Теперь попробуем выяснить, что понимать под правами, свободами и обязанностями по их содержанию. Ключевыми в ответе на этот вопрос являются подходы, которые в свое время сформулировал JI. Д. Воеводин.
Право, свобода — это возможность определенного поведения личности, т. е. совершение ею действий, поступков, соответствующих пониманию данного права, свободы в обществе и их отражению в конституции.
Чем различаются право и свобода человека и гражданина? Границы между ними подвижны, порой условны. Но в понятийном плане можно исходить из следующего.
«Право человека и гражданина» — юридически более формализированная категория, т. е. варианты использования права обозначаются в нормативном акте, нередко даже исчерпывающим образом. «Свобода» — понятие более широкое, может иметь много вариантов осуществления, одни можно отразить в нормах права, в отношении других зачастую это просто немыслимо сделать.
Разумеется, и при осуществлении основного права диапазон возможностей может быть широким, и при использовании основной свободы некоторые границы не исключаются. Кроме того, зачастую посредством категории «право» выделяются те варианты поведения, которые особо предполагаются или гарантируются государством. Более того, это делается и применительно к категории «свобода», когда внутри свободы выделяются более фиксируемые варианты поведения с помощью категории «право».
Таким образом, в случаях, когда переплетение строгих правил с творческими возможностями предполагается или не может быть исключено, мы зачастую наблюдаем использование обоих понятий совместно. Например, в ст. 28 Конституции читаем, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Понимать это положение надо так, что свобода совести, свобода вероисповедания имеют многие пути осуществления, используемые человеком по своему усмотрению. Но некоторые из них — как важнейшие — являются юридически более четкими и особо обеспечиваются государством.
В литературе иногда с правом связывают юридически фиксируемые варианты поведения, а со свободой — духовный мир личности, где конституция может лишь содержать общие гарантии, но не вторгаться в этот мир «грубыми» правовыми предписаниями. Не отрицая связи ряда свобод с умонастроениями личности, в то же время не надо видеть ничего опасного в том, что наряду с конституционными гарантиями таких свобод вводится и более детальный юридический порядок действий человека, поскольку это также является дополнительным раскрытием возможностей личности. Это относится к свободе личности, свободе совести, свободе слова, свободе манифестаций и др.
Обязанность гражданина (в том числе основная) — это необходимость определенного его поведения. Она может быть выражена в виде общего требования — например, соблюдать Конституцию и законы РФ, предусматривать один вариант действий, допускать даже насколько вариантов, в том числе используемых по усмотрению лица (например, обязанности родителей).
Наряду с обязанностями Конституция РФ говорит о долге гражданина, в ряде случаев использует обе категории совместно (например, согласно ст. 59 защита Отчества является долгом и обязанностью гражданина РФ). Категория «долг» выражает не только и не столько правовые, сколько общегражданские требования к личности. Поэтому данная категория является более широкой, она предполагает определенное поведение лица, но не может сводиться к нескольким конкретным правилам. Обязанность, даже если она выражена в общем требовании, можно конкретизировать в текущем законодательстве.
При характеристике сущности и видов основных прав, свобод и обязанностей граждан следует учитывать ряд факторов.
Во-первых, они выражают все же в первую очередь меру потребности личности и в этом смысле ее естественную и общественную природу.
Во-вторых, права, свободы и обязанности зависят также от меры возможностей общества и государства в удовлетворении потребностей личности, что влияет на наличие или отсутствие соответствующих прав, свобод и обязанностей; кроме того, отнюдь не исключен и мировоззренческий фактор, когда в одних странах какие-то права, свободы и обязанности закрепляются в конституциях, другие предпочитают этого не делать.
В-третьих, будучи закрепленными в конституции, основные права, свободы и обязанности становятся непосредственно действующими, они реализуются на основе норм основного закона и иных актов; однако если таких актов не появилось, они реализуются на базе записанного в самой конституции.
В-четвертых, реализация прав, свобод и обязанностей предполагает, что индивид: пользуется ими; ожидает или даже требует их обеспечения со стороны государства и обязанных других субъектов; прибегает к мерам принуждения (своим или государственным) для обеспечения соответствующего поведения других субъектов. Основные права, свободы и обязанности обеспечиваются материально, организационно и юридически, они гарантируются и защищаются государством, а в определенных аспектах и общественными силами.
