Главные критерии отнесения государства к числу федеративных:
а) формально-официальный — государство называется федерацией;
б) статусный: федеративное государство предполагает, что его части получают статус субъектов федерации и более высокую меру самостоятельности, нежели части унитарного государства.
Вместе с тем у субъекта федерации более низкий статус, чем у независимого государства. Это выражается в следующем:
— независимое государство, вошедшее в состав федерации, отказывается от самостоятельности на международной арене, которой до этого обладало. Оно может либо вообще перестать быть субъектом международного общения, передавая эту функцию федерации, либо в ограниченном объеме участвовать во внешнеполитических и внешнеэкономических связях — при координирующей роли федерального центра;
— на федерацию возлагаются ключевые задачи законотворчества; субъект сохраняет законотворчество в усеченном объеме и опять же при координирующей роли федерации;
— входя в федерацию, государство, становящееся субъектом, передает ей право собственности на многие объекты, ранее бывшие только в его владении, либо совместно с федерацией осуществляет права собственника, либо объект разделяется на части, по отношению к которым собственником далее будут или федерация, или субъект федерации;
— становясь частью федерации, государство передает федерации свои права на армию, вооруженные силы.
Сложным является вопрос, образно говоря, о возвращении в первоначальное состояние. Как правило, войдя в федерацию, территория лишается своей независимости навсегда, никакого права на выход не предусматривается. В отдельных федерациях право субъекта на выход все-таки закрепляется, однако скорее как общая возможность, поскольку реальных путей ее реализации не устанавливается. Если субъект (при отсутствии права на выход либо провозглашении его — это не важно) надумает выходить из федерации, это приведет к сложным, а то и безрезультатным переговорам; нельзя исключать и вооруженно-повстанческий путь возвращения к государственной независимости.
Применительно к федерациям возможны классификации по различным признакам.
1. По видам субъектов могут быть федерации:
— все субъекты которых формально являются государствами;
— имеющие смешанный состав субъектов — государства (республики), национально-государственные (автономные) образования, территориально-государственные (территориальные) образования.
2. По порядку образования различают:
— объединение ранее официально независимых государств в новое, федеративное государство — типичным примером является образование Союза ССР в 1922 г., когда в новый союз вошли независимые республики — РСФСР, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР, в нее входили Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР), Украинская ССР и Белорусская ССР; этот вариант в науке называют образованием федерации «снизу»;
— преобразование ранее унитарного государства в федеративное, например Бельгия, а также Россия, которая до января 1918 г. официально являлась унитарным государством, а затем была провозглашена федеративным государством; этот вариант в науке называют образованием федерации «сверху».
3. По правовой основе федерации могут быть:
— договорные, основой которых является договор об образовании либо об объединении;
— конституционные, их основой является конституция федеративного государства.
Обычно эти два пути переплетаются, отсюда могут быть договорно-конституционная или конституционно-договорная федерации. Очередность слов в данном случае может иметь важное значение, т. е. в договорно-конституционной федерации предполагается более высокое значение договора, в конституционно-договорной ранее заключенный договор о федеративном объединении с принятием конституции включается либо в нее, либо в основном законе объявляется о подчиненном значении договора.
4. По статусу субъектов выделяют федерации:
— симметричные — в них субъекты имеют равное правовое положение;
— асимметричные — в основном статус субъектов сходен, однако есть и различия, прежде всего у них больше или меньше объем прав и возможностей в отношениях с федеральным центром.
5. По разграничению предметов ведения и полномочий федерации и субъектов используются такие модели:
— первая модель: юридически закрепляется (достаточно большой) объем предметов ведения и полномочий центра; все оставшееся принадлежит субъектам;
— вторая модель: как бы наоборот, т. е. называется исчерпывающе объем предметов ведения и полномочий субъектов, остальное находится в ведении федерации, правда, это, как правило, ключевые предметы ведения и полномочия.
В приведенных вариантах используется так называемый остаточный принцип: у меня почти все, у тебя — что осталось. Не следует думать, будто одна сторона обделяет другую — наиболее важные для федерации или субъекта предметы ведения и полномочия при этом обозначаются;
— третья модель: в законодательстве четко определяются предметы ведения и полномочия каждой из сторон;
— четвертая модель: есть предметы ведения только федерации, в рамках которых полномочия принадлежат исключительно федерации; есть предметы совместного ведения, внутри которых свои полномочия имеют и федерация, и субъекты; все оставшееся за пределами названных двух групп относится к предметам ведения и полномочиям только субъектов. Четвертая модель применяется в Российской Федерации.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Итак, государственная целостность как принцип Российского федеративного государства означает:
— его территория едина и неделима;
— власть органов РФ распространяется на всю территорию страны в рамках полномочий, отнесенных к ведению Федерации;
— субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом;
— они не имеют права выхода из Федерации;
— во внутренних делах и международном общении Россия координирует усилия субъектов, но гарантирует самостоятельность и независимость в осуществлении их собственных полномочий;
— Россия связана своим субъектным составом, определенным Конституцией, и не может его изменить в одностороннем порядке.
