О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я  И С Т О Р И Я
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я  И С Т О Р И Я

 

 

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

Екатеринбург

2006


Составители:  Н.И. Дмитриев,  Т.В. Дмитриева,  И.В. Петухова,  В.А. Флягин

 

Научный редактор: д.и.н., проф. В.В. Запарий

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Методическое пособие / Н.И. Дмитриев, Т.В. Дмитриева, И.В. Петухова, В.А. Флягин. Научный редактор В.В. Запарий. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. 45 с.

 

Методическое пособие предназначено студентам заочной формы обучения. В пособии представлены основные рекомендации и программа курса Отечественной истории. Предложена тематика контрольных работ с указанием литературы по каждой теме, приведены примерные экзаменационные вопросы, а также учебники и учебные пособия, рекомендуемые для изучения курса и подготовки к экзамену. Предлагаемые материалы призваны помочь при изучении дисциплины, освоение которой предусмотрено государственным стандартом высшего образования Российской Федерации.

 

 

Подготовлено кафедрой истории России УГТУ – УПИ

 

 

© ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ, 2006

© Н.И. Дмитриев

© Т.В. Дмитриева

© И.В. Петухова

© В.А. Флягин




СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по изучению курса

Отечественной истории ………………………………………………………….4

Программа курса …………………………………………………………………5

Методические рекомендации по написанию

и оформлению контрольных работ …………………………………………….15

Тематика контрольных работ

(с указанием плана работ и рекомендуемой литературы) ……………………18

Учебники и учебные пособия, рекомендуемые

для изучения курса и подготовки к экзамену …………………………………42

Примерные экзаменационные вопросы ……………………………………….43

 

 


Методические рекомендации по изучению курса


Отечественной истории

 

Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации предусматривает обязательное изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одно из основных мест среди них занимает курс Отечественной истории. Изучение настоящего курса студентами предполагает прослушивание лекций, самостоятельную работу и сдачу экзамена с проставлением итоговой оценки в диплом. Обязательным требованием освоения курса является подготовка контрольной работы на основе самостоятельного изучения источников и литературы. В результате положительной оценки контрольной работы студент получает допуск к экзамену.

Изучение курса Отечественной истории имеет следующие задачи:

- дать основы знаний по истории Отечества, начиная с проблемы возникновения и расселения древних народов на территории Евразии до событий современной эпохи;

- выработать у студентов способность анализировать причинно-следственные связи в историческом процессе, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- познакомить студентов с основными историческими событиями, правителями и виднейшими политическими деятелями, а также многообразием историографических оценок прошлого нашей страны;

- способствовать формированию мировоззренческого потенциала студентов;

- дать практические навыки работы с историческими источниками и литературой.

Приступая к освоению данной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с представленной ниже учебной программой курса и следовать ее положениям.



ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

Предмет и задачи курса Отечественной истории, его место в системе гуманитарных наук, хронологические и территориальные рамки. Методы, источники, категории исторической науки. Методологические интерпретации исторического процесса (всемирно-историческая, локально-историческая, цивилизационная и другие). Российские исторические школы и их представители. Летописи. Степенная книга. Научная деятельность В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Советская историческая школа, ее особенности. Современные подходы к историческим исследованиям.

 

Киевская Русь

Предпосылки образования государства. Спор норманнистов и антинорманнистов. Государственное устройство, структура власти, социальный состав населения Киевской Руси в IX – XII вв. Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Государство при Владимире I Святом (980 – 1015): реформы, проблема выбора религии. Эпоха Ярослава Мудрого (1019 – 1054): раннефеодальное общество в «Русской Правде». Владимир Мономах (1113 – 1125).

Экономика государства. Специфика хозяйственной деятельности. Государственная, общинная, вотчинная и церковная собственность на землю. Ремесло и город.

Культура и быт Киевской Руси.

 

Образование Российского централизованного государства

(XIV – нач. XVI вв.)

Исторические школы о причинах централизации и характере социально-политических процессов на Руси. Предпосылки, основные этапы, особенности процесса объединения. Альтернативные варианты централизации.

Великое княжество Литовское и Русское. Князья Миндовг, Гедимин, Ольгерд. Территория, политическая система, язык, религия. Отношения с северными и восточными русскими княжествами (в т.ч. с Москвой и Тверью). Колонизация и окатоличивание западно-русских земель. Уния Литвы и Польши.

