УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины                                                   4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы          4

3. Результаты освоения дисциплины                                              5

4. Структура и содержание дисциплины                                          8

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы 8

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины       9

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин                                  11

5. Образовательные технологи                                                       13

6. Учебно-методические материалы                                               13

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических и семинарских занятий                                                        15

6.2. Задания и методические указания по выполнению самостоятельной работы студента                                                                                    17

6.3. Задания и методические указания по выполнению контрольных работ 20

6.4. Вопросы для подготовки к зачету                                          25

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 27

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины                 28

 



ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование у студентов базиса знаний о возрастных особенностях функционирования организма человека и физиологических основах психической деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у студентов базовые знания о психофизиологической сущности человека, необходимые для полноценного усвоения курсов психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин.

2. Рассмотреть психофизиологические особенности организма человека на различных возрастных этапах онтогенеза.

3. Опираясь на современные достижения в области физиологии и психофизиологии, вооружить студентов знаниями о физиологических механизмах восприятия, внимания, памяти, функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, эмоциональных состояний, стресса и других психофизиологических процессов и явлений.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к базовой части модуля общепрофессиональных дисциплин.

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней  общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Биология». 

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения возрастной психофизиологии, имеют практическую направленность и необходимы для дальнейшего изучения таких учебных дисциплин как «Общая психология», «Педагогика», «Психология профессионального образования», «Безопасность жизнедеятельности».

Основное значение возрастной психофизиологии в образовании бакалавра заключается в приобретении навыков и умений, необходимых для работы с детьми и подростками в школе и средних специальных учебных заведениях. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом психофизиологических особенностей студентов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Умения: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии. 

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Общая психология», «Педагогика», «Психология профессионального образования», «Безопасность жизнедеятельности».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО.

общепрофессиональные –

ОПК-2 – способность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающей в ходе профессионально-педагогической деятельности;

ОПК-6 – способность к когнитивной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать –

З1: строение и функции нервной системы; особенности развития нервной системы; закономерности передачи нервных импульсов, особенности взаимодействия нервных процессов структурно-функциональную характеристику сенсорных систем; типы высшей нервной деятельности;

З2: характерные особенности и механизмы развития инстинктов и динамических стереотипов, критерии созревания организма человека, понятия акселерации и ретардации в процессе развития; классификацию потребностей, мотиваций и эмоций; механизмы восприятия и значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания.

З3: закономерность протекания процессов памяти, этапы формирования энграмм; локализацию центров речи, механизмы их взаимодействия; психофизиологические критерии эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности; психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Уметь –

У1: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов;

У2: оценивать эффективность результатов профессиональной деятельности в различных сферах;

У3: рационально, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организовывать учебно-воспитательный процесс;

У4: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой

Владеть –

В1: методиками изучения функционального состояния организма;

В2: методиками оценки психофизиологических показателей человека;

В3: методами оценки и рационализации режимов труда и отдыха учащихся.

В4: приемами оказания первой медицинской помощи

Таблица 1

Результаты обучения

 

Код Компетенции Содержание компетенции Перечень планируемых результатов обучения
ОПК-2 способность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающей в ходе профессионально-педагогической деятельности З1: строение и функции нервной системы; особенности развития нервной системы; закономерности передачи нервных импульсов, особенности взаимодействия нервных процессов структурно-функциональную характеристику сенсорных систем; типы высшей нервной деятельности; З2: характерные особенности и механизмы развития инстинктов и динамических стереотипов, критерии созревания организма человека, понятия акселерации и ретардации в процессе развития; классификацию потребностей, мотиваций и эмоций; механизмы восприятия и значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания. З3: закономерность протекания процессов памяти, этапы формирования энграмм; локализацию центров речи, механизмы их взаимодействия; психофизиологические критерии эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности; психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. У2: оценивать эффективность результатов профессиональной деятельности в различных сферах; У3: рационально, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организовывать учебно-воспитательный процесс; В2: методиками оценки психофизиологических показателей человека; В3: методами оценки и рационализации режимов труда и отдыха учащихся.
ОПК-6. способность к когнитивной деятельности З3: закономерность протекания процессов памяти, этапы формирования энграмм; локализацию центров речи, механизмы их взаимодействия; психофизиологические критерии эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности; психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. У1: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов У4: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой В1: методиками изучения функционального состояния организма; В3: методами оценки и рационализации режимов труда и отдыха учащихся

 


4. СТРУКТУРА И содержание ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость составляет

Аудиторная: 3 зачетных единиц /108 часов

Самостоятельная: 56 часов – дневное отделение; 98 часов – заочное отделение.

Таблица 2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения

Очная Заочная

Семестр изучения

3-й 1-й
Кол-во часов Кол-во часов  
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108 3/108
Контактная работа, в том числе: 52 12
Лекции 18 4
Практические занятия 34 8
Самостоятельная работа, в том числе: 56 98
Изучение теоретического курса 10 30
Самоподготовка к текущему контролю знаний 16 30
Подготовка и защита реферата 20 -
Подготовка к защите работ - 10
Контрольная работа - 10
Подготовка к зачету 10 18

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 3

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы(в часах)

СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия
 
1 Введение. Общая и частная физиология нервной системы 3 9 1 4 4 Контрольные вопросы – 1  
2 Физиология больших полушарий головного мозга 3 7 1 2 4 тест – 1
3 Физиология сенсорных систем 3 10 2 4 4 Практическое задание- 3 Программированный контроль – 3
4 Физиология высшей нервной деятельности 3 9 1 4 4 Программированный контроль – 3
5 Врожденная и приобретенная деятельность организма 3 7 1 2 4 Анализ и решение конкретной ситуации – 4 Контрольные вопросы проблемного характера – 4
6 Биологическое созревание и психическое развитие 3 7 1 2 4 Выступление на семинаре - 4 Практическое задание - 4  
7 Психофизиология эмоционально–потребностной сферы 3 12 2 6 4 Практическое задание - 5 Программированный контроль – 5
8 Психофизиология внимания и восприятия информации 3 8 2 2   Контрольные вопросы проблемного характера – 6 Практическое задание – 6
9 Психофизиология памяти и научения 3 10 2 2 6 Семинарское занятие - 7  
10 Психофизиология речи и мыслительной деятельности 3 10 2 2 6 Контрольные вопросы проблемного характера – 8 Практическое задание – 8
11 Психофизиология профессиональной деятельности 3 10 2 2 6 Контрольные вопросы проблемного характера – 9  
12  Психофизиология умственного труда   3 9 1 2 6 Контрольные вопросы - 10  
Итого за семестр   108 18 34 56 Зачет

 

Таблица 4



Практические занятия

№ темы Наименование практических работ Количество ауд часов
1 Исследование функционального состояния центральной нервной системы человека 4
2 Определение функциональной межполушарная асимметрия 2
3 Изучение функционального состояния зрительной, слуховой, тактильной сенсорной систем 4
4 Условия и механизм выработки условных рефлексов. Определение типологических особенностей высшей нервной деятельности человека 4
5 Предусмотрено семинарское занятие 2
6 Предусмотрено семинарское занятие 2
7 Предусмотрено семинарское занятие 6
8 Исследование концентрации внимания Определение объема внимания 2
9 Определение краткосрочной механической памяти 2
10 Предусмотрено семинарское занятие 2
11 Предусмотрено семинарское занятие 2
12 Исследование работоспособности человека 2

 

4.3. Содержание разделов (тем ) дисциплины

Тема 1. Общие психофизиологические понятия. Общая и частная физиология нервной системы. Общая физиология нервной системы. Общий план строения нервной системы. Формирование различных отделов нервной системы в онтогенезе. Нейрон-структурная и функциональная единица центральной нервной системы (ЦНС). Классификация нейронов. Рефлекс. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регулярных процессов. Звенья рефлекторной дуги и их функции. Нервный центр, его морфофункциональные особенности и свойства. Значение обратной афферентации в осуществлении приспособительных реакций организма. Частная физиология центральной нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Основные спинальные рефлексы. Физиология продолговатого мозга. Средний мозг. Зрительные и слуховые ориентировочные рефлексы. Рефлексы выпрямления и установки тела в пространстве. Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентных путей. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и основные функции мозжечка

Тема 2 Физиология больших полушарий головного мозга.

Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Сенсорные и моторные зоны коры. Ассоциативные области коры. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе. Билатеральная симметрия и функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами, ее основные ритмы

Тема 3. Физиология сенсорных систем. Физиология сенсорных систем. Структурно-функциональная характеристика анализатора. Функциональное значение и возрастные особенности зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Тема 4. Физиология высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности. Развитие представлений о ВНД. Понятие низшей, высшей нервной деятельности и психической деятельности. Методы изучения ВНД. Безусловные и условные рефлексы, их отличительные особенности и классификации. Условия и физиологический механизм образования условных рефлексов. Онтогенез безусловных и условных рефлексов. Понятие типа ВНД. Классификация и характеристика типов ВНД. Тип ВНД и темперамент. Изменения ВНД в подростковом возрасте. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

Тема 5. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. Ведущая роль биологической мотивации в инстинктивной деятельности. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.

Тема 6. Биологическое созревание и психическое развитие. Биологическое созревание и психическое развитие. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Индивидуальный темп развития. Предикторы развития. Пластичность ЦНС в онтогенезе. Эффекты обогащения и обеднения среды. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности.

Тема 7. Психофизиология эмоционально–потребностной сферы. Понятие потребности. Классификация потребностей. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотиваций. Физиологические теории развития мотиваций. Эмоции. Нейроанатомические субстраты эмоций. Классификация эмоций, их характерные черты. Компоненты эмоций.

Тема 8. Психофизиология внимания и восприятия информации. Понятие и виды внимания. Ориентировочная реакция как физиологическая основа непроизвольного внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания. Гипотезы о механизмах восприятия.

Тема 9. Психофизиология памяти и научения. Память как особая форма отражения действительности. Процессы памяти (запоминание, хранение, воспроизведение информации), закономерности их протекания. Классификация памяти. Временная организация памяти. Этапы формирования энграмм. Время перехода энграмм из краткосрочной в долговременную память. Понятие научения. Формы научения: пассивное, оперативное, научение с помощью наблюдения, инсайт. Теории научения. Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

Тема 10. Психофизиология речи и мыслительной деятельности. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления.

Тема 11. Психофизиология профессиональной деятельности. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Психофизиологические функциональные состояния.

Тема 12. Психофизиология умственного труда. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда; эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде; интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Возрастная психофизиология» используются следующие формы:

● лекции; практические занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы;

● тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий; подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра

● консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения ситуационных задач, подготовке к деловым и ролевым играм.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах по дисциплине «Возрастная психофизиология» составляет 30%.

 

Задания и методические указания по организации и проведению практических и семинарских занятий

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Тема 1. Общая и частная физиология нервной системы

Цель: приобрести навыки исследования функционального состояния центральной нервной системы человека и ознакомиться с ее возрастными особенностями.

Задание 1. Изучить возрастные особенности нервной системы.

Задание 2. Исследовать сухожильные рефлексы.

Задание 3. Исследовать двигательные функции мозжечка.

 

Тема 2. Физиология больших полушарий головного мозга

Вопросы к занятию.

1. Строение больших полушарий головного мозга

2. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий.

3. Белое вещество коры больших полушарий, основные функции.

4. Классификация нейронов коры больших полушарий.

5. Проекционные и ассоциативные зоны больших полушарий головного мозга.

6. Первичные, вторичные и третичные проекционные поля.

7. Поля Бродмана.

8. Локализация функций в коре головного мозга.

