Разработка основной части
Первым этапом в работе над рассуждением является обдумывание темы, т.е. её логический анализ: способ формулировки темы, её грамматическое (синтаксическое) оформление.
Формулировки тем рассуждения можно свести к трём видам: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Тема-суждение – самая лёгкая: в формулировке прямо выражено идея рассуждения. Например, «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...» (В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова)». Самостоятельность и оригинальность пишущего выражается в этом случае только в подборе аргументов для обоснования идеи рассуждения расположении материала.
Тема-вопрос предполагает бо'льшую самостоятельность пишущего. («Каково основное настроение лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова о родине?» «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?» (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова).
Тем не менее, вопрос предполагает конкретный ответ, который и станет тезисом будущего сочинения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы, каждый «по-своему» расположит материал внутри главной части, и, таким образом, появятся оригинальные, не похожие одно на другое рассуждения на одну и ту же тему.
Тема-понятие – самая трудная и самая интересная, в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения. Например, «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова». Она даёт широкий простор для самостоятельности. Автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам формулирует основную идею рассуждения, проявляя, таким образом, свою творческую индивидуальность.
Чтобы пишущий мог проявить свою творческую индивидуальность в работе над сочинением-рассуждением, он кроме знания материала должен иметь ясное представление о взаимосвязи между темой, идеей и содержанием рассуждения.
Тема рассуждения всегда содержит проблему, которую пишущий обязан разрешить. Разрешение этой проблемы и есть идея рассуждения. Основная идея должна быть сформулирована в сочинении чётко, ясно, категорично. Тезис рассуждения представляет собой, таким образом, прямой ответ на вопрос темы.
Напомню, что темы могут быть сформулированы по-разному: в виде вопроса, понятия или готового суждения. Если тема дана в виде понятия, значит, содержание темы не выявлено, потому что в понятии ничего не отрицается и ничего не утверждается. Следовательно, надо выявить содержание понятия. А как это сделать? Надо перевести понятие в плоскость вопроса. Ответ на этот вопрос и станет тезисом (суждением), которое потом будет доказываться в сочинении. Тема-суждение представляет собой грамматически оформленное предложение, что-то утверждающее или что-то отрицающее относительно предмета суждения.
Таким образом, как бы ни была сформулирована тема сочинения, правила построения рассуждения одни и те же, т.к. отражают лишь отдельные этапы в раскрытии темы-понятия. (Понятие – вопрос – суждение). Это позволит им избежать «незачёта» по такому важному критерию оценивания сочинения, как «Соответствие теме».
Если тема является цитатой, следует указать, кому принадлежит высказывание, когда, по какому поводу, в какой ситуации оно было сделано.
Эти положения, на мой взгляд, являются принципиальными в плане овладения методикой написания сочинения. Учащиеся должны иметь чёткие представления об этапах работы над темой. Это: 1) определить тип темы; 2) сформулировать задачу, которую ставит тема перед пишущим, т.е. сформулировать вопрос, заключённый в теме; 3) дать точный ответ на вопрос темы, сформулировав тезис рассуждения; 4) найти в формулировке тезиса слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства; 5) подобрать аргументы для обоснования тезиса суждения.
Следующий критерий оценивания экзаменационного сочинения – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Главная часть рассуждения представляет собой логическое доказательство. Доказательство – это процесс доказывания истинности какой-либо мысли. Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов, способа доказывания, способа развёртывания аргументов. Надо определить, как можно расчленить мысль, заключённую в предложенной теме, на составные части.
Допустим, надо обосновать тезис Сегодня плохая погода. Аргументы: 1) солнца нет; 2) идёт дождь; 3) дует холодный ветер. Оформим наше доказательство в связное суждение: Сегодня плохая погода: солнца нет, идёт дождь, дует холодный ветер. Каким способом мы обосновали наш тезис? Сначала выдвинули тезис (общую часть), потом назвали три частные мысли, обосновывающие общую мысль, т.е. шли от общей мысли к частным. Такая форма доказывания называется дедуктивной.
Это же доказательство можно оформить в связное рассуждение по-другому: солнца нет, идёт дождь, дует холодный ветер. Словом, погода сегодня плохая. Сначала мы назвали аргументы, затем ту мысль, которая ими подтверждается. Такая форма доказывания называется индуктивной.
Итак, учащиеся должны чётко представлять, что такое рассуждение. Рассуждение – это такое сочинение, в котором автор утверждает определённую мысль и обосновывает её ценность. Далее, чтобы мысль в главной части развёртывалась чётко и ясно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Доказательством называется установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых ими была доказана раньше, или настолько очевидна, что не требует доказательств.
