Изобразительные средства языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Б - « 2»

Б – «3»

Б - «4»

Б – « 5»

 

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут

 

Задание 3

Изобразительные средства языка

Лексические (тропы)

Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. . Парус одинокий; весёлый ветер; грустный день.
Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Метафора Скрытое сравнение,( так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
Аллегория Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости
Ирония Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому Такой ты умный! (=глупый)
Олицетворение Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
Гипербола Преувеличение В сто сорок солнц закат пылал
Литота Преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
Синонимы  Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
Антонимы Слова, имеющие противоположенные значения Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень.
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
     
Антитеза Противопоставление Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!

ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. приставки ПРИ-//ПРЕ
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С  ЗАВИСИТ  ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
…З …С
перед звонкими, гласными перед глухими
правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ- ПРЕ-
1.Доведение действия до конца: прибить, принести 2. неполнота действия: приоткрыть 3. приближение, присоединение, прибавление: приделать, прийти 4 Нахождение  вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 1. Высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма): пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (=перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить.
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕЗ молвный -  БЕЗ гласный, ИС следовать - ИЗ лить, ЧРЕЗ мерный - РАЗ общить, ЧЕРЕС чур - ЧРЕЗ мерный НИЗ вергать - НИС падать ВЗ лететь - ВС плакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда

ЗАДАНИЕ 5

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ЗАДАНИЕ 6

Просторечная лексика.

К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:

 

ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.

 

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.

 

 

Словарь синонимов

 

без натуги - легко благоговейно - почтительно благодеяние - одолжение болтали - разговаривали боязно - страшно ввязываться - вмешиваться ведает - знает вздумала - решила влепить – ударить внушало ужас - пугало во всеуслышание - громко воспарить - взлететь впрямь - действительно вранье - обман врете – обманываете вторгаться - вмешиваться вызволить - спасти голосишь - кричишь грохнулся - упал долговязый - нескладный дубасить – бить дурацкие - глупые дуться - обижаться живо - быстро загвоздка - помеха заплутается – заблудится засыпать – забросать затеяли - начали захохотал – засмеялся зашушукались - зашептались здорово - очень злющих - сердитых кабы – если бы классная - отличная ковыляет - идет коли - если ладится - получается ликует - радуется ляпнуть - сказать на потеху - на радость надлежало - предстояло напрягал память - вспоминал небось - наверное невзначай - случайно незатейливый - простой неказистый - некрасивый ненормальные - помешанные непреходящего - постоянного неспроста – не случайно неужто - разве нынешние - современные нынче - сейчас обалденный - красивый облезла - облупилась огрел – ударил окоченев - замёрзнув орава - толпа орать – кричать осерчал - рассердился остыл - успокоился отведай - попробуй отныне - теперь отрекся - отказался парень - юноша питомцы - воспитанники поведать - рассказать подевались - пропали поколотили - побили почище - лучше пощупала – потрогала примостясь - усевшись пробурчал – сказал продул – проиграл пронюхал - узнал прыснули - засмеялись раз - если разом - мгновенно расшибся - ударился рвался - стремился саданул - ударил слагал - сочинял смазал - ударил смахивал - был похож смежив - закрыв сподручнее - спокойнее страшно - очень стремглав – быстро ступай - иди таскал - носил тащились - шли твердил - повторял трепет - волнение угомонилась – один вариант) успокоилась; другой вариант) замолчали украдкой - тайно урвать - присвоить утлый - старый чудились - казались чудно - странно шарахнул - ударил швырнул - бросил шлепнуться – один вариант) удариться; другой вариант) упасть штуками - предметами шугануть – прогнать щуплый – худой экий – какой

 

                                                 

ЗАДАНИЕ 7

Согласование

Частые встречи. Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч. Причастие. Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение. Третий ряд. Порядковое числительное. Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком. Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя. Деепричастие. Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола. Стать лучше. Сравнительная степень прилагательного. Его книга Её глаза Их мечты Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)
ПОМНИТЕ! При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) –   шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) -         нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

ЗАДАНИЕ 8, 11

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 

Чем может быть выражено Примеры
Имя существительное Редела тень.Восток алел
Местоимение Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику.
Числительное + имя существительное Два бойца сидят в дозоре.
Неопределённая форма глагола Учиться всегда пригодится
Междометье в значении существительного Далече грянуло ура
Синтаксически неделимое словосочетание Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Числительное Десять делится на два.

