В западноевропейской культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конца XIX в.

 

Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция, происходит утверждение буржуазной демократии, проявляются первые черты формирующегося массового сознания. Концентрация жителей в городах сопровождается динамизацией жизни, связанной с развитием промышленности, транспорта, средств связи, ускорением темпов общественной эволюции и научного прогресса.

Резко возрос поток информации, что вызывает попытки создания глобальной информационной системы. Еще не было ни радио, ни телевидения, но электротелеграф уже приблизил удаленные точки земного шара, а растущие тиражи газет способствовали более широкому распространению информации.

Социальные и гуманитарные науки вынуждены были учитывать фактор массовости. Распределение и потребление искусства с середины XIX в. отличается прежде всего резко нарастающей демократизацией. Ведущее место заняла литература, развивается издательское дело, появляется масса новых журналов с невиданными ранее тиражами.

Уже в предыдущую эпоху наметилось разграничение функций в творческой деятельности: помимо художников возник особый корпус посредников — издателей, торговцев художественными произведениями, антрепренеров и т. д. Главной пружиной распространения произведений искусства стал коммерческий интерес. Предприниматель старался угождать любым вкусам, поэтому поощрялось создание низкопробной и псевдохудожественной продукции. Именно в XIX в. начинается массовая культура со всеми ее противоречиями и пороками.

Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Преемником некоторых романтических традиций стало возникшее в Англии в 1842 г. «Братство прерафаэлитов» — общество поэтов и художников: поэт и живописец Д. П. Россети (1828—1882), поэтесса К. Россети (1830—1879), живописцы Дэс. Э. Миллес (1842—1896) и Э. Берн-Джонс (1821—1878), художник, дизайнер, писатель У. Моррис (1834—1896). Неприятие современной цивилизации сочеталось у прерафаэлитов с идеализацией Средневековья и Раннего Возрождения, требованиями эстетизации жизни. Они стремились к возрождению «наивной религиозности» в искусстве. Идеи прерафаэлитов в дальнейшем во многом повлияли на развитие символизма в английской литературе (О. Уайльд), стиля модерн в изобразительном и декоративном искусстве.

Символизм

Как новое направление в искусстве символизм сложился в Европе в конце XIX— начале XX вв. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты Поль Верлен (1844—1896), Стефан Малларме (1842—1898), Артюр Рембо (1854—1891) и др.

П. Верлен (сборники стихов «Галантные празднества», «Романсы без слов», «Мудрость») ввел в лирическую поэзию сложный мир чувств и переживаний, придал стиху тонкую музыкальность.

Для творчества О. Малларме характерен усложненный синтаксис, инверсии1, стремление к передаче «сверхчувственного». Это отчетливо прослеживается в драматических фрагментах «Иродиада» и сборнике «Стихотворения».

Одна из основных фигур французской поэзии — А. Рембо, автор книг стихов и прозы «Сквозь ад» и «Озарения», проникнутых алогичностью, «разорванностью» мыслей, антибуржуазностью и пророческим пафосом:

Поэт сам делает себя восприимчивым — путем длительного, изнуряющего и тщательно продуманного расстройства всех чувств.

Символизм получил распространение и в других странах: в Германии — в творчестве Стефана Георге (1868—1933), в Австрии — Гуго Гофмансталя (1874— 1923) и Райнера Марии Рильке (1875—1926), в Бельгии — Мориса Метерлинка (1862-1949), Жоржа Роденбаха (1855-1898).

С. Георге отстаивал культ «чистого искусства» и его мессианской роли в сборниках «Седьмое кольцо», «Звезда союза». Он испытал влияние Ф. Ницше (сборник «Новое царство»).

Символизмом проникнуты лирика и драматургия Г. Гофмансталя («Каждый человек»).

Ведущая тема творчества Рильке — стремление преодолеть одиночество через любовь к людям и слияние с природой. В его произведениях {«Книга образов», «Часослов») сочетаются философская символика, музыкальность и пластичность. Роман-дневник «Заметки Мальте Лауридса Бригге» предвосхищает экзистенциалистическую прозу.

Протест против приземленности натурализма выражал М. Метерлинк в своей символистической поэтике. Он автор пьес «Сестра Беатриса», «Монна Ванна», «Синяя птица». Метерлинк — лауреат Нобелевской премии 1911 г.