Экзаменуемый обычно имеет дело с темой, допускающей дедуктивный путь её раскрытия. Значит, главную часть сочинения он строит как доказательство с заранее сформулированным тезисом рассуждения.
Какие аргументы могут быть в распоряжении автора экзаменационного сочинения? Их много: факты, составляющие содержание художественного произведения, собственные суждения, появившиеся в результате чтения литературы или от соприкосновения с окружающей жизнью, теоретико-литературные понятия, высказывания выдающихся деятелей литературы и науки, положения литературно-критических статей. Поэтому очень важно при изучении произведений художественной литературы обращаться к литературной критике.
Подбирая аргументацию, учащийся должен соблюдать следующие правила:
1) тезис, для обоснования которого подбираются аргументы, должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;
2) в качестве аргументов могут быть использованы только такие суждения, истинность которых легко доказать в рамках данного сочинения, или такие, которые не требуют доказательства, воспринимаются как аксиомы.
Виды вступления.
Вид вступления | Особенности | Темы сочинений |
Историческое | Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. | «Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)». Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами). |
Аналитическое | Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению. | «Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова». Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками «Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации. |
Биографическое | Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. | «Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский). Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского. |
Сравнительное | Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. | «Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова». Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе. |
Лирическое | Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом. Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество. | «Мой любимый современный писатель, поэт или драматург». |
Предложим учащимся средства оформления вступления.
Средства оформления вступления | Примеры |
Назывное предложение или ряд назывных предложений | Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется. |
Риторический вопрос | Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта? |
Риторическое восклицание | Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства! |
Вопросно-ответное единство | Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского. |
Цитата | Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом». |
Афоризм | «О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста. |
Виды заключения
Вид | Содержание | Пример |
Заключение-вывод | Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного | |
Заключение-следствие | Литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников |
Обращаю внимание учащихся на ключевые слова темы и вступления. Использование общих ключевых слов темы (слов одной семантической группы) во вступлении, основной части и заключении придаёт цельность сочинению, не позволяет «уйти» от темы.
Вот пример задания, предложенного учащимся на уроке подготовки к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. Проанализируйте вариант вступления и заключения сочинения на тему «Из пламя и света рождённое слово…» и найдите общие с темой ключевые слова или слова одной семантической группы.
Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десяти лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…», - писал А.И.Герцен. Он имел в виду время, наступившее после восстания декабристов. И как необходимо было людям услышать слово, которое воспламеняло бы сердца и давало светлую надежду. Таким словом для современников стало слово М.Ю.Лермонтова.
………………………………………………………………………………………………………………
Среди всеобщего уныния, охватившего Россию после поражения восстания декабристов, пламенно и страстно прозвучал голос молодого поэта, оставшегося для нас навсегда двадцатисемилетним…
Отобрав, таким образом, текстовый материал, учащимся необходимо составить черновой вариант плана рассуждения и записать его с разнообразными примечаниями. И, наконец, написать сочинение по выбранной теме.
Предположим, что всё, о чём речь шла ранее, учащиеся уже знают или хотя бы имеют общее представление о том, как строить рассуждение. Как дальше действовать учителю, чьи ученики через полгода должны написать выпускное сочинение? Предположим, формулировки направлений будущих сочинений озвучены, пора приступать к работе. Что дальше делать?
Во-первых, необходимо подробно прокомментировать учащимся каждое направление, помочь выявить возможные проблемные вопросы, решаемые в рамках данного направления; во-вторых, предложить возможные формулировки тем сочинений; в-третьих, вместе с учащимися составить перечень произведений, которые могут быть востребованы при раскрытии темы. И, наконец, необходимы тренировки в написании вступлений, заключений к сочинениям, написании сочинений по предложенным схемам и алгоритмам. Не лишним будет дать учащимся написать сочинения по нескольким произведениям, которые могут быть использованы в сочинении.
Рассмотрим, как это выглядит на практике.
«Спор поколений: вместе и врозь» - так звучало название одного из направлений, предложенных на итоговом сочинении в 2014 - 2015 учебном году. «Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной», - отмечалось в комментариях к данному направлению. Прочитав внимательно вместе с учащимися комментарии, мы выявляем ключевые слова и понятия в формулировке. В результате обсуждения мы формулируем проблемные вопросы:
• Какие семейные ценности необходимы людям?
• В чём заключаются проблемы во взаимоотношениях разных поколений?
• Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми?
Вместе с учащимися ищем ответы эти вопросы и формулируем тезисы из каждого ответа. Затем
вспоминаем произведения художественной литературы, в которых поднимаются эти же проблемы, выстраиваем аргументацию, опираясь на анализ этих произведений.
