Программа и правила проведения вступительного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Программа и правила проведения вступительного

Испытания по истории России

Правила проведения вступительного испытания

Экзамен по истории России при поступлении на различные специальности в Удмуртский государственный университет сдается по единой программе в форме собеседования.

Собеседование проводится в устной форме в виде обсуждения тем и ответов на вопросы в соответствии с программой.

Объем знаний по курсу истории России, которые абитуриент должен показать на вступительном экзамене, определяется программой.

При ответе на предложенные вопросы абитуриент должен показать хорошие знания фактического материала (отдельных исторических фактов, дат, имен, названий, статистических данных, а также умение самостоятельно мыслить, выстраивать стройный и логически связный ответ на заданную тему, предложенную для письменного ответа). Обязательным является знание специальных исторических терминов, умение пользоваться ими и умение делать самостоятельные выводы. Поощряется проявление оригинальной точки зрения по раскрываемому вопросу при условии ее хорошей аргументированности, а также выход за рамки школьной программы при изложении конкретного материала. Ответ абитуриента должен свидетельствовать об активном, творческом усвоении предмета истории России и свободном, осознанном владении фактами и терминологией.

Ответ абитуриента по курсу истории России оценивается по стобалльной шкале на основании ряда важнейших критериев, таких как:

· глубокое и полное знание фактического материала;

· умение логично мыслить и делать самостоятельные выводы;

· умение владеть специальной исторической терминологией;

· умение осмыслить тему вопроса и логически грамотно построить ее изложение;

· наличие широкого кругозора и эрудиции;

· стремление к активному восприятию исторического материала и выработке собственной точки зрения на предложенный вопрос.

Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания – 32 балла.

 

Программа вступительного испытания

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Происхождение славян. Первые упоминания о славянах у древних авторов, данные археологических раскопок. Великое переселение народов и расселение славян в Восточной Европе. Восточные славяне и их соседи.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ХОЗЯЙСТВО И БЫТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН VIII-IX ВВ.

Географические и природные условия жизни восточных славян. Хозяйство и быт. Язычество. Начало разложения родоплеменного строя. Появление имущественного неравенства н знати. Князья и их дружины. Племенные союзы.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Предпосылки и этапы становления восточнославянской государственности. Летописное сказание о призвании варягов. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. Происхождение названия Русь. Роль варягов в формировании древнерусской государственности. Начало династии Рюриковичей. Новгород и Киев — центры восточнославянской государственности.

Особенности Древнерусского государства. Незавершенность процесса классообразования. Формирование древнерусской народности.

КИЕВСКАЯ РУСЬ В Х ВЕКЕ

Подчинение восточнославянских «племен» под власть Киева. Дань. Полюдье. Походы Олега и Игоря на Византию. Договоры с Византией.

Деятельность княгини Ольги. Походы Святослава. Борьба за власть между сыновьями Святослава.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ XI – XI вв.

Истоки древнерусской культуры. Происхождение славянской письменности. Распространение переводной литературы, зарождение древнерусской. Устное народное творчество. Зодчество. Живопись. Художественное ремесло. Книжное дело.

ЗОЛОТАЯ ОРДА

Территория и население. Хозяйство. Государственное устройство. Религия. Причины упадка Золотой Орды.

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ

Начало литовской государственности. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Социальный и политический строй Великого княжества Литовского. Союз с Польшей. Грюнвальдская битва. Люблинская уния 1569 г. и ее последствия для украинского и белорусского народов.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV-XV ВВ.

Последствия монголо-татарского завоевания для русской культуры. Отражение борьбы против ордынского ига и объединения русских земель вокруг Москвы в литературе. Духовный подъем на Руси во второй половине XIV в. Сергий Радонежский. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы. Возрождение русской архитектуры после монголо-татарского нашествия, Московский Кремль. Расцвет русской живописи.

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Свержение Ордынского ига. Начало создания единого государственного аппарата. Судебник 1497 г. Усиление великокняжеской власти. Роль церкви.

Внешняя политика России конца XV — первой трети XVI в.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI В.

Общественно-политическая, философская и религиозная мысль XVI в. Летописи и другие исторические сочинения. Начало книгопечатания в России. Русский быт в XVI в. «Домострой». Новые тенденции в развитии русской архитектуры в XVI в.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.

Новые тенденции в развитии русской культуры. «Демократическое» и «придворное» направления в литературе. Изменения в системе образования. Архитектура. Проникновение европейских влияний в русскую живопись.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Развитие системы образования. Государственная политика в области образования. Достижения русской науки в математике, химии, физике, астрономии, медицине. Русские путешественники: кругосветные экспедиции, открытие Антарктиды. Достижения в изучении истории.

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Литература — ведущая область культуры первой половины XIX в. Романтизм и становление реализма в русской литературе. Литературная критика. «Натуральная школа». Развитие зодчества (классицизм, «русский ампир»), живописи, музыки и театра.

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ.

Российская промышленность. С. Ю. Витте. Фopcиpoванная индустриализация страны. Финансовая реформа. Государственное вмешательство в экономику. Экономический кризис 1900-1903 гг. Монополизация российской промышленности. Банки и промышленность. Иностранные капиталы в России. Экспорт российских капиталов.

Аграрный строй России. Соотношение буржуазных и добуржуазных элементов в сельском хозяйстве. Община. Cкладываниe взрывоопасной ситуации в деревне. С. Ю. Витте и основы аграрной реформы.

Многоукладность российской экономики. Социальная структура населения России в начале XX в.

Назревание революционного кризиса. Рабочее и крестьянское движение. Революционный лагерь. Либеральная оппозиция. Самодержавие перед революцией 1905-1907 гг.

РОССИЯ В 1907-1914 гг.

Третьеиюньская монархия. Попытка оформления союза помещиков с верхами буржуазии. Ill Государственная дума. П. А. Столыпин. Аграрная реформа. Указ 9 ноября 1906 г. — закон 14 июня 1910 г. Итоги столыпинского землеустройства. Судьба реформы. IV Государственная дума. Волна забастовок в столице и на окраинах России.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Складывание системы начального образования. Грамотность населения. Среднее образование: реальные училища, гимназии, епархиальные училища. Высшее образование: университеты, институты, высшие курсы. Роль земской и общественной инициативы в развитии народного образования.

Достижения науки и техники. Русские путешественники. Общественно-политическая мысль и русская религиозная философия.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ.

Русская литература и ее духовное воздействие на общество. Критический реализм в прозе и поэзии. Драматургия.

Художественная проза рубежа веков. «Серебряный век»: новые течения в русской поэзии.

Программа и правила проведения вступительного

Испытания по истории России

Дата: 2018-09-13, просмотров: 436.