. Случайно познакомилась с валянием из шерсти. Это направление сейчас  быстро развивается в России - как возрождение утерянных традиций войлоковаляния. Любовь к войлоку пришла с первого взгляда, достаточно было прикоснуться к шерсти, помять ее, покрутить. После того, как я сделала первую вещь, я поняла: вот он – «мой» материал. Мы органично слились с ним: моя ветреная натура отражалась в легкости, мягкости, пушистости шерсти, она дарила мне тепло.. А то разнообразие форм, вещей, аксессуаров, которые можно сделать из шерсти, дает мне возможность реализовать свое стремление к оригинальности. Вот уже 2 года мы с войлоком не расстаемся!

Натуральные материалы сегодня вновь возвращаются на потребительский рынок и все больше покупателей стараются приобретать именно такие качественные изделия. К примеру, овечья шерсть – это прекрасный материал, длительное время сохраняющий тепло, обладающий полезными свойствами. Один из значимых факторов, на который опираются покупатели изделий из овечьей шерсти – это полное отсутствие аллергических реакций на этот тип шерсти. Если другие виды шерсти вызывают у некоторых людей аллергию и кожные раздражения, то овечья подходит всем, и детям, и взрослым, которые страдают от этого заболевания. Свои полезные свойства, овечья шерсть получает в тот момент, когда животное питается экологически чистыми продуктами на лугах, с чистым воздухом. Поэтому шерсть сохраняет все необходимые биологические свойства и способна помогать людям в профилактике остеохондрозов, ревматизма и прочих проблем с опорно-двигательным аппаратом, болей в спине и мышечных болей и судорог. При правильном уходе, все изделия из овечьей шерсти станут самыми полезными аксессуарами в вашем домашнем обиходе. Все изделия из овечьей шерсти отличаются мягкостью, создают только комфортные ощущения, они долговечны, не истончаются и при регулярных стирках не деформируют свою форму. Поэтому изделия из шерсти настолько сегодня популярны.

 

Сегодня все большую популярность в дизайне интерьеров современных квартир и домов приобретают изделия, способствующие созданию неповторимой атмосферы и отражающие характер хозяина.

 

Сегодня мы живем в 21 веке. Нынешнее время разительно отличается от времени наших предков: здесь правит техника, технологии. Но к сожалению, развиваясь, человечество все дальше отдаляется от природы.

 

Сегодня становление профессионального, городского ремесла, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя – творческих предпринимателей. Современное общество постепенно начинает осознавать, что глобальная автоматизация производства позволяет производить лишь «безликие» товары, технологии постепенно замещают труд человека, при этом изделия ручной работы ценятся все больше.

Поэтому развитие творческого предпринимательства - новая ступень развития мировой экономики. Отличительной особенностью этой отрасли малого бизнеса является создание многочисленных авторских брендов, продукция которых отвечает потребностям современного общества и является востребованной несмотря ни на что.

 

Ценность изделий ручной работы: Изделия ручной работы подходят людям абсолютно любой возрастной категории, пола и социального статуса – детям и взрослым, мужчинам и женщинам, бизнесменам, домохозяйкам, социальным работникам и даже практикующим духовный путь.

 

История валяния

Валяние из шерсти приобретает все большую популярность, с его помощью современные рукодельницы создают удивительные по красоте игрушки, одежду, элементы декора.

В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер. Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.

Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад.

Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кг шерсти.

История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.

С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.

Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.

 

Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

До наших дней дошли следующие войлочные традиции:

- Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию;

- Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий;

- Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. У российского народа имеются свои техники и традиции валяния шерсти, из войлока делали обувь, стельки, подхомутники, головные уборы, ковры. Больше всего известны валенки - теплая и удобная обувь, которая изготавливалась при помощи валяния, в ходе которого шерсть обрабатывалась горячим паром и натягивалась на специальные колодки.