Перечень произведений, в которых поднимаются проблемы взаимоотношений в семье, довольно обширен:
• Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
• А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
• А.С.Пушкин. «Станционный смотритель», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
• М.Ю.Лермонтов. «Бородино», «Дума»
• Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
• А.Н.Островский. «Гроза»
• И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
• Л.Н.Толстой. «Война и мир»
• Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
• А.П.Чехов. «Вишнёвый сад»
• В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой»
• К.Г.Паустовский. «Телеграмма»
• А.Алексин. «Безумная Евдокия»
Предлагаю учащимся попробовать сформулировать тезисы будущих сочинений к предложенным темам:
• Возможны ли гармоничные отношения между поколениями?
• Как научиться решать спорные вопросы и конфликтные ситуации?
• Каковы последствия неразрешённых конфликтов между поколениями?
Пробуем написать универсальное вступление и заключение к темам данного направления.
Жизнь человека сложна и противоречива. Сколько трагичных ошибок делаем мы, даже не пытаясь понять своих предшественников! В классической литературе трудно найти писателя, в творчестве которого не обозначилась бы эта проблема.
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Разумеется, идеал всегда далёк. Но мне кажется, что гармоничными можно назвать такие отношения между поколениями, когда старшие открыты для диалога с детьми, а младшие всегда готовы принимать старших такими, какие они есть.
Предлагаю учащимся написать сочинение на тему « Как изображён конфликт поколений в русской литературе первой пол. XIX века?», придерживаясь заданного алгоритма и предложенного плана:
План
I. Вступление. «Вечный вопрос» в творчестве русских писателей.
II. Основная часть. Конфликт поколений в русской литературе.
III. Заключение. Актуальность проблемы для разных поколений.
Рассмотрев, таким образом, несколько вариантов сочинений на тему «Спор поколений: вместе и врозь», далее предлагаю учащимся самим написать сочинение и предлагаю следующую тему и план:
Разработка основной части
Первым этапом в работе над рассуждением является обдумывание темы, т.е. её логический анализ: способ формулировки темы, её грамматическое (синтаксическое) оформление.
Формулировки тем рассуждения можно свести к трём видам: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.
Тема-суждение – самая лёгкая: в формулировке прямо выражено идея рассуждения. Например, «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце...» (В.Г. Белинский о лирике М.Ю. Лермонтова)». Самостоятельность и оригинальность пишущего выражается в этом случае только в подборе аргументов для обоснования идеи рассуждения расположении материала.
Тема-вопрос предполагает бо'льшую самостоятельность пишущего. («Каково основное настроение лирического героя стихотворений М.Ю. Лермонтова о родине?» «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?» (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова).
Тем не менее, вопрос предполагает конкретный ответ, который и станет тезисом будущего сочинения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы, каждый «по-своему» расположит материал внутри главной части, и, таким образом, появятся оригинальные, не похожие одно на другое рассуждения на одну и ту же тему.
Тема-понятие – самая трудная и самая интересная, в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения. Например, «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова». Она даёт широкий простор для самостоятельности. Автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам формулирует основную идею рассуждения, проявляя, таким образом, свою творческую индивидуальность.
Чтобы пишущий мог проявить свою творческую индивидуальность в работе над сочинением-рассуждением, он кроме знания материала должен иметь ясное представление о взаимосвязи между темой, идеей и содержанием рассуждения.
Тема рассуждения всегда содержит проблему, которую пишущий обязан разрешить. Разрешение этой проблемы и есть идея рассуждения. Основная идея должна быть сформулирована в сочинении чётко, ясно, категорично. Тезис рассуждения представляет собой, таким образом, прямой ответ на вопрос темы.
Напомню, что темы могут быть сформулированы по-разному: в виде вопроса, понятия или готового суждения. Если тема дана в виде понятия, значит, содержание темы не выявлено, потому что в понятии ничего не отрицается и ничего не утверждается. Следовательно, надо выявить содержание понятия. А как это сделать? Надо перевести понятие в плоскость вопроса. Ответ на этот вопрос и станет тезисом (суждением), которое потом будет доказываться в сочинении. Тема-суждение представляет собой грамматически оформленное предложение, что-то утверждающее или что-то отрицающее относительно предмета суждения.
Таким образом, как бы ни была сформулирована тема сочинения, правила построения рассуждения одни и те же, т.к. отражают лишь отдельные этапы в раскрытии темы-понятия. (Понятие – вопрос – суждение). Это позволит им избежать «незачёта» по такому важному критерию оценивания сочинения, как «Соответствие теме».
Если тема является цитатой, следует указать, кому принадлежит высказывание, когда, по какому поводу, в какой ситуации оно было сделано.
