Русский язык и культура речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русский язык и культура речи

Лекции для заочников

Тема №1: Функциональная стилистика

Стиль – разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определёнными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамматикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями.

Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями и может существовать как в письменной, так и в устной форме речи и включает в себя произведения разных жанров.

Научный стиль

Тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения.

Цель научного текста – ставить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы, передать новые знания.

Форма речи, преимущественно письменная (учебник, статья, реферат и др.), реже – устная (доклад, обсуждение на конференции, обсуждение диссертации). Вне зависимости от формы речи созданию научного текста всегда предшествует обдумывание.

Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм различных знаков.

Тексты, посвященные проблемам точных наук (математике, физике, информатике), отличаются от текстов из области гуманитарных и естественных наук (философии, психологии, биологии).

В зависимости от целей, назначения и адресата научные тексты делятся на:

1. Научно-теоретический;

2. Научно-технический;

3. Научно-учебный;

4. Научно-популярный;

5. Научно-полемический

Научно-теоретический

Этот подстиль реализуется в диссертациях, научных монографиях, докладах, дипломных и курсовых проектах, рецензиях, тезисах и т.д.

Научно-технический

Реализуется в разного рода рефератах, аннотациях, каталогах, различных патентных и технологических описаниях и т.д.

Научно-учебный

Объединяет жанры учебников, учебно-методических пособий, учебных словарей, лекций, конспектов и т.д.

Научно-популярный

К данному подстилю относятся такие жанры, как очерк, эссе, лекция

научно-популярного характера, статья в периодическом издании, текст кинофильма.

Научно-полемический

Используется в статьях, выступлениях, репликах в диспутах.

 

Свойства стиля научных текстов:

1. Логическая последовательность изложения;

2. Точность и однозначность выражения мысли;

3. Отвлеченность и обобщенность;

4. Аргументированность;

5. Отсутствие эмоционально-экспрессивной окрашенности (безэмоциональность);

6. Объективность излагаемой информации.

 

Лексические особенности

Для лексики текстов официального стиля характерно:

Использование терминов (декларация, тарифная сетка, правоспособность); наличие штампов, речевых клише (довести до сведения, имеет место, в целях оказания);

Наличие аббревиатур (ООН, НАТО);

Канцеляризмов (КАНЦЕЛЯРИЗМ – это слово официального стиля, употреблённое в других стилях (заслушать доклад, надлежащий).

Канцеляризмы воспринимаются негативно, потому что они обедняют живую речь. (Ты по какому вопросу плачешь, малыш?)

 

Морфологические особенности

Специфику текстов официального стиля образуют такие черты:

Преобладание отглагольных существительных (на основании, в отношении, заключение, решение);

Употребление имен существительных, обозначающих лицо по признаку, действия или отношения (квартиросъемщик, усыновитель, ответчик, опекун);

Большое количество причастных и деепричастных оборотов (передаваемые издательству, принимая во внимание, учитывая возможности).

 

Синтаксические особенности

Для синтаксиса текстов официального стиля характерно использование сложных предложений;

Использование номинативных предложений с перечислением;

Прямой порядок слов;

Употребление условных конструкций, особенно в инструкциях.

 

Частные деловые бумаги

Заявление;

Автобиография;

Резюме;

Объяснительная записка;

Докладная записка.

Написание официальных документов личного характера должно соответствовать традициям официально-делового стиля.

Реквизиты – обязательные элементы служебного документа.

Заявление – документ, который содержит просьбу какого-либо лица, адресованную организацию или должностному лицу учреждения.

Помните, что удовлетворить просьбу грамотного человека всегда приятнее, чем неграмотного.

Расположение частей заявления:

1. Наименование адресата (кому или куда) и автора заявителя – в правом верхнем углу; если адресат – название организации, то оно ставится в В.п. (В бухгалтерию ГКБ…), если название должностного лица в Д.п. (Главному врачу…). Ф.И.О. заявителя помещаются под адресатом с предлогом от или без него.

2. В центре страницы пишется слово заявление, точка не ставится. Слово Заявление лучше написать с большой буквы.

3. Текст заявления пишется с красной строки.

