Рентабельность — это относительный показатель эффективности работы предприятия, отражающий уровень прибыльности относительно определенной базы. Величина показателей рентабельности характеризует соотношение полученного эффекта с затратами.
Для анализа хозяйственной деятельности рассчитываются следующие показатели рентабельности:
• рентабельность деятельности предприятия;
• рентабельность реализованной продукции;
• рентабельность капитала и его частей;
• рентабельность производственных ресурсов. Показатели рентабельности могут быть рассчитаны на
основе балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров или чистой прибыли.
Рентабельность деятельности предприятия. Показатели рентабельности деятельности предприятия характеризуют степень выгодности для предприятия производства продукции (или иных видов деятельности) и показывают окупаемость издержек.
Рентабельность деятельности предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Р =П/З,
где П - прибыль (балансовая или чистая), руб.; З — затраты на реализованную продукцию, руб.
Рентабельность отдельного вида продукции оценивается аналогично:
Рi=Пi/Зi
Рентабельность показывает, сколько предприятие получает прибыли с каждого затраченного на производство и реализацию товаров рубля.
Повышение рентабельности обеспечивается, главным образом, за счет снижения себестоимости единицы продукции. Чем эффективнее используются основные производственные фонды, тем выше рентабельность производства, и ускорение оборачиваемости материальных средств приводит к росту рентабельности.
19. Понятие и виды денежных потоков. Анализ остатка денежных средств.
Понятие «денежный поток» является синтетическим, включающим в свой состав многочисленные виды потоков, обслуживающих хозяйственную деятельность предприятия.
Среди них различают следующие денежные потоки:
- по предприятию в целом и по видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой);
- положительный (поступления, притоки) и отрицательный (выплаты, оттоки);
- валовой (вся совокупность поступлений и платежей) и чистый (разница) между потоками поступлений и платежей);
- избыточный (поступления превышают реальную потребность в денежных средствах) и дефицитный (поступления ниже реальных потребностей);
- настоящий (стоимость потока приведена к текущему моменту) и будущий (стоимость потока приведена к предстоящему моменту времени);
- регулярный (поток осуществляется через равномерные интервалы, например, погашение финансового кредита, долгосрочные финансовые вложения) и дискретный (платежи или поступления, связанные с единичными операциями, например, покупка оборудования, лицензии, безвозмездная помощь) и прочие.
Лимит остатка наличных денежных средств в кассе означает, что остаток на конец каждого дня не может превышать установленный размер.
20. Анализ денежных потоков организации: расчет абсолютных и относительных показателей, анализ и интерпретация рассчитанных финансовых показателей.
Основной целью проведения анализа денежных потоков предприятия является выявление уровня достаточности формирования денежных средств, эффективности их использования, а также сбалансированности потока поступлений и расходов денежных средств по объему и во времени.
Анализ денежных потоков предыдущего периода осуществляется в такой последовательности:
- анализ входящих денежных потоков;
- анализ исходящих денежных потоков;
- оценка сбалансированности входящего и исходящего денежных потоков в общем объеме, анализ динамики чистого денежного потока;
- оценка синхронности формирования, входящего и исходящего денежных потоков по отдельным интервалами отчетного периоду, анализ динамики остатков денежных активов;
- оценка эффективности денежных потоков
21. Анализ операционного и финансового циклов организации.
В составе операционного цикла выделяют несколько компонентов:
1. Цикл оборота материально-производственных запасов (производственный цикл) – среднее время (в днях), необходимое для перевода материально-производственных запасов из формы материалов (сырья) в готовую продукцию и ее реализации. Таким образом, производственный цикл – это период времени, который начинается с момента поступления материалов на склад и заканчивается в момент отгрузки покупателю готовой продукции, которая была изготовлена из данных материалов.
2. Цикл оборота дебиторской задолженности – среднее время, необходимое для погашения покупателями дебиторской задолженности, возникшей в результате осуществления продаж в кредит.
3. Цикл оборота кредиторской задолженности – среднее время, проходящее с момента закупки материально-производственных запасов предприятием до момента оплаты счетов кредиторов.
На основе вышеприведенных компонентов рассчитывается финансовый цикл.
Финансовый цикл – это разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей (дебиторов). Иными словами, он характеризует отрезок времени, в течение которого полный оборот совершают собственные оборотные средства.
