Патентное право – способ защиты изобретателей, которые создают объекты, являющиеся не менее ценными, чем материальные вещи. В последнее время в большинстве европейских стран большинство создателей патентуют свои изобретения и другие объекты промышленной собственности. Например, в США за последние десять лет количество патентов, которые выдаются изобретателям, увеличилось в три раза.
В объективном смысле патентное право – это совокупность норм, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. Такие отношения, в свою очередь возникают в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и защитой права их авторов и обладателями патента.
Если рассматривать патентное право с субъективной стороны, то оно представляет собой имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, которое связано с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом. Необходимость в получении патентного права обусловлена тем, что напрямую защитить результаты технического или художественно-конструкторского творчества, используя средства авторского права, невозможно.
В отличие от объектов авторского права изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач в принципе могут повторяться. Бывает такое, что они создаются независимо друг от друга разными лицами.
Поэтому их охрана подразумевает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования. Такую охрану может обеспечить только патентное право.
Патентное право – правовой институт, который входит в систему подотрасли “право интеллектуальной собственности”. Такое право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. Данные отношения возникают в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. То, что эти три названные объекты интеллектуальной собственности объединены в один институт патентного права объясняется следующим:
1. изобретения, полезные модели и промышленные образцы достаточно схожи друг с другом, с одной стороны, и существенно отличаются от иных объектов интеллектуальной собственности, с другой. Все они – это результат творческой деятельности, у каждого из них есть конкретный создатель, права которого признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д.
2. их охрана осуществляется по средствам единой формы – выдачи патента.
3. В-третьих, правовое регулирование связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же, до принятия IV части Гражданского кодекса РФ, осуществлялось в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ.
На сегодняшний день основным источником правового регулирования института патентного права в России является глава 72 Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ в редакции от 01 января 2008 года. Кроме того, существуют международные нормативно-правовые акты, которые играют большую роль в правовом регулировании данного института права. К ключевым международным нормативно-правовым актам относятся: Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская Патентная конвенция.
Сказанное выше только подтверждает тот факт, что традиционное ограничение рамок патентного права лишь сферой правовой охраны изобретений вряд ли оправдано.
Термин “патентное право” только недавно был возвращен в российское законодательство. В течение долгих лет в России, а также во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами. Последние не давали их обладателям исключительного права на использование созданных разработок, а только являлись гарантией личного права и права на получение вознаграждения от пользователей. Поэтому совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникавшие в рассматриваемой области, назывались не патентным, а изобретательским правом. На сегодняшний день в связи с восстановлением в России общепринятой системы охраны технических новшеств можно вновь с полным основанием говорить о российском патентном праве.
Патентное право тесно связано с охраной и использованием нематериальных благ, которые являются продуктами интеллектуального творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, которые охраняются авторским правом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, могут быть идеальными решениями тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. И только, когда их внедряют, то они превращаются в в конкретные устройства, механизмы, процессы, вещества и т.п.
Кроме сходства такие объекты имеют и существенные различия между собой. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и предмет правовой охраны является их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет, прежде всего, само содержание решений, придуманных изобретателями. И таким образом они являются предметом охраны патентного права.
В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение в виде устройства, способа, вещества, штамма или внешнего вида изделия может быть разработано другими лицами, причем независимо от первого его создателя. В таком случае охрана технических или художественно-конструкторских решений, которая является основной функцией патентного права, будет использовать иные начала и принципы, чем те, которые применяются в сфере авторского права.
Лекция №4
7. Институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) (общая характеристика).
Юридические лица испытывают необходимость в индивидуализации себя как субъекта гражданского оборота, а также отдельных сторон или результатов своей деятельности.
Тому есть несколько причин. Потребность в индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности обусловлена заинтересованностью самой организации, как участника гражданского оборота, а также защитой ее контрагентов, потребителей ее продукции (работ, услуг). Нельзя отрицать, что определенный интерес в вопросах индивидуализации существует и у государства.
Основная цель гражданско-правовой индивидуализации — обособление юридического лица среди субъектов гражданских правоотношений. В то же время наименование организации, использование зарекомендовавших себя товарных знаков и наименований места происхождения товара служит и защите прав потребителей.
Гражданско-правовая индивидуализация юридического лица и результатов его деятельности рассматривается в литературе как правомерная, юридически значимая деятельность, протекающая в определенных гражданско-правовых формах, по применению предусмотренных законом средств индивидуализации, и направленная на обособление юридического лица и результатов его деятельности среди других участников гражданских правоотношений.