Этапы политического объединения русских земель вокруг Москвы. Первые московские князья и особенности процесса собирания земель. Деятельность Ивана I Калиты (1325 – 1340). Дмитрий Донской (1359 – 1389): начало борьбы с Ордой. Куликовская битва. Иван III (1462 – 1505) – «государь всея Руси»: завершение политического объединения, свержение ордынского ига, изменение в экономике и социальной структуре, новый аппарат власти, Судебник 1497 г., церковное и культурное развитие. Становление государственной идеологии «Москва – третий Рим». Значение образования Российского централизованного государства.

 

Эпоха Ивана IV Грозного

Оценки личности и деятельности Ивана Грозного (1533 – 1584) в историографии. Основные тенденции социально-экономического развития в XVI веке, виды землевладения.

Венчание Ивана IV на царство, зарождение сословно-представительной монархии, ее элементы. Правительство Избранной рады, реформы середины XVI века: созыв Земских соборов, ограничение местничества, создание приказов, изменения в местном управлении, Судебник 1550 г., отмена кормлений, Уложение о службе. Церковный собор 1551 г.

Опричнина: ее причины, суть, последствия. Мнения историков об опричнине.

Внешняя политика: вхождение в состав России Казанского и Астраханского ханств, начало присоединения Сибири, борьба за выход к Балтийскому морю, взаимоотношения с Крымским ханством. Итоги правления Ивана IV Грозного.



Россия в XVII веке

Мнения историков о Смутном времени. Причины, понятие, этапы Смуты. Правление Бориса Годунова. Вмешательство Речи Посполитой. Феномен самозванства (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II). Василий Шуйский. Семибоярщина. Первое и второе ополчения. Утверждение новой династии Романовых. Последствия Смуты.

Социально-экономическое развитие в XVII в.: территория и население, новые явления в хозяйственной жизни, межсословные противоречия. Соборное уложение 1649 г., юридическое оформление крепостного права. Служилые и тяглые люди. Черносошные, удельные, монастырские, помещичьи крестьяне. Казачество. Движения социального протеста.

Начало становления абсолютной монархии в России: ее признаки, институты государственной власти. Деятельность патриарха Никона, церковный раскол. Причины экономико-технологического отставания России от стран Европы.

Основные задачи, направления, итоги внешней политики: русско-польские отношения, столкновения России со Швецией, борьба с Крымским ханством. Формирование России как многонационального государства.

Культура и быт России XVII века.

 

В первой половине XIX века

Оценка периода в исторической литературе.

Кризис крепостнического хозяйства. Рост хлебного экспорта. Начало промышленного переворота. Проблема формирования рынка рабочей силы. Проекты решения крестьянского вопроса, секретные комитеты и их деятельность. Реформа государственной деревни.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Либеральные начинания Александра I (1801 – 1825). Поиски реформаторской программы. Создание министерств. Деятельность М.М. Сперанского. Подъем национального самосознания после Отечественной войны. Польская конституция 1815 г. Деятельность А.А. Аракчеева. Свертывание либерального курса.

Николай I (1825 – 1855). Бюрократизация государственного аппарата, усиление авторитаризма во внутренней политике. Собственная его императорского величества канцелярия. Кодификация законодательства.

Оппозиционные движения: декабристы, западничество и славянофильство. Теория официальной народности.

Участие России в войнах против наполеоновской Франции. Тильзитский мир (1807). Отечественная война 1812 г. Обострение «восточного вопроса». Проблема черноморских проливов, подходы к ее решению. Кавказские войны. Крымская война (1853 – 1856).

 

Содержание

Введение ……………………………………………… 3

Глава I (название) ……………………………………. 7

и т.д., включая список использованных источников и литературы и приложения.

При наличии ссылок их порядковая нумерация может быть сквозной по тексту или своя на каждой странице. Если работа используется в первый раз, то дается ее библиографическое описание с указанием используемой страницы. Например, в тексте приводится ссылка на одну из работ историка А.Я. Авреха. Сноска в этом случае оформляется следующим образом:

1 Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьба реформ в России. М., 1992. С. 46.

Если ссылки на одну и ту же работу приводятся неоднократно, то сноска оформляется следующим образом:

2 Аврех А.Я. Указ соч. С. 74.

Список использованных источников и литературы приводится в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием книг, статей, документов. Например:

1. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1992.

2. Румянцев М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги // Вопросы экономики. 1990. № 10.

Приложения должны иметь названия и порядковые номера. В тексте контрольной работы можно не указывать полное название приложения, указав лишь его номер. Например: «см. приложение 3».

