История проповедничества на Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

История проповедничества на Руси

Лекции II.

 

 

 

Введение.

Период Византийского влияния.

1. Из истории Византийской проповеди.

2. Начало христианской проповеди на Руси

и возникновение древнерусской литературы.

3. Домонгольский этап в развитии русской проповеди. (XI-ХIII вв.)

Епископ Новгородский Лука Жидята (1035-1059 гг.). Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1057-1074). Илларион, митрополит Киевский (1051-1054). Святитель Кирилл, епископ Туровский (1130-1182 г). Общее заключение о проповеди до-монгольского времени.

4. Монгольский этап в истории русской проповеди.

Св. Серапион, епископ Владимирский (1274-1275 гг.). Святитель Алексий, митрополит Московский (1354-1378 гг.). Фотий, митрополит (1409-1431 гг.).

5. Послемонгольский этап ХV-ХVI веков.

Даниил, митрополит Московский (1522-1539 гг.).

Русская проповедь

под латино-польским влиянием.

6. Проповедь юго-запада Руси в ХVI-XVII вв.

Построение юго-западной проповеди. Характерные тон и язык юго-западных проповедников. Митрополит Киевский Петр Могила (1590-1646). Архимандрит Иоанникий (Голятовский) (1658-1688). Архиепископ ЛАЗАРЬ БАРАНОВИЧ (†1694).

7. Распространение схоластической проповеди на северо-восток (XVII-ХVII вв.).

Иеромонах Епифаний Славинецкий (†1675 г.) Симеон Полоцкий. Св. Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.). Митрополит Стефан Яворский (1658-1722 гг.).

Самостоятельная Русская церковная проповедь.

8. Освобождение от латино-польского влияния.

Феофан Прокопович архиепископ Новгородский и Псковский (1661-1736 гг.).

Русская церковная проповедь во второй четверти XVIII века.

Эпоха нравственно-практической проповеди 2-ой половины XVIII в.

Святитель Тихон, епископ Воронежский (1724-1783 гг.). Протоиерей Иоанн Леванда (1734-1814 гг.). Платон Левшин, митрополит Московский (1737-1812 гг.).

9. Русская проповедь в первой половине XIX в.

Филарет Дроздов, митрополит Московский (1782-1867 гг.) Митрополит Филарет как проповедник. Речь митрополита Филарета о Духовной Мудрости или Духовном Просвещении. (в обществе любителей духовного просвещения). Краткое заключение о митрополите Филарете. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857). Проповедничество архиепископа Иннокентия. Протоиерей Родион Путятин (1807-1869 гг.).

 

 

 

Введение.

В программу семинарского курса гомилетики наряду с изучением теоретических основ церковной проповеди входит и рассмотрение истории проповедничества в Русской Православной Церкви.

       Цель настоящего учебного пособия двоякая: с одной стороны, ознакомить учащихся с русской церковной проповедью в ее историческом становлении и развитии, указав как на особенности в плане содержания и формы в каждом из исторических периодов ее существования, так и на те особые влияния, которым она подвергалась; с другой стороны, предложить лучшие образцы отечественного проповедничества, подобрав их таким образом, чтобы они практически могли быть использованы в деле обучения приготавливающихся к проповедническому служению (часть II — хрестоматия).

       В пределах хронологических этапов частные характеристики и биографические сведения о проповедниках предварялись общим обзором периода или определенного направления церковной проповеди. Нам казалось, что отрывки проповеди, к тому же помещенные среди биографических данных, не могут дать представления о проповеднической манере или особенностях того или иного автора, поэтому мы посчитали целесообразным сгруппировать целые, хотя бы и краткие, проповеди в отдельной части пособия — хрестоматии, лишь в отдельных случаях ограничившись значительными отрывками.

       Историю отечественной проповеди в самом общем виде можно разделишь на четыре основных периода:

       Период византийского влияния — Х-ХVI века, который в свою очередь разделяется на этапы — Домонгольский (Х-ХII вв.), эпохи монгольского ига (ХIII-ХV вв.) и Послемонгольский (ХV-ХVI вв.),

       Период латино-польского влияния — ХVI-ХVII века.

       Период относительно самостоятельного развития русской церковной проповеди (ХVIII-ХIХ вв.).

       Период современный (с 1917 г.), в рамках которого выделяются два этапа: а) с 1917 по 1945 гг.; б) с 1946 г, по настоящее время.