Под гражданско-правовой индивидуализацей юридического лица и результатов его деятельности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности.
Под средствами индивидуализации понимают определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и другие обозначения, знаки, символы), при помощи которых юридическое лицо выделяется среди массы остальных себе подобных. То же может быть отнесено и к результатам деятельности организаций.
Средства гражданско-правовой индивидуализации могут быть как предусмотренные действующим законодательством (наименование юридического лица, место нахождения юридического лица), так и применяемые в силу сложившихся обычаев.
В то же время следует обращать внимание, что правовой защите в качестве объектов исключительных прав служат не все средства индивидуализации участников оборота и результатов их деятельности. Исключительное право может быть установлено на средство индивидуализации юридического лица, а также индивидуализации выполняемых работ и услуг, используемые участниками гражданского оборота в целях персонификации (идентификации) как самих себя, так и своей продукции, работ или услуг.
Фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и другие средства индивидуализации являются нематериальными благами, а также объектами исключительных прав. А, например, наименование места нахождения лица (одно из обязательных средств индивидуализации лица) к объектам исключительных прав не относится. Поэтому в дальнейшем речь пойдет только о таких средствах индивидуализации, которые могут выступать объектами исключительных прав.
В системе средств индивидуализации могут быть выделены следующие группы:
1) средства, направленные на индивидуализацию юридического лица как субъекта гражданского права: наименование юридического лица, место нахождения юридического лица, доменное имя;
2) средства индивидуализации результатов деятельности юридического лица: товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
3) средства, направленные на индивидуализацию предприятия как имущественного комплекса: коммерческое обозначение.
Средства индивидуализации как таковые являются плодом чьей-то умственной деятельности. Однако их главная ценность заключена не столько в них самих, сколько в содействии с их помощью созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Право на наименование юридического лица. Фирменное наименование. Действующее гражданское законодательство обязывает любое юридическое лицо иметь свое наименование (п. 1 ст. 54 ГК РФ).
Законодательство связывает специфику правового режима наименования и соответственно предъявляемые требования к нему с принадлежностью организации к определенному виду юридических лиц. Согласно ст. 54 ГК РФ коммерческие организации должны иметь фирменное наименование (фирму), а некоммерческие — наименование соответственно.
Под фирменным наименованием (фирмой) понимается то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди иных участников гражданского оборота.
К фирменному наименованию закон предъявляет ряд требований. Прежде всего в соответствии с принципом истинности наименование предпринимателя должно правдиво отражать правовое положение, т. е. должно содержать указания на организационно-правовую форму предприятия, в необходимых случаях на его тип, профиль деятельности, личность владельца (имена, наименования их участников). Указание на организационно-правовую форму юридического лица дает знать участникам оборота об основных признаках организации — является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т. д.
Кроме того, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой, т. е. должно быть новым и отличным от уже используемых наименований.
Фирменное наименование остается неизменным в течение всего времени, пока владеющий им предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Произвольное изменение фирменного наименования не допускается.
Выделяют две части фирмы: основную (корпус фирмы), и вспомогательную (произвольную). Корпус фирмы, являющийся обязательной частью фирменного наименования, содержит указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях и на другие его характеристики. Например, обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью. Соответственно в наименовании такого лица требуется указать на специфические виды деятельности — банковскую, страховую, биржевую и др.
К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным добавлением является специальное наименование предприятия, его номер или иное обозначение, необходимое для отличия одних предприятий от других. В этом качестве чаще всего выступают различные условные обозначения в виде оригинальных слов, имен собственных, географических названий и т. п. Другие добавления, включая сокращенные наименования фирмы, относятся к числу факультативных и могут включаться в фирму по усмотрению ее владельца.
Права на коммерческое обозначение. Индивидуализация лица в гражданском обороте осуществляется не только благодаря его наименованию, но и посредством иных средств, к числу которых в последнее время добавилось еще коммерческое обозначение.
Это понятие обязано своим появлением вступлению в силу части второй ГК РФ (ст. 1027, 1032 и др.). В настоящее время в части четвертой ГК РФ появились статьи, регулирующие правовой режим этого специфического средства индивидуализации.
При этом следует констатировать недостаточность положений ГК РФ в этом отношении: на сегодняшний день практически отсутствует законодательная регламентация отношений, возникающих по поводу этого средства индивидуализации.
