Сфера психической деятельности | Вид нарушений психической деятельности |
Нарушения сознания | Дезориентированность Постиктальное спутанное сознание Спутанность сознания Помраченное сознание Острое нарушение сознания Делирий Кома |
Нарушение гнозиса | Агнозия на лице Аутотопогнозия, анозогнозия Нарушение праволевой ориентации |
Нарушение праксиса | Невозможность выполнения произвольных движений, даже по подражанию при полном сознании |
Нарушение восприятия | Сужение объектов восприятия Дезориентация в пространстве и времени Искаженность сенсорного восприятия Нарушение сенсорной модальности восприятия |
Нарушение концентрации внимания | Снижение концентрации внимания и возможности сосредоточения Сужение объема внимания Нарушения произвольного внимания |
Нарушение эмоционально-волевой деятельности | Эмоциональная лабильность Перепады настроения Амбивалентность настроения Отсутствие контроля эмоциональной и поведенческой деятельности Трудности в принятии самостоятельных решений и доведения действий до конца Отсутствие элементов мотивации Нарушение эмоционального восприятия прошлых активных действий Изумленный взгляд Непроизвольный смех |
Нарушение поведения | Двигательные автоматизмы Двигательные персеверации Отсутствие программирования действий Расторможенность Гиперактивность Отсутствие критики и волевых усилий деятельности Нарушение произвольной регуляции поведения Агрессивность Амбивалентность поведения Мориоподобный и апатикоабулический синдром |
Личностные особенности | Незрелость личности Повышение возбудимости Нервозность Мнительность Тревожность Инфантилизм Эгоцентризм Внушаемость Акайрия Вязкость Дисфория |
Отчужденное ложное сенсорное восприятие и иллюзии | Зрительные галлюцинации Слуховые галлюцинации Обонятельные галлюцинации Диссоциативные расстройства Нарушение схемы тела Deja vu Jamais vu Deja entends Аутоскопия |
Нарушение обучения (школьные проблемы) | Нарушение письма и аграмматизмы Нарушение выполнения математического счета и операций Дисграфия Дизлексия Снижение уровня обобщения и педагогического развития Трудности анализа и синтеза материала |
Нарушения мышления | Конкретный, ситуационный и наглядно-образный характер мышления Нарушения абстрактной и логической стороны мышления Нарушение установления причинно-следственных отношений между понятиями Обстоятельность, вязкость и замедление темпа мышления |
Нарушение мнестических функций | Нарушение слухоречевой памяти Нарушение зрительной памяти Нарушение запоминания пространственных отношений Нарушение кратковременной памяти (на недавние события; мгновенного запоминания) Провалы в памяти Снижение объема памяти Контаминация памяти Потеря памяти (по типу ретроградной амнезии) Нарушение консолидации следов памяти, порядка запоминания и воспроизведения |
Общее недоразвитие речи I-III уровней | Снижение фонетико-фонематического слуха Алалия Сенсорная афазия (нарушение импрессивной речи) Нарушение экспрессивной речи (при обращении) Мнестическая афазия Моторная афазия (нарушение экспрессивной речи) Дизартрия (псевдобульбарная, бульбарная) Дислексия Синдром Аспергера Трудности в понимании инструкций к заданию и выполнению бытовых команд Регресс речевых навыков |
Эпилепсия у детей
Несмотря на то, что эпилепсия встречается в детском возрасте довольно часто, диагностика ее, особенно вначале, представляет немалые трудности. Детская эпилепсия трудна для диагностики еще и потому, что редко начинается с типичных развернутых судорожных припадков. Начало болезни может выражаться также в снохождениях, периодически появляющихся расстройствах настроения, внезапно возникающих страхах, приступах ничем не объяснимых болей в различных органах, пароксизмальных расстройствах поведения.
Эпилепсия у детей характеризуется более злокачественным течением, чем у взрослых, и скорее приводит к снижению интеллекта и разнообразным расстройствам речи. Свойственны детям и изменения личности, причем если у подростков развиваются черты характера, свойственные взрослым больным эпилепсией (медлительность, вязкость, «прилипчивость», мелочная пунктуальность), то для детей младшего возраста характерны все увеличивающееся двигательное беспокойство, чрезвычайная отвлекаемость внимания, невозможность сколько-нибудь длительной его концентрации.
Этиология и патогенез
К возникновению эпилепсии могут привести разнообразные вредные факторы, действующие как внутриутробно и во время родов, так и постнатально, особенно в ранние годы жизни (травмы, инфекции, интоксикации).