В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

 

 Войлоковаляние в Карелии: сто лет назад в Олонецкой губернии валяльный промысел был распространен повсеместно, наиболее развит был в Вытегорском, Лодейнопольском и Пудожском уездах. Валяльный промысел был связан с шерстобитным – обыкновенно валяльщик сам приготавливал шерсть для своей работы (взбивал шерсть особым смычком перед прядением или валянием ). Особенно известными мастерами валяной обуви («катанок») считались жители Исаевского прихода Чернослободской волости Вытегорского уезда. Промыслом этим в Исаеве начали заниматься в конце XVII в., по преданию основатель его – Василий Иванович Пиликин, крестьянин деревни Ивановой, который изготавливал самую простую валяную обувь без голенищ – «босовики», или «ступни». Ученики его уже стали катать обувь с голенищами. Исаевские катанки славились повсеместно прочностью: они при постоянной зимней носке держались 3-4 года. Шерсть для катанья употреблялась преимущественно летней стрижки («литнина») как более мягкая и чистая.

В наше время в Карелии, к сожалению, трудно найти мастера, который бы катал валенки: дело это трудоемкое, грязное, нет своего сырья – овечьей шерсти.

В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.

Шерсть. Виды валяния

Шерсть является единственным волокном, которое можно свалять. Причина этому - особое строение шерстяных волосков, они имеют чешуйчатую поверхность. В результате валяния чешуйки соседних волосков соединяются друг с другом, не позволяя разъединиться. Для валяния используется шерсть только домашних животных, только ее волоски обладают высокой валкоспособностью, т.е. способностью уплотняться в ходе сцепления и переплетения волокон.

Виды валяния:

Основными видами считаются сухой и мокрый способ валяния, но есть еще 2 вида, которые можно при необходимости использовать в процессе творчества. Это валяние с помощью стиральной машины и валяние на тканых материалах.

Для мокрого валяния используется мыльный раствор, который уменьшает трение между волосками. Шерстяные волокна укладывают нужным образом, смачивают мыльным раствором и начинают процесс усадки, мнут и трут шерсть. Под воздействием горячей воды волокна удлиняются и быстрее соединяются между собой, мыло позволяет значительно ускорить процесс. После проведенной процедуры изделию прополаскивают в чистой воде и высушивают.

Сухое валяние проводится при помощи специальных игл, которые уплотняют шерсть. Их особенность состоит в том, что они снабжены наклонными насечками. В ходе обработки игла, неоднократно двигаясь сквозь слой шерсти, насечками зацепляет волоски, которые переплетаются и уплотняются между собой. Данный способ рекомендован для создания игрушек, кукол, украшений. Зачастую используется комбинированный способ, совмещающий мокрое и сухое валяние.

Валяние в стиральной машине. В барабан машины помещают форму для обвалки, на которую накладывают шерсть. Трение и усадка шерсти проводится не ручным способом, а при помощи барабана, полученный войлок отличается повышенной прочностью. В качестве недостатка способа можно отметить невозможность полного контроля над процессом, для нужного результата необходим определенный опыт и сноровка. В качестве формы могут использоваться заводские заготовки или подручные средства, обладающие подходящими параметрами.

Валяние на тканях на профессиональном сленге называется нунофелтинг или нанофелтинг. Основанием служит тонкая ткань: шелк или шифон, на нее укладывается несколько шариков шерсти и обильно смачиваются мыльным раствором. После этого шерсть растирают руками, в результате получается высокопрочное тонкое полотно с оригинальным внешним видом.

Как валяют изделия:

Сухое валяние используют для создания объемных вещей. На первоначальном этапе делается эскиз или выкройка, на нее выкладывается подготовленная шерсть. Затем шерсть множество раз протыкается иглами, что способствует соединению и уплотнению ее волокон. Для достижения нужной плотности полотно неоднократно поворачивают. По необходимости добавляется новая порция шерсти. Ее прикладывают небольшими комочками, добиваясь полного соответствия выкройке. Способ сухого валяния достаточно продолжителен по времени, готовую вещь можно декорировать кружевом, бисером, лентами и тесьмой.

Мокрое валяние используется для изготовления плоских валяных изделий: шарфов, ковров, панно, картин, а также полуобъемных: сумок, обуви и других. При помощи этой техники создается оболочка для набивных изделий, например, игрушек или сувениров. В начале работы на клеенку с разметкой контуров изделия в шахматном порядке раскладываются слои шерсти: по горизонтали и поперечном направлении. Разложенные волокна опрыскиваются водой с помощью пульверизатора. Затем поверх шерсти раскладывают сетку, можно использовать противомоскитную, и смачивают мыльным раствором, прижимая заготовку к клеенчатой основе. После этого каждый участок полотна разглаживается и трется, сетка постепенно убирается. Если пласт снимается полностью, без отдельных полосок, значит, полотно готово. Его прополаскивают в холодной воде до полного удаления остатков мыла, затем высушивают в расправленном состоянии.

