Б1.В.ОД.4.10. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Уровень высшего образования | Бакалавриат |
Направление подготовки | Направление 44.03.01 Педагогическое образование |
Профиль | История |
Форма обучения | Заочная |
Нижний Тагил
2018
Рабочая программа дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины». Нижний Тагил : Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018. – 15 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 , профиль История.
Авторы: доктор исторических наук, профессор, Ю. Б. Сериков
профессор;
кандидат исторических наук, доцент В.Ф. Мезенцев
Рецензент:
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических наук
Заведующий кафедрой Н. Ю. Мочалова
Рекомендована к печати методической комиссией социально-гуманитарного факультета
Рекомендована к печати методической комиссией социально-гуманитарного факультета
Председатель методической комиссии СГФ Н. А. Тарасова
Декан СГФ И.В. Даренская
© Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет», 2018.
© Сериков Юрий Борисович, 2018.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи освоения дисциплины…………………………………………………. | 4 |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………… | 4 |
3. Результаты освоения дисциплины…………………………………………………….. | 4 |
4. Структура и содержание дисциплины………………………………………………… | 5 |
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………….. | 5 |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины………………………. | 5 |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины………………………………………... | 6 |
5. Образовательные технологии…………………………………………………………. | 10 |
6. Учебно-методические материалы…………………………………………………….. | 10 |
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий…………………………………………………………………… | 10 |
6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента……………………………………………………………………………………. | 11 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………………………….. | 11 |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………….. | 11 |
9. Текущая аттестация качества усвоения знаний………………………………………. | 12 |
10. Промежуточная аттестация…………………………………………………………... | 12 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формирование представлений о вспомогательных исторических дисциплинах как инструменте изучения исторического источника.
Задачи:
1. Ознакомить с предметно-информационным содержанием вспомогательных исторических дисциплин;
2. Сформировать умение комплексного анализа и критики исторического источника на базе знаний вспомогательных исторических дисциплин;
3. Научить обобщать факты и события, давать сравнительные характеристики, вычленять причинно-следственные связи;
4. Развивать коммуникативные и презентационные умения студентов.
5. Сформировать умения, способствующие углублению получаемых знаний, организации студентом собственной познавательной деятельности (работа с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, справочными изданиями, вещественными источниками).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» является частью учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «История». Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» включена в Блок Б.1 «Дисциплины (модули)» и является составной частью раздела Б1.В. «Вариативная часть», Б1.В.ОД «Обязательные дисциплины». Дисциплина реализуется в НТГСПИ на кафедре гуманитарных и социально-экономических наук.
Данная дисциплина логически связана с дисциплинами профиля «История» – «История древнего мира», «История», «Источниковедение» и профиля «Обществознание» – «Историческое краеведение», которые изучаются на первом курсе. Студентам необходимо знать основы данных дисциплин, чтобы сформировать научно-мировоззренческую базу для дальнейшего изучения исторических дисциплин. При изучении учебного предмета привлекаются сведения по географии, геологии, минералогии, социологии, мифологии, семиотики и др., что существенно расширяет образовательные возможности дисциплины.
