Обзор научных источников (реферат)
В начале методологического раздела программы рекомендуется представить т.н. «литературный обзор» или реферат — критический обзор научных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы.
В результате обзора можно:
- более точно сформулировать проблему собственного ис-ния;
- выявить общепринятые объяснения изучаемого феномена;
- установить смысл понятий, взаимосвязи между ними;
- выявить и сопоставить исследовательские подходы и на этой основе определить собственный подход;
- изучить имеющиеся методики исследования и полученные выводы.
3. Проблема И: сущность, виды и требования к формулировке
Формулировка и обоснование проблемы исследования является ключевым моментом разработки программы.
Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации.
Социальная проблема — осознаваемое противоречие между сущим и должным, между ожиданиями и результатами практической деятельности людей.
Социальная проблема в исследовании — осознаваемое противоречие между тем, что знает исследователь об изучаемом объекте и как обстоят дела в реальности.
Неразрешенное противоречие, отсутствие знаний — начальная точка исследования.
Источники формулировки проблемы:
- проблемная ситуация — противоречие в практической деятельности;
- социальный заказ, носителями которого являются органы управления, СМИ;
- сам исследователь, его интерес.
Виды проблем:
Цель исследования
1.1 гносеологические (логико-познавательные) проблемы — противоречия, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социального явления («дефицит знания»)
1.2 социологические (предметные) проблемы — противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы, социальных институтов, побуждающие их к действиям («дефицит действия»)
2. «Носитель» социальной проблемы: различные социальные группы (социально- демографические, профессиональные, этнические и т.д.), организации (предприятия, учреждения), социальные институты и др.
3. Масштаб распространённости социальной проблемы: глобальные, общенациональные, региональные, локальные (город, посёлок, район).
4. Время действия социальной проблемы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
5. Глубина противоречия: одноплановые проблемы (затрагивают какую-либо из сторон социального явления; функциональные проблемы — вызваны нарушением сложившихся ранее связей; системные проблемы— отражают нарушение (дисбаланс) всей системы элементов социального явления.
Ядром социальной проблемы выступают социальные факты.
Требования к формулировке проблемы:
- не путать понятия «проблема» и «тема» исследования. Тема — более или менее чётко определённая область знания, комплекс проблем, решаемых исследователем;
- определить спектр проблем, связанных с данной темой и проанализировать, оценить их: отбросить проблемы, которые способен изучить академический социолог;
- разделить «проблематичное» (неизвестное) и «непроблематичное» (известное);
- различить нерешаемые проблемы и нерешённые проблемы;
- отделить существенное от несущественного в отношении общей проблемы;
- разделить общую проблему (проблемную ситуацию) на ее элементы и упорядочить по частным проблемам;
- сформулировать проблему в контексте проверки некоторой теории;
- сформулировать проблему как генерализацию (обобщённое суждение, умозаключение), а не в форме суждения о единичных событиях;
- возвращаться к формулировке проблемы несколько раз;
- сформулировать проблему в одном предложении.
Виды гипотез.
Масштаб гипотезы.
1. Общая — предположение о структуре объекта в целом. 2. Частная — предположение об отдельных переменных или связи между ними.
Содержание гипотезы.
1. Описательная — предположение о существенных свойствах объекта.
2. Объяснительная — предположение о взаимосвязи, причинно-следственной зависимости между переменными.
Этап исследования.
1. Первичная — формулируется в начале исследования.
2. Вторичная — формулируется взамен первичной, если она была опровергнута полученными эмпирическими данными.
Требования к формулировке гипотезы.
1. Гипотеза не должна содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации (проверяемость или верифицируемость гипотезы).
2. Гипотеза должна быть простой, т.е. не содержать оговорок и ограничений (четкость и простота формулировки).
3. Гипотеза не должна противоречить уже известным фактам (непротиворечивость).
4. Гипотеза должна объяснять наиболее общие проявления феномена, а не его частное применение (всеобщность).
5. Гипотеза должна соответствовать познавательным возможностям метода исследования (адекватность).
Обзор научных источников (реферат)
В начале методологического раздела программы рекомендуется представить т.н. «литературный обзор» или реферат — критический обзор научных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы.
В результате обзора можно:
- более точно сформулировать проблему собственного ис-ния;
- выявить общепринятые объяснения изучаемого феномена;
- установить смысл понятий, взаимосвязи между ними;
- выявить и сопоставить исследовательские подходы и на этой основе определить собственный подход;
- изучить имеющиеся методики исследования и полученные выводы.
3. Проблема И: сущность, виды и требования к формулировке
Формулировка и обоснование проблемы исследования является ключевым моментом разработки программы.
Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации.
Социальная проблема — осознаваемое противоречие между сущим и должным, между ожиданиями и результатами практической деятельности людей.
Социальная проблема в исследовании — осознаваемое противоречие между тем, что знает исследователь об изучаемом объекте и как обстоят дела в реальности.
Неразрешенное противоречие, отсутствие знаний — начальная точка исследования.
Источники формулировки проблемы:
- проблемная ситуация — противоречие в практической деятельности;
- социальный заказ, носителями которого являются органы управления, СМИ;
- сам исследователь, его интерес.
Виды проблем:
Цель исследования
1.1 гносеологические (логико-познавательные) проблемы — противоречия, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения социального явления («дефицит знания»)
1.2 социологические (предметные) проблемы — противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы, социальных институтов, побуждающие их к действиям («дефицит действия»)
2. «Носитель» социальной проблемы: различные социальные группы (социально- демографические, профессиональные, этнические и т.д.), организации (предприятия, учреждения), социальные институты и др.
3. Масштаб распространённости социальной проблемы: глобальные, общенациональные, региональные, локальные (город, посёлок, район).
4. Время действия социальной проблемы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
5. Глубина противоречия: одноплановые проблемы (затрагивают какую-либо из сторон социального явления; функциональные проблемы — вызваны нарушением сложившихся ранее связей; системные проблемы— отражают нарушение (дисбаланс) всей системы элементов социального явления.
Ядром социальной проблемы выступают социальные факты.
Требования к формулировке проблемы:
- не путать понятия «проблема» и «тема» исследования. Тема — более или менее чётко определённая область знания, комплекс проблем, решаемых исследователем;
- определить спектр проблем, связанных с данной темой и проанализировать, оценить их: отбросить проблемы, которые способен изучить академический социолог;
- разделить «проблематичное» (неизвестное) и «непроблематичное» (известное);
- различить нерешаемые проблемы и нерешённые проблемы;
- отделить существенное от несущественного в отношении общей проблемы;
- разделить общую проблему (проблемную ситуацию) на ее элементы и упорядочить по частным проблемам;
- сформулировать проблему в контексте проверки некоторой теории;
- сформулировать проблему как генерализацию (обобщённое суждение, умозаключение), а не в форме суждения о единичных событиях;
- возвращаться к формулировке проблемы несколько раз;
- сформулировать проблему в одном предложении.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 330.