Рис. 1. Пример оформления титульного листа

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт Фундаментального образования

Кафедра истории России

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на тему:

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Российские исторические школы и их представители

2. Славяне и Великое переселение народов

3. Образование Древнерусского государства: предпосылки, теории, этапы

4. Религия восточных славян. Крещение Руси и его последствия

5. Киевская Русь: социально-экономическое и политическое развитие

6. Русские княжества в период государственной раздробленности

7. Татаро-монгольское нашествие на Русь

8. Внешнеполитическая стратегия Александра Невского и его преемников. Борьба с немецко-шведской агрессией

9. Северо-восточная Русь в XIV – первой половине XV вв.

10. Иван III. Завершение политической централизации Руси

11. Россия в XVI веке. Иван IV Грозный – первый российский царь

12. Смутное время. Самозванцы в России в начале XVII в.

13. Освоение русскими Сибири (XVI – XVII вв.)

14. Россия во время правления первых Романовых

15. Реформы патриарха Никона и раскол Русской православной церкви

16. Реформы Петра I и их оценка историками

17. Россия во время правления Анны Иоанновны

18. Россия во время правления Елизаветы Петровны

19. Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России

20. Внешняя политика второй половины XVIII в. Российские полководцы

21. Россия во время правления Павла I

22. Быт и традиции русского дворянства XVIII – начала XIX вв.

23. Россия во время правления Александра I

24. Россия во время правления Николая I

25. Движение декабристов в первой четверти XIX века

26. Александр II. Отмена крепостного права

27. Александр II. Либеральные реформы 1860-х – 70-х гг.

28. Россия во время правления Александра III

29. Думская монархия в России (1906 – 1917 гг.)

30. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина

31. Россия в 1917 г.: от Февраля к Октябрю

32. Политический режим в 1920-е – 1930-е гг. Массовые репрессии в СССР

33. Экономическое развитие советской страны в 1920-е – 30-е гг.: от НЭПа к форсированному строительству социализма

34. СССР накануне Великой Отечественной войны

35. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945): крупнейшие сражения, итоги и цена победы

36. Н.С. Хрущев и его время (1953 – 1964 гг.)

37. СССР в период руководства Л.И. Брежнева (1964 – 1982 гг.)

38. М.С. Горбачев и политика «перестройки» в СССР

39. Социально-экономическое развитие и проблемы современной России

40. Становление и развитие политической системы Российской Федерации. Конституция 1993 г.



Предпосылки, теории, этапы

План

1. Складывание предпосылок государственности у восточных славян

2. Теории образования Древнерусского государства (норманнская, антинорманнская)

3. Деятельность первых князей из династии Рюриковичей

4. Социально-экономическое и политическое развитие Руси при Ярославе Мудром

Литература

§ Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.

§ Горский А.А. О древнерусских «землях» // Отечественная история. 1997. № 5.

§ Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? // Вопросы истории. 1999. № 8.

§ Кожинов В.А. Цезарь-каган Ярослав Мудрый // Родина. 1994. № 1.

§ Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII вв./ Отечественная история . 2003. № 3.

§ Лебедев В.Э. Древняя Русь в контексте мировой истории. Екатеринбург, 2005.

§ Новосильцев А.П. Образование древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. № 2 – 3.

§ Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

§ Седов В.В. Русский каганат в IX веке // Отечественная история. 1998. № 4.

 

 

И политическое развитие

План

1. Политическое устройство Киевской Руси

2. Экономическое развитие и социальная структура древнерусского общества. «Русская правда».

3. Признаки кризиса государственности в конце XI – начале XII вв.

Литература

§ Ключевский В.О. Русская история: избранные лекции. Ростов на Дону, 2002.

§ Лебедев В.Э. Древняя Русь в контексте мировой истории. Екатеринбург, 2005.

§ Петров А. Призрак федеративной монархии. Древняя Русь: парадоксы восприятия // Родина. 2002. № 9.

§ Пузанов В.В. У истоков восточнославянской государственности. // История России: народ и власть. Сборник лекций. СПб., 2001.

§ Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2003.

§ Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. Л., 1975.

Тема 11. Россия в XVI веке.

Российские полководцы

План

1. Борьба за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны

2. Упрочение позиций России в качестве великой европейской державы. Участие в разделах Польши

3. Борьба с революционной Францией

4. Знаменитые полководцы второй половины XVIII в. (П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков)

Литература

§ Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой // Новая и новейшая история. 2001. № 3 – 4.

§ Егер О. Новая история. СПб., 2002.

§ Ковалевский П. Генералиссимус А.В.Суворов // Диалог. 1993. № 2 – 3.

