Лабораторный практикум                                      
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "Метрология, стандартизация и подтверждение качества" изучается студентами самостоятельно, на аудиторных занятиях (обзорные и лабораторные занятия) и на консультациях.

Задачей контрольной работы является закрепление знаний по основным положениям метрологи, стандартизации и взаимозаменяемости, сертификации.

Рекомендуется следующий порядок самостоятельного изучения дисциплины:

1. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы.

2. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать необходимую литературу.

3. Внимательно прочитать в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме, а программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной литературе.

4. Прочитанный материал кратко законспектировать.

5. Выполнить контрольную работу.

Студенты не допускаются к зачёту без зачтенных контрольных работ. Если при изучении дисциплины возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю для получения консультации в устной или письменной форме.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление: о современном состоянии метрологии, стандартизации и сертификации в стране и за рубежом; о принципах организации деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации, международным стандартам по системам менеджмента качества на стадиях жизненного цикла в разных сферах деятельности; об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции, процессов и услуг; о метрологическом обеспечении и мониторинге на производстве.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

− использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

− оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

− применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

− приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

− задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

− основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

− основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

− терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

− формы подтверждения качества.

При выполнении контрольной работы студент приобретает практические навыки в обозначении посадок на чертежах и их расшифровке, в выборе измерительного инструмента. Контрольная работа состоит из трёх теоретических вопросов, охватывающих важнейшие разделы курса и задание по расчету основных элементов гладкого цилиндрического соединения. Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в методических указаниях.

Знания, полученные студентами в результате изучения этого курса, необходимы для его последующей профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

При выполнении контрольной работы необходимо применять обозначения, принятые в соответствии со стандартами. Контрольная работа оформляется в тетради или на листах формата А4. Листы тетради обязательно должны иметь поля, где преподаватель записывает свои замечания.

Необходимые эскизы деталей и схемы полей допуска рекомендуется выполнять так, как показано в методических указаниях. Схемы полей допусков следует выполнять в масштабе. Эскизы деталей и схемы выполняются в карандаше, четкими линиями. Текст пишется чернилами.

Решение считается неверным, если оно подчеркнуто рецензентом и стоит знак вопроса или на полях сформулирован вопрос, на который требуется дополнительный ответ. Ошибки следует исправлять в конце тетради, указав при этом номер вопроса. Неверный вариант зачеркивается. На чертежах - ошибочные данные стираются, а верные записываются вновь. При выполнении контрольной работы рекомендуется пользоваться справочной литературой, а также справочными данными, приведенными в приложениях настоящего пособия. При решении задачи и в ответах на контрольные вопросы следует указывать используемую литературу, перечень которой необходимо привести в конце работы.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Качурина Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования /Т.А.Качурина. – 2-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-128 с.

2.Маргелашвили Л.В. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно- практические работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования /Л.В.Маргвелашвили.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2014.-208с.

3.Шишмарев В.Ю. Метрология,стандартизация,сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.Ю.Шишмарев.-4-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-320с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

     4. Ганевский Г.М.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении:Учеб.для сред.ПТУ./Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин- М.:Высш.шк.1987.-270 с.

5.ГерасимоваЕ.Б., Герасимов Б.И. Метрология ,стандартизация и сертификация:

учебное пособие /Е.Б.Герасимова,Б.И.Герасимов.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2010.-224 с.

6.Клевлев В.М.и др.Метрология,стандартизация и сертификация:Учебник./В.М. Клевлев,И.А.Кузнецова,Ю.П.Попов-М.:ФОРУМ:ИНФРА_М,2004.-256 с.

7.Кошевая И.П, КанкеА.А.. Метрология, стандартизация ,сертификация: учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.-416 с.

8.Тартаковский Д.Ф. Метрология,стандартизация и технические средства измерений:Учеб.для вузов /Д.Ф.Тартаковский,А.С.Ястребов.-М.:Высш. шк.,2002.-205 с..

 

НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

ГОСТ 25346-82. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений: Введен 01 07.83 г.

Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27.12.95.

   Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.

Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 7.08.98.

 

 

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 99
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  16
в том числе:    
лабораторные занятия                        2
практические занятия                         4
контрольные работы  не предусмотрено
курсовая работа (проект) не предусмотрено
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено
Самостоятельная работа студента (всего) 83
в том числе: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников; - выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет  
Итоговая аттестация в форме диф. зачет

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов Уровень освоения

1

2

3 4

Раздел 1. Метрология

 

19  

Тема 1.1 Основные положения в области метрологии

Содержание учебного материала

1

 

1

Метрология: основные понятия и определения. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. 1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

Международная система единиц. Международные организации по метрологии.

1

Тема 1.2 Основы теории измерений.

 

Самостоятельная работа

13

 

1

Объекты и методы измерений. Виды контроля. Измерительные величины. Международная система единиц физических величин. Виды и методы измерений. Виды контроля. Методики выполнения измерений. Технические измерения. 3

Контрольные работы

не предусмотрено

Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения.

Содержание учебного материала

1

 

 

1

 

Простейшие средства измерения. Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус. Нониусы, их назначение и устройство. Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента. Чтение показаний, правила измерений. Выбор средств измерения линейных величин. Гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента. Допустимая погрешность измерений. Выбор средств измерения по погрешности. Измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры). Угломеры. 2

Лабораторный практикум

 Измерение параметров деталей машин с помощью штангенинструментов, микрометра и специальных измерительных средств .                                                                                                                      

2

 

Практическое занятие

не предусмотрено

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект)

1

Раздел 2. Стандартизация

76

Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации

Содержание учебного материала

1

1

Стандартизация, стандарт. Стандартизация и ее разновидности. Цели и задачи стандартизации. Комплексная и опережающая стандартизация. Международная организации по стандартизации (ИСО). Внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию. Принципы стандартизации. Основные методы стандартизации. 1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение о порядке утверждения и внедрения стандартов.

1

Тема 2.2. Организация работ по стандартизации

Самостоятельная работа

13

 

1

Органы и службы стандартизации в Российской Федерации и их функции. Осуществление государственного контроля и надзора. Информационное обеспечение в области.  Цели, принципы создания, структура стандартов. Понятие об экономической эффективности стандартизации. 3

Контрольные работы

не предусмотрено

Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости

Содержание учебного материала

1

 

1

Точность в технике. Термины: точность, погрешность. Причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей. Взаимозаменяемость. Виды взаимозаменяемости: полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя. Основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. 1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность.

2

Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам

Содержание учебного материала

1

 

1

Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный, действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное, предельное (верхнее или нижнее), среднее. Допуск размера. Определение посадки. Понятие о зазоре и натяге. Предельные зазоры и натяги. Допуск посадки (зазора и натяга). Связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку. Графическое изображение полей допусков. Расстановка размеров с отклонениями на чертежах. 2

Практическое занятие

 Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.

Определение допуска размера и посадки.

Графическое изображение полей допусков деталей соединения.                                    

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа

Выполнение расстановки размеров с отклонениями на чертежах.

1

Тема 2.5. Точность формы деталей. Шероховатость поверхностей

Самостоятельная работа

13

1

Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные детали. Параметры шероховатости. Условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах. Понятие о волнистости поверхностей. Точность обработки, основные причины возникновение погрешностей. Влияние отклонений геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин. 3

Контрольные работы

не предусмотрено  

Тема 2.6. Система допусков и посадок

 

 

Содержание учебного материала

1

 

1

Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений. Взаимозаменяемость конических соединений. Допуски зубчатых и червячных передач. Взаимозаменяемость шлицевых соединений. Расчёт допусков и размеров, входящих в размерные цепи. 1  

 

Контрольные работы

не предусмотрено  

Самостоятельная работа:

Выбор и назначение переходных посадок. Выбор и назначение посадок по аналогии.

2  

Тема 2.7. Система допусков и посадок подшипников качения.