 

Материалы

Независимо от способа валяния первое, что необходимо-это шерсть. Она должна быть натуральной, без примесей искусственных волокон, лучше всего овечья или верблюжья. Чем меньше окрашена шерсть, тем лучше, обработка волокон темных цветов занимает гораздо больше времени. В ходе работы шерстяные волокна не отрезаются ножницами, а отщипываются маленькими прядями. Остановимся подробнее на видах шерсти.

 

Валяние – это вид рукоделия, в процессе которого из специальной шерсти можно создать рисунки на ткани, игрушки, разнообразны аксессуары, а также одежду. Существует всего два вида ваяния: сухое и мокрое. Суть первого состоит в том, чтобы создавать предметы с помощью иголки. Технология мокрого валяния немного отличается. Здесь вам нужно смачивать шерсть специальным мыльным раствором и выкатывать её до нужного состояния.

 

Свойства овечьей шерсти

Натуральные материалы и ткани, сегодня вновь возвращаются на потребительский рынок и все больше покупателей стараются приобретать именно такие качественные изделия. К примеру, овечья шерсть – это прекрасный материал, длительное время сохраняющий тепло, обладающий полезными свойствами.

Тапочки из овечьей шерсти, которые не только помогут держать ноги в постоянно тепле, но и способствуют нормализации кровообращения, улучшают состояние сосудов, убирают тяжесть ног, снимают отеки и помогают коже дышать и получать достаточное количество кислорода. Один из значимых факторов, на который опираются покупатели изделий из овечьей шерсти – это полное отсутствие аллергических реакций на этот тип шерсти. Если другие виды шерсти вызывают у некоторых людей аллергию и кожные раздражения, то овечья подходит всем, и детям, и взрослым, которые страдают от этого заболевания. Свои полезные свойства, овечья шерсть получает в тот момент, когда животное питается экологически чистыми продуктами на лугах, с чистым воздухом. Поэтому шерсть сохраняет все необходимые биологические свойства и способна помогать людям в профилактике остеохондрозов, ревматизма и прочих проблем с опорно-двигательным аппаратом, болей в спине и мышечных болей и судорог. При правильном уходе, все изделия из овечьей шерсти станут самыми полезными аксессуарами в вашем домашнем обиходе. Все изделия из овечьей шерсти отличаются мягкостью, создают только комфортные ощущения, они долговечны, не истончаются и при регулярных стирках не деформируют свою форму. Поэтому и одежда, и одеяла, пледы, накидки для кресел и мягкие тапочки, настолько сегодня популярны.

Заключение

Корридейл - шерсть вторая по значимости после Мериносов. Шерсть Корридейл обладает ярким блеском и белым цветом. Эта шерсть замечательно подходит для сухого валяния, так как она упругая и не очень тонкая. В технике мокрого валяния ее используют, обычно смешивая с Мерино. Корридейл делает изделие более плотным и тяжелым. Эта шерсть немного колется.

Венслидейл – эта шерсть родом из Англии. Для овец этой породы характерны длинные кудри и шелковистая шерсть. Длина локонов у них от 30 до36 см. Они бывают разных цветов: коричневого, черного, белого, серебристого. Серебристый цвет – самый редкий. Из этой шерсти можно свалять очень красивые, воздушные, ажурные шарфы-паутинки.

Кардочес (шерстяная вата) создается с помощью специального станка — кардера , в котором шерсть равномерно перепутывается иголочками и укладывается в полотно, которое затем сворачивают в рулон.Волокна в кардочесе лежат в разных направлениях и выходят они из чесальной машины полотном. А благодаря волокнам, расположенным в разных направлениях кардочес идеально заваливается иглой (метод сухого валяния) и волоски не торчат наружу, как у топса. Кардочес сваливается быстро и получается ровная гладкая поверхность. Он отлично подходит дляизготовления игрушек, валяной обуви, сумок, ковриков. Не желательно его применять для более тонких и нежных изделий.

