1. Наиболее распространенный и традиционный структурно-функциональный подход, когда в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются соответствующие функции и умения (В.И.Гинецинский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.И. Щербаков).
2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учителя, когда в результате получается обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).
3. Подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, Л.М. Митина).
4. Культурологический подход, предполагающий анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).
5. По целому ряду причин, в основном связанных с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педагогических задач (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына). Остановимся на нем подробнее.
Одной из предпосылок возникновения компетентностного подхода послужили социокультурные, духовные и экономические преобразования, происходящие в России и мировом сообществе в последнее десятилетие.
От относительно стабильной фазы своей истории российское общество перешло к динамической фазе развития, повлекшей за собой пересмотр и осмысление движущих социальных механизмов. Осуществился переход к демократической системе, плюрализму, гуманизму, что связано с перестройкой социально-политической жизни общества в целом, социальных групп и каждой отдельной личности. Это требует коренного пересмотра общественной концепции развития производства, науки, культуры и в первую очередь самой личности.
Противоречия переживаемого периода в том, что старые социально-политические и экономические структуры уже не функционируют, а новые существуют лишь в процессе становления. В связи с этим общество, как и отдельная личность, находится в состоянии внутренней нестабильности, неопределенности, что соответствующим образом отражается на проблемах его социальной, экономической и культурной жизни. Это одна сторона проблемы.
С другой стороны, появляются новые реалии жизни, в которых возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели личности начали признаваться обществом наряду с коллективными и общественными целями. Сама личность перестраивается, развивая в себе такие качества, как ответственность, гибкость, адаптивность, мобильность.
Подобные перемены привели к тому, что разнообразие форм жизни и свобода выбора человеком своего жизненного пути стали нормой существования.
Жизненный путь личности связан с ее постоянным развитием, движением, изменением, что приводит к постановке новых задач, открывает возможности для новых жизненных выборов и профессиональных стартов.
Особенности развития общества на современном этапе коснулись прежде всего изменений в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
Образование «выступает одновременно и как фактор стимулирования инновационных процессов в экономике, политике, культуре, и как фактор выживания, развития человечества» (Радионова Н., Семикин В. Новые требования к подготовке учителя // Учитель в эпоху перемен. - СПб., 2000. - С. 116).
В современных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач.
Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных условиях, а это требует соответствующего подхода к ее решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с учащимися и определяющего успешность их саморазвития.
Таким образом, в современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе их взаимодействия.
Другой предпосылкой появления компетентностного подхода можно считать отечественную концепцию образованности. Образование в данной концепции - «это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт» (Лебедев О. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Образовательные результаты. - СПб., 1999. - С. 45 - 46). Образованность личности - это синтез обученности и обучаемости.
Уровень образованности - это уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности. Существует три уровня образованности: элементарная грамотность, функциональная грамотность и компетентность.
Выделено три вида компетентности учащихся системы общего образования: общекультурная, допрофессиональная, методологическая.
Наличие названных предпосылок позволяет определить, что под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей.
Профессиональная компетентность педагога сочетает в себе ключевые, базовые и специальные компетентности.
Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования:
- информации;
- коммуникации, в том числе на иностранном языке;
- социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми становятся компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.
Очевидно, что все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются, в определенном смысле, одновременно, «параллельно», что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики педагога.
Какие же задачи призван решать современный педагог? Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:
1. видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;
2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
4. создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
5. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Опыт решения перечисленных групп профессиональных педагогических задач дает возможность учителю обеспечить реализацию идей обновления школы (А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова).
Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Сам же профессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности определяется прежде всего субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональныи и жизненный опыт.
Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:
- характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к профессиональной деятельности, ее смыслу, целям и результатам;
- выражается в умении ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения;
- проявляется в различных сферах жизни, и прежде всего в профессиональной деятельности;
- выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности.
Субъектная позиция проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, т. е. обязательные качества современного педагога-профессионала.
Чуть позже мы вернемся к субъектной позиции педагога, а пока, в контексте компетентностного подхода, хотелось бы привлечь внимание специалистов дошкольного образования к следующему.
Надо признать, что активно разрабатываемый сегодня и действительно актуальный, интересный и адекватный современности компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности на данный момент больше имеет отношение к деятельности учителя общеобразовательной школы, нежели воспитателя детского сада. Настораживает и то, что программа модернизации российского образования до 2010 г. начинается с начальной школы, практически исключив дошкольное образование.
Но ведь и дошкольное образование требует модернизации. Так, грамотно выделенные пять групп основных задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного учителя, «должны касаться и базовой компетентности педагога дошкольного образования. Или он в дошкольном образовательном учреждении решает другие задачи?
Так кто же он, воспитатель детского сада?
Еще в 1867 г. известный педагог-психолог А. С. Симонович высказал и сегодня вполне современно звучащую мысль: «Перевоспитание самого воспитателя - это первое и необходимейшее условие для хорошего воспитателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схватываются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!» (Симонович А. Кто может быть воспитателем? // Детский сад. № 11-12.-С. 396).
Автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни детей, и в качестве «регулятора любви» - сознание цели жизни, которое «устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой...
Такой воспитатель, у которого идеал жизни - самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспитателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем».
