Министерство сельского хозяйства
И продовольствия республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный
аграрный технический университет»
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»
Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич,
И.Н. Мисун, А.Н. Макар
НОРМИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Республики Беларусь
по образованию в области сельского хозяйства в качестве
пособия для студентов высших учебных заведений,
группы специальности 74 06 Агроинженерия
Минск
БГАТУ
2011
УДК 502 (07)
ББК 20.1я7
И57
Рецензенты:
кафедра «Безопасность жизнедеятельности» БГСХА (заведующий кафедрой, кандидат технических наук, доцент В.Е. Кругленя);
заведующий кафедрой «Промышленная экология» БГТУ, кандидат технических наук, доцент В.Н. Марцуль
Мисун, Л.В. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: пособие / Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич, И.Н. Мисун, А.Н. Макар – Минск : БГАТУ, 2011. – 112 с.
Пособие содержит методический материал по подготовке и проведению инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормированию выбросов и их регулированию при неблагоприятных метеорологических условиях.
Издание предназначено для проведения практических занятий по дисциплинам «Инженерная экология» и «Производственная безопасность», самостоятельной работы по освоению методик определения показателей воздействия на окружающую среду.
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 5 |
Глава 1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 7 |
1.1 Основные понятия и определения используемые по инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух | 7 |
1.2 Методы и порядок проведения инвентаризации. . . . . . . | 15 |
1.3 Подготовка и представление исходных данных для проведения инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 19 |
1.4 Осуществление учёта нестационарности функционирования источников выделения и источников выбросов . . . . . | 21 |
1.5 Основное содержание и состав проекта по инвентаризации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 22 |
1.6 Классификация природопользователей по степени воздействия выбросов на атмосферный воздух . . . . . . . . . . . . . . | 27 |
Глава 2. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 31 |
2.1 Основные понятия и определения используемые по нормированию загрязняющих веществ в атмосферу. . . . . . . . . | 31 |
2.2 Порядок определения нормативов допустимых выбросов | 36 |
2.3 Состав и содержание проекта нормативов. . . . . . . . . . . . . | 40 |
2.4 Порядок согласования и пересмотра проекта нормативов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 44 |
2.5 Контроль за соблюдением допустимых выбросов . . . . . | 47 |
Глава 3. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 49 |
3.1 Основные понятия и определения, используемые по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 49 |
3.2 Составление предупреждений об ожидаемом повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха . . . . . . . . . . . . | 53 |
3.3 Разработка плана мероприятий на период неблагоприятных метеорологических условий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 56 |
3.4 Организация работ по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий . . . . . . . . . | 61 |
Глава 4. Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 64 |
4.1 Основные понятия и определения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 64 |
4.2 Требования по контролю соблюдения нормативов . . . . | 65 |
4.3 Порядок проведения государственного контроля соблюдения нормативов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 68 |
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 73 |
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 77 |
Введение
В развитие Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, стратегическими целями экологической политики являются:
− создание благоприятной окружающей среды;
− улучшение условий проживания и здоровья населения;
− обеспечение экологической безопасности.
Руководствуясь этим, одним из основных направлений является снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и дальнейшее улучшение экологической обстановки, способствующее сохранению здоровья человека. Для осуществления поставленной задачи требуется анализ и учет большого числа климатических показателей, необходимо создание информационной базы и системы ее эффективного использования в интересах планирования и управления различными сторонами хозяйственной деятельности.
Помимо вышеотмеченного, рост экономики республики обуславливает увеличение числа парка транспортных средств, объемов дорожного движения и соответственно увеличение нагрузок на атмосферный воздух со стороны передвижных источников.
Новый подход к анализу, упреждению, нейтрализации экологических угроз требует определенной перестройки традиционных способов мышления и образования. Необходимы теоретические знания и практические навыки в области обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, позволяющие реализовать требования совершенствования концепции экологического образования в республике, претерпевающего в последние годы определенные трансформации. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость разработанного пособия.
Актуальность представлений информации по вопросам проведения инвентаризации, нормирования, регулирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обусловлена необходимостью экологизации сферы управленческой решений, международной, внешнеэкономической деятельности; формирования в республике модели устойчивого развития, выполнения требований экологической сертификации.
Пособие предназначено для проведения учебно-методических работ в бГАТУ, при обучении по дисциплинам «Инженерная экология», «Производственная безопасность», а также может быть использована специалистами, работающими в промышленности республики и на объектах АПК, связанных с проблемами экологической и производственной безопасности.
Глава 1
В атмосферный воздух
1.1 Основные понятия и определения используемые
Подготовка и представление исходных данных
И источников выбросов
Учет нестационарности функционирования источников выделения и источников выбросов проводится для определения [1] параметров выбросов загрязняющих веществ, в том числе массовых выбросов, на основе которых определяется степень вредного воздействия выбросов источников выбросов природопользователя на качество атмосферного воздуха, а также валового выброса загрязняющих веществ от отдельных структурных производственных подразделений и в целом для производственной площадки природопользователя.
Это необходимо при определении [1]:
– цикличности и многостадийности производственных процессов;
– непостоянных показателях качества основного и резервного топлива, сырья и материалов;
– периодов неполных нагрузок оборудования по производственным причинам, остановки на капитальный и текущий ремонт;
– изменения числа одновременно работающего технологического оборудования, подключенного к источнику выбросов;
– ряда неорганизованных источников, характеризующихся зависимостью массового выброса от гидрометеорологических факторов (скорости ветра, увлажнения подстилающей поверхности, температуры поверхностей испарения).
В свою очередь перечень источников выделения и источников выбросов, для которых учет нестационарности является обязательным, приведены в приложении 5. Учет нестационарности выброса проводится по каждому загрязняющему веществу отдельно. При этом учитываются организованные и неорганизованные выбросы, изменения характеристик источников выделения и источников выбросов как в течение одной производственной смены, так и в течение суток или сезонов.
При учете нестационарности функционирования источников выделения и источников выбросов во времени выявляются наиболее неблагоприятные сочетания одновременно действующих факторов, влияющих на характеристики этих источников [1]:
– изменчивость показателей качества сырья, топлива;
– расход сырья и топлива разных сортов;
– нагрузки и продолжительность работы оборудования;
– одновременность загрузки оборудования.
Для учета нестационарности выбросов в вышеуказанных случаях проводятся испытания промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для каждого режима работы источника выбросов при максимальной регламентной нагрузке оборудования во время определенного режима с усреднением определяемых концентраций загрязняющих веществ на 20-минутный интервал. В этом случае режимы работы источников выбросов определяются в соответствии с содержанием и характеристиками изменчивости производственного процесса и по результатам изучения изменения условий работы источников выделения и источников выбросов.
В конкретном случае учитывается средняя продолжительность непрерывного функционирования источника выбросов в определенном режиме выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух и суммарное время функционирования источника выбросов в этом режиме в течение суток и года. В свою очередь для учета нестационарности выбросов от цикличных и многостадийных производственных процессов, источников залповых выбросов загрязняющих веществ, а также неорганизованных выбросов – заполняются соответствующие таблицы (приложение 6).
