ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТНОЙ РЕЧИ
ПЕРВЫЙ БЛОК Направлен на исследование экспрессивной речи, состоит из пяти серий. Первая серия: Оценивается уровень моторной реализации высказывания.
А) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики
Инструкция для ребенка Делай, пожалуйста, так, как я скажу.
Надуй щеки.
Одну щеку.
Другую.
Вытяни губы вперед «трубочкой».
Упри язык в правую щеку.
Помести язык между верхними зубами и верхней губой.
Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Повторяй за мной движения.
Язык «лопаткой» — широкий распластанный язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт.
Упражнение «маятник» — рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому.
Упражнение «качели» — рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы.
Чередование движений губами: «улыбка» — «трубочка».
Оценки
3 — точное и правильное выполнение;
2 — замедленное и напряженное выполнение или выполнение по показу;
1 — длительный поиск позы или неполный объем движения (или отклонения) в конфигурации;
0 — невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).
Максимальная оценка — 30 баллов.
Б) Исследование звукопроизнесения
Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова.
Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й).
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; Л, ЛЬ; Р, РЬ; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.
6 — нормативное произношение всех звуков группы;
4 — все звуки произносятся правильно, но в спонтанной речи один звук или несколько звуков группы подвергаются искажениям или заменам (то есть недостаточно автоматизированы);
2 — искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 — искажаются или заменяются либо несколько звуков группы, либо все звуки.
О произношении каждого звука в разной позиции и при разной степени самостоятельности речи можно судить по ходу дальнейшего обследования. Таким образом, окончательная оценка звукопроизнесения осуществляется по результатам обследования в целом.
Максимальная оценка — 30 баллов.
В) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
Инструкция для ребенка Повторяй за мной слова:
Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр
Оценки
3 — четкое и правильное воспроизведение слова;
2 — замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
1 — нарушение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление звуков внутри слова);
0 — нарушение звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.
Максимальная оценка — 30 баллов.
Г) Повторение цепочек слогов
Инструкция для ребенка Повторяй за мной слоги:
а-и-у — у-а-и
би-ба-бо — бо-ба-би
ба-па — па-ба
са-ша — ша-са
ча-тя — тя-ча
ма — на
жа — ща
ла —ра
ма-на-ма — на-на-ма
жа-ша-ша — ша-жа-ша
ла-ра-ра — ра-ра-ла
ца-са-ца
Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Предъявляется вначале первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребенком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). В этой серии оцениваются только 10 проб, выделенных жирным шрифтом. Выполнение остальных цепочек учитывается при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».
Оценки
3 — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 — напряженное или замедленное воспроизведение;
1 — уподобление слогов с самокоррекцией;
0 — уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
Максимальная оценка — 30 баллов.
Максимальная оценка за всю серию — 120 баллов.
Вторая серия Исследуются словообразовательные навыки.
А) Называние детенышей животных
Инструкция для ребенка Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто
у козы, собаки,
волка, курицы,
утки, свиньи,
лисы, коровы,
льва, овцы?
Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. В связи с этим целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб этого задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.
Оценки
3 — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.),
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальная оценка — 30 баллов.
Б) Образование относительных прилагательных
Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то
варенье из вишни — какое? Кисель из клюквы?
Варенье из яблок? Салат из моркови?
Варенье из сливы? Суп из грибов?
Кукла из соломы? Лист дуба?
Горка изо льда? Лист осины?
Оценки
3 — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке (сливочное варенье);
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальная оценка — 30 баллов.
В) Образование качественных прилагательных
Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста,
за хитрость называют хитрым, а за жадность? За трусость?
Если днем мороз, то день какой? Если дождь?
Если ветер?
Оценки
3 — правильная форма;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — неправильная форма для данного задания, но имеющаяся в языке (дождевой, ветряной);
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Г) Образование притяжательных прилагательных
Инструкция для ребенка Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья, то
у волка какая? У льва?
У медведя? Клюв у птицы?
Гнездо у орла?
Оценки
3 — правильная форма;
2 — самокоррекция;
1 — коррекция после стимулирующей помощи;
0 — неправильная форма слова или отказ.
Максимальная оценка — 15 баллов.
Максимальная оценка за всю серию — 90 баллов.
Третья серия Исследуется синтаксис, или возможности грамматического структурирования.
Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки.
С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям.
Критерий грамматического оформления
Это основные оценки серии, именно они затем суммируются в общий балл. Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.
Критерий лексического оформления
Это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом задании кроме последнего. Потом штрафные очки суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи (в пятой серии).
Оценки ставятся единообразно для всех проб, исходя из правила «чем грубее ошибка, тем выше штрафной балл»:
0 — отсутствие лексических трудностей;
1 — поиск слова с нахождением нужного;
2 — семантически близкая словесная замена;
3 — далекая словесная замена или неадекватное использование вербальных средств.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 536.