 

Выражения, которыми начинается заявление Конструкции, которые используются для ввода аргументации
Прошу (+инфинитив глагола) разрешить допустить освободить зачислить принять и т.д. Ввиду того, что… так как… потому что…
Прошу Вашего согласия (разрешения) принять освободить зачислить и т.д. В связи с тем, что… на основании того, что…
Прошу Вашего разрешения на сдачу на выезд и т.д.  

 

4. Документ датируется и подписывается. Дата располагается слева под текстом, подпись – справа. Дата и подпись должны находиться на одном уровне.

Пример:

 

Директору ИСО

профессору

Семинскому И.Ж.

от студента гр.11-1

Крылова А.С.

Заявление

Прошу предоставить мне академический отпуск по состоянию здоровья

(медицинская справка прилагается).

 

16.06.2011 г.                                                                                        Крылов

 

Кому?

От кого?

 

Что?

Текст заявления = просьба

 

                   Дата                                                         Подпись

 

Автобиография – это последовательное изложение пишущим основных этапов его жизни.

Автобиография пишется в свободной форме с соблюдением следующей последовательности:

1.  Ф.И.О.(как приложение к местоимению Я);

2.  Дата и место рождения;

3.  Сведения о родителях;

4.  Где учился и какое учебное заведение окончил;

5.  Дополнительная информация о знаниях и умениях, полученных во время учёбы;

6.  Занятие в настоящее время;

7.  Семейное положение.

Автобиография подписывается и датируется. Подпись ставится справа, дата – слева под текстом.

Пример:

 

Автобиография

Я, Викторов Сергей Сергеевич, родился 7 июня 1986 года в г.Иркутске, в семье служащего.

Отец, Викторов Сергей Леонидович, работает врачом в поликлинике №5.

Мать, Викторова Ирина Алексеевна, работает бухгалтером на заводе.

В 1993 г. я поступил в среднюю школу № 28 г. Иркутска, которую окончил в 2003 г. С 1995 г. по 2002 г. занимался спортом, имею 1-й разряд по настольному теннису.

По окончании школы поступил в Иркутский государственный университет на биологический факультет, где в настоящее время учусь на 5-ом курсе.

Женат. В брак вступил в 2006 г. Жена Викторова (фамилия до замужества Черных) Елена Степановна, 1987 г. рождения.

Дети: сын Алексей, 2007 г. рождения.

12.12.2007 г.                                                                   Викторов

 

В настоящее время при устройстве на работу или во время её поиска требуется резюме.

Резюме – это краткая профессиональная самоаттестация претендента на какую-либо должность.

Цель резюме – представить свою профессиональную биографию наиболее выигрышно, для того чтобы получить желаемую должность.

Основные требования:

Объём – 1 страница

Активные конструкции

Сжатость

Полнота

Читабельность

Аккуратность

Грамотность

Типовое резюме включает:

Ф.И.О.; дата рождения и семейное положение;

Контактная информация (телефон, e-mail);

Наименование вакансии (никогда не указывайте сразу несколько устраивающих вас вариантов; для каждой интересующей вас должности составьте отдельное резюме!);

Образование (то, что будет работать на реализацию цели);

Опыт работы (в обратном хронологическом порядке; указывается период работы, название предприятия, затем должность);

Дополнительные сведения (владение иностранными языками, навыки вождения автомобиля, владение компьютером);

Личные качества (особенно ценные для выполнения данной работы).

Пример:

Сергей Алексеев

29.12.2009 г.

Цель                       руководитель планового отдела

Опыт работы

                           1990 г.–1994 г. ТОО «Башмачок»

                            Руководитель планового отдела

                           ·Ввел новую систему планирования.

                           ·Увеличил объемы продаж на 13%.

                           ·Уменьшил издержки производства на 23%.

                            1985 г.–1990 г. ТОО «Башмачок»

                            Заместитель руководителя планового отдела

                            1980 г.–1984 г. Трикотажная фабрика № 3

                            Старший экономист

                           ·Увеличил объемы продаж на 7%.

                           ·Организовал единую компьютерную сеть.

                           ·Ввел в строй 4 филиала предприятия.

                            Ввел новую систему расчетов с торговлей.

                            Улучшил связь с поставщиками.

                            Стажировался на головном предприятии.