1.5 Основное содержание и состав проекта
По инвентаризации
Проект по инвентаризации [1] должен содержать следующие разделы: титульный лист; общие сведения о природопользователе; список исполнителей; аннотацию; содержание, состав (если он содержит несколько книг); перечень сокращений, условных обозначений и терминов; введение; краткое описание производственного процесса, технологии и оборудования, являющегося источниками выделений и выбросов, с указанием характеристики режима работы производств (цехов), информации о залповых выбросах загрязняющих веществ; качественные и количественные характеристики выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом их нестационарности; характеристику газоочистных установок и параметров их работы; определение выбросов от передвижных источников, учет передвижных источников; результаты инвентаризации выбросов; определение категории опасности деятельности природопользователя; выводы и рекомендации; список литературы.
Состав проекта по инвентаризации в зависимости от категории опасности деятельности природопользователя определяется по форме согласно приложению 7. К проекту по инвентаризации также прилагаются []:
– перечень и краткая характеристика используемого топлива, сырья и материалов;
– перечень источников выделения и источников выбросов;
– карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя;
– ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя;
– балансовые схемы материальных и энергетических потоков;
– характеристика режима работы производственных подразделений;
– протоколы испытаний выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов;
– расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, в том числе отдельно для источников [3].
Титульный лист и общие сведения о природопользователе оформляется согласно приложениям 8, 9. Список исполнителей должен содержать такие данные, как место нахождения разработчика, номер и срок действия аттестата аккредитации лаборатории, фамилии и инициалы исполнителей, их должности, подписи и др. Аннотация составляется в объеме не более одной страницы и должна содержать [1]:
– сведения об объеме проекта по инвентаризации, включая количество его книг, число страниц, количество схем, таблиц;
– данные по результатам инвентаризации, включая:
– количество и место нахождения производственных площадок;
– краткую характеристику прилегающей к производственной площадке в границах санитарно-защитной зоны природопользователя территории (промышленная зона, сельскохозяйственные угодья, болота и другое);
– количество источников выбросов, в том числе организованных, неорганизованных, а также оснащенных газоочистными установками;
– количество загрязняющих веществ, суммарный выброс загрязняющих веществ;
– перечень источников выбросов, для которых инвентаризация проводилась с использованием расчетных и инструментально-расчетных методик;
– количество передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, из них работающих на бензине, дизельном топливе, газовом топливе;
– размер нормативной санитарно-защитной зоны;
– категорию опасности деятельности природопользователя.
Во введение рекомендуется [1] указать перечень основных технических нормативных правовых актов, на основании которых проведена инвентаризация, краткое обоснование необходимости проведения инвентаризации, дату и номер договора, на основании которого проведена инвентаризация, наименование и область аккредитации лаборатории, проводившей измерения, информацию о наличии у природопользователя системы управления окружающей средой.
В разделе «Краткое описание производственного процесса, технологии и оборудования, являющегося источниками выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» приводятся [1]:
– перечень основной выпускаемой продукции;
– описание технологии и оборудования, эксплуатация которого приводит к выбросу, с указанием его назначения в производственном процессе и условий его эксплуатации, информации о залповых выбросах загрязняющих веществ;
– анализ производственных процессов с точки зрения изменчивости во времени выделений и выбросов с учетом нестационарности;
– технологические и другие изменения в составе сырья и материалов, приводящие к изменению состава и (или) количества выбросов;
– анализ условий и специфики эксплуатации источников неорганизованных выбросов.
«Качественные и количественные характеристики выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом их нестационарности» приводятся с учетом информации о характеристике и параметрах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Бланк по инвентаризации состоит из двух частей и заполняется по форме согласно приложению 10.
В разделе «Характеристика газоочистных установок и параметров их работы» указывается описание газоочистных установок, эксплуатируемых природопользователем и анализ их соответствия применяемым методам очистки и выбросов загрязняющих веществ (параметрам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для данного типа очистного оборудования, установленного предприятием-изготовителем).
Данные по количеству газоочистных установок и их принадлежности к производству приводятся по форме согласно приложению 11.
В разделе «Определение выбросов от передвижных источников, учет передвижных источников» указываются расчеты выбросов от стационарных источников выбросов, таких, как стоянка транспортных средств, зона технического обслуживания и ремонта и другие, обусловленных работой передвижных источников. Учет количества передвижных источников, их видов и количества потребляемого топлива производится по форме согласно приложению 12. Величины выбросов от передвижных источников не учитываются в суммарных выбросах в целом от всех источников выбросов природопользователя.
В разделе «Результаты инвентаризации выбросов» указываются [1]:
– обобщенные данные о валовых выбросах загрязняющих веществ в целом от всех источников выбросов природопользователя (приложение 13);
– обоснование необходимости расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферный воздух (результаты расчетов, выполненных для обоснования предложений по согласованным на текущий период нормативам допустимых выбросов для действующего и (или) проектируемого производства, приводятся по форме согласно приложению 14).
Для определения категории опасности деятельности природопользователя приводится расчет категории опасности.
Раздел «Выводы и рекомендации» – это анализ данных инвентаризации в сравнении с требованиями технических нормативных правовых актов, разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При этом рекомендуется указать:
– степень соответствия производственных процессов, методов обслуживания, эксплуатации технологического оборудования наилучшим достигнутым техническим методам;
– соответствие установленных нормативов допустимых выбросов требованиям технических нормативных правовых актов;
– изменения количества и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по сравнению с ранее установленными нормативами допустимых выбросов и причинах, обусловивших эти изменения;
– необходимость разработки проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приводятся также рекомендации по установлению нормативов допустимых выбросов, корректировке ранее установленных нормативов допустимых выбросов по отдельным загрязняющим веществам для отдельных источников выбросов, а также в целом по производству (приложение 15). Для источников, значение выбросов которых не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов, рекомендуется установление временных нормативов выбросов [1].
Глава 2
В атмосферный воздух
2.1 Основные понятия и определения используемые
Допустимых выбросов
Определение нормативов допустимых выбросов для стационарных источников включает следующие этапы [6]:
- анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователя, сравнение с требованиями технических нормативных правовых актов для эксплуатируемого оборудования, наилучшими доступными техническими методами для данного производства, технологическими нормативами, установленными для данного оборудования при проектировании с учетом даты ввода оборудования в эксплуатацию;
- определение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расчет технологических нормативов и анализ соблюдения требований по применению технологий с использованием наименее вредных веществ, минимизации использования энергии, топлива, сырья и материалов;
- анализ расчета рассеивания загрязняющих веществ и оценка воздействия на качество атмосферного воздуха существующих выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников природопользователя с учетом и без учета фоновых концентраций в районе расположения природопользователя;
- разработка предложений по проведению мероприятий с целью достижения нормативов допустимых выбросов и уменьшения воздействия выбросов загрязняющих веществ на качество атмосферного воздуха в районе расположения стационарных источников природопользователя;
- расчет рассеивания загрязняющих веществ на период после завершения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с целью достижения нормативов допустимых выбросов;
- составление предложений по нормативам допустимых выбросов, временно допустимых выбросов и другим условиям осуществления выбросов от стационарных источников природопользователя, в том числе по сокращению залповых выбросов и предотвращению аварийных выбросов (при необходимости);
- определение перечня загрязняющих веществ и источников выбросов, подлежащих контролю соблюдения установленных нормативов в рамках локального мониторинга окружающей среды и производственного контроля в области охраны окружающей среды;
- разработку плана-графика контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов от источников выбросов природопользователя;
- разработку мероприятий по предотвращению загрязнений атмосферного воздуха.
