ГОЙ ТЫ ВЕЛЕСЕ ВО ЗВЕЗДНЫХ ВЕСЯХ
ВО МРАКЕ ГРЯДЫЙ А ДНЕСЬ ВОЗРАДУЙ
ВО СТЕЗЯХ ТАЙНЫХ ВО ДАЛЯХ ДАЛЬНИХ
ВО ХЛЯБЯХ ПЕСНЬЮ ТВОЕ КУДЕСЬЕ
ВО ДРЕВНИХ ВЕКАХ ВО БЕЛЫХ РЕКАХ
ВО ДОЛЬНИХ ВОДАХ В ПОДЗЕМНЫХ ХОДАХ
ВО ВЕЩЕМ СЛОВЕ ВО ХЛЕБНОМ ПОЛЕ
В КОЩУНЕ ПЕСНЕ СЛАВЬСЯ ВЕЛЕСЕ!
ГОЙ!
1. Поистине, многое из того, что описано в «Книге...» сей, было ещё до того, как Земля-Матушка наша начала быть.
2. Речено во «Звёздной Книги Велесовой»:
«По Тверди Небесной — по Дороге Чудесной — шёл Вещий Странник, Родов Посланник. Шёл Он по-над Бездною, творил волшбу Вещей Песнею. Рёк Имена Несказанные, стало в Яви чтоб Богоданное. Как снежинки — ложились за Ним ясны звёзды, сотрясала Твердь Его поступь. Расставлял Он во Небе Котлы со Тайным Огнём, и оживали каменны глыбы во мраке ночном. И ложились пути-дороги Его за спиною во свитни-круги — колосились нивой честною. И могучие Духи реяли вслед за Вещим, и Железо Небес сжимали Свароговы Клещи...».
3. И далее речено:
«Плуг Небес сковал Коваль Небесной, коим Твердь вспахал Оратай Честной. Вышню Твердь пахал — семя засевал. Семя засевал — всходы ожидал. Всходы ожидал — Хляби отверзал. Хляби отверзал — воды возливал. Воды возливал — ниву пестовал. Ниву пестовал — урожай сбирал. Урожай сбирал — хлебы выпекал. Хлебы выпекал — Роду воздавал. Роду воздавал — славы воспевал. Славы воспевал — Рода чествовал:
УЖ ТЫ ГОЙ ЕСИ САМ ВСЕСУЩИЙ РОД
ТЫ ВСЕМУ ИСТОК ЖИВЕ ВСЕЙ РОСТОК
ВСЕРОДИТЕЛЬ ТЫ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ ТЫ
СОЛНЦЕ ИРИЯ СВЕТ ВСЕМИРИЯ
ТЫ РОДИЛ БОГОВ ДАЛ ИМ ВЫШНИЙ КРОВ
ДАРОВАЛ ПУТИ ДО ТЕБЯ ИДТИ
ВО СЕРДЦАХ ВОЗЖЕГ ИСКРУ БОЖИЮ
ЕДИНИШЬ В СЕБЕ ТЫ ВСЕБОЖИЕ
ЗА ТО СЛАВИСЯ ВЕЛИЧАИСЯ
ВО ДЕНЬ СВАРОГА ПРОЯВЛЯИСЯ
А В НОЧИ БОГОВ СЫМИ СВОЙ ПОКРОВ
НЕБОЗЕМЬ СОМКНИ ВО СЕБЯ ПРИМИ
ДАБЫ В НОВИ ДНЯ ПОРОДИТЬ ЕЯ!
ГОЙ!
И внимал Вещему Вседержитель Род, и облекал Силою на весь Свой Год. И хранил Вещий Родовы Пути, и оставлял Знаки, чтоб по Ним идти...».
4. И ещё речено:
«По Хлябям Небесным водил Вещий Вилами — творил так Волшбу Незримую. Чертил по волнам чирами тайными, в Рог трубил над Водами Бескрайними. И выходили из Вод души живые, души живые — из-Родные. И внимали они Гласу Вещего, как было то Родом предвещено. И нарекалися они именами, и следовали за своими Богами. И вели их Боги Стезями Своими, и были Боги за то прославимы. Како речено во слове вещем:
ИЗ МОРЯ ПЕСЕН ВОСПРЯЛ САМ ВЕЛЕСЕ
ЯР ВОЛХОВ БЕЛ ВО РОГ ЗАГУДЕЛ
ПОКА РОГ ГУДИТ МОРЕ РОДИТ
МОРЕ КИПИТ В НЕМ ОН ВИЛЫ ВОДИТ
ПО ДОЛУ ВОДИТ ДУШИ НАХОДИТ
СО ДНА ДОСТАЕТ КАЖДОЙ ИМЯ ДАЕТ:
ТО БУДИ ЗВЕРЕ А ТО БУДИ РЫБА
ТО БУДИ ЗВЕЗДА А ТО БУДИ ГЛЫБА
ТО БУДИ ДРЕВО А ТО БУДИ ПТИЦА
ТО СТАНЬ МОЛОДЕЦ А ТО СТАНЬ ДЕВИЦА!
ДУШИ РОДЯТСЯ ДО ИРЬЯ СТРЕМЯТСЯ
СЛАВЯТ ИСПРАВНО:
ВЕЛЕСУ СЛАВА!
ГОЙ!
И хранил Вещий Стези Заветные, что таили богатства несметные. И ходили души имянные, искали Дары Богоданные. Иные — Дарами прельщались, лепотою их восхищались. Лишь немногие не прельстились, Сердцем ко Богам обратились. И вёл Вещий их Стезями Тайными — по Земле, по Небесам — в дали дальние. В дали дальние — в Чертоги Родовы, како ведают волхвы мудрые...».
Слава Роду!