9. Роль правого и левого полушария в речевой деятельности

 

Практическое занятие

Тема: «Физиологи вестибулярной сенсорной системы»

Цель: исследовать состояние вестибулярной сенсорной системы с помощью функциональных проб.

Задание 1. Наблюдать нистагм головы и глаз при вращении.

Задание 2. Определить функциональные возможности вестибулярной сенсорной системы (проба Воячека).

Практическое занятие

Тема: «Физиология кожной сенсорной системы»

Цель: ознакомиться с методами изучения свойств кожной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить пространственный порог тактильной чувствительности разных участков кожи.

Задание 2. Исследовать температурную адаптацию рецепторов кожи.

Практическое занятие

Тема: «Физиология зрительной сенсорной системы»

Цель: ознакомиться с методами изучения функционального состояния зрительной сенсорной системы и рассмотреть ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить остроту зрения.

Задание 2. Определить поле зрения.

Задание 3. Выявить слепое пятно на сетчатке глаза (опыт Мариотта).

Задание 4. Наблюдать за изменением диаметра зрачка в зависимости от освещения.

Задание 5. Изучить аккомодацию глаза.

 

Практическое занятие

Тема: «Физиология условных рефлексов»

Цель: ознакомиться с условиями выработки условных рефлексов и с возрастными особенностями их образования.

Задание 1. Выработать зрачковый условный рефлекс.

Задание 2. Выработать условный мигательный рефлекс на звуковой раздражитель.

Задание 3. Выработать навык зеркального письма.

Практическое занятие

Тема: «Функциональная межполушарная асимметрия»

Общие положения

Цель: исследовать функциональную межполушарную асимметрию.

Задание 1. Определить степень функционального доминирования правой руки.

Задание 2. Выявить сенсорную асимметрию.

Тема: «Сигнальные системы действительности»

Цель: овладеть методами определения типов высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем. Изучить возрастные особенности формирования сигнальных систем.

Задание. Определить тип высшей нервной деятельности по соотношению сигнальных систем.

Практическое занятие

Тема: «Типологические особенности высшей нервной деятельности человека»

Цель: исследовать свойства нервной системы человека и определить тип высшей нервной деятельности.

Задание 1. Определить силу нервной системы методом многократной рефлексометрии.

Задание 2. Определить уравновешенность процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Задание 3. Определить подвижность нервных процессов (тест Бурдона).

 

 

Практическое занятие

Тема: «Физиология внимания»

Цель: изучить свойства внимания и его возрастные особенности.

Задание 1. Изучить величину колебания внимания.

Задание 2. Исследовать устойчивость произвольного внимания пробой «Перепутанные линии».

Задание 3. Изучить избирательность вынимания (тест Мюнстерберга).

Практическое занятие

Тема: «Физиология памяти»

Цель: изучить свойства памяти и ее возрастные особенности.

Задание 1. Определить объем кратковременной вербальной памяти.

Задание 2. Определить объем кратковременной невербальной памяти.

Задание 3. Определить объем кратковременной образной памяти.

Задание 4. Определить объем смысловой кратковременной памяти.

 

Практическое занятие

Тема: исследование целенаправленной деятельности человека

Цель: выявить влияние предварительной постановки цели на результат деятельности.

Задание 1. Провести пробу с таблицей (цифра-буква).

Задание 2. Сделать вывод о зависимости результата деятельности от поставленной цели.

 

Практическое занятие

Тема: Внимание и работоспособность

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Задание 1. отыскать, показать и назвать экспериментатору числа в порядке их возрастания.

Задание 2. Построить «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности.

 

6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студентов

Домашние семестровые задания для студентов очной формы обучения

Выполнение, оформление и подготовка к защите домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Задания, необходимые для выполнения домашних семестровых заданий (ДСЗ) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 выдает преподаватель, осуществляющий проведение практических занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.

Домашние семестровые задания выполняются с целью практической проработки разделов дисциплины, что способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний, развивает творческую инициативу и самостоятельность, повышает интерес к изучению дисциплины и прививает навыки научно-исследовательской работы. Домашние семестровые задания по дисциплине выполняются каждым студентов в рамках самостоятельной работы по следующим тематикам:

ДСЗ 1 . «Физиология больших полушарий головного мозга» состоит из пояснительной записки, включающей следующие разделы:

1. Введение.

2. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе.

3. Рефлексометрия как метод оценки функционального состояния ЦНС. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами. Основные ритмы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Формирование ЭЭГ в онтогенезе.

4. Заключение.

ДСЗ 2. «Врожденная и приобретенная деятельность организма» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов.

3 Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.

4. Заключение.

ДСЗ 3. «Биологическое созревание и психическое развитие» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности.

3. Динамика и гетерохронность созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие. Гетерохронность в созревании больших полушарий головного мозга и формирование особенностей психики человека.

4. Заключение.

ДСЗ 4 «Психофизиология эмоционально–потребностной сферы» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга и эмоции. Эмоции и здоровье. Влияние эмоций на деятельность человека.

3. Заключение.

ДСЗ 5. «Психофизиология речи и мыслительной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Речь как исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство.

3. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия.

4. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления. Электроэнцефалографические корреляты мышления. Интеллект, его физиологическая основа и аспекты. Факторы, определяющие уровень развития интеллекта.

5. Заключение.

ДСЗ 6. «Психофизиология профессиональной деятельности» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.

3.  Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

4. Заключение.

ДСЗ 7. «Психофизиология умственного труда» состоит из пояснительной записки, содержащей следующие разделы:

1. Введение.

2. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда). Эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде.

3. Интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха.

4. Заключение.

Каждое домашнее семестровое задание выполняется, оформляется и защищается студентом самостоятельно.

Подготовка к защите домашнего семестрового задания осуществляется самостоятельно каждым студентом с проработкой разделов лекционного материала, охватывающего тему данного ДСЗ, включает в себя выполнение ДСЗ и оформление пояснительной записки в соответствии с требованиями.