Классификации прав
Как известно, главным классификационным основанием для деления права на отрасли в юридической науке приняты предмет и метод правового регулирования. Поскольку права, свободы и обязанности, установленные нормами данной отрасли, составляют органическую ее часть, постольку все особенности, отграничивающие одну отрасль от других отраслей, полностью относятся и к закрепляемым ею правам, свободам и обязанностям. Одним словом, предмет правового регулирования составляет одно яз оснований для группировки прав, свобод и обязанностей российских граждан:, выделения из всей массы этих прав, свобод и обязанностей таких, которые опосредуют однородные отношения и связи.
1. Поэтому можно говорить о соответствующих правах, свободах и обязанностях российских граждан в области административного, финансового, трудового, гражданского, семейного, экологического права. Все эти права, свободы и обязанности, будучи органической частью единой системы, индивидуализируются в ней в той же мере, в какой соответствующая отрасль права обособляется внутри всей правовой системы.
2. Деление права на публичное и частное предопределяется господством частной собственности, развитие которой с необходимостью предполагает известное ограничение государственного вмешательства в сферу частных интересов собственника. И в этом смысле указанное деление права имеет под собой вполне реальное основание. Оно исчезает тогда, когда общество уничтожает частную собственность и передает основные орудия и средства производства в распоряжение всего народа, делает их общественным достоянием.
3. В соответствии с существовавшим в теории и практике делением отраслей права на три главных звена" права, свободы и обязанности также можно разделить на три группы: 1) основополагающие (ведущие); 2) материальные; 3) процессуальные.
Первая группа прав, свобод и обязанностей граждан закрепляется нормами конституционного права. Их отличительная особенность состоит в том, что они фиксируют основополагающие (общие) нормы, регулирующие отношения между обществом и личностью, государством и гражданином; вторая – такими отраслями, как административное, трудовое, экологическое, гражданское, семейное и уголовное право, а третья – соответственна нормами гражданского, уголовного и арбитражного процесса. Такое распределение в принципе правильно, но применительно к системе прав и свобод личности оно нуждается в некоторых коррективах.
С большей и меньшей степенью определенности все правовые нормы по характеру выполняемых ими функций можно разделить на материальные и процессуальные. Лишь некоторым отраслям соответствуют процессуальные нормы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.). Во многих отраслях, таких, как конституционное, трудовое, экологическое право, наряду с нормами материального права содержатся также и процедурные нормы. Нормы процессуального права имеются в большем или меньшем числе в каждой из указанных отраслей материального права. Отсюда нормы этих отраслей права закрепляют как материальные, так и процессуальные права и свободы граждан.
К числу материальных прав, свобод и обязанностей относятся те из них, которые закрепляют за человеком и гражданином возможность удовлетворять свои потребности, пользоваться предоставленными обществом и государством разнообразными социальными благами. Главное функциональное назначение их в единой системе прав, свобод и обязанностей заключается в установлении тех благ, которыми личность имеет возможность пользоваться (право, свобода) или которые должна предоставлять обществу (обязанность, долг, повинность). В отличие от этого к категории процессуальных прав, свобод и обязанностей следует отнести те из них, которые осуществляют функцию обеспечения материальных прав и свобод, их защиту от возможных нарушений, а также восстановление, если они уже были нарушены. Иначе говоря, они определяют процесс, процедуру их осуществления.
4. С момента провозглашения прав и свобод французской Декларацией 1789 г. широкое распространение получило деление их на права человека и права гражданина. Эта двучленная классификация основывалась на естественно-правовой доктрине, которая учила, что одни права и свободы существовали до государства и не зависели от его признания, другие же, напротив, провозглашались государством и поэтому не существовали до него. Первые – права человека, вторые – права гражданина.
5. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) - основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.
6. Отмеченные идеи нашли наиболее последовательное выражение в теории субъективных прав Г. Еллинека, на основе которой им и была разработана классификация прав личности. Эта классификация нашла отражение в трудах многих авторов. В основу своей классификации Г. Еллинек кладет взаимоотношения государства и личности. В его трактовке личность есть публично-правовая категория. Человек личностью не является, а становится в силу предписания государства, членом которого он состоит. Государство может придать индивиду определенную публично-правовую квалификацию, предоставить ему определенный статус, поставить его в соответствующее публично-правовое состояние. Рассматривая возможные отношения, в которые государство ставит индивида, Г. Еллинек различает четыре направления его публично-правовой квалификации, четыре состояния: пассивное, негативное, позитивное и активное.
