ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина "Метрология, стандартизация и подтверждение качества" изучается студентами самостоятельно, на аудиторных занятиях (обзорные и лабораторные занятия) и на консультациях.
Задачей контрольной работы является закрепление знаний по основным положениям метрологи, стандартизации и взаимозаменяемости, сертификации.
Рекомендуется следующий порядок самостоятельного изучения дисциплины:
1. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы.
2. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать необходимую литературу.
3. Внимательно прочитать в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме, а программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной литературе.
4. Прочитанный материал кратко законспектировать.
5. Выполнить контрольную работу.
Студенты не допускаются к зачёту без зачтенных контрольных работ. Если при изучении дисциплины возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю для получения консультации в устной или письменной форме.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление: о современном состоянии метрологии, стандартизации и сертификации в стране и за рубежом; о принципах организации деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации, международным стандартам по системам менеджмента качества на стадиях жизненного цикла в разных сферах деятельности; об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции, процессов и услуг; о метрологическом обеспечении и мониторинге на производстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
− оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
− применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
− приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
− основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
− основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
− терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
− формы подтверждения качества.
При выполнении контрольной работы студент приобретает практические навыки в обозначении посадок на чертежах и их расшифровке, в выборе измерительного инструмента. Контрольная работа состоит из трёх теоретических вопросов, охватывающих важнейшие разделы курса и задание по расчету основных элементов гладкого цилиндрического соединения. Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в методических указаниях.
Знания, полученные студентами в результате изучения этого курса, необходимы для его последующей профессиональной деятельности.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
При выполнении контрольной работы необходимо применять обозначения, принятые в соответствии со стандартами. Контрольная работа оформляется в тетради или на листах формата А4. Листы тетради обязательно должны иметь поля, где преподаватель записывает свои замечания.
Необходимые эскизы деталей и схемы полей допуска рекомендуется выполнять так, как показано в методических указаниях. Схемы полей допусков следует выполнять в масштабе. Эскизы деталей и схемы выполняются в карандаше, четкими линиями. Текст пишется чернилами.
Решение считается неверным, если оно подчеркнуто рецензентом и стоит знак вопроса или на полях сформулирован вопрос, на который требуется дополнительный ответ. Ошибки следует исправлять в конце тетради, указав при этом номер вопроса. Неверный вариант зачеркивается. На чертежах - ошибочные данные стираются, а верные записываются вновь. При выполнении контрольной работы рекомендуется пользоваться справочной литературой, а также справочными данными, приведенными в приложениях настоящего пособия. При решении задачи и в ответах на контрольные вопросы следует указывать используемую литературу, перечень которой необходимо привести в конце работы.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Качурина Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования /Т.А.Качурина. – 2-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-128 с.
2.Маргелашвили Л.В. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно- практические работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования /Л.В.Маргвелашвили.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2014.-208с.
3.Шишмарев В.Ю. Метрология,стандартизация,сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.Ю.Шишмарев.-4-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-320с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Ганевский Г.М.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении:Учеб.для сред.ПТУ./Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин- М.:Высш.шк.1987.-270 с.
5.ГерасимоваЕ.Б., Герасимов Б.И. Метрология ,стандартизация и сертификация:
учебное пособие /Е.Б.Герасимова,Б.И.Герасимов.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2010.-224 с.
6.Клевлев В.М.и др.Метрология,стандартизация и сертификация:Учебник./В.М. Клевлев,И.А.Кузнецова,Ю.П.Попов-М.:ФОРУМ:ИНФРА_М,2004.-256 с.
7.Кошевая И.П, КанкеА.А.. Метрология, стандартизация ,сертификация: учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.-416 с.
8.Тартаковский Д.Ф. Метрология,стандартизация и технические средства измерений:Учеб.для вузов /Д.Ф.Тартаковский,А.С.Ястребов.-М.:Высш. шк.,2002.-205 с..
НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ГОСТ 25346-82. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений: Введен 01 07.83 г.
Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27.12.95.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 7.08.98.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 16 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 2 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа студента (всего) | 83 |
в том числе: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников; - выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет | |
Итоговая аттестация в форме | диф. зачет |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Метрология
Тема 1.1 Основные положения в области метрологии
Содержание учебного материала
1
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Международная система единиц. Международные организации по метрологии.
