И продовольствия республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство сельского хозяйства

И продовольствия республики Беларусь

 

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный

аграрный технический университет»

 

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

 

Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич,

И.Н. Мисун, А.Н. Макар

 

 

НОРМИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

высших учебных заведений Республики Беларусь

по образованию в области сельского хозяйства в качестве

пособия для студентов высших учебных заведений,

группы специальности 74 06 Агроинженерия

 

 

Минск

БГАТУ

2011


УДК 502 (07)

ББК 20.1я7

И57

 

Рецензенты:

кафедра «Безопасность жизнедеятельности» БГСХА (заведующий кафедрой, кандидат технических наук, доцент В.Е. Кругленя);

заведующий кафедрой «Промышленная экология» БГТУ, кандидат технических наук, доцент В.Н. Марцуль

 

 

Мисун, Л.В. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: пособие / Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич, И.Н. Мисун, А.Н. Макар – Минск : БГАТУ, 2011. – 112 с.

 

Пособие содержит методический материал по подготовке и проведению инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормированию выбросов и их регулированию при неблагоприятных метеорологических условиях.

Издание предназначено для проведения практических занятий по дисциплинам «Инженерная экология» и «Производственная безопасность», самостоятельной работы по освоению методик определения показателей воздействия на окружающую среду.

 

 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  5
Глава 1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   7
1.1 Основные понятия и определения используемые по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух   7
1.2 Методы и порядок проведения инвентаризации. . . . . . . 15
1.3 Подготовка и представление исходных данных для проведения инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   19
1.4 Осуществление учёта нестационарности функционирования источников выделения и источников выбросов . . . . .   21
1.5 Основное содержание и состав проекта по инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   22
1.6 Классификация природопользователей по степени воздействия выбросов на атмосферный воздух . . . . . . . . . . . . . .   27
Глава 2. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   31
2.1 Основные понятия и определения используемые по нормированию загрязняющих веществ в атмосферу. . . . . . . . .   31
2.2 Порядок определения нормативов допустимых выбросов 36
2.3 Состав и содержание проекта нормативов. . . . . . . . . . . . . 40
2.4 Порядок согласования и пересмотра проекта нормативов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.5 Контроль за соблюдением допустимых выбросов . . . . . 47
Глава 3. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     49
3.1 Основные понятия и определения, используемые по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   49
3.2 Составление предупреждений об ожидаемом повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха . . . . . . . . . . . .   53
3.3 Разработка плана мероприятий на период неблагоприятных метеорологических условий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   56
3.4 Организация работ по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий . . . . . . . . .   61
Глава 4. Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   64
4.1 Основные понятия и определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
4.2 Требования по контролю соблюдения нормативов . . . . 65
4.3 Порядок проведения государственного контроля соблюдения нормативов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   68
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

 




Введение

 

В развитие Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, стратегическими целями экологической политики являются:

− создание благоприятной окружающей среды;

− улучшение условий проживания и здоровья населения;

− обеспечение экологической безопасности.

Руководствуясь этим, одним из основных направлений является снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и дальнейшее улучшение экологической обстановки, способствующее сохранению здоровья человека. Для осуществления поставленной задачи требуется анализ и учет большого числа климатических показателей, необходимо создание информационной базы и системы ее эффективного использования в интересах планирования и управления различными сторонами хозяйственной деятельности.

Помимо вышеотмеченного, рост экономики республики обуславливает увеличение числа парка транспортных средств, объемов дорожного движения и соответственно увеличение нагрузок на атмосферный воздух со стороны передвижных источников.

Новый подход к анализу, упреждению, нейтрализации экологических угроз требует определенной перестройки традиционных способов мышления и образования. Необходимы теоретические знания и практические навыки в области обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, позволяющие реализовать требования совершенствования концепции экологического образования в республике, претерпевающего в последние годы определенные трансформации. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость разработанного пособия.

Актуальность представлений информации по вопросам проведения инвентаризации, нормирования, регулирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обусловлена необходимостью экологизации сферы управленческой решений, международной, внешнеэкономической деятельности; формирования в республике модели устойчивого развития, выполнения требований экологической сертификации.

Пособие предназначено для проведения учебно-методических работ в бГАТУ, при обучении по дисциплинам «Инженерная экология», «Производственная безопасность», а также может быть использована специалистами, работающими в промышленности республики и на объектах АПК, связанных с проблемами экологической и производственной безопасности. 

 

 

Глава 1

В атмосферный воздух

1.1 Основные понятия и определения используемые

Подготовка и представление исходных данных

И источников выбросов

 

Учет нестационарности функционирования источников выделения и источников выбросов проводится для определения [1] параметров выбросов загрязняющих веществ, в том числе массовых выбросов, на основе которых определяется степень вредного воздействия выбросов источников выбросов природопользователя на качество атмосферного воздуха, а также валового выброса загрязняющих веществ от отдельных структурных производственных подразделений и в целом для производственной площадки природопользователя.

Это необходимо при определении [1]:

– цикличности и многостадийности производственных процессов;

– непостоянных показателях качества основного и резервного топлива, сырья и материалов;

– периодов неполных нагрузок оборудования по производственным причинам, остановки на капитальный и текущий ремонт;

– изменения числа одновременно работающего технологического оборудования, подключенного к источнику выбросов;

– ряда неорганизованных источников, характеризующихся зависимостью массового выброса от гидрометеорологических факторов (скорости ветра, увлажнения подстилающей поверхности, температуры поверхностей испарения).

В свою очередь перечень источников выделения и источников выбросов, для которых учет нестационарности является обязательным, приведены в приложении 5. Учет нестационарности выброса проводится по каждому загрязняющему веществу отдельно. При этом учитываются организованные и неорганизованные выбросы, изменения характеристик источников выделения и источников выбросов как в течение одной производственной смены, так и в течение суток или сезонов.

При учете нестационарности функционирования источников выделения и источников выбросов во времени выявляются наиболее неблагоприятные сочетания одновременно действующих факторов, влияющих на характеристики этих источников [1]:

– изменчивость показателей качества сырья, топлива;

– расход сырья и топлива разных сортов;

– нагрузки и продолжительность работы оборудования;

– одновременность загрузки оборудования.

Для учета нестационарности выбросов в вышеуказанных случаях проводятся испытания промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для каждого режима работы источника выбросов при максимальной регламентной нагрузке оборудования во время определенного режима с усреднением определяемых концентраций загрязняющих веществ на 20-минутный интервал. В этом случае режимы работы источников выбросов определяются в соответствии с содержанием и характеристиками изменчивости производственного процесса и по результатам изучения изменения условий работы источников выделения и источников выбросов.

В конкретном случае учитывается средняя продолжительность непрерывного функционирования источника выбросов в определенном режиме выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и суммарное время функционирования источника выбросов в этом режиме в течение суток и года. В свою очередь для учета нестационарности выбросов от цикличных и многостадийных производственных процессов, источников залповых выбросов загрязняющих веществ, а также неорганизованных выбросов – заполняются соответствующие таблицы (приложение 6).

