Выберите любого мужчину из своего окружения и задайте ему простой вопрос: «Как дела на работе?» Когда он будет отвечать вам, подайтесь вперед и демонстрируйте пристальное внимание, как если бы его рассказ был невероятно увлекательным. Когда он замедлит темп речи или на мгновение замолкнет, чтобы проверить, действительно ли вам интересно слушать, задайте один из следующих вопросов: «И что случилось потом?» или «И что ты потом сделал (сказал)?» Вы увидите, что он сразу же возобновит свой рассказ, а у вас появится больше возможностей проявить умение слушать и продемонстрировать восхищение его успехами.
ОБАЯНИЕ «ВОВНЕ» И «ИЗВНЕ»
Фундаментальное правило Века славы: неважно, что вы собой представляете, важно лишь то, что думают о вас окружающие.
Ланс Морроу
Теперь, когда вы узнали, как можно завоевывать сердца окружающих и влиять на них на эмоциональном уровне, давайте рассмотрим, почему обаяние работает так, что чем больше вы практикуете техники, описанные в этой книге, тем больших успехов добиваетесь.
В театральной среде существует два основных подхода к игре актеров: американский, который иначе называют «вовне» (inside out), и европейский, или — по-другому — «извне» (outside in). По американской методике актеры начинают работу над созданием будущего персонажа с точки зрения психологии. Они ищут внутри себя определенные личностные качества, свойственные их герою. Отыскав необходимые черты, актер начинает от исходной точки, от центра слой за слоем выстраивать образ и манеру поведения человека, роль которого в данный момент играет. (Один недостаток этого подхода: актеры вынуждены тратить очень много времени на то, чтобы убедить себя, при этом не имея гарантий того, что убедят и других.)
В области самосовершенствования можно найти немало эквивалентов подходу «вовне»: нам нужно заглянуть внутрь себя, отыскать там причины своего поведения и понять, почему мы говорим и действуем так, а не иначе.
Существует мнение, что если мы начнем мыслить по-другому, то и действовать будем иначе. Иногда это работает, иногда нет.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД
При создании образа по европейской методике актер начинает с проработки внешнего поведения своего героя. Вначале он продумывает, как его персонаж будет двигаться, разговаривать и вести себя. Затем актер идет дальше и слой за слоем раскрывает психологические черты своего персонажа, обусловливающие особенности его поведения.
Такой механизм тоже используется в области самосовершенствования. Изменяя внешние модели поведения, мы можем влиять на чувства окружающих и на свои внутренние ощущения. Например, если вы будете вести себя так, будто очень счастливы или взволнованы, возможно, вам удастся убедить и других в том, что вы счастливы или взволнованы; при этом вы получите дополнительный бонус, поскольку на самом деле почувствуете себя счастливым или взволнованным.
«Сила обаяния» — пример книги в стиле «извне». На ее страницах мы говорим о том, как можно изменить внешнее поведение с помощью определенных навыков, которые дадут вам контроль над вашим собственным образом, предназначенным для окружающих. Мы позволяем вашим внутренним движущим силам самим позаботиться о себе.
СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ПОВЕДЕНИИ
История Мириам подтверждает различие между подходами «вовне» и «извне» в рамках повседневной жизни. Это факт: если вы знаете, почему поступаете так, а не иначе, это еще не говорит о том, что вы знаете, как изменить свое поведение. Если вы действительно хотите измениться, меньше думайте о причинах своих действий и вместо этого сконцентрируйтесь на том, как вы это делаете. Как правило, нам легче и быстрее измениться «снаружи», чем «изнутри».
Рон:
О неожиданной перемене
Однажды старый друг нашей семьи, назовем ее Мириам, зашла к нам извиниться за свою вспышку, случившуюся несколько дней назад во время ужина. Резкие перепады ее настроения уже давно стали притчей во языцех. Она упомянула, что вот уже семь лет ходит к одному и тому же психиатру.
— Семь лет, — эхом отозвалась моя жена Ники. — Редко кто так долго посещает одного и того же психиатра.
— Скажи, по прошествии стольких лет ты не думаешь, что тратишь деньги даром? — спросил я, чем заслужил ледяной взгляд жены.
— Ну, — Мириам на мгновение задумалась, — и да и нет. Я понимаю, почему веду себя так, а не иначе, но до сих пор не в силах контролировать свое поведение. Так что я не знаю, стоило ли все это моего времени и денег.
Она выглядела совершенно подавленной и разбитой. Ники спросила:
— А ты когда-нибудь думала о том, чтобы перейти к другому психиатру? Мы знаем одного психолога, который специализируется на поведенческих проблемах. Может, ты встретишься с ним? Не исключено, что он сумеет тебе помочь.
