Быт. 18, 1-8: Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Образ Пресвятой Троицы у дуба Мамрийского[43]. Прообраз новозаветного Богоявления.
Обетование рождения сына. Смех Сарры (Быт. 18, 9-15).
Извещение Божие о конце Содома и Гоморры (Быт. 18, 17-21).
Быт. 18, 22-33: Заступничество Авраама. О силе молитвы праведника.
Содом и Гоморра
Быт. 19, 1-11: Лот принимает двух ангелов. Суть содомского греха.
Быт. 19, 12-14: Зятья Лота не верят ему.
Быт. 19, 15-23: Семья Лота покидает Содом. Путь нечестивца погибнет. Об ангельской помощи. Необходимость решительности при оставлении нечестия.
Быт. 19, 24-28: Разрушение Содома[44] и Гоморры[45].
Грех дочерей Лота. Происхождение Моавитян[46] и Аммонитян[47] (Быт. 19, 30-38).
Авраам и Авимелех
Переселение[48] Авраама. Грех неведения Авимелеха[49] (Быт. 20, 1-7).
Молитва Авраама об Авимелехе (Быт. 20, 8-18).
Рождение Исаака
Быт. 21, 1-7: Рождение и обрезание Исаака[50].
Изгнание из дома Авраама Агари и Исмаила (Быт. 21, 15-21).
Авраам переселяется в Вирсавию[51] (Быт. 21, 33-34).
Высшее испытание веры Авраама
Быт. 22, 1-8: Бог испытывает Авраама. Повеление Божие принести в жертву своего единственного сына Исаака на горе Мориа[52]. Непоколебимость Авраама в послушании Богу.
Быт. 22, 9-14: Бог останавливает Авраама[53]. Исаак, как прообраз жертвы Спасителя мира.
Быт. 22, 15-19: Повторение благословения Божия к Аврааму.
Смерть и погребение Сарры (Быт. 23).
Женитьба Исаака
Наказ Авраама рабу своему относительно женитьбы Исаака (Быт. 24, 1-9).
Раб следует в Месопотамию[54]. Молитва раба о помощи Божией в выборе невесты (Быт. 24, 10-14).
Встреча раба с Ревеккой[55] (Быт. 24, 15-33).
Раб сватает Ревекку за Исаака (Быт. 24, 34-49).
Ревекка соглашается пойти с рабом Авраама (Быт. 24, 50-61).
Ревекка делается женой Исаака (Быт. 24, 62-67).
Быт. 25, 7-11: Смерть Авраама.
Рождение Исава и Иакова
Быт. 25, 19-26: Рождение Исава[56] и Иакова[57]: “больший будет служить меньшему”.
Быт. 25, 27-34: Исав продает свое первородство. О пренебрежении к отеческому благословению. Исав - начальник рода Идумеян.
Исаак и Авимелех
Быт. 26, 1-5: Исаак переселяется в Герар[58]. Подтверждение завета Исааку.
Исаак обманывает Авимелеха о Ревекке (Быт. 26, 6-11).
Богатство Исаака. Засыпание колодцев. Зависть Филистимлян (Быт. 26, 12-16).
Спор Исаака с Авимелехом о колодцах. Союз между Исааком и Авимелехом. Исаак поселяется в Вирсавии (Беэршива) (Быт. 26, 17-33).
Благословение Иакова и Исава
Женитьба Исава в тягость Исааку и Ревекке (Быт. 26, 34-35).
Отец готовится к благословению сына. Исав охотится за дичью (Быт. 27, 1-5).
Ревекка и Иаков прибегают к хитрости (Быт. 27, 6-17).
Иаков выдает себя за Исава и подходит за благословением к отцу (Быт. 27, 18-26).
Быт. 27, 27-29: Благословением Исааком Иакова.
Исав подходит к отцу и просит благословения (Быт. 27, 30-38).
Быт. 27, 39-40: Благословение Исааком Исава[59].
Исав обещает убить Иакова. Ревекка советует Иакову убежать к Лавану[60] (Быт. 27, 41-46).
Быт. 28, 1-5: Исаак отсылает Иакова к Лавану. Окончательное благословение младшего сына перед дорогой в Харран[61]. Первородство по благодати.
Исав берет себе третью жену из дочерей Исмаила (Быт. 28, 6-9).
Сон Иакова
Быт. 28, 10-22: Иаков в Вефиле[62]. Сон Иакова на камне. Лествица[63] - чудесный символ божественного промышления о земле, прообраз Пресвятой Богородицы. Повторение Иакову Обетования, данного некогда Аврааму и Исааку.
Иаков и Лаван
Иаков встречается с Рахилью у колодезя (Быт. 29, 1-12).
Иаков встречается с Лаваном (Быт. 29, 13-14).
Иаков семь лет работает за Рахиль[64] (Быт. 29, 15-20).
Лаван обманывает Иакова и дает ему в жены Лию[65] (Быт. 29, 21-25а).
Иаков наконец получает в жены Рахиль и работает еще семь лет (Быт. 29, 15-30).
Рождение сыновей Иакова:
Рувим, Симеон, Левий, Иуда - сыновья от Лии (Быт. 29, 31-35).
Дан и Неффалим - сыновья от служанки Рахили Валлы (Быт. 30, 1-8).
Гад и Ассир - сыновья от служанки Лии Зелфы (Быт. 30, 9-13).
Иссахар и Завулон - последние сыновья Лии (Быт. 30, 14-20).
Дина - дочь Лии (Быт. 30, 21).
Иосиф - сын Рахили (Быт. 30, 22-24).
Сделка Иакова с Лаваном (Быт. 30, 25-43).