Творчество крупнейшего поэта-символиста Ж. Роденбаха, автора символистических романов «Мертвый Брюгге», «Звонарь», носит религиозно-мистический характер.

Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства — тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.

Болезненный упадок цивилизации — очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера (1821—1867). Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название, вызывающее, но точно соответствующее сгущенно-трагическому видению мира, — «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла:

Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое.

Натурализм

Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией — перерождение реализма в натурализм.

Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-е годы XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения — Эмиль Золя (1840—1902). В своем главном труде — двадцатитомной серии романов «Ругон-Маккары» Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.

Другими известными представителями натурализма в литературе были: французы братья Эдмонд (1822—1896) и Жюль (1830—1876) Гонкуры, немцы Арно Хольц (1863—1929), Герхарт Гауптман (1862—1946), бельгиец Камиль Лемонье (1844—1919).

В романах братьев Гонкур («Жермини Ласерте», «Рене Мопрен») жизнь разных слоев общества показана и реалистическими, и натуралистическими методами. В 1879 г. после смерти брата Эдмон Гонкур написал повесть «Братья Земгано». По завещанию Эдмона Гонкура основана Гонкуровская академия (1903), которая ежегодно присуждает премию за лучший роман года во Франции.

Арно Хольц — теоретик натурализма. Им изданы сборник стихов «Книга времени», а также совместно с И. Шлафом сборник новелл «Папа Гамлей» и драма «Семья Зелике».

Основоположник немецкого натурализма Г. Гауптман, автор драм «Перед восходом солнца», «Роза Бернд», «Перед заходом солнца», комедии «Бобровая шуба», в которых социальный критицизм соседствует с абсолютизацией биологических законов, символистикой (сказка-драма «Потонувший колокол»). Позже в его творчестве проявились мистические тенденции. Он автор драмы «Ткачи» о польском восстании силезских ткачей. Лауреат Нобелевской премии 1912 г.

Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным. Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко доминировали тенденции декадентства, со свойственной ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа.

Импрессионизм

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого направления в живописи.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгновенные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Камиль Писсарро (1830—1903) — представитель импрессионизма, автор светлых, чистых по цвету пейзажей {«Вспаханная земля»). Для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. В поздний период творчества обратился к изображению города — Руана, Парижа («Бульвар Монмартр», «Оперный проезд в Париже»}. Во второй половине 80-х гг. испытал влияние неоимпрессионизма. Работал и как график.

Творческому почерку Эдгара Дега (1834—1917) свойственны безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободно асимметричной угловатой композицией, знанием мимики, поз и жестов людей разных профессий, точными психологическими характеристиками: «Голубые танцовщицы», «Звезда», «Туалет», «Гладильщицы», «Отдых танцовщиц». Дега — прекрасный мастер портрета. Под влиянием Э. Мане .перешел к бытовому жанру, изображая парижскую уличную толпу, рестораны, скачки, балетных танцовщиц, прачек, грубость самодовольных буржуа. Если произведения Мане светлы и

жизнерадостны, то у Дега они окрашены грустью и пессимизмом.

Пьер Огюст Ренуар (1841—1919) вместе с К. Моне и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. В этот период Ренуар работает над развитием живого, красочного художественного стиля с «перистым мазком» (известным как радужный стиль Ренуара); создает множество чувственных ню {«Купальщицы»). В 80-е годы все более тяготеет к классической ясности образов в своем творчестве. Более всего Ренуар любил писать детские и юношеские образы и мирные сцены парижской жизни {«Зонтики», «Мулен де ла Галет», «Ж. Самари»). Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия. Но Ренуару принадлежит следующая мысль'.

В течение сорока лет я шел к открытию того, что королевой всех цветов является черная краска.

Тесно связано с импрессионизмом и творчество Анри Тулуза-Лотрека (1864— 1901). Он работал в Париже, где рисовал танцовщиц и певиц из кабаре и проституток в своей особой манере, отличающейся яркими красками, смелостью композиции и блестящей техникой. Большим успехом пользовались его литографические плакаты.

Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире — как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства в частности, в скульптуре.