Первостепенными требованиями к воспитателю и в наши дни являются самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни и уж затем следуют знание педагогики и психологии, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Попробуем сопоставить точки зрения современных исследователей на профессиональную деятельность воспитателя детского сада (табл. 2).
Проделанный анализ помогает увидеть сходство и разницу в подходах к профессионально-педагогической деятельности воспитателя детского сада, осознать влияние времени на задачи дошкольного образования. Результаты сравнительного анализа в этой части параграфа и общепедагогические идеи, изложенные в его начале, позволяют прийти к следующему заключению.
Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базируется на таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.
В контексте компетентностного подхода к профессиональной деятельности воспитателя детского сада задачи его деятельности выглядят следующим образом.
1. Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ - диагностические задачи, решение которых позволяет воспитателю:
- знать индивидуальные особенности и возможности ребенка;
- учитывать их в образовательном процессе ДОУ;
- отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса в условиях детского сада, характер его продвижения в развитии;
- определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий.
Таблица 2. Сравнительный анализ взглядов на профессиональную деятельность воспитателя ДОУ
В.И. Логинова (1973 г.) | А.А. Люблинская, С.Е.Кулачковская (1981 г.) | Т.А. Куликова (1998 г.) | |
Требования к личности воспитателя детского сада | |||
Эрудированность; | Целеустремленность, высокая нравственность; | Ответственность за ребенка; | |
любовь к детям и уважение к ним; | ответственность, этическая зрелость; | профессиональная направленность; | |
мудрая строгость и требовательность к детям; | такт; | любовь и интерес к детям, чуткость, внимание, доброта, ласка, теплота, сердечность, готовность прийти на помощь ребенку, оказать ему эмоциональную поддержку; | |
общительность (внимательность и чуткость к каждому ребенку, его проявлениям, заботливость и бережное отношение к нему); | образованность; | высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность; | |
педагогический такт; | эрудированность, скромность, честность, справедливость, искренность, терпеливость, требовательность, принципиальность, аккуратность, умение понимать воспитанника, откликаться на его радости и горести, любовь к своему делу; | эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность; | |
эмоциональность; | искусство педагогического видения; | работоспособность, выносливость, ловкость, уравновешенность; | |
материнские чувства (уход, ласка, забота, участие); | творчество; | эмпатия; | |
требовательность к себе, собственная организованность и дисциплина; | свободное владение психолого-педагогическими знаниями и умение применять их на практике | педагогический такт, педагогическая зоркость; | |
деловые качества; | культура профессионального общения; | ||
терпеливость, спокойствие, доброжелательность, чувство юмора, жизнерадостность, бодрость, оптимизм как вера в растущие силы ребенка - важнейшие черты личности воспитателя детского сада | педагогическая рефлексия | ||
Профессионально-педагогические задачи педагога дошкольного образования для успешного воспитания детей | |||
Задачи профессионально-педагогической деятельности связаны с всесторонним развитием ребенка-дошкольника | изучение индивидуальных особенностей детей, их характеров; | обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья дошкольников; | |
осуществление индивидуального подхода к развитию ребенка, целенаправленного руководства его активностью, создание условий для гармонического и всестороннего развития дошкольников; | педагогическое просвещение родителей; | ||
формирование у дошкольников умения выделять существенные свойства и признаки окружающих предметов; | регулирование и согласовывание воспитательных воздействий семьи и ДОУ; | ||
упражнение его в рассуждении с целью развития способности решать поставленные перед ним задачи и объяснять свое решение; | осуществление исследовательского поиска | ||
воспитание физически здоровых, интеллектуально развитых, высоконравственных и трудолюбивых граждан страны | |||
Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детского сада | |||
Энциклопедические знания в разных областях общественной жизни, науки и искусства. | Психолого-педагогические знания. | Знание закономерностей развития ребенка: зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых. | |
Профессиональная эрудиция: знание особенностей и возможностей ребенка, задач, перспектив и путей развития его личности; | Профессионально-педагогические умения воспитателя: передавать детям знания в доступной и понятной форме, адаптировать знания к уровню развития и опыту ребенка; | Профессиональные умения: гностические; | |
знание особенностей строения и функционирования развивающегося детского организма, знание элементарных медицинских сведений, знание особенностей ухода за малышом, знание специфики педагогических воздействий на разных этапах дошкольного детства; | разбираться в нюансах настроения ребенка; | конструктивные; | |
профессиональные способности: педагогическая наблюдательность; | предвидеть результаты своей деятельности, своих оценок, действий; | коммуникативные; | |
педагогическое воображение; | проектировать качества своих воспитанников; | организаторские; | |
организаторские | быстро ориентироваться в обстановке, живо реагировать на события в детском коллективе, выбирая при этом наиболее целесообразные меры воздействия | специальные | |
(Логинова В. Воспитатель детского сада и учитель школы. - Л., 1973. - С. 6 -16; Люблинская А., Кулачковская С. Современный воспитатель. Какой он? - Киев, 1981. - С. 21 -40; Куликова Т. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1998. - С. 19-28).
2. Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования - задачи педагогического проектирования и организации образовательного процесса, содействующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.
3. Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами ДОУ - задачи взаимодействия с профессионально-педагогическим и культурным сообществом.
4. Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного учреждения) - задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.
5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование - задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.
В чем же состоит специфика профессиональной деятельности педагога, который стремится решать задачи музыкального развития и воспитания детей в условиях детского сада?
