Краткий перечень методов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:
• словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
• наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений - таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
• практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.
По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:
• метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
• метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

 







Справка по итогам анализа урока

 

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ

 (схема анализа и самоанализа урока)

 

Общие сведения:

£ школа, класс, дата проведения урока;

£ тема урока, задачи урока.

 

Оборудование урока:

£ какие средства обучения использовал учитель;

£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

£ как подготовлена классная доска к уроку.

 

Содержание урока:

£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;

£ проведена ли его дидактическая обработка;

£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;

£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

£ как осуществлялись межпредметные связи;

£ соблюдались ли внутрипредметные связи;

£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

 

Тип и структура урока:

£ какой тип урока избран, его целесообразность;

£ место урока в системе уроков по данному разделу;

£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

£ соответствие структуры урока данному типу;

£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.

 

Реализация принципов обучения:

£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

£ как реализовывался принцип доступности обучения;

£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;

£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;

£ как осуществлялось руководство учением школьников;

£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.

 

 

Методы обучения:

£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

£ какие методы способствовали активизации учения школьников;

£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;

£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.

 

Организация учебной работы на уроке:

£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;

£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;

£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;

£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;

£ как подводил итоги этапов и всего урока.

 

Система работы учителя:

£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;

£ определение объёма учебного материала на урок;

£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;

£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

 

Система работы учащихся:

£ организованность и активность на разных этапах урока;

£ адекватность эмоционального отклика;

£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;

£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

£ уровень усвоения основных знаний и умений;

£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

 

Общие результаты урока:

£ выполнение плана урока;

£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:

1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

£ общая оценка результатов и эффективности урока;

£ рекомендации по улучшению качества урока.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 444.