Тема 1.2 Основы теории измерений.
Самостоятельная работа
13
1
Контрольные работы
Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения.
Содержание учебного материала
1
1
Лабораторный практикум
Измерение параметров деталей машин с помощью штангенинструментов, микрометра и специальных измерительных средств .
Практическое занятие
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении (конспект)
Раздел 2. Стандартизация
Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации
Содержание учебного материала
1
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение о порядке утверждения и внедрения стандартов.
Тема 2.2. Организация работ по стандартизации
Самостоятельная работа
13
1
Контрольные работы
Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости
Содержание учебного материала
1
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность.
Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам
Содержание учебного материала
1
1
Практическое занятие
Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.
Определение допуска размера и посадки.
Графическое изображение полей допусков деталей соединения.
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Выполнение расстановки размеров с отклонениями на чертежах.
Тема 2.5. Точность формы деталей. Шероховатость поверхностей
Самостоятельная работа
13
1
Контрольные работы
Тема 2.6. Система допусков и посадок
Содержание учебного материала
1
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа:
Выбор и назначение переходных посадок. Выбор и назначение посадок по аналогии.
Тема 2.7. Система допусков и посадок подшипников качения.
Самостоятельная работа
11
1
Контрольные работы
Тема 2.8. Допуски и посадки угловых размеров
Самостоятельная работа
11
1
Контрольные работы
Тема 2.9. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений
Содержание учебного материала
1
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Составить из элементов обозначения посадок резьбовых, шпоночных, шлицевых соединений и обозначить их на сборочном чертеже.
Тема 2.10. Показатели качества продукции
Самостоятельная работа
11
1
3
Лабораторный практикум
Практическое занятие
Контрольные работы
Тема 3.1. Правовые и организационно-методические принципы сертификации в РФ
Содержание учебного материала
1
1
Основные термины и понятия. Сущность обязательной и добровольной сертификации. Формы участия в системе сертификации и соглашение по признанию.
Закон РФ «О защите прав потребителей». Закон РФ «О сертификации продукций и услуг»
Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции. Схемы сертификации. Знаки соответствия.
Контрольные работы
Самостоятельная работа
Изучить вопрос международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и качеством продукции, ознакомиться с содержанием стандартов СТ ИСО.
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
ЗАДАНИЕ 1
Для выполнения задания необходимо найти в Таблице 1 номера вопросов для своего варианта. Для этого необходимо найти в первом столбце предпоследнюю цифру шифра (варианта), а в первой строке – последнюю цифру. В месте их пересечения находятся номера вопросов из списка, приведённого ниже.
Таблица 1
Предпоследняя цифра шифра | Последняя цифра шифра | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | 1,30,60 | 11,20,50 | 12,19,49 | 13,18,48 | 14,17,47 | 15,16,46 | 16,15,45 | 17,14,44 | 18,13,43 | 19,12,42 |
1 | 2,29,59 | 20,11,41 | 21,10,40 | 22,9, 39 | 23,8, 38 | 24,7, 37 | 25,6, 36 | 26,5, 35 | 27,4, 34 | 28,3, 33 |
2 | 3,28,58 | 29,2, 32 | 30,1, 31 | 29,2, 32 | 28,3, 33 | 27,4, 34 | 26,5, 35 | 25,6, 36 | 24,5, 37 | 23,6, 38 |
3 | 4,27,57 | 22,7, 39 | 21,8, 40 | 20,9, 41 | 19, 10, 42 | 18,11,43 | 17,12,44 | 16,13,45 | 15,14,46 | 14,13,47 |
4 | 5,26,56 | 13,15, 48 | 12,16,49 | 11,17,50 | 10,18,51 | 9, 19,52 | 8, 20,53 | 7, 21,54 | 6, 22,55 | 5, 23,56 |
5 | 6,25,55 | 4, 24,57 | 3, 25,58 | 2, 26,59 | 1, 27,60 | 31,29,59 | 32,30,58 | 33,29,57 | 34,28,56 | 35,27,55 |
6 | 7,24,54 | 36,26,54 | 37,25,53 | 38,24,52 | 39,23,51 | 40,22,50 | 41,21,49 | 42,20,48 | 43,19,47 | 44,18,46 |
7 | 8,23,53 | 45,17,1 | 46,16,2 | 47,15,3 | 48,14,4 | 49,13,5 | 50,12,6 | 51,11,7 | 52,10,8 | 53,9,31 |
8 | 9,22,52 | 54,29,32 | 55,28,33 | 56,27,34 | 57,26,35 | 58,25,36 | 59,24,37 | 60,23,38 | 60,22,39 | 59,21,40 |
9 | 10,21,51 | 58,20,41 | 57,19,42 | 56,18,43 | 55,17,44 | 54,16,45 | 53,15,46 | 54,14,47 | 55,13,48 | 56,12,49 |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАДАНИЯ 1
1. Основные метрологические понятия и термины.