При определении нормативов допустимых выбросов применяются методы расчетов рассеивания загрязняющих веществ, в том числе методы сводных расчетов для территории городов, с учетом передвижных источников, утверждаемые Минприроды. Расчеты рассеивания загрязняющих веществ проводятся на период [6]:
- разработки нормативов допустимых выбросов с целью определения зоны влияния источников выбросов данного природопользователя;
- этапа снижения выбросов загрязняющих веществ в соответствии с планом мероприятий по охране атмосферного воздуха, согласованным территориальным органом Минприроды;
- выполнения плана мероприятий по охране атмосферного воздуха по поэтапному сокращению выбросов загрязняющих веществ и достижению установленных нормативов допустимых выбросов.
Данные расчетов рассеивания загрязняющих веществ оформляются в виде книги в одном экземпляре и хранятся у природопользователя. Поэтапное сокращение выбросов веществ, для которых устанавливается норматив временно допустимых выбросов, производится на основе плана мероприятий по охране атмосферного воздуха и поэтапного сокращения выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение нормативов допустимых выбросов (далее – план мероприятий по охране атмосферного воздуха), разрабатываемого и осуществляемого природопользователем, для которого устанавливается норматив временно допустимых выбросов. При этом территориальные органы Минприроды [6]:
- определяют сроки поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и обоснованность выбора мероприятий по сокращению выбросов;
- согласовывают план мероприятий по охране атмосферного воздуха, включающий график выполнения мероприятий по поэтапному сокращению выбросов.
Норматив допустимых выбросов и (или) норматив временно допустимых выбросов загрязняющего вещества определяются как значения максимального количества загрязняющего вещества в следующих случаях [6]:
- для каждого источника выбросов природопользователя в г/с, определяемые при максимальной загрузке технологического оборудования с учетом усреднения на 20-минутный интервал времени работы на таком режиме;
- которое может поступить в атмосферный воздух от определенного источника выбросов в течение календарного года в т/год, определяемые как произведение средних значений выброса загрязняющего вещества в г/с, отходящего от источника выбросов, с учетом усреднения на 20-минутный интервал времени работы на каждом характерном для данного источника выделения режиме работы технологического оборудования и времени работы технологического оборудования на таком режиме в течение года;
- которое может поступить в атмосферный воздух от совокупности стационарных источников, в течение календарного года, определяемые как сумма максимальных выбросов загрязняющего вещества и сумма годовых выбросов.
Для отдельных источников выбросов в качестве норматива допустимых выбросов и (или) норматива временно допустимых выбросов территориальными органами Минприроды устанавливается предельное значение концентрации выброса в мг/м3.
Годовой выброс определяется исходя из планируемой загрузки технологического оборудования согласно бизнес-плану развития производства, государственным программам с учетом установленных производственных мощностей и программ модернизации технологического оборудования на период действия устанавливаемых нормативов. Валовой выброс определяется как сумма годовых выбросов всех загрязняющих веществ, поступающих от всех источников выбросов природопользователя, находящихся в границах одной производственной площадки. В случае, если продолжительность работы источника выделения составляет менее 20 мин, максимальный выброс определяется как масса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух за 20 минут, в г/с, а годовой выброс – исходя из средних значений массового выброса загрязняющего вещества, поступающего в атмосферный воздух от источника выбросов в течение суток, и количества дней работы источника выделения. Разработанные предложения по нормативам допустимых и (или) временно допустимых выбросов оформляются в виде проекта нормативов допустимых и (или) временно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При наличии у природопользователя обособленных подразделений (филиалов), осуществляющих выбросы от стационарных источников, расположенных в другой области или городе, проекты нормативов разрабатываются для каждого из обособленных подразделений (филиалов) отдельно по месту осуществления выбросов. При аренде стационарных источников в пределах одной производственной площадки проект нормативов разрабатывается арендодателем с участием арендаторов для всей совокупности источников. При этом в проекте нормативов указываются разработанные нормативы допустимых выбросов от всех стационарных источников, расположенных на производственной площадке, а также отдельно от стационарных источников арендодателя и каждого арендатора. В случае изменении наименования (фирменного наименования), смене собственника имущества или изменении состава учредителей (участников) юридического лица без изменения профиля и объемов хозяйственной и иной деятельности в проект нормативов изменения не вносятся и он является действительным до окончания срока его действия.
2.3 Состав и содержание проекта нормативов
Проект нормативов должен содержать следующие разделы:
- титульный лист;
- общие сведения о природопользователе;
- список исполнителей;
- содержание, состав (если он содержит несколько книг);
- перечень сокращений, условных обозначений и терминов;
- введение;
- перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух;
- производственную программу;
- материальные и энергетические потоки;
- использование топлива;
- характеристику залповых выбросов;
- характеристику неорганизованных выбросов;
- параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для расчета нормативов допустимых выбросов;
- обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов;
- расчет рассеивания загрязняющих веществ;
- нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- контроль и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха;
- список литературы.
К проекту нормативов также прилагаются:
- карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя и ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя;
- справка о значении фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических характеристиках и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения природопользователя (приложение 17);
- заключение органов государственного санитарного надзора о соответствии нормативов допустимых выбросов или временно допустимых выбросов предложенных в проекте нормативов санитарным нормам и правилам, а также в случаях изменения размеров СЗЗ или корректировки СЗЗ по розе ветров;
- план мероприятий при НМУ и план-график контроля источников выбросов в период НМУ.
Титульный лист оформляется согласно приложению 18.
В разделе «Введение» приводятся [6]:
- обоснование необходимости разработки проекта нормативов;
- выводы и рекомендации, полученные в итоге инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сведения о воздействии выбросов загрязняющих веществ природопользователя на окружающую среду и здоровье населения (объекты и факторы воздействия, количество населения, проживающего в СЗЗ);
- расчет категории опасности деятельности природопользователя
В разделе «Производственная программа» приводится краткое описание производственной программы, объема выпуска продукции, которая изготавливается или планируется к изготовлению; нормативный срок амортизации и дата проведения последней реконструкции или модернизации технологического оборудования, изменение показателей производительности оборудования вследствие реконструкции в сравнении с проектными показателями; режим работы оборудования, баланс времени работы оборудования на период действия предлагаемых нормативов допустимых выбросов с учетом производств и технологического оборудования, на которых должны внедряться наилучшие доступные технические методы.
В разделе «Материальные и энергетические потоки» в виде схемы приводится баланс материальных и энергетических потоков с учетом проектной производственной мощности и производительности технологического оборудования (количество материалов и энергии на входе и на выходе) в разрезе производственного процесса или отдельной операции с указанием качественных характеристик сырья и материалов, состав которых влияет на выбросы загрязняющих веществ.
