Методика расследования отдельных видов преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.А.Мухачев

Методика расследования отдельных видов преступлений

Рабочая программа дисциплины

 

Для студентов, обучающихся

по направлению 40.03.01 "Юриспруденция",

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим и редакционно-издательским советом КФ МФЮА

(протокол №10 от 10.09.2015.)

Одобрено кафедрой уголовно-правовых дисциплин

(протокол № 1 от 25.08.15 г.)

Киров 2015

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общие положения

Важнейшей особенностью современного этапа развития российского общества является необходимость дальнейшего совершенствования правовой государственности, реального обеспечение верховенства права, укрепления правопорядка, создания надежных гарантий охраны конституционных прав и свобод граждан. Значительная роль в её успешном решении принадлежит различным направлениям юридической деятельности, среди которых не последнее место занимает предварительное расследование преступлений. Являясь одним из разделов современной криминалистики, методика расследования призвана обеспечить своевременное выявление совершаемых и готовящихся преступлений, их всестороннее, объективное и полное расследование. Её практическое осуществление способствует оптимизации деятельности находящегося в состоянии реформирования следственного аппарата.

Методика расследования преступлений – это одна из криминалистических учебных дисциплин, а ее изучение – составная часть профессиональной подготовки будущих следователей, дознавателей, оперативных работников, прокуроров и судей. Общее представление об этой весьма специфической работе государственных органов потребуется и претендующим на успешное осуществление защиты адвокатам. Методика расследования изучает следственную практику и разрабатывает на основе познания её закономерностей целостную систему наиболее эффективных методов установления обстоятельств преступлений, обеспечивая изобличение и справедливое наказание виновных в их совершении лиц.

В структуре учебной дисциплины выделяются две части: общая – изучает приёмы и способы, применяемые при расследовании всех преступлений; особенная – изучает особенности организации и осуществления расследования отдельных видов преступлений.   

Целью изучения является формирование прочной теоретической базы для глубокого освоения студентами требований профессиональных компетенций ПК-5, ПК-10, ПК-12, а на их основе – формирование умений и навыков расследования различных видов преступлений.

Задачами изучения выступает познание общих положений методики расследования, её сущности, характеристики следственной ситуации, приёмов построения версий, изучение основных этапов процесса расследования, форм и методов взаимодействия следователей и дознавателей с органами и лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Значительное внимание уделяется исследованию алиби подозреваемых или обвиняемых, фактов лжи и самооговора в ходе расследования, выявлению инсценировок на местах происшествия, а также – особенностям расследования отдельных видов преступлений.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Общие положения методики расследования преступлений

Понятие и система методики расследования отдельных видов преступлений. Источники методики расследования. Задачи криминалистической методики. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений: понятие, виды, значение.

 Общая методика расследования: понятие, содержание, структура. Частные методики расследования отдельных видов преступлений: понятие, содержание, структура.

Криминалистическая классификация преступлений: понятие, значение и виды. Криминалистическая характеристика преступлений: понятие, виды, элементы.

Этапы расследования преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Понятие и содержание следственной ситуации. Сведения, определяющие состояние следственной ситуации. Типичные следственные ситуации для первоначального этапа расследования преступления. Критерии выбора оптимальной последовательности проведения следственных действий. Формы взаимодействия следователя с органами дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Особенности методики исследования алиби, расследования событий, связанных с ложью и самооговором. Выявление и разоблачение инсценировок.

В результате изучения материала студент должен:

знать: теоретические основы методики расследования преступлений (ПК-10, ПК-12);

уметь: применять нормы материального и процессуального права в специфических условиях расследования преступлений (ПК-5);

владеть: осознанием необходимости общих навыков оценки следственной ситуации на предмет определения основных направлений расследования преступлений (ПК-10).

Источники: обязательные: 21-23

                    дополнительные: 24,26,27,31,33,34,36-42,53-55,59-63,66,68-74,78,85,95-97

 

Планы семинарских и практических занятий очной формы обучения

 

       Семинарское занятие № 1: «Общие положения методики расследования преступлений».

Время: 4 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: углубление полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы знаний предмета методики расследования преступлений, его связи со смежными криминалистическими дисциплинами, уголовным судопроизводством, оперативно-розыскной деятельностью, уголовным правом и криминологией.

Задачи: обсуждение под руководством и контролем преподавателя нижеперечисленных и дополнительно предложенных студентами вопросов.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет методики расследования преступлений и его связь с криминалистикой.

2. Взаимосвязь методики расследования преступлений с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной видами деятельности, а также с уголовным правом и криминологией.

3. Закономерности поисково-познавательного процесса при расследовании преступлений.

4. Общая и частные методики расследования преступлений.

5. Особенности принятия решений при расследовании преступлений.

Практическое занятие № 2: «Методика расследования убийств».*

Время: 2 часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам об убийствах, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле убийства.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика убийства.

2. Ситуации первоначального этапа расследования убийств.

3. Особенности тактики следственных и розыскных действий по делам об убийствах.

4. Особенности последующего этапа расследования убийств.