Самоопределение народов надо понимать как их право на самоуправление, на самостоятельное решение вопросов своей жизни. Помимо этого, самоопределение народов предполагает и их право определить свою судьбу в государственно-правовом плане. В принципе это может выражаться в двух видах возможностей: а) создать свое государственное образование в виде государства (республики) или автономии; б) отказаться от создания собственного государственного образования. Самоопределение народов не предполагает обязательного создания каждым из них «своего» субъекта РФ.
В отличие от предыдущего принципа, где речь шла о равноправии народов в Российской Федерации, в данном принципе подчеркивается равноправие структурных единиц самого федеративного государства — его субъектов.
Равноправие субъектов РФ имеет два аспекта.
Во-первых, субъекты РФ равны в правах друг с другом. Несмотря на разные наименования, согласно принципу равноправия они имеют один и тот же объем прав. Это означает, что:
— когда субъекты наделяются федеральным законодательством какими-то вопросами ведения и полномочиями, они являются одинаковыми для всех без исключения субъектов;
— вопросы собственного ведения для всех субъектов предопределяются фактом их нахождения в составе Федерации, субъект не вправе установить для себя особые предметы ведения и полномочия, не соответствующие характеру федеративного государства.
Разумеется, в рамках дозволенного каждый субъект вправе проявить свое усмотрение, что-то урегулировать более подробно, в чем- то ограничиться минимумом норм; принцип равноправия в данном плане означает лишь то, что субъект, пока не проявивший своей активности в регулировании соответствующего вопроса, сможет это сделать позже.
Во-вторых, равноправие субъектов означает равенство между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. С одной стороны, ни у кого нет каких-либо преимуществ на особое представительство в федеральных органах, на привилегированное положение при рассмотрении вопросов, с другой — федеральные органы не имеют юридических оснований и не должны фактически выделять какие-то субъекты из общей массы и строить с ними отношения на иной, особой основе, чем со всеми. Например, если Конституция РФ допускает договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов, такие договоры не могут противоречить Конституции и устанавливать иное, по сравнению с ней, разделение компетенции между Федерацией и конкретным субъектом.
Принцип единства системы государственной власти имеет несколько проявлений.
Во-первых, прежде всего речь должна идти о единстве сути органов государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти». И хотя образование этих органов осуществляется субъектами самостоятельно, они должны учитывать и другое положение Конституции, сформулированное в ст. 10: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, не только федеральные, но и органы государственной власти субъектов должны по своей природе и функциям соответствовать одной из групп этих органов, обозначенных в ст. 10.
Во-вторых, органы государственной власти РФ и ее субъектов должны быть именно тех видов, которые обозначены в Конституции, т. е. для законодательной деятельности должен быть создан представительный орган государственной власти субъекта, исполнительную власть осуществляет соответствующий орган этой ветви власти. Судебная власть в Федерации в целом централизована и является федеральной системой, хотя ее отдельные звенья функционируют в рамках субъектов; субъекты могут создать в качестве своих судебных органов конституционные (уставные) суды, к числу судов субъектов относятся и мировые суды. Не могут быть созданы органы, в которых соединялись бы законодательные и исполнительные, а тем более судебные функции, поскольку это противоречило бы ст. 10 Конституции РФ.
В-третьих, органы власти Федерации и ее субъектов образуются в единообразном порядке, основы которого предопределяются федеральным законодательством. Иначе говоря, это могут быть выборы населением депутатов, президентов или глав исполнительной власти. Депутаты не могут быть назначены Президентом РФ, главой исполнительной власти субъекта.
В-четвертых, принцип единства проявляется в основных полномочиях, которыми наделяются органы государственной власти. Только представительный орган власти принимает законы, исполнительная власть осуществляет оперативное управление хозяйственным и социально-культурным строительством на данной территории и т. д.
В-пятых, единство выражается также в главных линиях взаимоотношений между ветвями государственной власти на федеральном уровне и в субъекте. Они не подменяют друг друга, каждый занимается своими делами в соответствии с принципом разделения властей. Органы законодательной и исполнительной власти используют систему сдержек и противовесов в воздействии друг на друга. Но у них нет права взаимной отмены актов, все спорные вопросы решаются согласительными процедурами либо в судебном порядке.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.