Пояснительная записка оформляется на листах белой бумаги форматом А4 и включает следующие разделы: титульный лист, введение, четкое и логичное изложение материала, сопровождаемые в случае необходимости графическими иллюстрациями и рисунками.

В конце пояснительной записки приводится список литературных источников, используемых студентом при выполнении ДСЗ, в том числе дается библиография методических указаний и пособий.

Защита домашних семестровых заданий проводится в форме беседы или тестирования, предусматривает решение ситуационных задач или тестовых заданий и призвана выявить уровень знаний студента по теме защищаемого ДСЗ.

Студенты, не выполнившие ДСЗ, к их защите не допускаются. Защита ДСЗ без пояснительной записки не допускается. Пояснительная записка и графический материал, оформленные небрежно или не в соответствии с предъявляемыми требованиями, к защите не допускаются.

Прием защит ДСЗ проводится преподавателями, осуществляющими проведение практических или лекционных занятий.

 

Задания и методические указания по выполнению контрольных работ

Для изучения курса «Возрастная психофизиология» студентам-заочникам необходимо самостоятельно ознакомится с некоторыми его разделами, а также выполнить контрольную работу. Данный курс является необходимой дисциплиной для подготовки будущих бакалавров. Основной его задачей является приобретение знаний о психофизиологических особенностях человеческого организма. Выполнение контрольной работы является обязательным условием допуска к зачету студентов заочного отделения всех специальностей. Контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Возрастная психофизиология». Задания контрольной работы содержат два вопроса. Студент получает задание, номер которого соответствует последней цифре номера зачетной книжки. Каждый вопрос контрольного задания выполняется в форме реферата. Реферат отличается малым объемом и наиболее полно излагает основное содержание первичного документа. Сущность и назначение реферата заключаются в кратком и достаточно полном изложении основного содержания источника, в передаче новой проблемной информации, имеющейся в прочитанном научном издании. При написании работы студент должен опираться на рекомендуемую литературу, дополнительно использовать литературу других источников, в том числе научных периодических изданий. Составляется план реферата с указанием страниц в тексте, в соответствии с которым и должен излагаться материал. На все использованные цитаты должны быть ссылки. Ссылки могут быть даны в виде указания номера первоисточника в списке литературы. Основная литература должна быть преимущественно не ранее 2012 года издания, а периодические издания за последние 6-12 месяцев. Для выполнения реферативной работы следует использовать не менее 3-4 источников. Ответ на каждый вопрос контрольного задания излагается по схеме:

1. План работы с указанием страниц в тексте.

2. Введение, содержит обоснование актуальности темы, вопросы, которые студент предлагает раскрыть, цели и задачи работы.

3. Краткий исторический экскурс (если этого требует тема).

4. Основная часть, раскрывающая содержание темы, содержит подробный анализ вопроса, а также путей и способов его решения.

5. Заключение представляет собой краткие выводы по изложенному материалу.

6. Список использованной литературы составляется по общепринятым правилам описания источников (автор с инициалами, год издания, издательство, количество страниц).

Оформление контрольной работы. Контрольная работа выполняется на формате А 4 или в обычной тетради. Предпочтителен компьютерный вариант. В случае невозможности напечатать работу реферат пишется от руки четким разборчивым почерком. Объем работы (оба вопроса) в пределах 8-10 страниц рукописного текста или эквивалентно набранный на компьютере. Номер варианта задания выбирается студентом в соответствии с двумя последними цифрами номера его зачетной книжки по предлагаемой схеме:

 

№ варианта задания Две последние цифры номера зачетной книжки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 01, 31, 61, 91 02, 32, 62, 92 03, 33, 63, 93 04, 34, 64, 94 05, 35, 65, 95 06, 36, 66, 96 07, 37, 67, 97 08, 38, 68, 98 09, 39, 69, 99 10, 40, 70, 00 11, 41, 71 12, 42, 72 13, 43, 73 14, 44, 74 15, 45, 75 16, 46, 76 17, 47, 77 18, 48, 78 19, 49, 79 20, 50, 80 21, 51, 81 22, 52, 82 23, 53, 83 24, 54, 84 25, 55, 85 26, 56, 86 27, 57, 87 28, 58, 88 29, 59, 89, 30, 60, 90

 

Вариант 1.

1. Определение психофизиологии как науки.

2. Психофизиологические методы исследования

Вариант 2

1. Анатомия и физиология продолговатого мозга.

2. Кодирование информации

Вариант 3

1. Нервная ткань. Особенности строения и функции нейрона и глиона.

2. Биологические ритмы. Показатели и классификация биоритмов. Совы, жаворонки, аритмики.

Вариант 4

1. Структура и функции синапсов. Механизм передачи возбуждения и торможения в синапсе.

2.  Работоспособность детей и подростков. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности.

Вариант 5

1. Понятие об онтогенезе, росте и развитии организма человека. Возрастная периодизация онтогенеза человека.

2. Принцип обратной связи

Вариант 6

1. Анатомия и физиология промежуточного мозга.

2. Основные положения теории функциональных систем

Вариант 7

1. Ретикулярная формация ствола мозга. Особенности ее строения и функции.

2. Общее представление о функциональных состояниях.

Вариант 8

1. Модель анализатора

2. Методы оценки функционального состояния ЦНС. Рефлексометрия. Электроэнцефалография.

Вариант 9

1. Анатомия и физиология мозжечка.

2. Психофизиология потребностей.

Вариант 10

1. Функциональная асимметрия правого и левого полушарий.

2. Психофизиологические основы мотивации.

Вариант 11

1. Анатомо-физиологические особенности лимбической системы и базальных ядер.

2. Психофизиология восприятия.

 

Вариант 12

1. Строение и функции больших полушарий головного мозга.

2. Психофизиология внимания.

Вариант 13

1. Сенсорные системы. Значение сенсорной информации в развитии детей и подростков. 