Финансовый цикл = Производственный цикл + Период оборота дебиторской задолженности - Период оборота кредиторской задолженности
Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Оно может произойти за счет ускорения производственного процесса (периода хранения материально-производственных запасов, снижения длительности изготовления готовой продукции и периода ее хранения на складе), ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.
В банковской практике операционный цикл рассматривается как:
Операционный цикл = Оборачиваемость запасов + Оборачиваемость дебиторской задолженности - Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)
Операционный цикл характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности. Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, то есть финансовый цикл, уменьшается на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть осуществлено за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет этих же факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.
22. Характеристика финансовых результатов деятельности организации.
В условиях рынка ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль является основным источником собственного капитала предприятий и формой распределения национального дохода. На основании прибыли может быть дана оценка экономической эффективности проведения хозяйственных мероприятий на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Использование показателя прибыли в качестве оценочного позволяет установить прямую зависимость между размером полученного эффекта и стимулированием.
В отдельных случаях предприятия могут получить и убыток, который является результатом бесхозяйственности, низкого уровня экономической работы.
Прибыль и убыток характеризуют финансовый результат деятельности предприятия и могут быть определены только в системе бухгалтерского учета.
Финансовый результат - конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия выражается в форме прибыли или убытка. Порядок определения прибыли регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В практике предприятий используется несколько видов прибыли: прибыль от реализации, балансовая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий. Прибыль от реализации представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и затратами на ее производство и реализацию. Размер прибыли от реализации зависит от реализованной продукции; уровня затрат на ее производство и сбыт, списанных в отчетном периоде на результаты от реализации.
Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суммы расходов по этим операциям.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, является расчетной величиной и представляет собой разницу между балансовой прибылью и платежами в бюджет от прибыли.
23. Анализ и оценка доходности деятельности организации.
Доходность характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатель доходности свидетельствует о том, сколько рублей дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д.
Рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Показатели рентабельности отражают сумму прибыли, полученную организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.
24. Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о финансовых результатах.
Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
Вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
25. Анализ влияния факторов на прибыль.
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, работ, услуг, коммерческих и управленческих расходов.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
- изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
- изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
26. Система финансовых показателей в анализе потенциального банкротства.
Важным элементом в управлении деятельностью организации является фин. анализ. Существует ряд финансовых показателей, порядок расчета которых определены законом. Анализ фин. положения начинается с расчета показателей, объединенных в 2 группы и характеризующих два аспекта анализа: для целей ликвидации и целей функционирования. Для анализа финансового положения существуют 5 групп показателей: 1. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность предприятия. 2. Показатели финансовой устойчивости. 3. Показатели деловой активности. 4. Показатели рентабельности. 5. Показатели рыночной активности и положения на РЦБ. Предприятие будет считаться фин. устойчивым, если показатели платежеспособности и ликвидности отражают его способность погасить краткосрочные обязательства легкореализуемыми активами. Платежеспособность предприятия – это способность своевременно и в полном объеме погашать свои финансовых обязательства. Основные признаки платежеспособности – наличие достаточного кол-ва средств на р/с и отсутствие просроченной кредит. задолженности. Ликвидность – это способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости. Степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация м/б осуществлена. Для определения вероятности наступления банкротства предприятия необходимо оценить платежеспособность и степень ликвидности его активов. Для определения ликвидности баланса все его активы группируют след. образом: А1 – наиболее ликвидные активы, включают денежные средства и краткосрочные фин. вложения (стр. 250+стр. 260). А2 – быстрореализуемые активы: дебитор. краткосрочную задолженность (стр. 240). А3 – медленно реализуемые активы: запасы, дебиторскую долгосрочную задолженность, НДС, прочие оборотные активы (стр. 210+ 220+230+270). А4 – труднореализуемые активы: ВНА (стр. 190). Пассивы баланса по срочности оплаты группируют след. образом: П1 – наиболее срочные обязательства: кредит. задолженность (стр. 620). П2 – краткосрочные пассивы: краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплатам доходов (стр. 610+630+650). П3 – долгосрочные пассивы: долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей (стр. 590+640+650). П4 – постоянный пассив (устойчивый): капитал и резервы (стр. 490). Для определения ликвидности баланса д/б выполнение неравенств: А1>П1, А2>П2, А3>П3,А4<П4. Показатели ликвидности применяются для оценки способности организации выполнять краткосрочные обязательства. Они дают представление о платежеспособности организации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.