[2003]
Остров Буян
КАК НА МОРЕ НА ОКИЯНЕ
НА ОСТРОВЕ НА БУЯНЕ
СТОИТ ДУБ-БОГАТЫРЬ
ПОД НИМ ЛЕЖИТ КАМЕНЬ-АЛАТЫРЬ
У ТОГО КАМНЯ СТОИТ БЕЛОЙ КУЗНЕЦ
БЕЛОЙ КУЗНЕЦ ТРЕМ СЫНАМ ОТЕЦ
БЬЕТ СВОИМ МОЛОТОМ О КАМЕННУ ТВЕРДЬ
ГОРОДИТ ДЛЯ НЫ ВЫСОКИ ТЫНЫ
КОИ ВОДАМИ НЕ РАЗМОВИМЫ
ОГНЯМИ НЕ ОПАЛИМЫ
ВЕТРАМИ НЕ РАЗРУШИМЫ
НИЧЬИМ СЛОВОМ НЕ ОДОЛИМЫ
КТО БЕЛ-ГОРЮЧ КАМЕНЬ ИЗГЛОЖЕТ
ТОТ ТЫНЫ ТЕ И ПРЕВОЗМОЖЕТ!
ГОЙ!
1. За градами да весями, за полями да лесами, за высокими горами да за синими морями, за туманами белыми, за облаками высокими — где Небо с Землёю сходятся, Небоземью становятся — бьются лазоревы волны о брег от Начала Времён и по самый наш век. Зверю рыскучему бежать туда, а не добежать; рыбе плывучей плыть туда, а не доплыть; птице летучей лететь, а не долететь. Человеку на том берегу следов не оставить, лишь Сердцу Вещему дано Стезю туда править! Как было, как есть, как будет вовек!
2. А се — слово вещее — ищущим в оберег:
СЕ ЕСТЬ СТЕЗЯ ПРЕМУДРА ОТ УТРА ДО УТРА
ОТ ДОЛА ДО ДОЛА ОТ КОЛА ДО КОЛА
ПО ЗЕМИ ПО ВОДЕ ПО ОГНЮ ПО ВЕТРУ
ПО ПЕСНЕ БОЯНА ПО МОСТУ ЧЕРНЯНУ
ПО МОРЮ ПО ОКИЯНУ ПО ОСТРОВУ БУЯНУ
ПО КАМНЮ АЛАТЫРЮ ПО МАРИНУ ПУСТЫРЮ
ПО ВЕЛИКОМУ ДРЕВУ ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ
ПО ХЛЯБЯМ НЕБЕСНЫМ ПО ДОРОГЕ ВЕЛЕСОВОЙ
ПО ЗАВЕТНОЙ ДОЛЕ ДА ПО РОДОВОЙ ВОЛЕ
КО ЧУДЕСНЫМ ЧЕРТОГАМ КО РОДНЫМ БОГАМ
ВЕДИ МЯ ВЕЛЕСЕ! БЛЮДИ МЯ ВЕЛЕСЕ!
ГОЙ!
3. Там, где горы встают за горами, где волны любятся с облаками, где сходятся стороны света, где нет зимы, но лишь вечное лето, — от веку утверждена великая Мер-Гора, всем горам Мати. Растёт на её вершине сырой раскидистый Дуб-Стародуб, что всю Землю корнями объял-пронизал, а ветвями все Небеса охватил. Как под тем Дубом-Стародубом лежит от веку бел-горюч камень Алатырь, всем камням Отец — Сердце Мира. И, рекут мудрые, с какой стороны к тому Дубу ни подойди, всё пред тобою будет Алатырь-камень — Престол Божеский, Прави Опора.
4. Како речено во слове вещем:
КАК СРЕДЬ МОРЯ-ОКИЯНА
ДА НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ
ЛЕЖИТ БЕЛОЙ БОГАТЫРЬ
СЛАВЕН КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ
ПРЕСТОЛ СВЕТА СЕРДЦЕ МИРА
КАК НАД КАМНЕМ ТЕМ ЧУДЕСНЫМ
САМ СВАРОГ ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ
ЧЕСТНЫ ДЛАНИ РАСПРОСТЕР
КОГО К КАМНЮ ПУТЬ ПРИВЕЛ
ТОТ ЕГО СИЛУШКУ ОБРЕЛ
ДИВО ДИВНОЕ СИЛА СИЛЬНАЯ
МУДРОСТЬ ДРЕВНЯЯ БОГАМ ВЕДНАЯ!
СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
5. Дуб тот — Сам Ост Всемирья, Сам Гой Родов. Солнце красное — Щит Даждьбожий, и Месяц ясный — Серп Марин, Ладья Велесова — ходят коло Него. Солнечный мёд во чаре златой да Лунное млеко во чаре серебряной на Алатыре-камне восставлены. Родники воды Живой да воды Мёртвой бьют из-под того камня — како Сила Живы да Сила Мары во Всемирьи явлены. Многие люди, да звери, да птицы, да иные от вод тех испивают — во срок свой рождаются, во срок свой умирают, во срок заветный вновь оживают, вновь рождаются и вновь умирают — во Роду Небесном почивают, дабы во срок свой вновь во Яви — во Роду Земном восстать.
6. И кружится Коло Сварожье, и день сменяет день, и век сменяет век, и Род сменяет Род, и не ведает роздыху Коловращенье Великое — Яви да Нави извечная череда, лишь Ост Прави от веку Недвижим остаётся.
7. И окрест льётся от веку Незримый Самосиянный Свет, и звучат Безмолвные Божески Гласы, и души чистые прозревают Стезю ко Родовым Чертогам Неведомым, и рекут волхвы Земли Светорусской на Капищах Древних во Яви слово вещее:
ЕСИ ПАЧЕ УМА ПРЕСТОЛ ЛЬЮЩИЙ НЕЗРИМЫЙ СВЕТ
БОЖСКОЙ ВЕЛИКОЙ СЛАВЫ ЗРИМ МЫ ТАЙНУ ПРЕСЛАВНУ
ЯКО ОГОНЬ СИЯЮЩУ ПАЧЕ ЧУДЕС ЗЕМНЫХ
ОЗАРЯЮЩУ ДА ПРОСВЕЩАЮЩУ
ИЖЕ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ ОТ ВЕКУ УТВЕРЖДЕНА!
ЕСИ СВА!