При написании разделов «Использование топлива» приводятся данные об использовании топлива для технологических, энергетических, а также транспортных нужд на территории природопользователя, а «Характеристика залповых выбросов» – анализируется перечень источников залповых выбросов, указываются условия, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.
Для источников выбросов, в отношении которых ведется учет нестационарности выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в проекте нормативов указываются значения нормативов допустимых выбросов для каждого из характерных режимов работы источников выделения.
Для групп источников выбросов малой мощности с одинаковыми параметрами выбросов в проекте нормативов устанавливается суммарный норматив допустимых выбросов для каждого загрязняющего вещества.
Для источников выбросов, на которых возможны залповые выбросы, указывается продолжительность таких выбросов и массовый выброс в т/год.
Обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета нормативов допустимых выбросов, подразумевает обоснование подходов, принятых для подготовки предложений по нормативам допустимых выбросов, и следующие выводы:
- о соответствии данных, полученных в результате инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, требованиям технических нормативных правовых актов;
- об оценке степени соответствия применяемой технологии, технологии очистки газов, технологического и газоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и наилучшим доступным техническим методам.
В разделе «Расчет рассеивания загрязняющих веществ» приводятся [6]:
- определение целесообразности проведения расчета рассеивания загрязняющих веществ согласно техническим нормативным правовым актам;
- результаты расчета рассеивания загрязняющих веществ (приложение 18, таблица 1);
- предложения о возможности установления нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов для отдельных загрязняющих веществ и групп загрязняющих веществ, обладающих эффектом суммирования вредного воздействия на качество атмосферного воздуха (далее – группа суммации).
Под мероприятиями по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусматривается план мероприятий по охране атмосферного воздуха (приложение 18, таблица 2), а также эколого-экономическое обоснование выбора указанных в плане мероприятий.
Для контроля и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха необходимо разработать:
- план-график контроля соблюдения нормативов допустимых выбросов и (или) временно допустимых выбросов на источниках выбросов природопользователя;
- контрольные значения приземных концентраций загрязняющих веществ для контроля нормативов выбросов в контрольных точках;
- перечень мероприятий по охране атмосферного воздуха в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха на объектах природопользователя;
- перечень требований по обеспечению бесперебойной работы ГОУ (обеспечение запасными деталями, фильтрующими агентами, расходными материалами).
Глава 3
Глава 4
Требования по контролю соблюдения нормативов
Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами осуществляется при проведении [14]:
− производственного контроля в области охраны окружающей среды проверяемыми субъектами [8];
− государственного контроля в области охраны окружающей среды Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.
Проверяемые субъекты при осуществлении производственного контроля должны проверить наличие:
− планов (программ) контроля соблюдения нормативов, в которых определить проведение контроля механических транспортных средств на соответствие соответствующим требованиям и периодичность контроля;
− поста контроля содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств при их численности 25 и более единиц;
− документации по контролю соблюдения нормативов и порядок ее ведения.
При производственном контроле обязательным является контроль соблюдения нормативов при осуществлении допуска механических транспортных средств к участию в дорожном движении после завершения ремонтных воздействий при капитальном ремонте механических транспортных средств, техническом обслуживании, ремонте, диагностике и регулировке двигателя и его систем (система питания, система выпуска отработанных газов), других частей механических транспортных средств, влияющих на изменение содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей.
В зависимости от численности механических транспортных средств, находящихся в эксплуатации, при производственном контроле проверяемым субъектом осуществляется контроль соблюдения нормативов со следующей периодичностью [14]:
не реже одного раза в полугодие при эксплуатации до 25 единиц механических транспортных средств;
не реже одного раза в квартал при эксплуатации 25 и более единиц механических транспортных средств.
Допускается при наличии в эксплуатации менее 25 механических транспортных средств проведение контроля соблюдения нормативов с привлечением сторонних организаций, имеющих пост контроля содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств.
Минприроды и его территориальные органы осуществляют государственный контроль соблюдения нормативов на основании [14]:
− утвержденных Минприроды, областным, Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, районной или городской инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды ежегодных планов проведения проверок;
− данных об ухудшении состояния окружающей среды в районе воздействия на нее деятельности проверяемого субъекта;
− поручения (распоряжения) вышестоящих органов, других правоохранительных и контролирующих органов;
− письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведения о фактах нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
− сообщений в средствах массовой информации о нарушениях законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.
Планы контроля соблюдения нормативов должны иметь превентивный характер, учитывать воздействие механических транспортных средств на окружающую среду и экономические факторы. Цели и задачи планов ориентируются на перспективные стратегические цели снижения уровня воздействия механических транспортных средств на окружающую среду (приложению 35).
Контроль соблюдения нормативов независимо от вида контроля включает в себя при допуске механических транспортных средств к участию в дорожном движении, при эксплуатации механических транспортных средств, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов транспорта и др.
Экологические требования при допуске, выпуске в эксплуатацию и эксплуатации механических транспортных средств, требования к техническим средствам диагностики и средствам измерений определяются соответствующими нормативными документами [15].
Контроль соблюдения нормативов проводится на стационарных и передвижных постах контроля механических транспортных средств, при помощи технических средств диагностики и средств измерений, которые должны [14] :
− соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов, согласно которым осуществляется контроль;
− пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и иметь свидетельство (поверительное клеймо) о государственной поверке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Применение технических средств диагностики и средств измерений должно быть основано на следующих принципах [14] :
− точности, означающий, что приборы и методы испытаний соответствуют установленным требованиям и условиям по их применению;
− актуальности, означающий, что время и условия проведения испытаний соответствуют условиям функционирования объектов транспорта (транспортной нагрузке, организации движения, метеорологическим условиям);
− устойчивости, означающий, что продолжительность и серийный характер испытаний обеспечивают определение статистически значимого тренда значений;
− сопоставимости, означающий, что интерпретация результатов испытаний обеспечивает сопоставление данных, полученных в результате испытаний, и данных, установленных в технических нормативных правовых актах.
Соблюдения нормативов
Объекты государственного контроля в зависимости от количества механических транспортных средств и (или) величины воздействия на атмосферный воздух делятся на три категории (приложение 36). Периодичность государственного контроля объектов, отнесенных к первой категории, – не менее одного раза в год, второй категории – раз в два–три года, третьей категории – выборочно раз в пять лет.
Государственный контроль за соблюдением нормативов осуществляется государственными инспекторами по охране окружающей среды, другими должностными лицами органов Минприроды [20; 21].
Государственный контроль соблюдения нормативов осуществляется уполномоченными лицами непосредственно по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности проверяемых субъектов путем проведения проверок. Плановая проверка проводится на основе ежегодных планов проведения проверок.
Внеплановая проверка проводится при наличии соответствующихоснований, предусмотренных абзацами третьим–шестым пункта 6 настоящих Правил.
Контроль соблюдения нормативов осуществляется при проведении комплексных и целевых проверок. Комплексная проверка проводится по всем или основным вопросам соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об охране окружающей среды, целевая проверка проводится в отношении отдельных вопросов контроля соблюдения проверяемыми субъектами законодательства об охране атмосферного воздуха и контроля выполнения ранее выданных предписаний.