Так, современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа «Поцелуй», «Мыслитель» и др.) Для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергическая живописная лепка. Скульптура имеет текучую форму, приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчество с импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским размышлениям («Бронзовый век», «Граждане Кале»). Художник Клод Моне назвал его «великим из великих». Родену принадлежат слова:

Скульптура это искусство углублений и выпуклостей.

В XIX в. творили такие известные скульпторы как Франсуа Рюд (1784—1855) — создатель барельефа «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже, изображающего фигуру Свободы, ведущую за собой революционеров; анималист Бари; мастер реалистического скульптурного портрета Долу.

Но только Роден внес новое в пластическое искусство лепки, расширил его диапазон и обогатил язык. Портретным бюстам Родена свойственны острота и цельность передачи характера изображаемого человека, его внутреннего мира («Ж. Долу», «А. Рошфор»). Творчество Родена было новаторским, плодотворным, оно дало импульс художественным исканиям многих мастеров европейской скульптуры XX в.

Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Клод Дебюсси (1862—1918) — основоположник музыкального импрессионизма. Он воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Современники считали своего рода манифестом музыкального импрессионизма прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна». Здесь проявилась зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных произведений Дебюсси — опера «Пеллеас и Мелизанда» по драме М. Метерлинка. Композитор создает сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Самое крупное симфоническое произведение Дебюсси — три симфонических эскиза «Море». В последующие годы в сочинениях Дебюсси проявились черты неоклассицизма.

Продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической музыки французский композитор и пианист Морис Равель (1875—1937).

Его работам присущи чувственность, экзотическая гармоничность и великолепные оркестровые эффекты (балет «Дафнис и Хлоя», болеро для оркестра).

Постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерской»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Именно в это время Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной композиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Берега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал преимущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и желтого. У него смелый лаконичный рисунок.

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказало большое влияние на живопись XX в.

Поль Гоген (1848—1903) — один из выдающихся представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. Он использовал синтетические обобщения цвета и линий. Основная тема картин Гогена — быт и легенды народов Океании (Таити), поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полные символики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитизации формы. У него предельно упрощенный рисунок, формы предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие. Композиции носят орнаментальный характер. Гоген — автор таких картин, как «Брод», «А, ты ревнуешь?». На Таити он написал один из своих шедевров «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»

Вершина постимпрессионизма — творчество Винсента Ван Гога (1853— 1890). В его творчестве два периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Несмотря на непродолжительный период творческой жизни, художник создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Творчество Ван Гога имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тоска. Его картины «Хижины», «Спальня», изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными или параллельными мазками, ведущими при изображении, например, земли или хижины в одном направлении, а неба — в другом, противоположном. С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей («Овер после дождя», «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше»). Его пейзажи, написанные в Арле, пронизаны страстным жизнелюбием. В них — сочетание ярких цветов, выразительный ритм рисунков и смелые свободные композиционные решения («Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле»).

При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Его огромное влияние на искусство сказалось много позднее.

И в целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мотивы и настроения своете времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.

Театр

Влияние символизма и декадентства испытал и западноевропейский театр. Деятели этого направления призывали к созданию синтетического театpa, в котором представления сочетали бы слово, цвет, музыку. Его назначение символисты видели в воздействии на зрителя образами, не поддающимися конкретной смысловой расшифровке. В то же время они отстаивали принцип автономности творчества режиссера и художника по отношению к драматургии, являющейся идейной основой спектакля. Если актеры реалистического театра создавали многогранные образы, жизненно достоверные, то символисты стремились противопоставить этому односторонне заостренный, поэтически преобразованный образ-символ.

Такие деятели символизма, как С.Малларме, М. Метерлинк, Г. Крэг (1872 — 1966), отдавали предпочтение театру марионеток, хотели героев спектакля заменить «маской», «сверхмарионеткой».

Изобразительные средства (живописность мизансцен, скульптурность поз, музыка, цвет) должны были подчиняться созданию мистической атмосферы, чтобы внушить зрителю чувство иллюзорности окружающей действительности.

Символисты пытались реставрировать различные виды средневековых представлений (мистерии, миракли1 и др.), использовать технику и сценические стили различных эпох.

