От правильного выбора транспортных средств, комплексной механизации всего транспортного процесса (погрузки, перемещения, выгрузки), оптимального выбора направления транспортных путей и грузопотоков, предусматривающего как использование существующих, так и прокладываемых к объекту строительства дорог, в значительной мере зависит стоимость возводимых зданий и сооружений. В строительстве используют все виды современного транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, канатно-подвесной, трубопроводный и др.
Автомобильный транспорт в строительстве используется наиболее широко. Основными достоинствами его являются большая скорость, высокая маневренность, способность передвигаться по кривым участкам пути с малым радиусом закругления и преодолевать крутые подъемы дорог, возможность доставки разнообразных грузов непосредственно к объекту строител.
Тракторный транспорт используют для перевозки грузов по плохим дорогам и даже в условиях полного бездорожья. При значительных расстояниях перевозки этим видом транспорта становятся экономически нецелесообразными вследствие малых скоростей передвижения. Трактор как транспортное средство используется в основном в лесном поселковом строительстве.
Железнодорожный и водный транспорт применяют главным образом как внешний транспорт для перевозки строительных грузов на большие расстояния. Железнодорожный транспорт на строительной площадке требует больших первоначальных затрат, однако при больших объемах строительных работ и при поступлении основных грузов по железнодорожным путям эти затраты в процессе эксплуатации быстро окупаются. Водный транспорт является наиболее дешевым, особенно при перевозке маисовых грузов на большие расстояния. При использовании этого вида транспорта необходимо учитывать сезонный характер его работы.
Воздушный транспорт применяют для доставки строительных грузов в труднодоступные места, в сильно пересеченную местность, при освоении Крайнего Севера и т.д.
Специальные виды транспорта — подвесные канатные дороги, рельсовые дороги с канатной тягой и монорельсовые подвесные дороги — применяют для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности и водных преград.
Вертикальный транспорт строительных материалов и конструкций осуществляется грузоподъемными механизмами: различного типа кранами, подъемниками, разгрузчиками,. ковшовыми экскаваторами и др.
Работы по погрузке, разгрузке и складированию материалов являются наиболее трудоемкими в общем процессе перемещения грузов. Организация погрузочно-разгрузочных работ должна обеспечивать их комплексную механизацию с предельным уменьшением числа перегрузок. В состав механизированных комплексов входят как общестроительные, так и специальные машины и механизмы.
Общестроительные машины (башенные, стрелковые, козловые, мостовые краны, кран-балки, экскаваторы различных типов) используют на погрузке и разгрузке штучных, тяжеловесных, длинномерных и крупнообъемных конструкций и материалов, а также сыпучих материалов и контейнеров с малосыпучими материалами.
Применение специальных погрузочно-разгрузочных машин определяет вид грузов.
Специальные погрузочно-разгрузочные машины бывают циклического и непрерывного действия. Наиболее широкое применение в строительстве получили различные самоходные погрузчики и ленточные конвейеры.
Погрузчики (универсальные одноковшовые, многоковшовые, автопогрузчики) обладают высокой мобильностью и универсальностью.
Универсальные одноковшовые погрузчики могут быть оборудованы ковшом, вилочным подхватом, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом и другими рабочими органами. Их используют не только на погрузочно-разгрузочных работах, но и для перемещения различных грузов на небольшие расстояния.
Автопогрузчики, так же как и универсальные одноковшовые погрузчики, имеют различное сменное рабочее оборудование – крановые стрелы, челюстные захваты, ковши, вилочные подхваты и другие приспособления. Их применяют на площадках, имеющих твердое покрытие.
Многоковшовые погрузчики относят к машинам непрерывного действия и используют для погрузки сыпучих материалов в транспортные средства.
Ленточные конвейеры также являются машинами непрерывного действия и служат для погрузки и подачи к месту укладки сыпучих, мелкоштучных и некоторых тестообразных материалов (бетонных смесей).
Состоящие из отдельных конвейеров конвейерные системы могут достигать в длину нескольких километров.