При этом целевая проверка может проводиться в виде рейда. На проведение проверки указывается цель, вид проверяемых субъектов и территория проверки, на которой проверяется деятельность субъектов, осуществляемая в пределах этой территории, на предмет соответствия ее законодательству об охране атмосферного воздуха. К проведению проверки могут привлекаться специалисты других правоохранительных и контролирующих органов.
Уполномоченные лица при осуществлении государственного контроля соблюдения нормативов имеют право [14]:
− беспрепятственно входить по предъявлении служебного удостоверения и предписания на проведение проверки на территории и в помещения, в которых осуществляется промышленное производство механических транспортных средств и двигателей к ним, допуск к эксплуатации, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание механических транспортных средств, строительство, реконструкция, эксплуатация объектов транспорта, а также производить контроль соблюдения нормативов согласно требованиям технических нормативных правовых актов;
− останавливать механические транспортные средства для контроля на соответствие экологических характеристик механических транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов при проведении рейда по проверке механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении;
− получать от юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, необходимые сведения и документы;
− производить другие действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
При осуществлении государственного контроля соблюдения нормативов уполномоченные лица проверяют наличие проектной документации на хозяйственную или иную деятельность и соответствие фактических эксплуатационных параметров объектов транспорта проектным; расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от механических транспортных средств, выполненные на основе коэффициентов эмиссии (приложение 37); состояние производственного контроля в области охраны окружающей среды (ведение документации согласно приложению 38; наличие и выполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, в том числе по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях) наличие постов контроля механических транспортных средств и их соответствие: техническим нормативным правовым актам, в соответствии с которыми осуществляется контроль, и инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию технических средств диагностики и средств измерений выбросов; свидетельств о поверке технических средств диагностики и средств измерений выбросов и сроки их действия; журнала учета измерений и принятых мер по предотвращению выпуска в эксплуатацию механических транспортных средств, не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов по токсичности (дымности) отработанных газов.
Деятельность проверяемых субъектов должна соответствовать требованиям, указанным в [14]:
− заключении государственной экологической экспертизы проектов;
− проектной документации на хозяйственную или иную деятельность, в том числе технологических схемах, схемах организации движения (запрета движения транспортных средств, ограничения движения грузовых транспортных средств, распределения транспортного спроса по времени и объектам тяготения, введения преференций общественному транспорту и другого) и системах маршрутного ориентирования (для направления внешних транзитных потоков, целевых транзитных потоков, внутригородского ориентирования), разработанных схемах организации и управления дорожным движением, управляющих воздействиях автоматизированной системы управления дорожным движением, схемах мест стоянок и хранения механических транспортных средств.
Контроль за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей механических транспортных средств осуществляется уполномоченными лицами в период проведения плановых и внеплановых рейдов по проверке механических транспортных средств, участвующих в дорожном движении, на дорогах общего пользования в местах, не создающих помех и опасности для движения, либо на территории, прилегающей к дороге, в светлое время суток. Выбор объектов контроля осуществляется согласно требованиям программы контроля; проверок соблюдения нормативов проверяемыми субъектами, осуществляющими ввод в эксплуатацию и эксплуатацию механических транспортных средств, посредством выборочной проверки механических транспортных средств отдельно по группам в зависимости от видов используемого моторного топлива (бензиновые, газобаллонные, дизельные). Количество механических транспортных средств одной группы, подлежащих проверке на объектах контроля, определяется в зависимости от их общей численности (приложение 39); проверок соблюдения нормативов проверяемыми субъектами, осуществляющими производство механических транспортных средств и двигателей к ним, оказывающими услуги по ремонту, диагностике, сертификации и техническому обслуживанию механических транспортных средств, допуску и вводу механических транспортных средств в эксплуатацию, посредством выборочной проверки изготовленных, прошедших ремонт и техническое обслуживание механических транспортных средств отдельно по группам в зависимости от видов используемого моторного топлива (бензиновые, газобаллонные, дизельные). Количество механических транспортных средств одной группы, подлежащих проверке, определяется в зависимости от суточного объема их (приложение 39).
Результаты контроля соблюдения нормативов оформляются согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [22], а также других нормативных документов [ ] (приложение 40).
По результатам проверки в трехдневный срок со дня окончания проверки оформляются [14]:
− справка о соответствии деятельности проверяемого субъекта требованиям законодательства об охране окружающей среды при отсутствии нарушений в двух экземплярах, один из которых направляется проверяемому субъекту, другой остается у уполномоченных лиц;
− акт-предписание по результатам проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды [23].
Справка или акт-предписание подписывается уполномоченными лицами и руководителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), а в случае отсутствия руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) – уполномоченным в установленном порядке его представителем, физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, либо уполномоченным в установленном порядке представителем физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.Уполномоченные лица вправе потребовать представить письменные объяснения по выявленным нарушениям у лиц, указанных в части первой настоящего пункта, а также иных лиц, действия которых повлекли установленные в ходе проверки нарушения. Письменные объяснения прилагаются к акту-предписанию. В случае отказа подписать акт-предписание или представить письменные объяснения лицами, указанными в настоящем пункте, об этом уполномоченными лицами делается соответствующая отметка в акте-предписании. Указанные в нем требования являются обязательными для исполнения проверяемыми субъектами. Проверка исполнения предписания органа Минприроды проводится уполномоченными лицами в течение месяца после истечения сроков, установленных в акте-предписании для устранения нарушений.
Литература
1. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 декабря 2006г. № 80 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. № 120; 8/16375.
2. СанПиН 10-5 РБ 2002 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. № 10 «Об утверждении перечня источников загрязнения атмосферного воздуха, которым не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 43, 8/12257б.
4. Гигиенические нормативы 2.1.6.12-46-2005 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»
5. Инструкции по определению объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимых в диверсионном отношении, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 29 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 92, 8/9873.
6. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 61 «Об утверждении инструкции по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. № 8/21380.
7. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 декабря 2005 г. № 69 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи, продления, внесения изменений и дополнений, приостановления действия, аннулирования разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 8/13894 от 28 января 2006 г.
8. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4 «Об утверждении Инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 57, 8/10768.
9. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 62 «Об утверждении инструкции по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, № 8/21169 от 07.07.2009 г.
10. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 186 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-ос (воздух) «Отчет о выбросах загрязняющих веществ и углерода диоксида в атмосферный воздух от стационарных источников» и указаний по ее заполнению»
11. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 12 сентября 2005 г. № 41/30/45 «Об утверждении Инструкции об обмене информацией между Национальной системой мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, системой социально-гигиенического мониторинга и системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 155, 8/13151.
12. ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения».
13. ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах».
14. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 63 «Об утверждении правил контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 13 июня 2007 г. № 8/16642.
15. ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерения. Требования безопасности».
16. ГОСТ 17.2.2.03-87 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности».
17. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.05-97 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».
18. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.02-98 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».
19. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.2.07-2000 «Охрана природы. Атмосфера. Поршневые двигатели внутреннего сгорания для малогабаритных тракторов и средств малой механизации. Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов».
