Общие методические указания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Общие методические указания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Методические указания по изучению отдельных тем курса                    6

Контрольные задания и указания по их выполнению                          10

Контрольная работа

Задание 1. Составление топографического плана строительной

площадки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Приложение 1 . Образец заполнения ведомости координат                     18

Задание 2. Передача проектной отметки на котлован                              19

Заключение                                                                                                     21

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   22

 

                                    

                       Введение.

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является:

- приобретение теоретических и практических знаний, необходимых при проектировании, строительстве и    эксплуатации объектов промышленного, гражданского и специального назначения;

- ознакомление с современными методами построения геодезических сетей и производства съёмок, способами измерений и вычислений.

Задачами дисциплины являются:

- изучение топографических материалов, умение составлять их и работать с ними;

- изучение и освоение методов математической обработки результатов геодезических измерений:

- приобретение навыков, необходимых

 

Для подготовки компетентного техника-строителя, соответствующего потребностям строительного производства специалист должен :

знать:

основные понятие и термины, используемые в геодезии;

назначение опорных геодезических сетей;

масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

систему плоских прямоугольных координат;

приборы и инструменты для измерений:

линий, углов и определения превышений;

виды геодезических измерений;

уметь:

читать ситуации на планах и картах;

определять положение линий на местности;

решать задачи на масштабы;

решать прямую и обратную геодезическую задачу;

выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;

пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;

     владеть:

- навыками математической обработки результатов измерений и составления топографических материалов

 

               Структура и порядок изучения дисциплины.

В контрольную работу входят вопросы  раздела программы.

Раздел  содержит темы, раскрывающие общие принципиальные основы и методы геодезии: сведения о фигуре Земли и системах координат; ориентирование линий; топографические планы и карты; методы обработки геодезических измерений и оценки точности; геодезические измерения; топографические съемки.

Во время сессии студенты выполняют практические работы и также проводятся лекции по теоретическому материалу. В процессе изучения курса студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу, в которую входят  2 задания.  Контрольные работы сдаются на рецензирование в установленные сроки.

 

По дисциплине  по окончании изучения предусмотрен  дифференцированный  зачет.

Общие сведения об измерениях и элементы математической обработки результатов геодезических измерений.

 

Методы измерений. Классификация погрешностей и методы ослабления их влияния. Понятие о точности измерений. Оценка точности результатов непосредственных измерений. Обработка результатов многократных равноточных измерений одной величины. Понятие о двойных измерениях. Понятие об обработке результатов неравноточных измерений.

                         

                          5. Угловые измерения.

 

Принципы измерения горизонтального угла и угла наклона. Приборы для измерения углов. Устройство поверки и юстировки теодолитов. Способы измерения горизонтальных и вертикальных углов. Погрешности измерений, влияющие на точность измерения углов, и методы ослабления их влияния. Организация полевых измерений горизонтальных и вертикальных углов.

                                                  

Линейные измерения.

 

Мерные приборы. Измерение расстояний стальными мерными рулетками. Учет поправок при линейных измерениях. Оптические дальномеры. Нитяной дальномер, его теория, применение. Понятие о светодальномерах, радиодальномерах, лазерных дальномерах. Источники погрешностей, влияющие на точность измерений стальной рулеткой, и методы ослабления их влияния. Определение неприступных расстояний.

 

Геодезические сети.

 

Назначение, принципы построения и классификация геодезических сетей. Государственная геодезическая сеть, геодезическая сеть сгущения, съемочная сеть. Прямая и обратная геодезические задачи. Методы определения планового положения точек. Высотные сети. Геодезические знаки и центры.

 

Указания по изучению темы 8.

 

Важно уяснить сущность прямой и обратной геодезических задач, методов определения плановых координат и высот точек. Рекомендуется следующая схема самостоятельного изучения: исходные данные – измеряемые величины – определяемые величины – используемые формулы для вычисления определяемых величин. При изучении методов высотного обоснования следует рассмотреть два способа: проложение нивелирных и теодолитно-высотных ходов. Следует обратить внимание на способы привязки теодолитных ходов к опорной геодезической сети и закрепления пунктов геодезической основы.