В этот период возникло много студийных театров (особенно в Париже), в репертуаре которых были мистико-поэтические пьесы-легенды П. Кийара, К. Мендеса, пьесы Метерлинка; читались произведения Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме.

Наряду с декадентскими пьесами шли драмы Ибсена, Б. Бьернсона, ранние пьесы А. Стриндберга (1849—1912), а также Р. Ролаана (1866—1944) и М. Горького.

 

 

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.

Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, а также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелло Вентури отмечал: «... по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествовавших веков1.»

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись буквально каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню развития музыкального искусства первенствовали Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству — Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.

Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.

 

 

 

 

Е вразийская цивилизация

24

 

Русская культура

XVII-XVIII веков

 

В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности — первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.

XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано c^peфopмами Петра /(1672—1725). В России утверждается самодержавная власть — абсолютная монархия.

В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историко-культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.

К концу XVIII в. завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.

Основным содержанием историко-купьтурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.

 



Культура России

На пороге Нового времени

 

Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Падает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. Происходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация1).

Образование

И книгопечатание

Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания. Росту грамотности способствовало появление учебных пособий — рукописных и печатных. В 1634 г. был издан первый «Букварь» Василия Бурцева, в 1648 г. вышла «Грамматика» М. Смотрицкого, а в 1687 г. — «Считание удобное» — таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники2, прописи и пособия по арифметике.

Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XVII в. Печатный двор в Москве издал 483 книги, в основном религиозного характера.

Продолжали выходить и рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения как на религиозные, так и на светские темы.

Обучение грамоте велось «мастерами из лиц духовного звания», обучали детей начиная с шести лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию церковных книг — часослова и псалтыри. Дети знати учились в семьях, учителями зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.

Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом — греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет — уже более 200. В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В Академию перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.

Литература

В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события, например, исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.

Многие произведения повествовали о «смутном времени»: «Сказание» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывались величие русского народа, его патриотизм.

В произведениях литературы второй половины XVII в. проявляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.

К XVII в. относятся первые записи фольклора, произведений устного народного творчества, что оказало влияние на письменную литературу: начинается взаимное сближение литературного и народного языка.

Жанр жития приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливое из них — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620—1682), один из крупнейших деятелей раскола русской церкви1, был и выдающимся писателем — написал более 80 произведений. Язык его сочинений — сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство произведений написано им в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.).

Появляются и новые литературные жанры, особенно во второй половине XVII в.: сатирические произведения, стихотворный и драматический жанры. Принципиально новой по языку, сюжету и герою стала бытовая стихотворная Повесть о Горе-Злосчастии, которая отражает взаимоотношения отцов и детей. Сюжет повести — трагическая судьба молодого человека (безымянного героя), купеческого сына. Он захотел порвать со старыми домостроевскими порядками и жить по своей воле, но это ему не удалось: Горе едва не довело его до погибели. В результате своих злоключений герой уходит в монастырь, спасаясь от Горя. Сюжет этой повести переплетается с библейским сюжетом о блудном сыне.

Той же теме посвящена стихотворная комедия «Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1629—1680). Он был автором и другой стихотворной пьесы «О Навуходоносоре царе......» и огромного количества стихов, посвященных пропаганде знаний. Он ввел в русскую поэзию новые жанры, был одним из зачинателей русского силлабического стихосложения.

Новым в русской литературе стал жанр демократической сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворством, волокитой, продажностью судей. Этой теме посвящены сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», написанные простым народным языком. Последняя из них была широко распространена и переходила из столетия в столетие или в прозаической, или в стихотворной форме.

Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», в основе которой лежал французский рыцарский роман.

Архитектура

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества — отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий — «дивное узорочье», как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее — и западных форм.

Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, пристройки, галереи, все это соединялось переходами, составляя единый ансамбль.

Выдающийся памятник зодчества этого времени — московская церковь Рождества в Лутинках (окончание строительства в 1652 г.). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам — огромная сумма. Сначала деньги дали прихожане, но не рассчитали своих возможностей, и им дважды пришлось обращаться за помощью к царю. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Пять разновысоких шатров, придел и крыльцо объединены шатром встроенной колокольни — самой высокой части среди отдельных построек, составляющих храм. Храм украшен декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.