 

Самостоятельная работа

11

 

1

Классы точности подшипников. Зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие). Виды нагружения колец (циркуляционное, местное и колебательное). Степень подвижности колец подшипников в зависимости от характера их нагружения. Особенности системы допусков и посадок для подшипников. Выбор и назначение посадок для циркуляционного и местнонагруженного колец подшипников. Требования к точности формы шероховатости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. 3  

Контрольные работы

не предусмотрено  

Тема 2.8. Допуски и посадки угловых размеров

Самостоятельная работа

11

 

1

Зависимые и независимые углы. Степени точности угловых размеров. Допуски угловых размеров. Способы выражения и обозначения допусков углов 3  

Контрольные работы

не предусмотрено  

Тема 2.9. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений

Содержание учебного материала

1

   

1

Квалификация резьб и их применение. Крепежные резьбы и их основные параметры. Допуски, основные отклонения, степени точности, классы точности. Обозначение требований к точности резьб на рабочих и сборочных чертежах. Применение шлицевых соединений. Понятие о центрировании.  Допуски и посадки. Обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже. Применение шпоночных соединений. Основные параметры призматических и сегментных шпонок. Допуски шпоночных соединений и их обозначение на чертежах. 2  

Контрольные работы

не предусмотрено  

Самостоятельная работа

Составить из элементов обозначения посадок резьбовых, шпоночных, шлицевых соединений и обозначить их на сборочном чертеже.

2  

Тема 2.10. Показатели качества продукции

 Самостоятельная работа

11

   

1

 

 

Стандартизация систем управления качеством. Международные стандарты на              систему управления качеством продукции. Другие направления стандартизации системы управления качеством.

3

 

Лабораторный практикум

не предусмотрено  

Практическое занятие

не предусмотрено  

Контрольные работы

не предусмотрено   Раздел 3. Сертификация 4  

Тема 3.1. Правовые и организационно-методические принципы сертификации в РФ

 Содержание учебного материала

1

1

  1

Основные термины и понятия. Сущность обязательной и добровольной сертификации. Формы участия в системе сертификации и соглашение по признанию.

Закон РФ «О защите прав потребителей». Закон РФ «О сертификации продукций и услуг»

Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции. Схемы сертификации. Знаки соответствия.

 

Контрольные работы

не предусмотрено  

Самостоятельная работа

Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО.

3  

Всего:

99                

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

ЗАДАНИЕ 1

Для выполнения задания необходимо найти в Таблице 1 номера вопросов для своего варианта. Для этого необходимо найти в первом столбце предпоследнюю цифру шифра (варианта), а в первой строке – последнюю цифру. В месте их пересечения находятся номера вопросов из списка, приведённого ниже.

 

Таблица 1

Предпоследняя цифра шифра

Последняя цифра шифра

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 1,30,60 11,20,50 12,19,49 13,18,48 14,17,47 15,16,46 16,15,45 17,14,44 18,13,43 19,12,42
1 2,29,59 20,11,41 21,10,40 22,9, 39 23,8, 38 24,7, 37 25,6, 36 26,5, 35 27,4, 34 28,3, 33
2 3,28,58 29,2, 32 30,1, 31 29,2, 32 28,3, 33 27,4, 34 26,5, 35 25,6, 36 24,5, 37 23,6, 38
3 4,27,57 22,7, 39 21,8, 40 20,9, 41 19, 10, 42 18,11,43 17,12,44 16,13,45 15,14,46 14,13,47
4 5,26,56 13,15, 48 12,16,49 11,17,50 10,18,51 9, 19,52 8, 20,53 7, 21,54 6, 22,55 5, 23,56
5 6,25,55 4, 24,57 3, 25,58 2, 26,59 1,   27,60 31,29,59 32,30,58 33,29,57 34,28,56 35,27,55
6 7,24,54 36,26,54 37,25,53 38,24,52 39,23,51 40,22,50 41,21,49 42,20,48 43,19,47 44,18,46
7 8,23,53 45,17,1 46,16,2 47,15,3 48,14,4 49,13,5 50,12,6 51,11,7 52,10,8 53,9,31
8 9,22,52 54,29,32 55,28,33 56,27,34 57,26,35 58,25,36 59,24,37 60,23,38 60,22,39 59,21,40
9 10,21,51 58,20,41 57,19,42 56,18,43 55,17,44 54,16,45 53,15,46 54,14,47 55,13,48 56,12,49

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАДАНИЯ 1

 

1. Основные метрологические понятия и термины.