При эпилепсии с поздним началом (после 30 лет) у более молодых больных основным этиологическим фактором чаще является черепно-мозговая травма, у больных более старшего возраста — церебральная сосудистая патология. Имеет значение и наследственная отягощенность, но по поводу того, в чем конкретно это выражено, мнения весьма противоречивы. Имеются данные, что наследственно передается не само по себе заболевание, а предрасположение к нему. В настоящее время весьма распространено мнение, что эпилепсия чаще всего возникает при сочетании наследственного предрасположения с дополнительными вредностями, обычно в виде экзогенных факторов (травмы, инфекционные поражения центральной нервной системы и т.д.).
Встречается эпилепсия и с невыясненной еще пока эгиологией (в таких случаях иногда применяют термины «эссенциальная», «идиопатическая» или «криптогенная эпилепсия» — от греч. kryp-tos — тайный, скрытый).
Эпилепсия характеризуется определенными изменениями обмена веществ.
Был предложен ряд теорий (аутоинтоксикация, нарушение функции желез внутренней секреции, в частности коры надпочечников, и т.д.). Перспективным явилось изучение обмена непосредственно в самой мозговой ткани.
Течение и прогноз
Прогноз при эпилепсии как заболевании с хронически-прогредиентным течением малоблагоприятен, однако иногда наблюдается и полное прекращение процесса.
Прогностически неблагоприятными признаками являются раннее начало болезни, наличие малых припадков, преобладание больших эпилептических припадков над абортивными, склонность их к серийности, наличие эпилептических статусов, глубокое нарушение сознания в послеприпадочном периоде, частота и тяжесть сумеречных состояний в межприступном периоде, возникновение припадков и днем и ночью.
Степень доброкачественности или злокачественности течения эпилепсии в известной степени связана с асимметрией поражения в больших полушариях головного мозга. Так, относительно благоприятное течение наблюдается при более частой унилате-ральной локализации очагового поражения, при локализации поражения в правом полушарии и задних долях головного мозга, а неблагоприятное — при преимущественном поражении головного мозга в левом полушарии, увеличении доли генерализованных поражений головного мозга с вовлечением в патологический процесс лобно-височных структур Прогноз при эпилепсии может быть неблагоприятным не только для самой личности (нарастание своеобразных изменений мышления вплоть до выраженного слабоумия, характерологические изменения), но и для жизни Больные могут погибнуть от эпилептического статуса, от несчастного случая во время припадка (падение в огонь, в воду и тд.), могут покончить самоубийством во время дисфории или сумеречных состояний сознания. Дополнительные вредности (повторные травмы, резкое переутомление, инфекции, интоксикации) утяжеляют течение. Вредностью, способствующей значительному утяжелению процесса, является алкоголизм.
Дифференциальный диагноз
Прежде всего такие проявления эпилепсии нужно дифференцировать с некоторыми проявлениями истерии (см. главу 10) и сумеречными состояниями сознания. Характерная для истерии демонстративность поведения, возникновение болезненных проявлений не внезапно, как при эпилепсии, а в связи с внешними причинами, лабильность и поверхностность эмоциональных реакции больных истерией, их внушаемость могут помочь наряду с данными тщательно собранного анамнеза в дифференциальной диагностике. Следует провести и электроэнцефалографическое обследование.
Эпилепсию раннего детского возраста необходимо отличать от явной формы спазмофилии, сопровождающейся тоническими и клоническими судорогами
Большое значение имеет дифференцирование эпилепсии и заболеваний, сопровождающихся эпилептифорным синдромом. Интоксикации, инфекционные заболевания головного мозга, черепно-мозговые травмы и другие органические поражения центральной нервной системы могут сопровождаться эпилептиформным синдромом.
Лечение и профилактика
При лечении больных эпилепсией нужно исходить из двух принципиальных положений: 1) строго индивидуально подбирать не только наиболее эффективное лекарство и его дозировку, начиная с наименьшей, но часто и смесь противоэпилептических средств; 2) проводить терапию длительно с постепенным изменением дозировки и ни в коем случае не обрывать лечение сразу (опасность резкого обострения вплоть до появления эпилептического статуса!). Все лечебные мероприятия при эпилепсии можно разбить на 3 группы: 1) медикаментозная терапия, 2) правильная организация режима труда и отдыха и особенно режима питания (диетотерапия) и 3) трудотерапия.
Организация режима и диетотерапия. Правильно организованный режим и питание имеют большое значение для больных эпилепсией. С лечебной целью больным эпилепсией предлагается четыре вида диеты: голодная, бессолевая, с резким ограничением жидкости и так называемая кетогенная (уменьшение белков и углеводов с заменой их жирами).
Трудотерапия. Больным эпилепсией запрещается работать около движущихся механизмов, на высоте, у огня и воды. Однако если эпилепсия протекает без частых приступов, то больным рекомендуется посильный физический и умственный труд
Профилактика. Следует предупреждать причины, которые могут вызвать эпилепсию: Большая роль в профилактике эпилепсии принадлежит медико-генетическим консультациям.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.