2. Международная система единиц физических единиц(СИ), основные принципы её построения.
3. Правовые основы обеспечения единства измерений.
4. Методы и средства измерений.
5. Общие понятия об эталонах, классификация эталонов физических величин.
6. Погрешности измерения.
7. Поверка средств измерения, виды поверочных схем и их назначение.
8. Сертификация средств измерений.
9. Государственная метрологическая служба в Российской Федерации.
10. Международные организации по метрологии.
11. Государственный метрологический контроль и надзор.
12. Выбор средств измерения.
13. Калибровка средств измерений.
14. Номенклатура, устройство и принцип действия штангенинструментов.
15. Номенклатура, устройство и принцип действия микрометрических инструментов.
16. Понятие о стандартизации и её целях.
17. Основные задачи и принципы стандартизации.
18. Государственная система стандартизации (ГСС), органы и службы по стандартизации в РФ.
19. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.
20. Правовые основы стандартизации.
21. Объекты, виды и уровни стандартизации.
22. Порядок разработки, утверждения и внедрения стандартов.
23. Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
24. Категории стандартов. Их краткая характеристика.
25. Структура и задачи международной организации по стандартизации ИСО.
26. Международная электротехническая комиссия (МЭК). Организационная структурам МЭК.
27. Опишите основы Государственной системы классификации и Государственной системы кодирования.
28. Опишите сущность системы предпочтительных чисел. Их применение.
29. Поясните использование унификации и агрегатирования как методов конструирования.
30. Что такое симплификация, и какие задачи она решает?
31. Что такое типизация, и какие задачи она решает?
32. Что такое унификация, какие задачи она решает и чем характеризуется?
33. Виды унификации. Уровень унификации.
34. Комплексная и опережающая стандартизация, их сущность и роль в развитии технического прогресса.
35. Цель и сущность единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
36. Цель и сущность единой системы технологической документации (ЕСТД).
37. Единичные, комплексные и интегральные показатели качества продукции.
38. Краткая характеристика методов оценки уровня качества продукции.
39. Сущность принципа взаимозаменяемости деталей, сборочных единиц, агрегатов. Описать виды взаимозаменяемости, привести примеры.
40. Единая система допусков и посадок (ЕСДП): обоснование системы отверстия и вала. Примеры применения.
41. ЕСДП: Единица допуска, интервалы номинальных размеров, ряды допусков (квалитетов) и их применение.
42. ЕСДП: Ряды основных отклонений, виды посадок и их схемные признаки.
43. Обозначение на чертежах полей допусков, посадок и отклонений.
44. Поясните выбор квалитета для изготовления деталей.
45. Обозначение подшипников на сборочном чертеже и чертежах деталей.
46. Нормирование точностных параметров деталей, сопрягаемых с подшипником качения.
47. Виды нагружения колец подшипника и выбор посадок.
48. Прямобочные шлицевые соединения, их центрирование и обозначение на чертежах.
49. Шпоночные соединения, их виды и обозначение на чертежах.
50. Классификация размерных цепей, прямая и обратная задачи.
51. Селективная сборка, ее сущность, преимущества и недостатки.
52. Понятие о сертификации. Основные термины и определения в области сертификации.
53. Основные цели, задачи и принципы сертификации.
54. Виды и объекты сертификации.
55. Правовые основы проведения сертификации в РФ.
56. Что такое система сертификации?
57. Схемы сертификации продукции, их назначение.
58. Стандартизация и сертификация продукции и их роль в борьбе с контрафактной продукцией.
59. Виды контроля качества продукции.
60. Знак соответствия, его назначение и применение.