ЯКО ЗЕМЛЯ ПОУТРУ КРАСНО УБРАНА ЗОРЯМИ СВЕТЛЫМИ
ТАКО СЛАВОЙ УКРАШЕНА ПРАВЬЮ ВЫШНЕЙ ВОЗВЫШЕНА
СВАРГА ЗЛАТАЯ УДЕЛ БОГОВ РОДНЫХ НАШИХ
ВО СВЕТЕ А КРЕПОСТИ ВЫШНЕЙ!
ТАК БЫЛО ТАК ЕСТЬ ТАКО БУДИ!
ИСТИННО ВОВЕК!
СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!
ГОЙ!
Слава Роду!
[2003]
Сказание о трёх камнях
БОЖЕ ВЕЛЕСЕ РАДЕЕМ ДНЕСЕ
У СВЯТОЙ КРАДЫ ТЕБЕ ВОЗРАДЫ
ВО ВСЯКОЙ ВЕСЕ ПРОСЛАВИМ В ПЕСНЕ
ВО ТЕМНОМ ЛЕСЕ В ТАЙНОМ КУДЕСЬЕ:
ГОЙ СЫН КОРОВЕ БУДЕ ЗДОРОВЕ!
НА СИНЕМ КАМНЕ ТВОЙ СЛЕД ОСТАВЛЕН
ВО МАРЕ В ЖИВЕ ВО ТВОЕЙ СИЛЕ
ПРЕБУДЕМ ДНЕСЕ! ГОЙ ТЫ ВЕЛЕСЕ!
ГОЙ!
1. Рекут, где-то у самого Края Земли, у высокой горы, за водами текучими, за лесами дремучими, на сокрытой от глаз досужих поляне — лежат, во Сыру Землю вросши, три камня древних. Ночами чародейными, Лунными — пляшут коло них духи шалые, навии безликие — тени призрачные. Филины да вороны чёрные бьют над ними крылами, рекут незнаемыми голосами. А как день белой настаёт — тают мороки колдовской ночи, яко небывши. И девы красные — Зори Светлые — бьют челом камням тем заветным, Силушки могутной Велесовой взыскуя, на Земле по Небесам, Солнцем залитым, тоскуя.
2. Како по праву руку камень — белым-белой, аки день светлой. Како по леву руку камень — черным-черной, аки мрак ночной. Како посредь них камень — сер, аки Зари Утренней да Вечерней удел. А именуемы камни те: Живин, Марин да Велесов.
3. Речено во сказах вещих, что две Супруги есть у Велеса — Вещего Бога: Жива Светлая да Мара Тёмная. Жива — всякому животу блага да лепа, Мара — хладна да грозна. Жива — тепла да юна, Мара — бледна да морозна. Бьёт из-под Живина камня родник воды Живой — животворящей, а из-под Марина — Мёртвой, всяк живот мертвящей. Коло Велесова же камня растут волшебные травы-рощенья, для чародейства всякого потребные: как для дневного-светлого, тако же и для ночного-тёмного...
4. А хранит, рекут, те камни — Трёхголовый Змей: одна голова его во Навь глядит, другая — Явь сторожит, а третья — Стезю Прави от Земли до Неба зрит. И нет, рекут, сего Стража надёжнее да прилежнее, бо Сам Он — Истый Потворник Велесов — николиже не спит, но завсегда коло ся зорко глядит...
5. И приходят ко тем камням тропами Велесовыми люди вещие — волхвы мудрые, кои Змея Трёхголового не страшатся, бо Стезю Вещего Бога поистине ведают. Приходят — камням Божеским челом бьют, Живую да Мёртвую воду для потворы своей берут. Живу Светлую от Сердца славят, Мару Тёмную в Безмолвии величают, Велесу Мудрому с поклонами рекут:
ГОЙ ВЕЩИЙ БОЖЕ СТЕЗИ СТОРОЖЕ
ПРАВЫМ ПОТВОРЫ ИНШИМ УКОРЫ
ВО ЖИВЕ МОЩЬЮ ВО МАРЕ КОЩЬЮ
ВО ДНЕ РАДЕТИ ВО НОЩИ ЗРЕТИ
ДИВНЫЕ ДИВЫ СИЛЬНЫЕ СИЛЫ
ВО ЯВИ ВЕЖИ ВО НАВИ МЕЖИ
В ЗАКРАДНОЙ ДОЛЕ МИЛОСТИ БОЛЕ
РОДУ ДОСТАТОК ЗАПЛЕЧЬ ОСТАТОК
А МУДРОВАНЬЕ НАМ В ДАРОВАНЬЕ
ЯВИСЯ ЗРИМО СТА ПРОСЛАВИМО!
ГОЙ!
Слава Роду!
[2003]
Быть волхвом...
1. Быть волхвом — не должность, а призвание, не привнесённое через усилие, но самобытное свойство души. Волхвами не становятся от суетного желания, но рождаются. Точнее, человек рождается с определённой предрасположенностью, а раскроет он её или нет — зависит уже от него самого: от его устремлений, силы воли, готовности и возможности учиться. Ибо каждый нарождающийся на белый свет человек — словно незрелый бутон цветка, а чтобы он раскрылся — необходимы свет Солнца (Духовное Озарение, наитие Свыше) и влага Матери-Земли (Учение Предков, передаваемая Традиция).
2. Быть волхвом — значит, следовать Стезёю Вещего: искать Мудрость, открывать Пути Боговы, постигая в Сердце Вещем своё Истинное Я (АЗ ЕСМЬ) — Дух Рода в себе. Неустанное стремление к Мудрости — вот то, что в первую очередь определяет Стезю волхва. Вечный Поиск, вечное Восхождение, вечное Духовное Странничество...
3. Быть волхвом — значит, не стремиться к показному «чудотворству», но неуклонно следовать Стезёю Духа. Лишь низкие души уловляются пристрастием к балаганному чародейству, к внешним «чудесам», к ярмарочным постановкам. Стремясь к обретению способности творить те или иные «чудеса», человек не раскроет глубин своего Сердца, не постигнет Мудрости Божеской, не познает Истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ). Но по мере раскрытия Духа Рода, сущего в Сердце, человек обретает те плоды, которые произрастают на Древе Премудрости Божеской, — удивительные для невежд и почитаемые ими за «чудеса».