2. Нейронные механизмы восприятия яркости, цвета и формы. Движений

Вариант 14

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Классификация анализаторов. Структурно-функциональная характеристика анализаторов. Значение анализаторов в познании окружающего мира.

2. Нейронные механизмы стереоскопического зрения

Вариант 15

1. Сенсорная система зрения. Гигиена зрения.

2. Нейронные механизмы восприятия звука (громкости, высоты)

Вариант 16

1. Сенсорная система слуха. Гигиена слуха.

2. Типы высшей нервной деятельности и темперамента, их классификация и характеристика.

Вариант 17

1. Понятие о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный, мыслительный и промежуточный типы ВНД.

2. Психофизиология движений

Вариант 18

1. Общий план строения нервной системы. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Рефлекторная дуга, ее звенья и их функции.

2. Биоритмы и педагогический процесс. Причины возникновения и значение десинхроноза. Типы десинхроноза. Меры его профилактики.

Вариант 19

1. Строение и функции спинного мозга.

2. Нейронные механизмы построения движений

Вариант 20

1. Анатомия и физиология среднего мозга.

2. Долговременная память, ее нейронные механизмы

Вариант 21

1. Структура и функции нейронов, значение дендритов, аксона, аксонного холмика. Продолжительность жизни нейронов.

2. Понятие онтогенеза. Схема возрастной периодизации. Пренатальный онтогенез.

 

 

Вариант 22

1. Психофизиология бодрствования

2. Сон. Влияние жизненного опыта и непосредственных раздражителей на характер сновидений. Значение фазовых состояний нервных центров. Теории сна.

Вариант 23

1. Виды сна, электроэнцефалография сна

2. Память. Изменение объема запоминания в различные возрастные периоды жизни. Нейронные механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти.

Вариант 24

1. Нейроанатомия эмоций

2. Разделение людей на типы по особенностям высшей нервной деятельности. Особенности характеристик нервных процессов в подростковом возрасте.

Вариант 25

1. Нейрогуморальные механизмы эмоций

2. Структурно-функциональные особенности гипоталамуса промежуточного мозга. Значение гипоталамо-гипофизарной системы.

Вариант 26

1. Функциональная асимметрия мозга и эмоций

2. Зрительный анализатор. Методы оценки его функционального состояния. Гигиена зрения. Рецепторная система глаза. Значение колбочек и палочек. Особенности их распределения на сетчатке глаза. Преломляющие среды глаза. Оптическая система глаза. Значение хрусталика. Аккомодация. Реакция зрачка на свет.

Вариант 27

1. Психофизиология принятия решения

2. Слуховой анализатор. Методы оценки его функционального состояния. Гигиена слуха.

Вариант 28

1. Психофизиология речи

2. Тактильный и мышечный анализаторы. Методы оценки их функционального состояния.

Вариант 29

1. Строение и функционирование синапсов. Значение медиатора. Особенности проведения возбуждения по центральной части рефлекторной дуги.

2. Инстинкт и динамический стереотип. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в воспитании и обучении.

Вариант 30

1. Характеристика вегетативного отдела нервной системы. Его структурные и функциональные особенности.

2. Физиология памяти. Изменение объема запоминания в различные возрастные периоды жизни.

 

6.4. Вопросы для подготовки к зачету

1. Возрастная психофизиология как наука и учебная дисциплина, ее связь с другими науками. Методы исследования.

2. Строение клеточной мембраны, ее основные функции. Механизмы трансмембранного переноса.

3. Структура и функции нейронов, значение дендритов, аксона, аксонного холмика. Продолжительность жизни нейронов.

4. Понятие онтогенеза. Схема возрастной периодизации. Пренатальный онтогенез.

5. Понятие онтогенеза. Схема возрастной периодизации. Постнатальный онтогенез.

6. Понятие онтогенеза. Критические периоды онтогенеза. Акселерация.

7. Возрастные изменения в развитии костей. Остеогенез. Соединения костей скелета. Возрастные особенности.

8. Утомление при мышечной работе. Теории утомления, роль местных и центральных механизмов.

9. Первая и вторая сигнальные системы. 2-я сигнальная система – качественное отличие ВНД человека. Развитие у ребенка речи и мышления.

10. Рефлекс как элементарный акт нервной деятельности. Звенья рефлекторной дуги и их функции.

11. Зрительный анализатор. Методы оценки его функционального состояния. Гигиена зрения.

12. Рецепторная система глаза. Значение колбочек и палочек. Особенности их распределения на сетчатке глаза.

13. Преломляющие среды глаза. Оптическая система глаза. Значение хрусталика. Аккомодация. Реакция зрачка на свет.

14. Слуховой анализатор. Методы оценки его функционального состояния. Гигиена слуха.

15. Тактильный и мышечный анализаторы. Методы оценки их функционального состояния.

16. Строение и функции спинного мозга. Серое и белое вещество. Роль передних и задних корешков.

17. Строение и функционирование синапсов. Значение медиатора. Особенности проведения возбуждения по центральной части рефлекторной дуги.

18. Общий план строения нервной системы. Методы изучения различных отделов ЦНС.

19. Рефлекс. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регулярных процессов.

20. Характеристика вегетативного отдела нервной системы. Его структурные и функциональные особенности.

21. Характеристика среднего мозга. Ориентировочные рефлексы. Позно-тонические рефлексы.

22. Структурно-функциональные особенности гипоталамуса промежуточного мозга. Значение гипоталамо-гипофизарной системы.

23. Таламус промежуточного мозга. Его роль как коллектора всей чувствительности.

24. Мозжечок. Строение и функции. Методы исследования.

25. Большие полушария головного мозга, их строение и функции. Серое и белое вещество. Межполушарная симметрия. Развитие познавательных способностей у детей.

26. Большие полушария головного мозга, их строение и функции. Проекционные и ассоциативные зоны.

27. Характеристика головного мозга. Ствол мозга. Ретикулярная формация.