20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 82, 5/12801.
21. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 ноября 2004 г. № 35 «Об установлении компетенции должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 189, 8/11714.
22. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 августа 2000 г. № 7 «Об утверждении форм актов отбора проб и протоколов испытаний» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 82, 8/3895.
23. Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 апреля 2007 г. № 29 «Об утверждении некоторых форм документов» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 120, 8/16376.
24. Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 126-3 «Об охране окружающей среды» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 22 июля 2002 г. № 2/875.
25. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 60. Охрана атмосферного воздуха (в двух частях). Часть I / Сост. С.В.Завялов, И.В.Колюско– Минск, Бел НИЦ «Экология»; 2008. – 163 с.
26. Сборник нормативных докумнтов по вопросам охраны окружающей среды. Выпуск 60. Охрана атмосферного воздуха (в двух частях) Часть II / Сост. С.В.Завялов, И.В.Колюско – Минск, Бел НИЦ «Экология»; 2008. – 150 с.
27. Мисун, Л.В. Инженерная экология в АПК : пособие для студ. инжен. специал. с.-х. вузов / Под ред. Л.В. Мисуна. – Минск : БГАТУ, 2007. – 302 с.
28. Мисун, Л.В. Организация и управление экологической безопасностью на объектах агропромышленного комплекса : монография / Л.В. Мисун, А.А. Зеленовский, И.Н. Мисун, В.М. Раубо. – Минск : БГАТУ, 2009. – 243 с.
29. Мисун, Л.В. Отходы производства и потребления. Проблемы и решения : монография / Л.В. Мисун, В.М. Раубо, Г.А. Рускевич – Минск : БГАТУ, 2010. - 273 с.
Приложение 1
ЗАЯВЛЕНИЕ*
о согласовании проекта по инвентаризации
Прошу согласовать проект по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выполненный для _____________________________________________________
(наименование юридического лица,
________________________________________________________________________________
индивидуального предпринимателя)
________________________________________________________________________________
(местонахождение юридического лица, индивидуального предпринимателя, телефон, факс,
________________________________________________________________________________
адрес электронной почты)
Основные виды деятельности согласно Уставу природопользователя: ____________________
________________________________________________________________________________
Основанием для проведения инвентаризации является _________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Наличие, срок действия ранее согласованного документа по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух __________________________________________
________________________________________________________________________________
Наличие согласованных нормативов предельно допустимых выбросов, дата согласования, срок действия ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Номер и срок действия разрешения _________________________________________________
Основание для выдачи разрешения _________________________________________________
(указывается документ,
________________________________________________________________________________
на основании которого установлены нормативы выбросов, дата согласования
________________________________________________________________________________
территориальным органом Минприроды и его наименование)
__________________________ | _______________ | __________________ |
(должность руководителя или индивидуальный предприниматель) | (подпись) | ( инициалы, фамилия) |
_______________________________
(фамилия исполнителя, телефон)
_________________________________________
*Оформляется на фирменном бланке заявителя
Приложение 2
Таблица 1 – Сведения о потреблении и свойствах всех видов топлива, сырья и вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в деятельности природопользователя
№ п/п | Наименование топлива, сырья, вспомогательного материала, вещества или препарата | Токсичное, опасное (да/нет, указать тип опасности) | Объем на хранении, условия хранения | Годовой используемый объем (тонн) | Характер использования | Реквизиты технического нормативного правового акта | Качественные характеристики материалов или веществ | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
В графе 4 предоставляется информация относительно хранения сырья, вспомогательных материалов в бочках, емкостях (тип), подземное/наземное размещение, в или извне помещений и т.д. Отмечается их местонахождение на плане-схеме соответственно пункту настоящей Инструкции.
_______________________________ | ___________ | ______________________ | ||
(должность природопользователя) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
СОГЛАСОВАНО Разработчик _________ _______ ________________ | УТВЕРЖДЕНО (Природопользователь) _________ _______ _______________ | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
«__» _______________ 20__ г. | «__» _________________ 20__ г. |
Таблица 2 – Перечень источников выделения и источников выбросов
№ п/п | Наименование производства, цеха, участка | Источники выделения | Источники выбросов | Перечень загрязняющих веществ | Метод определения | ||||||
номер | наименование | количество | коэффициент загрузки оборудования (графа 5 // графа 4) | номер источника, вентиляционной системы | наименование | наименование газоочистной установки (далее ГОУ), количество ступеней очистки | |||||
всего | из них однременно работающих | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Начальник цеха, участка _______________ _____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение 3
Форма
Приложение 4
Форма
ЭКСПЛИКАЦИЯ
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ |
1 | 2 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 |
– территория природопользователя; – жилая застройка; – граница санитарно-защитной зоны; – точки расчетных концентраций на границе СЗЗ. |
| |||||||||
СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ | Лист | Масса | Масшт. | ||||||
Изм. | Лист | №докум. | Подп. | Дата. |
|
| 1:10000 | ||
Разработал | |||||||||
Проверил | |||||||||
Утвердил | Лист | Листов | |||||||
Приложение 5
Приложение 6
Таблица 1 – Исходные данные для учета нестационарности выбросов во времени
Наименование производства, цеха, участка | Номер источника выброса | Наименование источника выделения | Характеристики технологических стадий | |||||||||
Название характеристики | значения характеристик технологических стадий | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Наименование стадии | ||||||||||||
Время начала стадии, ч, мин | ||||||||||||
Продолжительность стадии, мин | ||||||||||||
Объем отходящих газов, м 3 /с | ||||||||||||
наименование загрязняющего вещества | наименование показателя | единицы измерения | ||||||||||
концентрация | мг/м 3 | |||||||||||
выброс | г/с | |||||||||||
концентрация | мг/м 3 | |||||||||||
выброс | г/с | |||||||||||
концентрация | мг/м 3 | |||||||||||
выброс | г/с |
Таблица 2 – Характеристика источников залповых выбросов
Номер источника выброса | Наименование загрязняющего вещества | Код загрязняющего вещества | Максимальная массовая концентрация, мг/м 3 | Массовый выброс | Периодичность, раз/сутки, месяц, год | Продолжительность выброса, ч | Годовая величина залповых выбросов, т/год | |
г/с | кг/ч | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Таблица 3 – Характеристика источников неорганизованных выбросов
Номер источника выброса | Наименование источника выброса | Код загрязняющего вещества | Наименование загрязняющего вещества | Массовый выброс | |
г/с | т/год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приложение 7
Содержание проекта по инвентаризации в зависимости от категории опасности
деятельности природопользователя
№ | Перечень основных разделов и подразделов, входящих в состав проекта по инвентаризации | Категория опасности | ||||
I | II | III | IV | V | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Титульный лист | + | + | + | + | + |
2 | Общие сведения о природопользователе | + | + | + | + | + |
3 | Список исполнителей | + | + | + | + | + |
4 | Аннотация | + | + | + | + | + |
5 | Содержание | + | + | + | + | + |
6 | Введение | + | + | + | – | – |
7 | Краткое описание производственного процесса, технологии и оборудования | + | + | + | + | + |
В том числе: | ||||||
7.1 | анализ производственных процессов с точки зрения изменчивости во времени выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух | + | + | –* | – | – |
7.2 | перечень и краткая характеристика используемых топлива, сырья и материалов | + | + | + | + | + |
7.3 | характеристика режима работы цехов и участков | + | + | + | + | – |
7.4 | сведения о залповых выбросах | + | + | –* | –* | – |
7.5 | характеристика неорганизованных источников | + | + | + | + | + |
8 | Качественные и количественные характеристики выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом их нестационарности | + | + | + | + | + |
В том числе: | ||||||
8.1 | перечень источников выделения и источников выбросов с указанием метода определения выбросов | + | + | + | + | – |
8.2 | обоснование использования инструментально-расчетных методик | –* | –* | –* | + | + |
8.3 | бланк по инвентаризации | + | + | + | + | + |
9 | Характеристика газоочистных установок и параметров их работы | + | + | +** | +** | – |
10 | Определение выбросов от передвижных источников, учет передвижных источников | +** | +** | +** | +** | +** |
11 | Результаты инвентаризации выбросов | + | + | + | + | + |
В том числе: | ||||||
11.1 | перечень загрязняющих веществ и суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их очистка | + | + | + | + | + |
11.2 | обоснование необходимости проведения расчета приземных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе | + | + | + | –* | – |
12 | Определение категории опасности деятельности природопользователя | + | + | + | + | + |
13 | Выводы и рекомендации | + | + | + | + | + |
14 | Список литературы | + | + | + | + | + |
15 | Приложение: | + | + | + | + | + |
15.1 | расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации | + | + | + | + | + |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
15.2 | протоколы испытаний выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух | + | + | + | –* | – |
15.3 | балансовая схема материальных и энергетических потоков | + | + | + | –* | – |
15.4 | ситуационная карта-схема района расположения производственной площадки природопользователя | + | + | + | + | + |
15.5 | карта-схема расположения источников выбросов на производственной площадке природопользователя | + | + | + | –* | – |
*Не разрабатывается по согласованию с органами Минприроды.