Иаков намеривается вернуться домой. Господь призывает Иакова к возвращению (Быт. 31, 1-16).
Бегство Иакова
Иаков уходит незаметно. Рахиль похищает идолов отца (Быт. 31, 17-22).
Лаван догоняет Иакова на горе Галаад[66] (Быт. 31, 23-32).
Лаван ищет похищенных идолов (Быт. 31, 33-42).
Иаков и Лаван заключают союз друг с другом (Быт. 31, 43-55).
Встреча Иакова с Исавом
Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву (Быт. 32, 1-5).
Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову (Быт. 32, 6-8).
Быт. 32, 9-12: Молитва Иакова при переходе через Иордан.
Быт. 32, 13-21: Иаков отсылает подарки Исаву.
Быт. 32, 22-32: Иаков получает имя Израиль.
Быт. 33, 1-11: Встреча Иакова с Исавом. Молитва и смирение умягчает сердце врага.
Исав возвращается в Сеир[67] (Быт. 33, 12-16).
Иаков поселяется близ Сихема (Быт. 33, 18-20).
Краткая историческая справка - страна Идумея:
Идумея, страна Эдомская, Идумеяне - страна, народ получившие свое название от Исава, или Эдома. Эта страна лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе земля или гора Сеир, в Библейские времена составляла небольшую полосу земли между пустыней Син на запад и Каменистою Аравией на восток. Климат в ней был превосходный и она отличалась особенным плодородием почвы.
Царство Едом имело около 100 км в ширину и 180 км в длину, то есть его площадь составляла около 18000 кв. км.
Древней столицей Идумеи был город Восора, вероятно нынешний Бессеира, упоминаемый в книге пророка Исаии (53, 1). Другими городами были:
После смерти Саула едомиты при первой же возможности показали свою ненависть к Израилю. Когда Давид воевал в северной Сирии с Адраазаром, царем Сувским, Едом, по всей видимости, напал на южную часть Иудеи и даже угрожал Иерусалиму. Однако по возвращении Давида более древнее царство Едом значительно уменьшилось в размерах, уступив часть территории более молодому Израилю; восемнадцатитысячное войско Едома было разбито в Соляной долине у южной оконечности Мертвого моря.
Давид покорил Едом, который оставался под владычеством Иудеи даже во времена разделенного царства вплоть до прихода к власти Иорама (середина IX в. до Р.Х.).
Села сделалась в последствии столицей Идумеи. Более известна она в греческом переводе под названием Петра. (Села означает камень по-древнееврейски, Петра - по-гречески). Лет через пятьдесят после смерти Иорама царь Иудейский Амасия (875-800 гг. до Р.Х.) захватил Едом и крепость Селу. Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, триумфальных ворот открыты в 1812 году Буркгардтом, в местности Вади-Муза, к востоку от горы Ор, на которой скончался первосвященник Аарон. Этот город, как известно (4 Цар. 14, 7) был взят царем Амасией, причем 10 тысяч Идумеян пало в сражении и 10 тысяч пленных Идумеев были низринуты победителями с утесов.
“Петра, столица земли Едомской, была одним из чудес древнего мира, - пишет Дейвис. Этот город был воздвигнут на гигантской скале, и многие здания были выдолблены в камне. Поразителен вид Петры, с ее домами, уходящими вглубь скальной породы - красивого розового камня. Город был практически неуязвим для вражеского нападения”.
Пророчество о Едоме завершилось с падением Ассирии. “Свобода, полученная Едомом от Иудеи, - пишет Говард Вос, - обернулась лишь передышкой перед тем, как царство попало под еще более сильный гнет, на этот раз Ассирийский”. “Когда ослабела Ассирия, - продолжает ученый, - Едом, наряду с другими народами был поглощен ордами халдеев, налетевшими из Трансиордании”.
Набеяне, видимо, и есть те самые “сыны Востока”, упомянутые в книге Иезекииля (25, 4) где-то в VI веке до Р. Х. вытеснили едомлян из их горных укреплений и заняли город Петру.
Ко времени рождения Господа нашего Иисуса Христа город Петра была процветающим городом, являясь конечным пунктом одного из великих торговых путей Азии. В Петре арабы сбывали свои пряности и благовония.
Во времена Римской империи, согласно “Библейскому словарю Уингера”, “едомляне составляли одно целое с еврейским народом, и вся область нередко называлась римскими и греческими авторами Идумеей. Непосредственно перед осадой Иерусалима императором Титом (70 г. по Р.Х.) около 20 тысяч идумейцев были впущены в Священный Город, наполнив его грабежом и кровопролитиями. С этого времени едомляне, как отдельный народ, исчезаают со страниц истории.
И даже в наши дни, когда слава о Петре распространилась по всему миру, число людей, которые видели этот город, остается ничтожно малым. Он остается затерянным и заброшенным, являя собой один из самых странных и прекрасных пейзажей в мире: огромный живописный некрополь, охраняемый орлами...”
Третий древний Идумейский город Феман упоминается еще в книге Бытия (36, 34). По всей видимости это нынешний город Маан, к югу от Петры. Жители Фемана славились особенной мудростью (Иер. 49, 7). Некогда расположенный на восточной границе земли Едомской, он остался единственным поселением этой земли, избежавшим рарушения.
Последующая жизнь Иакова
История с Диной (Быт. 34).
Иаков переселяется в Вефиль (Быт. 35, 1-4).
Устройство жертвенника в Вефиле (Быт. 35, 5-8).
Быт. 35, 9-15: Подтверждение Обетования Иакову.
Рождение Вениамина и смерть[68] Рахили (Быт. 35, 16-21).
Смерть Исаака в Хевроне (Быт. 35, 27-29).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.