В силу того, что дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» формирует знания и навыки работы с историческим источником, умения научно-исследовательского плана, освоение ее необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как «История и культура Урала» и «История России с древнейших времен до XXI», которые изучаются соответственно на 2 и 3 курсах.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
Ø ОК-2 – способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
Ø ПК-1 - – готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Ø предмет и методы вспомогательных исторических дисциплин и их место среди других дисциплин;
Ø методологию и проблематику вспомогательных исторических дисциплин, современное состояние науки;
Ø предметно-информационное содержание вспомогательных исторических дисциплин;
Ø базовый понятийный аппарат дисциплины;
Уметь:
Ø подвергать комплексному критическому анализу различные виды исторических источников, систематизировать, структурировать информацию, извлеченную из исторического источника
Ø использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
Владеть:
Ø технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения |
Заочная | |
1 курс | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 288 |
Контактная работа, в том числе: | 8 |
Лекции | 4 |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа, в том числе: | 267 |
Изучение теоретического курса | 254 |
Самоподготовка к контролю знаний | 13 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Всего, часов | Вид контактной работы, час | Самостоятельная работа, час | |||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | Из них в интерактивной форме | |||
Введение. Предмет, задачи и методы вспомогательных исторических наук | 3 | 1 | - | - | - | 22 |
Тема 1. Палеография | 3 | 1 | - | - | - | 22 |
Тема 2. Историческая хронология | 3 | 1 | 2 | - | 2 | 22 |
Тема 3. Наградная система Российской империи и СССР | 3 | - | 2 | - | - | 22 |
Тема 4. Наградная система современной России | 3 | - | - | - | - | 22 |
Тема 5. Историческая метрология | 3 | - | - | - | 22 | |
Тема 6. Денежное обращение в X–XIV вв. | 3 | 1 | - | - | - | 22 |
Тема 7. Денежные реформы XVI–XVII вв. | 3 | - | - | - | - | 22 |
Тема 8. Денежное обращение в XVIII–XIX вв. | 3 | - | - | - | - | 22 |
Тема 9. Денежное обращение в СССР и современной России | 3 | - | - | - | - | 20 |
Зачет | 13 | |||||
Экзамен | 36 | - | - | - | - | 36 |
Итого | 288 | 4 | 4 | - | 2 | 267 |
Практические занятия
№ раздела | Наименование лабораторных работ | Кол-во ауд. часов |
2 | Тема 1. Основные понятия исторической хронологии | 2 |
2 | Тема 2. Наградная система Российской империи | 2 |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Лекционный курс
Тема 1. Предмет, задачи и методы вспомогательных исторических дисциплин
Введение. Предмет и задачи курса. Назначение вспомогательных исторических дисциплин. Основные подходы и методы к изучению вспомогательных исторических дисциплин. Понятия и термины. Специфика курса. Значение знания вспомогательных исторических дисциплин для преподавания истории в школе.
Тема 2. Палеография как вспомогательная историческая дисциплина.
Предмет и метод палеографии. Внешние признаки источников. Основные проблемы возникновения славянской письменности. Кириллица и глаголица. Типы письма: устав, полуустав, скоропись. Реформы графики в 1708 и 1918 гг. Материал для письма (пергамен, береста, бумага). Средства закрепления информации. Водяные знаки (филиграни), штемпели. Палеографическое описание текстов источников.
Тема 4. Геральдика
Происхождение герба. Становление геральдики в России. Советская геральдика. Теоретическая геральдика. Составные части герба. Гербовый щит. Геральдические цвета и металлы. Основные геральдические и негеральдические фигуры. Шлем. Нашлемник. Украшение шлема. Геральдические короны. Щитодержатель. Мантия герба. Намет. Девиз.
Государственные гербы царской России, РСФСР, СССР и Российской Федерации. Авторы гербов.
Производственная эмблематика. Марки русского фарфора. Изобретение фарфора Д.И. Виноградовым. Фарфор Ф. Гарднера, А. Попова, М. Кузнецова.
Образовательные технологии
Реализация программы дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» предусматривает такие формы и методы работы со студентами, в которых усвоение учебного материала происходит в условиях, близких к условиям его применения на практике, например, через разработку и реализацию проектов, погружение студентов в предметную среду.
Программа предусматривает повышение роли самостоятельной работы студентов. Она включает исследовательскую работу студентов совместно с преподавателем, обеспечивая ее проблемно-ориентированный характер.
При реализации дисциплины предусмотрено сочетание традиционных форм и методов ведения занятий с применением отдельных элементов современных педагогических и коммуникационных технологий. Так, в учебном процессе используются активные (разбор конкретных исторических ситуаций, дискуссии) и интерактивные (создание студентами мультимедийных учебных пособий) формы обучения.
Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий
Тема 1. Основные понятия исторической хронологии
1. Единицы измерения времени: сутки и месяц.
2. Лунный и тропический год.
3. Типы календарных систем.
4. Понятие эры, виды эр.
5. Поясное и декретное время. Линия перемены дат.
Литература для подготовки к семинару:
1. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. – М.: Наука, 1987. – 80 с.
2. Демидов В. Время, хранимое как драгоценность. – М.: Знание, 1977. – 176 с.
3. Каменцева Е.И. Хронология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 160 с.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. – М.: Наука, 1990. – 478 с.
5. Михайлов А. Часовые пояса и «летнее время» // Наука и жизнь. – 1981. – № 3. – С. 33–35.
6. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. – М.: Высшая школа, 1981. – 191 с.
7. Селешников С.И. История календаря и хронология. – М.: Наука, 1972. – 224 с.