2. Международная система единиц физических единиц(СИ), основные принципы её построения.

3. Правовые основы обеспечения единства измерений.

4. Методы и средства измерений.

5. Общие понятия об эталонах, классификация эталонов физических величин.

6. Погрешности измерения.

7. Поверка средств измерения, виды поверочных схем и их назначение.

8. Сертификация     средств измерений.

9. Государственная метрологическая служба в Российской Федерации.

10. Международные организации по метрологии.

11. Государственный метрологический контроль и надзор.

12. Выбор средств измерения.

13. Калибровка средств измерений.

14. Номенклатура, устройство и принцип действия штангенинструментов.

15. Номенклатура, устройство и принцип действия микрометрических инструментов.

16. Понятие о стандартизации и её целях.

17. Основные задачи и принципы стандартизации.

18. Государственная система стандартизации (ГСС), органы и службы по стандартизации в РФ.

19. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.

20. Правовые основы стандартизации.

21. Объекты, виды и уровни стандартизации.

22. Порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов.

23. Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

24. Категории стандартов. Их краткая характеристика.

25. Структура и задачи международной организации по стандартизации ИСО.

26. Международная электротехническая комиссия (МЭК). Организационная структурам МЭК.

27. Опишите основы Государственной системы классификации и Государственной системы кодирования.

28. Опишите сущность системы предпочтительных чисел. Их применение.

29. Поясните использование унификации и агрегатирования как методов конструирования.

30. Что такое симплификация, и какие задачи она решает?

31. Что такое типизация, и какие задачи она решает?

32. Что такое унификация, какие задачи она решает и чем характеризуется?

33. Виды унификации. Уровень унификации.

34. Комплексная и опережающая стандартизация, их сущность и роль в развитии технического прогресса.

35. Цель и сущность единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

36. Цель и сущность единой системы технологической документации (ЕСТД).

37. Единичные, комплексные и интегральные показатели качества продукции.

38. Краткая характеристика методов оценки уровня качества продукции.

39. Сущность принципа взаимозаменяемости деталей, сборочных единиц, агрегатов. Описать виды взаимозаменяемости, привести примеры.

40. Единая система допусков и посадок (ЕСДП): обоснование системы отверстия и вала. Примеры применения.

41. ЕСДП: Единица допуска, интервалы номинальных размеров, ряды допусков (квалитетов) и их применение.

42. ЕСДП: Ряды основных отклонений, виды посадок и их схемные признаки.

43. Обозначение на чертежах полей допусков, посадок и отклонений.

44. Поясните выбор квалитета для изготовления деталей.

45. Обозначение подшипников на сборочном чертеже и чертежах деталей.

46. Нормирование точностных параметров деталей, сопрягаемых с подшипником качения.

47. Виды нагружения колец подшипника и выбор посадок.

48. Прямобочные шлицевые соединения, их центрирование и обозначение на чертежах.

49. Шпоночные соединения, их виды и обозначение на чертежах.

50. Классификация   размерных цепей, прямая и обратная задачи.

51. Селективная сборка, ее сущность, преимущества и недостатки.

52. Понятие о сертификации. Основные термины и определения в области сертификации.

53. Основные цели, задачи и принципы сертификации.

54. Виды и объекты сертификации.

55. Правовые основы проведения сертификации в РФ.

56. Что такое система сертификации?

57. Схемы сертификации продукции, их назначение.

58. Стандартизация и сертификация продукции и их роль в борьбе с контрафактной продукцией.

59. Виды контроля качества продукции.

60. Знак соответствия, его назначение и применение.

