Б - « 2»
Б – «3»
Б - «4»
Б – « 5»
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут
Задание 3
Изобразительные средства языка
Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. | . Парус одинокий; весёлый ветер; грустный день. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора | Скрытое сравнение,( так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) | Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; |
Синонимы | Слова, различные по написанию, но близкие по значению. | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень. |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
ЗАДАНИЕ 4
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Первая группа приставок | Вторая группа приставок | Третья группа приставок | ||||||||
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. | приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. | приставки ПРИ-//ПРЕ | ||||||||
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному | Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
| правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
| ||||||||
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить | БЕЗ молвный - БЕЗ гласный, ИС следовать - ИЗ лить, ЧРЕЗ мерный - РАЗ общить, ЧЕРЕС чур - ЧРЕЗ мерный НИЗ вергать - НИС падать ВЗ лететь - ВС плакнуть | ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда |
ЗАДАНИЕ 5
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
ЗАДАНИЕ 6
Просторечная лексика.
К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:
ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.
НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.
Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.
Словарь синонимов
без натуги - легко благоговейно - почтительно благодеяние - одолжение болтали - разговаривали боязно - страшно ввязываться - вмешиваться ведает - знает вздумала - решила влепить – ударить внушало ужас - пугало во всеуслышание - громко воспарить - взлететь впрямь - действительно вранье - обман врете – обманываете вторгаться - вмешиваться вызволить - спасти голосишь - кричишь грохнулся - упал долговязый - нескладный дубасить – бить дурацкие - глупые дуться - обижаться живо - быстро загвоздка - помеха заплутается – заблудится засыпать – забросать затеяли - начали захохотал – засмеялся зашушукались - зашептались здорово - очень злющих - сердитых кабы – если бы классная - отличная ковыляет - идет коли - если ладится - получается ликует - радуется ляпнуть - сказать на потеху - на радость надлежало - предстояло напрягал память - вспоминал небось - наверное невзначай - случайно незатейливый - простой неказистый - некрасивый ненормальные - помешанные непреходящего - постоянного неспроста – не случайно неужто - разве нынешние - современные нынче - сейчас обалденный - красивый | облезла - облупилась огрел – ударил окоченев - замёрзнув орава - толпа орать – кричать осерчал - рассердился остыл - успокоился отведай - попробуй отныне - теперь отрекся - отказался парень - юноша питомцы - воспитанники поведать - рассказать подевались - пропали поколотили - побили почище - лучше пощупала – потрогала примостясь - усевшись пробурчал – сказал продул – проиграл пронюхал - узнал прыснули - засмеялись раз - если разом - мгновенно расшибся - ударился рвался - стремился саданул - ударил слагал - сочинял смазал - ударил смахивал - был похож смежив - закрыв сподручнее - спокойнее страшно - очень стремглав – быстро ступай - иди таскал - носил тащились - шли твердил - повторял трепет - волнение угомонилась – один вариант) успокоилась; другой вариант) замолчали украдкой - тайно урвать - присвоить утлый - старый чудились - казались чудно - странно шарахнул - ударил швырнул - бросил шлепнуться – один вариант) удариться; другой вариант) упасть штуками - предметами шугануть – прогнать щуплый – худой экий – какой |
ЗАДАНИЕ 7
Согласование
Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.
Управление
Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).
Примыкание
Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) - нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление) |
ЗАДАНИЕ 8, 11
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Чем может быть выражено | Примеры |
Имя существительное | Редела тень.Восток алел |
Местоимение | Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня). |
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного | Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику. |
Числительное + имя существительное | Два бойца сидят в дозоре. |
Неопределённая форма глагола | Учиться всегда пригодится |
Междометье в значении существительного | Далече грянуло ура |
Синтаксически неделимое словосочетание | Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. |
Числительное | Десять делится на два. |
СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное сказуемое | Составное именное сказуемое |
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение) | Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо | Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником. 2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми. |
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. | 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме . Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку. Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. | 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением: Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием: Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига… |
ЗАДАНИЕ 9
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)
ПРИЛОЖЕНИЕ (какой именно? кто именно? что именно?)
ДОПОЛНЕНИЕ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
Задание 10
ОБРАЩЕНИЕ
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Ставятся
Восклицательный знак
1) после частицы О
0 Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.
Как хорошо ты, о море ночное!
2) при глаголе в повелительном наклонении
(в значении пожелания)
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица
при звательной восклицательной интонации
в начале и в конце
предложения
а) одиночные
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
Как недогадлива ты, няня!
б) распространенные
Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.
Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье.
Летите к нам стайкой веселой, крылатые наши друзья.
Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.
Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес!
в) разделенные членами предложения
Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!
г) несколько обращений
,О, …,О
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая.
,О,…,О
Иди, любимый, мой, иди, родной!
д) повторяющиеся
0, 0, .
Девушки, гляньте, девушки, утрите слезы.
О,…О!
Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.
Различайте!
обращения
Ветер, ветер, ты могуч...
Русый ветер, какой ты счастливый.
члены предложения
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Я ветер не люблю.
Задание 12
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СОЮЗЫ
Сочинительные союзы .
Соединительные | Противительные | Разделительные |
Да (= и); и: ни – ни; тоже, также; не только…, но и; как, так и. | но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко) | Или; либо; то-то; не то - не то. |
ЗАДАНИЕ 13
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ
Подчинение придаточных предложений
[ ], ( ), ( ) – последовательное подчинение.
[ ], ( ) и ( ) – однородное соподчинение
( ), [ ], ( ) – параллельное подчинение
Например:
Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться.) – последовательное подчинение.
Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), яузнал, (что мои страхибыли несовсем обоснованы) – параллельное подчинение.
Всеговорили, (что япеременился), (что явырос и поумнел.) – однородное соподчинение.
ЗАДАНИЕ 14
Задание 15.3
Сочинение
1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;
2 абзац – аргумент из исходного текста;
3 абзац – аргумент из жизненного опыта;
4 абзац – вывод.
пример | ||
Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. | ||
Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения. | ||
Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. | ||
Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…) Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни. | ||
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что… Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни. | ||
Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что… Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни. | ||
1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. 2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме. 3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема. 4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь. | ||
Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. | ||
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия. | ||
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше. | ||
Б - « 2»
Б – «3»
Б - «4»
Б – « 5»
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут
Задание 3
Изобразительные средства языка
Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. | . Парус одинокий; весёлый ветер; грустный день. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора | Скрытое сравнение,( так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) | Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; |
Синонимы | Слова, различные по написанию, но близкие по значению. | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень. |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
ЗАДАНИЕ 4
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Первая группа приставок | Вторая группа приставок | Третья группа приставок | ||||||||
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. | приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. | приставки ПРИ-//ПРЕ | ||||||||
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному | Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
| правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
| ||||||||
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить | БЕЗ молвный - БЕЗ гласный, ИС следовать - ИЗ лить, ЧРЕЗ мерный - РАЗ общить, ЧЕРЕС чур - ЧРЕЗ мерный НИЗ вергать - НИС падать ВЗ лететь - ВС плакнуть | ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда |
ЗАДАНИЕ 5
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 517.