 

1.5 Основное содержание и состав проекта

По инвентаризации

 

Проект по инвентаризации [1] должен содержать следующие разделы: титульный лист; общие сведения о природопользователе; список исполнителей; аннотацию; содержание, состав (если он содержит несколько книг); перечень сокращений, условных обозначений и терминов; введение; краткое описание производственного процесса, технологии и оборудования, являющегося источниками выделений и выбросов, с указанием характеристики режима работы производств (цехов), информации о залповых выбросах загрязняющих веществ; качественные и количественные характеристики выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом их нестационарности; характеристику газоочистных установок и параметров их работы; определение выбросов от передвижных источников, учет передвижных источников; результаты инвентаризации выбросов; определение категории опасности деятельности природопользователя; выводы и рекомендации; список литературы.

Состав проекта по инвентаризации в зависимости от категории опасности деятельности природопользователя определяется по форме согласно приложению 7. К проекту по инвентаризации также прилагаются []:

– перечень и краткая характеристика используемого топлива, сырья и материалов;

– перечень источников выделения и источников выбросов;

– карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя;

– ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя;

– балансовые схемы материальных и энергетических потоков;

– характеристика режима работы производственных подразделений;

– протоколы испытаний выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов;

– расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, в том числе отдельно для источников [3].

Титульный лист и общие сведения о природопользователе оформляется согласно приложениям 8, 9. Список исполнителей должен содержать такие данные, как место нахождения разработчика, номер и срок действия аттестата аккредитации лаборатории, фамилии и инициалы исполнителей, их должности, подписи и др. Аннотация составляется в объеме не более одной страницы и должна содержать [1]:

– сведения об объеме проекта по инвентаризации, включая количество его книг, число страниц, количество схем, таблиц;

– данные по результатам инвентаризации, включая:

– количество и место нахождения производственных площадок;

– краткую характеристику прилегающей к производственной площадке в границах санитарно-защитной зоны природопользователя территории (промышленная зона, сельскохозяйственные угодья, болота и другое);

– количество источников выбросов, в том числе организованных, неорганизованных, а также оснащенных газоочистными установками;

– количество загрязняющих веществ, суммарный выброс загрязняющих веществ;

– перечень источников выбросов, для которых инвентаризация проводилась с использованием расчетных и инструментально-расчетных методик;

– количество передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, из них работающих на бензине, дизельном топливе, газовом топливе;

– размер нормативной санитарно-защитной зоны;

– категорию опасности деятельности природопользователя.

Во введение рекомендуется [1] указать перечень основных технических нормативных правовых актов, на основании которых проведена инвентаризация, краткое обоснование необходимости проведения инвентаризации, дату и номер договора, на основании которого проведена инвентаризация, наименование и область аккредитации лаборатории, проводившей измерения, информацию о наличии у природопользователя системы управления окружающей средой.

В разделе «Краткое описание производственного процесса, технологии и оборудования, являющегося источниками выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» приводятся [1]:

– перечень основной выпускаемой продукции;

– описание технологии и оборудования, эксплуатация которого приводит к выбросу, с указанием его назначения в производственном процессе и условий его эксплуатации, информации о залповых выбросах загрязняющих веществ;

– анализ производственных процессов с точки зрения изменчивости во времени выделений и выбросов с учетом нестационарности;

– технологические и другие изменения в составе сырья и материалов, приводящие к изменению состава и (или) количества выбросов;

– анализ условий и специфики эксплуатации источников неорганизованных выбросов.

«Качественные и количественные характеристики выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом их нестационарности» приводятся с учетом информации о характеристике и параметрах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Бланк по инвентаризации состоит из двух частей и заполняется по форме согласно приложению 10.

В разделе «Характеристика газоочистных установок и параметров их работы» указывается описание газоочистных установок, эксплуатируемых природопользователем и анализ их соответствия применяемым методам очистки и выбросов загрязняющих веществ (параметрам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного типа очистного оборудования, установленного предприятием-изготовителем).

Данные по количеству газоочистных установок и их принадлежности к производству приводятся по форме согласно приложению 11.

В разделе «Определение выбросов от передвижных источников, учет передвижных источников» указываются расчеты выбросов от стационарных источников выбросов, таких, как стоянка транспортных средств, зона технического обслуживания и ремонта и другие, обусловленных работой передвижных источников. Учет количества передвижных источников, их видов и количества потребляемого топлива производится по форме согласно приложению 12. Величины выбросов от передвижных источников не учитываются в суммарных выбросах в целом от всех источников выбросов природопользователя.

В разделе «Результаты инвентаризации выбросов» указываются [1]:

– обобщенные данные о валовых выбросах загрязняющих веществ в целом от всех источников выбросов природопользователя (приложение 13);

– обоснование необходимости расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферный воздух (результаты расчетов, выполненных для обоснования предложений по согласованным на текущий период нормативам допустимых выбросов для действующего и (или) проектируемого производства, приводятся по форме согласно приложению 14).

Для определения категории опасности деятельности природопользователя приводится расчет категории опасности.

Раздел «Выводы и рекомендации» – это анализ данных инвентаризации в сравнении с требованиями технических нормативных правовых актов, разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом рекомендуется указать:

степень соответствия производственных процессов, методов обслуживания, эксплуатации технологического оборудования наилучшим достигнутым техническим методам;

соответствие установленных нормативов допустимых выбросов требованиям технических нормативных правовых актов;

изменения количества и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по сравнению с ранее установленными нормативами допустимых выбросов и причинах, обусловивших эти изменения;

необходимость разработки проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Приводятся также рекомендации по установлению нормативов допустимых выбросов, корректировке ранее установленных нормативов допустимых выбросов по отдельным загрязняющим веществам для отдельных источников выбросов, а также в целом по производству (приложение 15). Для источников, значение выбросов которых не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов, рекомендуется установление временных нормативов выбросов [1].