Церковь в Путинках была последним из шатровых храмов в Москве. В 1652 г. на патриарший престол вступил Никон, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавые. Отныне в патриарших грамотах на постройку церкви писалось: «А чтобы верх на той церкви был не шатровый». Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы — Ярославле, Костроме и других городах. В Москве же зодчие использовали этот стиль при строительстве колоколен, которые пришли на смену звонницам. В традиционном стиле пятиглавия построены Патриаршие

палаты в Кремле, Воскресенский, Иверско-Валдайский монастыри. Комплекс зданий Ново-Иерусалимского монастыря — загородной резиденции патриарха Никона — строился около 40 лет (1656—1694) под руководством зодчего Аверкия Мокеева, а затем Якова Бухвостова (конец XVII в.) в Истре под Москвой. В Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря патриарха, который повторяет храм в Иерусалиме, западный объем здания (ротонда) завершается шатром — патриарх мог себе позволить нарушить собственный запрет.

Московское (нарышкинское) барокко. Церковь Троицы

в Троице-Лыкове

Наряду со старыми, традиционными формами в русском зодчестве появляются и новые. Архитектура второй половины XVII в. отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко1. Характерные черты этого стиля — четкость и симметричность композиции, многоярусность постройки, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов и подчеркнутая устремленность здания вверх. Конструктивная основа — восьмерик на четверике с ярусом звонниц. Образцом стиля московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1690—1693), которую построил в своей усадьбе брат царицы — Л. К. Нарышкин. Другие примеры — трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря, храм Спаса в подмосковном селе Уборы (1694—1697), храм Троицы в подмосковном Троице-Лыкове (1698—1703). Автор двух последних Яков Бухвостов, один из наиболее одаренных русских мастеров конца XVII в., крепостной графа П. И. Шереметева. Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне (1692—1701).

Примером светских зданий был Теремной дворец в Московском Кремле (1637), построенный артелью русских мастеров во главе с Баженом Огурцовым. Дворец представлял собой многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, олицетворяющее величие царской власти. Новым было убранство дворца — его резные наличники и многоцветные изразцовые пояса — как снаружи, так и внутри здания.

Новое строительство велось не только в Москве, но и в других городах. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило московские: церковь Ильи Пророка (1647—1656), церковь Иоанна Златоуста (1649—1654). Вершина ярославского зодчества — церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687). Ее характеризуют монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав и красных кирпичных стен, украшенных голубыми изразцами.

Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. Памятниками архитектуры, сохранившимися в Москве, являются палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке. К концу XVII в. в столице сооружаются такие общественные здания, как Печатный и Монетный дворы, здание Приказов и др.

Стиль московского барокко конца XVII в., его новые приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.

Живопись

В XVII в. живопись развивалась необыкновенно бурно. Ее, как и другие виды искусств, также затронул процесс обмирщения. Это коснулось иконописи, росписи храмов, станковой живописи. Происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретная —  парсунная живопись1.

Церковный раскол оказал влияние и на культурную жизнь. Сложилось два эстетических направления в искусстве. Защитники старой традиции во главе с протопопом Аввакумом считали, что религиозное искусство не должно иметь никакой связи с действительностью. По их мнению, икона — это предмет культа, поэтому лики святых не могут копировать лица простых смертных.

Новое направление возглавил царский изограф, теоретик искусства, один из главных живописцев Оружейной палаты Симон Федорович Ушаков (1626 — 1686). Он внес свое понимание назначения иконы, выделив прежде всего ее художественную, эстетическую ценность. Произведения С. Ушакова — росписи, иконы, парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Мастер переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным произведениям характер живых лиц. Он использует на иконах реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.

 

 

Любимая тема С. Ушакова — «Спас Нерукотворный», в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. В 1617 г. он создал икону «Троица» (хранится в Русском музее), в которой в отличие от одноименной иконы Андрея Рублева воспевает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими юношами. Ушаков добивается почти классической правильности черт, объемности построения, подчеркнутой перспективы. Но в «Троице» Ушакова нет одухотворенности образов Рублева.

