Классификация массовых праздников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Праздники - это сложное, многостороннее и многообразное культурное явление. Каждый исследователь праздничной культуры выбирает свои основания для классификации и типологизации праздников. Сложность создания классификаций заключается, прежде всего в том, что одни и те же праздники можно включить как в одну группу, так и в другую.

Первая классификация массовых праздников была дана еще в XIX веке исследователем И.М. Снегиревым. Он делил праздники на подвижные, и неподвижные (имеющие или не имеющие точной даты ); исключительные, т.е. связанные с особым событием; сельские и городские; отечественные и заимствованные. Эта классификация не имеет методологической основы, однако отражает самые первые шаги науки о празднике, содержит в себе истоки многих, более поздних классификаций.

Уже в ХХ веке польский философ Жигульский К. в своей работе «Праздник и культура», предложил иные принципы классификации праздников. Он подразделял праздники на периодически отмечаемые и непериодические, т.е. обусловленные моментом.

Классическим примером периодического праздника, является Троица, дата которой зависит от лунного календаря. К периодически отмечаемым праздникам можно отнести также те, в основе которых лежат исторические события. К этому типу праздника относиться 9 мая – Праздник Победы российского народа в Великой Отечественной войне, 23 февраля – День Защитника Отечества и т.п.

Гораздо реже встречаются непериодические праздники. К таким можно отнести, например, праздники, отмечаемые по случаю необычайного события в общественной жизни: открытия памятника, учебного заведения, начала какого – либо крупного предприятия. В прошлом, к этому типу праздников относилось большинство придворных торжеств как то: рождение наследника престола или его бракосочетания, а также другие крупные события при дворе государя. Лишь незначительная часть подобных событий попадала в календарь в виде праздничных годовщин. Информация об остальных сейчас встречается лишь в исторических документах и хрониках.

Происходящие в процессе исторического развития, зачастую весьма резкие политические, социальные и культурные изменения, которые иногда сопровождаются сменой летоисчисления, введением нового календаря и новых периодических праздников, по мнению К. Жигульского являются основанием для деления праздников на старые и новые (праздники старой и новой веры, старого и нового режима, старого и нового строя).

Удачные примеры с этой точки зрения дает история деколонизации территорий, длительное время находившихся под властью европейских капиталистических государств. В странах, расположенных на этих территориях, отмечались, по крайней мере, официально, праздники, значившиеся в календарях метрополий, праздники королевских дворов или республик. Отделение от метрополии, образование самостоятельного, независимого государства везде означало разрыв с этой традицией, отмену таких праздников и введение собственных государственных праздников, нередко устанавливаемых как раз, ради того, чтобы отметить дату завоевания независимости.

Так же как и Снегирев И.М., Жигульский К. делит праздники на подвижные и неподвижные, но он именует их постоянными и не постоянными. Эти два класса праздников разграничиваются с точки зрения даты, времени, на которое они приходятся. Постоянные праздники имеют в календаре точно определенное время, как, например, христианский праздник Рождество Христова, приходящийся на 7 января, или Международный женский день 8 марта. По природе своей к этой категории праздников относятся годовщины, праздники, увековечивающие определенные события и приходящиеся на одно и то же календарное время. Непостоянные праздники не имеют точно определенного времени, выпадают на разные дни в рамках определенного интервала, соответственно принципу их вычисления. Примером может служить христианская Пасха, приходящаяся в календаре на разные воскресенья, в зависимости от первого весеннего полнолуния или языческий праздник Масленица, который отмечается за неделю до начала Великого поста.

В 80-х годах ХХ века важный вклад в систематизацию праздников внес ярославский исследователь В.А. Буланов. Он подразделил советские праздники на 6 основных типов.

1. Праздники под общим названием «Красный день календаря». К ним относятся даты 7 ноября – годовщина Октябрьской революции, 22 апреля – день рождения В.И.Ленина, 1 мая – Международный день солидарности трудящихся, 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной Войне, 7 октября – День советской Конституции, 23 февраля – День Советской армии и Военно-морского флота, 8 марта – Международный Женский день.

2. Трудовые праздники. Среди них «Красная суббота», т.е. традиционно проводившийся в преддверии дня рождения В.И.Ленина коммунистический субботник, дни профессиональных праздников. К нему же В.А.Буланов отнес праздники, которые, скорее всего, следовало бы назвать тематическими мероприятиями «Слава семейная – гордость колхозная», «В добрый путь, хлебороб!», «Первая зарплата», «Праздник серпа и молота».

3.Праздники детские, юношеские и спортивные: праздник школьного звонка, «Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет», День советской молодежи, сельский спортивный праздник «Снежинка Лахости».

4. Так называемые, новые советские обряды и ритуалы: «Человек родился», «Я – гражданин Советского Союза», «Совет вам, да любовь», «Золотая свадьба», «Парад цветов». Хотя, отнесение их к данному типу является также спорным, т.к. автор не делает разницы между обрядами, ритуалами и, непосредственно, праздниками.

5. Праздники времен года. К ним относятся Новый год, проводы русской зимы, праздник «Русская березка» и т.п.

6. Праздники, посвященные городу, улице: День города, района, «Праздник нашего двора» и т.д.

Генкин Д.М. в своей книге «Массовые театрализованные праздники и представления» предлагает еще несколько классификаций праздников. Наиболее общая из них подразделяет праздники на:

1. Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям

2. Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

3. Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Другая выделяет в праздничной культуре 3 основные группы праздников:

- Общественно-политические

- Календарные

- Этнографически-фолклорные

Третья классификация предполагает подразделение праздников на:

- Общегосударственные (наиболее полно выражают наши общественные идеалы). В коммунистическом прошлом нашей страны именно эти праздники имели ярко выраженную идеологическую направленность, прославляя классово-политическую борьбу и идеи преобразования мира на коммунистических началах. Предметом прославления обычно был советский образ жизни и советский человек в целом.