§ 5. Музыкально-художественная культура педагога дошкольного образовательного учреждения и ее своеобразие
Как связаны человек и культура?
Культура означает универсальное отношение человека к миру, к самому себе. Психолог М. Бубер определил культуру как универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия,
Ценность культуры заключается еще и в том, что вне культуры человек не может реализовать свой духовный потенциал. Через культуру мы приобщаемся к творческим достижениям цивилизации, с одной стороны, и открываем перспективы для творчества - с другой. Но это возможно лишь в том случае, если человек не только созерцатель культуры, а творец, оживляющий «культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве» (Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М., 1997. - С. 15-16). Не только культура творит человека, но и человек является творцом культуры. В результате индивидуального творчества возникает культура, благодаря которой человек изменяет мир и самого себя, самоосуществляясь и самореализовывааясь. Так существуют и будут существовать они в непрерывной интимной связи.
Как связаны педагог и культура?
Предназначение культуры - сохранять, воспроизводить и обогащать духовный опыт человечества. передавая его от поколения к поколению. Одна из важнейших функций профессионально-педагогической деятельности - это передача подрастающему поколению накопленного человечеством, опыта и способов его освоения, это сотворение и самоопределение личности в культуре, в связи с чем педагог является носителем культуры, проводником ребенка в мир культуры, переводчиком языка культуры на язык детства.
Педагогическая и художественная деятельность глобально определяются комплексом единых способностей - к созиданию, познанию, оценке и общению (М.С. Каган). И тот и другой вид деятельности образуют культуру.
Деятельность педагога сегодня сущностно совпадает с одной из важнейших функций культуры - смыслообразованием. Воспитатель детского сада, учитель школы, педагог дополнительного образования, преподаватель вуза расширяют для своих воспитанников и учеников горизонты смыслового пространства, инициируя в них непрерывный поиск ценностей и смыслов индивидуального существования.
Установленные связи позволяют оправданно выделить среди ключевых компетентностей педагога компетентность общекультурную. Внутри общекультурной компетентности педагога можно выделить музыкально-художественную культуру.
Что такое музыкально-художественная культура педагога? Каковы особенности музыкально-художественной культуры современных педагогов детского сада?
Художественная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения, индивидуальная интерпретация и ее значение в решении жизненных проблем. Соответственно, музыкально-художественная культура педагога связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства, готовностью строить собственную жизнь, включая профессиональную деятельность, в контексте открытых ценностей.
Музыкально-художественная культура как часть художественной культуры имеет свои признаки и свойства:
- художественные ценности, музыкальная эрудиция;
- художественно-образное мышление, понимание языка музыки;
- умение анализировать музыкальное произведение, выявлять его идеи, понимать единство содержания и формы; развитый музыкальный вкус;
- потребность в музыкальном искусстве, интерес к нему.
Из всего перечисленного можно выделить показатели музыкально-художественной культуры педагога:
- потребность в общении с музыкой, устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- наличие музыкальной эрудиции;
- готовность (умение) общаться с музыкальными произведениями.
Исследования последних лет позволяют выявить некоторые особенности музыкально-художественной культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений. В чем же проявляются эти особенности?
Замечено, что воспитатели детских садов в большинстве своем испытывают потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но это в основном - радио и ТВ-репертуар. Музыкальные интересы педагогов чаще всего сконцентрированы в области популярной эстрадной музыки, народных песен, городского романса.
Назначение музыкальных произведений связывается воспитателями с развлечением и отдыхом, музыка, по мнению большинства из них, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние. В соответствии с этими представлениями педагоги и используют музыку в педагогическом процессе детского сада.
Однако, несмотря на интерес педагогов к музыкальному искусству, уровень их музыкально-художественной культуры в основном определен как низкий. Многие воспитатели неэрудированны в области музыкального классического искусства, не знают музыкальных жанров, музыкальных произведений, их авторов, исполнителей; в домашних музыкальных фонотеках классические произведения практически, за редким исключением, отсутствуют. Воспитатели не испытывают постоянной потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства, совсем не посещают или мало посещают (1-2 раза в год) учреждения культуры и искусства, особенно филармонию, капеллу, консерваторию. Не будучи подготовленными, к восприятию классических музыкальных произведений, они не умеют их слушать, не готовы к их осмыслению и интерпретации, не имеют выраженных музыкальных предпочтений.
Педагогам почти не знаком и детский классический музыкальный репертуар, они не могут самостоятельно подобрать музыкальные произведения для решения образовательных задач.
Результаты опроса показывают, что музыка в группах детского сада звучит мало: чаще всего - это популярная эстрадная музыка, реже - детские песенки, и лишь иногда классика. Дети не знают музыкальных предпочтений своего воспитателя, редко поют с ним, не любят музыкальный уголок, так как в нем нет интересных игр, привлекательных музыкальных инструментов. При этом заметим, что желание общаться с музыкой в различных видах детской деятельности у дошкольников весьма велико.
Низкая музыкально-художественная культура педагога дошкольного образования не позволяет ему удовлетворить потребности ребенка в общении с музыкой, творческом самовыражении и саморазвитии.