                            1975 г.–1980 г. Трикотажная фабрика № 3

                            Экономист

                            Увеличил объём продаж на 40%.

Четыре года подряд признавался лучшим сотрудником организации.

С отличием окончил курсы повышения квалификации.

Образование:

                           1971 г.–1975 г. Институт легкой промышленности

                           Факультет: Экономика легкой промышленности.

                           Специальность: Экономист.

Увлечения:

                                Компьютеры, автомобили, чтение.

 

Объяснительная записка – это документ, содержащий объяснение причин какого-либо нарушения в учебном или производственном процессе. Расположение частей объяснительной записки похоже на заявление. Вместо конструкции »Прошу+инфинитив глагола», используется конструкция «Довожу до Вашего сведения» или констатируется факт: (в течение октября мною пропущено 44часа учебных занятий)…Далее обычно следует объяснение причины.

Пример:

Директору ИСО

профессору

Семинскому И. Ж.

от студентки гр. 10-2

Ивановой А. В.

Объяснительная записка

Я, Иванова Алина Владимировна, отсутствовала на занятиях с 15.12.2010 г. по 20.12.2010 г. в связи с вынужденным отъездом к заболевшей матери. Справку о болезни из поликлиники прилагаю.

22.12.2011 г.                                                                                         Иванова

 

Доверенность – это документ, с помощью которого одно лицо доверяет другому лицу совершить за него какое-либо действие.

Существуют разные формы доверенности: традиционные – на получение денег, посылки и т.д.; свободные и доверенности-бланки, например, на вождение автомобиля.

Заголовок пишется сверху; обязательно используется конструкция, которая начинается с личного местоимения.

Пример:

Доверенность

Я, Белова Ольга Николаевна, проживающая по адресу: п.Оса, Иркутской обл., ул. Мира, д. 4, кв. 7; данные паспорта (серия, номер, когда выдан, кем выдан), доверяю Макаровой Ларисе Петровне, проживающей по адресу: г.Ангарск, ул.Чехова, д. 74, кв. 59; данные паспорта (серия, номер, когда выдан, кем выдан), получить мою заработную плату за март.

1.03.2011 г.                                                           Заверенная подпись

по месту жительства, работы или в нотариальной конторе

 

Докладная записка – документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий о факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе.

Правила составления докладной записки:

Текст докладной записки чётко делится на две части: в первой, описательной, излагаются имевшие место факты, во второй излагаются предложения, просьбы.

Оформляется на обычных листах бумаги формата А4 с угловым расположением постоянных реквизитов, дата и подпись помещаются под текстом.

Пример:

Ректору ИГУ

профессору

А. И. Смирнову

от студентов II-курса

физического фак-та

Докладная записка

В настоящее время в ИГУ зимняя сессия начинается после Нового года. Праздники мешают полноценно готовиться к экзаменам, экзамены не дают возможности встретить Новый год в кругу семьи.

В связи со всем вышесказанным, предлагаем перенести зимнюю сессию на декабрь по примеру некоторых других вузов города Иркутска. Это будет способствовать улучшению результатов сессии и значительно снизит количество ЧП в общежитиях в праздничные дни.

06.12.2009 г.                                                              Подписи студентов.

 

Пример текста официально-делового стиля:

 

Действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях

4.4. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, должны: немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 8.11 настоящих Правил;

не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»…;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции;

принять все возможные меры к сохранению следов происшествия;

если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.

 

Публицистический стиль речи

Вспомните: Каковы особенности публицистического стиля?

Публицистика (лат. publicus–общественный) – вид литературы, посвящённый обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение.

Однокоренным слову публицистика является и слово публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ

Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторского искусства и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями–воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.п.

Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И. А. Крылова, Н. И.Новикова, А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина и др. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, и немалую роль в этом сыграли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Яркими публицистами XX века были А. М. Горький, А. Н. Толстой, К. И. Симонов, И. Эренбург, А. И. Солженицын и др.

Текст публицистического стиля освещают события из самых разных сфер жизни – экономической, политической, научной, культурной, спортивной, криминальной, бытовой. Тематика, представленная в текстах газет, журналов, теле- и радиопередач, документального кино, публичных выступлений, настолько широка, что возникает вопрос: а существует ли единый публицистический стиль? Существуют ли у таких разных текстов, как заметка, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, путевая зарисовка, научно-популярное обозрение, рецензия, доклад, отчёт, выступление, общие функции и свойства?