§ Рэгсдейл Х. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762 – 1815 гг. // Отечественная история. 2001. № 3.

 

Массовые репрессии в СССР

План

1. Предпосылки формирования тоталитарной системы, ее признаки

2. Борьба за власть в партии после смерти В.И. Ленина

3. Политические процессы и массовые репрессии 1930-х гг. Система ГУЛАГа

Литература

§ Бондарев В.В. Сталин и Ленин // Родина. 1995. № 1.

§ Борисов Ю.С., Куницын В.М., Хван Ю.С. Политическая система 1920-х – 30-х гг. О Сталине и сталинизме // Историки спорят. 13 бесед. М., 1988.

§ Зевелев А.И. Истоки сталинизма. М., 1990.

§ Иванова Г. ГУЛАГ языком документов // Новая и новейшая история. 2001. № 4.

§ Маслов Н.Н. Идеология сталинизма: история утверждения и сущности (1929 – 1956 гг.). М., 1990.

§ Реабилитация: Политические процессы 1930-х – 50-х гг. М., 1991.

§ Режим личной власти Сталина. К истории формирования / Под ред. Кукушкина. М., 1989.

§ Тоталитаризм как исторический феномен / Под ред. А.А. Кара-Мурзы, А.К. Воскресенского. М., 1989.

§ Яковленко, И. Сталинизм. Границы явления // Свободная мысль. 1993. № 3.

 

Тема 33. Экономическое развитие советской страны в 1920-е – 30-е гг.:

Учебники и учебные пособия,

рекомендуемые для изучения курса и подготовки к экзамену

 

§ Выбор пути: история России. 1939 – 2000 / Отв. ред. А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2001.

§ Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней. СПб., 1999.

§ Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. М., 2005.

§ История России. Теории изучения. В 2-х кн. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2001.

§ История России для технических вузов / Под ред. Б.В. Личмана. Ростов на Дону, 2004.

§ История России с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000.

§ История России с начала XVIII до конца XIX вв. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2000.

§ История России. XX век. / Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 2000.

§ История России: социально-экономический и внутриполитический аспекты. Екатеринбург, 1996.

§ Карамзин Н.М. История государства Российского. В 4-х кн. Ростов на Дону, 1995.

§ Ключевский В.О. Русская история: избранные лекции. Ростов на Дону, 2002.

§ Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 1999.

§ Новейшая история Отечества. XX век / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 2002.

§ Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2004.

§ Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

§ Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2003.

§ Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России. М., 1989.

§ Хрестоматия по истории России. В 2-х тт. М., 1994 – 95.

§ Хрестоматия по истории России. / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2004.

 



ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Предмет изучения истории. Научные категории истории. Теории исторического процесса. Этапы развития исторической науки в России

2. Восточные славяне в древности: происхождение и расселение, складывание государственности

3. Образование государства Киевская Русь: предпосылки, теории происхождения. Деятельность первых русских князей

4. Политическое устройство и социально-экономическое развитие Киевской Руси. «Русская правда»

5. Язычество древних славян. Принятие христианства в Киевской Руси

6. Эпоха раздробленности Руси: причины, проявления и последствия

7. Борьба русских земель с иноземными завоевателями в XIII в. Русь и Золотая Орда

8. Начало государственной централизации Руси: предпосылки, особенности, первый и второй этапы

9. Правление Ивана III: государственное устройство, территориальные приобретения, внешняя политика. Судебник 1497 г.

10. Начало царствования Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Внешняя политика

11. Опричнина Ивана IV Грозного и ее последствия

12. Смутное время в России (кон. XVI – нач. XVII вв.)

13. Социально-экономическое развитие России в XVII веке. Соборное Уложение 1649 г.

14. Политическое развитие России в XVII веке. Становление абсолютной монархии

15. Социально-экономическое развитие России в I четверти XVIII в.

16. Реформы Петра I, их оценка историками

17. Внешняя политика Петра I. Рождение Российской империи

18. «Эпоха дворцовых переворотов» (1725 – 1762 гг.)

19. Екатерина II: политика «просвещенного абсолютизма»

20. Внутренняя и внешняя политика Александра I

21. Внутренняя и внешняя политика Николая I

22. Александр II. Реформы 1860-х – 1870-х гг.

23. Отмена крепостного права и ее последствия. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.

24. Политический кризис в начале XX в. Первая русская революция 1905 – 07 гг.

25. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX вв. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина

26. Внешняя политика России в начале XX века. Первая Мировая война

27. Революционные события 1917 года и проблемы власти

28. Гражданская война в России 1918 – 1922 гг.