      

                  9. Топографические съемки.

 

Топографические съемки как неотъемлемая часть геодезического обеспечения строительства. Виды топографических съемок. Общая характеристика полевых и

камеральных работ при различных методах съемки. Выбор масштаба съемки и высоты сечения рельефа.

Теодолитная ( контурная или горизонтальная ) и тахеометрическая съемки. Нивелирование поверхности ( вертикальная съемка )..

                                     Вопросы для самостоятельной работы.

 

1. Назовите виды съемочного обоснования топографических съемок.

2. В чем отличие теодолитной, тахеометрической и вертикальной (нивелирование поверхности) съемок?

3. Какие геодезические измерения выполняют при создании съемочного обоснования теодолитной и тахеометрической съемок?

4. Что такое прямая и обратная геодезические задачи?

5. Какие способы применяют для съемки контуров (ситуации)?

6. В чем заключается сущность тахеометрической съемки?

7. Что называется абрисом съемки?

8. Как вычисляют превышения реечных точек относительно станции при тахеометрической съемке?

9. Какова последовательность работ при разбивке сети квадратов (вертикальная съемка)?

10. Как выполняют нивелирование и вычисление отметок вершин квадратов при вертикальной съемке?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УКАЗАНИЯ

К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

Учебный план для строительных специальностей предусматривает выполнение студентами заочного отделения  одной контрольной работы. Контрольную работу следует выполнять только после проработки соответствующего учебного материала по литературе.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Работа состоит из двух заданий.

Работа выполняется на формате А-4 на компьютере

Чертеж к заданию 1 выполнить на формате А-4 чертежной бумаги.

В задании 2 необходимо выполнить схемы с указанием всех данных

 

ЗАДАНИЕ 1. Составление топографического плана строительной площадки

                          

                           Содержание работы

По данным полевых измерений составить и вычертить топографический план строительной площадки в масштабе 1: 500 (формат А4). Сетку координат принять

25 х 25м.

Работа состоит из следующих этапов:

-расчет ведомости координат опорного теодолитного хода

-построение топографического плана

                       Исходные данные

 

1. Для съёмки участка на местности был проложен  замкнутый теодолитно-высотный ход, состоящий из 4-х станций. В нем измерены все внутренних углы и расстояния. Определены высоты опорных точек.

                                                Рис.1

βI
βп
βш
βIY
I
П
Ш
IY

Результаты полевых измерений горизонтальных углов и длин сторон хода

общие для всех вариантов приведены в таблице 1.

 

                                                                                                                       Таблица 1.

 

 № вершины Измеренные углы ( β) Длины сторон (d ) в м
            I   114˚ 13.5΄        55.44
            II   79˚ 15΄        92.67
            III   69˚ 00΄        72.17
            IY   97˚ 33.5΄        57.88

 

2.Начальный дирекционный угол линии I – II «α» принять следующим образом:

 

 К градусам и минутам исходного дирекционного угла 47˚51΄ прибавить две последние цифры шифра зачетной книжки, например, если две последние цифры зачетной книжки 15, то дирекционный угол линии I-II , будет равен

α I- II = 47˚ 51΄ + 15˚15΄ = 63˚ 06΄

                                                     -9-

4. Координаты точки  Х 1 = 500.00м , У 1 = 500.00 м для всех вариантов

 

 

                        Указания к выполнению работы

      Обработка ведомости вычисления координат теодолитного хода

В ведомость координат вершин теодолитного хода выписываем исходные данные.