Все эти тексты в большей или меньшей мере выполняют две основные функции – информационную и воздействующую.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Перед публицистическими произведениями не ставится задача полного, всестороннего описания того или иного явления. Публицист стремится писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

В публицистических текстах осуществляется вторая важнейшая функция этого стиля – функция воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости определенного поведения.

Основное свойство современных публицистических текстов – соединять противоположное, казалось бы, несоединимое: стандарт и образность, логичность и эмоциональность, доходчивость и лаконичность, информативную насыщенность и экономию языковых средств.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только..., но и; не только..., а и; не столько..., сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Это свойство ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля. Употребляются нейтральные слова и выражения (ситуация, событие;

характерные для публицистических текстов соединение клише (играть роль, иметь значение, процесс пошёл, здравый смысл, поставить вопрос;

метафоры, сравнения, эпитеты (судьбоносная встреча, пульс времени, солдаты удачи, подвалы культуры);

в публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении ( баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества);

высокая книжная и научная лексика (держава, свершения, созидание; мониторинг, приватизация, воздвигать);

разговорно-просторечная (бабки, крутой, зелёные, схлопотать, вешать лапшу на уши, задним умом крепки).

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др. Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

В публицистическом стиле употребляются и так называемые газетизмы – слова, которые чаще всего используются в газетах и журналах (плюрализм мнений, автократия, боевики, командная система, чернуха, номенклатура). В современной публицистике особенно заметно появление большого количества иностранных слов (инвестиции, импичмент, инаугурация, крупье, консенсус, рэкет, имидж, холдинг),

неологизмов (раскрутка – в значении популяризация, комплекс рекламных мероприятий, сольник–в значении сольный альбом, концерт, тусовка–в значении неформальная компания, группировка).

Представлена и профессиональная журналистская лексика (дайджест, брифинг, репортаж, интервью).

На словообразовательном уровне проявляется соединение «высокого» и «низкого». В текстах публицистического стиля много слов с суффиксами –ость, -ств-о, -еств-о, -ни-е, -изм, -ци-я, изаци-я -(личность, сотрудничество, экстремизм), с другой стороны, слова образуются с помощью суффиксов –к-, -щин-, -нича- (разборка, дедовщина, миндальничать). Употребительны в публицистическом стиле слова с приставками – а-, анти-, не, по-, меж-, сверх-, суффиксами –ому, -ему, -и, -ски, -ки (неуклонный, несгибаемый (человек), по-хозяйски, по-новому), с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх- (сверхприбыли).

Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Морфологические особенности публицистического стиля. В текстах публицистического стиля всегда присутствует авторское «я», речь ведётся от первого лица и глаголы употребляются в первом лице. Настоящее время глаголов используется для описания событий, которые произошли в прошлом (мы приезжаем на место происшествия и видим; на полпути принимаю решение подниматься другим путём…). Об эмоциональности, экспрессивности текстов публицистического стиля свидетельствует частое употребление прилагательных в превосходной степени (превосходнейший, самый лучший, шикарнейший).

Синтаксис текстов публицистического стиля имеет свои особенности:

преимущественное использование простых предложений;

номинативные предложения, особенно в заголовках: (следы недавних страстей; дебют режиссёра; причины: дожди, грязь, бездорожье);

риторические вопросы (что делать? кто виноват?);

обращения (дорогой читатель! юный друг!);

вопросительные, восклицательные предложения;

вводные конструкции (к сожалению, к счастью, по словам директора по связям с общественностью).

На текстовом уровне тоже проявляется противоречивость публицистического стиля.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Рассуждение, повествование, описание – все эти типы речи встречаются не только в рамках стиля вообще, но и в рамках одного текста.

Публицистический стиль имеет свободную композицию (очерк, статья); в некоторых жанрах (заметка, информационное сообщение) преобладают тексты стереотипной структуры.

Для текстов публицистического стиля характерны фактическая информация и тематические средства связи; большое значение имеют синтаксические средства связи.