 

Практическое занятие № 3: «Методика расследования насильственных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя задач учебного расследования по заданной фабуле полового преступления.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика насильственных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

2. Ситуации первоначального этапа расследования насильственных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о насильственных преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

4. Особенности последующего этапа расследования насильственных половых преступлений

Практическое занятие № 4: «Методика расследования грабежей и разбоев».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о грабежах и разбоях, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя задач учебного расследования по заданной фабуле грабежа или разбоя.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика грабежей и разбоев.

2. Ситуации первоначального этапа расследования грабежей и разбоев.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о грабежах и разбоях.

4. Особенности последующего этапа расследования грабежей и разбоев.

 

Практическое занятие № 5: «Методика расследования краж».*

Время: 2 часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о кражах, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле кражи.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика кражи.

2. Ситуации первоначального этапа расследования краж.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о кражах.

4. Особенности последующего этапа расследования краж.

 

Практическое занятие № 6: «Методика расследования хищений, совершаемых путём присвоения или растраты».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о присвоениях или растратах, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя задач учебного расследования по заданной фабуле присвоения или растраты.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика присвоений и растрат.

2. Ситуации первоначального этапа расследования присвоений и растрат.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о присвоениях и растратах.

4. Особенности последующего этапа расследования присвоений и растрат.

Практическое занятие № 7: «Методика расследования взяточничества».*

Время: 2 часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о взяточничестве, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя задач учебного расследования по заданной фабуле взяточничества.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика взяточничества.

2. Ситуации первоначального этапа расследования взяточничества.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о взяточничестве.

4. Особенности последующего этапа расследования взяточничества.

Практическое занятие № 8:«Методика расследования незаконного предпринимательства»

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о незаконном предпринимательстве, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле незаконного предпринимательства.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика незаконного предпринимательства.

2. Ситуации первоначального этапа расследования незаконного предпринимательства.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о незаконном предпринимательстве.

4. Особенности последующего этапа расследования незаконного предпринимательства.

Практическое занятие № 9: «Методика расследования налоговых преступлений».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о налоговых преступлениях, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: осуществление под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле налогового преступления.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика налогового преступления.

2. Ситуации первоначального этапа расследования налоговых преступлений.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о налоговых преступлениях.

4. Особенности последующего этапа расследования налоговых преступлений.

Практическое занятие № 10: «Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о поджогах и преступных нарушениях правил пожарной безопасности, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле поджога или преступного нарушения правил пожарной безопасности.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика поджогов и преступных нарушений правил пожар-ной безопасности.

2. Ситуации первоначального этапа расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о поджогах и преступных нарушениях правил пожарной безопасности.

4. Особенности последующего этапа расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

Практическое занятие № 11: «Основы методики расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».*

Время: 2 часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

2. Ситуации первоначального этапа расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.

4. Особенности последующего этапа расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Практическое занятие № 12: «Методика расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

2. Ситуации первоначального этапа расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

4. Особенности последующего этапа расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Практическое занятие № 13: «Методика расследования дорожно-транспортных преступлений».*

Время: 2  часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о дорожно-транспортных преступлениях, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле дорожно-транспортного преступления.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

2. Ситуации первоначального этапа расследования дорожно-транспортных преступлений.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о дорожно- транспортных преступлениях.

4. Особенности последующего этапа расследования дорожно-транспортных преступлений.

Практическое занятие № 14: «Основы методики расследования экологических преступлений».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам об экологических преступлениях, отработка приёмов и способов проведения раз-личных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле экологического преступления.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений.

2. Ситуации первоначального этапа расследования экологических преступлений.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам об эко-логических преступлениях.

4. Особенности последующего этапа расследования экологических преступлений.

Практическое занятие № 15: «Методика расследования преступлений несовершеннолетних».*

Время: 2  часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам об убийствах, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле преступления, совершенного при участии несовершенно-летних.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних или совершенных при их участии.

2. Ситуации первоначального этапа расследования преступлений несовершеннолетних или совершенных при их участии.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о преступлениях несовершеннолетних или совершенных при их участии.

4. Особенности последующего этапа расследования преступлений несовершеннолетних или совершенных при их участии.

Практическое занятие № 16: «Методика расследования преступлений организованных групп и преступных сообществ».

Время: 2  часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о преступлениях организованных групп, преступных сообществ, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по таким делам.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле преступления организованной группы, преступного сообщества.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика преступлений организованных групп, преступных сообществ.

2. Ситуации первоначального этапа расследования преступлений организованных групп, преступных сообществ.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о преступлениях организованных групп, преступных сообществ.

4. Особенности последующего этапа расследования преступлений организованных групп, преступных сообществ.

 

Планы семинарских и практических занятий заочной формы обучения

Семинарское занятие № 1: «Общие положения методики расследования преступлений».

Время: 2  часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: углубление полученных студентами в ходе лекций и самостоятельной работы знаний предмета методики расследования преступлений, его связи со смежными криминалистическими дисциплинами, уголовным судопроизводством, оперативно-розыскной деятельностью, уголовным правом и криминологией.