Необходимо сказать, что полученные результаты исследований, к огромному сожалению, не противоречат существующей сегодня в обществе тенденции снижения культуры человека. И, пожалуй, самое опасное заключается в том, что и желание самостоятельного приобщения к большому искусству, его ценностям чаще всего у педагогов отсутствует. Все это говорит о необходимости использования новых методов, которые способствовали бы повышению уровня музыкальной культуры воспитателей детского сада и, соответственно, повышению уровня музыкальной культуры детей.
Повысить уровень музыкальной культуры можно за счет специально организованных форм взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем в условиях своего же детского сада. Такими формами могут стать, например, музыкальные гостиные, тематические вечера «Встречи с музыкой», семинары-практикумы по авторской программе «Мир музыки для взрослых» (см. приложение 4).
Подобные формы взаимодействия помогут решению многих педагогических задач, таких как:
- активизация интереса к музыке;
- обогащение опыта общения с классической музыкой;
- развитие умений слушать музыкальные произведения, интерпретировать их;
- становление эрудированности в сфере музыкального классического искусства;
- создание персонального классического музыкального репертуара;
- обретение умений использовать музыку разных жанров в решении профессионально-педагогических задач.
Мы рассмотрели ведущие характеристики современного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения: целенаправленность, целостность, характер связей его участников, системность и процессуальность.
В современном дошкольном образовании контекстом понимания педагогического процесса становятся идеи гуманной, личностно ориентированной, субъектной педагогики. Педагогический процесс сегодня понимается как целенаправленный процесс содействия развитию человека особыми педагогическими средствами и в особых педагогических условиях.
Педагогический процесс может быть рассмотрен как развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие его субъектов с целью содействия самореализации, самоопределению личности воспитанников (обучающихся), гуманизации их отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими социокультурного опыта, отображенного в содержании образования.
В контексте проблематики нашего пособия, по всей видимости, процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста - есть развивающееся в специально организованных педагогических условиях взаимодействие педагогов и детей с целью содействия самореализации, самоопределению личности ребенка музыкальными средствами, гуманизации детских отношений с окружающим миром путем творческого освоения ими музыкального опыта.
Ведущая роль в организации педагогического процесса принадлежит педагогу. От характера его деятельности зависит успешность и результативность взаимодействия с детьми. Профессиональную деятельность педагога современного дошкольного учреждения можно рассматривать как деятельность по решению разноплановых, возникающих в реальных педагогических ситуациях задач. Актуальный для современной педагогики компетентностный подход позволяет сгруппировать задачи, решаемые педагогом: диагностические задачи; задачи проектирования педагогического процесса; задачи межсубъектного взаимодействия; задачи организации развивающей среды ДОУ; задачи профессионального саморазвития.
В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное развитие своих воспитанников, важной составляющей его профессиональной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения.
Темы для обсуждения
1. Педагогический процесс современного ДОУ - проблемы и достижения.
2. Музыкальное воспитание в современном педагогическом процессе ДОУ.
3. Анализ сущностных характеристик педагогического процесса ДОУ.
4. Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности как следствие развития педагогической науки и практики.
5. Общее и различное в деятельности педагога ДОУ в разные исторические периоды.
6. Характеристика типов задач профессиональной деятельности педагога ДОУ.
7. Проблема развития музыкально-художественной культуры педагога.
8. Способы и формы повышения музыкально-художественной культуры педагога.
Индивидуальные задания
1. С учетом всех составляющих определите цели педагогического процесса на год по одному из видов деятельности в одной из возрастных групп ДОУ.
Критерии оценки и самооценки: учет комплекса причин, обусловливающих постановку целей; непротиворечивость целей причинам, их обусловливающим; реалистичность достижения результатов; аргументированность объяснения; удовлетворенность собственным результатом.
2. Составьте рекомендации для педагога по организации целостного педагогического процесса в группе ДОУ (примерное количество рекомендаций - 10).
Критерии оценки и самооценки: адекватность содержания рекомендаций сущности целостного педагогического процесса; краткость, лаконичность рекомендаций; доступность изложения; учет адресности; удовлетворенность собственным результатом.
3. Составьте педагогическое эссе на тему «Мое кредо взаимодействия с ребенком».
Критерии оценки и самооценки: адекватность содержания заявленной теме; лаконичность, доказательность; объем эссе - 1 страница компьютерного текста; стиль и культура изложения; удовлетворенность собственным результатом.
4. Составьте таблицу, в которой в логике компетентностного подхода (пять основных групп задач) были бы конкретизированы задачи деятельности педагога по музыкальному развитию детей.
Критерии оценки и самооценки: соответствие выделенных задач логике компетентностного подхода; учет в выделенных задачах направленности на музыкальное воспитание и развитие детей; компактность таблицы, удобство пользования; удовлетворенность собственным результатом.
5. Составьте опросник для педагогов, направленный на изучение представлений о педагогическом процессе детского сада.
Критерии оценки и самооценки: содержательность опросника; соответствие содержания опросника современным взглядам на педагогический процесс ДОУ; понятность формулировок вопросов; компактность опросника; грамотность анализа и интерпретации предполагаемых результатов; удовлетворенность собственным результатом.
6. Составьте опросник для педагогов, направленный на изучение представлений о современной педагогической профессии воспитателя детского сада.
Критерии оценки и самооценки: содержательность опросника; соответствие содержания опросника современным взглядам на профессионально-педагогическую деятельность воспитателя ДОУ; понятность формулировок вопросов; компактность опросника; грамотность анализа и интерпретации предполагаемых результатов; удовлетворенность собственным результатом.