ЗАДАНИЕ 2
Цель работы:
1. Изучить основную стандартную терминологию курса и научиться определять отклонения, допуск размера, предельные размеры, предельные зазоры или натяги соединения, допуск посадки
2. Научиться давать характеристику посадки и правильно проставлять отклонения размеров на сборочных чертежах и чертежах деталей
3. Научиться выбирать измерительные средства для контроля размеров гладких цилиндрических деталей.
Необходимо:
1. Найти значения основных параметров полей допусков и посадок.
2. Дать характеристику посадки.
3. Выбрать инструменты для измерения размеров деталей, составляющих соединение.
4. Вычертить схему полей допусков соединения.
5. Вычертить соединение в сборе и подетально.
Для того чтобы выбрать исходные данные Задания 2 необходимо найти в первом столбце последнюю цифру своего варианта и записать их из полученной строки.
Таблица 2
№ задачи | Условное обозначение посадки | Действительные размеры, мм | |
отверстия | вала | ||
1 | Ø 45 H8/h7 | 45 ,012 | 44,996 |
2 | Ø 12 H8/d9 | 12,021 | 11,991 |
3 | Ø 30 E9/h8 | 29,995 | 30,005 |
4 | Ø 110 T7/h6 | 110,033 | 109,987 |
5 | Ø 160 H7/z6 | 160,052 | 159,982 |
6 | Ø 56 F8/h6 | 55,993 | 56,018 |
7 | Ø 32 N8/h7 | 31,977 | 31,983 |
8 | Ø 10 H7/s6 | 10,016 | 9,985 |
9 | Ø 55 H7/k6 | 55,048 | 55,032 |
10 | Ø 90 Is7/h6 | 90,013 | 90,028 |
ПРИМЕР РАСЧЁТА
ДАНО: номинальный размер соединения -14 мм; поле допуска: отверстия - G9, вала - b8; действительные размеры: отверстия-14,000 мм, вала-13,971 мм.
НЕОБХОДИМО:
1. Найти значения основных параметров полей допусков и посадок
2. Дать характеристику посадки.
3. Выбрать инструменты для измерения размеров деталей, составляющих соединение.
4. Вычертить схему полей допусков соединения.
Величины допуска
Величина допуска, величина и знаки основных и предельных отклонений в приложении А таблица 5,6,7.
Таблица 3
Отверстие | Вал | |
Допуск, мкм | TD = 43 | Td = 27 |
Основное отклонение, мкм | ЕI = + 6 | es = 0 |
Верхнее отклонение, мкм | ES = + 49 | es = 0 |
Нижнее отклонение, мкм | ЕI = + 6 | ei = -27 |
Обозначение посадки:
Ø 14
Допуск посадки
TS = Smax – Smin = 0,076 - 0,006 = 0,07 мм
TS = Td + TD = 0,027 + 0,043 = 0,07 мм
Характеристика посадки
Посадка с номинальным диаметром соединения 14 мм, выполнена в системе вала, с зазором, комбинированная по квалитетам.
Выбор средств измерения
Характеристика средств измерения должна удовлетворять условию ± σ > ± Δ lim, где ± σ - допустимая погрешность измерения (прилож. 4); ± Δ lim - предельная погрешность измерения в приложении Б, В, Г, таблицы 8, 9, 10. Данные по выбору средств измерения приведены в таблице 4.
Таблица 4
Обозначение деталей соединения | Допуск TD (Td), мм | Допускаемая погрешность измерения ± σ, мкм | Предельная погрешность измерения ± Δ lim , мкм | Измерительный прибор |
14 G9 | 0,043 | 10 | 10 | Нутромер индикаторный с величиной отсчета 0,01 мм, при работе прибор находится в стойке. |
14 h8 | 0,027 | 7 | 5 | Микрометр гладкий МК с величиной отсчета 0,01 мм, при работе прибор находится в руках. |
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина "Метрология, стандартизация и подтверждение качества" изучается студентами самостоятельно, на аудиторных занятиях (обзорные и лабораторные занятия) и на консультациях.
Задачей контрольной работы является закрепление знаний по основным положениям метрологи, стандартизации и взаимозаменяемости, сертификации.
Рекомендуется следующий порядок самостоятельного изучения дисциплины:
1. Приступая к изучению темы, прочитать содержание программы.
2. Ознакомиться с содержанием учебного задания и подобрать необходимую литературу.