Задачи: обсуждение под руководством и контролем преподавателя нижеперечисленных и дополнительно предложенных участниками вопросов темы.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет методики расследования преступлений и его связь с криминалистикой.

2. Взаимосвязь методики расследования преступлений с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной видами деятельности, а также с уголовным правом и криминологией.

3. Закономерности поисково-познавательного процесса при расследовании преступлений.

4. Общая и частные методики расследования преступлений.

5. Особенности принятия решений при расследовании преступлений.

Практическое занятие № 2: «Методика расследования убийств».

Время: 2 часа.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам об убийствах, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле убийства.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика убийства.

2. Ситуации первоначального этапа расследования убийств.

3. Особенности тактики следственных и розыскных действий по делам об убийствах.

4. Особенности последующего этапа расследования убийств.

 

Практическое занятие № 3: «Методика расследования краж».*

Время: 2 часа.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки

версий по делам о кражах, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле кражи.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика кражи.

2. Ситуации первоначального этапа расследования краж.

3. Особенности тактики следственных и розыскных действий по делам о кражах.

4. Особенности последующего этапа расследования краж.

 

Практическое занятие № 4: «Методика расследования взяточничества».

Время: 1 час.

Форма проведения: интерактивная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки версий по делам о взяточничестве, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя задач учебного расследования по заданной фабуле взяточничества.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика взяточничества.

2. Ситуации первоначального этапа расследования взяточничества.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о взяточничестве.

4. Особенности последующего этапа расследования взяточничества.

Практическое занятие № 5: «Методика расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Время: 1 час.

Форма проведения: традиционная.

Цель: Выработка умений оценки ситуации на месте происшествия, построения и проверки

версий по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, отработка приёмов и способов проведения различных следственных и розыскных действий, особенностей взаимодействия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и розыскную деятельность по таким преступлениям.

Задачи: выполнение под руководством и контролем преподавателя конкретных задач учебного расследования по заданной фабуле незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Вопросы для отработки:

1. Криминалистическая характеристика незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

2. Ситуации первоначального этапа расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

3. Особенности тактики проведения следственных и розыскных действий по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

4. Особенности последующего этапа расследования незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

 

РАЗДЕЛ VI . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6.1 Состав образовательных технологий

В соответствии с требованиями ФГОС ВО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой студентов.

По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии:

1) лекции,

2) активные/интерактивные формы (на практических и семинарских занятиях),

3) самостоятельная работа студентов,

4) подготовка к экзамену.

Методические рекомендации по реализации образовательных технологий изложены в соответствующих разделах настоящего УМК.

7.4. Задания для самостоятельной работы студентов

 

Задание для СРС по теме 1: «Общие положения методики расследования преступлений».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать место «Методики расследования преступлений» в общей системе юридического образования, современной криминалистики и в практической уголовно-процессуальной деятельности; определить теоретические основы и основные понятия данной учебной дисциплины; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (1-10).

Срок выполнения: при очном образовании (далее – О) – 10 часов, при заочном образовании (далее – З) – 20 часов.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по данной теме.

Метод оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 24,26,27,31,33,34,36-42,44,48,53-55,59,61,63,66,68-74

 

Задание для СРС по теме 2: «Методика расследования убийств».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие и наиболее распространённые способы совершения убийств; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (11-14).

Срок выполнения: О – 8 часов, З – 15 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 31,35,49,64,79,93

 

Задание для СРС по теме 3: «Методика расследования насильственных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие и наиболее распространённые способы совершения насильственных преступлений против половой неприкосновенности и поло-вой свободы личности; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (15-18).

Срок выполнения: О – 6 часов, З – 10 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 28,31,57,58,64,65

 

Задание для СРС по теме 4: «Методика расследования грабежей и разбоев».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения грабежей и разбоев; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (23-25).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 10 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 31,42,45,56,64,65

 

Задание для СРС по теме 5: «Методика расследования краж».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения краж; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (19-22).

Срок выполнения: О – 8 часов, З – 10 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 56,64,65,80,83,102

 

Задание для СРС по теме 6: «Методика расследования хищений, совершаемых путем присвоения или растраты».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения присвоений и растрат; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (26-28).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 31,42,64,65,83,90,92

 

Задание для СРС по теме 7: «Методика расследования взяточничества».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы взяточничества; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе рас-следования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (51-54).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные:  21-23

                     дополнительные: 50,60,62,65,67,70

Задание для СРС по теме 8: «Методика расследования незаконного предпринимательства».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения незаконного предпринимательства; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (29-30).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 25,31,38,42,64,65

 

Задание для СРС по теме 9: «Методика расследования налоговых преступлений».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения налоговых преступлений; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для под-готовки к экзамену (31-33).

Срок выполнения: О – 6 часов, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 30,31,42,43,64,65

Задание для СРС по теме 10: «Методика расследования контрабанды».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального

мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения контрабанды; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (34-37).

Срок выполнения: О – 8 часов, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 31,38,42,64,65,86

 

Задание для СРС по теме 11: «Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; про-верить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (38-40).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 42,46,64,65,75,84

Задание для СРС по теме 12: «Основы методики расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (45-46).