7. Составьте опросник для педагогов, направленный на изучение музыкально-художественной культуры.
Критерии оценки и самооценки: содержательная полнота опросника; понятность и адекватность формулировок вопросов цели опросника; компактность опросника; грамотность анализа и интерпретации предполагаемых результатов; удовлетворенность собственным результатом.
Задания для подгруппы
1. Смоделируйте ситуацию определения целей педагогического процесса на год в группе детского сада.
Усложненный вариант: попробуйте с помощью педагогической интуиции письменно (по данному образцу) определить цели музыкального развития и воспитания детей.
- Ваша педагогическая позиция
- Особенности развития детей группы, характеристика детских интересов и склонностей
- Родительские запросы
- Цели работы на текущий год
- Цели музыкального развития и воспитания детей
Критерии оценки и самооценки:
- учет комплекса причин, обусловливающих постановку целей;
- непротиворечивость целей причинам, их обусловливающим;
- реалистичность достижения результатов;
- взаимосвязанность общих целей и целей музыкального развития и воспитания детей;
- наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность;
- удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
2. Занятие проводится в форме деловой игры «Студенческая научная конференция на тему «Педагог, который хочет музыкально развивать ребенка. Кто он?». Подготовьте устное выступление, вопросы к другим участникам конференции, будьте готовы ответить на вопросы экспертов и оппонентов.
В ходе дискуссии вам необходимо:
- раскрыть сущностные характеристики педагогической деятельности;
- интерпретировать (объяснить) наиболее привлекательную для вас концепцию профессиональной педагогической деятельности;
- определить содержание основных задач, которые решает педагог в контексте выбранной концепции профессиональной педагогической деятельности;
- обосновать значимость решения обозначенных задач в развитии ребенка дошкольного возраста;
- сформулировать желаемые качества, необходимые педагогу, музыкально развивающему детей.
Критерии оценки и самооценки:
1. владение приемами анализа психолого-педагогической литературы и умениями сопоставлять взгляды разных авторов на обсуждаемую проблему;
2. творческая интерпретация научно-педагогического знания;
3. системность, концептуальность, целостность изложения;
4. умение вести научную дискуссию;
5. оригинальность презентации материала, наглядность, практико-ориентированность, свободное общение с аудиторией;
6. доступность изложения для аудитории;
7. удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.
Контрольные вопросы и задания
1. Смоделируйте педагогический процесс в группе детского сада на один день с учетом всех характеристик целостности.
2. Докажите, что процесс музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста обладает всеми компонентами педагогического процесса как педагогической системы.
3. Нарисуйте схему процесса музыкального воспитания и развития детей как педагогической системы. Поясните ее.
4. Какой должна быть профессиональная деятельность педагога для успешной организации педагогического процесса ДОУ?
5. Какой должна быть профессиональная деятельность педагога для успешной организации процесса музыкального воспитания и развития детей в ДОУ?
6. Как могут конкретизироваться профессиональные задачи воспитателя, осуществляющего процесс музыкального развития детей?
7. Нужно ли педагогу иметь субъектную позицию?
8. Какой тип взаимодействия в большей мере обеспечивает музыкальное воспитание и развитие ребенка и почему?
9. Как вы понимаете, что такое музыкально-художественная культура?
10. Зачем педагогу дошкольного образования быть музыкально эрудированным?
11. Определите причины низкой музыкально-художественной культуры воспитателей детского сада.
12. Проверьте свою музыкальную эрудицию (см. приложение 5). Предложите план действий по ее улучшению.
Музыка как вид искусства
«Я люблю музыку», - может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?
Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как это ни парадоксально, когда о ней заходит разговор, оказывается непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», - это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.
В этом нет ничего удивительного. Никакое образование, никакие музыковедческие изыскания не объяснят нам, что же такое музыка. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - писал русский художник Карл Брюллов. Это неуловимое «чуть-чуть» не поддается никакому анализу и заставляет нас рыдать и смеяться, грустить и удивляться, иными словами, переживать сильнейшие эмоции и чувства. Загадка заключается в том, что переживания эти вовсе не последствия происходящих с нами в жизни событий, а результат увиденного или услышанного произведения искусства.
Но все же попытаемся разобраться в том, что же такое музыкальное искусство.
«Искусство - форма отражения действительности в художественных образах» - поясняет философский словарь. Так просто и так непонятно... Тайна искусства не будет разгадана никогда, собственно поэтому и существует искусство. Задача педагога - помочь ребенку прикоснуться к этой тайне, стать участником таинства общения с музыкой.
Особый язык искусства - язык художественных образов позволяет общаться людям, не только говорящим на разных языках, но и живущим в разные исторические эпохи. Может в этом и скрыта тайна искусства?
Мы ведем диалог с будущими педагогами, поэтому тема нашего разговора уже изначально межпредметна. В науке существует огромное число исследований феномена музыки. Музыку исследуют и философия культуры и искусства, и искусствоведение, и психология искусства, и эстетика. Есть специальные области исследования музыки - музыкознание и музыковедение. Но нам при этом необходим некий синтез наук, который позволит приблизиться к пониманию того, что есть музыка в жизни растущего человека. Итак, начнем.