8. Хренов Л.С., Голуб И.Н. Время и календарь. – М.: Наука, 1989. – 128 с.
9. Шур Я.И. Рассказы о календаре. – М.: Госполитиздат, 1962. – 205 с.
Задания и методические указания по организации
самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студентов ОЗО предполагает подготовку к семинарским занятиям, зачету и экзамену, выполнение контрольной работы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
1. Леонтьева Г.А., Шорин Н.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 381 с. (15 экз.)
Дополнительная литература
1. Абрамова Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины : учеб. пособ. для вузов / Н. Г. Абрамова ; Т. А. Круглова. - М.: Академия, 2008. - 366,[1] с.
2. Леонтьева Г.А., Шорин Н.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов – М.: Просвещение, 1994. – 286 с.
3. Каменцева Е.И. Хронология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 160 с.
4. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин Н.А. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие для студентов исторических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
5. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. – М.: Высшая школа, 1981. – 191 с.
6. Специальные исторические дисциплины: Учеб. пособие / С. В. Белецкий, И. В. Воронцова, З. В. Дмитриева и др.; Сост. М. М. Кром. 2-е изд., испр. CП6.: Дмитрий Буланин, 2003.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме экзамена. Экзамен в проводится в форме ответа на теоретические вопросы.
Примерный перечень вопросов:
1. Вспомогательные исторические дисциплины, их задачи и комплексный метод использования.
2. Использование вспомогательных исторических дисциплин в школьной практике.
3. История изучения вспомогательных исторических дисциплин.
4. Предмет, задачи, история развития и методы палеографии.
5. Возникновение письменности. Славянские алфавиты: кириллица и глаголица.
6. Старославянский язык, изводы, церковнославянский язык.
7. Характеристика особенностей графики древнейшего и позднего устава.
8. Пергамен и береста как материал для письма.
9. Украшения книги в XI-XII вв. Формат.
10. Полуустав как тип письма.
11. Бумага. Использование филиграней для датировки бумаги.
12. Тератологический орнамент. Миниатюра, вязь.
13. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных памятников XV-XVII вв.
14. Справочники бумажных водяных знаков и их практическое использование.
15. Скоропись как тип письма.
16. Украшение рукописей в XV-XVII вв.
17. Скоропись в XVII-XVIII вв.
18. Бумага и ее признаки в XVIII и XIX вв.
19. Украшение рукописей в XVIII и XIX вв.
20. Орудия письма, чернила, краски.
21. Предмет, задачи, история развития исторической хронологии.
22. Понятие календаря и древнейшие календарные системы.
23. Земледельческий календарь славян.
24. Юлианский и Григорианский календари.
25. Прямая и косвенная датировка.
26. Предмет, задачи, метод и история развития метрологии.
27. Меры Древнерусского государства.
28. Меры периода феодальной раздробленности.
29. Меры единого Российского государства и первые попытки их унификации.
30. Причины перевода русских мер на английскую систему мер. Характеристика мер.
31. Создание международной метрической системы мер и введение ее в России.
32. Предмет, задачи, метод и история развития сфрагистики.
33. Происхождение и виды печатей.
34. Княжеские печати XII-XV вв. Расшатывание иконописного типа патронального святого на печатях.
35. Большая и малая государственная печать в XV-XVII вв.
36. Печати центральных и местных государственных учреждений в XV-XVII вв.
37. Государственная печать в XVIII-XX вв.
38. Государственные печати РСФСР и СССР.
39. Предмет, задачи, метод и история развития геральдики.
40. Государственный герб России. Характеристика основных и дополнительных элементов государственного герба.
41. Государственные гербы в послеоктябрьский период.
42. Дворянские гербы в России и примеры их символики.
43. Городские дореволюционные гербы.
44. Традиционное и новое в современных городских гербах.
45. Предмет, задачи, метод и история развития нумизматики.
46. Эквиваленты денег в древности и причины перехода к денежному обращению.
47. Клады как исторический источник.
48. Римские, византийские и восточные монеты на территории Древней Руси.
49. Первые русские монеты. Дискуссионность вопроса о времени и причинах их появления.
50. Безмонетный период в истории Руси.
51. Возобновление самостоятельной чеканки монет на Руси. Особенность местных монетных систем.
52. Денежная реформа 1534 г. и ее значение.
53. Денежная реформа 1654-1663 гг. Новые денежные номиналы.