Контейнеризация и пакетирование. В целях сокращения ручного труда, повышения производительности транспортных средств и созданий условий для механизации погрузочно-разгрузочных работ в строительстве находят широкое применение методы контейнеризации и пакетирования. Суть этих методов заключается в объединении мелкоштучных строительных материалов на заводах, которые их производят (кирпич, керамические камни, мелкие стеновые блоки, оконные и дверные блоки и др.), или на базах производственно-технологической комплектации (отделочные материалы, кровельные, санитарно-технические, электротехнические материалы и др.) в укрупненные пакеты или контейнеры (00), которые с помощью погрузочно-разгрузочных и транспортных средств перемещают от места производства или комплектации к строительной площадке или заводу.
Складирование. Доставленные на строительную площадку материалы, изделия, полуфабрикаты следует использовать по назначению по возможности без промежуточного складирования — конструктивные элементы сразу с транспортных средств следует устанавливать на проектную отметку, а материалы и полуфабрикаты подавать в зону их использования. При отсутствии такой возможности материалы и изделия складируют на местах, предусмотренных стройгенпланом, с соблюдением правил хранения, чтобы продукция при использовании соответствовала техническим условиям.
Общие положения и виды земляных сооружений
Строительство зданий и сооружений вызывает необходимость переработки грунтов, включающей их разработку, перемещение, укладку и уплотнение. Весь комплекс этих процессов называют земляными работами.
Удельный вес земляных работ в общем объеме строительно-монтажных работ очень велик и составляет около 15 % по стоимости и до 20 % по трудоемкости. На земляные работы приходится около 10 % всех рабочих, занятых в строительстве. Объемы земляных работ постоянно растут и составляют свыше 15 млрд.м в год. Переработка такого количества грунта возможна лишь при условии комплексной механизации и эффективной технологии производства работ.
Одним из важных резервов снижения объемов земляных работ, а следовательно, и стоимости строительства является обеспечение привязки зданий и проектирование вертикальной планировки с учетом рельефа местности.
Снижение стоимости и трудоемкости земляных работ следует достигать, используя рациональные проектные решения, обеспечивающие максимальную сбалансированность необходимых выемок и насыпей при минимальных расстояниях перемещения грунта, комплексы машин, что сводит к минимуму объемы работ, выполняемых вручную.
В настоящее время земляные работы в основном выполняют механизированные комплексы, а ручная разработка грунта предусмотрена только в местах, недоступных для машин, так как производительность ручного труда в 20...30 раз ниже механизированного, что существенно влияет на общие затраты труда.
Промышленность выпускает различные высокопроизводительные землеройные, землеройно-транспортные, уплотняющие машины и механизмы. Выбор комплекта машин и способа производства работ осуществляют на основании технико-экономического анализа различных вариантов.
Важными условиями дальнейшего совершенствования технологии земляных работ являются: рациональная организация производства земляных работ по времени года — сокращение объемов работ, выполняемых в зимнее время; повышение доли применения высокопроизводительных землеройных машин; создание и внедрение в производство комплектов машин для засыпки траншей и котлованов, уплотнения и разработки мерзлых грунтов.
Виды земляных сооружений. В промышленном и гражданском строительстве земляные работы выполняют при устройстве котлованов и траншей под фундаменты и подземные коммуникации, при возведении земляного полотна дорог, а также при планировке площадок.
Выемки и насыпи, получаемые в результате разработки и перемещения грунта, называют земляными сооружениями. Они имеют следующие названия: котлован – выемка шириной более 3 м и длиной не менее ширины;
траншея – выемка шириной менее 3 м и длиной, многократно превышающей ширину; шурф – глубокая выемка с малыми размерами в плане; насыпь – сооружение из насыпного и уплотненного грунта; резерв—выемка, из которой; кавальер — насыпь, образуемая при отсыпке ненужного грунта, а также создаваемая для его временного хранения.
Земляные сооружения бывают: постоянные — насыпи дорог, плотины, дамбы, ирригационные и мелиоративные каналы, водоемы, планировочные площадки жилых кварталов, промышленных комплексов, стадионов, аэродромов и т.д.; временные — выемки для прокладки подземных коммуникаций и устройства фундаментов, насыпи для временных дорог.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.