Музыка - это искусство. Это на первый взгляд естественное понятие. Но коль скоро мы заговорили о попытке анализа произведения искусства, постараемся сперва найти определения: что же такое искусство и что отличает его от всех других способов взаимодействия человека с миром.
Искусство - это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах.
«Искусство начинается тогда, когда человек, с целью передать другим людям испытанное им чувство, снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его» (Л.Н. Толстой). Художественный образ - то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности.
Художественный образ - «ядро», «сердце» произведения искусства. Это то чувство, то состояние, те переживания, которыми хочет с нами поделиться художник.
Художественный образ всегда субъективен: он существует в пространстве человеческого воображения, материализуясь в произведении искусства и заново рождаясь при его восприятии зрителем, слушателем, читателем.
С точки зрения взаимосвязи образа и окружающего мира художественный образ - это особая модель реальности, в которой в единстве существуют и отражаемая реальность (события, люди, явления природы), и выражение отношения художника к этой реальности. Произведение искусства - это «выразительное изображение, изображение с «двойным отражением» действительности и художника, объективного и субъективного миров» (М. С. Каган). Поэтому произведение искусства - это всегда не слепок, не схожее отражение объективного мира, а выразительное изображение, преломленное через призму личностного восприятия художника.
Сочетание в искусстве изображения и выражения делает художественный образ неповторимым и уникальным. Даже отражая одно и то же событие, одну и ту же тему, разные художники создают совершенно разные образы.
Сопоставим интерпретации образа Джульетты в произведениях Д.Гуно, П. Чайковского, С. Прокофьева, Н. Рота. Проанализируем тему любви в этих произведениях.
Итак, художественный образ - это целостность изобразительности и выразительности.
Изобразительность - это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности.
Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, звон колоколов, пение птиц).
Примеры изобразительности в музыке: Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г.Свиридов. «Тройка»; П. Чайковский. «Песня жаворонка».
Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений, задают своего рода программу, ограничивающую воображение слушателя содержательными рамками. Такая музыка определяется как программная. Иногда эта программа задается достаточно точно (например, Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»), но чаще - как общий абрис замысла произведения (П. Чайковский. Симфония «Зимние грезы»).
Выразительность - вторая сторона художественного образа - отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Без выразительности искусство невозможно.
Музыка в этом смысле обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. По словам Уолтера Пейтера, любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой, - это означает, что музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.
Может быть, именно поэтому человека так влечет к музыке, ведь она - естественная составляющая его жизни. Музыка притягивает человека своей эмоциональностью и отпугивает неконкретностью, недостаточностью изобразительного ряда.
Основываясь на знании психологии дошкольника, как вы думаете: ему легче, чем взрослому, входить в мир музыки?
Как вы считаете, какая музыка - программная или непрограммная - доступнее ребенку дошкольного возраста? Не спешите с ответом.
Музыка - временное искусство. «Музыкальное произведение живет во времени, - отмечает М. С. Каган, - оно рождается, течет и исчезает вместе с завершением исполнения; к нему в полной мере относится знаменитое изречение античного философа: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку...» (Каган М.С. Музыка в мире искусств. - СПб., 1996. - С. 30). Именно так - нельзя «дважды войти» в поток музыкальных звуков, и даже современные технические средства позволяют лишь возвращаться к уже прослушанным эпизодам, но не «останавливать мгновение», как это, например, способна делать живопись.
Музыка это особо слышимое, осмысляемое, ощутимое, переживаемое человеком время. Весьма образно заметил русский композитор И. Стравинский, что музыка есть способ организации отношений между человеком и временем.
Музыка - пространственное искусство. Это определение чаще всего применяется при анализе музыки в психологическом аспекте. Действительно, при создании музыкального произведения или при его восприятии человек часто зримо представляет себе ту или иную картину мира. Пространство музыкального мира нельзя ощутить зрительно, оно развертывается лишь в сознании слушателя. В отличие от реального пространства музыка - это «идеальное пространство». Е. Назайкинский называет его иллюзорным картинно-пейзажным пространством, имея в виду способность музыки с помощью слухозрительных ассоциаций создавать пространственные образы, например: море в «Шахерезаде» Римского-Корсакова, утренний рассвет в «Хованщине» Мусоргского. Попробуйте проверить себя - вы воспринимаете музыку как картину, нечто изображающую, или как-то иначе?
Музыка - искусство интонации. Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Искусством интонируемого смысла называл музыку Б. Асафьев. Интонация несет в себе целостность воплощения художественного образа в музыкальных звуках.
Общее понимание интонации в речи связано с тоном, манерой произношения, в которой отражаются чувства говорящего, ритмомелодический строй его речи. Музыкальная и речевая интонации во многом схожи. Интересно, что в истории развития человечества поначалу музыка и речь были неразделимы. Люди обменивались информацией при помощи звуковых сигналов, функции которых постепенно разделились на сигналы, несущие содержательную информацию (слово), и сигналы, передающие состояние, переживания человека (музыкальная интонация). Интонация служит одним из средств общения. Общим в речевой и музыкальной интонации является направленность на слушателя, оперирование звуковым материалом, обращенность к слуху. Именно через интонацию передается эмоциональное состояние человека, проявляются его чувства, их эмоционально-смысловая глубина. Поэтому интонации могут обозначать радость, гнев, нежность и т.д. Средствами передачи интонаций в речи являются высота (регистр речи), громкость (разговор на повышенных тонах или приглушенный), ритм (отрывистая или плавная речь), темп (быстрота речи), оттенки тембра (вы не узнаете окраску голоса человека в минуты его волнения).