В соответствии с положениями ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
При этом одно и то же коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Напротив, для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
В данном случае речь идет о том, что зачастую многие юридические лица выступают в гражданском обороте не только под своим зарегистрированным наименованием (фирмой), но и используют иные обозначения для своей индивидуализации, в том числе зарегистрированные на свое имя товарные знаки.
В литературе высказывалась точка зрения, что под коммерческим обозначением следует понимать закрепленное законом средство индивидуализации юридического лица, представляющее собой словесное обозначение, исключительное право на которое возникает у юридического лица либо в силу его общеизвестности, либо в силу включения в его состав в качестве элементов иных средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности (фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания).
Владелец коммерческого обозначения обладает исключительным правом на его использование в гражданском обороте.
Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение прямо не определен действующим гражданским законодательством. В литературе предложено считать, что право на коммерческое обозначение должно возникать с момента фактического введения такого обозначения в гражданский оборот, которым должен признаваться первый факт использования данного обозначения в предпринимательской деятельности1. При этом автор полагает, что правовая охрана права на коммерческое обозначение базируется на тех же правовых основаниях, что и охрана прав на наименование юридического лица.
Кроме того, закон установил, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории Российской Федерации. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
В законе установлено, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Не допускается также использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории (ст. 1539 ГК РФ).
Специально в законе решается вопрос о соотношении прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование.
Фирменное наименование: может использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения; включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения; может быть использовано правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания; включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.
В литературе также было высказано мнение, что защита интересов лица, использующего определенное коммерческое обозначение, возможна на основе норм о недобросовестной конкуренции1.
Права на товарный знак и знак обслуживания. Под товарным знаком и знаком обслуживания (далее — товарный знак) понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 477 ГК РФ).
Представляется, что различие между товарным знаком и знаком обслуживания следует проводить только по объекту маркировки. Иных различий в правовом режиме данных категорий в законодательстве не содержится.
Товарным знаком признается обозначение, условный знак, символ, который помещается на выпуск продукции, ее упаковку или сопроводительную документацию. Зачастую такое обозначение заменяет собой длинное и сложное название изготовителя товара.
Для признания обозначения товарным знаком оно должно отвечать ряду признаков. Обязательным признаком товарного знака называют оригинальность (выразительность), которая заключается в том, что обозначение, символ должен быть запоминающимся, создающим у потребителя устойчивые положительные связи между качеством продукции и знаком. В этом проявляется индивидуализирующая функция товарного знака.
Условием правовой защиты товарного знака является его новизна. Признак новизны выражается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с ранее зарегистрированными или заявленными обозначениями в качестве товарных знаков.
Российское законодательство закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков, т. е. регистрация иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком в Российской Федерации, если иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует Российская Федерация.
Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано. Российское законодательство охраняет не зарегистрированные в Роспатенте обозначения, за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу международных обязательств.
Идентификация товаров и услуг может производиться различными способами. Соответственно по форме товарные знаки могут быть разделены на словесные знаки, изобразительные знаки, объемные знаки и другие обозначения (звуковые, световые и т. п.) или их комбинации.
Особой разновидностью товарных знаков следует считать коллективный товарный знак. Его специфика заключается в том, что если индивидуальный товарный знак — это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного предпринимателя, то коллективным товарным знаком является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых или реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (ст. 1510 ГК РФ).
Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.
В зависимости от степени известности выделяют обычные и общеизвестные товарные знаки. В качестве обычных товарных знаков выступают любые новые оригинальные обозначения товаров, отвечающие всем критериям охраноспособности. В частности, необходимым условием их признания и охраны является обязательная государственная регистрация обозначения. В отличие от этого, общеизвестным товарным знаком признается такое обозначение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определенных товаров.
Общеизвестным признается товарный знак или обозначение, если они в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров (ст. 1508 ГК РФ).
Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
При использовании товарного знака рядом с обозначением проставляться предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (М, ТМ, Reg и т. п.). Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, образует уголовное преступление, предусмотренное ст. 180 «Незаконное использование товарного знака» УК РФ.
Наименование места происхождения товара очень близко примыкает к товарным знакам. Данный способ визуализации продукции представляет собой или содержит современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ). Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Наименование места происхождения товара имеет определенные специфические признаки. В нем должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности, т. е. указание названия географической местности.
Наименование места происхождения товара подразумевает связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного объекта природными условиями и (или) людским фактором.
Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано в Роспатенте.
Лекция №5
Дата: 2018-12-21, просмотров: 282.