54. Монетная реформа Петра I. Типы новых монет.
55. Денежные реформы Е.Ф. Канкрина и С.Ю. Витте. Их значение.
56. Денежные реформы 1922, 1924, 1947 и 1961 гг. Денежный металл и изображения на монетах.
57. Орден и его происхождение.
58. Ордена, медали и другие награды петровской эпохи.
59. Георгиевские награды и кавалеры.
60. Ордена в России конца 18 – первой трети 19 вв.
61. Награды Белых Армий.
62. Первые награды РСФСР.
63. Награды Советского Союза в довоенный период.
64. Советские ордена и медали периода Великой Отечественной войны.
65. Послевоенные награды СССР.
66. Новые награды суверенной России.
Б1.В.ОД.4.10. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Уровень высшего образования | Бакалавриат |
Направление подготовки | Направление 44.03.01 Педагогическое образование |
Профиль | История |
Форма обучения | Заочная |
Нижний Тагил
2018
Рабочая программа дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины». Нижний Тагил : Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018. – 15 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 , профиль История.
Авторы: доктор исторических наук, профессор, Ю. Б. Сериков
профессор;
кандидат исторических наук, доцент В.Ф. Мезенцев
Рецензент:
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических наук
Заведующий кафедрой Н. Ю. Мочалова
Рекомендована к печати методической комиссией социально-гуманитарного факультета
Рекомендована к печати методической комиссией социально-гуманитарного факультета
Председатель методической комиссии СГФ Н. А. Тарасова
Декан СГФ И.В. Даренская
© Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет», 2018.
© Сериков Юрий Борисович, 2018.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи освоения дисциплины…………………………………………………. | 4 |
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………………… | 4 |
3. Результаты освоения дисциплины…………………………………………………….. | 4 |
4. Структура и содержание дисциплины………………………………………………… | 5 |
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы………….. | 5 |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины………………………. | 5 |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины………………………………………... | 6 |
5. Образовательные технологии…………………………………………………………. | 10 |
6. Учебно-методические материалы…………………………………………………….. | 10 |
6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий…………………………………………………………………… | 10 |
6.2. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента……………………………………………………………………………………. | 11 |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………………………….. | 11 |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………………….. | 11 |
9. Текущая аттестация качества усвоения знаний………………………………………. | 12 |
10. Промежуточная аттестация…………………………………………………………... | 12 |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: формирование представлений о вспомогательных исторических дисциплинах как инструменте изучения исторического источника.
Задачи:
1. Ознакомить с предметно-информационным содержанием вспомогательных исторических дисциплин;
2. Сформировать умение комплексного анализа и критики исторического источника на базе знаний вспомогательных исторических дисциплин;
3. Научить обобщать факты и события, давать сравнительные характеристики, вычленять причинно-следственные связи;
4. Развивать коммуникативные и презентационные умения студентов.
5. Сформировать умения, способствующие углублению получаемых знаний, организации студентом собственной познавательной деятельности (работа с учебной и научной литературой, Интернет-ресурсами, справочными изданиями, вещественными источниками).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» является частью учебного плана по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «История». Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» включена в Блок Б.1 «Дисциплины (модули)» и является составной частью раздела Б1.В. «Вариативная часть», Б1.В.ОД «Обязательные дисциплины». Дисциплина реализуется в НТГСПИ на кафедре гуманитарных и социально-экономических наук.
Данная дисциплина логически связана с дисциплинами профиля «История» – «История древнего мира», «История», «Источниковедение» и профиля «Обществознание» – «Историческое краеведение», которые изучаются на первом курсе. Студентам необходимо знать основы данных дисциплин, чтобы сформировать научно-мировоззренческую базу для дальнейшего изучения исторических дисциплин. При изучении учебного предмета привлекаются сведения по географии, геологии, минералогии, социологии, мифологии, семиотики и др., что существенно расширяет образовательные возможности дисциплины.