29. Социально-экономическое развитие Советской страны в 1920-е – 1930-е гг.

30. Формирование и развитие советской государственно-политической системы в 1920-е – 1930-е гг.

31. СССР в годы Великой Отечественной войны

32. СССР в послевоенный период (1946 – 1953 гг.)

33. СССР в годы руководства Н.С. Хрущева

34. СССР в годы руководства Л.И. Брежнева

35. Политика «перестройки» в СССР

36. Россия на рубеже XX – XXI веков


 

 


Отечественная история

Методическое пособие для студентов заочной формы обучения

 

 

Составители:

Дмитриев Николай Иванович

Дмитриева Татьяна Васильевна

Петухова Ирина Валерьевна

Флягин Владимир Анатольевич

 

Научный редактор:

доктор исторических наук, профессор

Запарий Владимир Васильевич

 

 

 

Подписано в печать                                              Формат 60х84 1/16

Бумага типографская       Офсетная печать               Усл.печ.л.

Уч.-изд.л.                Тираж            Заказ              Цена

 

 

О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я  И С Т О Р И Я

 

 

Методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

Екатеринбург

2006


Составители:  Н.И. Дмитриев,  Т.В. Дмитриева,  И.В. Петухова,  В.А. Флягин

 

Научный редактор: д.и.н., проф. В.В. Запарий

 

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: Методическое пособие / Н.И. Дмитриев, Т.В. Дмитриева, И.В. Петухова, В.А. Флягин. Научный редактор В.В. Запарий. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ – УПИ, 2006. 45 с.

 

Методическое пособие предназначено студентам заочной формы обучения. В пособии представлены основные рекомендации и программа курса Отечественной истории. Предложена тематика контрольных работ с указанием литературы по каждой теме, приведены примерные экзаменационные вопросы, а также учебники и учебные пособия, рекомендуемые для изучения курса и подготовки к экзамену. Предлагаемые материалы призваны помочь при изучении дисциплины, освоение которой предусмотрено государственным стандартом высшего образования Российской Федерации.

 

 

Подготовлено кафедрой истории России УГТУ – УПИ

 

 

© ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ, 2006

© Н.И. Дмитриев

© Т.В. Дмитриева

© И.В. Петухова

© В.А. Флягин




СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации по изучению курса

Отечественной истории ………………………………………………………….4

Программа курса …………………………………………………………………5

Методические рекомендации по написанию

и оформлению контрольных работ …………………………………………….15

Тематика контрольных работ

(с указанием плана работ и рекомендуемой литературы) ……………………18

Учебники и учебные пособия, рекомендуемые

для изучения курса и подготовки к экзамену …………………………………42

Примерные экзаменационные вопросы ……………………………………….43

 

 


Методические рекомендации по изучению курса


Отечественной истории

 

Государственный стандарт высшего образования Российской Федерации предусматривает обязательное изучение ряда гуманитарных дисциплин. Одно из основных мест среди них занимает курс Отечественной истории. Изучение настоящего курса студентами предполагает прослушивание лекций, самостоятельную работу и сдачу экзамена с проставлением итоговой оценки в диплом. Обязательным требованием освоения курса является подготовка контрольной работы на основе самостоятельного изучения источников и литературы. В результате положительной оценки контрольной работы студент получает допуск к экзамену.

Изучение курса Отечественной истории имеет следующие задачи:

- дать основы знаний по истории Отечества, начиная с проблемы возникновения и расселения древних народов на территории Евразии до событий современной эпохи;

- выработать у студентов способность анализировать причинно-следственные связи в историческом процессе, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

- познакомить студентов с основными историческими событиями, правителями и виднейшими политическими деятелями, а также многообразием историографических оценок прошлого нашей страны;

- способствовать формированию мировоззренческого потенциала студентов;

- дать практические навыки работы с историческими источниками и литературой.

Приступая к освоению данной дисциплины, студенту необходимо ознакомиться с представленной ниже учебной программой курса и следовать ее положениям.



ПРОГРАММА КУРСА

 

Введение

Предмет и задачи курса Отечественной истории, его место в системе гуманитарных наук, хронологические и территориальные рамки. Методы, источники, категории исторической науки. Методологические интерпретации исторического процесса (всемирно-историческая, локально-историческая, цивилизационная и другие). Российские исторические школы и их представители. Летописи. Степенная книга. Научная деятельность В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Советская историческая школа, ее особенности. Современные подходы к историческим исследованиям.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.