Топс или гребенная лента – это тщательно вычесанная шерсть разными расческами на специальной чесальной машине, в которой нет остевых волокон В ней все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту, поэтому при валянии шерсть необходимо раскладывать слоями перпендикулярно друг другу, чтобы шерсть хорошо зацепилась и свалялась.

Топс (гребенная лента) как правило делается из тонкой или полутонкой шерсти и хорошо подходит для нунофелтинга и мокрого валяния: для шалей, шарфов, одежды,варежек. Хотя конечно и из него можно применять его и при сухом валянии, но сделать это быстрее и удобнее из кардочеса.Но для эффекта длинной шерстки у животных - топс это то что нужно!!!

Самая распространенная шерсть для экономии - это Сливер. Сливер - шерсть прошедшая минимальную обработку. Сливер из 100% шерсти мериносовых пород овец, производства Россия.

Список источников по теме

1. Годин, А. М. Маркетинг : учебник : [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям] / А.М. Годин. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - Москва : Дашков и Ко, 2008. - 755, [1] с.

2. Кораблев, Н. А. Традиционные кустарные промыслы и ремёсла Карелии / Кораблев Н. А. ; [лит. ред. Н. Н. Гурецкая ; фот. В. В. Голубев и др. ; пер. на англ. яз. А. Исаев]. - Петрозаводск : ПетроПресс, 2009. - 63, [1] c.

3. Лейни, Т. А. Бренд-менеджмент : учебно-практическое пособие / Т. А. Лейни, Е. А. Семенова, С. А. Шилина ; Изд.-торговая корпорация "Дашков и Кш". - Москва : Дашков и Кш, 2009. - 225, [2] с.

4. Мазилкина, Е. И. Условия успешного продвижения товара : практическое пособие / Е. И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2009. - 170, [1] с.

5. Макашев, М. О. Бренд-менеджмент : [бренд как экономическое понятие, функции бренда, методология создания бренда, продвижение бренда] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 080200 "Менеджмент", 080111 "Маркетинг" (квалификация (степень) "бакалавр") / М. О. Макашев. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. - 224 с.

6. Рожков, И. Я. Брендинг : учебник для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) "Реклама и связи с общественностью" / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. - Москва : Юрайт, 2014 [т.е. 2013]. - 331 с.

7. Супербрэнды : брэнды - лидеры России : путь к успеху : В2С, Вып. 1 / [ред.-сост. А. Петренко]. - [Москва] : Супербрэнд, [2005]. - 110 с.

8. Традиционные ремесла и современная сувенирная индустрия Карелии. Культурно-туристские бренды Олонии и Поморья / ГУ "Центр культур. инициатив", Проект "Карел. ремесл.-сувенир. сеть" ; [рук. проекта: Пяйви Корхонен, Елена Сологуб ; сост. и ред.: И. Николаев]. - Петрозаводск : Центр культурных инициатив, 2007. - 89 с.

9. Трайндл, А. Мастерство ритейл-брендинга / Арндт Трайндл ; пер. с нем. [Р. И. Арнаудовой]. - Москва : Альпина Паблишер, 2013. - 154 с.

10. Чернышева, А. М. Брендинг : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. - Москва : Юрайт, 2014 [т.е. 2013]. - 495, [9] с.

11. Брендинг вашего проекта: практическое руководство [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://mybiz.ru/articles/management/brending-vashego-proekta-prakticheskoe-rukovodstvo/ (дата обращения 24.10.2018).

12. Из чего состоит разработка бренда? Концепция и этапы создания с нуля, продвижение [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://101million.com/sozdanie/registraciya-ooo/brend/razrabotka.html (дата обращения 24.10.2018).

13. Как создать свой собственный бренд [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/1456139-kak-sozdat-svoj-sobstvennyj-brend (дата обращения 24.10.2018).

14. 5 этапов создания бренда и разработка элементов его дизайна [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://koloro.ua/blog/brending-i-marketing/5-jetapov-sozdaniya-brenda-i-razrabotka-jelementov-ego-dizajna.html (дата обращения 24.10.2018).

15. Пример проекта по созданию Персонального бренда [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://business-insight.ru/primer-proekta-po-sozdaniyu-personalnogo-brenda/ (дата обращения 24.10.2018).