4. Быть волхвом — значит, нести Свет Божеский, Свет своего Сердца Вещего людям и всему сущему. Ибо, поистине, не тот волхв, кто Тайных Знаний стяжал много, но тот, чей Духовный Свет другим светит.
5. Быть волхвом — значит, ведать, что Источник Света есть не твоя преходящая личность, но Бессмертный Дух Рода внутри тебя. Ибо ты — в Божеском, и Божеское — в ТЕБЕ! Искон Родовой наш, Мудрость да Сила Предков наших есть Путь, а Дух Рода во Сердце Вещем есть Светоч на нём. Так иди по Пути сему — навстречу ко новому, неизведанному (или просто забытому?..), а не за отжившее держись. Ищи Мудрость Живую, а не ветошь да словеса пустые, мёртвые. И — да пребудут с тобою Мудрость и Сила Родных Богов!
Слава Роду!
[2003]
Природная Стезя
СЛАВЬСЯ ВЕЛЕСЕ СТЕЗЮ ДАРОВАВШИЙ
ПРЕДКОВ УЧИВШИЙ ВЕДОЮ СТАВШИЙ
ВЕЛЕСЕ ВЕЩИЙ ПУТЕЙ ХРАНИТЕЛЬ
ПАСТЫРЬ НЕБЕСНЫЙ ВЫШНИЙ УЧИТЕЛЬ
ВСЕ ТАЙНЫ ЗРЯЩИЙ ПТИЦЕЙ ЛЕТЯЩИЙ
ЛЕСУ ВЕЛЯЩИЙ ДО НАС ХОДЯЩИЙ!
ГОЙ!
1. Стезя Природная — проста и естественна и надуманности всякой напрочь чужда. Её можно уподобить взгляду любимой, брошенному по велению Сердца; или течению реки, привольно текущей, следуя своему естеству; или детскому восторгу, рождённому не добытым в поте лица знанием, но лёгким и счастливым переживанием Бытия.
2. Стезя Природная — Зов Богов Родных, что в Безмолвии Сердца слышится. Сколь ни прислушивайся — ни одного слова не разберёшь, но поистине нет Слов отчётливее и громче этих!
3. Стезя Природная — вся ширь Поднебесная, всё Всемирье, и нет такого места, где не пролегала бы Она. Но попробуй найти, возжелай ухватить Её руками — тоньше лезвия меча Она, и руки твои — как были — всё так же пусты.
4. Стезе Природной — нельзя не следовать. Не ты выбираешь Её, но Она призывает тебя. Дорога, кою ты избираешь, — не Стезя, но бурление твоей жажды. Имя, коим ты назвал Стезю, — не Её Имя, но имя желаний и помыслов твоих. Но даже в видимом отчуждении от Стези — Она не потеряна, ибо как можно потерять Неотъемлемое?
5. Стезя Природная — не измеряется шагами и не имеет стоянок, но может быть соотнесена с восхождением по Четверице Стихий. Земля, Вода, Огонь и Воздух — вот четыре возможных состояния того, кто поистине следует Стезе.
6. Земля — состояние твёрдости, жёсткости, неподатливости, недоверчивости, застоя. Естество Земли — влечёт её вниз, лишает самостоятельного движения, сознательной направленности поиска. Таков человек в самом начале Стези.
7. Вода — состояние подвижности, изменчивости, готовности верить чему угодно и кому угодно. Преодолев в себе жёсткость предыдущего состояния, искатель зачастую оказывается лишённым каких-либо опор вообще. Он стремится охватить всё, двигаться одновременно во всех направлениях, просачиваться, подобно Воде, во все трещины и впадины, не имея ещё способности двигаться осмысленно и целенаправленно. Естество Воды — не столь тяжело, как естество Земли, но по-прежнему влечёт вниз по пути наименьшего сопротивления. Вообще, Земля и Вода — Женские Стихии, не ведущие, но ведомые, и потому на этих стадиях искателю, как правило, нужен внешний наставник, способный указать направление и пробудить в искателе волю к преодолению как внешних, так и внутренних препятствий.
8. Огонь — состояние Перехода, Преображения, Воскресения (от древнерус. крес — «огонь»). Природа Огня — изменение самой сути вещества, изменение не только внешнее, но и внутреннее. Изменения, присущие Стихии Воды, касаются больше пространственных передвижений, нежели превращений внутри себя. Изменения, вызванные воздействием Стихии Огня, превращают искателя в нечто другое по самой своей сути и отсекают возможность вернуться к исходному состоянию. Естество Огня — целенаправленное движение вверх, путь волевого преодоления всех преград, как внешних, так и внутренних. Сила Огня преображает вещество в Свет, но также и в дым. Раскрывая эту Силу в себе, искатель оказывается перед выбором, которого у него не было раньше: светить всему окружающему или наоборот затемнять — задымлять всё вокруг себя. Обладание Силой Огня учит искателя ответственности не только за себя, но и за других.
9. Воздух — состояние воспарения Духа, претворение Силы в Полёт. Силу Воздуха — осилит даже ребёнок, но воздушные вихри могут вырывать с корнем вековые дубы! Сам по себе Воздух — бестелесен и бесформен, но нет такой формы, которую он не мог бы принять. Движения Воздуха не направлены только лишь вниз или только вверх, но свободны и естественны, ибо Воздух, сам будучи Мужской Стихией, сочетает в себе как возможность целенаправленного движения, подобно Огню, так и естественность Женских Стихий...
10. В человеческом существе: Земля соответствует младенчеству, Вода — юности, Огонь — зрелости, а Воздух — Мудрости (которая, надо сказать, измеряется не столько количеством прожитых лет, сколько глубиной постижения Бытия).
11. В Родовом Укладе: Земля соответствует оратаям (земледельцам), Вода — купцам, Огонь — ратаям (воинам), а Воздух — вещим людям (волхвам).
12. Во Всебожьи Родовом: Земле покровительствует Макошь (Мать Сыра Земля); Воде — Жива и Мара (Вода Живая и Вода Мёртвая); Огню — Сварог (Коваль Небесный, Владыка Небесного Огня) и Трисветлые Сварожичи: Даждьбог (Огонь Солнца на Небе), Перун (Огонь Молний, соединяющй Небо и Землю) и Агуня (Огонь Земной); а Воздуху — Могучий Стрибог, Дед Ветров.