- в графу 1 записываем номера вершин

- в графу 2 выписываем измеренные углы

- в графу 6 выписываем длины сторон

- в графы 11 и 12 записываем координаты точки 1

 

Порядок расчета ведомости:

Образец решения ведомости координат приводится по исходным данным таблицы 2

 

                                                                                                            Таблица 2

 № вершины Измеренные углы ( β) Длины сторон (d ) в м
            I   99˚ 14΄        130.00
            II   60˚ 38΄        112.50
            III   142˚ 46΄        106.25
            IY   57˚ 24΄        141.90

 

Дирекционный угол линии I-II α 1-2 = 212˚ 02΄

Координаты точки 1  Х 1=500.00м, У 1=500.00м

 

1.Определяем сумму измеренных углов

 ∑βизм.= β I +β II + β III + β IY = 99˚ 14΄ + 60˚ 38΄ + 142˚ 46΄ + 57˚ 24΄ = 360˚02΄

 2.Определяем сумм углов теоретических

∑βтеор.=180 (п-2)= 180˚(4-2)= 360˚00΄

 

3.Определяем измеренную угловую невязку (невязка-ошибка, полученная при измерении углов

 

 ƒβизм.=∑βизм.-∑βтеор.= 360˚02΄-360˚00΄= + 0˚02΄

4.Определяем невязку допустимую ƒβдоп.=2 t √п=2*0.5√ n= ± 0˚02΄

t- 30΄΄- точность теодолита

 n – количество вершин

 

 В данном варианте ƒβизм.= ƒβдоп.

 

5.Полученную угловую невязку ƒβизм = + 0˚02΄ распределяем с противоположным знаком ( т.е. со знаком минус) на измеренные углы и считаем исправленные углы с учетом распределенной невязки.

 

6. Выполняем контроль по исправленным углам. Сумма исправленных углов должна быть равна теоретической сумме углов, т.е. 360˚.

                                                        

7.Рассчитываем дирекционные углы по формуле : α п+1= αп-1 +180˚-βп

α п+1- дирекционный угол последующей линии

αп-1 - дирекционный угол предыдущей линии

βп - угол между последующей и предыдущей линиями

 

т.к. нам известен дирекционный угол линии I-II, то соответственно считать дирекционные углы начинаем для линииII-III, т.е.

α II-III = α I-II + 180˚ -β II = 212˚ 02΄ + 180˚ – 60 ˚38΄ = 331˚ 24΄

α III-IY = α II-III + 180˚-β III = 331˚ 24΄ + 180˚ – 142˚ 45΄ = 368˚ 39΄ – 360˚ = 8˚ 39΄ , из полученного результата вычитаем 360˚, т.к. дирекционный угол не может быть больше 360˚ .

α IY-I = α III-IY+ 180˚ -β IY = 8˚ 39΄ + 180˚ – 57˚ 24΄ = 131˚ 15΄

Погрешность не допустима.

8.Переводим дирекционные углы в румбы:

В зависимости от значения дирекционного угла определяем четверть и её наименование и по расчетным формулам определяем румбы.                                                  

                От 0˚  до 90 ˚                          1 четверть R = А          СВ

                От 90˚ до 180˚                        2 четверть R= 180 –А  ЮВ

                От 180˚ до 270˚                      3 четверть R =А – 180 ЮЗ

                От 270˚ до 360˚                      4 четверть R= 360 – А СЗ

 

Например, α II-III =331˚ 24΄ , значение От 270˚ до 360˚ - 4четверть R= 360 – А

R = 360˚-331˚ 24΄ = 28 ˚ 36΄

 

9.Определяем вычисленные координаты по формулам:

Δ X= d * со s r ; Δ Y = d * sin r.

 

Δ X= d * со s α ; Δ Y = d * sin α .

d - горизонтальное проложение или длина линии, берется из таблицы 1 или графы 6 в ведомости координат

 со s r, sin r. - косинус или синус румба

со s α, sin α – косинус или синус дирекционного угла.

 Косинусы и синусы определяем при помощи инженерного калькулятора.