Приложения

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ОТДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Составление проекта бренда

 валяных изделий из овечьей шерсти

«ТЁПЛЫЙ КАМЕШЕК (ЛЯММИН КИВЮТ)»

Слушателя дополнительной профессиональной образовательной программы

«Менеджмент в области декоративно- прикладного искусства»

Пепоевой Людмилы Валерьевны

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ   _________________________                   (подпись) «___»_________________2018 г.  
Руководитель:

Петрозаводск, 2018

 

Содержание

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты составления проекта бренда ремесленных изделий

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная часть

 

2.1 Описание линейки продукции

2.2 Ценообразование

2.3 Дизайн

2.4 PR

 

Заключение

 

Список источников по теме

 

Приложения

Введение

Введение – это часть дипломной работы, в которой обосновывается выбор темы, ее актуальность, новизна, теоретическое и практическое значение, цель, задачи, объект и предмет исследования.

Карелия – край лесов и озёр, край величественной природы. Издавна люди восхищались этой природой, умели ценить её дары. В любых своих делах они брали с неё пример. Вещи, которые делали в старину, выходили крепкие, красивые и полезные. Крепкие, чтобы помогать человеку в разных делах. Служить им нужно было много лет. Полезные,  потому что не было у человека в старину времени на пустые занятия. А красивые потому, что делали их с душой, с добрыми мыслями, с радостью.

  Этим трем принципам я следую в своем творчестве. Творчество всегда присутствовало в моей жизни. Я экспериментировала с различными материалами. Искала «свой» материал. Случайно познакомилась с валянием из шерсти. Это направление сейчас  быстро развивается в России - как возрождение утерянных традиций войлоковаляния. Любовь к войлоку пришла с первого взгляда, достаточно было прикоснуться к шерсти, помять ее, покрутить. После того, как я сделала первую вещь, я поняла: вот он – «мой» материал. Мы органично слились с ним: моя ветреная натура отражалась в легкости, мягкости, пушистости шерсти, она дарила мне тепло.. А то разнообразие форм, вещей, аксессуаров, которые можно сделать из шерсти, дает мне возможность реализовать свое стремление к оригинальности. Вот уже 2 года мы с войлоком не расстаемся!

Натуральные материалы сегодня вновь возвращаются на потребительский рынок и все больше покупателей стараются приобретать именно такие качественные изделия. К примеру, овечья шерсть – это прекрасный материал, длительное время сохраняющий тепло, обладающий полезными свойствами. Один из значимых факторов, на который опираются покупатели изделий из овечьей шерсти – это полное отсутствие аллергических реакций на этот тип шерсти. Если другие виды шерсти вызывают у некоторых людей аллергию и кожные раздражения, то овечья подходит всем, и детям, и взрослым, которые страдают от этого заболевания. Свои полезные свойства, овечья шерсть получает в тот момент, когда животное питается экологически чистыми продуктами на лугах, с чистым воздухом. Поэтому шерсть сохраняет все необходимые биологические свойства и способна помогать людям в профилактике остеохондрозов, ревматизма и прочих проблем с опорно-двигательным аппаратом, болей в спине и мышечных болей и судорог. При правильном уходе, все изделия из овечьей шерсти станут самыми полезными аксессуарами в вашем домашнем обиходе. Все изделия из овечьей шерсти отличаются мягкостью, создают только комфортные ощущения, они долговечны, не истончаются и при регулярных стирках не деформируют свою форму. Поэтому изделия из шерсти настолько сегодня популярны.

 

Сегодня все большую популярность в дизайне интерьеров современных квартир и домов приобретают изделия, способствующие созданию неповторимой атмосферы и отражающие характер хозяина.

 

Сегодня мы живем в 21 веке. Нынешнее время разительно отличается от времени наших предков: здесь правит техника, технологии. Но к сожалению, развиваясь, человечество все дальше отдаляется от природы.

 

Сегодня становление профессионального, городского ремесла, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя – творческих предпринимателей. Современное общество постепенно начинает осознавать, что глобальная автоматизация производства позволяет производить лишь «безликие» товары, технологии постепенно замещают труд человека, при этом изделия ручной работы ценятся все больше.