 

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение)   Имеет две части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может быть выражена: 1. Глаголами, обозначающими начало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. или Т.п. Он ученик. Он был учеником.   2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицами было, так, знай, себе, таки и др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме . Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку.   Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением:  Дом теперь мой. 6. Числительным: Два + три будет пять 7. Наречием:  Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига…

 

ЗАДАНИЕ 9

ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)

НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)

1) Обособляются несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже (чаще с предлогом) 2) если относятся к собственному имени. 3) если относятся к личному местоимению 4) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения 5)если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями. 6) Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение   7) Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно какой?». Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон, например: Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода красива. После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на него. (Независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой. Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. ...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро!  Но прекрасен данный жребий просиять и умереть. ...Каждый из них решал этот вопрос уехать или остаться для себя, для своих близких. Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее  

ПРИЛОЖЕНИЕ (какой именно? кто именно? что именно?)

1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.   2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.     5) Приложения при личном местоимении.     6) Приложение имеет причинное значение   Может ставиться тире: 1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно». 2) перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение такого приложения Говорила больше мать, дама с седыми волосами. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его. Он оставил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона. Онегин, /добрый мой приятель/, родился на брегах Невы. В обед Кулига,/табельщик/, рассказывал о Франции. Студент этот, /по имени Илья/, любил музыку. Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы Мы, /газетчики,/ узнавали много новостей. /Гордый человек,/он никогда не склонял головы. /Как добрый человек/ , он больше любил людей, чем не любил. (приложение = причинное значение) /Поклонник Баха/, /знаток своего дела/, Лемм со временем стал бы в ряду великих композиторов своей страны. (Причина) Утвержден новый государственный флаг Российской Федерации – трехцветное полотнище с белой, синей и красной продольными полосами. (А именно какой флаг?) Я люблю это дерево – сосну. (А именно какое дерево?)  

ДОПОЛНЕНИЕ

Существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, наряду с и др. /Кроме картин/, вокруг было много прекрасных вещей. Все встали и отправились на террасу, /за исключением Гедеоновского/. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Запятая не ставится Примеры 1. те же обороты, если они · носят фразеологический характер; · входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу; 2. Обороты с союзом как: · если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (можно заменить творительным падежом существительного или наречием); · если основное значение оборота - приравнивание или отождествление     · если союз как имеет значение «в качестве» или оборот характеризует предмет с какой-либо одной стороны;     · если обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде именно, точно, точь-в-точь, просто, прямо и т.п.   · если оборот имеет характер устойчивого сочетания и является сказуемым или тесно связан с ним(обычно сказуемое в этих случаях не имеет законченного смысла без оборота);   · НО: подобные обороты могут выделяться запятыми, если они являются придаточной частью Что пристал как банный лист? Вода в заливе как будто черная тушь. Как град посыпалась картечь. (= Посыпалась градом) Как демон коварна и зла. (Демонически коварна) Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей. (Т.е. любил, считая своей собственностью, отождествлял меня со своей собственностью) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (В качестве жениха). Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт. (В качестве космонавта) Было светло, почти как днем. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Отец и мать ей как чужие. Она сидела как на иголках. Всё как у людей. На войне как на войне. Дождь лил как из ведра. Он пишет как курица лапой. С вершины все окрестности видны, (как на ладони).

Задание 10

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

Ставятся

не ставятся   запятая

Восклицательный знак

 1) после частицы О

 

 0 Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет.