3. Внимательно прочитать в основной литературе материал, относящийся к изучаемой теме, а программный материал, отсутствующий в основной литературе, проработать по дополнительной литературе.
4. Прочитанный материал кратко законспектировать.
5. Выполнить контрольную работу.
Студенты не допускаются к зачёту без зачтенных контрольных работ. Если при изучении дисциплины возникнут вопросы, то рекомендуется обратиться к преподавателю для получения консультации в устной или письменной форме.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление: о современном состоянии метрологии, стандартизации и сертификации в стране и за рубежом; о принципах организации деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации, международным стандартам по системам менеджмента качества на стадиях жизненного цикла в разных сферах деятельности; об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации продукции, процессов и услуг; о метрологическом обеспечении и мониторинге на производстве.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
− оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
− применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
− приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
− основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
− основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
− терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
− формы подтверждения качества.
При выполнении контрольной работы студент приобретает практические навыки в обозначении посадок на чертежах и их расшифровке, в выборе измерительного инструмента. Контрольная работа состоит из трёх теоретических вопросов, охватывающих важнейшие разделы курса и задание по расчету основных элементов гладкого цилиндрического соединения. Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в методических указаниях.
Знания, полученные студентами в результате изучения этого курса, необходимы для его последующей профессиональной деятельности.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
При выполнении контрольной работы необходимо применять обозначения, принятые в соответствии со стандартами. Контрольная работа оформляется в тетради или на листах формата А4. Листы тетради обязательно должны иметь поля, где преподаватель записывает свои замечания.
Необходимые эскизы деталей и схемы полей допуска рекомендуется выполнять так, как показано в методических указаниях. Схемы полей допусков следует выполнять в масштабе. Эскизы деталей и схемы выполняются в карандаше, четкими линиями. Текст пишется чернилами.
Решение считается неверным, если оно подчеркнуто рецензентом и стоит знак вопроса или на полях сформулирован вопрос, на который требуется дополнительный ответ. Ошибки следует исправлять в конце тетради, указав при этом номер вопроса. Неверный вариант зачеркивается. На чертежах - ошибочные данные стираются, а верные записываются вновь. При выполнении контрольной работы рекомендуется пользоваться справочной литературой, а также справочными данными, приведенными в приложениях настоящего пособия. При решении задачи и в ответах на контрольные вопросы следует указывать используемую литературу, перечень которой необходимо привести в конце работы.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Качурина Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования /Т.А.Качурина. – 2-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-128 с.
2.Маргелашвили Л.В. Метрология,стандартизация и сертификация на транспорте: лабораторно- практические работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф.образования /Л.В.Маргвелашвили.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2014.-208с.
3.Шишмарев В.Ю. Метрология,стандартизация,сертификация и техническое регулирование: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /В.Ю.Шишмарев.-4-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «Академия»,2014.-320с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Ганевский Г.М.Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении:Учеб.для сред.ПТУ./Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин- М.:Высш.шк.1987.-270 с.
5.ГерасимоваЕ.Б., Герасимов Б.И. Метрология ,стандартизация и сертификация:
учебное пособие /Е.Б.Герасимова,Б.И.Герасимов.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2010.-224 с.
6.Клевлев В.М.и др.Метрология,стандартизация и сертификация:Учебник./В.М. Клевлев,И.А.Кузнецова,Ю.П.Попов-М.:ФОРУМ:ИНФРА_М,2004.-256 с.
7.Кошевая И.П, КанкеА.А.. Метрология, стандартизация ,сертификация: учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.-416 с.
8.Тартаковский Д.Ф. Метрология,стандартизация и технические средства измерений:Учеб.для вузов /Д.Ф.Тартаковский,А.С.Ястребов.-М.:Высш. шк.,2002.-205 с..
НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
ГОСТ 25346-82. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений: Введен 01 07.83 г.
Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» в редакции от 27.12.95.
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93.
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 7.08.98.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 16 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 2 |
практические занятия | 4 |
контрольные работы | не предусмотрено |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа студента (всего) | 83 |
в том числе: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников; - выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет | |
Итоговая аттестация в форме | диф. зачет |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Метрология
Тема 1.1 Основные положения в области метрологии
Содержание учебного материала
1
1
Лабораторный практикум
Дата: 2018-12-21, просмотров: 526.