Поэтому развитие творческого предпринимательства - новая ступень развития мировой экономики. Отличительной особенностью этой отрасли малого бизнеса является создание многочисленных авторских брендов, продукция которых отвечает потребностям современного общества и является востребованной несмотря ни на что.

 

Ценность изделий ручной работы: Изделия ручной работы подходят людям абсолютно любой возрастной категории, пола и социального статуса – детям и взрослым, мужчинам и женщинам, бизнесменам, домохозяйкам, социальным работникам и даже практикующим духовный путь.

 

Глава 1. Теоретические аспекты составления проекта бренда ремесленных изделий

Проект создания бренда состоит из следующих основных этапов, которые следует описать в своей работе:

1. Составление, описание целей и планирование проекта.

2. Анализ текущей ситуации на рынке (маркетинговые исследования).

5. Продвижение бренда и мониторинг его эффективности.

История валяния

Валяние из шерсти приобретает все большую популярность, с его помощью современные рукодельницы создают удивительные по красоте игрушки, одежду, элементы декора.

В истории валяния первым упоминанием о войлоке считается легенда о валяном ковре, найденном на Ноевом Ковчеге. На Ковчеге произошла удивительная вещь: шерсть с овец падала на пол, намокала, а потом овцы сбивали ее копытами, в результате получился первый ковер. Войлок происходит от тюркского ojlyk – покрывало. Он представляет собой непряденый текстиль из натуральной шерсти.

Валять войлок люди научились в глубокой древности, примерно восемь тысяч лет назад.

Однако техника валяния появилась лишь после одомашнивания овец. Люди пытались валять шерсть диких животных, но это было не так просто, так как у шерсти диких овец нет чешуйчатого слоя, за счет которого происходит сцепление волокон друг с другом. Тем более что с одной овцы можно получить немного шерсти (максимум5 кг). А на то, чтобы изготовить юрту необходимо не менее100 кг шерсти.

История валяния тесно связана с одомашниванием лошади и собаки, что произошло в V тысячелетии до н.э. Верховые лошади и собаки помогли человеку организовать овец в отары, что привело к массовому использованию овечьей шерсти.

С этого момента в разных регионах (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия), независимо друг от друга, возникло и развивалось валяние войлока.

Валяние шерсти считается изобретением кочевников. Кочевники первыми оценили удивительные свойства войлока. Они изготавливали из шерсти одежду (головные уборы, бурки и др.), дома, предметы интерьера (подушки, ковры), утварь (мешки для различных целей), снаряжение для всадников (попоны для лошади, детали седла и др.). Войлок оберегал кочевников от вражеских стрел и злых духов, спасал от холода и жары. Люди использовали шерсть также в медицинских целях, в кузнечном и военном деле.

 

Самые древние войлочные изделия были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящиеся к 4-5 векам до н.э. Здесь была обнаружена Пазырыкская культура, относящаяся к «скифскому кругу». В этих погребениях нашли неповрежденные предметы конского убранства, одежду и мягкую утварь. Пазырыкские войлоки сегодня можно увидеть в Эрмитаже. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

До наших дней дошли следующие войлочные традиции:

- Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию;

- Пазырыкская традиция. Самый знаменитый войлок этой традиции – огромный занавес (около 30 квадратных метров), найденный в одном из курганов в Горном Алтае. Полюбоваться на него можно в Эрмитаже. Пазырыкский войлок отличает удивительнейшая ювелирная аппликация, изумительно ярких цветов. Сегодня техника аппликации по войлоку также широко используется в украшении войлочных изделий;

- Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

Со временем оседлые народы переняли у кочевников многие секреты изготовления войлока. Славянские народы, к примеру, с древности изготавливали полувойлоки – это тканные, но затем подвалянные материалы. Классический пример такого материала – сукно. Настоящий же войлок попал на территорию России, как считают исследователи, во времена монголо-татарского ига. Он использовался, в основном, как теплоизолятор для хозяйственных нужд. У российского народа имеются свои техники и традиции валяния шерсти, из войлока делали обувь, стельки, подхомутники, головные уборы, ковры. Больше всего известны валенки - теплая и удобная обувь, которая изготавливалась при помощи валяния, в ходе которого шерсть обрабатывалась горячим паром и натягивалась на специальные колодки.