Срок выполнения: О – 6 часов, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 51,52,76,77,88,100,104,105

Задание для СРС по теме 13: «Методика расследования незаконного оборота оружия, бое-припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные вер-сии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (58-60).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 31,32,42,64,65,99

 

Задание для СРС по теме 14: «Методика расследования дорожно-транспортных преступлений».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые виды дорожно-транспортных преступлений; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (41-44).

Срок выполнения: О – 6 часов, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 29,42,47,64,65,91

 

Задание для СРС по теме 15: «Основы методики расследования экологических преступлений».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые способы совершения экологических преступлений; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (47-50).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 31,38,42,64,65,81

 

Задание для СРС по теме 16: «Методика расследования преступлений несовершеннолетних».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые виды преступлений несовершеннолетних либо совершаемых при их участии; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе расследования; типичные версии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (61-63).

Срок выполнения: О – 6 часов, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 57,64,65,82,94,98

 

Задание для СРС по теме 17: «Методика расследования преступлений организованных групп и преступных сообществ».

Цель задания: расширение и углубление знаний конкретной темы с одновременным развитием навыков восприятия информации, определения понятий, четкого изложения и убедительного обоснования суждений при последовательном повышении общей культуры профессионального мышления. 

Содержание: изучить и письменно сформулировать понятие, а также наиболее распространённые виды преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами; перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе их расследования; типичные вер-сии; проверить знание темы по вопросам для подготовки к экзамену (55-57).

Срок выполнения: О – 4 часа, З – 8 часов.

Ориентировочный объем: не более пяти страниц машинописного текста.

Отчетность: студенты очной и очно-заочной форм обучения представляют письменный от-чёт преподавателю в ходе семинарского (практического) занятия по соответствующей теме.

Метод оценки СРС: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Источники: обязательные: 21-23

                     дополнительные: 42,62,64,65,71,94

 

8.3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Предмет и система курса «Методика расследования преступлений».

2. Виды частных криминалистических методик расследования преступлений.

3. Источники методики расследования отдельных видов преступлений.

4. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений.

5. Криминалистическая классификация преступлений.

6. Криминалистическая характеристика преступлений.

7. Элементы криминалистической характеристики преступлений.

8. Сведения, которыми определяется состояние следственной ситуации.

9. Следственная ситуация и направления расследования.

10. Структура частной методики расследования преступлений.

11. Криминалистическая характеристика убийств.

12. Возбуждение уголовного дела по признакам убийства.

13. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования убийств.

14. Последующий этап расследования убийств.

15. Криминалистическая характеристика насильственных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

16. Возбуждение уголовного дела по насильственным преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

17. Первоначальный этап расследования насильственных преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности..

18. Последующий этап расследования преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

19. Криминалистическая характеристика краж (ст. 158 УК РФ).

20. Возбуждение уголовного дела о краже. Обстоятельства, подлежащие установлению.

21. Первоначальный этап расследования краж.

22. Последующий этап расследования краж.

23.Криминалистическая характеристика грабежей и разбоев (ст.ст. 161,162 УК РФ).

24. Первоначальный этап расследования грабежей и разбоев (ст.ст. 161,162 УК РФ).

25. Последующий этап расследования грабежей и разбоев (ст.ст. 161,162 УК РФ).

26. Криминалистическая характеристика хищений, совершаемых путем присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).

27. Первоначальный этап расследования хищений путем присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).

28. Последующий этап расследования хищений путем присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ).

29. Криминалистическая характеристика незаконного предпринимательства.

30. Особенности расследования незаконного предпринимательства.

31. Криминалистическая характеристика налоговых преступлений.

32. Возбуждение уголовного дела по признакам налогового преступления. Обстоятельства, подлежащие установлению в ходе расследования.

33. Особенности расследования налоговых преступлений.

34. Криминалистическая характеристика контрабанды.

35. Возбуждение уголовного дела о контрабанде. Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования.

36. Первоначальный этап расследования контрабанды.

37. Последующий этап расследования контрабанды.

38. Криминалистическая характеристика поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

39. Типичные версии и первоначальный этап расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности.

40. Последующий этап расследования уголовных дел о поджогах и преступных нарушениях правил пожарной безопасности.

41. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений.

42. Направления расследования дорожно-транспортных преступлений.

43. Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных преступлений.

44. Последующий этап расследования дорожно-транспортных преступлений.

45. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

46. Особенности расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

47. Типовая криминалистическая характеристика экологических преступлений.

48. Возбуждение уголовного дела по признакам экологического преступления.

49. Первоначальный этап расследования экологических преступлений.

50. Последующий этап расследования экологических преступлений.

51. Криминалистическая характеристика взяточничества.

52. Возбуждение уголовного дела по признакам взяточничества.

53. Первоначальный этап расследования взяточничества.

54. Последующий этап расследования взяточничества.

55. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами.

56. Особенности возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами.

57. Особенности расследования преступлений организованных групп и преступных сообществ.

58. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

59. Первоначальный этап расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

60. Последующий этап расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

61. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних либо совершенных при их участии.

62. Особенности возбуждения уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних. Обстоятельства, подлежащие установлению.

63. Особенности расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних или совершенных при их участии.

РАЗДЕЛ IX. ИСТОЧНИКИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативные правовые акты.

 

1. Конституция Российской Федерации//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4. Федеральный закон от 28.12.2010 г. №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5. Указ Президента РФ от 14.01.2011 г. №38 (в ред. от 29.07.2011 г.) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с Положением о Следственном коми-тете Российской Федерации)//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»..

6. Указ Президента РФ от 23.11.1998 г. №1422 (в ред. от 14.01.2011 г.) «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

7. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

8. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

9. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

10. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №5 «Об установлении объёма и пределов полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы Следственного комитета Российской Федерации» //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

11. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №7 «О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам»//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

12. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №10 «Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации пло раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы» //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

13. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 г. №11 «О порядке уведомления сот-рудниками и федеральными государственными служащими Следственного комитета Российской Федерации представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

14. Приказ Следственного комитета РФ от 03.05.2011 г. №72 «О порядке приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

15. Приказ Следственного комитета РФ от 04.05.2011 г. №74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации» //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

16. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

17. Положение о следственном комитете при Министерстве внутренних дел Российской

Федерации, утверждённое Приказом МВД РФ от 04.01.1999 г. №1 (в ред. от 18.06.2010 г.) //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

18. Положение о Центре по обеспечению деятельности органов предварительного следствия Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Приказом МВД РФ от 24.06. 2005 г. №500//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

19. Приказ МВД РФ от 02.03.2009 г. №10 (в ред. от 01.11.2010 г.) «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»//Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

20. Приказ ФТС РФ от 10.08.2011 г. №1635 «Об утверждении типовых положений о подразделении организации административных расследований, подразделении организации дознания, подразделении дознания, криминалистическом подразделении и учетно-регистрационном подразделении оперативной таможни» //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

 

9.2 Литература.

Основная литература:

21. Чурилов С.Н. Методика расследования преступлений. Общие положения Юстицинформ, 2009.

22. Аверьянова Т.В. Криминалистика: Учебник / ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

23. Адельханян Р.А. Криминалистика: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011

      

Дополнительная литература:

24. Аверьянова Т.В. Концептуальные положения криминалистической методики // Криминалистика: Учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др.; под ред. Р.С. Белкина. – М, 1999.

25. Аистова Л.С. Незаконное предпринимательство. – СПб., 2002.

26. Александров А.И. Проблемы организации предварительного следствия в Российской Федерации: направление реформирования // Российский следователь, 2011, №1.

27. Аничкин А.В. Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия в Российской Федерации (к 150-тию образования в России следственного аппарата) // Российский следователь, 2010, №15.

28. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилование: причины и предупреждение. М: Спарк, 1990.

29. Ачмиз Р.Ю. Расследование дорожно-транспортных преступлений. – Краснодар, 1998.

30. Бабкин А.Е. Специальные познания при расследовании налоговых преступлений // Российский следователь, 2010, №21.

31. Басалаев А.Н., Гуняев В.А. Методика расследования преступлений. Общие положения. – М., 1976.

32. Бахин В.П., Михайлов М.А. Особенности расследования криминальных взрывов. – Сим-ферополь, 1999.

33. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы рос-сийской криминалистики. – М, 2001.

34. Бескровный Ю.В. Планирование как метод организации раскрытия и расследования преступлений // Российский следователь, 2010, №5.

35. Видонов Л.Г. Система типовых версий о лицах, совершивших убийства. – Горький, 1977.

36. Возгрин И.А. Криминалистическая методика. – Минск, 1983.

37. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия. – М., Калининград, 1997.

38. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования от-дельных видов преступлений. – Томск, 1985.

39. Гавло В.К., Клочко В.Е., Ким Д.В. Судебно-следственная ситуация: поисково-криминалистические аспекты. – Барнаул, 2006.

40. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков. – Иркутск, 2004.

41. Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик рас-

следования преступлений. – Иркутск, 2003.

42. Герасимов И.Ф. Методика расследования преступлений. Общие положения. – М., 1976.

43. Глебов Д.А., Ролик А.И. Налоговые преступления и налоговая преступность. – СПб., 2005.

44. Головин А.Д. Криминалистическая систематика. – М., 2002.

45. Головин А.Ю. Расследование грабежей и разбойных нападений. Тула, 2001.

46. Григорьева М.А. Криминалистический сравнительный анализ как метод выявления и расследования нарушений правил пожарной безопасности при ведении строительных работ // Российский следователь, 2010, №18.

47. Гурский В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования. – М., 1992.

48. Гусев А.В., Ценова Т.Л. Использование типовых информационно-следовых моделей места происшествия в целях эффективной организации взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности // Российский следователь, 2010, №7.

49. Дворкин А.И., Бертовский Л.В. Методика расследования убийств, совершенных с применением взрывных устройств. – М: ИНФРА-М, 2001.