 

Глава 2

В атмосферный воздух

2.1 Основные понятия и определения используемые

Допустимых выбросов

Определение нормативов допустимых выбросов для стационарных источников включает следующие этапы [6]:

- анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователя, сравнение с требованиями технических нормативных правовых актов для эксплуатируемого оборудования, наилучшими доступными техническими методами для данного производства, технологическими нормативами, установленными для данного оборудования при проектировании с учетом даты ввода оборудования в эксплуатацию;

- определение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет технологических нормативов и анализ соблюдения требований по применению технологий с использованием наименее вредных веществ, минимизации использования энергии, топлива, сырья и материалов;

- анализ расчета рассеивания загрязняющих веществ и оценка воздействия на качество атмосферного воздуха существующих выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников природопользователя с учетом и без учета фоновых концентраций в районе расположения природопользователя;

- разработка предложений по проведению мероприятий с целью достижения нормативов допустимых выбросов и уменьшения воздействия выбросов загрязняющих веществ на качество атмосферного воздуха в районе расположения стационарных источников природопользователя;

- расчет рассеивания загрязняющих веществ на период после завершения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью достижения нормативов допустимых выбросов;

- составление предложений по нормативам допустимых выбросов, временно допустимых выбросов и другим условиям осуществления выбросов от стационарных источников природопользователя, в том числе по сокращению залповых выбросов и предотвращению аварийных выбросов (при необходимости);

- определение перечня загрязняющих веществ и источников выбросов, подлежащих контролю соблюдения установленных нормативов в рамках локального мониторинга окружающей среды и производственного контроля в области охраны окружающей среды;

- разработку плана-графика контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов от источников выбросов природопользователя;

- разработку мероприятий по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха.

При определении нормативов допустимых выбросов применяются методы расчетов рассеивания загрязняющих веществ, в том числе методы сводных расчетов для территории городов, с учетом передвижных источников, утверждаемые Минприроды. Расчеты рассеивания загрязняющих веществ проводятся на период [6]:

- разработки нормативов допустимых выбросов с целью определения зоны влияния источников выбросов данного природопользователя;

- этапа снижения выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом мероприятий по охране атмосферного воздуха, согласованным территориальным органом Минприроды;

- выполнения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха по поэтапному сокращению выбросов загрязняющих веществ и достижению установленных нормативов допустимых выбросов.

Данные расчетов рассеивания загрязняющих веществ оформляются в виде книги в одном экземпляре и хранятся у природопользователя. Поэтапное сокращение выбросов веществ, для которых устанавливается норматив временно допустимых выбросов, производится на основе плана мероприятий по охране атмосферного воздуха и поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение нормативов допустимых выбросов (далее – план мероприятий по охране атмосферного воздуха), разрабатываемого и осуществляемого природопользователем, для которого устанавливается норматив временно допустимых выбросов. При этом территориальные органы Минприроды [6]:

- определяют сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и обоснованность выбора мероприятий по сокращению выбросов;

- согласовывают план мероприятий по охране атмосферного воздуха, включающий график выполнения мероприятий по поэтапному сокращению выбросов.

Норматив допустимых выбросов и (или) норматив временно допустимых выбросов загрязняющего вещества определяются как значения максимального количества загрязняющего вещества в следующих случаях [6]:

- для каждого источника выбросов природопользователя в г/с, определяемые при максимальной загрузке технологического оборудования с учетом усреднения на 20-минутный интервал времени работы на таком режиме;

- которое может поступить в атмосферный воздух от определенного источника выбросов в течение календарного года в т/год, определяемые как произведение средних значений выброса загрязняющего вещества в г/с, отходящего от источника выбросов, с учетом усреднения на 20-минутный интервал времени работы на каждом характерном для данного источника выделения режиме работы технологического оборудования и времени работы технологического оборудования на таком режиме в течение года;

- которое может поступить в атмосферный воздух от совокупности стационарных источников, в течение календарного года, определяемые как сумма максимальных выбросов загрязняющего вещества и сумма годовых выбросов.

Для отдельных источников выбросов в качестве норматива допустимых выбросов и (или) норматива временно допустимых выбросов территориальными органами Минприроды устанавливается предельное значение концентрации выброса в мг/м3.

Годовой выброс определяется исходя из планируемой загрузки технологического оборудования согласно бизнес-плану развития производства, государственным программам с учетом установленных производственных мощностей и программ модернизации технологического оборудования на период действия устанавливаемых нормативов. Валовой выброс определяется как сумма годовых выбросов всех загрязняющих веществ, поступающих от всех источников выбросов природопользователя, находящихся в границах одной производственной площадки. В случае, если продолжительность работы источника выделения составляет менее 20 мин, максимальный выброс определяется как масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух за 20 минут, в г/с, а годовой выброс – исходя из средних значений массового выброса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух от источника выбросов в течение суток, и количества дней работы источника выделения. Разработанные предложения по нормативам допустимых и (или) временно допустимых выбросов оформляются в виде проекта нормативов допустимых и (или) временно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При наличии у природопользователя обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих выбросы от стационарных источников, расположенных в другой области или городе, проекты нормативов разрабатываются для каждого из обособленных подразделений (филиалов) отдельно по месту осуществления выбросов. При аренде стационарных источников в пределах одной производственной площадки проект нормативов разрабатывается арендодателем с участием арендаторов для всей совокупности источников. При этом в проекте нормативов указываются разработанные нормативы допустимых выбросов от всех стационарных источников, расположенных на производственной площадке, а также отдельно от стационарных источников арендодателя и каждого арендатора. В случае изменении наименования (фирменного наименования), смене собственника имущества или изменении состава учредителей (участников) юридического лица без изменения профиля и объемов хозяйственной и иной деятельности в проект нормативов изменения не вносятся и он является действительным до окончания срока его действия.

 

2.3 Состав и содержание проекта нормативов

 

Проект нормативов должен содержать следующие разделы:

- титульный лист;

- общие сведения о природопользователе;

- список исполнителей;

- содержание, состав (если он содержит несколько книг);

- перечень сокращений, условных обозначений и терминов;

- введение;

- перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;

- производственную программу;

- материальные и энергетические потоки;

- использование топлива;

- характеристику залповых выбросов;

- характеристику неорганизованных выбросов;

- параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов;

- обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов;

- расчет рассеивания загрязняющих веществ;

- нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- контроль и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха;

- список литературы.

К проекту нормативов также прилагаются:

- карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя и ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя;

- справка о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения природопользователя (приложение 17);

- заключение органов государственного санитарного надзора о соответствии нормативов допустимых выбросов или временно допустимых выбросов предложенных в проекте нормативов санитарным нормам и правилам, а также в случаях изменения размеров СЗЗ или корректировки СЗЗ по розе ветров;

- план мероприятий при НМУ и план-график контроля источников выбросов в период НМУ.

Титульный лист оформляется согласно приложению 18.

В разделе «Введение» приводятся [6]:

- обоснование необходимости разработки проекта нормативов;

- выводы и рекомендации, полученные в итоге инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сведения о воздействии выбросов загрязняющих веществ природопользователя на окружающую среду и здоровье населения (объекты и факторы воздействия, количество населения, проживающего в СЗЗ);

-  расчет категории опасности деятельности природопользователя

В разделе «Производственная программа» приводится краткое описание производственной программы, объема выпуска продукции, которая изготавливается или планируется к изготовлению;  нормативный срок амортизации и дата проведения последней реконструкции или модернизации технологического оборудования, изменение показателей производительности оборудования вследствие реконструкции в сравнении с проектными показателями; режим работы оборудования, баланс времени работы оборудования на период действия предлагаемых нормативов допустимых выбросов с учетом производств и технологического оборудования, на которых должны внедряться наилучшие доступные технические методы.