Парсуна «Г.П. Годунов»

Живопись

В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере — на досках, яичными красками. В такой манере написаны парсуны царя Федора Иоановича и воеводы князя М. В. Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны на липовых досках, в изображении — характерный для иконы трехчетвертной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. Чувствуется, что художники в изображении стремятся приблизиться к оригиналам.

В 80—90 гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: «Л. К. Нарышкина (портрет в рост дяди Петра I), «H. К. Нарышкина» (поясной портрет матери Петра I), «Г.П. Годунов». Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

В живописи XVII в. заметно стремление к реализму, повышение интереса к человеческой личности.

Театр.

Музыка

До XVII в. на Руси не было театра. На протяжении веков театр заменяли народные обряды — свадьбы, праздники, такие, как проводы масленицы, колядование с участием ряженых. На этих праздниках выступали скоморохи-плясуны, акробаты, музыканты, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром.

По-настоящему театр был создан в XVII в. — придворный и школьный театр. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр был организован в Москве при царе Алексее Михаиловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.

Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских отроков. В 1673 г. 26 жителей Новомещанской слободы были определены к «комедиальному делу», потом число их увеличилось. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями, ставились по праздникам, роли исполнялись учащимися Академии. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Кроме реальных лиц вводились и аллегорические персонажи.

Появление придворного и школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Музыка в основном развивалась в церковном направлении, но пробивались светские мотивы. Распространялась народная историческая песня, чаще песни о Степане Разине.

Церковная музыка начала процветать при Иване Грозном, который сам писал музыку. Еще при Иване III была создана придворная певческая капелла, ставшая затем центром музыкального образования. Была написана «Грамматика нот» И. А. Шайдуровым и «Азбука знаменного пения1 А. Мезенцом. В 1668 г. была основана Музыкальная комиссия по собиранию древних музыкальных рукописей. С Запада в Москву пришло партесное пение2. Музыкальный аккомпанемент к псалтыри в стихах Симеона Полоцкого написал Василий Титов.

 



Формирование русской

Национальной культуры

 

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление — от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России — Кунсткамера.

Образование

Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу — корабельному и морскому Делу, а также наукам и искусству.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук — Навигацкая школа — первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже — школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ — Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах — горнозаводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые цифирные школы — государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, пока они вовсе не прекратили свое существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система.

Дворянские дети зачастую обучались в семьях, где учителями в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-х гг. — Пажеский корпус, где готовили к придворной службе; в 1764 г. — Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге для девочек; в 1731 г. — Шляхетский (дворянский) корпус для подготовки офицеров.

Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный. Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты. В организованной при нем типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917 г.)

Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге — Танцевальная школа (ныне Училище им. А. Я. Вагановой), в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.

Книгоиздание

Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708— 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались «Азбука», книга Ф. Прокоповича (1681—1736) «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их еще были невелики.

Книгоиздательская деятельность расширилась со второй половины XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит представителю Русского Просвещения, писателю, журналисту Н. И. Новикову (1747—1818). Около одной трети издаваемых в последней четверти XVIII в. книг (приблизительно тысяча названий) печаталось в его типографиях. Он издавал не только книги по всем отраслям знаний, но и сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», в которых критиковал крепостное право. Новиков был организатором библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 16 городах России. Издавал Новиков и учебники. В 1757 г. им была издана «Российская грамматика» М. В. Ломоносова, которая в качестве основного учебника заменила устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.

Ранее в России при царском дворе издавалась рукописная газета «Куранты» (сохранилась с 1600 г.), информировавшая правительство о зарубежных новостях. Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702—1727), издававшиеся по указу Петра I. В 1703—1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710 г. газета печаталась гражданским шрифтом. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах и др., а также иностранная хроника.

Литература

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык.

В это время популярными были стихотворные произведения — сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708—1744). Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира («Куму своему», «Филарет», «Евгений» и др.). Кантемир активно занимался переводами. Его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как «начало», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др.

Поэт U.K. Тредиаковский (1703—1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

Основоположником русской драматургии стал А. П. Сумароков (1717—1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма, который получил развитие в дальнейшем.

Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743—1816). Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти. В ней он показывает образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». В своих стихах Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45—1792), обличавший невежество, тиранию. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

Основоположником русского сентиментализма1 стал Николай Михайлович Карамзин (1766—1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь». Карамзину принадлежат также «Письма русского путешественника», где запечатлена жизнь Западной Европы накануне и во время Французской революции. «Письма» пронизаны исканиями истины и желанием служить народу. Основное сочинение Н.М. Карамзина — «История государства Российского» (12 томов). Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества.

Архитектура

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.

Достопримечательностью Москвы стал «Странноприимный дом» Н. П. Шереметева (ныне здание Института им. Склифософского), украшенный двойной колоннадой в центре, выгнутой навстречу зрителю.

В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить церковь архангела Гавриила — Меншикова башня в Москве, построенную в 1705— 1707 гг. талантливым русским архитектором И.П. Зарудным (?—1727). Традиционная композиция церкви — восьмерик на четверике — сближает ее с постройками XVII в., но завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скульптурой ангела (шпиль существовал до пожара 1723 г.) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Меншикову башню отличают смелость решения высотной композиции, оригинальность декора. Вместе с тем, это образец переходного периода между ярусной композицией XVII в. и стилем барокко первой половины XVIII в.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII в. был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719—1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными. Они имели композицию в виде триумфальной арки с тремя пролетами, были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами.

Наиболее интересным и значительным произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры. Она отличается многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. Фигурная глава, колонны, размещенные в каждом ярусе по-своему, декоративные вазы составляют замечательный наряд этого выдающегося произведения.

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве Первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и др.

Петровская эпоха характеризуется прежде всего строительством новой столицы — Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. На первом этапе строительством руководил Доменико Трезини (ок. 1670—1734), швейцарец, приехавший в Россию в 1703 г. Новая столица была задумана как регулярный (спланированный) город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей, каменными домами равномерной высоты, выходящими на «красную линию»1. Трезини выступил автором «типовых проектов» жилых зданий трех категорий: для «именитых» граждан — каменных, для «зажиточных» и «подлых» (простых) людей — мазанковых. К 1718 г. было построено свыше четырех тысяч жилищ.

Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля — здание Двенадцати коллегий (ныне университет). Самым значительным сооружением Трезини был Петропавловский собор Петропавловской крепости, его отличала колокольня с высоким узким шпилем.

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор. Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.

Решающей для расцвета стиля русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), итальянский скульптор, с 1716 г. работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Его сына — Бартоломео Растрелли (1700—1771) — в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества — русское барокко, вобравшее в себя и западные, и русские традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е гг. XVIII в. на смену русскому барокко в зодчестве пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В. П. Баженов, М. Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38—1799), им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова — самое красивое здание XVIII в. в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Его творения отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей.

Прославлено также имя Матвея Федоровича Казакова (1738—1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская больница (ныне Первая городская), Петровский дворец, возведенный в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старое (1745—1808) — автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца — памятника победы в русско-турецкой войне.

М.Ф. Казаков. Голицынская (ныне Первая городская) больница в Москве

Особенно проявился классицизм в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж.

Главная ценность классицизма — ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример —Дворцовая площадь архитектора Карла Ивановича Росси (1775—1849) в Петербурге. Площадь представляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца. В 1829— 1834 гг. Росси завершил формирование Сенатской площади. Отличающийся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений ансамбль Росси — вершина градостроительного искусства эпохи классицизма.

Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

Изобразительное искусство

В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство — живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно воспринимала лучшие западные традиции. Наиболее известные художники петровского времени — Андрей Матвеев (1701—1739) и Иван Никитин (ок. 1690—1742) — основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты А. Матвеева отмечены

 

 

И.Е. Старов. Троицкий собор

Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

 

непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов. В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И. Э. Грабаря, «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи».

К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII в. — А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, Д. Т. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульпторы Ф. И. Шубин и М. И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

Портреты Алексея Антропова (1716—1795) еще сохранили связь с парсуной. В то же время их отмечает правдивость характеристики человеческой личности. Таков портрет Петра III.

Тонкие по живописи и глубоко поэтичные портреты Федора Рокотова (1735— 1808) проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека — «Неизвестная в розовом платье», портрет В. Е. Новосильцевой.

Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левицкий (1735—1822). Он создал богатую серию парадных портретов — от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

Творчество Василия Боровиковского (1757—1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа. Чудесен его лирический портрет очаровательной молодой женщины М. И. Лопухиной.