50. Джандиери А.С. Расследование взяточничества. – СПб., 1996.

51. Дондуков Б.Г. Криминалистические особенности личности преступника по преступлениям, связанным с незаконным сбытом наркотиков // Российский следователь, 2010, №1.

52. Дондуков Б.Г. Криминалистическая характеристика места незаконного сбыта наркотиков // Российский следователь, 2010, №4.

53. Дубинин Л.Г. Способ дачи заведомо ложных показаний свидетелем, потерпевшим, как элемент криминалистической характеристики // Российский следователь, 2010, №20.

54. Ермолович В.Ф. Криминалистическая характеристика преступлений. – Минск, 2001.

55. Запаренко А.М. Координация деятельности органов предварительного следствия как составная часть процесса организации расследования преступлений // Российский следователь, 2010, №19.

56. Звирбуль А.Н., Смыслов В.И. Расследование краж, грабежей и разбойных нападений. – М., 1982.

57. Иванова А.А. Актуальные проблемы расследования незаконного изготовления, распро-странения и оборота порнографических материалов или предметов и пути их решения // Российский следователь, 2011, №1.

58. Игошин В.Н. Криминалистическое изучение личности преступника по делам об изнасиловании и его тактическое и методическое значение. – Ижевск, 1993.

59. Исаев С.С. Классификация следственных версий // Российский следователь, 2010, №16.

60. Каминский М.К. Расследование взяточничества. – Горький, 1978.

61. Колесниченко А.Н., Коновалова В.Е. Криминалистическая характеристика преступлений. – Харьков, 1985.

62. Конин В.В., Попова Л.В. Некоторые вопросы тактики расследования преступлений, со-вершенных организованными группами, а также преступлений коррупционной направленности, со-вершенных в группе // Российский следователь, 2010, №17.

63. Копыткин С.А. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных лица-ми, страдающими психическими расстройствами // Российский следователь, 2010, №16.

64. Косарев С.Ю. Криминалистические методики расследования преступлений (история возникновения и развития). – СПб., 2004.

65. Косарев С.Ю. Криминалистические методики расследования преступлений (становление и перспективы развития). – СПБ., 2005.

66. Косимов О. Правовые основы взаимодействия следователя с органом дознания // Российский следователь, 2010, №23.

67. Крюков В.В. Исходные следственные ситуации при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности // Российский следователь, 2010, №23.

68. Курбанов А.Ш. Понятие обстановки совершения преступления в российской правовой

науке // Российский следователь, 2010, №13.

69. Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления. – Воронеж, 2002.

70. Кушнеренко С.П., Пристансков В.Д. Коррупция и её преступные проявления: особенности уголовного преследования. Практическое пособие. – СПб., 2004.

71. Лавров В.П. Расследование организованной преступной деятельности. – Ставрополь, 1996.

72. Лузгин И.М. Расследование как процесс познания. – М., 1969.

73. Максимов В.С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии // Российский следователь, 2011, №1.

74. Мамошин М.А. Консультационно-справочная деятельность специалиста в расследовании преступлений // Российский следователь, 2010, №13.

75. Меглицкий Г.Н. Особенности расследования поджогов. – М., 1991.

76. Меретуков Г.М. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-тических средств. – М., 1992.

77. Меретуков Г.М. Криминалистические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп. – М., 1995.

78. Назаров С.А. О соотношении криминалистической характеристики и механизма преступления // Вестник криминалистики – М., 2004. Вып. 2(10).

79. Намазбекова М.М. Факторы, влияющие на раскрытие и расследование преступлений, связанных с терроризмом // Российский следователь, 2010, №16.

80. Новик В.В. Методика расследования краж. – СПб, 1992.

81. Орлов Г.С. Расследование преступлений, связанных с нарушением законодательства об охране природы. – Иркутск, 1998.

82. Петелин Б.Я. Организация и криминалистическая методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. – М., 1989.

83. Плохова В.И. Ненасильственные преступления против собственности: криминалистическая и правовая обоснованность. – СПб, 2003.

84. Попов И.А. расследование преступлений, связанных с пожарами. – М.: ИНФРА-М, 2001.

85. Прохорова М.И., Полещук О.В. Некоторые аспекты информационно-справочного обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений//Российский следователь, 2010, №9-10.

86. Расследование контрабанды / Под ред. К.Ф. Скворцова. – М., 1998.

87. Решетников В.Я. Следственные ситуации и тактические операции по делам о завладении из жилища имуществом граждан. – Саратов, 1999.

88. Роганов С.А. Синтетические наркотики: вопросы расследования преступлений. – СПб.: Питер, 2001.

89. Самойлов А.В. Современное состояние учения о криминалистической характеристике преступлений // Российский следователь, 2010, №22.

90. Севрюков А.П. Хищение имущества: криминалистические и уголовно-правовые аспекты. – М: Изд-во Экзамен, 2004.

91. Селиванов Н.А., Дворкин А.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий. – М., 1998.

