Понятие «дидактическая игра»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция № 23

Тема: Игры с правилами. Дидактические игры в детском саду

 

ПЛАН

 

1. Понятие «дидактическая игра».

2. Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

3. Классификация дидактических игр.

4. Структура дидактической игры.

5.  Место дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

 

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Основываясь на конспект лекции сделать схему классификации дидактических игр.

2. Подобрать по 1 дидактической игре исходя из классификации.

Литература:

1. 2. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2011. - 128 c.
3. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 229 c.
4. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 2 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 93 c.
5. Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 205 c.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 1529 c.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 127 c.
8. Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника. Пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы / Г.Г. Галкина. - М.: Гном, 2011. - 186 c.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая разновозрастная группа) / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2005. - 207 c.
10. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
11. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
12. Звуковая дорожка. Дидактическая игра для автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: ИД "Белый Ветер", 2013. - 171 c.
13. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.
14. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2011. - 226 c.

15. Коноваленко, В. В. Антонимы. Картинный дидактический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014. - 127 c.
16. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2006. - 304 c.
17. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.
18. Матвеева, Е. И. Вместе весело играть! Январь. Старшая группа. Книга-пазл / Е.И. Матвеева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 257 c.
19. Металлиди, Ж. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для дошкольной группы детской музыкальной школы / Ж. Металлиди, А. Перцовская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 112 c.
20. Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня / Е.М. Минскин. - Л.: Просвещение; Издание 3-е, 2006. - 192 c.
21. Нефедова, М. Г. Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы / М.Г. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 68 c.
22. Нищева, Н. В. Волшебное дерево.Календарь природы.Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 164 c.
23. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 92 c.
24. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 111 c.
25. Сомкова, О. Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, Н.А. Сорока. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 159 c.
26. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2010. - 70 c.

 
























ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

 

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева)

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Все основные моменты, касающиеся использования дидактических игр в дошкольном возрасте, я постараюсь отразить в данной работе.

 

Лекция № 23

Тема: Игры с правилами. Дидактические игры в детском саду

 

ПЛАН

 

1. Понятие «дидактическая игра».

2. Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

3. Классификация дидактических игр.

4. Структура дидактической игры.

5.  Место дидактической игры в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

 

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Основываясь на конспект лекции сделать схему классификации дидактических игр.

2. Подобрать по 1 дидактической игре исходя из классификации.

Литература:

1. 2. Барчан, Т. А. Воздушные шарики. Дидактические игры от 2 до 5 лет / Т.А. Барчан. - М.: Карапуз, 2011. - 128 c.
3. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 1 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 229 c.
4. Берлова, Анжела Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В 2 книгах. Книга 2 / Анжела Берлова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 93 c.
5. Волочаева, И. А. Геометрический город. Дидактическая игра. Выпуск 3 / И.А. Волочаева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 205 c.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 1529 c.
7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию. Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 127 c.
8. Галкина, Г. Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1 по обучению грамоте дошкольника. Пособие для совместной работы педагогов и родителей с детьми старшей логопедической группы / Г.Г. Галкина. - М.: Гном, 2011. - 186 c.
9. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет (старшая разновозрастная группа) / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2005. - 207 c.
10. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2013. - 176 c.
11. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.
12. Звуковая дорожка. Дидактическая игра для автоматизации свистящих звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: ИД "Белый Ветер", 2013. - 171 c.
13. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 368 c.
14. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2011. - 226 c.

15. Коноваленко, В. В. Антонимы. Картинный дидактический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2014. - 127 c.
16. Краснощекова, Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2006. - 304 c.
17. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - М.: Сфера, Карапуз, 2009. - 160 c.
18. Матвеева, Е. И. Вместе весело играть! Январь. Старшая группа. Книга-пазл / Е.И. Матвеева. - М.: Русское слово - учебник, 2015. - 257 c.
19. Металлиди, Ж. Ж. Металлиди, А. Перцовская. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для дошкольной группы детской музыкальной школы / Ж. Металлиди, А. Перцовская. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 112 c.
20. Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня / Е.М. Минскин. - Л.: Просвещение; Издание 3-е, 2006. - 192 c.
21. Нефедова, М. Г. Дидактические игры по математике. 1 класс. Разрезные материалы / М.Г. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2011. - 68 c.
22. Нищева, Н. В. Волшебное дерево.Календарь природы.Дидактическая игра / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 164 c.
23. Нищева, Н. В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 92 c.
24. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 111 c.
25. Сомкова, О. Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста / О.Н. Сомкова, З.В. Бадакова, Н.А. Сорока. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 159 c.
26. Яворская, О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет / О.Н. Яворская. - М.: Каро, 2010. - 70 c.

 
























ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

 

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева)

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Все основные моменты, касающиеся использования дидактических игр в дошкольном возрасте, я постараюсь отразить в данной работе.

 

Понятие «дидактическая игра»


     Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

1.Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 470.