Обзор научных источников (реферат)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обзор научных источников (реферат)

В начале методологического раздела программы рекомендуется представить т.н. «литературный обзор» или реферат — критический обзор научных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы.

В результате обзора можно:

- более точно сформулировать проблему собственного ис-ния;

- выявить общепринятые объяснения изучаемого феномена;

- установить смысл понятий, взаимосвязи между ними;

- выявить и сопоставить исследовательские подходы и на этой основе определить собственный подход;

- изучить имеющиеся методики исследования и полученные выводы.

 

3. Проблема И: сущность, виды и требования к формулировке

Формулировка и обоснование проблемы исследования является ключевым моментом разработки программы.

 

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

 

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации.

Социальная проблема — осознаваемое противоречие между сущим и должным, между ожиданиями и результатами практической деятельности людей.

Социальная проблема в исследовании — осознаваемое противоречие между тем, что знает исследователь об изучаемом объекте и как обстоят дела в реальности.

Неразрешенное противоречие, отсутствие знаний — начальная точка исследования.

 

Источники формулировки проблемы:

- проблемная ситуация — противоречие в практической деятельности;

- социальный заказ, носителями которого являются органы управления, СМИ;

- сам исследователь, его интерес.

 

Виды проблем:

Цель исследования

1.1 гносеологические (логико-познавательные) проблемы — противоречия, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социального явления («дефицит знания»)

1.2 социологические (предметные) проблемы — противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы, социальных институтов, побуждающие их к действиям («дефицит действия»)

2. «Носитель» социальной проблемы: различные социальные группы (социально- демографические, профессиональные, этнические и т.д.), организации (предприятия, учреждения), социальные институты и др.

3. Масштаб распространённости социальной проблемы: глобальные, общенациональные, региональные, локальные (город, посёлок, район).

4. Время действия социальной проблемы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. Глубина противоречия: одноплановые проблемы (затрагивают какую-либо из сторон социального явления; функциональные проблемы — вызваны нарушением сложившихся ранее связей; системные проблемы— отражают нарушение (дисбаланс) всей системы элементов социального явления.

Ядром социальной проблемы выступают социальные факты.

Требования к формулировке проблемы:

- не путать понятия «проблема» и «тема» исследования. Тема — более или менее чётко определённая область знания, комплекс проблем, решаемых исследователем;

- определить спектр проблем, связанных с данной темой и проанализировать, оценить их: отбросить проблемы, которые способен изучить академический социолог;

- разделить «проблематичное» (неизвестное) и «непроблематичное» (известное);

- различить нерешаемые проблемы и нерешённые проблемы;

- отделить существенное от несущественного в отношении общей проблемы;

- разделить общую проблему (проблемную ситуацию) на ее элементы и упорядочить по частным проблемам;

- сформулировать проблему в контексте проверки некоторой теории;

- сформулировать проблему как генерализацию (обобщённое суждение, умозаключение), а не в форме суждения о единичных событиях;

- возвращаться к формулировке проблемы несколько раз;

- сформулировать проблему в одном предложении.

Виды гипотез.

Масштаб гипотезы.

1. Общая — предположение о структуре объекта в целом. 2. Частная — предположение об отдельных переменных или связи между ними.

Содержание гипотезы.

1. Описательная — предположение о существенных свойствах объекта.

2. Объяснительная — предположение о взаимосвязи, причинно-следственной зависимости между переменными.

Этап исследования.

1. Первичная — формулируется в начале исследования.

2. Вторичная — формулируется взамен первичной, если она была опровергнута полученными эмпирическими данными.

Требования к формулировке гипотезы.

1. Гипотеза не должна содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации (проверяемость или верифицируемость гипотезы).

2. Гипотеза должна быть простой, т.е. не содержать оговорок и ограничений (четкость и простота формулировки).

3. Гипотеза не должна противоречить уже известным фактам (непротиворечивость).

4. Гипотеза должна объяснять наиболее общие проявления феномена, а не его частное применение (всеобщность).

5. Гипотеза должна соответствовать познавательным возможностям метода исследования (адекватность).

 

 

Обзор научных источников (реферат)

В начале методологического раздела программы рекомендуется представить т.н. «литературный обзор» или реферат — критический обзор научных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы.

В результате обзора можно:

- более точно сформулировать проблему собственного ис-ния;

- выявить общепринятые объяснения изучаемого феномена;

- установить смысл понятий, взаимосвязи между ними;

- выявить и сопоставить исследовательские подходы и на этой основе определить собственный подход;

- изучить имеющиеся методики исследования и полученные выводы.

 

3. Проблема И: сущность, виды и требования к формулировке

Формулировка и обоснование проблемы исследования является ключевым моментом разработки программы.

 

Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

 

Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации.

Социальная проблема — осознаваемое противоречие между сущим и должным, между ожиданиями и результатами практической деятельности людей.

Социальная проблема в исследовании — осознаваемое противоречие между тем, что знает исследователь об изучаемом объекте и как обстоят дела в реальности.

Неразрешенное противоречие, отсутствие знаний — начальная точка исследования.

 

Источники формулировки проблемы:

- проблемная ситуация — противоречие в практической деятельности;

- социальный заказ, носителями которого являются органы управления, СМИ;

- сам исследователь, его интерес.

 

Виды проблем:

Цель исследования

1.1 гносеологические (логико-познавательные) проблемы — противоречия, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социального явления («дефицит знания»)

1.2 социологические (предметные) проблемы — противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы, социальных институтов, побуждающие их к действиям («дефицит действия»)

2. «Носитель» социальной проблемы: различные социальные группы (социально- демографические, профессиональные, этнические и т.д.), организации (предприятия, учреждения), социальные институты и др.

3. Масштаб распространённости социальной проблемы: глобальные, общенациональные, региональные, локальные (город, посёлок, район).

4. Время действия социальной проблемы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. Глубина противоречия: одноплановые проблемы (затрагивают какую-либо из сторон социального явления; функциональные проблемы — вызваны нарушением сложившихся ранее связей; системные проблемы— отражают нарушение (дисбаланс) всей системы элементов социального явления.

Ядром социальной проблемы выступают социальные факты.

Требования к формулировке проблемы:

- не путать понятия «проблема» и «тема» исследования. Тема — более или менее чётко определённая область знания, комплекс проблем, решаемых исследователем;

- определить спектр проблем, связанных с данной темой и проанализировать, оценить их: отбросить проблемы, которые способен изучить академический социолог;

- разделить «проблематичное» (неизвестное) и «непроблематичное» (известное);

- различить нерешаемые проблемы и нерешённые проблемы;

- отделить существенное от несущественного в отношении общей проблемы;

- разделить общую проблему (проблемную ситуацию) на ее элементы и упорядочить по частным проблемам;

- сформулировать проблему в контексте проверки некоторой теории;

- сформулировать проблему как генерализацию (обобщённое суждение, умозаключение), а не в форме суждения о единичных событиях;

- возвращаться к формулировке проблемы несколько раз;

- сформулировать проблему в одном предложении.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 335.