В разделе «Материальные и энергетические потоки» в виде схемы приводится баланс материальных и энергетических потоков с учетом проектной производственной мощности и производительности технологического оборудования (количество материалов и энергии на входе и на выходе) в разрезе производственного процесса или отдельной операции с указанием качественных характеристик сырья и материалов, состав которых влияет на выбросы загрязняющих веществ.

При написании разделов «Использование топлива» приводятся данные об использовании топлива для технологических, энергетических, а также транспортных нужд на территории природопользователя, а «Характеристика залповых выбросов» – анализируется перечень источников залповых выбросов, указываются условия, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.

Для источников выбросов, в отношении которых ведется учет нестационарности выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в проекте нормативов указываются значения нормативов допустимых выбросов для каждого из характерных режимов работы источников выделения.

Для групп источников выбросов малой мощности с одинаковыми параметрами выбросов в проекте нормативов устанавливается суммарный норматив допустимых выбросов для каждого загрязняющего вещества.

Для источников выбросов, на которых возможны залповые выбросы, указывается продолжительность таких выбросов и массовый выброс в т/год.

Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов, подразумевает обоснование подходов, принятых для подготовки предложений по нормативам допустимых выбросов, и следующие выводы:

- о соответствии данных, полученных в результате инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, требованиям технических нормативных правовых актов;

- об оценке степени соответствия применяемой технологии, технологии очистки газов, технологического и газоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и наилучшим доступным техническим методам.

В разделе «Расчет рассеивания загрязняющих веществ» приводятся [6]:

- определение целесообразности проведения расчета рассеивания загрязняющих веществ согласно техническим нормативным правовым актам;

- результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ (приложение 18, таблица 1);

- предложения о возможности установления нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов для отдельных загрязняющих веществ и групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммирования вредного воздействия на качество атмосферного воздуха (далее – группа суммации).

Под мероприятиями по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусматривается план мероприятий по охране атмосферного воздуха (приложение 18, таблица 2), а также эколого-экономическое обоснование выбора указанных в плане мероприятий.

Для контроля и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха необходимо разработать:

- план-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов на источниках выбросов природопользователя;

- контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ для контроля нормативов выбросов в контрольных точках;

- перечень мероприятий по охране атмосферного воздуха в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха на объектах природопользователя;

- перечень требований по обеспечению бесперебойной работы ГОУ (обеспечение запасными деталями, фильтрующими агентами, расходными материалами).

 

 

Глава 3

Глава 4

Требования по контролю соблюдения нормативов

 

Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами осуществляется при проведении [14]:

− производственного контроля в области охраны окружающей среды проверяемыми субъектами [8];

− государственного контроля в области охраны окружающей среды Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.

Проверяемые субъекты при осуществлении производственного контроля должны проверить наличие:

− планов (программ) контроля соблюдения нормативов, в которых определить проведение контроля механических транспортных средств на соответствие соответствующим требованиям и периодичность контроля;

− поста контроля содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств при их численности 25 и более единиц;

− документации по контролю соблюдения нормативов и порядок ее ведения.

При производственном контроле обязательным является контроль соблюдения нормативов при осуществлении допуска механических транспортных средств к участию в дорожном движении после завершения ремонтных воздействий при капитальном ремонте механических транспортных средств, техническом обслуживании, ремонте, диагностике и регулировке двигателя и его систем (система питания, система выпуска отработанных газов), других частей механических транспортных средств, влияющих на изменение содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей.

В зависимости от численности механических транспортных средств, находящихся в эксплуатации, при производственном контроле проверяемым субъектом осуществляется контроль соблюдения нормативов со следующей периодичностью [14]:

не реже одного раза в полугодие при эксплуатации до 25 единиц механических транспортных средств;

не реже одного раза в квартал при эксплуатации 25 и более единиц механических транспортных средств.

Допускается при наличии в эксплуатации менее 25 механических транспортных средств проведение контроля соблюдения нормативов с привлечением сторонних организаций, имеющих пост контроля содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств.

Минприроды и его территориальные органы осуществляют государственный контроль соблюдения нормативов на основании [14]:

− утвержденных Минприроды, областным, Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, районной или городской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды ежегодных планов проведения проверок;

− данных об ухудшении состояния окружающей среды в районе воздействия на нее деятельности проверяемого субъекта;

− поручения (распоряжения) вышестоящих органов, других правоохранительных и контролирующих органов;

− письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведения о фактах нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

− сообщений в средствах массовой информации о нарушениях законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Планы контроля соблюдения нормативов должны иметь превентивный характер, учитывать воздействие механических транспортных средств на окружающую среду и экономические факторы. Цели и задачи планов ориентируются на перспективные стратегические цели снижения уровня воздействия механических транспортных средств на окружающую среду (приложению 35).

Контроль соблюдения нормативов независимо от вида контроля включает в себя при допуске механических транспортных средств к участию в дорожном движении, при эксплуатации механических транспортных средств, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов транспорта и др.

Экологические требования при допуске, выпуске в эксплуатацию и эксплуатации механических транспортных средств, требования к техническим средствам диагностики и средствам измерений определяются соответствующими нормативными документами    [15].

Контроль соблюдения нормативов проводится на стационарных и передвижных постах контроля механических транспортных средств, при помощи технических средств диагностики и средств измерений, которые должны [14] :

− соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, согласно которым осуществляется контроль;

− пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и иметь свидетельство (поверительное клеймо) о государственной поверке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Применение технических средств диагностики и средств измерений должно быть основано на следующих принципах [14] :

− точности, означающий, что приборы и методы испытаний соответствуют установленным требованиям и условиям по их применению;

− актуальности, означающий, что время и условия проведения испытаний соответствуют условиям функционирования объектов транспорта (транспортной нагрузке, организации движения, метеорологическим условиям);

− устойчивости, означающий, что продолжительность и серийный характер испытаний обеспечивают определение статистически значимого тренда значений;

− сопоставимости, означающий, что интерпретация результатов испытаний обеспечивает сопоставление данных, полученных в результате испытаний, и данных, установленных в технических нормативных правовых актах.

 

 

Соблюдения нормативов

 

Объекты государственного контроля в зависимости от количества механических транспортных средств и (или) величины воздействия на атмосферный воздух делятся на три категории (приложение 36). Периодичность государственного контроля объектов, отнесенных к первой категории, – не менее одного раза в год, второй категории – раз в два–три года, третьей категории – выборочно раз в пять лет.

Государственный контроль за соблюдением нормативов осуществляется государственными инспекторами по охране окружающей среды, другими должностными лицами органов Минприроды [20; 21].

Государственный контроль соблюдения нормативов осуществляется уполномоченными лицами непосредственно по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности проверяемых субъектов путем проведения проверок. Плановая проверка проводится на основе ежегодных планов проведения проверок.