Эти положения, на мой взгляд, являются принципиальными в плане овладения методикой написания сочинения. Учащиеся должны иметь чёткие представления об этапах работы над темой. Это: 1) определить тип темы; 2) сформулировать задачу, которую ставит тема перед пишущим, т.е. сформулировать вопрос, заключённый в теме; 3) дать точный ответ на вопрос темы, сформулировав тезис рассуждения; 4) найти в формулировке тезиса слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства; 5) подобрать аргументы для обоснования тезиса суждения.
Следующий критерий оценивания экзаменационного сочинения – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Главная часть рассуждения представляет собой логическое доказательство. Доказательство – это процесс доказывания истинности какой-либо мысли. Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов, способа доказывания, способа развёртывания аргументов. Надо определить, как можно расчленить мысль, заключённую в предложенной теме, на составные части.
Допустим, надо обосновать тезис Сегодня плохая погода. Аргументы: 1) солнца нет; 2) идёт дождь; 3) дует холодный ветер. Оформим наше доказательство в связное суждение: Сегодня плохая погода: солнца нет, идёт дождь, дует холодный ветер. Каким способом мы обосновали наш тезис? Сначала выдвинули тезис (общую часть), потом назвали три частные мысли, обосновывающие общую мысль, т.е. шли от общей мысли к частным. Такая форма доказывания называется дедуктивной.
Это же доказательство можно оформить в связное рассуждение по-другому: солнца нет, идёт дождь, дует холодный ветер. Словом, погода сегодня плохая. Сначала мы назвали аргументы, затем ту мысль, которая ими подтверждается. Такая форма доказывания называется индуктивной.
Итак, учащиеся должны чётко представлять, что такое рассуждение. Рассуждение – это такое сочинение, в котором автор утверждает определённую мысль и обосновывает её ценность. Далее, чтобы мысль в главной части развёртывалась чётко и ясно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Доказательством называется установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых ими была доказана раньше, или настолько очевидна, что не требует доказательств.
Экзаменуемый обычно имеет дело с темой, допускающей дедуктивный путь её раскрытия. Значит, главную часть сочинения он строит как доказательство с заранее сформулированным тезисом рассуждения.
Какие аргументы могут быть в распоряжении автора экзаменационного сочинения? Их много: факты, составляющие содержание художественного произведения, собственные суждения, появившиеся в результате чтения литературы или от соприкосновения с окружающей жизнью, теоретико-литературные понятия, высказывания выдающихся деятелей литературы и науки, положения литературно-критических статей. Поэтому очень важно при изучении произведений художественной литературы обращаться к литературной критике.
Подбирая аргументацию, учащийся должен соблюдать следующие правила:
1) тезис, для обоснования которого подбираются аргументы, должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;
2) в качестве аргументов могут быть использованы только такие суждения, истинность которых легко доказать в рамках данного сочинения, или такие, которые не требуют доказательства, воспринимаются как аксиомы.
Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения
Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы рассуждения – тезис и аргументы.
Вступление в сочинении-рассуждении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читающего наше сочинение к восприятию рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему. Иногда вступление может отсутствовать, т.е. сочинение-рассуждение можно начать прямо с утверждения тезиса. Но чаще всего без вступительной части построить рассуждение нельзя. Необходимость вступления определяется самой логикой: в самом тезисе (в его формулировке) есть такое понятие, которое требует предварительного выяснения. Вступительная и заключительная части вводят в само рассуждение и заканчивают, завершают его.
Виды вступления.
Вид вступления | Особенности | Темы сочинений |
Историческое | Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений. | «Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)». Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами). |
Аналитическое | Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению. | «Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова». Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками «Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации. |
Биографическое | Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника. | «Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский). Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского. |
Сравнительное | Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении. | «Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова». Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе. |
Лирическое | Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом. Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество. | «Мой любимый современный писатель, поэт или драматург». |
Предложим учащимся средства оформления вступления.
Средства оформления вступления | Примеры |
Назывное предложение или ряд назывных предложений | Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется. |
Риторический вопрос | Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта? |
Риторическое восклицание | Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства! |
Вопросно-ответное единство | Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского. |
Цитата | Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам – эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом». |
Афоризм | «О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста. |
Виды заключения
Вид | Содержание | Пример |
Заключение-вывод | Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного | |
Заключение-следствие | Литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников |
Обращаю внимание учащихся на ключевые слова темы и вступления. Использование общих ключевых слов темы (слов одной семантической группы) во вступлении, основной части и заключении придаёт цельность сочинению, не позволяет «уйти» от темы.