Тексты публицистического стиля формально монологичны, но по сути это всегда диалог с читателем, зрителем, слушателем. Ответ читателя может прийти в форме письма, а современные средства связи позволяют вести диалог между журналистом и зрителем, слушателем в прямом эфире. При этом диалог может превратиться в полилог.

Размер текста может варьироваться от заметки до мемуаров.

Публицистический стиль по-прежнему остаётся в основном стилем книжным, о чём свидетельствует не только словоупотребление, но и его синтаксический строй.

 

Пример текста публицистического стиля:

 

Осторожность на дорогах

Зима с её капризами на берегах Невы – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьёзные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Петербурга, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остаётся источником повышенной опасности. Мы должны наконец проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах восьмисот и травмирования почти шести тысяч человек. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите им дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.

 

Учебные задания

  1. Охарактеризуйте место публицистического стиля в системе стилей русского литературного языка.
  2. Объясните, почему публицистический стиль называют также газетным, общественно-политическим, газетно-публицистическим.
  3. Расскажите о главных языковых функциях публицистического стиля.
  4. Расскажите о том, какая информация может передаваться в публицистических текстах.
  5. С какой целью публицисты обращаются к экспрессивным средствам языка? Расскажите об этих средствах, приведите примеры.
  6. Кто из числа знаменитых ученых и писателей внес вклад в развитие публицистического стиля?
  7. Для чего нужна обратная связь аудитории и средства массовой информации?
  8. Почему в современном мире телевидение играет ведущую роль среди средств массовой информации?
  9. Расскажите об основных требованиях культуры речи к публицистическому стилю.

 

Разговорный стиль речи

Вспомните: В каких ситуациях уместно употребление разговорного стиля?

Каковы его основные черты?

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям.

Разговорный стиль–это средство общения в сфере бытовых, семейных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладает устная форма речи (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи – личных дневниках, записках, частных письмах. Обычная форма реализации разговорного стиля – диалог.

В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в текстах других стилей реализуется функция общения, или коммуникативная.

Основные свойства текстов разговорного стиля:

неофициальность,

простота речи,

непринуждённость,

неподготовленность общения,

отсутствие предварительного отбора языковых средств,

участие жестов, мимики,

зависимость от ситуации и взаимоотношений говорящих.

Разговорные тексты имеют преимущественно устную форму, поэтому особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Тексты разговорного стиля характеризуются неполным, иногда неотчётливым произношением звуков, слогов, слов, при быстром темпе речи возможна меньшая редукция гласных, вплоть до полного их выпадения и упрощения групп согласных. Орфоэпическая, или произносительная норма разговорной допускает варианты: Здрасьте, Лексей Михалыч (Здравствуйте, Алексей Михайлович), приговор, договор с ударением на первом слоге.

Для лексики текстов разговорного стиля характерно преобладание конкретных слов над абстрактными (стол, стул, спать, есть);

 широкое использование слов с эмоционально-оценочной (орёл, собака – о человеке);

разговорно-просторечной (дрыхнуть, вляпаться, ротозей, говорильня, рохля) окраской;

жаргонных слов (родители—предки, железно, мирово);

метафор (каша – о путанице, размазня – о вялом бесхарактерном человеке).

В разговорном стиле малоупотребительна книжная, иноязычная лексика и термины.

В разговорной речи используются так называемые опустошённые слова, способные заменять любые другие слова (дело, вещь, штука, музыка, валять, дуть): «Я пью без сахара, но вот с этой штукой (пирогом)».

В разговорном стиле активно функционируют фразеологизмы (валять дурака, от горшка два вершка).

На словообразовательном уровне эмоциональность и оценочность текстов разговорного стиля реализуется с помощью суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности (мамочка, папочка, оладушки, холодина, жарища, худющий);

повторов слов (еле-еле, большой-пребольшой).

Тенденция к экономии языковых средств в текстах разговорного стиля проявляется в том, что словосочетание может заменяться одним словом (сгущёнка–сгущённое молоко, маршрутка–маршрутное такси, неотложка–неотложная помощь) и в образовании новых слов путём усечения (видео–видеомагнитофон, препод. – преподаватель, зачётка – зачётная книжка).