 

Русская проповедь

Симеон Полоцкий.

………………

Год спустя Полоцк захватили поляки. В 1664 г. Симеон Полоцкий окончательно переехал в Москву, где в Заиконоспасском монастыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. В этот же период он организует т. н. ученое братство, в которое вошли образованнейшие люди того времени, в т. ч. Сильвестр Медведев. В 1667 г. царь Алексей Михайлович поручает Симеону Полоцкому воспитание своих детей Алексея и Феодора; Полоцкий также занял или, вернее, учредил еще одну должность, — дотоле в России неизвестную, — должность придворного поэта. Активное участие он принимает в борьбе со старообрядцами. На Соборе 1666 г. он выступает с богословским трактатом “Жезл правления,” где полемизирует с “челобитной” попа Никиты и попа Лазаря. По личной просьбе царя трижды ездит увещевать Аввакума.

Симеон Полоцкий призывал к расширению духовного и общего просвещения через школы при монастырях и церквях; он также выступал за создание в Москве Высшего духовного учебного заведения и даже составил его учебный план (т. н. Привилегию Академии), в который включил языки, богословие, философию, риторику и другие науки.

Одним из главных видов литературной деятельности Полоцкого была деятельность проповедническая. Им было написано более 200 проповедей, которые составили сборники “Вечеря душевная” (1681 г.) и “Обед душевный” (1683 г.), изданные уже после смерти их автора. В первом помещены по несколько проповедей на дни воскресные, а во втором — на праздники Господские, Богородичные и святых, а также, в виде прибавления, проповеди по особым случаям: на погребение, против суеверий, о слушании литургии, о взыскании мудрости и т.п. Общая мысль всех вообще проповедей Симеона Полоцкого, находящихся в первом сборнике — это мысль о несоответствии нашей жизни с нравственным законом и о гибельных последствиях этого разлада. Отсюда вытекает у него нравственно-практическое направление проповедей, помещенных в “Обеде.” Например, в 1-м слове в Неделю 30-ю по Пятидесятнице он обличает тех, которые в церкви “о куплях беседуют и совещание о них делают, смехотворят, разглагольствуют и бесчинствуют,” касается порочности жен, “уловляющих юношей вымышлением суетных риз и украшений, белилом и червлением и приводящих мужей своих в обнищание.”

“Вечеря душевная” по преимуществу содержания исторического. Здесь, как и в “Обеде душевном,” проповедник преследует практические цели. Говоря слово в день того или иного святого, Симеон Полоцкий всякий раз старается связать рассказ о его жизни с современной жизнью, сделать его возможно более актуальным и практически применимым.

Одной из самых дорогих для Симеона Полоцкого была идея развития народного просвещения, и связанного с ним воспитания, чему в “Вечере душевной” посвящено несколько проповедей. В проповеди в неделю о блудном сыне проводится мысль, что воспитывает детей пример, жизнь их родителей и вообще окружающая среда. Поэтому родители и воспитатели долины быть чисты во всем: “отец должен быть в дому, как солнце, мать как луна, а чада как звезды.” Воспитывая примером собственной жизни, родители в то же время должны учить детей: молитве, заповедям Божиим, церковному укладу жизни, а также и практическим занятиям. В другом слове (на день св. Марфы) к примеру собственной жизни он советует прилагать еще и наказание для детей: “... снопа аще не млатиши, ореха не разбивши, не приимиши сытости и сходости, чад же аще не биеши, не сподобишися радости.” В “Слове о взыскании премудрости на день Рождества Христова” Симеон Полоцкий побуждает соотечественников к стяжанию научной премудрости и обращается к Алексею Михайловичу с призывом “созидать греческие, славянские и иные училища, учеников умножить, своею милостию и вниманием взыскать благоискусных учителей и всех поощрять на трудолюбие.” При этом Полоцкий не отвергает пользу и светской, и мирской образованности (знание философии, риторики, грамматики), но внушает остерегаться вредного в ней направления. Во многих словах Полоцкий выступает против народных обычаев и суеверий: обличает их с точки зрения просвещения, и с точки зрения религиозно-нравственной, выставляет и смешную, и вредную их стороны, противоречие здравому смыслу и родство с язычеством.