Пассивное состояние заключается в том, что индивид находится в подчинении у государства, которое, по мнению Г. Еллинека, является основанием всякой государственной деятельности. При этом состоянии исключено самоопределение индивида, его удел – беспрекословное подчинение. Из этого состояния для человека вытекают лишь обязанности, а не права, поэтому здесь нет личности.
Индивид становится личностью лишь во втором состоянии, в рамках негативного статуса. Признав индивида личностью, государство тем самым предоставляет ему возможность самоопределяться. Это влечет за собой ограничение пределов господства государственной власти и образование области, свободной от ее вмешательства. В результате этого образуется область индивидуальной свободы, негативного состояния, при котором индивидуальные цели удовлетворяются свободной деятельностью самой личности.
Позитивный статус выражается уже в признании государством за индивидом правовой способности привлекать государственную власть для осуществления своих интересов и пользоваться ее учреждениями. В результате этого индивид приобретает притязания положительного характера; государство признает за ним позитивное состояние, которое составляет основание для всей государственной деятельности, осуществляемой в интересах индивида.
Наконец, под активным статусом Г. Еллинек понимал состояние усиленной, квалифицированной, активной гражданственности, при котором государство само признает за индивидом способность действовать за него, т.е. осуществлять так называемые политические права.
7. Если в одних случаях в основу классификации кладут права, то в других случаях – свободы. Так, в частности, бывший член Конституционного совета Франции, ректор университета в Сорбонне Франсуа Люшер разделяет свободы на индивидуальные, публичные и свободы местных и территориальных коллективов.
8. Руководствуясь названными критериями, можно было бы выделить права, свободы и обязанности человека и гражданина: 1) в сфере личной безопасности и частной жизни; 2) в области государственной и общественно-политической жизни; 3) в области экономической, социальной и культурной деятельности.
9. По форме осуществления права и свободы можно подразделить на индивидуальные (свобода мысли и слова (ст. 29) и коллективные (совместные), обладание и пользование которыми могут быть только коллективными (совместными) (право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 30).
10. По характеру обеспечения конституционных прав и свобод их можно разграничить на права, для осуществления которых требуется со стороны государства предоставление в распоряжение граждан определенных материальных и духовных благ (право на социальное обеспечение, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37), а также на защиту от безработицы) и прав, для реализации которых достаточно поддержания общественного порядка и законности (неприкосновенность личности, жилища и др.).
Таким образом, право на жизнь как бы образует фундамент всех других прав и свобод, складывающихся в сфере личной безопасности и частной жизни. Оно выражает наивысшую ценность человеческого бытия.
11. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.
12. Хотя право на жизнь человека и является базой всех прав и свобод в сфере личной безопасности и индивидуальной частной жизни, тем не менее и в этой группе прав существует определенная системность, т.е. можно выделить три подгруппы. К первой относятся такие права, как право на жизнь человека, неприкосновенность личности, защита чести и достоинства; ко второй – все те права, которые обеспечивают тайну индивидуальной семейной жизни; и третий вид составляют свобода мысли, слова и совести.
Предложенная группировка, конечно, отражает субъективное видение автора. Могут быть и другие варианты классификации. Не останавливаясь специально на этой проблеме, назову лишь авторов, которые соответственно своему времени эту область прав и свобод группировали, исходя из других критериев.
13. Так, М.Ориу различал свободу отдельного существа и свободу деятельности. Свобода личности как существа распадается на свободу моральную (свобода совести), свободу физическую (гражданская свобода, личная свобода или безопасность, свобода передвижения и неприкосновенность частного жилища) и свободу социальную (в смысле семейных и сословных различий). Свобода деятельности в свою очередь разделяется на свободу труда, свободу преподавания, свободу печати и т.д.
14. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:
1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;
2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;
3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.
15. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:
1) личные,
2) политические,
3) экономические, социальные и культурные.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.