Что же такое интонация в музыке?
1. Музыкальная интонация (даже состоящая из двух-трех звуков), в отличие от речевой, несет в себе музыкальный образ.
2. В музыкальной интонации заключено основное содержание музыки. Это звуковое, материальное воплощение музыкальной идеи, замысла художника. Через интонацию в музыке отражаются человеческие чувства, представления, явления окружающего мира.
3. Музыкальная интонация более развита, чем речевая, и имеет богатейшие выразительные возможности, поскольку образуется в особой музыкально-звуковой (ладовой) системе и ритмической организации, а звуки, из которых она складывается, обладают точно фиксированной высотой.
4. В музыкальной культуре человечества существуют обобщенные, типизированные интонации, характерные для передачи различных состояний и чувств, стилей и жанров.
5. Музыкальная интонация многозначна по своему значению. Ее смысл не может быть точно передан словами. Интонация создается вначале композитором, затем исполнителем и воспринимается, наконец, слушателем музыкального произведения. Именно поэтому музыка - искусство, понимаемое всеми и каждым человеком по-своему. «...В сравнении со всеми остальными искусствами содержание музыки наиболее широко открыто для индивидуализации» (Jiranek J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik. - Berlin 1985 - S. 98-99).
Итак, интонация - это язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. В системе языков как средств выражения внутреннего мира человека только музыкальный язык может наиболее адекватно передавать человеческие переживания. Может быть, именно в интонации кроется особая тайна отношения человека к музыке.
Впервые языково-семантический подход к анализу музыкального искусства применил Б. Асафьев. Именно ему принадлежит заслуга «выведения музыки в жизнь». Выдающийся музыкант, педагог, ученый считал, что «музыкальная интонация... есть осмысление звучания, принадлежащее конкретной социальной среде» (Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Ч. 2: Интонация. - Л., 1971 - С. 355). В этом смысле интонации развиваются в социально-историческом плане, т.е. могут быть современны или несовременны для своего времени.
Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные эстрадные песни? Может быть, потому, что их интонации соответствуют ритму времени, их интонации не требуют серьезного эмоционального погружения...
Чрезвычайно интересна теория интонации В. В. Медушевского, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При сложном их взаимодействии в восприятии и понимании музыки решающую роль играет правое полушарие. «Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек... Внутренний мир музыки распредмечивается втайне от вербального, «левополушарного» мышления» (Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. - М., 1980. - С. 184). Медушевский определил ведущее свойство музыкальной интонации - ее целостность. Интонация не разложима на элементы. Интонационное восприятие музыки не предполагает разделение слышимой музыки на составляющие - мелодику, ритмику, интервалику. Такое осознание музыки возможно через аналитические операции, совершаемые уже другим полушарием. Для совершения таких операций необходимо специальное обучение. Поэтому так разнятся в понимании музыки профессиональные и непрофессиональные музыканты.
Для нас теория В.В. Медушевского имеет принципиальную значимость. Ведь, может быть, в понимании интонации как единицы языка музыки и скрыто отличие процессов общего музыкального развития ребенка, которое осуществляется в детском саду, от процессов специального обучения музыке? Не здесь ли заложена основа подхода к организации музыкального воспитания детей - как помочь понять интонацию, научиться читать музыкальный язык, иначе говоря, как научиться понимать музыку?
Звуковысотное, ритмическое, динамическое, тембральное соотношения двух и более музыкальных звуков, образуя интонацию, несут эмоцию, художественный образ, благодаря чему искусство музыки становится понимаемым на уровне эмоционально-смыслового переживания. Поэтому музыкальное произведение включает вас в переживание, а интонация делает музыкальный язык понятным людям всех стран, стирая любые языковые барьеры.
Музыка - искусство особых выразительных средств. В музыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности. Нам необходимо определить, за счет каких же выразительных средств рождается интонация в музыке, создается художественный образ.
Музыка - искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека. «Из всех искусств музыка - искусство наиболее активное, властное, агрессивное. Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Через звук время не только становится доступным наблюдению и созерцанию, но и получает энергию, привлекая к себе внимание, непосредственно воздействуя на чувства, заставляя само тело слушающего отзываться непроизвольными движениями» (Орлов Г. Древо музыки. - Вашингтон; СПб., 1992. - С. 54-55).
Музыкальный звук, пропеваемый или извлекаемый с помощью музыкального инструмента, обладает следующими свойствами: высотой, длительностью, динамикой и тембром.
Эмоциональное воздействие музыки на человека заложено уже в самих свойствах музыкального звука. Эти же свойства определяют и средства музыкальной выразительности, к которым относятся лад, ритм и метр, мелодия, гармония, форма.
Лад - это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых. Ступени лада образуют гамму. В музыке выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются мажорный и минорный. Ладовая организованность - одна из важнейших основ музыкального искусства. В соответствии с ладовыми закономерностями строится мелодия, сочетаются звуки в гармонии. Лад часто придает общую эмоциональную окраску музыкальному произведению.