В европейских странах в производство войлока внесли свои модификации. Уже в эпоху античности войлок уплотняли прокатыванием его между валиками. В Европе использовался также еще один способ валяния. В больших воронкообразных чашах шерсть уплотняли с помощью завихряющегося потока воды. Гораздо позже появилось промышленное производство фетра, который представляет собой тонкий войлок. А уже в 20 в. появляется иглопробивной промышленный способ изготовления войлока. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

 

 Войлоковаляние в Карелии: сто лет назад в Олонецкой губернии валяльный промысел был распространен повсеместно, наиболее развит был в Вытегорском, Лодейнопольском и Пудожском уездах. Валяльный промысел был связан с шерстобитным – обыкновенно валяльщик сам приготавливал шерсть для своей работы (взбивал шерсть особым смычком перед прядением или валянием ). Особенно известными мастерами валяной обуви («катанок») считались жители Исаевского прихода Чернослободской волости Вытегорского уезда. Промыслом этим в Исаеве начали заниматься в конце XVII в., по преданию основатель его – Василий Иванович Пиликин, крестьянин деревни Ивановой, который изготавливал самую простую валяную обувь без голенищ – «босовики», или «ступни». Ученики его уже стали катать обувь с голенищами. Исаевские катанки славились повсеместно прочностью: они при постоянной зимней носке держались 3-4 года. Шерсть для катанья употреблялась преимущественно летней стрижки («литнина») как более мягкая и чистая.

В наше время в Карелии, к сожалению, трудно найти мастера, который бы катал валенки: дело это трудоемкое, грязное, нет своего сырья – овечьей шерсти.

В наше время валяние шерсти переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Сегодня это уже не жизненно необходимое ремесло, а яркая форма художественного выражения. Современные художники по войлоку используют все приемы валяния предков, а также придумывают новые. Становятся модными войлочные игрушки и картины, одежда и аксессуары, украшения и различные предметы интерьера. Войлок начинают использовать в сочетании со стеклом, металлом, керамикой. Мы видим, как развивается технология валяния, становятся доступными материалы и инструменты для этого вида рукоделия.

Шерсть. Виды валяния

Шерсть является единственным волокном, которое можно свалять. Причина этому - особое строение шерстяных волосков, они имеют чешуйчатую поверхность. В результате валяния чешуйки соседних волосков соединяются друг с другом, не позволяя разъединиться. Для валяния используется шерсть только домашних животных, только ее волоски обладают высокой валкоспособностью, т.е. способностью уплотняться в ходе сцепления и переплетения волокон.

Виды валяния:

Основными видами считаются сухой и мокрый способ валяния, но есть еще 2 вида, которые можно при необходимости использовать в процессе творчества. Это валяние с помощью стиральной машины и валяние на тканых материалах.

Для мокрого валяния используется мыльный раствор, который уменьшает трение между волосками. Шерстяные волокна укладывают нужным образом, смачивают мыльным раствором и начинают процесс усадки, мнут и трут шерсть. Под воздействием горячей воды волокна удлиняются и быстрее соединяются между собой, мыло позволяет значительно ускорить процесс. После проведенной процедуры изделию прополаскивают в чистой воде и высушивают.

Сухое валяние проводится при помощи специальных игл, которые уплотняют шерсть. Их особенность состоит в том, что они снабжены наклонными насечками. В ходе обработки игла, неоднократно двигаясь сквозь слой шерсти, насечками зацепляет волоски, которые переплетаются и уплотняются между собой. Данный способ рекомендован для создания игрушек, кукол, украшений. Зачастую используется комбинированный способ, совмещающий мокрое и сухое валяние.

Валяние в стиральной машине. В барабан машины помещают форму для обвалки, на которую накладывают шерсть. Трение и усадка шерсти проводится не ручным способом, а при помощи барабана, полученный войлок отличается повышенной прочностью. В качестве недостатка способа можно отметить невозможность полного контроля над процессом, для нужного результата необходим определенный опыт и сноровка. В качестве формы могут использоваться заводские заготовки или подручные средства, обладающие подходящими параметрами.