**Разрабатывается при наличии такого оборудования.
Приложение 8
УТВЕРЖДЕНО Руководитель территориального органа Минприроды | УТВЕРЖДЕНО Природопользователь | |
______ ________________ | _______ _______________ | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
«__» _______________ 200_ г. | «__» ________________ 200_ г. |
Проект
Приложение 9
Приложение 10
Бланк по инвентаризации
Нечетные страницы бланка по инвентаризации
Код источника выбросов по классификации SNAP | Наименование производства, цеха, участка | Номер источника | Наименование источника выделения | Количество источников выделения | Режим работы технологического оборудования | Время работы источника выделения | Координаты источников выбросов в городской системе координат | Направление выброса газовоздушной смеси из устья источника выбросов (угловые градусы от вертикали)
| Параметры источника выбросов | Примечание | |||||||
выбросов | выделения | часов в сутки | часов в год | точечного источника или одного конца линейного источника
| второго конца линейного источника
| высота источника выбросов | диаметр устья (длина сторон) источника выбросов
| ||||||||||
X1 | Y1 | X2 | Y2 | β | м. | м. | |||||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 14 | 16 | |
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
Четные страницы бланка по инвентаризации
Номер источника выбросов | Параметры газовоздушной смеси на выходе из источника выбросов | Наименование ГОУ, количество ступеней очистки | Загрязняющее вещество | Концентрация загрязняющего вещества, мг/м 3 * | Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух | ||||||||||||
температура | давление (разрежение) | скорость газа | влажность газа | объем газовоздушной смеси | код | наименование | отходящего от источника выделения | отходящего от источника выбросов | удельная, согласно техническим нормативным правовым актам | от источника выделения, до очистки | от источника выбросов, после очистки | ||||||
°С | Па | м/с | г/м 3 | м 3 /с* | средняя | максимальная | средняя | максимальная | граммов в секунду | тонн в год | граммов в секунду | тонн в год | |||||
Б | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
*Определяется при нормальных условиях: 273 К, 101,3 кПа.
Приложение 11
Приложение 12
Учет передвижных источников
Наименование группы | Количество единиц транспортных средств | Использовано топлива, тонн в год (тыс. м 3 /год) | Количество транспортных средств со сроком эксплуатации | Количество транспортных средств, соответствующих Правилам ЕЭК ООН, стандартам ЕВРО | |||||||
всего на учете | из них работающих | до 3 лет | от 3 до 7 лет | от 7 до 10 лет | свыше 10 лет | не сертифицированы | Евро -2 | Евро -3 | Евро -4 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Легковые: | |||||||||||
топливо – газ сжиженный (сжатый) | |||||||||||
бензин: нормаль-80 | |||||||||||
АИ-92 | |||||||||||
АИ-95 | |||||||||||
дизтопливо | |||||||||||
Грузовые: | |||||||||||
топливо – газ сжиженный (сжатый) | |||||||||||
бензин: нормаль-80 | |||||||||||
дизтопливо | |||||||||||
Автобусы: | |||||||||||
топливо – газ сжиженный (сжатый) | |||||||||||
бензин: нормаль-80 | |||||||||||
АИ-92 | |||||||||||
АИ-95 | |||||||||||
дизтопливо | |||||||||||
Мотоциклы: | |||||||||||
топливо – (указать) | |||||||||||
Строительная техника: | |||||||||||
топливо – (указать) | |||||||||||
Сельхозтехника: | |||||||||||
топливо – (указать) | |||||||||||
Железнодорожные транспортные средства: | |||||||||||
топливо – (указать) | |||||||||||
Речные суда: | |||||||||||
топливо – (указать) | |||||||||||
Авиационные средства: | |||||||||||
топливо – (указать) |
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
Приложение 16
Таблица 1 – Значения коэффициентов Аi для определения категории опасности деятельности природопользователя
Критерий | Значение коэффициента Аi | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Зависимость от качественного и количественного состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками природопользователя, К | 0 | От 1 до 10 3 | От 10 3 до10 4 | От 10 4 до10 6 | Не менее 10 6 |
2. Размер санитарно-защитной зоны L, м | 50 | 100 | 300 | 500 | 1000 |
3. Техногенная и экологическая опасность предприятия Z | Неопасное | Опасное | Особо опасное | – | – |
4. Число стационарных источников N | До 5 включительно | От 6 до 10 включительно | От 11 до 50 включительно | От 51 до 100 включительно | Свыше 100 |
5. Число передвижных источников Р | До 5 включительно | От 6 до 25 включительно | От 26 до 99 включительно | От 100 до 499 включительно | Не менее 500 |
Таблица 2 – Граничные условия для деления природопользователей по категории опасности в зависимости от суммы взвешенных условных баллов
Сумма взвешенных условных баллов | До 5 включительно | От 6 до 10 | От 11 до 16 | От 17 до 21 | Свыше 21 |
Категория опасности деятельности природопользователя | V | IV | III | II | I |
Приложение 17
Форма
Значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в районе расположения ___________________________________________________________________
(наименование природопользователя и его адрес)
№
| Наименование загрязняющего вещества | Нормативы качества атмосферного воздуха, мкг/куб. м | Значения концентраций, мкг/куб. м | |||||||
максимальная разовая концентрация | среднесуточная концентрация | среднегодовая концентрация | при скорости ветра от 0 до 2 м/с | при скорости ветра U* более 2 м/с и направлении | среднее | |||||
С | В | Ю | З | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе _________________________________________________________________________
(название города, населенного пункта, места расположения природопользователя)
Наименование характеристик | Величина | ||||||||
Коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, А | |||||||||
Коэффициент рельефа местности | |||||||||
Средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года, Т, °С | |||||||||
Средняя температура наружного воздуха наиболее холодного месяца (для котельных, работающих по отопительному графику), Т, °С | |||||||||
Среднегодовая роза ветров*, % | |||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | штиль | |
январь | |||||||||
июль | |||||||||
год |
*Для скорости ветра (по средним многолетним данным), повторяемость превышения которой составляет 5 %, м/с.