28. Разделение людей на типы по особенностям высшей нервной деятельности. Особенности характеристик нервных процессов в подростковом возрасте.

29. Условия образования условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов.

30. Условные и безусловные рефлексы. Их сравнительная характеристика. Значение выработки условных рефлексов в процессе воспитания.

31. Классификация условных рефлексов.

32. Безусловное и условное торможение условных рефлексов, их биологическое значение и отличительные черты.

33. Инстинкт и динамический стереотип. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в воспитании и обучении.

34. Память. Изменение объема запоминания в различные возрастные периоды жизни.

35. Нейронные механизмы краткосрочной и долгосрочной памяти.

36. Природные и биологические биоритмы. Типы десинхроноза. Режим дня и здоровье детей и подростков.

37. Показатели и классификация биоритмов. Понятие о биологических часах.

38. Структура нормального сна человека. «Быстрый» и «медленный» сон, состояние вегетативных функций при этих видах сна.

39. Сон. Влияние жизненного опыта и непосредственных раздражителей на характер сновидений. Значение фазовых состояний нервных центров.

40. Теории сна.

41. Биологическое значение эмоций, их характерные черты. Компоненты эмоциональных реакций. Классификация эмоций. Особенности эмоциональных реакций в подростковом и юношеском возрасте.

42. Положительные и отрицательные эмоции. Стенические и астенические эмоции. Влияние эмоций на работоспособность и здоровье человека.

43. Психофизиология речи

44. Психофизиология мышления

45. Психофизиология потребностей.

46. Психофизиологические основы мотивации.

47. Психофизиология восприятия.

48. Психофизиология внимания.

49. Нейронные механизмы восприятия яркости, цвета и формы. Движений

50. Нейронные механизмы стереоскопического зрения

51. Нейронные механизмы восприятия звука (громкости, высоты)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / А. С. Батуев. - 3-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2012. - 316 с.

2. Ляско Е.Е. Психофизиология: учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. - Москва: Академия, 2012. - 335 с.

3. Психофизиология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / [Ю. И. Александров и др.]; под ред. Ю. И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. [и др.]: Питер, 2012. - 463 с.

4. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: учебник для вузов [Гриф УМО] / О. Н. Рыбников. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2014. – 331 с.

5. Югова Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная физиология и психофизиология. [Текст] / Е.А. Югова, Т.Ф.Турова – М:  Академия, 2012. – 336с.

 

Дополнительная литература

1. Безруких М.М. Хрестоматия по возрастной физиологии [Текст]: учеб. для вузов / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М: Академия,2007. – 288с.

2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. [Текст]: учеб. для вузов / Брин В.Б. – Ростов на Дону, Феникс, 1999.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. [Текст]: учеб. для вузов / Данилова Н.Н., Крылова А.Л. – М., Учебная литература, 1997.

4. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Биология человека. Анатомия. Физиология и гигиена человека с основами медицинской экологии в таблицах и схемах. [Текст]: учеб. для вузов / Мрютина Т.М., Ермолаев О.Ю. – М., Медицина, 1988.

5. Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология. [Текст]: учеб. для вузов / Матюрина Т.М., Ермолаев О.Ю. – М., Изд-во УРАО, 1998.

6. Основы психофизиологии [Текст]: учеб. для вузов /под ред. Ю.И.Александрова. М., Инфра-м, 1997.

7. Сапин М.Р., Сивоглазов Р.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. [Текст]: учеб. для вузов / Сапин М.Р., Сивоглазов Р.И.– М., Академия, 2000.

8. Семенов Э.В. Физиология и анатомия. [Текст]: учеб. для вузов / Семенов Э.В. –М., 1997.

9. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. [Текст]: учеб. для вузов / Смирнов В.М.– М., Академия, 2000.

10. Судаков К.В. Нормальная физиология. [Текст]: учеб. для вузов / Судаков К.В.– М., 1999.

11. Физиология человека [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Н.А. Агадженяна. – М.: Медицинская книга; НН: НГМА, 2008.- 257с.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.informika.ru;

www.mon.gov.ru;

www.wikipedia.org;

www.edu.ru;

www.rsl.ru;

www.gnpbu.ru.

 

 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Микроскопы, микропрепараты, секундомеры, предметные стекла с микропрепаратами тканей, тонометр электронный, фонендоскопы, спирометры, рефлексометр, периметр.

Мультимедийная техника.

Комплекты таблиц.


 

 

Рабочая программа дисциплины

«Возрастная психофизиология»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины                                                   4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы          4

3. Результаты освоения дисциплины                                              5

4. Структура и содержание дисциплины                                          8

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы 8

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины       9

4.3. Содержание разделов (тем) дисциплин                                  11

5. Образовательные технологи                                                       13

6. Учебно-методические материалы                                               13

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических и семинарских занятий                                                        15

6.2. Задания и методические указания по выполнению самостоятельной работы студента                                                                                    17

6.3. Задания и методические указания по выполнению контрольных работ 20

6.4. Вопросы для подготовки к зачету                                          25

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 27

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины                 28

 



ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование у студентов базиса знаний о возрастных особенностях функционирования организма человека и физиологических основах психической деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у студентов базовые знания о психофизиологической сущности человека, необходимые для полноценного усвоения курсов психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин.

2. Рассмотреть психофизиологические особенности организма человека на различных возрастных этапах онтогенеза.

3. Опираясь на современные достижения в области физиологии и психофизиологии, вооружить студентов знаниями о физиологических механизмах восприятия, внимания, памяти, функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, эмоциональных состояний, стресса и других психофизиологических процессов и явлений.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к базовой части модуля общепрофессиональных дисциплин.

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней  общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Биология». 

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения возрастной психофизиологии, имеют практическую направленность и необходимы для дальнейшего изучения таких учебных дисциплин как «Общая психология», «Педагогика», «Психология профессионального образования», «Безопасность жизнедеятельности».