- Трудовые (утверждающие общественную ценность труда и отражающие героику трудовых будней). Наряду с чествованием определенных профессий в этот раздел входят также праздники села, приуроченные к завершению определенных этапов сельскохозяйственных работ

- Семейно-бытовые и праздники и обряды. Они тесно связаны с важнейшими событиями в жизни человека, семейным бытом.

- Воинские и молодежные. Воинские праздники лежат как бы на стыке двух групп – общегосударственных и профессиональных. С одной стороны, они являются праздниками людей определенной профессии (военных). Но в то же время, многие военные обряды имеют важное общественно-политическое значение. Молодежные праздники способствуют формированию у подрастающего поколения определенные ценностные ориентации, ориентиры, модели поведения, формируют отношение к своей стране, патриотизм.

- Праздники, связанные со сменой времен года. ( Новый год, проводы русской зимы, народные праздники, связанные с весной и летом, зародившиеся в нашей стране в советское время 15-ти республик: лола (праздник тюльпанов), навруз (день весеннего равнодентвия), Праздник Ивана Купалы и т.д.)

Но не все исследователи праздника в своих работах дают развернутую, подробную классификацию праздников, например Бенифанд А.В. в своей работе «Праздник: сущность, история, современность» писал так: «Классификация праздника строится по религиозным и безрелигиозным, личностным и групповым, массовым, семейным и общественным основаниям. В качестве одного из принципов классификации можно взять общечеловеческий и классовый характер праздника, тогда к одному типу следует отнести праздники связанные с природой, временами года, с сельскохозяйственными и городскими профессиями, семейно – личностные, физкультурно – спортивные, а так же празднование юбилеев деятелей искусства, культуры, науки, миротворческого характера, фестивали, форумы, дни культуры и т.д. В другую группу нужно включить праздники политические, партийные, общественные».

По мнению болгарского исследователя Мизова Н. нужно разделять две линии праздников. Первая линия (исходя из основных сфер общественной жизни) включает в себя политические, культурные, бытовые, религиозные праздники. Вторая линия (идущая от личности и общественных групп) включает в себя личные, семейные, племенные, народно – национальные, классово – партийные, международные праздники.

Но и эта классификация не может претендовать на абсолютную полноту, т.к. она «разрывает» общественную жизнь и конкретные социальные общности людей.

В разное время культурологами делались попытки более тщательного исследования и систематизации определенных типов праздников (светских, церковных, народных и т.д.). Например, исследователь И.А. Панкеев в своей книге «Обычаи и традиции русского народа» занимаясь исследованием церковных праздников классифицировал их следующим образом:

По предмету воспоминаний:

- господские;

- богородичные;

- праздники святых .

По важности воспоминаемых событий:

- большие (Пасха, Двунадесятые, Великие недвунадесятые);

- средние;

- малые.

По времени торжеств:

- неподвижные;

- подвижные (относительно Пасхи).

Интересно то, что иногда праздники классифицируют по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно–режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие и т.д.) либо площадка действия (площадь, парк, улица, стадион, клуб). К такой классификации склонны многие сценаристы, искусствоведы, режиссеры. Но эта классификация также несовершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий.

Таким образом, праздничная культура является настолько широким понятием, что в настоящее время не представляется возможным создать единую, полную, идеальную классификацию, которая бы охватывала все аспекты и особенности праздников различных типов.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника. Наиболее существенные из них – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при классификации праздников. Однако масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.
Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.
Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника. Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно – историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична – это весь российский народ, все человечество.
Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа –локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности. Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей. Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.


 

Глава 3. Роль режиссера в технологическом процессе подготовки массового праздника.

 

Приступая к созданию постановочного плана, режиссёр строит его на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмейстер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.

Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно -пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно - художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник по свету, и режиссёр-монтажёр киноматериала, и звукооформитель (подготовка и запись фонограмм). Одна из трудных проблем - нахождения верного темпа-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить музыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть от­репетированы.

Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановки те­атрализованного представления можно определить как творчески -организаторскую.

Массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздей­ствия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, за­нимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хореография, спорт, свет, звук...), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сцениче­ской площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.

Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых пред­ставлений является то, что они построены на действии смены людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработке предусмотреть пути его ак­тивизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность нужного участника во время праздника. Специфичность драматургии и ре­жиссуры массового праздника заключается в представлении собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько орга­низацию действия аудитории, силой массы участников. А также во внесение во внесении в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов.

Сущность общей методике технологии режиссёрской деятельности заключа­ется в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок :

• создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной досуговой программы ;

• использования определённых методов режиссуры «театрализации», «иллюстрирования», «игротизации»;

• сочетание различной видов деятельности: творческой, исследователь­ской, педагогической, драматургической, исполнительской и других различных условиях (театрально-сценических, семейно-застольных, масштабно-открытых, природно-площадных и т.д.);

• организационные работы с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действий;

• использования в постановках разнообразных эмоциональных вырази­тельных средств (художественных, документальных, игровых, технических, живого слова и зрелищных эффектов, действия, пластики, музыки, изобрази­тельных и выразительных);

использования в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных и др.).







Дата: 2018-12-21, просмотров: 6844.