Валяние на тканях на профессиональном сленге называется нунофелтинг или нанофелтинг. Основанием служит тонкая ткань: шелк или шифон, на нее укладывается несколько шариков шерсти и обильно смачиваются мыльным раствором. После этого шерсть растирают руками, в результате получается высокопрочное тонкое полотно с оригинальным внешним видом.

Как валяют изделия:

Сухое валяние используют для создания объемных вещей. На первоначальном этапе делается эскиз или выкройка, на нее выкладывается подготовленная шерсть. Затем шерсть множество раз протыкается иглами, что способствует соединению и уплотнению ее волокон. Для достижения нужной плотности полотно неоднократно поворачивают. По необходимости добавляется новая порция шерсти. Ее прикладывают небольшими комочками, добиваясь полного соответствия выкройке. Способ сухого валяния достаточно продолжителен по времени, готовую вещь можно декорировать кружевом, бисером, лентами и тесьмой.

Мокрое валяние используется для изготовления плоских валяных изделий: шарфов, ковров, панно, картин, а также полуобъемных: сумок, обуви и других. При помощи этой техники создается оболочка для набивных изделий, например, игрушек или сувениров. В начале работы на клеенку с разметкой контуров изделия в шахматном порядке раскладываются слои шерсти: по горизонтали и поперечном направлении. Разложенные волокна опрыскиваются водой с помощью пульверизатора. Затем поверх шерсти раскладывают сетку, можно использовать противомоскитную, и смачивают мыльным раствором, прижимая заготовку к клеенчатой основе. После этого каждый участок полотна разглаживается и трется, сетка постепенно убирается. Если пласт снимается полностью, без отдельных полосок, значит, полотно готово. Его прополаскивают в холодной воде до полного удаления остатков мыла, затем высушивают в расправленном состоянии.

 

Материалы

Независимо от способа валяния первое, что необходимо-это шерсть. Она должна быть натуральной, без примесей искусственных волокон, лучше всего овечья или верблюжья. Чем меньше окрашена шерсть, тем лучше, обработка волокон темных цветов занимает гораздо больше времени. В ходе работы шерстяные волокна не отрезаются ножницами, а отщипываются маленькими прядями. Остановимся подробнее на видах шерсти.

 

Валяние – это вид рукоделия, в процессе которого из специальной шерсти можно создать рисунки на ткани, игрушки, разнообразны аксессуары, а также одежду. Существует всего два вида ваяния: сухое и мокрое. Суть первого состоит в том, чтобы создавать предметы с помощью иголки. Технология мокрого валяния немного отличается. Здесь вам нужно смачивать шерсть специальным мыльным раствором и выкатывать её до нужного состояния.

 

Свойства овечьей шерсти

Натуральные материалы и ткани, сегодня вновь возвращаются на потребительский рынок и все больше покупателей стараются приобретать именно такие качественные изделия. К примеру, овечья шерсть – это прекрасный материал, длительное время сохраняющий тепло, обладающий полезными свойствами.

Тапочки из овечьей шерсти, которые не только помогут держать ноги в постоянно тепле, но и способствуют нормализации кровообращения, улучшают состояние сосудов, убирают тяжесть ног, снимают отеки и помогают коже дышать и получать достаточное количество кислорода. Один из значимых факторов, на который опираются покупатели изделий из овечьей шерсти – это полное отсутствие аллергических реакций на этот тип шерсти. Если другие виды шерсти вызывают у некоторых людей аллергию и кожные раздражения, то овечья подходит всем, и детям, и взрослым, которые страдают от этого заболевания. Свои полезные свойства, овечья шерсть получает в тот момент, когда животное питается экологически чистыми продуктами на лугах, с чистым воздухом. Поэтому шерсть сохраняет все необходимые биологические свойства и способна помогать людям в профилактике остеохондрозов, ревматизма и прочих проблем с опорно-двигательным аппаратом, болей в спине и мышечных болей и судорог. При правильном уходе, все изделия из овечьей шерсти станут самыми полезными аксессуарами в вашем домашнем обиходе. Все изделия из овечьей шерсти отличаются мягкостью, создают только комфортные ощущения, они долговечны, не истончаются и при регулярных стирках не деформируют свою форму. Поэтому и одежда, и одеяла, пледы, накидки для кресел и мягкие тапочки, настолько сегодня популярны.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.