На уровне морфологии разговорный стиль характеризуется:

преобладанием глаголов над существительными;

частым употреблением личных местоимений (я, мы, ты…);

притяжательных прилагательных (мамина работа, дедово ружьё);

частиц (же, ну, вот, ведь);

наличием особых звательных форм (Жень! Саш!);

использованием междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду. Бух. Бац.);

употреблением настоящего времени в значении прошедшего (Случилось вот что: иду смотрю, а он стоит и прячется);

употреблением настоящего времени в значении будущего (У меня всё готово, я после обеда отправлюсь);

отсутствием причастий, деепричастий и кратких прилагательных.

Только в текстах разговорного стиля допустимо упрощение склонения словосочетаний (спросите у Егор Петровича, у меня нет сто двадцати пяти рублей);

употребление предложного падежа с окончанием –у (быть в отпуску, выйти из дому; ср.: быть в отпуске, выйти из дома);

на –а в им.п. мн.ч. (выговора, сектора; ср.: выговоры, секторы);

в род.п. мн.числа нулевых окончаний в некоторых словах (апельсин, помидор, килограмм:

ср.: апельсинов, помидоров, килограммов).

В синтаксисе разговорных текстов реализуются общие свойства:

экспрессивность;

оценочность;

стремление к экономии языковых средств;

неподготовленность.

Это проявляется в употреблении таких предложений, в которых пропущен, но легко восстанавливается какой-нибудь компонент ( Я в магазин. Мне неполную.);

безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернёшься?), побудительных предложений (Давай скорее!).

Преобладают простые предложения над сложными. Самыми распространёнными являются простые предложения, длина которых колеблется от 5 до 9 слов. Необычен и порядок слов в живой речи: на первое место ставится самое важное в сообщении слово.

Употребление местоимения, дублирующего подлежащее (Вера, она поздно приходит; Участковый, он это заметил.)

Вынесение в начало предложения важного по смыслу слова из придаточной части (Хлеб я люблю, чтоб всегда свежий.).

Использование вставных конструкций, вносящих добавочные, дополнительные сведения, поясняющих главное сообщение (А мы, как известно, всегда рады гостю. Коля – он вообще добрый человек – хотел помочь…)

Для текстового уровня разговорного стиля характерны свои особенности: встречаются все основные типы речи – описание, повествование, рассуждение; композиция свободная; связи в текстах разговорного стиля слабые; размер текста может варьироваться (Ср.: трамвайно-троллейбусный диалог и урок в форме беседы учителя с учениками); возможны и графические, и звуковые средства оформления, хотя преобладают последние (Ср.: беседа приятелей и письмо приятелю).

Пример текста разговорного стиля:

 

Отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <…> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля: – использование разговорной и просторечной лексики: женка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота, союз да в значении но, частицы уж и вовсе не, вводное слово видно, – слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко, – инверсионный порядок слов в некоторых предложениях, – лексический повтор слова скверный, – обращение, – наличие вопросительного предложения, – употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа, – употребление глаголов в настоящем времени, – употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Художественный стиль

Художественный стиль – это стиль произведений художественной литературы.

Он реализуется в создании литературных произведений различных жанров: романов, поэм, повестей, рассказов, стихотворений, басен т.д.

Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на мысли и чувства читателей и слушателей;

передать своё отношение к окружающему, к изображаемому;

нарисовать словами картину, описать событие.

Основные стилевые черты:

образность, эмоциональность;

единство коммуникативной и эстетической функции;

Языковые особенности стиля:

широкое использование лексики и фразеологии других стилей;

использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор, восклицательных предложений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

проявление творческой индивидуальности автора.

Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств.

Пример текста художественного стиля:

 

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единственном домике, оставшемся от времён Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками.

(К. Паустовский)

 

Тема № 3 Риторика

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.

Основоположником риторики как науки считается великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н. э.). Его всемирно известный труд «Риторика» доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.

 Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждою данного предмета», как «общие принципы ведения спора». Таким образом, в понимании Аристотеля риторика есть искусство убеждать, спорить. И это попятно, потому что именно в Древней Греции зародилось искусство спора и возникли первые школы риторики.

