Произведения науки, литературы и искусства: проблемы правового регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как известно, содержание правоотношений составляют права и обязанности субъектов. В результате создания произведения литературы, науки и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного характера, так и имущественного характера. Указанные права относятся к категории «интеллектуальных прав».

В части четвертой ГК РФ указывается, что составные произведения по действующему российскому законодательству - это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подпункт 2 пункта 2 статьи 1259 ГК РФ), составителю сборника и автору иного составного произведения принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство) (пункт 2 статьи 1260 ГК РФ), а в статье 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, в которой устанавливается, что составными произведениями являются произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, которые охраняются без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников.

Следовательно, по действующему российскому законодательству автору составного произведения предоставляется наименьший объем авторских прав и, соответственно, меньшая, защита его авторских прав, что явно ущемляет права российских авторов произведений и противоречит нормам Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, участником которой является Российская Федерация.

Наиболее эффективно защита авторских прав на произведения науки, литературы и искусства осуществляется в судебном порядке и обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты. На основании ст. 12,1250 - 1252 и 1301 ГК РФ в диссертации определяется система способов защиты прав на творческие произведения. Она включает: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; выплаты компенсации; возмещение убытков; компенсация морального вреда; публикации решения суда о допущенном нарушении и иные способы, предусмотренные законом.

Возможность использования произведений в «цифровой форме» и развитие информационных технологий изменили отношение к этой форме защиты авторских прав. Средства самозащиты заключаются в принятии мер технического характера, которые предусматривают создание искусственных преград, затрудняющих воспроизведение и распространение экземпляров произведения. В этой связи, с положительной стороны следует отметить признание возможности использовать такие средства защиты авторских прав и запрет на их обход и устранение. Однако реализация этого принципа в ГК РФ, по мнению диссертанта, содержит ряд недостатков.

Во-первых положение о технических средствах защиты, изложенное в ст. 1299 ГК РФ противоречит принципам гражданско-правовой ответственности. Запрет на устранение технических средств защиты и ответственность за совершение этих действий в форме компенсации противоречит восстановительной направленности гражданско-правовой ответственности, поскольку совершение этих действий еще свидетельствует о нарушении авторских прав. Тем более не свидетельствует о нарушении авторских прав изготовление средств, делающих невозможным использование средств технической защиты.

Утверждается, что право на использование технических средств, в том виде, в котором оно устанавливается ст. 1299 ГК РФ, противоречит некоторым принципам авторского права. В частности, оговорка о правомерности обхода технической защиты, не гарантирует возможность осуществления права свободного использования.

Лекция №9

 

17.  «Ноу-хау» – проблемы правового регулирования

Дословно наименование «ноу-хау» (know how) переводится с английского языка: «знаю, как» (знание дела), что представляет собой сокращение английского выражения «to know how to do it» (знать, как это делать).

В литературе «ноу-хау» нередко определяется как «знание и опыт». При этом понимают, что ноу-хау может представлять собой не только техническую, но также организационную и коммерческую информацию, которая касается организации и экономики производства, коммерческой деятельности, финансирования и т.д. Но основной массив ноу-хау составляют полезные технические и технологические сведения, применимые в производстве.

Многие технические решения, квалифицируемые как ноу-хау, отвечают признакам изобретения и являются патентоспособными, но не патентуются разработчиками в интересах секретности, ибо патентование неизбежно «раскрывает» сущность разработки и тем самым новое направление в решении технической задачи, которым конкуренты могут воспользоваться.

Но в значительной своей части ноухау представляют собой непатентоспособные решения, что, однако, нисколько не умаляет их хозяйственной ценности.

Информация, признаваемая как ноу-хау, имеет конфиденциальный характер и хранится как производственная тайна разработчика. Коммерческая ценность ее как неизвестной третьим лицам информации состоит в технико-экономических преимуществах в производстве и конкуренции на рынке, которые она предоставляет обладателю. К ноу-хау относят также известную в принципе техническую или иную информацию, доступную неопределенному кругу лиц. Коммерческая ее ценность состоит прежде всего в том, что она облечена разработчиком в форму технической или технологической документации, готовой для непосредственного использования принимающей стороной, но не известной ей.