Внеплановая проверка проводится при наличии соответствующихоснований, предусмотренных абзацами третьим–шестым пункта 6 настоящих Правил.

Контроль соблюдения нормативов осуществляется при проведении комплексных и целевых проверок. Комплексная проверка проводится по всем или основным вопросам соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об охране окружающей среды, целевая проверка проводится в отношении отдельных вопросов контроля соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об охране атмосферного воздуха и контроля выполнения ранее выданных предписаний.

При этом целевая проверка может проводиться в виде рейда. На проведение проверки указывается цель, вид проверяемых субъектов и территория проверки, на которой проверяется деятельность субъектов, осуществляемая в пределах этой территории, на предмет соответствия ее законодательству об охране атмосферного воздуха. К проведению проверки могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов.

Уполномоченные лица при осуществлении государственного контроля соблюдения нормативов имеют право [14]:

− беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки на территории и в помещения, в которых осуществляется промышленное производство механических транспортных средств и двигателей к ним, допуск к эксплуатации, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание механических транспортных средств, строительство, реконструкция, эксплуатация объектов транспорта, а также производить контроль соблюдения нормативов согласно требованиям технических нормативных правовых актов;

− останавливать механические транспортные средства для контроля на соответствие экологических характеристик механических транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов при проведении рейда по проверке механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении;

− получать от юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимые сведения и документы;

− производить другие действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

При осуществлении государственного контроля соблюдения нормативов уполномоченные лица проверяют наличие проектной документации на хозяйственную или иную деятельность и соответствие фактических эксплуатационных параметров объектов транспорта проектным; расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от механических транспортных средств, выполненные на основе коэффициентов эмиссии (приложение 37); состояние производственного контроля в области охраны окружающей среды (ведение документации согласно приложению 38; наличие и выполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, в том числе по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях) наличие постов контроля механических транспортных средств и их соответствие: техническим нормативным правовым актам, в соответствии с которыми осуществляется контроль, и инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию технических средств диагностики и средств измерений выбросов; свидетельств о поверке технических средств диагностики и средств измерений выбросов и сроки их действия; журнала учета измерений и принятых мер по предотвращению выпуска в эксплуатацию механических транспортных средств, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов по токсичности (дымности) отработанных газов.

Деятельность проверяемых субъектов должна соответствовать требованиям, указанным в [14]:

− заключении государственной экологической экспертизы проектов;

− проектной документации на хозяйственную или иную деятельность, в том числе технологических схемах, схемах организации движения (запрета движения транспортных средств, ограничения движения грузовых транспортных средств, распределения транспортного спроса по времени и объектам тяготения, введения преференций общественному транспорту и другого) и системах маршрутного ориентирования (для направления внешних транзитных потоков, целевых транзитных потоков, внутригородского ориентирования), разработанных схемах организации и управления дорожным движением, управляющих воздействиях автоматизированной системы управления дорожным движением, схемах мест стоянок и хранения механических транспортных средств.

Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств осуществляется уполномоченными лицами в период проведения плановых и внеплановых рейдов по проверке механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении, на дорогах общего пользования в местах, не создающих помех и опасности для движения, либо на территории, прилегающей к дороге, в светлое время суток. Выбор объектов контроля осуществляется согласно требованиям программы контроля; проверок соблюдения нормативов проверяемыми субъектами, осуществляющими ввод в эксплуатацию и эксплуатацию механических транспортных средств, посредством выборочной проверки механических транспортных средств отдельно по группам в зависимости от видов используемого моторного топлива (бензиновые, газобаллонные, дизельные). Количество механических транспортных средств одной группы, подлежащих проверке на объектах контроля, определяется в зависимости от их общей численности (приложение 39); проверок соблюдения нормативов проверяемыми субъектами, осуществляющими производство механических транспортных средств и двигателей к ним, оказывающими услуги по ремонту, диагностике, сертификации и техническому обслуживанию механических транспортных средств, допуску и вводу механических транспортных средств в эксплуатацию, посредством выборочной проверки изготовленных, прошедших ремонт и техническое обслуживание механических транспортных средств отдельно по группам в зависимости от видов используемого моторного топлива (бензиновые, газобаллонные, дизельные). Количество механических транспортных средств одной группы, подлежащих проверке, определяется в зависимости от суточного объема их (приложение 39).

Результаты контроля соблюдения нормативов оформляются согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [22], а также других нормативных документов [ ] (приложение 40).

По результатам проверки в трехдневный срок со дня окончания проверки оформляются [14]:

− справка о соответствии деятельности проверяемого субъекта требованиям законодательства об охране окружающей среды при отсутствии нарушений в двух экземплярах, один из которых направляется проверяемому субъекту, другой остается у уполномоченных лиц;

− акт-предписание по результатам проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды [23].

Справка или акт-предписание подписывается уполномоченными лицами и руководителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), а в случае отсутствия руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) – уполномоченным в установленном порядке его представителем, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченным в установленном порядке представителем физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.Уполномоченные лица вправе потребовать представить письменные объяснения по выявленным нарушениям у лиц, указанных в части первой настоящего пункта, а также иных лиц, действия которых повлекли установленные в ходе проверки нарушения. Письменные объяснения прилагаются к акту-предписанию. В случае отказа подписать акт-предписание или представить письменные объяснения лицами, указанными в настоящем пункте, об этом уполномоченными лицами делается соответствующая отметка в акте-предписании. Указанные в нем требования являются обязательными для исполнения проверяемыми субъектами. Проверка исполнения предписания органа Минприроды проводится уполномоченными лицами в течение месяца после истечения сроков, установленных в акте-предписании для устранения нарушений.

 

Литература

1. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006г. № 80 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. № 120; 8/16375.

2. СанПиН 10-5 РБ 2002 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. № 10 «Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»        / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 43, 8/12257б.

4. Гигиенические нормативы 2.1.6.12-46-2005 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»

5. Инструкции по определению объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 29 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 92, 8/9873.

6. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 61 «Об утверждении инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. № 8/21380.

7. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановления действия, аннулирования разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 8/13894 от 28 января 2006 г.

8. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 57, 8/10768.

9. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 62 «Об утверждении инструкции по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 8/21169 от 07.07.2009 г.

10. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 186 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и углерода диоксида в атмосферный воздух от стационарных источников» и указаний по ее заполнению»

11.  Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г. № 41/30/45 «Об утверждении Инструкции об обмене информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 155, 8/13151.

12. ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения».

13. ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах».

14. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 63 «Об утверждении правил контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 13 июня 2007 г. № 8/16642.

15. ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения. Требования безопасности».

16. ГОСТ 17.2.2.03-87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности».

17. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.05-97 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».

18. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».

19. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.07-2000 «Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов».