Известный скульптор Федор Шубин (1740—1805) — земляк М. В Ломоносова, сын крестьянина-помора. В 19 лет талантливый юноша отправился в Петербург. Сначала был истопником, а затем учеником Академии художеств, совершенствовал свое мастерство за границей. Под влиянием просветительских идей создал свой собственный стиль, отличающийся ясностью и реалистической достоверностью. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова, Павла I и др.

Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753—1802) — скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» — аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А. В. Суворову в Петербурге.

Ф.И. Шубин. Портретный бюст А.М. Голицына

Известный французский скульптор Этьенн Морис Фальконе (1716—1791) приехал в Россию специально для сооружения памятника Петру I. Над памятником «Медный всадник» он работал 12 лет. В создании памятника скульптору помогала его ученица Мари Анн Колло. Открытие памятника на Сенатской площади состоялось в 1782 г. В нем воплощен образ созидателя, преобразователя: конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника. «Медный всадник» стал символом города на Неве.

В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж1. В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 г.

Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления.

Театр

В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание — «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. X. Кунста. Потом на обучение к нему были направлены «русские ребята». В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели. В 1706 г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий.

В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I.

Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актерами

в нем выступали кадеты. Душой этого театра был А. П. Сумароков, который ставил там и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию «Хорее».

Дж. Кваренги. Здание Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге

В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы — французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актер Федор Григорьевич Волков (1729— 1763). Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 г. театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 г. указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актером — Федор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А. П. Сумарокова. Таким образом был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 г. — Александрийский). В 1779 г. был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И. А. Дмитриевский (1734—1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина, но в 1783 г. по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы в 1738 г. был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы».

С вступлением на русский престол в 1741 г. дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Со времени постановки отдельного балета «Победа Флоры над Бореем» приглашенным австрийским балетмейстером Гильфердингом в 1760 г. сюжетный балет прочно утвердился в России. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Наряду с иноземными танцорами прославились и русские артисты. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков. Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

Существовал также крепостной театр — это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой. Был вначале крепостным и известный русский драматический актер Михаил Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

Театр в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Музыка

В XVIII в. начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные

концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы — авторы оперной, хоровой инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей* композитора Е. И. Фомина (1761—1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. Ведущим музыкальным жанром становится опера. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751—1825) — «Сокол», «Сын-соперник» и др. Бортнянский — автор около 200 музыкальных произведений. Как директор придворной певческой капеллы он представлял и церковную музыку.

На рубеже XVIII—XIX вв. появился жанр камерной лирической песни — русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О. А. Козловский (1754—1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.

 

Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего следует отметить ее обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических традиций. Возросли интерес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства — в литературе, живописи и др.

В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления — реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства — придворного и школьного театра. Однако окончательный перелом в русской культуре произошел в начале XVIII в.

Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры — первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

 

 

 

25

 

Культура России XIX века

 

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.

 



Первая половина XIX в.

Образование

 

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию официальной народности», основанную на триаде — самодержавие, православие и народность, активно боролось с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные слои населения. Однако самодержавие в условиях становления капиталистического уклада вынуждено было расширять сферу образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение — Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

И все-таки численность студентов к середине XIX в. достигла всего 4 тыс. чел. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ — 439. Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.

Научные открытия

В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793—1856) создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые всего мира. Он обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейся от классической, евклидовой. Опубликованная в журнале «Казанский вестник» геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его имени, в Казани, где он провел большую часть жизни, установлен памятник. К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801—1861).

Физик Б.С. Якоби (1801—1874) — изобретатель в области электротехники — сконструировал несколько электродвигателей. Совместно с Э.Х. Ленцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.

Один из первых российских электротехников В.В. Петров (1761—1834) создал ряд физических приборов, раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества (вошедшее в науку как вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на практике.

Инженер П.Д. Шиллинг (1786—1837) в 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе (1791—1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833—1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

Инженер-металлург П.П. Аносов (1799—1851) на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали. Металлург П.М. Обухов (1820—1869) — основатель сталелитейного производства и применения литой стали для изготовления пушечных стволов.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 283.