ЗАДАНИЕ 2

Цель работы:

1. Изучить основную стандартную терминологию курса и научиться определять отклонения, допуск размера, предельные размеры, предельные зазоры или натяги соединения, допуск посадки

2. Научиться давать характеристику посадки и правильно проставлять отклонения размеров на сборочных чертежах и чертежах деталей

3. Научиться выбирать измерительные средства для контроля размеров гладких цилиндрических деталей.

Необходимо:

1. Найти значения основных параметров полей допусков и посадок.

2. Дать характеристику посадки.

3. Выбрать инструменты для измерения размеров деталей, составляющих соединение.

4. Вычертить схему полей допусков соединения.

5. Вычертить соединение в сборе и подетально.

 

Для того чтобы выбрать исходные данные Задания 2 необходимо найти в первом столбце последнюю цифру своего варианта и записать их из полученной строки.

 

Таблица 2

№ задачи

Условное обозначение посадки

Действительные размеры, мм

отверстия вала
1 Ø 45 H8/h7 45 ,012 44,996
2 Ø 12 H8/d9 12,021 11,991
3 Ø 30 E9/h8 29,995 30,005
4 Ø 110 T7/h6 110,033 109,987
5 Ø 160 H7/z6 160,052 159,982
6 Ø 56 F8/h6 55,993 56,018
7 Ø 32 N8/h7 31,977 31,983
8 Ø 10 H7/s6 10,016 9,985
9 Ø 55 H7/k6 55,048 55,032
10 Ø 90 Is7/h6 90,013 90,028

 

ПРИМЕР РАСЧЁТА

ДАНО: номинальный размер соединения -14 мм; поле допуска: отверстия - G9, вала - b8; действительные размеры: отверстия-14,000 мм, вала-13,971 мм.

 

НЕОБХОДИМО:

 

1. Найти значения основных параметров полей допусков и посадок

2. Дать характеристику посадки.

3. Выбрать инструменты для измерения размеров деталей, составляющих соединение.

4. Вычертить схему полей допусков соединения.

 

Величины допуска

Величина допуска, величина и знаки основных и предельных отклонений в приложении А таблица 5,6,7.

Таблица 3

 

  Отверстие Вал
Допуск, мкм TD = 43 Td = 27
Основное отклонение, мкм ЕI = + 6 es = 0
Верхнее отклонение, мкм ES = + 49 es = 0
Нижнее отклонение, мкм ЕI = + 6 ei = -27

 

Обозначение посадки:

Ø 14

 

Допуск посадки

TS = Smax – Smin = 0,076 - 0,006 = 0,07 мм

TS = Td + TD = 0,027 + 0,043 = 0,07 мм

Характеристика посадки

Посадка с номинальным диаметром соединения 14 мм, выполнена в системе вала, с зазором, комбинированная по квалитетам.

 

Выбор средств измерения

Характеристика средств измерения должна удовлетворять условию ± σ > ± Δ lim, где ± σ - допустимая погрешность измерения (прилож. 4); ± Δ lim - предельная погрешность измерения в приложении Б, В, Г, таблицы 8, 9, 10. Данные по выбору средств измерения приведены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Обозначение деталей соединения Допуск TD (Td), мм Допускаемая погрешность измерения ± σ, мкм Предельная погрешность измерения    ± Δ lim , мкм Измерительный прибор
  14 G9   0,043   10   10 Нутромер индикаторный с величиной отсчета 0,01 мм, при работе прибор находится в стойке.
  14 h8   0,027   7   5 Микрометр гладкий МК с величиной отсчета 0,01 мм, при работе прибор находится в ру­ках.

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "Метрология, стандартизация и подтверждение качества" изучается студентами самостоятельно, на аудиторных занятиях (обзорные и лабораторные занятия) и на консультациях.

Задачей контрольной работы является закрепление знаний по основным положениям метрологи, стандартизации и взаимозаменяемости, сертификации.

Рекомендуется следующий порядок самостоятельного изучения дисциплины:

1. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы.

2. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать необходимую литературу.

3. Внимательно прочитать в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме, а программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной литературе.

4. Прочитанный материал кратко законспектировать.

5. Выполнить контрольную работу.