92. Сологуб Н.М., Евдокимов С.Г., Данилова Н.А. Хищения в сфере экономической деятельности: механизм преступления и его выявление. Методическое пособие. – М: Изд-во ПРИОР, 2002.

93. Стешиц В.К., Янушко В.И., Аленин А.П., Кузнецов А.А. Использование возможностей судебно-медицинских и криминалистических экспертиз при расследовании убийств и изнасилований. – Омск, 1991.

94. Субботина М.В. Проблемы методики расследования преступлений, совершенных организованными группами несовершеннолетних. – Волгоград, 1996.

95. Субботина М.В. Понятие и классификация частных криминалистических методик // Криминалистическая методика отдельных видов преступлений: Учебник, ч. 2 / Под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной. – Волгоград, 2004.

96. Субботина М.В. Структура базовой методики расследования преступлений // Вестник криминалистики, вып. 2(18). – 2006.

97. Супрун С.В. Производство следователем неотложных следственных действий // Российский следователь, 2010, №3.

98. Тадевосян В.С. Расследование преступлений несовершеннолетних. – М., 1990.

99. Тарпинский А.И. Особенности организации осмотра места происшествия при взрыве здания или сооружения // Российский следователь, 2010, №24.

100. Ушанов Р.Г. Противодействие предварительного расследования по наркопреступлениям // Российский следователь, 2010, №16.

101. Чурилов С.Н. Криминалистическая методика. История и современность. – М., 2002.

102. Шурухнов Н.Г. Расследование краж: Практическое пособие. – М: Юристъ, 1999.

103. Шмонин А.В. К дискуссии об общем методе расследования преступлений // Российский следователь, 2010, №15.

104. Шурухнов Н.Г. Расследование незаконного изготовления, хранения, приобретения, перевозки и сбыта наркотических средств. – М., 1990.

105. Яковлев С.П. О некоторых проблемных вопросах деятельности Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по расследованию преступлений // Российский следователь, 2010, №15.

 

       9.3. Интернет-ресурс

       1. http://www.consultant.ru/online/ - интернет-версия системы Консультант-Плюс: законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

       2. http://www.sledcom.ru/ - официальный сайт Следственного комитета РФ содержит обширную информацию о различных сторонах деятельности этого органа.

       3. http://www.mvd.ru/ - интернет-сайт МВД РФ содержит статистические данные о состоянии преступности и работе органов предварительного расследования.

       4. http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации.

 



РАЗДЕЛ X. ГЛОССАРИЙ

Алиби – факт нахождения подозреваемого или обвиняемого лица вне                                                                   места преступления в момент его совершения.

Инсценировка происшествия – создание заинтересованным лицом на месте                                                              обстановки, не соответствующей содержанию произошедшего.

 

Криминалистическая версия     – основанное на фактических данных логически обоснованное предположение о сущности или отдельных обстоятельствах                                                                   события, имеющего признаки преступления, принятое к проверке следователем или иным уполномоченным лицом при решении вопроса о возбуждении уголовного дела,

расследовании либо судебном рассмотрении его обстоятельств.  

 

 

Криминалистическая характеристика преступления – система присущих тому или иному виду преступлений особенностей, требующих применения при их расследовании особых методов, приёмов и средств.

 

Ложь – преднамеренное искажение истины: сокрытие правды, искажение действительного положения вещей, состояния дел.

 

Негативные обстоятельства       – факты, противоречащие проверяемой версии или обычному ходу событий.

 

          

Общие положения криминалистической методики    – общие для всех преступлений теоретические основы организации и осуществления расследования.

 

обвиняются.

 

Первоначальный этап расследования -  – собирание, проверка и оценка доказательств с целью установления обстоятельств преступления и лица, подлежащего                                                                   привлечению в качестве обвиняемого.

 

Планирование расследования    – мыслительный процесс, заключающийся в определении содержания, порядка и сроков выполнения предстоящей работы по решению задач расследования конкретного преступления при наименьшей затрате времени и сил.

 

Последующий этап расследования -  – собирание, проверка и оценка доказательств с целью установления всех подлежащих доказыванию обстоятельств уголовного дела и проверки обоснованности обвинения конкретного лица в совершении преступления.

Расследование преступления     – осуществляемая уполномоченным органом уголовного судопроизводства в форме дознания или предварительного                                                            следствия, строго регламентированная уголовно-процессуальным законом процедура установления обстоятельств совершенного или готовившегося преступления с

осуществлением уголовного преследования лиц подозреваемых или обвиняемых в его совершении или подготовке.  

 

Розыскные действия – процессуальные и непроцессуальные действия по

установлению сведений, имеющих значение для расследования преступления, но не являющихся доказательствами по уголовному делу.

 

Самооговор  – заведомо ложные показания лица по поводу своей мнимой                                                                    причастности к преступлению. 

                                                                   

Следственная ситуация – совокупность имеющейся у следователя значимой для

расследования информации о преступлении и обстоятельствах,  связанных с производимым расследованием.

 

Следственные действия - регламентированный уголовно-процессуальным законом

вид познавательной деятельности, целью и содержанием которого является собирание доказательств.  

 

Способ преступления – объединенная единым замыслом система действий по

подготовке, совершению и сокрытию преступления.