Так называемые софисты обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой. При этом они стремились именно одержать победу в споре, а не ycтановить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н.э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине, нравственности.

Сократ не оставил письменных трудов, и его идеи мы знаем только по работам Платона. Платон развивал дальше метод своего учителя. Он доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.

Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. В Риме пышным цветом расцвело искусство публичного красноречия, и римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.

На исходе античности риторика превращается в нормативную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. Обобщенно характеризуя античную риторику, можно таким образом представить ее структуру:

I. Источники красноречия:

а. «Природа».

б. Обучение.

• в. Упражнение.

II. Роды красноречия (судейское, учительское и др.).

III. Задачи оратора и, соответственно, элементы речи:

1. Нахождение (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов).

2. Расположение (композиция выступления).

3. Элокуция (то есть словесное выражение, собственно красноречие).

Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи.

IV. Запоминание (учение о профессиональной ораторской памяти).

V. Произнесение (интонация, мимика, жесты и др.).

Можно заметить двойственность риторики, которая изначально сопутствует ее развитию: риторика – и искусство спора, убеждения отдельного человека (диалог, спор, межличностное общение) и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию.

В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Но уже в XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука, и к середине XIX века она фактически перестает существовать.

Каковы же причины этого?

Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы – как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили и негативное отношение к риторике как искусству спорить.

Риторика до XVIII века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе).

Ослабление позиций логики вело к тому, что логические приемы убеждения постепенно переставали действовать на людей – важнее стала апелляция к чувству, а не к логике. Это тоже «вбивало гвоздь в гроб» средневековой риторики. И она постепенно умерла. Девятнадцатый век – это век без риторики.

Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Причин тому можно увидеть несколько.

Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. Нужны были новые подходы, приемы.

Причины психологического характера: с конца девятнадцатого века меняется концепция человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужен кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии – все это привело к смене концепции человека. Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим дифференцированного подхода – словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждый человек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.

В середине XX века появляется еще одно направление риторики – так называемая филологическая риторика. Она возникла на базе развития такого лингвистического направления, как лингвистика текста, прагматика. Ее еще называют «новой риторикой».

Особенностями современной риторики, риторики конца XХ - XXI века, можно считать следующие моменты:

1) риторика существует как наука о речевом бездействии;

2) она выступает и как теоретическая, и как практическая наука;

3) она разделяется на две основные ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении;

4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.

Практическая риторика противостоит теоретической, а также межличностному речевому воздействии); последнее составляет в настоящее время особую науку.

Практическая риторика имеет следующую структуру:

1. Оратор и текст.

(Подготовка к выступлению, конспекты, сбор материала, план и т. д.).

2. Поведение оратора в аудитории.

(Выработка уверенности, личность оратора первое впечатление, реакция оратора на помехи, движение оратора в аудитории и др.).

3. Техника аргументации.

(Вступление, захват внимания, поддержание внимания, стратегии выступления, приемы аргументации, язык выступления, донесение главной мысли, регламент, завершение выступления, ответы на вопросы, особенности разных типов выступлений и др.).

4. Оратор и аудитория.

(Учет особенностей и интересов аудитории, эффективность публичного выступления).

 

Виды публичных выступлений

Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификаций называют классификацией жанров публичного выступления.

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений:

1) соблюсти некоторый протокол или ритуал;

В таком случае можно говорить о протокольно-ритуальном выступлении. Это будет приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с

оценкой заслуг человека или организации.

2) развлечь собравшихся;

В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, тосты, речи на банкетах и др.

3) сообщить некоторую информацию;

Такая речь получит название информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о случае или при описании некоторого явления. Сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии тоже относится к данному жанру – информационному выступлению.

4) убедить; Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных н политических дискуссиях, выступления за круглым столом.

5) побудить к действию.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы призвать слушателей к новому действию, продолжению или прекращению старого действия. Это речь на митинге, на предвыборном собрании, на любом мероприятии, где решается вопрос о том, что необходимо предпринять.

Убеждающие и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть и заключается она прежде всего в том, что убеждающая речь направлена на мнение, а понуждающая – на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

 

 

 

 

Русский язык и культура речи

Лекции для заочников

Дата: 2018-12-21, просмотров: 762.