Ведающий — ведает...
Слава Роду!
[2003]
Чернобог Тайноликий
ЧЕРНОБОЖЕ ГОЙ ВО ПОРЕ НОЩНОЙ
ВО ЗИМЕ СЕДОЙ ВО ГЛУБИ МЕРТВОЙ
В МАРИНОЙ ВОДЕ В ЗАКРАДНОМ СУДЕ
ВО РАТИ СМЕРТНОЙ ВО СЕЧЕ ЛИХОЙ
ГДЕ ЧЕРНЫЕ ВОДЫ ГДЕ ВЛЕСОВЫ ХОДЫ
ГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВОТА НЕСТЕ
ВЕЛИЧАЙСЯ БОЖЕ ВО ИНО НИСХОЖЕ
А В НОЩИ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ!
ГОЙ!
1. Чернобог — Князь Ночи — Бог Сокрытый, Неведомый, Тайноликий. От Всебожья Родова — Сам Тёмный Лик. Во Нави — Грозный Владыка, во Яви — Ночь и Разрушение. Смерть.
2. Величают Чернобога не так, как славят Светлых Богов. Ибо мало кто дерзнёт на себя Смерть призвать, хотя без Неё нет и Жизни. В гибели Старого — рождение Нового, во Тьме — Свет.
3. Смерть не страшна, страшно отчаяние. Смерть — это шаг вперёд по Стезе; отчаяние — остановка, поворот вспять. Отчаявшийся — выпадает из Лада Всемирья, Стезю Природную отвергает, не поняв и не приняв Уроков Божеских, данных ему Свыше. И потому горька Доля его, Чёрной Недолею обернувшаяся...
4. Не наказание, но Урок. Не препятствие, но Преодоление. Не погибель, но Переход. Умей учиться — и не проклянёшь Судьбу. Устрашись, сломайся — и погибнешь. Крылья дарованы тебе — можешь взлететь, но можешь и пасть. Это — твой выбор.
5. Месяц Ясный — Серп Марин — сечёт Нити Судеб, но дарует и Возрождение. И Убыль обернётся Ростом, и Смерть — Новым Рождением.
6. Вот День Белый, ко Тьме влекущий. Вот Ночь Чёрная, ко Свету пробуждающая. Се — Белобог и Чернобог — Белый Сокол и Чёрный кружат над Родовым Столбом. И нет одного без другого.
7. Едино Всебожье Родово, но где найти слова, чтобы сказать об этом? Природа Яви — двойственна. Единое — ведомо лишь мудрым. Но как много слепцов, не отличающих День от Ночи, кои мнят себя мудрыми!
8. Путь к постижению Единого лежит через постижение двойственности этого мира. Не постигнув различия меж вещами, не придёшь к их Истоку. Не имея разума, не выйдешь за его пределы. Не начав движения, не постигнешь Стезю.
9. Единое — было Началом. Единое же — будет Завершением. Все постижимые смыслы — лишь жемчуга рос на Пути, ведущем из Вечности в Вечность... Многоликое Единое. Всебожье и Всемирье. Ост Богомирья. Безмолвие... Предвечная Тьма...
Слава Роду!
[2003]
Незримый Свет
...Нарастающий Звук — вибрирующее гудение, подобное гудению роя пчёл...
Самопроявляющийся Свет — такой почти осязаемый, почти вещественный, подобный птичьему пуху на ладони, — такой присутствующий и одновременно ускользающий... Вода уходит в песок. Песок сыплется меж пальцев. Камни падают в Небо...
Всюду — Жизнь! Мириады светящихся Существ в раскрывающемся Пространстве... Форма становится звуком. Звук воплощается в форме. Запах обладает цветом... Вселенная смотрит на тебя бесчисленным множеством своих Очей, чей взгляд лишён каких-либо желаний (и этим так не похож на человеческий)...
Тьма отступает куда-то вниз, хотя ни «верха», ни «низа» уже просто не существует...
Образ Вещего Проводника, облечённый плотью твоих былых представлений, сливается со своим Первоисточником — с Бесформенным, Незримым — Тем, Что Одно только Есть. И вдруг ты понимаешь: Оно (То, Что Есть) — и раньше было в тебе, было самим тобою, а теперь ты стал Им... Стал? Нет — был всегда!..
Не-тебя больше нет. Есть ли ты?..
Все вопросы исчезают вместе с незнанием и даже знанием...
Всё многолико, но нет различия...
Прежние твои выдумки и мечтания подобны щепкам от трухлявых дерев...
Кого же ты тогда называл с таким упорством: «я»?..
Великие Боги улыбаются, растворяясь в растворяющемся Пространстве...
Твоё прежнее «я» подобно расколотой скорлупе ореха. Его осколки — личины твоих желаний, надежд, страхов и мечтаний...
Всё тает — подобно снежинкам в тёплых ладонях...
Деревянный пол (откуда он здесь?..) пахнет хлебом и мёдом...
Этот мёд — расплавленный янтарь сгустившегося Света...
Только глупцы карабкаются на Небо по лестнице...
Стены — мягкие, как прежняя Земля...
Все погребальные костры Мира — не больше горсти пепла в твоих ладонях...
Это пепел твоих прежних обличий...
У Велесовой Ладьи нет кормы: Змиевы главы смотрят в обе стороны. Вечный Путь — из Яви в Навь. Из Нави в Явь...
Женский голос поёт о Живом Ветре и Звучащем Свете; он похож на журчание воды за бортом...
Ты — Нерождённый — как можешь думать о смерти?..
Звёзды Небесных Дорог звенят о колосья; Чьи руки касаются их?..
Велесов Путь — по бликам Света на воде...
О, эти древние Луны!..
Великая Мать слышит Своих детей. Незримый Отец держит в ладонях Вечность...
В Безмолвии — Звук; в Звучании — Тишина...
Вселенная хочет играть...