20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 82, 5/12801.

21. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 ноября 2004 г. № 35 «Об установлении компетенции должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 8/11714.

22. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 августа 2000 г. № 7 «Об утверждении форм актов отбора проб и протоколов испытаний» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 82, 8/3895.

23. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 апреля 2007 г. № 29 «Об утверждении некоторых форм документов» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 120, 8/16376.

24. Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 126-3 «Об охране окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 22 июля 2002 г. № 2/875.

25. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 60. Охрана атмосферного воздуха (в двух частях). Часть I / Сост. С.В.Завялов, И.В.Колюско– Минск, Бел НИЦ «Экология»; 2008. – 163 с.

26. Сборник нормативных докумнтов по вопросам охраны окружающей среды. Выпуск 60. Охрана атмосферного воздуха (в двух частях) Часть II / Сост. С.В.Завялов, И.В.Колюско – Минск, Бел НИЦ «Экология»; 2008. – 150 с.

27. Мисун, Л.В. Инженерная экология в АПК : пособие для студ. инжен. специал. с.-х. вузов / Под ред. Л.В. Мисуна. – Минск : БГАТУ, 2007. – 302 с.

28. Мисун, Л.В. Организация и управление экологической безопасностью на объектах агропромышленного комплекса : монография / Л.В. Мисун, А.А. Зеленовский, И.Н. Мисун, В.М. Раубо. – Минск : БГАТУ, 2009. – 243 с.

29. Мисун, Л.В. Отходы производства и потребления. Проблемы и решения : монография / Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич – Минск : БГАТУ, 2010. - 273 с.

 

 

Приложение 1

 

ЗАЯВЛЕНИЕ*

о согласовании проекта по инвентаризации

Прошу согласовать проект по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполненный для _____________________________________________________

                                                                              (наименование юридического лица,

________________________________________________________________________________

индивидуального предпринимателя)

________________________________________________________________________________

(местонахождение юридического лица, индивидуального предпринимателя, телефон, факс,

________________________________________________________________________________

адрес электронной почты)

Основные виды деятельности согласно Уставу природопользователя: ____________________

________________________________________________________________________________

Основанием для проведения инвентаризации является _________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Наличие, срок действия ранее согласованного документа по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух __________________________________________

________________________________________________________________________________

Наличие согласованных нормативов предельно допустимых выбросов, дата согласования, срок действия ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Номер и срок действия разрешения _________________________________________________

Основание для выдачи разрешения _________________________________________________

                                                                                            (указывается документ,

________________________________________________________________________________

на основании которого установлены нормативы выбросов, дата согласования

________________________________________________________________________________

территориальным органом Минприроды и его наименование)

__________________________   _______________   __________________  
(должность руководителя или индивидуальный предприниматель)     (подпись)   ( инициалы, фамилия)  

_______________________________

(фамилия исполнителя, телефон)

_________________________________________

*Оформляется на фирменном бланке заявителя

 



Приложение 2

 

Таблица 1 – Сведения о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в деятельности природопользователя

 

№ п/п   Наименование топлива, сырья, вспомогательного материала, вещества или препарата Токсичное, опасное (да/нет, указать тип опасности) Объем на хранении, условия хранения Годовой используемый объем (тонн) Характер использования   Реквизиты технического нормативного правового акта Качественные характеристики материалов или веществ Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

В графе 4 предоставляется информация относительно хранения сырья, вспомогательных материалов в бочках, емкостях (тип), подземное/наземное размещение, в или извне помещений и т.д. Отмечается их местонахождение на плане-схеме соответственно пункту настоящей Инструкции.

 

_______________________________       ___________       ______________________  
(должность природопользователя)       (подпись)       (инициалы, фамилия)  

 

СОГЛАСОВАНО Разработчик _________ _______ ________________       УТВЕРЖДЕНО (Природопользователь) _________ _______ _______________  
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)       (должность) (подпись) (инициалы, фамилия)  
М.П.       М.П.  
«__» _______________ 20__ г.       «__» _________________ 20__ г.  

 

Таблица 2 – Перечень источников выделения и источников выбросов

 

№ п/п

Наименование производства, цеха, участка

Источники выделения

Источники выбросов

Перечень загрязняющих веществ

Метод определения

номер

наименование

количество

коэффициент загрузки оборудования (графа 5 // графа 4)

номер источника, вентиляционной системы

наименование

наименование газоочистной установки (далее ГОУ), количество ступеней очистки

всего из них однременно работающих
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
                       

 

Начальник цеха, участка      _______________      _____________________________

                                                       (подпись)                         (инициалы, фамилия)                                                                  


 Приложение 3

 

Форма

 


Приложение 4

Форма

 

ЭКСПЛИКАЦИЯ

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ
1 2
1  
2  
3  
4  
5  
6  
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
  – территория природопользователя;   – жилая застройка;   – граница санитарно-защитной зоны; – точки расчетных концентраций на границе СЗЗ.

 

 

         

 

         
         
         

СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Лист

Масса

Масшт.
Изм. Лист №докум. Подп. Дата.

 

 

1:10000

Разработал

     

Проверил

     

Утвердил

     

Лист

Листов

                   


Приложение 5

Приложение 6

 

Таблица 1 – Исходные данные для учета нестационарности выбросов во времени

 

Наименование производства, цеха, участка

Номер источника выброса

Наименование источника выделения

Характеристики технологических стадий

Название характеристики

значения характеристик

технологических стадий

1 2 3

4

5 6 7 8 9 10 11
     

Наименование стадии

             
     

Время начала стадии, ч, мин

             
     

Продолжительность стадии, мин

             
     

Объем отходящих газов, м 3

             
      наименование загрязняющего вещества наименование показателя единицы измерения              
        концентрация мг/м 3              
        выброс г/с              
        концентрация мг/м 3              
        выброс г/с              
        концентрация мг/м 3              
        выброс г/с              

 

Таблица 2 – Характеристика источников залповых выбросов

 

Номер источника выброса

Наименование загрязняющего вещества

Код загрязняющего вещества

Максимальная массовая концентрация, мг/м 3

Массовый выброс

Периодичность, раз/сутки, месяц, год

Продолжительность выброса, ч

Годовая величина залповых выбросов, т/год

г/с кг/ч
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

 

Таблица 3 – Характеристика источников неорганизованных выбросов

 

Номер источника выброса

Наименование источника выброса

Код загрязняющего вещества

Наименование загрязняющего вещества

Массовый выброс

г/с т/год
1 2 3 4 5 6
           

Приложение 7

 

Содержание проекта по инвентаризации в зависимости от категории опасности

 деятельности природопользователя

 


п/п

Перечень основных разделов и подразделов, входящих в состав проекта по инвентаризации