Студенты не допускаются к зачёту без зачтенных контрольных работ. Если при изучении дисциплины возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю для получения консультации в устной или письменной форме.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление: о современном состоянии метрологии, стандартизации и сертификации в стране и за рубежом; о принципах организации деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации, международным стандартам по системам менеджмента качества на стадиях жизненного цикла в разных сферах деятельности; об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции, процессов и услуг; о метрологическом обеспечении и мониторинге на производстве.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

− использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

− оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

− применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

− приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

− задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

− основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

− основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

− терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

− формы подтверждения качества.

При выполнении контрольной работы студент приобретает практические навыки в обозначении посадок на чертежах и их расшифровке, в выборе измерительного инструмента. Контрольная работа состоит из трёх теоретических вопросов, охватывающих важнейшие разделы курса и задание по расчету основных элементов гладкого цилиндрического соединения. Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в методических указаниях.

Знания, полученные студентами в результате изучения этого курса, необходимы для его последующей профессиональной деятельности.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

При выполнении контрольной работы необходимо применять обозначения, принятые в соответствии со стандартами. Контрольная работа оформляется в тетради или на листах формата А4. Листы тетради обязательно должны иметь поля, где преподаватель записывает свои замечания.

Необходимые эскизы деталей и схемы полей допуска рекомендуется выполнять так, как показано в методических указаниях. Схемы полей допусков следует выполнять в масштабе. Эскизы деталей и схемы выполняются в карандаше, четкими линиями. Текст пишется чернилами.

Решение считается неверным, если оно подчеркнуто рецензентом и стоит знак вопроса или на полях сформулирован вопрос, на который требуется дополнительный ответ. Ошибки следует исправлять в конце тетради, указав при этом номер вопроса. Неверный вариант зачеркивается. На чертежах - ошибочные данные стираются, а верные записываются вновь. При выполнении контрольной работы рекомендуется пользоваться справочной литературой, а также справочными данными, приведенными в приложениях настоящего пособия. При решении задачи и в ответах на контрольные вопросы следует указывать используемую литературу, перечень которой необходимо привести в конце работы.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Качурина Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования /Т.А.Качурина. – 2-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-128 с.

2.Маргелашвили Л.В. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно- практические работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования /Л.В.Маргвелашвили.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2014.-208с.

3.Шишмарев В.Ю. Метрология,стандартизация,сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.Ю.Шишмарев.-4-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-320с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

     4. Ганевский Г.М.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении:Учеб.для сред.ПТУ./Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин- М.:Высш.шк.1987.-270 с.

5.ГерасимоваЕ.Б., Герасимов Б.И. Метрология ,стандартизация и сертификация:

учебное пособие /Е.Б.Герасимова,Б.И.Герасимов.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2010.-224 с.

6.Клевлев В.М.и др.Метрология,стандартизация и сертификация:Учебник./В.М. Клевлев,И.А.Кузнецова,Ю.П.Попов-М.:ФОРУМ:ИНФРА_М,2004.-256 с.

7.Кошевая И.П, КанкеА.А.. Метрология, стандартизация ,сертификация: учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.-416 с.

8.Тартаковский Д.Ф. Метрология,стандартизация и технические средства измерений:Учеб.для вузов /Д.Ф.Тартаковский,А.С.Ястребов.-М.:Высш. шк.,2002.-205 с..

 

НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

ГОСТ 25346-82. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений: Введен 01 07.83 г.

Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27.12.95.

   Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.

Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 7.08.98.

 

 

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 99
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  16
в том числе:    
лабораторные занятия                        2
практические занятия                         4
контрольные работы  не предусмотрено
курсовая работа (проект) не предусмотрено
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено
Самостоятельная работа студента (всего) 83
в том числе: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников; - выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет  
Итоговая аттестация в форме диф. зачет

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов Уровень освоения

1

2

3 4

Раздел 1. Метрология

 

19  

Тема 1.1 Основные положения в области метрологии

Содержание учебного материала

1

 

1

Метрология: основные понятия и определения. Задачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Единство измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. 1

Лабораторный практикум                                      

не предусмотрено

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 526.