 Например,

Δ X I-II = d I-II * со s α I-II =130.00 * 0.847740 = 110.21м

Δ X II-III = d II-III * со s α II-III =112.50* 0.87798= 98.77м

Δ X III-IY =d III-IY * со s α III-IY= 106.25 * 0.98862=105.04м

Δ X IY-I =d IY-I * со s α IY-I = 141.90 * 0.65934 = 93.56 м

 Аналогично считаем Δ Y

Полученные результаты округляем до сотых и записываем в ведомость координат в соответствующие графы

 

10.В зависимости от наименований румбов расставляем знаки в приращениях координат и определяем линейную невязку; для этого складываем по графе ΔХ значения с плюсом и с минусом , находим между ними разницу, аналогично по графе ΔУ.

Δ X+ 203.81

Δ X- 203.77

ƒх= + 0.04м;                                                                    -11-

 

                                

ΔY + 122.67

ΔY - 122.80

ƒу = - 0.13м

 

11.Определяем абсолютную невязку ƒабс.=√ ƒх² +ƒу²= 0.14

 

12.Определяем относительную невязкуƒотн.=ƒабс.: Р = 1 ∕ 490.65 < 1∕ 2000

Р- периметр ( сумма всех сторон)

 

13.Распределяем линейную невязку с противоположным знаком по вычисленным приращениям и с учетом знаков считаем исправленные приращения.

 Если невязка делится поровну на все приращения, то каждому вычисленному приращению даем одинаковые поправки. Как в варианте с приращениями по Δ X. ƒх= +0.04; у нас 4 приращения. Поэтому каждому значению даем поправку – 0.01.

Если полученная невязка не делится поровну, то поправку считают по формулам:

δх=ƒх ∕ Р * d

 δ у=ƒ у ∕Р * d.

Определим поправки по приращениям ΔY.

δ у= 0.13/ 490.65 =0.00026

ΔY1= δ у* d=0.00026 * 130.00= 0.03

ΔY II =0.00026* 112.50 =0.03 и т.д.

 

14.Определяем координаты точек: Хп+1 =Х п-1 + Δ Х

                                                        Уп+1 =У п-1 + ΔУ

Хп+1, Уп+1   - координаты последующей точки

Х п-1, У п-1 - координаты предыдущей точки

Δ Х, ΔУ – приращения координат

 

Например, Х II= X I + Δ Х I = 500.00 –110.22 = 389.78м

                ХIII = Х II + Δ ХII = 389.78 + 98.76 = 488.54м

                ХIY = XIII + Δ ХIII = 488.54 +105.03 = 593.57м

 

Контроль: ХI= ХIY + Δ Х IY = 593.57 -93.57 = 500.00м

 

 Аналогично определяем координаты У

 

5. Построение топографического плана.

Задание 2.

 

2.1. Передать проектную отметку на неглубокий котлован ( выполнить расчеты и схему).

Исходная отметка репера Нрп.=100.255м

 

Каждый студент берёт отметку репера, изменяя её с учетом своего номера варианта:

Нрп.= 100.255+ № в, № в прибавляем к целым метрам

где № в – номер варианта, равный порядковому номеру студента в журнале

Пример : Нрп.= 100.255 + 18 + 118.255м. № в= 18.

Отсчет на репере a = 1236

Проектную отметку дна котлована принять меньше отметки репера на 0954мм;

Н пр=

 

2.2. Передать проектную отметку на глубокий котлован ( выполнить расчеты и схему)

Отметку и отсчет на репере взять по варианту неглубокого котлована.

       Отсчет на рулетке с 1 станции b1 = 5820

       Отсчет на рулетке  со 2 станции b2= 1530.

      Проектная отметка дна котлована  меньше отметки репера на 4500; Нпр =

 

                           Пример выполнения работы:

 

          Передача проектной отметки на неглубокий котлован

 

Устанавливаем нивелир между репером и котлованом (рис.3)

 Отметка репера Н рп.= 148.350м. Отсчет по рейке а = 1210.