Представляется, что отнесение тех или иных знаний и опыта к ноу-хау следует производить при использовании следующих критериев:

1. научно-технический и связанный с ним опыт практической деятельности, необходимый для совершенствования производства (новизна по существующему производству), который не является теоретическим знанием и носит коммерческую ценность;

2. конфиденциальность;

3. отсутствие национальной или международной правовой охраны;

4. необходимость специальных знаний для использования.

 

Объективация ноу-хау может быть представлена:

- путем конкретного перечисления чертежей, инструкций, технологической и другой документации;

- путем исчерпывающего перечисления знаний и опыта, которые будут передаваться в процессе договорных отношений по использованию ноу-хау;

- путем указания видов и объема инженерных и иных расчетов;

- перечнем документов, необходимых для производства и эксплуатации самих изделий.

Следует отметить, что в специальной литературе наблюдается различие взглядов на содержание понятия «ноу-хау». Порой к ноу-хау относят только технические достижения, но чаще всего под ноухау понимают любую информацию, отвечающую определенным требованиям как технического, так и нетехнического характера. Вместе с тем, «ноу-хау» рассматривается как синоним коммерческой тайны.

Расшифровав понятие «секрет производства (ноу-хау)», остановимся на свойственных ему признаках.

Первым свойством, определяющим характер исследуемого объекта, является его нематериальность. Ноу-хау обладает всеми характеристиками нематериального объекта, идеи, а поскольку одна и та же идея может возникнуть одновременно у нескольких лиц, существует возможность ее одновременного использования неограниченным и неопределенным кругом лиц. К ноу-хау неприменимо правомочие владения, поскольку нельзя физически обладать идеями и необходимо отличать нематериальный объект от материального носителя информации о нем. Вещное правомочие пользования прямо не применимо к ноу-хау, поскольку ноу-хау одновременно может находиться в пользовании нескольких лиц и не будет потребляться в процессе пользования, не будет амортизироваться, испытывать физический износ.

Вторым свойством ноу-хау является отсутствие ограничений по сфере его применения: ноу-хау может относится к любой сфере применения, будь то производство, техника, экономика, организация либо различные иные сферы деятельности.

Эти оба свойства характеризуют ноу-хау с внутренней, содержательной стороны как нематериальный объект, применимый в различных сферах деятельности.

Внешние характеристики ноу-хау формируются особенностями предоставления ему правовой охраны при наличии определенных условий, которые находятся за пределами внутреннего содержания ноу-хау и выступают в отношении сведений, составляющих ноу-хау, в качестве четырех внешних факторов:

1) неизвестность третьим лицам;

2) отсутствие свободного доступа на законном основании;

3) коммерческая ценность (действительная или потенциальная);

4) режим коммерческой тайны.

Неизвестность третьим лицам заключается в том, что данные сведения никто, кроме его обладателя не знает. При этом, памятуя о нематериальном характере объекта, надо учитывать, что схожая или аналогичная идея может возникнуть и у других лиц, которые также будут законными обладателями своего ноу-хау. А значит, данный признак носит не абсолютный, а относительный характер: сведения не должны быть разглашены неопределенному кругу лиц, при этом известность сведений единичным, определенным лицам не является препятствием для их признания в качестве ноухау и предоставления им правовой охраны.

Регулирование прав на секрет производства (ноу-хау) предусмотрено

Гражданским кодексом и различными федеральными законами: «О коммерческой тайне», «О защите конкуренции» и другими.

Возможности использования и защиты секрета производства в принципе не ограничены и включают в себя все доступные способы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, начиная от самостоятельного создания секрета производства, его самозащиты и заканчивая правом на обращение в суд с требованием о применении мер гражданско-правовой ответственности к нарушителям своих прав.