Г. Свиридов. «Весна и осень». Из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Ритм (с греч. - соразмерность, стройность) - закономерное чередование музыкальных звуков. На основе ритма строятся музыкальные произведения. Ритм - одно из главных средств выразительности и формообразования в музыке. Метр - порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные и неопорные. Метр является системой организации ритма, создает норму отсчета музыкальных произведений. Именно по метроритму вы чаще всего определяете характер музыки, называя ее вальсом (трехдольный метр), маршем (четырехдольный метр).
П. Чайковский. «Неаполитанский танец»; С. Прокофьев. «Классическая» симфония, 1 ч.; И. Штраус. «Русский марш»; вальс «На широком голубом Дунае».
Мелодия - художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада. Музыкальное произведение может состоять из одной только мелодии. В многоголосной музыке мелодия составляет основу произведения. Важное качество мелодии - ее напевность, певучесть. Передача интонаций речи в музыке приближает мелодию к речитативу. Мелодия, как и ритм, - самое яркое средство выразительности, позволяющее человеку отличать одно произведение от другого.
И. Брамс. Симфония № 3, 2 ч.; В.А. Моцарт. Концерт для ф-п. с орк. №21, 2 ч. или Симфония № 40, 1 ч. (экспозиция); Т. Альбиони. Адажио; С. Рахманинов. Вокализ.
Гармония - область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Гармония строится по определенным законам лада. Она возникает в любой музыке, имеющей многоголосие, и создает определенный благозвучный фон, поддерживающий, обогащающий мелодию произведения.
П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра; Ж. Бизе. Музыка из оперы «Кармен»; любая джазовая композиция.
Форма - определенный композиционный план музыкального произведения. Форма придает порядок музыкальной композиции, обеспечивает целостность ее структуры. Придание замыслу произведения адекватной формы позволяет наиболее полно выразить его.
Й. Гайдн. Симфонии, финальные части которых представлены разными музыкальными формами; Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»; М.И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; И.С. Бах. Чакон для скрипки соло; С.В. Рахманинов. Вариации на тему Паганини.
Музыка - многожанровое искусство. Вы с легкостью можете назвать разные виды (жанры) музыки: песня, симфония, опера, романс, мазурка, балет, шлягер...
Как же сориентироваться в таком разнообразии музыкальных жанров? Или, иначе говоря, можно ли классифицировать музыкальные произведения?
Пожалуй, самая простая классификация музыки - деление ее на хорошую и плохую. В эти две группы могут быть отнесены произведения любых стилей и жанров: деление на хорошую и плохую музыку субъективно. Но в искусстве затруднительны объективные оценки. Как определить, хорошую или плохую музыку вы слышите? В первую очередь по тому, нравится она вам или нет. Это критерий, лежащий на поверхности анализа. По сути, хорошая музыка - это музыка, в которой есть эмоционально-образная глубина, переданы переживания автора, его «душа», т.е. выражен художественный образ.
Более научной является классификация музыки, в основе которой лежит способ ее существования. Можно выделить классическую, популярную и народную музыку.
Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.
Популярная музыка - это музыка сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на слуху», которую напевают.
Народная музыка - музыкальный фольклор, песенное и музыкально-инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передается из поколения в поколение, как правило, изустно.
Эти группы открыты, и музыкальные произведения могут в них свободно мигрировать. Многие классические произведения стали популярными из-за частоты исполнения, современных аранжировок (обработок), как, например, 1 часть «Лунной» сонаты Л. Бетховена, «Турецкий марш» В. Моцарта. Популярная когда-то музыка, вызывающая отклик и у сегодняшнего слушателя, становится классической, например джазовые импровизации, песни Ф. Синатры и Э. Пиаф. Многие авторские произведения считаются народными.
Характерным является выделение в музыке жанров. Жанр - это исторически сложившийся род и вид произведений искусства в связи с их происхождением, назначением, способом и условиями исполнения, особенностями содержания и формы.
Так, по масштабности идеи, составу исполнителей, объемности формы музыка может быть камерной и крупных форм. По составу исполнителей и способу исполнения в музыке различаются вокальные и инструментальные жанры.
Вокальные жанры, как правило, связаны с поэтическими текстами и делятся на сольные, ансамблевые и хоровые.
Инструментальная музыка, сольная, ансамблевая и оркестровая включает жанры симфонии, концерта для солирующего инструмента и оркестра, увертюры, сонаты и пр.
Сложными синтетическими жанрами, объединяющими музыку со сценическим искусством, являются опера и балет.
Итак, музыка - «высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет» (Александр Блок). В завершение параграфа приведем несколько тезисов, характеризующих музыку и снова возвращающих нас к ее тайне.
Музыка - это самовыражение. Природа дала человеку голос и естественное всякому живому существу моторно-ритмическое чувство. Человек - своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.
Музыка - это взаимопонимание. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. С помощью музыки человек не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, своих чувствах и переживаниях, но и может быть понят другим человеком.
Музыка - это принадлежность всех времен и народов. Музыка существовала, существует и будет существовать всегда. В разные времена она выполняла разные функции, но никогда человечество не представляло себе жизни без музыки. Разнообразие музыки предопределяет ее органичное включение в любое событие в жизни человека.
Музыка - весь человек. Многообразие музыки равно многообразию самого человека. Музыка вмещает мир человека, став «языком» его «души».
Так нужно ли человеку владеть какой-либо деятельностью, для того чтобы общаться с музыкой?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 463.