Категория опасности

I II III IV V
1 2 3 4 5 6 7
1 Титульный лист + + + + +
2 Общие сведения о природопользователе + + + + +
3 Список исполнителей + + + + +
4 Аннотация + + + + +
5 Содержание + + + + +
6 Введение + + +
7 Краткое описание производственного процесса, технологии и оборудования + + + + +
  В том числе:          
7.1 анализ производственных процессов с точки зрения изменчивости во времени выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух + + –*
7.2 перечень и краткая характеристика используемых топлива, сырья и материалов + + + + +
7.3 характеристика режима работы цехов и участков + + + +
7.4 сведения о залповых выбросах + + –* –*
7.5 характеристика неорганизованных источников + + + + +
8 Качественные и количественные характеристики выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом их нестационарности + + + + +
  В том числе:          
8.1 перечень источников выделения и источников выбросов с указанием метода определения выбросов + + + +
8.2 обоснование использования инструментально-расчетных методик –* –* –* + +
8.3 бланк по инвентаризации + + + + +
9 Характеристика газоочистных установок и параметров их работы + + +** +**
10 Определение выбросов от передвижных источников, учет передвижных источников +** +** +** +** +**
11 Результаты инвентаризации выбросов + + + + +
  В том числе:          
11.1 перечень загрязняющих веществ и суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их очистка + + + + +
11.2 обоснование необходимости проведения расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе + + + –*
12 Определение категории опасности деятельности природопользователя + + + + +
13 Выводы и рекомендации + + + + +
14 Список литературы + + + + +
15 Приложение: + + + + +
15.1 расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации + + + + +
1 2 3 4 5 6 7
15.2 протоколы испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух + + + –*
15.3 балансовая схема материальных и энергетических потоков + + + –*
15.4 ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя + + + + +
15.5 карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя + + + –*

 

*Не разрабатывается по согласованию с органами Минприроды.

**Разрабатывается при наличии такого оборудования.

 

 


Приложение 8

 

УТВЕРЖДЕНО   Руководитель территориального органа Минприроды   УТВЕРЖДЕНО   Природопользователь
______    ________________   _______   _______________
(должность)  (подпись) (инициалы, фамилия)   (должность) (подпись) (инициалы, фамилия)  
М.П.   М.П.
«__» _______________ 200_ г.   «__» ________________ 200_ г.  

 

Проект

Приложение 9

Приложение 10

 

Бланк по инвентаризации

 

Нечетные страницы бланка по инвентаризации

Код источника выбросов по классификации SNAP

Наименование производства, цеха, участка

Номер источника

Наименование источника выделения

Количество источников выделения

Режим работы технологического

оборудования

Время работы источника выделения

Координаты источников

выбросов в

городской

системе

координат

Направление выброса газовоздушной смеси из устья источника выбросов

(угловые градусы от вертикали)

 

Параметры источника выбросов

Примечание

выбросов

выделения

часов в сутки

часов в год

точечного источника или одного конца линейного источника

 

второго конца линейного источника

 

высота источника выбросов  

диаметр устья (длина сторон) источника выбросов

 

 
X1 Y1 X2 Y2 β

м.

м.  
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

14

14 16
                           

 

   
                           

 

   
                                   

 

Четные страницы бланка по инвентаризации

 

Номер источника выбросов

Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов

Наименование ГОУ, количество ступеней очистки

Загрязняющее вещество

Концентрация

загрязняющего вещества, мг/м 3 *

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух

температура давление (разрежение) скорость газа влажность газа объем газовоздушной смеси

код

наименование

отходящего от источника выделения

отходящего от источника выбросов

удельная, согласно техническим нормативным правовым актам

от источника выделения, до очистки

от источника выбросов, после очистки

°С Па м/с г/м 3 м 3 /с* средняя максимальная средняя максимальная граммов в секунду тонн в год граммов в секунду тонн в год
Б 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
                                   

 *Определяется при нормальных условиях: 273 К, 101,3 кПа.



Приложение 11

 

Приложение 12

 

Учет передвижных источников

 

Наименование группы

Количество единиц транспортных средств

Использовано топлива, тонн в год (тыс. м 3 /год)

Количество транспортных средств со сроком эксплуатации

Количество транспортных средств, соответствующих Правилам ЕЭК ООН, стандартам ЕВРО

всего на учете из них работающих до 3 лет от 3 до 7 лет от 7 до 10 лет свыше 10 лет не сертифицированы Евро -2 Евро -3 Евро -4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Легковые:                      
топливо – газ сжиженный (сжатый)                      
бензин: нормаль-80                      
АИ-92                      
АИ-95                      
дизтопливо                      
Грузовые:                      
топливо – газ сжиженный (сжатый)                      
бензин: нормаль-80                      
дизтопливо                      
Автобусы:                      
топливо – газ сжиженный (сжатый)                      
бензин:  нормаль-80                      
АИ-92                      
АИ-95                      
дизтопливо                      
Мотоциклы:                      
топливо – (указать)                      
Строительная техника:                      
топливо – (указать)                      
Сельхозтехника:                      
топливо – (указать)                      
Железнодорожные транспортные средства:                      
топливо – (указать)                      
Речные суда:                      
топливо – (указать)                      
Авиационные средства:                      
топливо – (указать)                      

 

 

Приложение 13

 

Приложение 14

 

Приложение 15

 

Приложение 16

Таблица 1 – Значения коэффициентов Аi для определения категории опасности деятельности природопользователя

 

Критерий

Значение коэффициента Аi

0 1 2 3 4
1. Зависимость от качественного и количественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками природопользователя, К 0 От 1 до 10 3 От 10 3 до10 4 От 10 4 до10 6 Не менее 10 6
2. Размер санитарно-защитной зоны L, м 50 100 300 500 1000
3. Техногенная и экологическая опасность предприятия Z Неопасное Опасное Особо опасное
4. Число стационарных источников N До 5 включительно От 6 до 10 включительно От 11 до 50 включительно От 51 до 100 включительно Свыше 100
5. Число передвижных источников Р До 5 включительно От 6 до 25 включительно От 26 до 99 включительно От 100 до 499 включительно Не менее 500

 

 

Таблица 2 – Граничные условия для деления природопользователей по категории опасности в зависимости от суммы взвешенных условных баллов

Сумма взвешенных условных баллов До 5 включительно От 6 до 10 От 11 до 16 От 17 до 21 Свыше 21
Категория опасности деятельности природопользователя V IV III II I

 


 Приложение 17

 

Форма

 

Значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения ___________________________________________________________________

                                           (наименование природопользователя и его адрес)

 


п/п

 

Наименование загрязняющего вещества

Нормативы качества атмосферного воздуха, мкг/куб. м

Значения концентраций, мкг/куб. м

максимальная разовая концентрация

среднесуточная концентрация

среднегодовая концентрация

при скорости ветра от 0 до 2 м/с

при скорости ветра U* более 2 м/с и направлении

среднее

С   В   Ю   З  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                     

  

 

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе _________________________________________________________________________

    (название города, населенного пункта, места расположения природопользователя)

 

Наименование характеристик

Величина

Коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, А

 

Коэффициент рельефа местности

 

Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, Т, °С

 

Средняя температура наружного воздуха наиболее холодного месяца (для котельных, работающих по отопительному графику), Т, °С

 

Среднегодовая роза ветров*, %

 
С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ штиль  
                  январь
                  июль
                  год

*Для скорости ветра (по средним многолетним данным), повторяемость превышения которой составляет 5 %, м/с.