Основное значение возрастной психофизиологии в образовании бакалавра заключается в приобретении навыков и умений, необходимых для работы с детьми и подростками в школе и средних специальных учебных заведениях. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом психофизиологических особенностей студентов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Умения: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии. 

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Общая психология», «Педагогика», «Психология профессионального образования», «Безопасность жизнедеятельности».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВО.

общепрофессиональные –

ОПК-2 – способность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающей в ходе профессионально-педагогической деятельности;

ОПК-6 – способность к когнитивной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать –

З1: строение и функции нервной системы; особенности развития нервной системы; закономерности передачи нервных импульсов, особенности взаимодействия нервных процессов структурно-функциональную характеристику сенсорных систем; типы высшей нервной деятельности;

З2: характерные особенности и механизмы развития инстинктов и динамических стереотипов, критерии созревания организма человека, понятия акселерации и ретардации в процессе развития; классификацию потребностей, мотиваций и эмоций; механизмы восприятия и значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания.

З3: закономерность протекания процессов памяти, этапы формирования энграмм; локализацию центров речи, механизмы их взаимодействия; психофизиологические критерии эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности; психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

Уметь –

У1: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов;

У2: оценивать эффективность результатов профессиональной деятельности в различных сферах;

У3: рационально, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организовывать учебно-воспитательный процесс;

У4: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой

Владеть –

В1: методиками изучения функционального состояния организма;

В2: методиками оценки психофизиологических показателей человека;

В3: методами оценки и рационализации режимов труда и отдыха учащихся.

В4: приемами оказания первой медицинской помощи

Таблица 1

Результаты обучения

 

Код Компетенции Содержание компетенции Перечень планируемых результатов обучения
ОПК-2 способность выявлять естественнонаучную сущность проблемы, возникающей в ходе профессионально-педагогической деятельности З1: строение и функции нервной системы; особенности развития нервной системы; закономерности передачи нервных импульсов, особенности взаимодействия нервных процессов структурно-функциональную характеристику сенсорных систем; типы высшей нервной деятельности; З2: характерные особенности и механизмы развития инстинктов и динамических стереотипов, критерии созревания организма человека, понятия акселерации и ретардации в процессе развития; классификацию потребностей, мотиваций и эмоций; механизмы восприятия и значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания. З3: закономерность протекания процессов памяти, этапы формирования энграмм; локализацию центров речи, механизмы их взаимодействия; психофизиологические критерии эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности; психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. У2: оценивать эффективность результатов профессиональной деятельности в различных сферах; У3: рационально, с учетом возрастных психофизиологических особенностей организовывать учебно-воспитательный процесс; В2: методиками оценки психофизиологических показателей человека; В3: методами оценки и рационализации режимов труда и отдыха учащихся.
ОПК-6. способность к когнитивной деятельности З3: закономерность протекания процессов памяти, этапы формирования энграмм; локализацию центров речи, механизмы их взаимодействия; психофизиологические критерии эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности; психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. У1: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов У4: самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой В1: методиками изучения функционального состояния организма; В3: методами оценки и рационализации режимов труда и отдыха учащихся

 


4. СТРУКТУРА И содержание ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость составляет

Аудиторная: 3 зачетных единиц /108 часов

Самостоятельная: 56 часов – дневное отделение; 98 часов – заочное отделение.

Таблица 2

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы

Форма обучения

Очная Заочная

Семестр изучения

3-й 1-й
Кол-во часов Кол-во часов  
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3/108 3/108
Контактная работа, в том числе: 52 12
Лекции 18 4
Практические занятия 34 8
Самостоятельная работа, в том числе: 56 98
Изучение теоретического курса 10 30
Самоподготовка к текущему контролю знаний 16 30
Подготовка и защита реферата 20 -
Подготовка к защите работ - 10
Контрольная работа - 10
Подготовка к зачету 10 18

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 3

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Всего часов

Виды контактной работы(в часах)

СРС

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия
 
1 Введение. Общая и частная физиология нервной системы 3 9 1 4 4 Контрольные вопросы – 1  
2 Физиология больших полушарий головного мозга 3 7 1 2 4 тест – 1
3 Физиология сенсорных систем 3 10 2 4 4 Практическое задание- 3 Программированный контроль – 3
4 Физиология высшей нервной деятельности 3 9 1 4 4 Программированный контроль – 3
5 Врожденная и приобретенная деятельность организма 3 7 1 2 4 Анализ и решение конкретной ситуации – 4 Контрольные вопросы проблемного характера – 4
6 Биологическое созревание и психическое развитие 3 7 1 2 4 Выступление на семинаре - 4 Практическое задание - 4  
7 Психофизиология эмоционально–потребностной сферы 3 12 2 6 4 Практическое задание - 5 Программированный контроль – 5
8 Психофизиология внимания и восприятия информации 3 8 2 2   Контрольные вопросы проблемного характера – 6 Практическое задание – 6
9 Психофизиология памяти и научения 3 10 2 2 6 Семинарское занятие - 7  
10 Психофизиология речи и мыслительной деятельности 3 10 2 2 6 Контрольные вопросы проблемного характера – 8 Практическое задание – 8
11 Психофизиология профессиональной деятельности 3 10 2 2 6 Контрольные вопросы проблемного характера – 9  
12  Психофизиология умственного труда   3 9 1 2 6 Контрольные вопросы - 10  
Итого за семестр   108 18 34 56 Зачет

 

Таблица 4



Практические занятия

№ темы Наименование практических работ Количество ауд часов
1 Исследование функционального состояния центральной нервной системы человека 4
2 Определение функциональной межполушарная асимметрия 2
3 Изучение функционального состояния зрительной, слуховой, тактильной сенсорной систем 4
4 Условия и механизм выработки условных рефлексов. Определение типологических особенностей высшей нервной деятельности человека 4
5 Предусмотрено семинарское занятие 2
6 Предусмотрено семинарское занятие 2
7 Предусмотрено семинарское занятие 6
8 Исследование концентрации внимания Определение объема внимания 2
9 Определение краткосрочной механической памяти 2
10 Предусмотрено семинарское занятие 2
11 Предусмотрено семинарское занятие 2
12 Исследование работоспособности человека 2

