Раздел 3. Инструментальная диагностика биологических свойств среды обитания растений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Извлечение по обязательному миниму содержания. Биологические свойства почвы, их значение для растений и возможность регулирования. Инструментальные методы определение базовых характеристик биологических свойств почвы. Методы определения органического вещества почвы, методы определения дыхания, методы определения  микробиологической активности. Концептуальные основы методов. Методические требования к реализации методов и стандарты. Примеры интерпретации и типичные ошибки интерпретации.

Методы диагностики вредного влияния сорняков: методы измерения биомассы, засоренности почвы семенами, токсического влияния выделений сорных растений.

Методы исследования почвенной биоты: насекомых, червей, фитонематод, микроорганизмов.

Методы исследования биологической активности почв (метод определения дыхания почвы), активности ферментов.

Методы идентификации возбудителей болезней растений (метод микроскопического анализа) и интенсивности поражения. Устройство и принципы работы портативного полевого фотометра ПИФ–М. Фитопатологическая экспертиза ( метод рулонов ГОСТ Р 50459-92).

Методы инструментальной оценки морфофизиологического состояния растений: массы, площади листьев, состояния развития корневых систем. Спутниковое дистанционное зондирование состояния фитоценозов, фотограмметрия посевов.

Основные методические подходы определения химической токсичности почв. Метод биотестов. Экспресс-диагностика по водным экстрактам, содержащих водорастворимые фракции почв. Биотестирование на ракообразных, инфузориях, водорослях (хлореллах), рыбках гуппи.

Работа 3.1. Определение потребности в подкормке азотом с помощью N–Testera.

А. Самостоятельная подготовка к работе

1.Ответьте на вопросы

1. Что дает использование N– Testera?   2. Особенности расположения точек опробования на зерновых N– Testera
3. Как проводят измерение в поле?     4.Почему необходима ежегодная коррекция рекомендаций?

Б. Работа в биологической лаборатории

 Подготовка к тестированию

 Сосуды с растениями зерновых культур в фазе выхода в трубку, выращенных на различных фонах азота, N–Tester , инструкции с описанием применения прибора. 

 

 

Характеристика N –Testerа

№ п/п прибор, марка измеряемые показатели диапазон измерений погрешность измерений время на 1 измерение
           

 

 

Результаты измерений

Вариант

Показания прибора (30 измерений)

     
       
       

 

Результаты статистической обработки данных (программа EXСEL)

Вариант Среднее арифметическое Медиана Ошибка средней T 05 Доверительный интервал
           
           

 

 

Заключение о необходимости и величине подкормки ____________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Работа принята    _________________________________________________________

 

Контрольные вопросы по работе 3.1.

1. Сколько измерений необходимо сделать прибором одного участка?

2. В каких частях растения и когда проводят определение?

3. Как перевести показания прибора в дозу азотных удобрений?

Для заметок


 

Работа 3.2. Определение токсичности почвы по проросткам ячменя     (овса).

А. Самостоятельная подготовка к работе.

1.Ответьте на вопросы

1. Почему возможна индикация на проростках?   2. Какие культуры используют для индикации фитотоксичности?
3. Как элиминируют влияние неконтролируемых факторов?     4. Какой световой и температурный режим следует соблюдать при индикации фитотоксичности?

Характеристика биоиндикатора (культура, сорт) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты измерений

Дата________

Вариант Повторность Длина проростков Масса проростков Длина корня

 

       
       
       

 

       
       
       

 

       
       
       

 

       
       
       

 

       
       
       

 

       
       
       

 

       
       
       

 

       
       
       

 

 

Показатель Среднее арифметическое Медиана Ошибка средней T 05 Доверительный интервал

Вариант (контроль)

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

Вариант

Длина проростка          
Масса проростка          
Длина корня          

 

Зависимость проростания от концентрации растворов

Раствор______________      Раствор______________

 

 

Н2О         0,01            0,1              1       Н2О      0,01    0,1              1

          концентрация, н.                                                                 концентрация, н.

 

 

Заключение. ____________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Работа принята    _________________________________________________________

Контрольные вопросы по работе 3.2.

1) Как влияет концентрация тяжелых металлов на прорастание семян?

2) Методы очищения почвы от тяжелых металлов

 


Для заметок

 



Вопросы к контрольной и экзамену по разделу 3

1. Биологические свойства почвы и возможность их инструментальной индикации и регулирования.

2. Инструментальные методы определение базовых характеристик биологических свойств почвы.

3. Методы определения органического вещества почвы. Методические основы и ребования к реализации методов и стандарты.

4. Методы определения микробиологической активности. Методические основы и требования к реализации методов.

5. Методы диагностики вредного влияния сорняков: методы измерения биомассы, токсического влияния выделений сорных растений. Концептуальные методов. Методические основы и требования к реализации методов и стандарты

6. Методы учета потенциальной засоренности.

7. Методы исследования почвенной биоты: насекомых, червей, фитонематод, микроорганизмов.

8. Методы исследования биологической активности почв (метод определения дыхания почвы)

9. Методы исследования активности ферментов.

10. Методы идентификации возбудителей болезней растений (метод микроскопического анализа) и интенсивности поражения.

11.  Фитопатологическая экспертиза (метод рулонов).

12.  Методы инструментальной оценки морфофизиологического состояния растений: массы, площади листьев, состояния развития корневых систем.

13.  Спутниковое дистанционное зондирование состояния фитоценозов, фотограмметрия посевов.

14.  Основные методические подходы определения химической токсичности почв. Метод биотестов.

15.  Экспресс-диагностика по водным экстрактам, содержащих водорастворимые фракции почв. Биотестирование на ракообразных, инфузориях, водорослях (хлореллах), рыбках гуппи.

 

Литература к разделу 3

 

  1. Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв. Уч.-2-е издание, МГУ, 1989 – 336 с.
  2. Буторина Н.Н. и др. Прикладная нематология. - М.: Наука, 2006. – 350 с.
  3. Петрова Л.Н. и др. Биотестирование агроландшафта путем оценки качества зерна // Плодородие, 2007, № 1, С. 35
  4. Стурман В.И. Экологическое картографирование «АспектПресс» 2003. – 251 с.
  5. Шуберт Р. Биоиндикация загрязнителей наземных экосистем. - М.: Мир, 1988. – 350 с.
  6. www.yara.de

Методическое издание

Составители:

 


Хохлов Николай Федорович

Зверева София Сергеевна

Дата: 2018-12-21, просмотров: 480.