 Как хорошо ты, о море ночное!

                      

 2) при глаголе в повелительном наклонении

(в значении пожелания)

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица

  при звательной интонации (ослабленной)

при звательной восклицательной интонации

  независимо от места в предложении

в начале и в конце

предложения

 

а) одиночные

  Милая, ты услышь меня. Откуда ж, приятель, песня твоя?  Прямее веди нас, дорога.

Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

Как недогадлива ты, няня!

 

б) распространенные

 

  Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.                

 

Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье.

 

Летите к нам стайкой веселой, крылатые наши друзья.

 

Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

 

Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый лес!

 

 

                      в) разделенные членами предложения

 

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!

 

                          г) несколько обращений

         ,О, …,О

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая.

                   ,О,…,О

Иди, любимый, мой, иди, родной!

 

                       д) повторяющиеся

            0, 0, .

Девушки, гляньте, девушки, утрите слезы.

                О,…О!

Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью.

                                Различайте!

 

           обращения

Ветер, ветер, ты могуч...

 

Русый ветер, какой ты счастливый.

            члены предложения

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Я ветер не люблю.

           

 

Задание 12

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СОЮЗЫ

 

Сочинительные союзы .

 


Соединительные Противительные Разделительные
Да (= и); и: ни – ни; тоже, также; не только…, но и; как, так и. но; а; да (= но); зато (= но); между тем; однако (=но); же (=но); крайне (последних два союза применяются редко)  Или;  либо;  то-то;  не то - не то.

ЗАДАНИЕ 13

С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

 

Подчинение придаточных предложений


[ ], ( ), ( ) – последовательное подчинение.

 


[ ], ( ) и ( ) – однородное соподчинение

     
 


( ), [ ], ( )параллельное подчинение

 

Например:

     
 


Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться.) – последовательное подчинение.

     
 


Поутру, (когда мы опять остановились пить чай), яузнал, (что мои страхибыли несовсем обоснованы) – параллельное подчинение.

 


Всеговорили, (что япеременился), (что явырос и поумнел.) – однородное соподчинение.

 







ЗАДАНИЕ 14

Задание 15.3

Сочинение

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;
2 абзац – аргумент из исходного текста;
3 абзац – аргумент из жизненного опыта;
4 абзац – вывод.

 

пример

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.

     

 




Б - « 2»

Б – «3»

Б - «4»

Б – « 5»

 

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут

 

Задание 3

Изобразительные средства языка

Лексические (тропы)

Эпитет Красочное, образное определение в переносном значении. . Парус одинокий; весёлый ветер; грустный день.
Сравнение Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. (союзы: как, точно, словно, будто, как будто, что Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Метафора Скрытое сравнение,( так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов) Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда.
Аллегория Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости
Ирония Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому Такой ты умный! (=глупый)
Олицетворение Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
Гипербола Преувеличение В сто сорок солнц закат пылал
Литота Преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
Синонимы  Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
Антонимы Слова, имеющие противоположенные значения Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень.
Фразеологизм Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
     
Антитеза Противопоставление Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
Оксюморон Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег
Риторический вопрос Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят»
Риторическое обращение Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения Прощай, немытая Россия!

ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. приставки ПРИ-//ПРЕ
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С  ЗАВИСИТ  ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
…З …С
перед звонкими, гласными перед глухими
правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ- ПРЕ-
1.Доведение действия до конца: прибить, принести 2. неполнота действия: приоткрыть 3. приближение, присоединение, прибавление: приделать, прийти 4 Нахождение  вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 1. Высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма): пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (=перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие, достигающее предельной степени: превосходить.
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕЗ молвный -  БЕЗ гласный, ИС следовать - ИЗ лить, ЧРЕЗ мерный - РАЗ общить, ЧЕРЕС чур - ЧРЕЗ мерный НИЗ вергать - НИС падать ВЗ лететь - ВС плакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда

ЗАДАНИЕ 5

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Дата: 2018-12-21, просмотров: 510.