Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир на примере села и РК. Природоохранные организации и мероприятия. Особенности экологических факторов экосистем высоких широт. Своеобразие цепей питания, особенности минерализации органических веществ под действием бактерий в северных условиях. Взаимосвязь факторов живой и неживой природы на примерах растительных сообществ, характерных для РК. Охраняемые природные территории РК. Красная книга РК. Экологические проблемы РК. Экскурсия в природу «Природные биогеоценозы, сезонные изменения в них». «Причины многообразия видов в природе» (экскурсия в типичную для местности экосистему). Экологические проблемы РК, Сыктывдинского района.
Перечень лабораторных и практических работ:
1. «Устройство светового микроскопа и техника работы с ним»
2. « Строение растительной и животной клеток»
3. «Физиологические свойства клеточной мембраны»
4. «Особенности строения Прокариот и Эукариот»
5. «Изучение морфологии и подсчет хромосом»
6. « Строение половых клеток. Начальная стадия дробления яйцеклетки.»
7. « Геномные и хромосомные мутации»
8. «Построение вариационного ряда вариационной кривой.»
9. «Решение задач на анализ родословной»
10. «Составление своей родословной и ее анализ.»
Примерный список экскурсий
1. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропологических изменений).
2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
3. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Количество лабораторных работ |
Введение в биологию | 3 | ||
Молекулы и клетки | 12 | 2 | |
Клеточные структуры | 6 | 2 | |
Обеспечение клеток энергией | 9 | ||
Наследственная информация и её реализация в клетке | 15 | 1 | |
Индивидуальное развитие и размножение организмов | 11 | 1 | |
Основные закономерности явлений наследственности | 19 | ||
Основные закономерности явлений изменчивости | 11 | 2 | |
Генетические основы индивидуального развития | 10 | ||
Генетика человека | 10 | 2 | |
Годовая промежуточная аттестация | 2 | ||
Итого | 108 | 10 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Дата: 2018-12-21, просмотров: 529.