Мириам помолчала, а затем ответила:
— Могу, — тут она вздохнула. — Мне уже нечего терять.
Какое-то время после этого разговора мы ее не видели и не слышали. Но однажды вечером раздался звонок. Я снял трубку.
— Привет, Рон. Это Мириам.
— Привет, Мириам. Как дела?
— Все замечательно, — ответила она.
— Как насчет психолога? — спросил я. — Ты ему звонила?
— Да, — сказала она. — Я хожу к нему несколько недель и уже чувствую разницу. Что интересно, его не очень волнуют мотивы моего поведения; его больше заботит, как сделать так, чтобы я вела себя по-другому.
Спустя пару месяцев мы встретились с Мириам на званом обеде, и перемена, произошедшая с ней, была поразительной. Теперь она просто не замечала того, из-за чего раньше могла опрокинуть стол или вступить с кем-то в рукопашную. С ней было приятно общаться!
Когда мы отметили произошедшую в ней перемену, она рассказала нам:
— Я не только могу контролировать себя вне зависимости от того, что происходит у меня внутри, но и перестала чувствовать прежнее волнение или возбуждение. Теперь я знаю, что, изменяя поведение, я уменьшаю и свою тревогу.
ГЛАВНОЕ - ПОВЕДЕНИЕ
Вернитесь к примеру из начала первой главы и задумайтесь над тем, действительно ли Билл Клинтон был искренне заинтересован в Марке Сенборне или излучаемое им тепло и расположение были результатом отработанного поведения? И имеет ли это значение? Вне зависимости от того, что происходит у вас в душе, окончательный приговор вам выносят, основываясь на вашем поведении. Если вы ведете себя так, будто испытываете ненависть, вы ненавидите; если вы ведете себя так, будто любите, вы любите; если вы ведете себя так, будто заботитесь, вы заботитесь.
Реакция окружающих зависит от вашего поведения, они воспринимают вас, исходя из ваших действий, и неважно, каковы при этом ваши внутренние намерения.
СИЛА ВНИМАНИЯ
Нам нравится общаться не с теми собеседниками, чьи речи нам приятны, а с теми, кто находит приятными наши собственные высказывания.
Фалк Гревилль
Наверняка нижеприведенный диалог покажется знакомым почти любому читателю. Как правило, подобные сцены случаются за завтраком или ужином. Звучит диалог приблизительно так:
Она: «Ты меня совсем не слушаешь!»
Он: «Слушаю!»
Она: «Нет, не слушаешь!»
Он: «Я же говорю, что слушаю!»
Она: «А я говорю, что нет!»
Он: «Да слушаю я тебя. Я могу повторить каждое твое слово!»
Она: «А мне наплевать на это. Ты меня не слушаешь!»
На самом деле она пытается сказать ему, что, даже если он и может воспроизвести сказанное ею на 100 процентов, она никогда не поверит в то, что он уделяет ей максимум внимания.
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Если вы хотите быть обаятельным, то должны проявлять исключительное внимание к своему собеседнику, особенно когда слушаете его. Но запоминание того, о чем говорит ваш собеседник (а не просто лектор), — это лишь часть процесса слушания. Если вы всем своим видом демонстрируете: «Мне совершенно неинтересно то, о чем вы говорите», т. е. если вы никак не реагируете на слова говорящего, вас нельзя назвать хорошим слушателем. Раз вы никак не проявляете внимания к человеку, с которым разговариваете, значит... вы попросту не слушаете его!
В основе любых взаимоотношений,дружеских или деловых, лежит множество факторов, но одно из важнейших качеств, которое мы ценим в других, — это умение быть чутким слушателем. Чем лучше вы умеете слушать, тем более тепло относятся к вам окружающие. Но каким образом мы определяем, что собеседник внимателен к нашим словам?
Люди, прекрасно владеющие искусством слушать, делают вот что: они подают своим собеседникам сигналы того, что внимательно слушают их. Всем своим видом и языком тела они как бы говорят: «Я полностью сосредоточен на ваших словах; каждое произнесенное вами слово невероятно важно для меня».
Те, кто посылает подобные сигналы, считаются «внимательными слушателями». Тех же, кто этого не делает, относят к «невнимательным слушателям».
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ И ЗАВЕРЕНИЕ
Мы называем подобные сигналы «подтверждениями и заверениями». Внимательные слушатели пользуются ими, чтобы дать понять другому человеку, что они заметили его присутствие, и заверить его в том, что они его слушают. Внимательные слушатели используют так называемый мгновенный фокус, который и заставляет окружающих чувствовать себя особенными и значимыми. Чем больше подобных сигналов вы будете демонстрировать, тем более привлекательными вы будете в глазах окружающих.
Уроки обаяния:
Дата: 2018-09-13, просмотров: 469.