Стиль проповедей у Симеона Полоцкого достаточно прост, чужд вычурности. Конструкции речи естественные и удобопонятные. Мысль каждого поучения высказывается определенно, нет ни бесцельных отступлений в сторону, ни искусственных приложений. Сухим абстракциям, особенно затруднительным для понимания на слух, Полоцкий предпочитает описания и рассказы, которые наглядно предоставляют мысль и сообщают проповеди художественную изобразительность. Вместе с тем иером. Симеон не был совершенно свободен от влияния юго-западной схоластической гомилетики. Так, в сложных словах, т. е. произнесенных на дни, когда совпадают два или более праздников, он совершенно искусственно, путем надуманных аллегорических построений пытается находить связь между ними. Свойственны Полоцкому и такие схоластические приемы, как толкование имени, стремление к поверхностному символизму, примеры из языческой мифологии, использование светских источников и апокрифов. Например, в слове на день пророка Ионы проповедник, объяснив значение имени “Иона” (голубица), отыскивает сходство между свойствами голубя и дарами Св. Духа и, прилагая и то, и другое к Ионе, находит, что пророк причастен всем семи дарам Св. Духа. Но во всяком случае проповеди иером. Симеона Полоцкого были замечательным явлением в свою эпоху, а многие из них в настоящее время могут быть пригодны для проповедников.

 

Литература:

Симеон Полоцкий Обед душевный, М., 1681.

Вечеря душевная, М., 1683.

Избранные произведения, М. -Л. 1953.

Православное обозрение. 1860 г., кн. 3.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХVII вв., Эпохи и стили. Л., 1973, с. 165-214.

Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого, “ТОДРЛ,” М. -Л., 1948, т. У1, С. 125-163.

       Татарский И. А. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М., 1866.

       В. Попов. Симеон Полоцкий как проповедник, М., 1886,

 

Самостоятельная Русская церковная проповедь.

 

Русская церковная проповедь

Ой половины XVIII в.

Во 2-ой половине ХVIII столетия (в государстве это правление Екатерины II) проповедь окончательно входит в ряд обыкновенных явлений и становится необходимой существенной частью богослужения не только в придворных церквах и кафедральных соборах, но и в монастырях, приходских церквах, словом, повсеместно. Для нужд сельских священников, не получивших достаточного образования, Св. Синодом был издан в 1775 г. “Сборник поучений различных авторов на весь год,” так что и они получили возможность произносить с амвона слово назидания. Следует указать, что развитию русской проповеди весьма способствовал подъем уровня высшего и среднего духовного образования, в чем немалая заслуга принадлежит Московским Духовным школам.

Проповедь указанной эпохи как по содержанию, так и по своему внутреннему и внешнему характеру заметно отличается от проповедничества 1-ой половины ХVIII столетия. Она приобретает нравственно-практический характер, гораздо менее интересуясь событиями политическими. Такое направление отвечало требованию времени, ибо в связи с проникновением в Россию различных западных учений, в большинстве своем отрицавших всякую веру и провозглашавших нравственную распущенность, требовалось усилить в проповеди нравственно-практический элемент.

По внешней стороне проповедь стала отличаться большей простотой и безыскусственностью. В целом можно сказать, что философские воззрения деистов и материалистов, широко распространявшиеся тогда мистицизм и квиетизм, нашли достаточно сильную оппозицию в современном им проповедничестве. В противоположность отрицанию веры в Бога, во Святую Троицу, в воплощение Сына Божия, в бессмертие, в Промысел Божий и в другие догматы православной веры, проповедники доказывали, сколь губительно распространение в обществе совершенного неверия и раскрывали значение веры как в частной, так и в общественной жизни..

Отвечая на ходячие воззрения о морали и социальных отношениях, проповедь 2-ой половины ХVIII века ставит своей задачей уяснить идеал нравственности человека, подорвать ложные основы эгоизма, который просвечивался в мнимо гуманных цивилизаторских устремлениях светских законодателей общественного мнения, и построить прочную, твердо обоснованную систему социальных и гражданских отношений, пробудить ревность к самопожертвованию и бескорыстному служению целям общества и государства.

Наиболее видными проповедниками этой эпохи были св. Тихон, епископ Воронежский; митрополит Московский Платон Левшин, киевский протоиерей Иоанн Леванда (о них см. ниже), а также архиепископ Астраханский Анастасий Братановский, архиеп. Белорусский Георгий, митр. Петербургский Гавриил.

 

Речь митрополита Филарета

История проповедничества на Руси

Лекции II.