Вследствие судебного разбирательства, нарушенные права могут быть восстановлены посредством возмещения убытков и по возможности восстановления статуса конфиденциальной информации (не исключая, конечно, мер уголовно правовой защиты, которые не являлись предметом настоящего исследования). В целом же основной проблемой при защите нарушенного права на секрет производства (ноу-хау) является трудность доказывания в судебном процессе того, что были предусмотрены все требования закона по защите сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау) от распространения, что сама информация имеет коммерческую ценность и соответствует иным признакам секрета производства.

Конфиденциальная информация и различные сведения, в отношении которых вводится режим конфиденциальности информации, могут быть надлежащим образом защищены только при условии соблюдения всех требований установленных законодательством. При нарушении этих требований -защита прав на секрет производства становится практически невозможной. Следовательно, также необходимо внести поправки, которые бы упорядочили процедуру введения заинтересованными лицами коммерческой тайны в отношении принадлежащих им секретов производства (ноу-хау), в том числе и устранили бы противоречие отдельных норм.

Это смогло бы упростить не только порядок введения режима конфиденциальности информации, но и защиту нарушенного права в суде, при наличии у потерпевшей стороны всей совокупности доказательств, которые бы подтверждали неукоснительное следование установленной процедуре.

 


18. Право на обнародование произведение (личное или имущественное право)

Личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения. При этом автор одновременно решает два вопроса. Во-первых, он сам определяет, готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц. Во-вторых, автор решает вопрос о времени, месте и способе обнародования. Например, автор литературного произведения может обнародовать его путем опубликования, публичного исполнения, передачи в эфир и т.п.

Право на обнародование выражает особый охраняемый законом интерес автора и потому является самостоятельным субъективным правом автора. Это обстоятельство необходимо подчеркнуть специально, так как данное право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его впервые доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо другое право автора, например, право на опубликование, на публичный показ, на передачу в эфир и т.п.

С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения.

В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из обращения за счет самого автора.

Причины, по которым автор аннулирует свое согласие на обнародование произведения или отзывает уже обнародованное произведение, могут быть самыми разными: это может быть трансформация творческих взглядов или мировоззрения автора, изменение внешних обстоятельств и т. д., но закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для еще не обнародованного произведения) или восстановление (для уже обнародованного произведения) правового режима необнародованного произведения. Произведение может быть вновь доведено до сведения публики только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из сферы авторского права и т. п.

В отличие от других личных неимущественных прав автора, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные и имущественные.

19.  Право следования: спорные вопросы.

ГК РФ Статья 1293. Право следования

 Право следования представляет собой самостоятельное право автора, отличное от принадлежащего ему исключительного права на произведение, и относится к категории иных интеллектуальных прав в соответствии со ст. 1226 ГК РФ. Право следования носит ограниченно оборотоспособный характер и может переходить лишь по наследству. Данное право автора или наследника представляет собой исключение из общего правила об исчерпании прав.

В отличие от исключительного права право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Получателями вознаграждения являются авторы оригиналов произведений или их наследники (обладатели права следования).

Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (п. 2 ст. 1293 ГК). Плательщиками вознаграждения являются продавцы оригиналов произведений.

Право следования предусмотрено международными договорами, а также законодательством отдельных зарубежных стран (Италии, Германии, Франции, Финляндии, Дании и др.). В США и Великобритании право следования в законодательстве не закреплено.

Право следования определено в Бернской конвенции как право долевого участия на произведения искусства и рукописи. Согласно ст. 14 Конвенции в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей писателей и композиторов автор, а после его смерти - лица или учреждения, управомоченные национальным законодательством, пользуются неотчуждаемым правом долевого участия в каждой продаже произведения, следующей за первой его уступкой, совершенной автором произведения.

Охрана, предусмотренная предшествующим пунктом, может быть истребована в любой стране Евросоюза только в случае, если законодательство страны автора предусматривает такую охрану, и в объеме, допускаемом законодательством страны, в которой истребуется эта охрана. Таким образом, право следования предоставляется на условиях принципа взаимности, в отличие от иных имущественных прав, предусмотренных в Бернской конвенции.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 291.