Вот пример задания, предложенного учащимся на уроке подготовки к сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. Проанализируйте вариант вступления и заключения сочинения на тему «Из пламя и света рождённое слово…» и найдите общие с темой ключевые слова или слова одной семантической группы.
Время, когда Лермонтов вошёл в литературу, было тяжёлым. «Понадобилось не менее десяти лет, чтобы человек мог опомниться в своём горестном положении порабощённого и гонимого существа. Людьми овладело глубокое и всеобщее уныние…», - писал А.И.Герцен. Он имел в виду время, наступившее после восстания декабристов. И как необходимо было людям услышать слово, которое воспламеняло бы сердца и давало светлую надежду. Таким словом для современников стало слово М.Ю.Лермонтова.
………………………………………………………………………………………………………………
Среди всеобщего уныния, охватившего Россию после поражения восстания декабристов, пламенно и страстно прозвучал голос молодого поэта, оставшегося для нас навсегда двадцатисемилетним…
Отобрав, таким образом, текстовый материал, учащимся необходимо составить черновой вариант плана рассуждения и записать его с разнообразными примечаниями. И, наконец, написать сочинение по выбранной теме.
Предположим, что всё, о чём речь шла ранее, учащиеся уже знают или хотя бы имеют общее представление о том, как строить рассуждение. Как дальше действовать учителю, чьи ученики через полгода должны написать выпускное сочинение? Предположим, формулировки направлений будущих сочинений озвучены, пора приступать к работе. Что дальше делать?
Во-первых, необходимо подробно прокомментировать учащимся каждое направление, помочь выявить возможные проблемные вопросы, решаемые в рамках данного направления; во-вторых, предложить возможные формулировки тем сочинений; в-третьих, вместе с учащимися составить перечень произведений, которые могут быть востребованы при раскрытии темы. И, наконец, необходимы тренировки в написании вступлений, заключений к сочинениям, написании сочинений по предложенным схемам и алгоритмам. Не лишним будет дать учащимся написать сочинения по нескольким произведениям, которые могут быть использованы в сочинении.
Рассмотрим, как это выглядит на практике.
«Спор поколений: вместе и врозь» - так звучало название одного из направлений, предложенных на итоговом сочинении в 2014 - 2015 учебном году. «Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной», - отмечалось в комментариях к данному направлению. Прочитав внимательно вместе с учащимися комментарии, мы выявляем ключевые слова и понятия в формулировке. В результате обсуждения мы формулируем проблемные вопросы:
• Какие семейные ценности необходимы людям?
• В чём заключаются проблемы во взаимоотношениях разных поколений?
• Возможны ли гармоничные отношения между родителями и детьми?
Вместе с учащимися ищем ответы эти вопросы и формулируем тезисы из каждого ответа. Затем
вспоминаем произведения художественной литературы, в которых поднимаются эти же проблемы, выстраиваем аргументацию, опираясь на анализ этих произведений.
Перечень произведений, в которых поднимаются проблемы взаимоотношений в семье, довольно обширен:
• Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
• А.С.Грибоедов. «Горе от ума»
• А.С.Пушкин. «Станционный смотритель», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
• М.Ю.Лермонтов. «Бородино», «Дума»
• Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
• А.Н.Островский. «Гроза»
• И.С.Тургенев. «Отцы и дети»
• Л.Н.Толстой. «Война и мир»
• Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»
• А.П.Чехов. «Вишнёвый сад»
• В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой»
• К.Г.Паустовский. «Телеграмма»
• А.Алексин. «Безумная Евдокия»
Предлагаю учащимся попробовать сформулировать тезисы будущих сочинений к предложенным темам:
• Возможны ли гармоничные отношения между поколениями?
• Как научиться решать спорные вопросы и конфликтные ситуации?
• Каковы последствия неразрешённых конфликтов между поколениями?
Пробуем написать универсальное вступление и заключение к темам данного направления.
Жизнь человека сложна и противоречива. Сколько трагичных ошибок делаем мы, даже не пытаясь понять своих предшественников! В классической литературе трудно найти писателя, в творчестве которого не обозначилась бы эта проблема.
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Разумеется, идеал всегда далёк. Но мне кажется, что гармоничными можно назвать такие отношения между поколениями, когда старшие открыты для диалога с детьми, а младшие всегда готовы принимать старших такими, какие они есть.
Предлагаю учащимся написать сочинение на тему « Как изображён конфликт поколений в русской литературе первой пол. XIX века?», придерживаясь заданного алгоритма и предложенного плана:
План
I. Вступление. «Вечный вопрос» в творчестве русских писателей.
II. Основная часть. Конфликт поколений в русской литературе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 396.