Приложение 18
Министерство
Производственное объединение
Вышестоящая организация
СОГЛАСОВАНО Руководитель территориального органа Минприроды _________ _______ ________________ | УТВЕРЖДЕНО Природопользователь _________ _______ ________________ | |
(должность) (подпись) (фамилия, инициалы) | (должность) (подпись) (фамилия, инициалы) | |
М.П. | М.П. | |
«__» _____________ 20__ г. | «__» _____________ 20__ г. |
ПРОЕКТ
Приложение 20
Приложение 21
Приложение 22
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
Приложение 23
Форма
Титульный лист
СОГЛАСОВАНО Руководитель органа Минприроды _________ _______ ________________ | УТВЕРЖДЕНО Природопользователь _________ _______ ________________ | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
«__» ____________ 20__ г. | «__» ____________ 20__ г. |
СОГЛАСОВАНО Руководитель организации, осуществляющей мониторинг _________ _______ ________________ | СОГЛАСОВАНО Главный государственный санитарный врач города _______ ________________ | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
«__» ____________ 20__ г. | «__» ____________ 20__ г. |
МЕРОПРИЯТИЯ
Разработан
________________________ | ______________ | ________________________ | ||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||
________________________ | ______________ | ________________________ |
«__» ____________ 20__ г.
Должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий
________________________ | ______________ | ________________________ | ||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) |
наименование населенного пункта, год
Приложение 24
Форма
ПЛАН
Мероприятий на период НМУ
Режим работы в период НМУ | Цех, участок | Номер источника на карте-схеме | Координаты источника на карте-схеме города | График работы источника, сут/год, ч/сут. | Параметры выбросов источника | |||||
x1y1 | x2y2 | высота, м | диаметр, м | скорость выхода газов, м/с | объем, м 3 /с | температура, °С | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
продолжение таблицы
Мероприятие | Наименование загрязняющего вещества, выброс которого сокращается | Мощность выброса, г/с | Эффективность мероприятия, % | |
в обычных условиях | при выполнении мероприятия | |||
12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Приложение 25
Форма
Приложение 26
Форма
ПЛАН-ГРАФИК
Приложение 27
Форма
ПЛАН-ГРАФИК
Приложение 28
Приложение 29
ПЕРЕЧЕНЬ
Приложение 30
Форма
Титульный лист
УТВЕРЖДЕНО Руководитель органа Минприроды _________ _______ ________________ | СОГЛАСОВАНО Руководитель местного исполнительного органа _________ _______ ________________ | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
«__» ____________ 20__ г. | «__» ____________ 20__ г. |
СОГЛАСОВАНО Руководитель организации, осуществляющей мониторинг _________ _______ ________________ | СОГЛАСОВАНО Главный государственный санитарный врач города _______ ________________ | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
«__» ____________ 20__ г. | «__» ____________ 20__ г. |
Мероприятия
Приложение 31
Форма
Данные о планируемом снижении выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ в границах города _______________________________________________________________
Загрязняющее вещество ___________________________________________________________
Градация высот, м | Наименование природополь-зователя | Номера стационарных пунктов наблюдений в зоне влияния источников природополь-зователя | Выбросы, г/с | Эффективность, снижение, % | |||||
нормальные условия | режим 1 | режим 2 | режим 3 | режим 1 | режим 2 | режим 3 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0–10 11–20 21–30 31–50 51–100 >100 Всего по городу |
Приложение 32
Приложение 33
Форма
ЖУРНАЛ
Условиях (НМУ) и их отмены
№ п/п | Дата, время приема | Текст предупреждения (оповещения) о НМУ или его отмены | Фамилия, инициалы принявшего предупреждение | Фамилия, инициалы передавшего | Меры, принятые по сокращению выбросов | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Примечания:
1. В графе 1 указывают порядковый номер предупреждения (оповещения), передаваемого природопользователю, или его отмены.
2. В графе 6 указывают, в какие цеха передана информация и какие конкретные меры приняты природопользователем.
Приложение 34
Форма
Характеристика выполнения работы по регулированию
выбросов _____(дата) в период НМУ ______ (категории опасности и их эффективность)
№ п/п | Источники, на которых проводились мероприятия | Наименование мероприятия по сокращению выбросов | Загрязняющее вещество | Выброс загрязняющих веществ | Эффективность, % | ||||
до проведения мероприятий | в период проведения мероприятий | ||||||||
номер | наименование | максимальный, г/с | средний, т/сут | максимальный, г/с | средний, т/сут | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
продолжение таблицы
Номера точки контроля качества атмосферного воздуха, на которых проводились испытания | Наименование загрязняющего вещества | Максимальное рассчитанное значение концентрации при нормальных условиях, мг/куб. м | Данные, полученные в результате контроля | ||
дата, время проведения испытаний | средняя концентрация, мг/куб. м | максимальная концентрация, мг/куб. м | |||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Приложение 35
Требования к содержанию планов (программ) контроля нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух механическими транспортными средствами
Планы (программы) контроля за соответствием нормативам должны содержать следующие разделы:
− цели контроля;
− задачи и планируемая эффективность контроля;
− объекты контроля (количественные и качественные показатели);
− критерии проведения контроля;
− анализ и прогноз ситуации;
− процедуры проведения контроля;
− план-график проведения контроля;
− техническое и технологическое обеспечение контроля;
− персонал и ресурсы контроля;
− планируемая экономическая эффективность программы контроля;
− обеспечение безопасности при проведении контроля;
− действия по обеспечению публичности и объективности;
− отчет о результатах контроля;
− заключение по выполнению программы контроля.
− Заключение по выполнению программы контроля должно содержать:
− основные результаты выполнения программы контроля;
− соответствие результатов целям контроля;
− фактическая экономическая эффективность программы контроля;
− анализ выявленных проблем объектов автотранспорта и предложения по их решению;
− анализ выявленных проблем контроля за соответствием нормативам и предложения по их решению;
− предложения по корректировке целей и задач контроля и формированию последующих программ контроля.
Приложение 36
Приложение 37
КОЭФФИЦИЕНТЫ
Приложение 38
ПЕРЕЧЕНЬ
Приложение 39
Приложение 40
Форма
КАРТОЧКА
Министерство сельского хозяйства
И продовольствия республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный
аграрный технический университет»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.