Нет людей, и нет Богов;
Живые существа подобны пене морской,
И Великие Боги
Есть лишь ПРОБЛЕСКИ СВЕТА...
Этот Незримый Самосиянный Свет...
Слава Роду!
[2003]
Коло Всебожья
1. Род Всебог Вседержитель Всесущий — Само Бытие, всё сущее.
2. Белобог (Белбог) Светлоликий — день, созидание.
3. Чернобог Темноликий — ночь, разрушение.
4. Световид Четырёхликий — белый свет.
5. Стрибог Могучий, Дед Ветров — воздушное пространство, ветра.
6. Сварог — Отец-Небо, Коваль Небесный, Небесную Твердь сковавший, Небесный Огонь.
7. Перун Громовержец — Воин Небесный, Сила, Честь, Верность, воинство.
8. Велес Премудрый, Тайноликий, Снопий Дед, Скотий[244] Бог — Стезя, Мудрость, богатство.
9. Даждьбог (Дажьбог) Трисветлый — Солнце, урожай, светлость, щедрость.
10. Огнебог (Агуня) Сварожич — Огонь Земной.
11. Рарог — Огнепёрый Огненный Сокол, вестник Богов.
12. Хорс (Хорос) Зимодар — Зимнее Солнце.
13. Ярила (Ярило) Весень — ярь, ярость, Вешнее Солнце.
14. Макошь (Мокошь) — Великая Мать-Прародительница, Старшая Рожаница, Пряха Небесная, Покутные Нити (Нити Судеб) Всемирья прядущая.
15. Доля-Среча[245], Прибогиня-Потворница Макоши — Благо.
16. Недоля-Несреча, Прибогиня-Потворница Макоши — Худо.
17. Лада-Матушка — Рожаница, Лад, Любовь, супружество.
18. Леля-Дева — Весна-Красна, юношеская влюблённость.
19. Жива Светлая — жизнь, Живая вода.
20. Мара Тёмная — смерть, Мёртвая вода.
21. Земун Велерогая — Небесная Корова, Вскормившая Своим Молоком Юных Богов на Заре Мира.
22. Мать Сыра Земля — Земля Родная, Плодородная, Всеблагая, Природа-Матушка Всеживая, сама Твердь Земная.
23. Ящер-Змей — Страж Нави.
24. Кощный Бог (Кощей) — Владыка Нави.
Слава Роду!
[2003]
Родовой Искон
1. Чти Родных Богов и Предков.
2. Живи по Совести и в ладу с Природой.
3. Люби и оберегай всё живое (живо всё).
4. Не бери у Природы больше, чем тебе необходимо.
5. По добру живи сам и дай жить другому.
6. Продли вервь своего Рода, сохрани и приумножь наследие Предков.
7. Изучай Мудрость иных Родов, но сам следуй Мудрости своего Рода.
8. Уважай Святыни иных Родов, но не меняй на них Святыни своего Рода.
9. Не меряй любовь к своему Роду нелюбовью к иным Родам.
10. Живи так, чтобы твоя слава претворялась в славу твоего Рода.
11. Пекись о благе своего Рода так, как радел бы о своём собственном благе.
12. Познай себя и верь своему Сердцу.
Слава Роду!
[2003]
Всебожье
Всебог
Божественно всё. Всебог — во всём. Всё — в Нём. Назови Его каким-либо именем — и ты упустишь Его Суть. Скажи: «Вот Он здесь» или «Он там», — и ты не найдёшь Его нигде. Отдели «нашего» Бога от «их» Бога — и ты убьёшь Его в своих глазах.
Родные Боги
Всебог — Един, но неисчислимы Лики Его, во Всебожьи Родовом сущие. В огне Они — одни, в воде — другие. Земля не похожа не Небо, но кто скажет, где кончается Земля, и где начинается Небо? Всё — из-Родно, всё — Родное, близкое, своё. Родные Боги глядят на нас тысячами звёздных очей. Не надзирают, не выслеживают — просто глядят. Их взгляд — взгляд Вечности, и в Безмолвии глаголят Их Гласы: «Не бойся! Ты не чужой в этом чарующем Мире! Ты — часть его, и твоё Сердце бьётся в такт с Сердцем Мира!» И ты слышишь Их, и Сердцем ведаешь: «В Безмолвии — Любовь».
Сердце
Сердце — это твоя внутренняя Суть. Оно — ТЫ САМ без покрова, без личин, без оправданий. Просто ТЫ. Просто Я. «Я ЕСТЬ» — что выше или ниже этого? Ты слушаешь голос ветров, и шелест трав, и гомон леса, и журчание родника, и плеск волны — «Я ЕСТЬ». Ночь укрывает тебя своим звёздным плащом, и день посылает огненные стрелы в предутренний туман — «Я ЕСТЬ». И взмывает птицей душа твоя в лазоревую высь, и Ирийские пределы не разделяют больше Род Земной и Род Небесный, и время уже не властно над тобой — «Я ЕСТЬ».
Солнце
От Сердца вздымаешь десницу к Солнцу — речёшь славу Роду Всебогу, Родным Богам, Родной Земле. Посолонь — стезёю Солнца — идёшь путём Прави, дорогой Сердца. Щит Даждьбога — Трисветлое Солнце, злато Небес — Всебогов Знак людям, Светоч Немеркнущий, Око Божеское. Порой — грозное, опаляющее. Порой — ласково согревающее. Светоч белого света. Небесный Огонь Возрождения. Вестник Неведомого.
Месяц
Месяц рогатый — Ладья Велесова, Светоч ночи серебряный. Умирающий и возрождающийся. Серп Мары, незримые Нити Судеб секущий. Чаша Небес, хранящая волховской настой. Кто выпьет его — тоской нездешнею навек пленится. Кто отвергнет — разобьёт волшебную сказку души своей. Но только и прежним — уже никогда не бывать ему.
Громовник
Гремит Перунов гром, рвут молнии небо, стонет Мать Сыра Земля. Катится по небу Громовое Колесо — железная Воля, Вечное Преодоление. Но не обманись увиденным, не устрашись Гнева Божьего, не дай глазам своим от силы грозной ослепнуть. Ибо не всё силой одной берётся, не всё через борьбу непрестанную познаётся, не всё яри Огненной подвластно. Не ожесточись Сердцем в борьбе.