В силу того, что дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» формирует знания и навыки работы с историческим источником, умения научно-исследовательского плана, освоение ее необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как «История и культура Урала» и «История России с древнейших времен до XXI», которые изучаются соответственно на 2 и 3 курсах.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
Ø ОК-2 – способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
Ø ПК-1 - – готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Ø предмет и методы вспомогательных исторических дисциплин и их место среди других дисциплин;
Ø методологию и проблематику вспомогательных исторических дисциплин, современное состояние науки;
Ø предметно-информационное содержание вспомогательных исторических дисциплин;
Ø базовый понятийный аппарат дисциплины;
Уметь:
Ø подвергать комплексному критическому анализу различные виды исторических источников, систематизировать, структурировать информацию, извлеченную из исторического источника
Ø использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;
Владеть:
Ø технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных знаний.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения |
Заочная | |
1 курс | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 288 |
Контактная работа, в том числе: | 8 |
Лекции | 4 |
Практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа, в том числе: | 267 |
Изучение теоретического курса | 254 |
Самоподготовка к контролю знаний | 13 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Всего, часов | Вид контактной работы, час | Самостоятельная работа, час | |||
Лекции | Практ. занятия | Лаб. работы | Из них в интерактивной форме | |||
Введение. Предмет, задачи и методы вспомогательных исторических наук | 3 | 1 | - | - | - | 22 |
Тема 1. Палеография | 3 | 1 | - | - | - | 22 |
Тема 2. Историческая хронология | 3 | 1 | 2 | - | 2 | 22 |
Тема 3. Наградная система Российской империи и СССР | 3 | - | 2 | - | - | 22 |
Тема 4. Наградная система современной России | 3 | - | - | - | - | 22 |
Тема 5. Историческая метрология | 3 | - | - | - | 22 | |
Тема 6. Денежное обращение в X–XIV вв. | 3 | 1 | - | - | - | 22 |
Тема 7. Денежные реформы XVI–XVII вв. | 3 | - | - | - | - | 22 |
Тема 8. Денежное обращение в XVIII–XIX вв. | 3 | - | - | - | - | 22 |
Тема 9. Денежное обращение в СССР и современной России | 3 | - | - | - | - | 20 |
Зачет | 13 | |||||
Экзамен | 36 | - | - | - | - | 36 |
Итого | 288 | 4 | 4 | - | 2 | 267 |
Практические занятия
№ раздела | Наименование лабораторных работ | Кол-во ауд. часов |
2 | Тема 1. Основные понятия исторической хронологии | 2 |
2 | Тема 2. Наградная система Российской империи | 2 |
4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины
Лекционный курс
Тема 1. Предмет, задачи и методы вспомогательных исторических дисциплин
Введение. Предмет и задачи курса. Назначение вспомогательных исторических дисциплин. Основные подходы и методы к изучению вспомогательных исторических дисциплин. Понятия и термины. Специфика курса. Значение знания вспомогательных исторических дисциплин для преподавания истории в школе.
Тема 2. Палеография как вспомогательная историческая дисциплина.
Предмет и метод палеографии. Внешние признаки источников. Основные проблемы возникновения славянской письменности. Кириллица и глаголица. Типы письма: устав, полуустав, скоропись. Реформы графики в 1708 и 1918 гг. Материал для письма (пергамен, береста, бумага). Средства закрепления информации. Водяные знаки (филиграни), штемпели. Палеографическое описание текстов источников.
Тема 3. Историческая хронология
Единицы измерения времени – сутки, месяц, год. Сутки звездные и солнечные. Месяц синодический и сидерический. Год лунный и солнечный. Типы календарных систем. Лунный, солнечный и лунно-солнечный календарь. Понятие эры. Виды эр. Мировые эры. Поясное и декретное время. Линия перемены дат.
История календарей. Древневавилонский календарь. Древнеегипетский календарь. Древнекитайский циклический календарь. Древнеримский календарь. Реформы календаря Юлием Цезарем и Григорием XΙΙΙ. «Республиканский календарь» Французской революции. История календаря в России.
Недостатки современного календаря. Проекты новых календарей.
Тема 4. Геральдика
Происхождение герба. Становление геральдики в России. Советская геральдика. Теоретическая геральдика. Составные части герба. Гербовый щит. Геральдические цвета и металлы. Основные геральдические и негеральдические фигуры. Шлем. Нашлемник. Украшение шлема. Геральдические короны. Щитодержатель. Мантия герба. Намет. Девиз.
Государственные гербы царской России, РСФСР, СССР и Российской Федерации. Авторы гербов.
Производственная эмблематика. Марки русского фарфора. Изобретение фарфора Д.И. Виноградовым. Фарфор Ф. Гарднера, А. Попова, М. Кузнецова.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 582.