 

 

 

Введение.

Период Византийского влияния.

1. Из истории Византийской проповеди.

2. Начало христианской проповеди на Руси

и возникновение древнерусской литературы.

3. Домонгольский этап в развитии русской проповеди. (XI-ХIII вв.)

Епископ Новгородский Лука Жидята (1035-1059 гг.). Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1057-1074). Илларион, митрополит Киевский (1051-1054). Святитель Кирилл, епископ Туровский (1130-1182 г). Общее заключение о проповеди до-монгольского времени.

4. Монгольский этап в истории русской проповеди.

Св. Серапион, епископ Владимирский (1274-1275 гг.). Святитель Алексий, митрополит Московский (1354-1378 гг.). Фотий, митрополит (1409-1431 гг.).

5. Послемонгольский этап ХV-ХVI веков.

Даниил, митрополит Московский (1522-1539 гг.).

Русская проповедь

под латино-польским влиянием.

6. Проповедь юго-запада Руси в ХVI-XVII вв.

Построение юго-западной проповеди. Характерные тон и язык юго-западных проповедников. Митрополит Киевский Петр Могила (1590-1646). Архимандрит Иоанникий (Голятовский) (1658-1688). Архиепископ ЛАЗАРЬ БАРАНОВИЧ (†1694).

7. Распространение схоластической проповеди на северо-восток (XVII-ХVII вв.).

Иеромонах Епифаний Славинецкий (†1675 г.) Симеон Полоцкий. Св. Димитрий, митрополит Ростовский (1651-1709 гг.). Митрополит Стефан Яворский (1658-1722 гг.).

Самостоятельная Русская церковная проповедь.

8. Освобождение от латино-польского влияния.

Феофан Прокопович архиепископ Новгородский и Псковский (1661-1736 гг.).

Русская церковная проповедь во второй четверти XVIII века.

Эпоха нравственно-практической проповеди 2-ой половины XVIII в.

Святитель Тихон, епископ Воронежский (1724-1783 гг.). Протоиерей Иоанн Леванда (1734-1814 гг.). Платон Левшин, митрополит Московский (1737-1812 гг.).

9. Русская проповедь в первой половине XIX в.

Филарет Дроздов, митрополит Московский (1782-1867 гг.) Митрополит Филарет как проповедник. Речь митрополита Филарета о Духовной Мудрости или Духовном Просвещении. (в обществе любителей духовного просвещения). Краткое заключение о митрополите Филарете. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857). Проповедничество архиепископа Иннокентия. Протоиерей Родион Путятин (1807-1869 гг.).

 

 

 

Введение.

В программу семинарского курса гомилетики наряду с изучением теоретических основ церковной проповеди входит и рассмотрение истории проповедничества в Русской Православной Церкви.

       Цель настоящего учебного пособия двоякая: с одной стороны, ознакомить учащихся с русской церковной проповедью в ее историческом становлении и развитии, указав как на особенности в плане содержания и формы в каждом из исторических периодов ее существования, так и на те особые влияния, которым она подвергалась; с другой стороны, предложить лучшие образцы отечественного проповедничества, подобрав их таким образом, чтобы они практически могли быть использованы в деле обучения приготавливающихся к проповедническому служению (часть II — хрестоматия).

       В пределах хронологических этапов частные характеристики и биографические сведения о проповедниках предварялись общим обзором периода или определенного направления церковной проповеди. Нам казалось, что отрывки проповеди, к тому же помещенные среди биографических данных, не могут дать представления о проповеднической манере или особенностях того или иного автора, поэтому мы посчитали целесообразным сгруппировать целые, хотя бы и краткие, проповеди в отдельной части пособия — хрестоматии, лишь в отдельных случаях ограничившись значительными отрывками.

       Историю отечественной проповеди в самом общем виде можно разделишь на четыре основных периода:

       Период византийского влияния — Х-ХVI века, который в свою очередь разделяется на этапы — Домонгольский (Х-ХII вв.), эпохи монгольского ига (ХIII-ХV вв.) и Послемонгольский (ХV-ХVI вв.),

       Период латино-польского влияния — ХVI-ХVII века.

       Период относительно самостоятельного развития русской церковной проповеди (ХVIII-ХIХ вв.).

       Период современный (с 1917 г.), в рамках которого выделяются два этапа: а) с 1917 по 1945 гг.; б) с 1946 г, по настоящее время.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.