По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:
• словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
• наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений - таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
• практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.
По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:
• метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
• метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).
Справка по итогам анализа урока
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ
(схема анализа и самоанализа урока)
Общие сведения:
£ школа, класс, дата проведения урока;
£ тема урока, задачи урока.
Оборудование урока:
£ какие средства обучения использовал учитель;
£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
£ как подготовлена классная доска к уроку.
Содержание урока:
£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;
£ проведена ли его дидактическая обработка;
£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;
£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
£ как осуществлялись межпредметные связи;
£ соблюдались ли внутрипредметные связи;
£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.
Тип и структура урока:
£ какой тип урока избран, его целесообразность;
£ место урока в системе уроков по данному разделу;
£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
£ соответствие структуры урока данному типу;
£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.
Реализация принципов обучения:
£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
£ как реализовывался принцип доступности обучения;
£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;
£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
£ как осуществлялось руководство учением школьников;
£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.
Методы обучения:
£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
£ какие методы способствовали активизации учения школьников;
£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;
£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.
Организация учебной работы на уроке:
£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;
£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;
£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;
£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;
£ как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы учителя:
£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;
£ определение объёма учебного материала на урок;
£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;
£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
Система работы учащихся:
£ организованность и активность на разных этапах урока;
£ адекватность эмоционального отклика;
£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;
£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
£ уровень усвоения основных знаний и умений;
£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Общие результаты урока:
£ выполнение плана урока;
£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:
1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;
2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;
3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;
£ общая оценка результатов и эффективности урока;
£ рекомендации по улучшению качества урока.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 444.