 

Способ совершения преступления – система действий (бездействия) конкретного лица (лиц) по   выполнению элементов объективной стороны состава преступления.

 

Тактическая комбинация – сочетание тактических приёмов в рамках одного или

 нескольких следственных действий в целях успешного осуществления конкретной задачи.

 

Тактическая операция – сочетание следственных действий, оперативно-розыскных и                                                             организационно-технических мероприятий в целях решения  задач расследования в условиях сложившейся следственной  ситуации.

 

Тактический приём – наиболее распространённый и эффективный способ

поведения в сложившейся следственной ситуации.     

                                                              

Типичные частные методики совокупность методов, используемых при расследовании отдельных видов преступлений, предусмотренных уголовным законом: преступления жизни и здоровья, против собственности, против общественной безопасности, и т.д.

 

Частные методики -учитывающие специфику конкретных видов и групп

преступлений методы их наиболее эффективного расследования.

 

Этап расследования - относительно самостоятельная часть процесса

расследования, характеризующаяся наличием специфических задач,                                                                   способов их выполнения и особенностями принимаемых решений.

 

                                                                

В.А.Мухачев

Методика расследования отдельных видов преступлений

Рабочая программа дисциплины

 

Для студентов, обучающихся

по направлению 40.03.01 "Юриспруденция",

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим и редакционно-издательским советом КФ МФЮА

(протокол №10 от 10.09.2015.)

Одобрено кафедрой уголовно-правовых дисциплин

(протокол № 1 от 25.08.15 г.)

Киров 2015

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общие положения

Важнейшей особенностью современного этапа развития российского общества является необходимость дальнейшего совершенствования правовой государственности, реального обеспечение верховенства права, укрепления правопорядка, создания надежных гарантий охраны конституционных прав и свобод граждан. Значительная роль в её успешном решении принадлежит различным направлениям юридической деятельности, среди которых не последнее место занимает предварительное расследование преступлений. Являясь одним из разделов современной криминалистики, методика расследования призвана обеспечить своевременное выявление совершаемых и готовящихся преступлений, их всестороннее, объективное и полное расследование. Её практическое осуществление способствует оптимизации деятельности находящегося в состоянии реформирования следственного аппарата.

Методика расследования преступлений – это одна из криминалистических учебных дисциплин, а ее изучение – составная часть профессиональной подготовки будущих следователей, дознавателей, оперативных работников, прокуроров и судей. Общее представление об этой весьма специфической работе государственных органов потребуется и претендующим на успешное осуществление защиты адвокатам. Методика расследования изучает следственную практику и разрабатывает на основе познания её закономерностей целостную систему наиболее эффективных методов установления обстоятельств преступлений, обеспечивая изобличение и справедливое наказание виновных в их совершении лиц.

В структуре учебной дисциплины выделяются две части: общая – изучает приёмы и способы, применяемые при расследовании всех преступлений; особенная – изучает особенности организации и осуществления расследования отдельных видов преступлений.   

Целью изучения является формирование прочной теоретической базы для глубокого освоения студентами требований профессиональных компетенций ПК-5, ПК-10, ПК-12, а на их основе – формирование умений и навыков расследования различных видов преступлений.

Задачами изучения выступает познание общих положений методики расследования, её сущности, характеристики следственной ситуации, приёмов построения версий, изучение основных этапов процесса расследования, форм и методов взаимодействия следователей и дознавателей с органами и лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Значительное внимание уделяется исследованию алиби подозреваемых или обвиняемых, фактов лжи и самооговора в ходе расследования, выявлению инсценировок на местах происшествия, а также – особенностям расследования отдельных видов преступлений.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Общие положения методики расследования преступлений

Понятие и система методики расследования отдельных видов преступлений. Источники методики расследования. Задачи криминалистической методики. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений: понятие, виды, значение.

 Общая методика расследования: понятие, содержание, структура. Частные методики расследования отдельных видов преступлений: понятие, содержание, структура.

Криминалистическая классификация преступлений: понятие, значение и виды. Криминалистическая характеристика преступлений: понятие, виды, элементы.

Этапы расследования преступлений. Обстоятельства, подлежащие установлению по уголовному делу. Понятие и содержание следственной ситуации. Сведения, определяющие состояние следственной ситуации. Типичные следственные ситуации для первоначального этапа расследования преступления. Критерии выбора оптимальной последовательности проведения следственных действий. Формы взаимодействия следователя с органами дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Особенности методики исследования алиби, расследования событий, связанных с ложью и самооговором. Выявление и разоблачение инсценировок.

В результате изучения материала студент должен:

знать: теоретические основы методики расследования преступлений (ПК-10, ПК-12);

уметь: применять нормы материального и процессуального права в специфических условиях расследования преступлений (ПК-5);

владеть: осознанием необходимости общих навыков оценки следственной ситуации на предмет определения основных направлений расследования преступлений (ПК-10).

Источники: обязательные: 21-23

                    дополнительные: 24,26,27,31,33,34,36-42,53-55,59-63,66,68-74,78,85,95-97

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 194.