 


    Приложение 18

 

Министерство

Производственное объединение

Вышестоящая организация

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель территориального органа Минприроды _________ _______ ________________       УТВЕРЖДЕНО Природопользователь   _________ _______ ________________  
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы)       (должность) (подпись) (фамилия, инициалы)  
М.П.       М.П.  
«__» _____________ 20__ г.       «__» _____________ 20__ г.  

 




ПРОЕКТ

Приложение 20

Приложение 21

 

Приложение 22

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

Приложение 23

 

Форма

 

Титульный лист

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель органа Минприроды _________ _______ ________________   УТВЕРЖДЕНО Природопользователь _________ _______ ________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)   (должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
М.П.   М.П.
«__» ____________ 20__ г.   «__» ____________ 20__ г.

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель организации, осуществляющей мониторинг _________ _______ ________________   СОГЛАСОВАНО Главный государственный санитарный врач города _______ ________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)   (подпись) (инициалы, фамилия)
М.П.   М.П.
«__» ____________ 20__ г.   «__» ____________ 20__ г.

МЕРОПРИЯТИЯ

Разработан

________________________   ______________   ________________________
(должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
________________________   ______________   ________________________

«__» ____________ 20__ г.

 

Должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий

________________________   ______________   ________________________
(должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)

 

наименование населенного пункта, год

 



Приложение 24

 

Форма

 

ПЛАН

Мероприятий на период НМУ

Режим работы в период НМУ

Цех, участок

Номер источника на карте-схеме

Координаты источника на карте-схеме города

График работы источника, сут/год, ч/сут.

Параметры выбросов источника

x1y1 x2y2 высота, м диаметр, м скорость выхода газов, м/с объем, м 3 температура, °С
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
                     

продолжение таблицы

Мероприятие

Наименование загрязняющего вещества, выброс которого сокращается

Мощность выброса, г/с

Эффективность мероприятия, %

в обычных условиях при выполнении мероприятия
12 13 14 15 16
         

 

Приложение 25

 

Форма

Приложение 26

Форма

ПЛАН-ГРАФИК

Приложение 27

 

Форма

 

ПЛАН-ГРАФИК

Приложение 28

 

Приложение 29

ПЕРЕЧЕНЬ

Приложение 30

 

Форма

 

Титульный лист

 

УТВЕРЖДЕНО Руководитель органа Минприроды _________ _______ ________________   СОГЛАСОВАНО Руководитель местного исполнительного органа _________ _______ ________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)   (должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
М.П.   М.П.
«__» ____________ 20__ г.   «__» ____________ 20__ г.

 

СОГЛАСОВАНО Руководитель организации, осуществляющей мониторинг _________ _______ ________________   СОГЛАСОВАНО Главный государственный санитарный врач города _______ ________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)   (подпись) (инициалы, фамилия)
М.П.   М.П.
«__» ____________ 20__ г.   «__» ____________ 20__ г.

 

Мероприятия

Приложение 31

 

Форма

 

Данные о планируемом снижении выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ в границах города _______________________________________________________________

 

Загрязняющее вещество ___________________________________________________________

 

Градация высот, м

Наименование природополь-зователя

Номера стационарных пунктов наблюдений в зоне влияния источников природополь-зователя

Выбросы, г/с

Эффективность, снижение, %

нормальные условия режим 1 режим 2 режим 3 режим 1 режим 2 режим 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0–10 11–20 21–30 31–50 51–100 >100 Всего по городу                  

 

Приложение 32

 

Приложение 33

 

Форма

ЖУРНАЛ

Условиях (НМУ) и их отмены

 

№ п/п Дата, время приема Текст предупреждения (оповещения) о НМУ или его отмены Фамилия, инициалы принявшего предупреждение Фамилия, инициалы передавшего Меры, принятые по сокращению выбросов Примечание
1 2 3 4 5 6 7
             

Примечания:

1. В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого природопользователю, или его отмены.

2. В графе 6 указывают, в какие цеха передана информация и какие конкретные меры приняты природопользователем.

 

Приложение 34

 

Форма

Характеристика выполнения работы по регулированию

выбросов _____(дата) в период НМУ ______ (категории опасности и их эффективность)

 

п/п

Источники, на которых проводились мероприятия

Наименование мероприятия по сокращению выбросов

Загрязняющее вещество

Выброс загрязняющих веществ

Эффективность, %

до проведения мероприятий

в период проведения мероприятий

номер наименование максимальный, г/с средний, т/сут максимальный, г/с средний, т/сут
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

 

продолжение таблицы

Номера точки контроля качества атмосферного воздуха, на которых проводились испытания

Наименование загрязняющего вещества

Максимальное рассчитанное значение концентрации при нормальных условиях, мг/куб. м

Данные, полученные в результате контроля

дата, время проведения испытаний средняя концентрация, мг/куб. м максимальная концентрация, мг/куб. м
11 12 13 14 15 16
           

 

 

Приложение 35

 

Требования к содержанию планов (программ) контроля нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами

 

Планы (программы) контроля за соответствием нормативам должны содержать следующие разделы:

− цели контроля;

− задачи и планируемая эффективность контроля;

− объекты контроля (количественные и качественные показатели);

− критерии проведения контроля;

− анализ и прогноз ситуации;

− процедуры проведения контроля;

− план-график проведения контроля;

− техническое и технологическое обеспечение контроля;

− персонал и ресурсы контроля;

− планируемая экономическая эффективность программы контроля;

− обеспечение безопасности при проведении контроля;

− действия по обеспечению публичности и объективности;

− отчет о результатах контроля;

− заключение по выполнению программы контроля.

− Заключение по выполнению программы контроля должно содержать:

− основные результаты выполнения программы контроля;

− соответствие результатов целям контроля;

− фактическая экономическая эффективность программы контроля;

− анализ выявленных проблем объектов автотранспорта и предложения по их решению;

− анализ выявленных проблем контроля за соответствием нормативам и предложения по их решению;

− предложения по корректировке целей и задач контроля и формированию последующих программ контроля.



Приложение 36

 

Приложение 37

 

КОЭФФИЦИЕНТЫ

Приложение 38

 

ПЕРЕЧЕНЬ

Приложение 39

 

Приложение 40

 

Форма

КАРТОЧКА

Министерство сельского хозяйства

И продовольствия республики Беларусь

 

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный

аграрный технический университет»

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.