 

4.3. Содержание разделов (тем ) дисциплины

Тема 1. Общие психофизиологические понятия. Общая и частная физиология нервной системы. Общая физиология нервной системы. Общий план строения нервной системы. Формирование различных отделов нервной системы в онтогенезе. Нейрон-структурная и функциональная единица центральной нервной системы (ЦНС). Классификация нейронов. Рефлекс. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регулярных процессов. Звенья рефлекторной дуги и их функции. Нервный центр, его морфофункциональные особенности и свойства. Значение обратной афферентации в осуществлении приспособительных реакций организма. Частная физиология центральной нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Основные спинальные рефлексы. Физиология продолговатого мозга. Средний мозг. Зрительные и слуховые ориентировочные рефлексы. Рефлексы выпрямления и установки тела в пространстве. Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентных путей. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и основные функции мозжечка

Тема 2 Физиология больших полушарий головного мозга.

Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Сенсорные и моторные зоны коры. Ассоциативные области коры. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе. Билатеральная симметрия и функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами, ее основные ритмы

Тема 3. Физиология сенсорных систем. Физиология сенсорных систем. Структурно-функциональная характеристика анализатора. Функциональное значение и возрастные особенности зрительного, слухового, вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Тема 4. Физиология высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности. Развитие представлений о ВНД. Понятие низшей, высшей нервной деятельности и психической деятельности. Методы изучения ВНД. Безусловные и условные рефлексы, их отличительные особенности и классификации. Условия и физиологический механизм образования условных рефлексов. Онтогенез безусловных и условных рефлексов. Понятие типа ВНД. Классификация и характеристика типов ВНД. Тип ВНД и темперамент. Изменения ВНД в подростковом возрасте. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

Тема 5. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. Ведущая роль биологической мотивации в инстинктивной деятельности. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.

Тема 6. Биологическое созревание и психическое развитие. Биологическое созревание и психическое развитие. Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Индивидуальный темп развития. Предикторы развития. Пластичность ЦНС в онтогенезе. Эффекты обогащения и обеднения среды. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности.

Тема 7. Психофизиология эмоционально–потребностной сферы. Понятие потребности. Классификация потребностей. Мотивация как фактор организации поведения. Виды мотиваций. Физиологические теории развития мотиваций. Эмоции. Нейроанатомические субстраты эмоций. Классификация эмоций, их характерные черты. Компоненты эмоций.

Тема 8. Психофизиология внимания и восприятия информации. Понятие и виды внимания. Ориентировочная реакция как физиологическая основа непроизвольного внимания. Нейрофизиологические механизмы внимания. Значение таламуса и фронтальных зон коры головного мозга в организации внимания. Гипотезы о механизмах восприятия.

Тема 9. Психофизиология памяти и научения. Память как особая форма отражения действительности. Процессы памяти (запоминание, хранение, воспроизведение информации), закономерности их протекания. Классификация памяти. Временная организация памяти. Этапы формирования энграмм. Время перехода энграмм из краткосрочной в долговременную память. Понятие научения. Формы научения: пассивное, оперативное, научение с помощью наблюдения, инсайт. Теории научения. Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

Тема 10. Психофизиология речи и мыслительной деятельности. Основные звенья речи. Локализация центров речи, их физиология и функциональное единство. Онтогенез речи. Афазия. Речевая киностезия. Экспрессивная, импрессивная, внутренняя речь. Речевая функциональная асимметрия. Мышление и речь. Современные представления о природе и механизме мышления.

Тема 11. Психофизиология профессиональной деятельности. Роль психофизиологии в решении практических задач психологии труда. Методы исследований в психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности и детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. Психофизиологические функциональные состояния.

Тема 12. Психофизиология умственного труда. Психофизиологические основы эффективности умственного труда при профессионально-педагогической деятельности (понятие умственного труда; эффективность умственной деятельности; информационный компонент при умственном труде; интенсификация умственного труда и утомление, последствия; физиологическая рационализация режимов труда и отдыха).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании курса «Возрастная психофизиология» используются следующие формы:

● лекции; практические занятия, в рамках которых решаются задачи, обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; проводятся ролевые игры, контрольные работы;

● тестирование по отдельным темам дисциплины;

● самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, выполнение домашних заданий, выполнение и подготовка к защите домашних семестровых заданий; подготовка к текущему контролю знаний и к промежуточным аттестациям;

● рейтинговая технология контроля учебной деятельности студентов для обеспечения их ритмичной работы в течение семестра

● консультирование студентов по вопросам учебного материала, решения ситуационных задач, подготовке к деловым и ролевым играм.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах по дисциплине «Возрастная психофизиология» составляет 30%.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Задания и методические указания по организации и проведению практических и семинарских занятий

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

 

Тема 1. Общая и частная физиология нервной системы

Цель: приобрести навыки исследования функционального состояния центральной нервной системы человека и ознакомиться с ее возрастными особенностями.

Задание 1. Изучить возрастные особенности нервной системы.

Задание 2. Исследовать сухожильные рефлексы.

Задание 3. Исследовать двигательные функции мозжечка.

 

Тема 2. Физиология больших полушарий головного мозга

Вопросы к занятию.

1. Строение больших полушарий головного мозга

2. Морфофункциональные особенности коры больших полушарий.

3. Белое вещество коры больших полушарий, основные функции.

4. Классификация нейронов коры больших полушарий.

5. Проекционные и ассоциативные зоны больших полушарий головного мозга.

6. Первичные, вторичные и третичные проекционные поля.

7. Поля Бродмана.

8. Локализация функций в коре головного мозга.

9. Роль правого и левого полушария в речевой деятельности

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 434.