Явь и Навь
Зримое — только часть Всемирья. Твёрдо стой на Земле, но следуй Велениям Неба. Неведомое всегда стучится в твою дверь, почему ты так глух?
Ведание
Вера — для неведающих, Веда — для Ведающих. Доверяй Веданию, а не верь слепо. Слушай своё Сердце. Ведай Сердцем и верь ему.
Природная Вера
Природа — то, что «при Роде»: Проявленный Всебог, зримое Обличье Его. Природа — Великая Мать, основа жизни. Если человек с любовью относится к Ней, Она даёт ему силу. На Ведании Матери-Природы — зиждется наша Вера. Волхва спросили: «В чём суть Природной Веры?» — «Не рви цветы, — отвечал волхв, — остальное приложится!» Мы все — лишь часть Природы и дети Её во плоти.
Человек
Человек — не «раб», но труженик и со-Творец в Деяниях Богов. Боги Родные — Старшие в Роду нашем, а мы суть внуки Их. Человек — как и Сами Боги — облечён Природными Стихиями, но не исчерпывается ими. Собь (Духовная Природа) его — нетленна и неизменна, душа — подвержена страстям и изменчива, тело — временное средоточие четырёх Стихий: земли, воды, огня и воздуха[246]. По смерти Собь единится со Всебогом, силы души — с Родом Небесным и Предками, а тело — разлагается на Стихийные составляющие.
Смерть и Возрождение
Смерть — только переход из одного состояния в другое. Вечной погибели нет. Есть лишь Вечное Возрождение. Собь (Дух Рода), облекаясь Силой Рода, проявляется в телесном обличии, живёт и творит в Яви — от лона Живы до серпа Мары, а затем вновь возвращается к Единому Истоку всего. Многократно сменяя земные обличья, мы приходим в Род Земной вновь и вновь, подобно вечным странникам, чья жизнь — Бесконечная Дорога, Вечная Стезя.
Стезя
Не мы выбираем Стезю. Стезя выбирает нас. Мы — лишь путники на ней. Мудрых — Стезя ведёт, иных — влачит. Стезя проявляет себя во всём, и всё сущее являет собой зримые вехи, обозначающие Её. Стезю можно не замечать или временно потерять из виду, но невозможно не следовать Ей. Поистине же узришь Её не воочию, но лишь Сердцем Вещим, Ладом Всемирья исполненным.
Искон
Родовой Искон — запечатлённое в Родовой Памяти очертание Пути, которым шли наши Предки. Древняя Мудрость. Обычай. Уклад. Замок, который отпирается ключом Сердца Вещего. Таинство в Яви. Вервь, единящая Род Земной с Родом Небесным. Доверие, отмыкающее врата Ведания.
Лад Всемирья
Лад — единовременно Стезя и Её цель. Внутреннее, отражённое во внешнем. То, в чём растворяется отчуждённость. Лад Всемирья. Лад в Сердце. Лад в Природе. Лад меж сородичами. Лад меж Богами и людьми. Меж Явью и Навью. Меж токами сил души. Меж различными Ликами Единого. И просто: ЛАД.
Вещий
Вещий Бог — Могучий Велес — дорог земных и Путей Божеских Хранитель. Он — животу всякому Здраву даёт. Он — к Мудрости Вышней по Стезе нас ведёт. Очи Его — Явь и Навь равно зрят. Вещий души к рождению в Яви ведёт, а в срок заветный — обратно их призовёт. Вещий Духовные Очи ведающим отверзает, дабы Сокрытое прозревали, а прежде всего — Дух Рода (Собь) в себе раскрывали... Испокон веков Вещий учил Предков наших честно землю пахать да свято чтить его Сноп, Стезю править да Богов Родных славить, а Землю Родную как мать кровную любить. Тако же и Предки нам заповедовали.
Богомирье
Мир — не чужд Всебогу, не отделен от Него. Ничто не чуждо Всебогу, и ничему не чужд Он. Всебог — во всём, и всё Богомирье движимо Божескими Силами. Верх и низ, Небо и Земля, Боги и люди — не чужды, не отдельны друг от друга. Человек, стоящий меж Небом и Землёй, воздев руки к Солнцу, единит в Сердце своём токи сил Земли и Неба, и всё пронизывает друг друга, и всё — во всём, и Сердце Вещее глаголет Безмолвными Гласами Родных Богов. И Свет Сердца — не меньше Света Великого Солнца!
Слава Роду!
[2003]
Марин день
ГОЙ ТЫ МАРУШКА ЕСИ ГОСУДАРУШКА
БЛЕДНОЛИКАЯ ЕСИ ВЕЛИЧАВАЯ
В НОЩИ КОЩНАЯ А ВО ЗИМЕ ХЛАДНАЯ
ТЫ КОРИ МЕНЯ ДНЕСЬ МАТИ ЗАКРАДНАЯ
СТАНИ ТВОЙ УРОК В НАЗИДАНИЕ
А ЗАРОК ВО ПАМЯТОВАНИЕ
ДАБЫ ЧРЕЗ ЖИВОТ ЗРЕТЬ НЕСМЕРТНОЕ
ПРОСЛАВЛЯТЬ СВОЙ РОД ВЕДОЙ ДРЕВНЕЮ
ТЫ ОТЫМИ НАПРОЧЬ ВСЕ ПООТЖИВШЕЕ
СЕКИ СЕРПОМ СВОИМ ЯКО НЕ БЫВШЕЕ
ДА ВРАЗУМИ МУДРОВАНИЕМ ПРАВИТЬ СЯ
А ЗА ТО ВОВЕК ВОЗВЕЛИЧАЙСЯ!
ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Оглавление
1. Мара-Морена
2. Мара Ведная
3. Мара Кологодная
4. Марин день: общие сведения
5. Марин день: обрядовый зачин
6. Марин день: треба и величание
7. Марин день: окрутная мистерия
8. Марин день: особливые радения
9. Дары Смерти
Мара-Морена
Мара-Морена издревле почитается родноверами как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. Если Светлая Жива даёт всякому животу жизнь и тепло, то Тёмная Мара обрекает всё отжившее на смерть и хлад. Созидание и разрушение, жизнь и смерть — две стороны Бытия: они не существуют по отдельности, но действуют всегда сообща. Без смерти нет обновления, возрождения, превосхождения себя — шага на новый уровень Бытия. Каждый миг в каждом живом теле происходит непрерывное отмирание старых и рождение новых клеток. Всякое обучение предполагает смену старых, отживших понятий — новыми. Духовное Посвящение достигается путём смерти нашего прежнего естества и возрождения нас в новом качестве.
Мара Ведная
В Родноверческих Ведических сказаниях Мара величается Зимней и Нощной Владычицей, Кощной Повелительницей (Повелительницей Смерти), секущей Своим Волшебным (Велесовым) Серпом Покутные Нити (Нити Судеб) всего сущего. Како во слове вещем речено:
МАРА ТЕМЯНАЯ МАРА ЛЕДЯНАЯ
МАРУШКА НОЩНАЯ МАТУШКА КОЩНАЯ
С СВИТОЮ ГРОЗНОЮ ПРИЙДИ МОРОЗНАЯ
В ПЛЯСЕ НЕИСТАЯ МАТИ ПРЕЧИСТАЯ
ЗАПАДНА-СЕВЕРНА ТЕ ЗИМА ВВЕРЕНА
ТЕ ПЛОТЬ ИЗВОЛЕНА ЧАРОЙ ИСПОЕНА
БЛЮДИ ЖЕ ПО МЕРЕ НАС ВРАЗУМИ ЖЕ ПО СЕЙ ЧАС
КОРИ ЗА ИНШЕЕ ОТЫМИ ЛИШНЕЕ
ВОДОЮ ХЛАДНОЮ СТЕЗЕЙ ЗАКРАДНОЮ
СЕРПОМ ВЕЛЕСОВЫМ ЧИРАМИ-РЕЗАМИ
НАВЬИМИ РУНАМИ ДИВЬИМИ СТРУНАМИ
ГУДЬБОЙ В БЕЗМОЛВИИ СУДЬБОЙ ИСПОЛНЕННОЙ
КОЩНОЙ ПОТВОРОЮ НОЩНОЮ ПОРОЮ
В СМЕРТИ НЕ В МАЯТЕ В ВЕДЕ НЕ В СУЕТЕ
В НЕ ЗРИМОМ ОЧАМИ ЗВЕЗДНЫМИ НОЧАМИ
ПТИЦЕЙ ОБЛИЧАЙСЯ НЫНЕ ВЕЛИЧАЙСЯ!
ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!
Тако же Мара почитается Навьей Госпожой — Повелительницей бестелесных духов-навий и Божественной Супругой Сивого Яра — Велеса Зимнего, иже суть один из Тёмных Ликов Вещего Бога.
Мара Кологодная
В Кологоде (Годовом Круге) Уделом Мары является зима, в сутках — нощь, во всяком действе — стадия затухания, растворения, умирания. Марин Святодень в году — пора подведения итогов, последняя Кологодная «стоянка», последняя ступень перед Корочуном (самым коротким днём в году, когда Кощный Бог «окорачивает» завершающееся Годовое Коло). Это пора очищения, отхода от всего поверхностного, суетного, внешнего, и возвращения ко Внутреннему — к Истокам Мирозданья, к Началу начал, к своему собственному Вещему Сердцу и Сокровенному Сердцу Мира.
Марин день: общие сведения
Марин день в Кологоде — встреча зимы. Отмечается в середине месяца груденя/ноября, после того, как снег покроет Землю. В эпоху двоеверия на Руси отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях — к морозам», «Коли на Матрёну туман — к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Богородицы во храм[247]. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение — ворота зимы», «Введение пришло — зиму привело», — ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) — день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) — день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт — за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает — дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».
Марин день: обрядовый зачин
Ещё засветло люди собираются на Капище, возжигают Огонь, волхвы рекут слова вещие на зачин:
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО!
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО!
РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО!
СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ
ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ!
СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ
ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ!
СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ
ЯКО РОД ВЕЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ!
ГОЙ!
При этом слова «ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ» (кои обычно рекутся на зачин Светлых праздников после слов: «РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО») не читаются. Далее обрядиво творится в соответствии с нашим «Урядником Малым»[248]. Пока Солнце не скрылось за виднокрай, приносится общая треба Всебожью Родову, волхвы рекут слова вещие на освящение требного каравая:
СВЯТИСЯ ТРЕБА ОТ СОХИ ДО ХЛЕБА
ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА ПРЕБУДИ ЛЕПА!
ГОЙ!
Особливые славления рекутся Велесу, Коего просят отверзнуть Навий Путь приходящей во Свою пору Маре-Зиме, а тако же оберечь всяк живот в Яви от худа и лиха в течение всей Ночи Года (зимы), например:
ГОЙ ЯРЕ СИВЕ ВЕЛЕСЕ В ЗИМЕ
ГЛАВОЮ РОГАТ САМ ВОЛОХАТ
СТАРЧЕ МОГУТНЫЙ ВОЛХОВЕ ПРЕМУДРЫЙ
ОГНЬ ТАЙНЫЙ ХРАНЯЩИЙ ЗДРАВУ ДАРЯЩИЙ
ТЕБЯ ДНЕСЬ СЛАВИМ ДА ВЕЛИЧАЕМ
ВО НОЩИ ГОДА С ПОКЛОНОМ ВСТРЕЧАЕМ
ПРИЙДИ НЕ В ГОРЕСТЯХ ПРИЙДИ НЕ В БОЛЕСТЯХ
ПРИЙДИ НЕ С ГЛАДОМ ПРИЙДИ НЕ С ХЛАДОМ
А ПРИЙДИ С ДОЛЕЙ ЩЕДРОЙ ПРЕБОЛЕ
ВО НОЩИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА!
ВЕЛЕСУ СЛАВА!
ГОЙ!
Завершается обрядиво истыми радениями: воспеваниями колослав[249] Велесу и хороводами посолонь (по Солнцу) коло Огня.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 437.