 Проектная отметка дна котлована Нпр.= Нт.в.= 147.225 м.

Определяем ГИ = Нрп +а.; ГИ =148.350 + 1.21= 149.560 м.

 Определяем высоту проектной рейки  bпр= ГИ – Нпр = 149.560 - 147.225 =2335.

 

На рис 3 приведена схема передачи проектной отметки на неглубокий котлован

 

                                                                                                        Рис.3

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Общие методические указания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Методические указания по изучению отдельных тем курса                    6

Контрольные задания и указания по их выполнению                          10

Контрольная работа

Задание 1. Составление топографического плана строительной

площадки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Приложение 1 . Образец заполнения ведомости координат                     18

Задание 2. Передача проектной отметки на котлован                              19

Заключение                                                                                                     21

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   22

 

                                    

                       Введение.

1. Цели и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является:

- приобретение теоретических и практических знаний, необходимых при проектировании, строительстве и    эксплуатации объектов промышленного, гражданского и специального назначения;

- ознакомление с современными методами построения геодезических сетей и производства съёмок, способами измерений и вычислений.

Задачами дисциплины являются:

- изучение топографических материалов, умение составлять их и работать с ними;

- изучение и освоение методов математической обработки результатов геодезических измерений:

- приобретение навыков, необходимых

 

Для подготовки компетентного техника-строителя, соответствующего потребностям строительного производства специалист должен :

знать:

основные понятие и термины, используемые в геодезии;

назначение опорных геодезических сетей;

масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;

систему плоских прямоугольных координат;

приборы и инструменты для измерений:

линий, углов и определения превышений;

виды геодезических измерений;

уметь:

читать ситуации на планах и картах;

определять положение линий на местности;

решать задачи на масштабы;

решать прямую и обратную геодезическую задачу;

выносить на строительную площадку элементы стройгенплана;

пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;

проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и геометрического нивелирования;

     владеть:

- навыками математической обработки результатов измерений и составления топографических материалов

 

               Структура и порядок изучения дисциплины.

В контрольную работу входят вопросы  раздела программы.

Раздел  содержит темы, раскрывающие общие принципиальные основы и методы геодезии: сведения о фигуре Земли и системах координат; ориентирование линий; топографические планы и карты; методы обработки геодезических измерений и оценки точности; геодезические измерения; топографические съемки.

Во время сессии студенты выполняют практические работы и также проводятся лекции по теоретическому материалу. В процессе изучения курса студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу, в которую входят  2 задания.  Контрольные работы сдаются на рецензирование в установленные сроки.

 

По дисциплине  по окончании изучения предусмотрен  дифференцированный  зачет.

Общие методические указания.

 

Основной отчетный документ, определяющий качество самостоятельного изучения учебного материала - контрольная работа. Контрольная работа выполняется в соответствии с индивидуальным заданием и указаниями, которые приводятся в настоящем пособии. При выполнении контрольной работы необходимо дать исчерпывающее решение задач, предусмотренных заданием, 

. Решения задач должны сопровождаться кратким пояснительным текстом, в котором указывается, какая величина определяется и по какой формуле, какие числовые значения подставляются в формулы и откуда они берутся.  Необходимо показать ход решения задачи, привести единицы физических величин.

Оформлять контрольную работу следует четко, оставляя поля для замечаний преподавателя. После рецензирования контрольной работы студенту сообщается отзыв о её качестве.

 

 

                                                  

Методические указания по изучению отдельных тем курса.

                        Основные сведения по геодезии.

                                     1. Введение.

Геодезия как наука и задачи, решаемые с её помощью. Связь инженерной геодезии с другими дисциплинами учебного плана.

Значение геодезической подготовки для инженера строителя в современных условиях.

Краткий очерк развития инженерной геодезии. Современные организационные формы геодезической службы в строительстве.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 350.